Научная статья на тему 'Стандарт деятельности как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона'

Стандарт деятельности как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT ATTRACTIVRENESS OF REGIONS / STANDARD OF ACTIVITY / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Надежда Станиславовна

Проанализирована система повышения инвестиционной привлекательности региона и роль стандарта в улучшении инвестиционного климата. Дана оценка возможности регионов по реализации стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, предложены направления по повышению инвестиционной привлекательности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard of activities as method of improving a regional investment climate

We have analyzed the system of improving of a regional investment climate and the role of standards in such an improvement. The possibilities of regions of the Russian Federation to realize the standard of the executive authorities's activity on providing a good investment climate, and possible directions to increase the regional investment attractiveness are shown.

Текст научной работы на тему «Стандарт деятельности как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 332.146.2

Н. С. Давыдова

СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Проанализирована система повышения инвестиционной привлекательности региона и роль стандарта в улучшении инвестиционного климата. Дана оценка возможности регионов по реализации стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, предложены направления по повышению инвестиционной привлекательности регионов.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, стандарт деятельности, инвестиционный климат.

Агентство стратегических инициатив разработало «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата», который призван усовершенствовать деятельность в субъектах Российской Федерации по привлечению инвестиций в регионы [1]. Стандарт предусматривает мероприятия краудсорсорсинга как активного взаимодействия бизнеса и органов власти. Региональные органы власти должны разработать инвестиционную стратегию региона и сформировать необходимую инфраструктуру, план создания инвестиционных объектов, создать специализированную структуру по привлечению инвестиций. Данная структура обеспечивает режим «одного окна» для инвесторов, продвигает инвестиционные проекты региона в России и за рубежом, обеспечивает взаимодействие с инвестиционными и венчурными фондами и другими организациями.

Важно, что стандарт включает наличие канала прямой связи бизнеса и руководства субъекта Российской Федерации, а также создание специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционных возможностях региона. Реализация всех этих инициатив предполагает осуществление программ повышения компетентности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация стандарта основывается на соблюдении показателей эффективности. Если для руководителей федерального уровня установлено 43 критерия, то для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц регионов - 9, в том числе оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда, состояние рынка труда, качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры, инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций, развитие среднего и малого предпринимательства, улучшение предпринимательского климата в сфере строительства, повышение доступности энергетической инфраструктуры, в том числе предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения [1].

Содержание стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе приведено на рис. 1.

Для реализации данных показателей Агентством стратегических инициатив разработана «дорожная карта» к благоприятному инвестиционному климату. Факторы, обуславливающие необходимость разработки дорожных карт, приведены на рис. 2. Как данная, так и другие дорожные карты («Оптимизация процедур регистрации предприятий», «Оптимизация процедур регистрации собственности», «Расширение доступа среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»), по мнению разработчиков, позволяют достигнуть «быстрых побед» по направлениям системной трансформации экономики, а также закладывают основу для новой системы оценки деятельности федеральных и региональных ведомств [2].

Для оценки возможностей реализации стандарта рассмотрим стартовые условия развития, то есть некоторые показатели развития Российской Федерации и субъектов Федерации Приволжского федерального округа [1; 3]. Среднегодовая численность занятых в экономике в Удмуртской Республике составляет 1,1% от показателя Российской Федерации, валовой региональный продукт в 2010 г. - 0,7%, объем отгруженных товаров обрабатывающих производств - 0,69%, зато продукция сельско-

го хозяйства - 1,4%. К сожалению, наблюдается низкий уровень инвестиций в основной капитал, а также экспорта и импорта. Есть регионы, где доля инвестиций в основной капитал превышает удельный вес субъекта РФ по показателю «Валовой региональный продукт» - это Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Нижегородская область, Пензенская область и Ульяновская область (табл. 1).

Содержание стандарта деятельности органов власти субъекта РФ

Стратегия субъекта РФ в области благоприятного инвестиционного климата

Утверждение высшими органами государственной власти субъекта РФ Инвестиционной стратегии региона

Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе

Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта РФ»

Создание условий для осуществления инвестиционной деятельности в субъекте РФ

Принятие нормативного правового акта субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности

Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата

Наличие организации по привлечению инвестиций

Наличие инфраструктуры для размещения объектов инвесторов, в т.ч. технопарков

Наличие механизмов проф- подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов

Создание специализированного двуязычного интернет- портала об инвестиционной деятельности

Наличие в субъекте РФ единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»

Г арантии инвесторам

Принятие высшим должностным лицом субъекта РФ инвестици-онной декларации региона

Принятие акта, регламентирующего процедуру оценки воздействия актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность

Наличие системы обучения сотрудников органов государственной власти субъектов РФ по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

Включение потребителей энергоресурсов в состав региональной энергетической комиссии

Наличие канала прямой связи руководства субъекта РФ для оперативного решения вопросов

Рис. 1. Содержание стандарта деятельности органов власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе

Рис. 2. Факторы разработки дорожных карт

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2013. Вып. 3

Таблица 1

Удельный вес субъектов РФ в развитии РФ в 2011 г. [3]

Субъекты РФ Среднегодовая численность занятых Валовой региональный продукт в 2010 г. Объем отгруженных товаров (обрабатывающие производства) Продукция сельского хозяйства Объем выполненных работ «Строительство» Поступление платежей в бюджетную систему РФ Инвестиции в основной капитал Экспорт Импорт

ПФО 21,2 15,0 22,47 24,4 16,0 15,55 15,6 12,1 5,0

Республика Башкортостан 2,6 2,0 3,61 3,3 2,0 2,03 1,7 2,2 0,3

Республика Марий Эл 0,5 0,2 0,32 0,7 0,2 0,12 0,2 0,1 0,0

Республика Мордовия 0,6 0,3 0,39 1,2 0,5 0,19 0,4 0,0 0,1

Республика Татарстан 2,7 2,7 3,79 4,6 4,4 2,90 3,6 4,2 1,0

Удмуртская Республика 1,1 0,7 0,69 1,4 0,5 0,97 0,6 0,2 0,2

Чувашская Республика 0,8 0,4 0,50 1,0 0,5 0,29 0,5 0,0 0,2

Пермский край 2,0 1,7 3,23 1,2 1,5 1,87 1,2 1,5 0,3

Кировская область 1,0 0,4 0,57 0,9 0,4 0,31 0,4 0,2 0,1

Нижегородская область 2,5 1,7 3,66 1,5 2,1 1,45 2,1 1,3 1,2

Оренбургская область 1,6 1,2 0,77 2,2 0,7 1,61 1,0 0,5 0,3

Пензенская область 1,0 0,4 0,44 1,2 0,5 0,28 0,5 0,0 0,1

Самарская область 2,2 1,8 3,02 1,6 1,3 2,45 1,8 1,4 0,8

Саратовская область 1,8 1,0 0,91 2,7 0,9 0,78 0,9 0,4 0,3

Ульяновская область 0,9 0,5 0,59 0,9 0,5 0,31 0,6 0,1 0,1

Таблица 2

Динамика инвестиций в основой капитал на душу населения (в фактически действовавших ценах; рублей; 1990 г. - тыс. руб. ) [3]

1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Место, занимаемое в РФ в 2011

Российская Федерация 1,7 7949 25161 33066 47031 61521 55860 64068 75383

Приволжский ФО 1,5 6540 19940 25813 38020 49347 42606 48350 56470 7

Башкортостан 1,5 8621 20735 26541 39551 50198 36453 37624 45446 56

Республика Марий Эл 1,5 2301 10787 15038 24343 30440 23663 31980 38371 66

Республика Мордовия 1,4 3357 17417 22753 32072 46273 37964 48765 56151 42

Республика Татарстан 1,8 11804 37016 42688 56988 72437 73452 86885 101742 19

Удмуртская Республика 1,5 6222 17338 22249 29018 34977 26496 33589 40085 63

Чувашская Республика 1,4 3711 15133 20303 30075 40038 28390 34003 44461 58

Пермский край 1,6 9591 20766 27917 45654 57126 49830 52877 50876 48

Кировская область 1,4 2767 11933 17185 26943 31097 23160 25676 28350 79

Нижегородская область 1,4 4259 18822 26262 39480 61848 60473 57901 67131 32

Оренбургская область 1,6 6798 18972 25450 38972 53107 44670 50889 55733 43

Пензенская область 1,2 2651 11006 17981 31254 37547 31250 32904 41387 61

Самарская область 1,4 7042 20836 27462 42554 46027 34518 51226 61824 36

Саратовская область 1,5 4993 15532 18201 22106 32612 26673 31670 40050 64

Ульяновская область 1,6 2947 10917 16414 26471 36959 37925 37030 48020 50

Особую важность для Удмуртской Республики и Приволжского федерального округа в современных условиях приобретают вопросы формирования инвестиционной привлекательности республики для потенциальных инвесторов и бизнеса. Показатели субъектов Приволжского федерального округа в сфере инвестиционной активности представлены в табл. 2.

Удмуртская Республика занимает 63-е место в Российской Федерации по показателю «инвестиции в основной капитал на душу населения». В 2011 г. темп роста данного показателя составил 119,3%, в Приволжском федеральном округе - 116,7%, в Российской Федерации - 117,6%. Вместе с тем, если рассмотреть, насколько изменился данный показатель в 2011 г. по сравнению с 2000 г., то в Удмуртской Республике показатель «инвестиции в основной капитал на душу населения» вырос в 6,44 раза, в Приволжском федеральном округе - в 8,63 раза, в Российской Федерации - в 9,48 раза.

Причем только в Приволжском федеральном округе данный показатель отличается в 2,5 раза, от 40 050 руб. в 2011 г. в Саратовской области до 101 742 руб. в Республике Татарстан. Есть регионы, в которых экономический кризис 2008-2009 гг. значительно повлиял на уровень инвестиционной активности, в других регионах - динамика инвестиционной активности в этот период не изменилась.

На основании изучения статистической отчетности в области инвестиционной активности вернемся к методике определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности [4]. Целевые значения показателей в данной методике определяются на основании анализа социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с 2008 г.

Прирост инвестиций в основной капитал (в процентах к предыдущему году). Базовое значение целевого показателя для каждого субъекта Российской Федерации является средним значением этого показателя в 2008 - 2011 гг. с исключением максимальных и минимальных значений. В 2012 г. целевое значение показателя субъекта Российской Федерации устанавливается на уровне базового значения целевого показателя. Целевые значения показателя в 2013-2018 г. устанавливаются для каждого субъекта Российской Федерации как целевое значение предыдущего периода, увеличенное на 5%.

К примеру, темп роста инвестиций в основной капитал в 2008 г. составил 120,1%, в 2009 г. -75,5%, в 2010 г. - 126,4%, 2011 г. составил 119,1%. Если бы оценка выполнялась на основании темпа роста, то еще напрягшись можно было бы выполнить данный показатель, но сложность заключается в том, что данный показатель рассчитывается на основании индекса физического объема инвестиций в основной капитал (без учета роста инфляции). Если взять индекс физического объема инвестиций в основной капитал, то в 2008 г. он составил 97,4%, в 2009 г. - 71,4%, в 2010 г. - 122,1%, 2011 г. составил 116,8%, если убрать максимальные и минимальные значения, то целевое значение в 2012 г. составит 107,1% и далее каждый год увеличивается на 5%, что делает его достижение практически маловероятным.

Интерес представляет показатель, характеризующий удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций. Для этого показателя устанавливается максимальное целевое значение, определенное с учетом анализа международного опыта промышленно развитых стран на уровне 60% организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций. В настоящее время технологические инновации осуществляют не более 10% организаций.

Коэффициент обновления основных фондов. Базовое значение целевого показателя для субъектов Российской Федерации является средним значением по этому показателю за 2008-2011 гг. В 2012 г. целевое значение показателя субъекта Российской Федерации устанавливается на уровне базового значения целевого показателя. Целевые значения показателя в 2013-2018 гг. устанавливаются для каждого субъекта Российской Федерации как целевое значение предыдущего периода, увеличенное на 10%. Вопрос возникает, почему за основу берется именно коэффициент обновления основных фондов и ставится задача ежегодного увеличения на 10%? На наш взгляд, следовало бы ставить задачу снижения коэффициента износа, что отражает состояние основных фондов.

Состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров оценивается в том числе на основании численности безработных (в процентах к экономически активному населению). На наш взгляд, следовало бы оценивать рынок труда на основании показателя «уровень безработицы по методике Международной организации труда».

Безусловно, стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Феде-

рации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и методика определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации придадут мощный импульс активизации инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, реальное исполнение стандарта будет зависеть от внимания органов государственной власти Российской Федерации по отношению к конкретному региону, финансирования со стороны институтов развития Российской Федерации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Важным при реализации стандарта является обеспечение институциональных преобразований, направленных на устойчивое развитие региона, что предполагает решение институциональных проблем, обеспечение экологической безопасности и социальной стабильности [5]. Стандарт и дорожная карта включают ключевые показатели эффективности деятельности, являясь одним из инструментов бережливого производства, которые способствуют повышению эффективности деятельности [6].

Таким образом, для обеспечения конкурентных преимуществ Удмуртской Республики необходимо формировать системную политику по повышению инвестиционной привлекательности, которая будет направлена на обеспечение инфраструктурной и информационной поддержки инвесторов, систему стимулирующих экономических преференций для инвесторов, поддержку инновационных партнёрских проектов, обеспечение условий открытости и взаимовыгодного сотрудничества в партнёрствах между частными инвесторами, государством, предприятиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. URL: http://www.asi.ru

2. Дорожные карты «Оптимизация процедур регистрации предприятий», «Оптимизация процедур регистрации собственности», «Расширение доступа среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» и др. URL: http://www.asi.ru/

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 (стат. сб.). URL: http://www.gks.ru

4. Методика определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2550-р. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 143620/

5. Третьякова Е.А., Алферова Т.В. Управление устойчивым развитием социально-экономических систем: институциональные аспекты // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4. С. 195-201.

6. Давыдова Н.С., Клочков Ю.П. Модель управления внедрением системы «Бережливое производство» на предприятии // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2012. Вып. 4. С. 32-35.

Поступила в редакцию 04.06.13

N.S. Davydova

Standard of activities as method of improving a regional investment climate

We have analyzed the system of improving of a regional investment climate and the role of standards in such an improvement. The possibilities of regions of the Russian Federation to realize the standard of the executive authorities's activity on providing a good investment climate, and possible directions to increase the regional investment attractiveness are shown.

Keywords: investment attractivreness of regions, standard of activity, investment climate.

Давыдова Надежда Станиславовна, Davydova N.S., doctor of economics

доктор экономических наук Udmurt State University

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: dav_ns@bk.ru

E-mail: dav_ns@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.