Ермакова Ж.А.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ В РЕЙТИНГЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ
В статье рассмотрены тенденции изменения уровня инвестиционной привлекательности Оренбургской области по версии рейтингового агентства «Эксперт». Выявлены факторы и условия формирования уровня инвестиционного климата в регионе. Предложены направления повышения инвестиционной привлекательности области.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, рейтинг инвестиционной привлекательности, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск Оренбургская область.
Актуальность определения инвестиционной привлекательности экономических субъектов определяется востребованностью со стороны потенциальных инвесторов объективной оценки таких параметров, как риск и доходность будущих объектов инвестирования. В общем виде под инвестиционной привлекательностью понимается совокупность объективных и субъективных характеристик объекта инвестирования, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную страну, регион, отрасль, организацию или предприятие. В зависимости от субъекта хозяйствования понятие инвестиционной привлекательности и методика ее определения конкретизируются.
В частности, инвестиционная привлекательность предприятия - это его возможность вызвать коммерческий или иной интерес у реального инвестора, включая способность самого предприятия «принять инвестиции» и умело ими распорядиться, то есть таким образом, чтобы после реализации инвестиционного проекта получить качественный (или количественный) скачек в области качества производимой продукции, объемов производства, увеличения доли рынка, что в конечном итоге влияет на основной экономический показатель коммерческого предприятия - чистую прибыль [1].
При оценке инвестиционной привлекательности предприятия инвесторы в первую очередь обращают внимание на такие характеристики предприятия, как финансовая устойчивость и платежеспособность; конкурентоспособность, устойчивое положение на занимаемых рынках сбыта, возможность освоения новых рынков; уровень инновационной активности;
производственный потенциал предприятия, возможности по увеличению выпуска продукции, освоению новых видов продукции, диверсификация производства; высококвалифицированный персонал, в том числе профессиональная менеджерская команда; прозрачность деятельности и положительный имидж (низкий уровень прозрачности автоматически снижает или делает невозможной внешнюю оценку инвестиционной привлекательности, поскольку аналитики просто не имеют доступ к сведениям, необходимым для объективной оценки).
Инвестиционная привлекательность территориальных образований, в частности, субъектов Российской Федерации представляет собой важную характеристику, во многом определяющую скорость и эффективность социально-экономического развития. Без масштабных инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Это обусловливает необходимость осуществления и совершенствования инвестиционной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Рейтинговое агентство «Эксперт» свыше 15 лет оценивает инвестиционную привлекательность регионов России и составляет соответствующий рейтинг по собственной методике, в основе которой - два интегральных показателя (инвестиционный потенциал и инвестиционный риск) [2]. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе.
В свою очередь, каждый показатель определяется на основе нескольких комплексных
показателей, ранжированных по своей значимости. Информационной базой для рейтинга инвестиционной привлекательности выступают данные Росстата и статистики федеральных ведомств: Минсвязи, Минфина, Минприроды, ФСФР и Центробанка.
Для определения инвестиционный потенциал подразделяется на девять частных (трудовой, потребительский, финансовый, производственный, институциональный, инфраструктурный, природно-ресурсный, туристический и инновационный). Инвестиционный риск состоит из шести частных рисков - финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Отметим, что именно
Таблица 1. Группы рейтинга инвестиционной привлекательности регионов РФ по версии РА «Эксперт»
оценка рисков характеризуется наибольшей субъективностью, так как осуществляется на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России представляет собой распределение регионов в прямоугольной системе координат. По оси ординат отмечается индекс потенциала (максимальный, высокий, средний, пониженный, незначительный, низкий), по оси абсцисс - индекс риска (минимальный, умеренный, высокий, экстремальный). В соответствии с этим выделены группы, характеризующиеся следующими парными характеристиками (таблица 1).
Тенденции социально-экономического развития России в целом и большинства субъектов РФ за последние десять лет определили концентрацию регионов в зоне умеренного риска, но с умеренным или пониженным потенциалом.
В таблице 2 приведена динамика оценки инвестиционной привлекательности регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Данные свидетельствуют о существенных изменениях инвестиционного климата в регионах ПФО. Монохромная характеристика регионов в 2009-2010 гг. (только Кировская область выделяется из общего ряда с рейтингом 3В2) сменилась достаточно пестрой картиной в 2011-2012 гг.:
- впервые появился регион с высшим уровнем инвестиционной привлекательности 1А
Индекс квадранта Уровень потенциала Уровень риска
1А максимальный минимальный
1В высокий умеренный
1С высокий высокий
2А средний минимальный
2В средний умеренный
2С средний высокий
3А1 пониженный минимальный
3А2 незначительный минимальный
3В1 пониженный умеренный
3С1 пониженный высокий
3В2 незначительный умеренный
3С2 незначительный высокий
3D низкий экстремальный
Таблица 2. Рейтинг инвестиционного климата регионов ПФО в 2010-2012 гг.
№ Регионы Группа инвестиционной привлекательности
п\п 2009-2010 гг. 2010-2011 гг. 2011-2012 гг.
1 Республика Башкортостан 2В 2В 2В
2 Республика Марий Эл 2В 3С2 3В2
3 Республика Мордовия 2В 3В2 3В2
4 Республика Татарстан 2В 2В 1А
5 Удмуртская Республика 2В 3В1 3В1
6 Чувашская Республика 2В 3В1 3В1
7 Пермский край 2В 2В 2В
8 Кировская область 3В2 3В1 3В1
9 Нижегородская область 2В 2В 2В
10 Оренбургская область 2В 3В1 3В1
11 Пензенская область 2В 3В1 3В1
12 Самарская область 2В 2В 2В
13 Саратовская область 2В 3В1 3В1
14 Ульяновская область 2В 3В1 3В1
(максимальный потенциал - минимальный риск) - Республика Татария;
- положение восьми регионов ухудшилось, так как группы 3В1 и 3В2 характеризуются пониженным и незначительным инвестиционным потенциалом;
- четыре региона (Башкирия, Пермский край, Нижегородская и Самарская области) характеризуются стабильностью и сохраняют положение в группе 2В (средний потенциал -умеренный риск).
Отметим, что ухудшение инвестиционного климата произошло по параметру «инвестиционный потенциал», параметр «инвестиционный риск» остался по всем регионам на значении «умеренный».
Оренбургская область относится к группе 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным риском. По сравнению с рейтингом 2009-2010 гг. снижен ранг именно потенциала (со среднего до пониженного).
В таблицах 3-4 приведено изменение параметров инвестиционной привлекательности Оренбургской области.
Анализ частных потенциалов свидетельствует о том, что эксперты высоко оценивают природно-ресурсный и финансовый потенциал области (20-21 места), а также производственный и потребительский (24-26 места). Наиболее низкую оценку получили инновационный и инфраструктурный потенциалы. Резкое снижение инновационного потенциала обусловлено
Таблица 3. Динамика параметров инвестиционного потенциала Оренбургской области
Наименование показателя Значение показателей
2009-2010 гг. 2010-2011 гг. 2011-2012 гг.
Доля региона в общем потенциале России, % 1,028 1,050 1,017
Изменение доли потенциала -0,006 -0,009 -0,033
Частные потенциалы: - трудовой 30 28 26
- потребительский 27 26 25
- производственный 24 24 24
- финансовый 20 20 21
- институциональный 27 27 28
- инновационный 36 40 62
- инфраструктурный 37 37 40
- природно-ресурсный 21 21 21
- туристический 33 30 31
Изменение ранга потенциала (к предыдущему году) 1 - 1 1
Таблица 4. Динамика параметров инвестиционного риска Оренбургской области
Наименование показателя Значение показателей
2009-2010 гг. 2010-2011 гг. 2011-2012 гг.
Средневзвешенный индекс риска 1,002 0,246 0,253
Изменение индекса риска 0,030 -0,003 0,007
Составляющие: ^ * - законодательный 63 - -
- социальный 35 34 44
- экономический 19 36 37
- финансовый 14 9 13
- криминальный 37 8 9
- экологический 62 58 59
- управленческий 47 40 56
Изменение ранга риска (к предыдущему году) -5 -1 -5
* законодательный риск с 2011г. исключен из перечня оцениваемых рисков
тем, что в рейтинге 2012 года вместо показателя «Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность» использован показатель «Число созданных передовых производственных технологий», обновлен список наукоградов и особых экономических зон технико-внедренческого типа. В инфраструктурном потенциале вместо показателя «Доля организаций, использующих Интернет, от общего числа организаций» использован показатель «Число абонентов широкополосного доступа в Интернет на100 человек». Таким образом, использование более корректных показателей при неизменившейся экономической практике закономерно привело к снижению оценки потенциала.
Эти результаты подтверждаются и динамикой экономических показателей, характеризующих развитие отраслей народного хозяйства области.
Оренбургская область, по мнению экспертов, характеризуется низкими криминальным и финансовым рисками, но высокими значениями экологического, управленческого и социального. Наибольшее ухудшение в 2012 г. по сравнению с предыдущим периодом позиции управленческого риска вызвано, вероятно, рядом причин. С одной стороны, методика его определения претерпела изменения - отказались от учета программно-целевых методов, так как региональные программы и стратегии развития слабо воплощаются в практику. С другой - эксперты с осторожностью оценивают управленческие команды «новых» губернаторов. В Оренбургской области в рассматриваемый период произошла смена первого руководителя региона.
С учетом значимости составляющих каждого параметра инвестиционной привлекательности, определено место Оренбургской области среди 83 регионов РФ (таблица 5).
Таблица 5. Место Оренбургской области в совокупности регионов РФ по параметрам инвестиционной привлекательности
Параметр Значение
2009- 2010гг. 2010- 2011гг. 2011- 2012гг.
Инвестиционный потенциал 28 29 28
Инвестиционный риск 17 18 23
По инвестиционному потенциалу область стабильно входит в число первой «тридцатки» регионов. В связи с этим перемещение региона из группы 2В в 3В1 находится в общем векторе снижения инвестиционного потенциала большинства регионов под влиянием последствий экономического кризиса. Следует обратить особое внимание на «сползание» вниз по параметру «инвестиционный риск». Сохранение данной тенденции повлечет за собой «переход» в более низкую группу 3С1 с пониженным потенциалом и высоким риском.
По мнению аналитиков РА «Эксперт», наблюдалась парадоксальная ситуация по рискам именно в регионах, производящих и экспортирующих нефтегазовые ресурсы. При благоприятной конъюнктуре на мировом рынке углеводородов в территориях выросли инвестиционные риски, в том числе Оренбургская область снизила свой рейтинг на 5 позиций [2]. Динамика экономического развития нефтегазовых регионов находится в сильной зависимости от истощения или, наоборот, освоения отдельных групп месторождений, что повышает экономическую и социальную составляющие интегрального риска. Вместе с тем отметим, что Оренбургская и Астраханская области имеют самый низкий уровень социального риска среди указанной совокупности регионов. Именно в этих областях удалось вернуться к докризисному уровню реальных доходов населения. Важным условием такого достижения выступает более диверсифицированная экономика регионов.
По интегральному показателю за последние три года Оренбургская область занимает 27-30 места среди 83 регионов России, в том числе в 2011-2012 гг. - 27 место, что следует признать хорошим результатом. Аналогичные результаты показывают и другие рейтинги и оценки. Например, международным рейтинговым агентством Fitch Ratings Оренбургской области присвоены высокие долгосрочные кредитные рейтинги с прогнозом «Позитивный».
Инвестиционная привлекательность региона для реальных инвесторов во многом определяется системной реализацией региональными органами власти соответствующей стратегии. По итогам 2011 г. Оренбургская область занимает третье место в ПФО по объему собственных инвестиций в основной капитал и находится на 20-м месте в России по объему инос-
«Джон Дир Оренбург»; в Саракташском районе возводится российско-итальянский мясоперерабатывающий завод фирмы «Марр Руссия» с объемом капиталовложений 100 млн евро);
- повышение качества управления региональными финансами; снижение административных барьеров, формирование регионального бренда и развитие многостороннего общественного диалога.
Анализ регионов, существенно повысивших инвестиционную привлекательность, свидетельствует об успешности таких действий в 7-10 - летней перспективе. Вместе с тем в области имеется возможность реализации ряда перспективных направлений и соответствующих механизмов:
- формирование кластеров как перспективной формы организации общественного производства (осуществлена предварительная работа по выявлению объективных условиях развития кластеров в машиностроении, биотехнологиях, нефтегазовом секторе, туризме);
- осуществление пилотных проектов государственно-частного партнерства с субъектами крупного, среднего и малого бизнеса;
- включение области в федеральные целевые программы для получения софинансирова-ния на развитие инфраструктурных объектов;
- подготовка инвестиционных площадок для проектов в ключевых отраслях экономики на среднесрочную перспективу.
09.12.2012
Список литературы:
1. Алавердян, В. В. Инвестиционный перелом или об инвестиционной привлекательности российских предприятий [Электронный ресурс] / В. В. Алавердян // Инвестиционный консалтинг [сайт]. - Режим доступа : http://www.icon.ru/ publications/63/ - (дата обращения : 26.12.2012).
2. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство Эксперт [сайт]. - Режим доступа : http://raexpert.ru - (дата обращения : 27.12.2012).
3. Стратегия развития Оренбургской области до 2030 [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области [сайт]. - Режим доступа : http://www.oreneconomy.ru - (дата обращения : 27.12.2012).
Работа выполнена в рамках гранта РГНФ, региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2012 г., № проекта 12-12-56002а
Сведения об авторе: Ермакова Жанна Анатольевна, заведующий кафедрой управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6405, тел. 8(3532)372448, e-mail: [email protected]
UDC 330.322(470.56)
Ermakova Zh.A.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
ORENBURG REGION IN THE RANKING OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN REGIONS
The article describes the trends in the level of investment attractiveness of the Orenburg region according to the rating agency «Expert». The factors and conditions of the level of the investment climate in the region. The directions to increase the investment attractiveness of the region.
Key words: investment attractiveness of the region, the rating of investment attractiveness, investment potential, investment risk, Orenburg region.
транных инвестиций в экономику региона [3]. По итогам 11 месяцев 2012 г. в экономику и социальную сферу направлено почти 130 млрд рублей инвестиций.
Исследование показало, что региональные власти ориентированы на повышение инвестиционной привлекательности и концентрируют свои усилия на таких направлениях, как:
- развитие нормативно-законодательной базы инвестиционной и инновационной деятельности (в 2012 г. с принятием областного закона «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве» фактически завершено формирование законодательной платформы региона по данному направлению);
- продвижение и позиционирование региона как потенциальной инвестиционной площадки на различных уровнях (в течение трех лет Оренбургская область с успехом представляет экспозиции на Международных инвестиционных форумах в г. Сочи; в 2012 г. прошла презентация региона в Торгово-промышленной палате РФ; Экономический форум Оренбургской области стал ежегодным и привлекает все большее количество приглашенных участников);
- индивидуальная работа с инвесторами, проявившими интерес к экономике области (в стадии строительства находится производственный комплекс по выпуску сельхозтехники