УДК 621.89.017
ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИГОДНОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА М-8ДМ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Д-245.7Е3
АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-3309 НА ЦИКЛЫ ЕГО ПОСТАВКИ В ГРАНИЦАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
К.М. Чечулин, А. Д. Бреки, И.Е. Молоков, А.Е. Гвоздев, С.Н. Кутепов,
О.В. Пантюхин
В работе приведены результаты лабораторных исследований проб моторного масла М-8ДМ на разных этапах эксплуатации двигателя внутреннего сгорания Д-245.7Е3 автомобиля ГАЗ-3309. Показаны изменения в процессе эксплуатации таких диагностических показателей как диэлектрическая проницаемость, щелочное число, вязкость, степень окисления, сульфирования и нитрирования, а также содержание воды, гликоля и сажи. Посредством расчётов с использованием экспериментальных данных получены зависимости пригодности масла М-8ДМ по различным диагностическим параметрам от числа оборотов коленчатого вала. Показана возможность прогнозирования замены смазочного масла М-8ДМ посредством анализа зависимостей его пригодности по различным показателям. Установлена взаимосвязь между анализом пригодности смазочного масла М-8ДМ и циклами его поставки в границах технического обеспечения.
Ключевые слова: техническое обеспечение, диагностика, моторное масло, наработка, старение масел, ГАЗ-3309, пригодность, цикл поставки.
При работе двигателя внутреннего сгорания моторное масло постепенно существенно изменяет свой химический состав и свойства. Двигатель можно рассматривать как сложный реактор, в котором масло преобразуется и происходит его «старение». Старение происходит за счет загрязнения масла атмосферной пылью, продуктами износа, газообразными, жидкими и твердыми веществами, образующимися в результате химических и физико-химических изменений углеводородов базового масла и компонентов присадок [4, 5, 6]. В результате этого в нем образуются различные отложения в элементах системы циркуляции моторного масла. Загрязняющие примеси органического и неорганического состава, накапливающиеся в масле, изменяют характер трения и износа, засоряют масляные каналы, фильтры, образуются отложения в картере двигателя [1]. В связи с этим, обеспечение надежной работы двигателя путем диагностического контроля и своевременного выявления существенных изменений моторного масла весьма эффективно для увеличения долговечности с одной стороны, а с другой для повышения качества и системности технического обеспечения машин различных организаций маслами определённого химического состава. Диагностика состояния моторных масел в организациях, содержащих парки машин, позволяет правильно и эффективно определить цикличность поставки данных масел в границах технического обеспечения.
Материалы и методы исследования
Определение состояния моторного масла осуществляется посредством использования различных методов оценки физико-химических свойств по плотности, цвету и загрязнению масел. При этом оцениваются следующие основные показатели: вязкость, щелочное число, окисление, а также наличие загрязнений. Также, известны методы определения смазывающих свойств, проявляющихся в способности масла подавлять изнашивание и задиры, снижать трение, соответствующие требованиям ГОСТ 9490-75, Л8ТМ Б 2266 и других стандартов [2].
Также, как и двигатель, моторное масло обладает ресурсом, поэтому оно влияет вкупе с другими элементами на коэффициент технической готовности различной техники, в том числе и военного назначения.
Диагностику состояния масла и оценку его пригодности, в границах данной работы осуществляли посредством использования следующих современных приборов:
- Прибор марки ОА-5000 (рис. 1);
- Вискозиметр 8рес1гоУ18С 03000 (рис. 2);
- ИК-анализатор 01100 (рис. 3).
Рис. 1. Прибор ОА-5000
Использование портативного прибора марки ОА-5000 позволяет определять техническое состояние работающего масла (его пробы на определённом этапе эксплуатации) методом тлеющего разряда.
Рис. 2. Вискозиметр ЗрвМгоУЬБС О3000
138
Вискозиметр 8рес1гоУ1вс 03000 предназначен для измерения кинематической вязкости в условиях эксплуатации. Он не требует растворителей, проверки плотности моторного масла и наличия термометра. Данный прибор используется в производственных (полевых) и лабораторных условиях при температурах окружающей седы в диапазоне от 0 до +40 0С.
Рис. 3. ИК-анализатор 01100
Характеристики прибора «ИК-анализатор 01100» обеспечивают возможность получения основных параметров состояния как синтетических, так и минеральных моторных масел с использованием инфракрасной спектроскопии.
Результаты и их обсуждение
В границах данной работы приведены результаты исследований проб моторного масла М-8ДМ взятых в процессе его натурных испытаний в двигателе внутреннего сгорания Д-245.7Е3 автомобиля ГАЗ-3309 с пробегом. В автомобиль ГАЗ-3309 заливалось чистое масло М-8ДМ, которое после реализации определённого числа миллионов оборотов коленчатого вала (КВ) собиралось в виде небольших проб и анализировалось с использованием описанных выше приборов (рис. 1-3). В процессе анализа определялись такие параметры как диэлектрическая проницаемость, щелочное число (ОЩЧ), вязкость, степень окисления, сульфирования и нитрирования, а также содержание воды, гликоля и сажи.
Значения диагностического параметра - диэлектрической проницаемости при различном числе оборотов КВ двигателя Д-245.7Е3, полученные электрофизическим методом (рис. 1) приведены в табл. 1.
Таблица 1
Значения диагностического параметра - диэлектрической
проницаемости при различном числе ^ оборотов КВ двигателя Д-245.7Е3
Электрофизический метод контроля работающего моторного масла Исходный показатель Предельный показатель 6,624 9,792 14,112
Диэлектрическая проницаемость 1 60 16,4 15,6 18,1
Из табл. 1 следует, что диэлектрическая проницаемость в диапазоне от 0 до 14,112 миллионов оборотов коленчатого вала остаётся в пределах нормы.
Значения диагностических параметров для моторного масла М-8ДМ при различном числе оборотов КВ двигателя Д-245.7Е3, при измерении изменений физических и химических свойств с использованием приборов (рис. 2-3) приведены в табл. 2.
Таблица 2
Значения диагностических параметров для моторного масла М-8ДМ при различном числе оборотов КВ двигателя Д-245.7Е3
Количество оборотов коленчатого вала, млн. об Исходный показатель Предельный показатель 6,624 9,792 14,112
Основные параметры оценки пригодности
Кинематическая вязкость при 40 °С, сСт 98,2 снижение 20% 91 85,1 73,4
Обще-щелочное число, mg KOH 7,7 не ниже 1,0 7,1 5,6 0,2
Основные показатели, описывающие процесс старения масла
Нитрование, abs/см 0,1 30 42,4 49 52
Окисление, abs/0,1 2,3 30 18,8 20,4 27,8
Сульфирование, abs/0,1 15,1 30 22,4 24,5 34,9
Основные показатели загрязненности масла
Содержание сажи, % 0,01 3 0,35 0,4 0,46
Содержание гликоля, % 0 3 0,18 0,2 0,25
Седержание воды, ppm 95 3000 326 443 699
Из таблицы 2 следует, что не все диагностические параметры в диапазоне от 0 до 14,112 миллионов оборотов коленчатого вала остаются в пределах нормы. При этом такой важный показатель как вязкость уменьшился более 20%. Зависимость изменения вязкости от числа миллионов оборотов двигателя Д-245.7Е3 показана на рис. 4.
Колояичествово оборотов коленвала,
Рис. 4. Зависимость кинематической вязкости от количества оборотов коленчатого вала двигателя Д-245.7Е3
140
Снижение вязкости моторного масла ниже 20% говорит о необходимости его замены, а у других диагностических параметров существуют свои предельные значения, определённые соответствующими приборами. В связи с этим целесообразно ввести оценочную функцию, позволяющую давать ориентировочные прогнозы относительно изменения того или иного параметра до предельного значения.
В работе [3] указано, что работающее в двигателе масло пригодно к использованию или обладает пригодностью, величина которой по определяемым показателям состояния равна:
п, = ^, (1)
Хо — х
где П, - пригодность масла в момент времени II по одному из показателей; х0 - начальное значение показателя (в момент времени 0); х1 - текущее значение показателя (в момент времени ?,); х - предельное значение.
В границах данной работы, мы уточнили формулу (1) и представили её в виде зависимости пригодности масла от числа оборотов коленчатого вала двигателя и вида показателя оценки состояния масла (вида диагностического параметра):
Пр (п) = р(п) — Ртах х 100%, (2)
Ро — Ртах
где ПР - пригодность масла по диагностическому параметру (р); р(п) - зависимость диагностического параметра от числа оборотов коленчатого вала, полученная в результате аппроксимации экспериментальных точек.
Остальные параметры в (2) интерпретируются аналогично (1). Например, зависимость кинематической вязкости моторного масла М-8ДМ от числа оборотов КВ на основе данных таблицы 2 аналитически выражается функцией:
V = —0,0024п3 — 0,0399п2 — 0,7177п + 98,2, (3)
где V - кинематическая вязкость масла; п - число оборотов коленчатого вала двигателя Д-245.7Е3. Подставляя (3) и данные таблицы 2 в формулу (2) получим зависимость пригодности масла по вязкости от числа оборотов КВ:
Пп (п) =
Г 3 2 N
(—0,024п3 — 0,0399п2 — 0,07177п + 98,2) — 78,6
98,2 — 78,6
х 100%. (4)
От вязкости масла зависит величина энергетических потерь на трение в двигателе, несущей способности смазочного слоя, связанного с ней износа пар трения и соответственно объем мероприятий очередного технического обслуживания. На основе аппроксимации данных табл. 1 и 2, для других диагностических параметров получили зависимости пригодности, аналогичные зависимости по вязкости (4). Графики полученных зависимостей приведены на рис. 5.
10СК
о4
л н и
О =
о ^
& В
60'
40.
20'
>\ X ч
Vй \ \ ■ \ ■ \ ^ N
ч ■ 1 ■ \ ■ % ■ \ •
\ ■ \ « Ч ■ ■ * \
■ « ■ V * \ ■ 1 \ ■ чл
3.2
6.4
9.6
12.8
16
19.2
22.4
Количество оборотов КВ, млн. об.
ГАЗ-3309, Д 245.7Е3, диэлектрическая проницаемость
ГАЗ-3309, Д -245.7Е3, содержание воды
ГАЗ-3309, Д 245.7Е3, показатель вязкости
ГАЗ-3309, Д 245.7Е3, содержание гликоля
ГАЗ-3309, Д 245.7Е3, образование сажи
ГАЗ-3309, Д 245.7Е3, сульфирование
ГАЗ-3309, Д 245.7Е3, нитрование
ГАЗ-3309, Д245.7Е3, окисление
ГАЗ-3309, Д 245.7Е3, обще-щелочное число
Рис. 5. Графики зависимости пригодности моторного масла М-8ДМ по различным показателям от количества оборотов коленчатого вала
0
0
Из рисунка 5 видно, что зависимости типа (4) позволяют давать ориентировочные прогнозы либо по замене смазочного масла, либо по совершению определённых действий над ним с целью частичного восстановления его исходных свойств. Лимитирующим показателем в границах данного исследования является нитрование, поэтому уже после 4млн.об. необходимо принимать меры по его снижению и повышению диэлектрической проницаемости. Системным показателем является вязкость. Например, для определения числа оборотов КВ при котором требуется замена масла по критическому значению кинематической вязкости, необходимо приравнять правую часть формулы (4) к нулю и найти из кубического уравнения его действительный корень п = ппр (предельное число оборотов, которое по
прогнозу должен совершить КВ до замены масла). В границах данного исследования двигатель проработал около 3 млн. об. при недопустимой вязкости масла.
Среднестатистическое значение (пп^ для моторного масла М-
8 ДМ, работающего в двигателе внутреннего сгорания Д-245.7Е3 автомобиля ГАЗ-3309, существенно влияет на цикличность поставки данного смазочного материала в границах технического обеспечения. При этом следует отметить, что в процессе постепенного износа элементов двигате-
142
ля Д-245.7Е3 значение ппр может уменьшаться на определённую величину. Знание закономерности такого уменьшения влияет на повышение эффективности технического обеспечения, например, парка машин ГАЗ-3309 в определённой организации, а также на повышение коэффициента технической готовности данного парка машин.
В границах данного исследования предельное прогнозируемое значение числа оборотов КВ лимитируемое вязкостью приблизительно равно ппр »11,7 млн. об.
Приближённо зависимость изменения объёма масла от числа оборотов КВ двигателя Д-245.7Е3, с учётом полученного прогноза по вязкости, а также с учётом, например, двух последующих замен масла, показана на рис. 6.
4>
5
fe 1-1 я
я
4 я
ев
5
ев £ £
Л
Ю
О
Прогноз по данным эксперимента Прогноз №1 после смены масла Прогноз №2 после смены масла
|
Плр2 нпрЗ | finp4
■ ' ■
ппр1 = О
3.5 7 10.5 14 17.5 21 24.5
Количество оборотов КВ двигателя, млн.об.
28
31.5
35
Рис.6. Ориентировочная зависимость изменения объёма масла от числа оборотов КВ двигателя Д-245.7Е3
Аналитически, зависимость, представленную на рис.6 можно выразить следующим образом:
12 — 0,01п 12 — 0,01п 12,4 — 0,03п
V (п) =
1 + exp(-10(«)) 1 + exp(-25(« -11,63)) 1 + exp(-25(« -11,99))
12,4 - 0,03«
12,9 - 0,04«
12,9 - 0,04«
(5)
1 + ехр(—25(п — 22,1)) 1 + ехр(—15(п — 22,63)) 1 + ехр(—25(п — 33,1))
При анализе зависимости (5) видно, что в числителях стоят зависимости, показывающие постепенное уменьшение объёма масла в процессе эксплуатации, что связано с процессами окисления, испарения, срабатывания присадок, утечек и т.д. При этом на рис.6 показано, что ппр уменьша-
ется, а скорость уменьшения масла в процессе эксплуатации от замены к замене - увеличивается, что преимущественно связано с износом двигателя в целом и загрязнением картера.
С другой стороны, замену моторного масла в соответствии с установленным регламентом технического обслуживания (в некоторых организациях) двигателя внутреннего сгорания Д-245.7Е3 следует осуществлять при достижении числа оборотов КВ, равного 25,5 миллионов:
nnpi = 25,5 млн. об. = const,i = 1,2... m . (6)
Если исходить из условия замены (6), то время работы двигателя между смежными поставками масла на одну единицу техники можно считать приблизительно одинаковым. Интервал поставки (цикл поставки) -это период времени между двумя смежными поставками, который в границах данной работы может быть выражен следующим образом:
Цni = tpdi + tndi + (t03i +te3i + tdi) + tmoi + tmKi,i =1,2,.... m , (7)
где Цт - i-й цикл поставки; tpdi - суммарное время работы двигателя до достижения nnpi; tnbi - суммарное время покоя двигателя между периодами эксплуатации; t03i - время оформления заказа и передачи его поставщику; te3i - время выполнения заказа поставщиком; tdi - время на доставку смазочного масла заказчику; tmoi - суммарное время технического обслуживания, связанного с заменой моторного масла; tmKi - суммарное время технического контроля состояния моторного масла.
В случае использования условия замены масла (6) при постоянстве слагаемых в (7) циклы будут равными и большими по величине, что негативно сказывается на состоянии техники, поскольку слагаемое tmKi не существенно и всё обусловлено регламентом. В случае проведения системного технического контроля состояния масла с использованием современных приборов (рис. 1, 2, 3), слагаемое tmKi будет увеличено, а слагаемое tpdi будет определяться диагностическими параметрами.
Формулу (7) с учётом прогнозов в результате диагностики можно записать следующим образом (прогнозируемый цикл поставки): nПрт
Цт » N + tndi + (t03i + te3i + tdi) + tmoi + tmKi,' =1,2,... m , (8)
N ср
где Ncp - средняя частота вращения коленчатого вала двигателя. В случае использования (8), как видно из рис. 6 циклы поставки постепенно будут уменьшаться за счёт качественного и своевременного технического контроля состояния масла, что позволит повысить долговечность ответственных пар трения, а соответственно и поддерживать коэффициент технической готовности совокупности машин ГАЗ-3309 на высоком уровне в границах технического обеспечения.
Выводы
На основании проведённого исследования можно сделать следующие основные выводы:
1. В ходе работы моторного масла М-8ДМ в двигателе Д-245.7Е3 автомобиля ГАЗ-3309 при совершении коленчатым валом 14,112 млн. об. происходит снижение вязкости на 25%, увеличение содержание сажи в 46 раз, снижение обще-щелочного числа в 39 раз, увеличение содержания воды в 7 раз, увеличение степени окисления в 12 раз, что говорит о необходимости более ранней замены масла относительно регламентированных 25,5 миллионов оборотов и необходимости увеличения частоты его поставки в границах технического обеспечения.
2. Характеристики свойств моторного масла М-8ДМ существенно изменяются в сравнении с исходными показателями свежего моторного масла и требуют периодического системного контроля современными диагностическими средствами для обеспечения высокого коэффициента технической готовности совокупности машин и повышения эффективности технического обеспечения.
3. В границах данной работы создана модель непрерывной оценки пригодности моторного масла по различным оценочным параметрам, что дает возможность прогнозировать изменения основных характеристик с целью определения объема проведения работ по обслуживанию системы смазки и других систем двигателя внутреннего сгорания Д-245.7Е3, мероприятий очередного технического обслуживания, позволяющих корректно определять циклы поставки в границах технического обеспечения.
Полученные результаты могут быть использованы при создании ресурсосберегающих процессов обработки материалов [7-39].
Работа выполнена по проекту №11.6682.2017/8.9.
Список литературы
1. Григорьев М.А., Бунаков Б.М., Долецкий В.А. Качество моторного масла и надежность двигателей. М.: Издательство стандартов, 1981. 232 с.
2. Моторные масла / Р. Балтенас, А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, В. Шергалис. Москва - СПб.: Альфа-Лаб, 2000. 272 с.
3. Попов С.Ю. Повышение эксплуатационных свойств ремонтно-восстановительных составов при их использовании в двигателях тракторов: дис. ... канд техн. Наук: 05.20.03 / Попов Сергей Юрьевич. Тамбов, 2014. 218 с.
4. Состояние нефтяных смазочных композиционных материалов в подшипниковых узлах в процессе тепломассообмена / А.Д. Бреки, О.В. Толочко, Е.С. Васильева, А.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2014. Вып. 12. Ч. 1. С. 117-124.
5. Общие свойства и особенности взаимодействия дисперсных компонентов смазочного материала А. Д. Бреки, О.В. Толочко, А.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков / Современное машиностроение. Наука и образование. 2014. № 4. С. 319-326.
6. Бреки А. Д. Триботехнические свойства модифицированных смазочных масел: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.02.04 / Бреки Александр Джалюльевич. Санкт-Петербург, 2011. 19 с.
7. Gvozdev A.E. Effect of the stress state on superplasticity of hard-to-deform high-speed powder steel // Металлы. 1994. № 4. P. 127-131.
8. Расчет кластерной структуры расплава, ее влияние на образование наноаморфных твердых фаз и их структурную релаксацию при последующем нагреве / М.Х. Шоршоров, А.Е. Гвоздев, А.В. Афанаскин, Е.А. Гвоздев // Металловедение и термическая обработка металлов. 2002. № 6. С. 12-16.
9. Features of softening processes of aluminum, copper, and their alloys under hot deformation // A.E. Gvozdev, D.N. Bogolyubova, N.N. Sergeev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 1. P. 32-40.
10. Role of nucleation in the of first-order phase transformations / A.E. Gvozdev, N.N. Sergeyev, I.V. Minayev, A.G. Kolmakov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 4. P. 283-288.
11. Комплексные задачи теории пластичности: монография /
H.Д. Тутышкин, А.Е. Гвоздев, В.И. Трегубов, Ю.В. Полтавец, Е.М. Селед-кин, А.С. Пустовгар, В.И. Золотухин, Г.М. Журавлев, В.И. Золотухин; 2-е изд. перераб. и доп. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 408 с.
12. Расчет деформационной повреждаемости в процессах обратного выдавливания металлических изделий / А.Е. Гвоздев, Г.М. Журавлев, А.Г. Колмаков, Д.А. Провоторов, Н.Н. Сергеев // Технология металлов. 2016. № 1. С. 23-32.
13. Синтез и триботехнические свойства композиционного покрытия с матрицей из полиимида (Р-ООО)ФТ и наполнителем из наночастиц дисульфида вольфрама при сухом трении скольжения / А.Д. Бреки, А. Л. Диденко, В.В. Кудрявцев, Е.С. Васильева, О.В. Толочко, А.Г. Колмаков, А.Е. Гвоздев, Д.А. Провоторов, Н.Е. Стариков, Ю.А. Фадин // Материаловедение. 2016. № 4. С. 44-48.
14. Влияние разнозернистости аустенита на кинетику перлитного превращения в мало- и среднеуглеродистых низколегированных сталях / А.Е. Гвоздев, А.Г. Колмаков, Д.А. Провоторов, И.В. Минаев, Н.Н. Сергеев, И.В. Тихонова // Материаловедение. 2014. № 7. С. 23-26.
15. Grain size effect of austenite on the kinetics of pearlite transformation in low-and medium-carbon low-alloy steels / A.E. Gvozdev,
I.V. Minaev, N.N. Sergeev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 1. P. 41-44.
16. Ресурсы деформационной способности различных материалов: учебное пособие / Н.Н. Сергеев, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, А.Д. Бреки, А. А. Калинин, С.Е. Александров, Н.Е. Стариков, О.В. Кузовлева, Д.В. Ма-лий, С.Н. Кутепов, Е.В. Цой, Д.С. Клементьев, Е.Б. Соломатникова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 172 с.
17. Разработка прогрессивных технологий получения и обработки металлов, сплавов, порошковых и композиционных наноматериалов: монография / М.Х. Шоршоров, А.Е. Гвоздев, В.И. Золотухин, А.Н. Сергеев, А. А. Калинин, А.Д. Бреки, Н.Н. Сергеев, О.В. Кузовлева, Н.Е. Стариков, Д.В. Малий. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 235 с.
18. О состоянии предпревращения металлов и сплавов: монография / О.В. Кузовлева, А.Е. Гвоздев, И.В. Тихонова, Н.Н. Сергеев, А.Д. Бреки, Н.Е. Стариков, А.Н. Сергеев, А. А. Калинин, Д.В. Малий, Ю.Е. Титова, С.Е. Александров, Н.А. Крылов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 245 с.
19. Особенности структурных и фазовых превращений в титановых заготовках в процессе высокоскоростного пластического деформирования: монография / Н.А. Крылов, М.А. Скотникова, А.Д. Бреки, В.В. Медведева, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, Н.Е. Стариков, Д.А. Провоторов, Н.Н. Сергеев, Д.В. Малий.; под ред. Н.А. Крылова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 202 с.
20. Сопряженные поля в упругих, пластических, сыпучих средах и металлических труднодеформируемых системах: монография / Э.С. Макаров, В.Э. Ульченкова, А.Е. Гвоздев, Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев; под ред. проф. А.Е. Гвоздева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 526 с.
21. Новые конструкционные материалы: учебное пособие / Н.Е. Стариков, В.К. Зеленко, О.В. Кузовлева, А.Н. Сергеев, В.Ю. Кузовлев, А. А. Калинин, А.В. Маляров; под. общ. ред. проф. А.Е. Гвоздева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 296 с.
22. Материаловедение: учебник для вузов / Н.Н. Сергеев,
A.Е. Гвоздев., В.К. Зеленко, А.Н. Сергеев, О.В. Кузовлева, Н.Е. Стариков,
B.И. Золотухин, А.Д. Бреки; под ред. проф. А.Е. Гвоздева. Изд. 2-е доп. и испр. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 469 с.
23. Технология металлов и сплавов: учебник / Н.Н. Сергеев,
A.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков, В.И. Золотухин, А.Н. Сергеев, А.Д. Бреки, О.В. Кузовлева, Г.М. Журавлёв, Д.А. Провоторов.; Под ред. проф. Н.Н. Сергеева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 490 с.
24. Многоуровневый подход к проблеме замедленного разрушения высокопрочных конструкционных сталей под действием водорода /
B.П. Баранов, А.Е. Гвоздев, А.Г. Колмаков, Н.Н. Сергеев, А.Н. Чуканов // Материаловедение. 2017. № 7. С. 11-22.
25. Механизмы водородного растрескивания металлов и сплавов, связанные с усилением дислокационной активности / Н.Н. Сергеев,
C.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 2(71). С. 32-47.
26. Анализ теоретических представлений о механизмах водородного растрескивания металлов и сплавов / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 3(72). С. 6-33.
27. Перспективные стали для кожухов доменных агрегатов / Н.Н. Сергеев, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, И.В. Тихонова, С.Н. Кутепов,
0.В. Кузовлева, Е. В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2017. Т. 7, № 2(23). С. 6-15.
28. Принятие решений по статистическим моделям в управлении качеством продукции / Г.М. Журавлев, А.Е. Гвоздев, С.В. Сапожников, С.Н. Кутепов, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 5(74). С. 78-92.
29. Диффузия водорода в сварных соединениях конструкционных сталей / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 6(75). С. 85-95.
30. Патент на полезную модель 2016122692/28 (166249) Образец для определения когезионной прочности газотермических порошковых покрытий / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, Д.А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, И.В. Тихонова, А.Д. Бреки, И.В. Минаев, О.В. Кузовлева, Д.В. Малий, А. А. Калинин, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, М.В. Ушаков; заявитель и патентообладатель Гвоздев Александр Евгеньевич. № 2016122692/28 заявл. 08.06.16; опубл. 20.11.16, Бюл. № 32.
31. Патент на полезную модель 2016142134 (170385) Образец для определения адгезионной прочности покрытий / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, Д.А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, И.В. Тихонова, А.Д. Бреки, И.В. Минаев, О.В. Кузовлева, Д.В. Малий, А.А. Калинин,
C.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, А.И. Кузнецова, А.В. Казакова, Д.Н. Романенко, Е.Ф. Романенко, В.Э. Лисицина; заявитель и патентообладатель Гвоздев Александр Евгеньевич. № 2016142134 (17385) заявл. 26.10.16; опубл. 24.04.17, Бюл. № 12. 6 с.
32. Temperature distribution and structure in the heat-affected zone for steel sheets after laser cutting / A.E. Gvozdev, N.N. Sergeyev, I.V. Minayev,
1.V. Tikhonova, A.N. Sergeyev, D.M. Khonelidze, D.V. Maliy, I.V. Golyshev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. T. 8. № 1. С. 148-152.
33. Вариант определения максимального пластического упрочнения в инструментальных сталях / Г.М. Журавлев, А.Е. Гвоздев, А.Е. Чеглов, Н.Н. Сергеев, О.М. Губанов // Сталь. 2017. № 6. С. 26-39.
34. On friction of metallic materials with consideration for superplastici-ty phenomenon / A.D. Breki, A.E. Gvozdev, A.G. Kolmakov, N.E. Starikov,
D.A. Provotorov, N.N. Sergeyev, D.M. Khonelidze // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. Т. 8. № 1. С. 126-129.
35. Synthesis and dry sliding behavior of composite coating with (R-OOO)FT polyimide matrix and tungsten disulfide nanoparticle filler / A.D. Breki, A.L. Didenko, V.V. Kudryavtsev, E.S. Vasilyeva, O.V. Tolochko, A.G. Kolmakov, A.E. Gvozdev, D.A. Provotorov, N.E. Starikov, Yu.A. Fadin // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. Т. 8. № 1. С. 32-36.
36. Composite coatings based on A-OOO polyimide and WS2 nanoparti-cles with enhanced dry sliding characteristics / A.D. Breki, A.L. Didenko, V.V. Kudryavtsev, E.S. Vasilyeva, O.V. Tolochko, A.E. Gvozdev, N.N. Sergeyev, D.A. Provotorov, N.E. Starikov, Yu.A. Fadin, A.G. Kolmakov // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. Т. 8. № 1. С. 56-59.
37. Maximum plastic strengthening in tool steels / G.M. Zhuravlev, A.E. Gvozdev, A.E. Cheglov, N.N. Sergeev, O.M. Gubanov // Steel in Translation. 2017. Vol. 47. № 6. P 399-411.
38. Жидкие и консистентные смазочные композиционные материалы, содержащие дисперсные частицы гидросиликатов магния, для узлов трения управляемых систем: монография / А. Д. Бреки, В.В. Медведева, Н.А. Крылов, С.Е. Александров, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, Н.Е. Стариков, Д. А. Провоторов, Н.Н. Сергеев, Д.В. Малий; под ред. А. Д. Бреки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 166 с.
39. Распределение температур и структура в зоне термического влияния для стальных листов после лазерной резки / А.Е. Гвоздев, Н.Н. Сергеев, И.В. Минаев, А.Г. Колмаков, И.В. Тихонова, А.Н. Сергеев, Д. А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, Д.В. Малий, И.В. Голышев // Материаловедение. 2016. № 9. С. 3-7.
Чечулин Константин Николаевич, адъюнкт, che4ulin. konstantin@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии Хрулёва А.В.,
Бреки Александр Джалюльевич, канд. техн. наук, доцент, зам. зав. кафедрой МиОК, с.н.с. лаборатории ИЭС, albreki@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт проблем машиноведения РАН,
Молоков Илья Евгеньевич, д-р военных наук, профессор, зав. кафедрой общенаучных и общетехнических дисциплин, mie 78italy@,mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии Хрулёва А. В.,
Гвоздев Александр Евгеньевич, д-р техн. наук, профессор, gwozdew.alexandr2013@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Кутепов Сергей Николаевич, канд. пед. наук, kutepov. sergei@,mail. т, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
149
Панmюхин Олег Brnmopoem, тнд. mехн. науk, дoценm, olegpantvukhin@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский гoсудаpсmвенный унивеpсиmеm
THE IMPACT OF CHANGES IN THE SUITABILITY OF MOTOR OIL М-8ДМ IN THE INTERNAL COMBUSTION ENGINE D-245.7Е3 GAZ-3309 ON THE CYCLES OF ITS SUPPLY WITHIN THE BOUNDARIES OF THE TECHNICAL SUPPORT
K.M. Chechulin, A.D. Breki, I.E. Molokov, A.E. Gvozdev, S.N. Kutepov, O. V. Pantjuhin
The paper presents the results of laboratory tests of samples of motor oil M-8ffM at different stages of operation of the internal combustion engine D-245.7Е3 of the GAZ-3309. The changes in the operation of such diagnostic indicators as permittivity, alkali number, viscosity, oxidation, sulfation and nitriding, as well as the content of water, glycol and soot are shown. By calculation using the experimental data obtained based on the suitability of the oil M-8ffM on different diagnostic parameters from the number of revolutions of the crankshaft. It is possible to forecast the replacement of lubricating oil M-8ffM through dependency analysis of the suitability of various indicators. The interrelation between the analysis of the suitability of lubricating oil M-8ffM and cycles of delivery within the boundaries of the hardware.
Key words: technical support, diagnostics, engine oil, operating time, ageing of oils, GAZ-3309, suitability, delivery cycle.
Chechulin Konstantin Nikolaevich, graduated, che4ulin. konstantinayandex. ru, Russia, St. Petersburg, Military academy of material support of the general Hrulyov A. V.,
Breki Alexander Dzhalyulyevich, candidate of technical science, docent, deputy department chair, senior research associate of IES laboratory, albrekiayandex. ru, Russia, St. Petersburg, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Institute of problems of engineering science of RAS,
Molokov Ilya Evgenyevich, doctor of military sciences, professor, head of the department, mie 78italy@mail. ru, Russia, St. Petersburg, Military academy of material support of the general Hrulyov A.V.,
Gvozdev Aleksandr Evgen'yevich, doctor of technical science, professor, gwozdew.alexandr2013@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,
Kutepov Sergey Nikolaevich, candidate of pedagogical science, kutepov. sergeia mail. ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,
Pantjuhin Oleg Viktorovich, candidate of technical science, docent, olegpantyu-khin@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University