УДК 338.2 Невоструев Ф.Л., Дуктанов К.Д., Якушев Н.М.
Невоструев Ф.Л.
магистрант
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова (г. Ижевск, Россия)
Дуктанов К.Д.
магистрант
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова (г. Ижевск, Россия)
Якушев Н.М.
кандидат технических наук, доцент кафедры «Промышленное и гражданское строительство»
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова (г. Ижевск, Россия)
ВЛИЯНИЕ ИЗНОСА ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация: в статье анализируется воздействие состояния дорожной инфраструктуры на инвестиционную привлекательность регионов. Износ дорог оказывает негативное влияние на транспортные издержки, безопасность и мобильность населения, что затрудняет привлечение внешнего капитала и инвестиции в экономику региона. Исследуются основные экономические и социальные аспекты этой проблемы, а также перспективы решения на примере российских и международных практик.
Ключевые слова: инфраструктура, дорожная сеть, инвестиционная привлекательность, износ дорог, транспортные издержки, инвестиционные риски, качество жизни, экономическое развитие, региональная экономика, государственные программы.
Современное экономическое развитие региона невозможно без качественной транспортной инфраструктуры, которая связывает производственные мощности с рынками сбыта и предоставляет доступность для бизнеса и населения. Однако, в условиях ограниченного финансирования, недостаточного внимания к поддержанию и обновлению дорожных сетей, инфраструктура постепенно изнашивается, теряя свои эксплуатационные свойства. Это вызывает существенные экономические и социальные последствия, включая снижение инвестиционной привлекательности региона, отток капитала и замедление деловой активности.
Влияние износа дорожной инфраструктуры на экономическую активность.
Износ дорожной инфраструктуры приводит к увеличению транспортных издержек и сдерживанию деловой активности. Состояние дорог напрямую влияет на скорость и стоимость логистики: плохие дороги увеличивают время в пути, расходы на топливо и ремонт транспортных средств, что снижает конкурентоспособность компаний. В отдалённых районах с изношенной инфраструктурой наблюдается замедление товарооборота на 5-7% по сравнению с регионами с качественной дорожной сетью. Это заставляет компании пересматривать привлекательность региона для размещения бизнеса, особенно в производственном и агропромышленном секторах.
Кроме того, состояние инфраструктуры определяет уровень инвестиционного риска региона. Изношенные дороги повышают вероятность транспортных сбоев и аварий, что сказывается на производственных цепочках. Логистические и операционные сбои, вызванные задержками и авариями на дорогах, приводят к недовольству клиентов и финансовым убыткам для бизнеса. Исследования показывают, что уровень логистических рисков коррелирует с
индексами инвестиционной привлекательности региона. Например, международные отчёты указывают, что регионы с хорошими дорогами привлекают больше капитала и инвесторов, чем регионы с изношенной сетью.
Износ дорог негативно воздействует на занятость и качество жизни населения. Плохое состояние дорог ограничивает доступ к рабочим местам, школам, медицинским учреждениям и социальным объектам. В районах с неудовлетворительной транспортной доступностью наблюдается рост уровня безработицы, поскольку работодатели теряют доступ к квалифицированным кадрам. Это ухудшает социально-экономическую ситуацию и ведет к оттоку населения, затрудняя привлечение новых инвестиций и усугубляя демографическую ситуацию в регионе.
Социальные и экологические аспекты влияния износа дорожной инфраструктуры.
Состояние дорог непосредственно связано с уровнем аварийности. Износ дорожной инфраструктуры способствует увеличению числа ДТП и уровня загрязнения окружающей среды. Состояние дорог напрямую связано с аварийностью: на изношенных покрытиях аварии случаются чаще, что снижает транспортную безопасность и увеличивает затраты на аварийное реагирование. Кроме того, плохое качество дорог вынуждает водителей чаще тормозить и использовать больше топлива, что увеличивает выбросы выхлопных газов и усиливает загрязнение окружающей среды. Это негативно влияет на общее качество жизни в регионе и приводит к дополнительным издержкам, которые могут быть неочевидны в краткосрочной перспективе, но имеют долгосрочные экологические последствия.
Также ухудшается общественное восприятие региона как комфортного места для жизни и работы. Износ дорожной сети влияет на имидж региона, что отражается на решении потенциальных инвесторов, которые при оценке привлекательности учитывают инфраструктурные аспекты. Со временем это формирует устойчивое представление о регионе как о территории с низким уровнем жизни и малопривлекательными условиями для бизнеса.
Решения и стратегии по улучшению дорожной инфраструктуры.
Для обновления и улучшения дорожной инфраструктуры применяются различные подходы, включая государственные программы, использование инноваций и технологий, а также частно-государственное партнёрство.
Государственные программы и инвестирование в обновление дорожной инфраструктуры становятся важной стратегией во многих странах. Так, правительство запускает проекты, направленные на повышение безопасности, качества и доступности дорог. Например, национальный проект «Безопасные и качественные дороги» нацелен на модернизацию ключевых транспортных коридоров и подъездных дорог, что позволяет не только улучшить инфраструктуру, но и привлекать инвестиции, снижая транспортные и логистические расходы для бизнеса.
Кроме того, использование инноваций и технологий, таких как «умные дороги», системы мониторинга и прогнозирования износа, активно внедряется в ряде развитых стран. Новые покрытия и технологии помогают продлить срок службы дорог, а цифровые решения позволяют отслеживать их состояние и прогнозировать необходимость ремонта. Это снижает риски, повышает долговечность сетей и оптимизирует планирование бюджетов на ремонтные работы.
Частно-государственные партнёрства (ЧГП) становятся ещё одним важным инструментом для улучшения инфраструктуры. При таких партнёрствах государство и частные компании работают над совместными проектами, в которых бизнес участвует в финансировании и управлении дорожными объектами. Это повышает эффективность управления и ускоряет реализацию проектов, а для частного капитала такие долгосрочные вложения обеспечивают стабильную прибыль.
Заключение.
Износ дорожной инфраструктуры существенно влияет на инвестиционную привлекательность регионов, замедляя экономическое развитие и создавая неблагоприятные условия для бизнеса. Устранение данной
проблемы требует комплексного подхода, включающего модернизацию инфраструктуры, инвестиции в инновации, использование программ государственного и частного финансирования. Повышение качества дорожной сети должно стать приоритетом для регионального развития, поскольку это не только снижает затраты для бизнеса, но и способствует росту занятости, улучшению качества жизни и формированию положительного имиджа региона для инвесторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воронков И.Е. Оценка надежности участников инвестиционно-строительных проектов как элементов организационной структуры: дис. конд. техн. наук: 05.02.22. МГСУ. - Москва, 2018. - 212 с;
2. М.А. Федорченко Управление инновациями в дорожном хозяйстве // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25, вып. 2;
3. Олейник П.П., Шатрова А.И. Инновационные методы организации строительства // Технология и организация строительного производства. - 2016. - № 1. - С. 18-20;
4. Зимелис Е.В. Проблемы внедрения инноваций в дорожной отрасли // Управление инновациями: теория, методология, практика. - М. - 2012. - №3. - С. 77-83;
5. Демидов, В.А. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития // Изд-во ВолГУ, 2008. - 318 с
Nevostruev F.L., Duktanov K.D., Yakushev N.M.
Nevostruev F.L.
Izhevsk State Technical University (Izhevsk, Russia)
Duktanov K.D.
Izhevsk State Technical University (Izhevsk, Russia)
Yakushev N.M.
Izhevsk State Technical University (Izhevsk, Russia)
IMPACT OF ROAD INFRASTRUCTURE WEAR ON INVESTMENT ATTRACTIVENESS
Abstract: the article analyzes the impact of the state of the road infrastructure on the investment attractiveness of the regions. Road wear has a negative impact on transport costs, safety and mobility of the population, which makes it difficult to attract external capital and investment in the region's economy. The main economic and social aspects of this problem are investigated, as well as the prospects for solving them using the example of Russian and international practices.
Keywords: infrastructure, road network, investment attractiveness, road wear, transport costs, investment risks, quality of life, economic development, regional economy, government programs.