ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
35
УДК 332.146.2 Н. С. Давыдова
ХОСИН КАНРИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Проанализированы методы бережливого производства применительно к деятельности органов власти и управления, рассмотрены возможности применения хосин канри с целью повышения инвестиционной привлекательности региона. Обосновывается, что для успешного применения хосин канри необходимо, чтобы каждый государственный и муниципальный служащий стал хорошо обученным специалистом - практиком, способным самостоятельно применять методы PDCA. Разработана методика применения хосин канри на региональном уровне, которая включает формирование миссии, долгосрочной стратегии региона, на основании которой формируются краткосрочные планы действий. Важным этапом в методике является определение улучшений, которые можно провести в регионе и построение карт потока создания ценности промежуточных состояний. Выявляемые потенциальные стратегии прорыва описываются в виде конкретных проектов, определяются критерии оценки и цель, которую необходимо достичь в процессе улучшений. Применение данной методики будет способствовать определению целевых значений показателей развития субъектов Российской Федерации, обеспечению благоприятного инвестиционного климата, придаст импульс активизации населения и бизнеса в субъектах Российской Федерации. Для этого предлагается сформировать системную политику по повышению инвестиционной привлекательности, которая будет направлена на поддержку партнёрских проектов, обеспечение условий открытости и взаимовыгодного сотрудничества в партнёрствах между частными инвесторами, государством, предприятиями.
Ключевые слова: бережливое производство, хосин канри, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный климат, дорожная карта, стратегическое управление, PDCA, матрица А3-Х.
Бережливое производство становится важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности предприятия, что демонстрирует опыт как отечественных, так и зарубежных организаций. Именно благодаря последовательному осуществлению идей Деминга, Джурана и Ишикавы Япония, страна, не имеющая каких-либо значительных природных ресурсов, стала одной из богатейших стран мира и претендует на статус мировой державы.
Можно сказать, что современные подходы к бережливому производству и формированию производственных систем ориентированы, прежде всего, на повышение качества, удовлетворенность клиента, рост эффективности производства, активизацию персонала. Применение этих подходов в управлении позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство [1-3]. Идеология бережливого производства основывается на стратегическом управлении и концентрации на нуждах заказчика, при этом особое внимание уделяется процессам и персоналу. Данная идеология может быть использована применительно к региональному управлению (рис. 1).
Рис. 1. Философия бережливого производства
2014. Вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Не только философия бережливого производства, но и основные инструменты и методы могут применяться в практике регионального управления. Внедрение инструментов и методов бережливого производства на предприятии позволяет сделать процесс управления более эффективным, активировать персонал, обеспечить эффективное управление ресурсами и повысить конкурентоспособность продукции. Применение данных методов органами власти и управления будет способствовать консолидации общества и повышению инвестиционной привлекательности.
Частично такая работа уже началась на федеральном уровне: Агентство стратегических инициатив разработало «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата», который призван усовершенствовать деятельность в субъектах Российской Федерации по привлечению инвестиций в регионы [4]. Стандарт предусматривает мероприятия краудсорсорсинга как активного взаимодействия бизнеса и органов власти. Региональные органы власти должны разработать инвестиционную стратегию региона и сформировать необходимую инфраструктуру, сформировать план создания инвестиционных объектов, создать специализированную структуру по привлечению инвестиций. Важно, что стандарт включает наличие канала прямой связи бизнеса и руководства субъекта Российской Федерации, а также создание специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционных возможностях региона. Реализация стандарта основывается на соблюдении показателей эффективности. Для руководителей федерального уровня установлено 43 критерия, для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц регионов - 9, в том числе оценки предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда, состояние рынка труда, качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры, инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций, развитие среднего и малого предпринимательства [5].
Для реализации данных показателей Агентством стратегических инициатив разработана «дорожная карта» к благоприятному инвестиционному климату. Как данная, так и другие дорожные карты («Оптимизация процедур регистрации предприятий», «Оптимизация процедур регистрации собственности», «Расширение доступа среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»), по мнению разработчиков, позволяют достигнуть «быстрых побед» по направлениям системной трансформации экономики, а также закладывают основу для новой системы оценки деятельности федеральных и региональных ведомств [6]. Стандарт и дорожная карта содержат ключевые показатели эффективности деятельности, являясь одним из инструментов бережливого производства, который способствует повышению эффективности деятельности [7].
В развитие этих инициатив можно предложить применение хосин канри, под которым понимается управление политикой (управление по стрелке компаса). Хосин канри может означать и метод стратегического планирования, и инструмент управления комплексными проектами, и систему управления качеством [8]. Хосин канри при правильном его использовании превращает любую организацию в сообщество творческих личностей, участвующих в грандиозном эксперименте по систематическому улучшению всего, что делается для повышения качества жизни населения региона, улучшения инвестиционного климата.
Для успешного применения хосин канри необходимо, чтобы каждый государственный и муниципальный служащий стал хорошо обученным специалистом-практиком, способным самостоятельно применять методы PDCA. Для этого необходимо активно внедрять интенсивные программы тренингов и обучения сотрудников, соответствующие развивающие методы самоконтроля.
Методика применения хосин канри на региональном уровне.
1. Сформулировать миссию, видение и долгосрочную стратегию региона. Если таковые уже существуют, то необходимо определить актуальность, верную направленность и одинаковое понимание субъектами экономической деятельности в регионе.
2. Исследование бизнес-среды, которое должно дать необходимую информацию для адаптации среднесрочной стратегии и годового хосин-плана под изменения, происходящие в бизнес-среде. Оценка того, насколько ресурсы или способности, определяющие конкурентоспособность региона отличаются от конкурентных, а также понимание потребностей целевой аудитории, важнейшие тенденции в развитии науки, техники и технологий.
3. Формирование карты потока создания ценности, для чего необходимо ясное понимание органами власти того, какую ценность они создают для населения, бизнеса и других клиентов. Составляя карту, на ней обозначаются целевая аудитория и ее основные требования, этапы процесса, данные о каждом из этапов, источник информации, система планирования и прогнозирования, а также методы, которые обеспечивают продвижение управленческого решения, определение времени формирования и реализации управленческого решения. Из данного времени необходимо выделить время, добавляющее ценность и время потерь. Далее составляется карта идеального состояния, в которой используются подходы бережливого производства, устраняя все возможные виды потерь или сводя их к минимуму. Данный этап необходим для понимания того целевого вектора, в направлении которого нужно двигаться. Также эта карта, являясь отражением возможного будущего состояния, позволяет увидеть команде явные преимущества результатов предстоящей работы. Изменения во времени, скорости реализации управленческих решений, результативности инвестиций, качестве процессов, отражают огромный потенциал при использовании бережливых технологий [9].
4. Разработка среднесрочной стратегии. Эта стратегия имеет горизонт планирования от 3 до 5 лет и определяет набор целей «прорывов» для устранения несоответствий между идеальным и текущим состоянием карты потока создания ценности. Для наглядности можно сравнить карты будущего и текущего состояния, разместив их рядом. На свободном поле целесообразно обозначать идеи и возможные варианты значимых улучшений, позволяющие прийти к идеальному состоянию.
5. Определение улучшений, которые можно провести за два-три года и построение карт потока создания ценности промежуточных состояний. Выявляемые потенциальные стратегии прорыва описываются в виде проектов формы А3-Т. При определении параметров и задач стратегически значимого улучшения по каждому конкретному «прорыву» важным является четкое формулирование и запись исследуемой проблемы. Далее определяются критерии ее оценки и цель, которую необходимо достичь в процессе улучшений.
6. Заполнение Х-матрицы формата А3. Определяются цели «прорывов» и стратегии улучшений в рамках среднесрочного хосин-плана и заносятся в квадрат «Стратегии» формы А3-Х. Предполагаемые оцифрованные результаты реализации стратегии записываются в квадрате «Результаты» матрицы А3-Х. Данное финансовое прогнозирование позволяет прояснить цели: или как можно скорее выйти из кризисной ситуации, или планомерно двигаться от хорошего текущего состояния к лучшему. Получение требуемого результата по улучшениям зависит от улучшения соответствующих процессов. Поэтому необходимо установить тесную связь между запланированными целевыми показателями и критериями оценки улучшений в соответствующих процессах. Необходимый набор критериев может включать показатели ВРП, количество туристов на 1000 жителей, инвестиционный климат в регионе, уровень инновационной активности.
7. Разработка годового хосин-плана, который включает, как и среднесрочная стратегия, те же базовые стратегии, результаты и критерии улучшения существующих процессов. Годовой хосин-план призван устранить «разрыв» между среднесрочной стратегией развития и текущей ситуацией. Необходимо изучить взаимозависимости между тактикой, стратегией и результатами. Проставляя связи в комбинации «Стратегия-тактика» команда должна быть уверена, что выбранная тактика позволит реализовать стратегию. Исследуя корреляцию в комбинации «тактика - процесс», важно быть готовым при необходимости добавить недостающий индикатор процесса или тактику, позволяющий улучшить выбранный процесс. При анализе корреляции-комбинации «процесс-результат» команде нужно еще раз проверить правильность представления об экономических механизмах улучшения бизнес-процессов. Корреляции заносятся в матрицу А3-Х (рис. 2) [9].
8. Активизация населения и основных целевых групп, на которых регион делает ставку в процессе регионального развития. Так как успешной реализация стратегии не может получиться без активного участия основных участников развития региона в процессе ее развертывания, то для их вовлечения в разработку стратегии применяется процесс под названием «поймай мяч». «Поймай мяч» -это процесс, с помощью которого руководители региона разрабатывают годовой хосин-план и передают его всем участникам регионального развития. Свое название он получил из-за многочисленных обсуждений и активных переговоров, происходящих между командами при создании и обсуждении планов, в соответствии с которыми происходят эксперименты хосин канри. Данный процесс может охватывать все уровни региона как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях [10].
2014. Вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Рис. 2. Матрица А3-Х [9]
9. Разработка и утверждение плана тактического проекта. Проводится необходимый анализ, используя соответствующие инструменты, в том числе дорожные карты работ, после чего тактические команды заполняют свои матрицы А3-Х. Раздел «Стратегии» отражает содержание аналогичного раздела среднесрочной стратегии и годового хосин-плана. Над буквой «Х» записываются наиболее приоритетные тактические проекты по проведению улучшений. Раздел «Результаты» покажет объем и структуру вклада оперативной команды в общий результат, обозначенный в матрице А3-Х годового хосин-плана. Раздел «Процесс» отразит содержание аналогичного раздела годового хосин-плана, но только в той степени, в какой конкретные меры, перечисленные в Х-матрице хосин, имеют отношение к операционному проекту.
Теоретически процесс развертывания может осуществляться до самого нижнего уровня в регионе - до уровня предприятий и организаций. Это необходимо для того, чтобы в регионе основные субъекты экономической деятельности участвовали в процессе стратегического планирования. Круг участников хосин-процесса лучше расширять постепенно, в зависимости от степени зрелости, стандартизации работ, а также готовности участников и степени лояльности к органам власти.
10. Обеспечение участия основных субъектов экономической деятельности в регионе в реализации стратегии. Для эффективности реализации необходимо прибегнуть к интенсивному обучению и тренингу государственных и муниципальных служащих клиентоориентированности, методам повышения эффективности, взаимодействия с населением, без реализации которых регион будет постоянно сталкиваться с одними и теми же проблемами.
Необходимо также обеспечить соблюдение целей и прохождение ключевых этапов проектов через внесение корректив в стандартизированные повседневные операции. Для этого необходимо разработать специальный график выполнения задач по каждому проекту и интегрировать его с целями и задачами повседневной деятельности.
Применение данной методики будет способствовать определению целевых значений показателей развития субъектов Российской Федерации, обеспечению благоприятного инвестиционного климата, придаст импульс активизации населения и бизнеса в субъектах Российской Федерации. Для обеспечения конкурентных преимуществ Удмуртской Республики необходимо формировать системную политику по повышению инвестиционной привлекательности, которая будет направлена на поддержку партнёрских проектов, обеспечение условий открытости и взаимовыгодного сотрудничества в партнёрствах между частными инвесторами, государством, предприятиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер; пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
2. Паундстоун У. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс при содействии Headhunter.ru, 2004.
3. Коленсо Майкл. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. URL: http://www.asi.ru/ (дата обращения: 02.01.2013).
5. Дорожные карты «Оптимизация процедур регистрации предприятий», «Оптимизация процедур регистрации собственности», «Расширение доступа среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» и др. URL: http://www.asi.ru/ (дата обращения: 02.01.2013).
6. Методика определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2550-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143620/(дата обращения: 13.02.2013).
7. Давыдова Н.С., Клочков Ю.П. Модель управления внедрением системы «Бережливое производство» на предприятии // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2012. Вып. 4. С. 32-35.
8. Джексон Т. Хосин канри: как заставить стратегию работать / пер. с англ. М.: Ин-т комплексных стратегических исследований, 2008. 248 с.
9. Матрица А3-Х. URL: http://www.wikipro.ru/ (дата обращения: 07.10.2013).
10. Процесс «поймай мяч» (Catch ball). URL: http://www.wikipro.ru/ (дата обращения: 07.10.2013).
Поступила в редакцию 09.12.13
N.S. Davydova
HOSHIN KANRI AS A METHOD FOR INCREASING EFFICIENCY OF THE REGIONAL AUTHORITIES
The article analyzes methods of lean production in relation to the activities of regional government and considers the possibility of using hoshin kanri to increase the investment attractiveness of the region. To successfully apply hoshin kanri it is necessary that each state and municipal employee could become a well-trained specialist. This specialist must be a practitioner capable of applying the PDCA methods independently. The technique of applying hoshin kanri at the regional level has been worked out. The technique involves the formation of the mission, which is a long-term strategy in the region, and short-term action plans developed on the basis of the mission. One of the steps is to determine the improvement of techniques and map the value stream of intermediate states. The revealed potential breakthrough strategies are described as individual projects, evaluation criteria and the purpose are defined. The application of this methodology will favour the goal indication values for the development of the subjects of Russian Federation, ensure a favorable investment climate, enhance the population and business in the Russian Federation. It is proposed to create a system policy to increase the investment attractiveness, the proposition is aimed at providing an open and mutually beneficial cooperation between private investors, the government and enterprises.
Keywords: lean production, Hoshin kanri, investment attractiveness of the region, the invesmemt climate, the road map, strategic management, PDCA, A3-X matrix.
Давыдова Надежда Станиславовна, доктор экономических наук
ФГОБУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: dav_ns@bk.ru
Davydova N.S., doctor of economics
Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: dav_ns@bk.ru