Научная статья на тему 'Влияние диагностики моторного масла М10Г2К в двигателе внутреннего сгорания КамАЗ-740 автомобиля КамАЗ на циклы его поставки в границах технического обеспечения'

Влияние диагностики моторного масла М10Г2К в двигателе внутреннего сгорания КамАЗ-740 автомобиля КамАЗ на циклы его поставки в границах технического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
239
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / МОТОРНОЕ МАСЛО / НАРАБОТКА / СТАРЕНИЕ МАСЕЛ / КАМАЗ / ПРИГОДНОСТЬ / ЦИКЛ ПОСТАВКИ / TECHNICAL SUPPORT / DIAGNOSTICS / ENGINE OIL / OPERATING TIME / AGING OF OILS / KAMAZ / SUITABILITY / DELIVERY CYCLE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Чечулин Константин Николаевич, Бреки Александр Джалюльевич, Молоков Илья Евгеньевич, Гвоздев Александр Евгеньевич, Кутепов Сергей Николаевич

В работе приведены результаты лабораторных исследований проб моторного масла М10Г2К на разных этапах эксплуатации двигателя внутреннего сгорания КАМАЗ-740 автомобиля КАМАЗ. Показаны изменения в процессе эксплуатации таких диагностических показателей как диэлектрическая проницаемость, щелочное число, вязкость, степень окисления, сульфирования и нитрирования, а также содержание воды, гликоля и сажи. Посредством расчётов с использованием экспериментальных данных получены зависимости пригодности масла М10Г2К по различным диагностическим параметрам от числа оборотов коленчатого вала. Показана возможность прогнозирования замены смазочного масла М10Г2К посредством анализа зависимостей его пригодности по различным показателям. Установлена взаимосвязь между анализом пригодности смазочного масла М10Г2К и циклами его поставки в границах технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Чечулин Константин Николаевич, Бреки Александр Джалюльевич, Молоков Илья Евгеньевич, Гвоздев Александр Евгеньевич, Кутепов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE DIAGNOSTICS ENGINE OIL М10Г2К IN THE INTERNAL COMBUSTION ENGINE KAMAZ-740 OF KAMAZ ON THE CYCLES OF ITS SUPPLY WITHIN THE BOUNDARIES OF THE TECHNICAL SUPPORT

The paper presents the results of laboratory tests of samples of engine oil М10Г2К at different stages of operation of the internal combustion engine KAMAZ-740 of the car KAMAZ. The changes in the operation of such diagnostic indicators as permittivity, alkali number, viscosity, oxidation, sulfation and nitriding, as well as the content of water, glycol and soot are shown. By calculation using the experimental data obtained based on the suitability of the oil М10Г2К on different diagnostic parameters from the number of revolutions of 92 the crankshaft. It is possible to forecast the replacement of lubricating oil М10Г2К through dependency analysis of the suitability of various indicators. The interrelation between analysis of the suitability of the lubricating oil М10Г2К and cycles of delivery within the boundaries of the hardware.

Текст научной работы на тему «Влияние диагностики моторного масла М10Г2К в двигателе внутреннего сгорания КамАЗ-740 автомобиля КамАЗ на циклы его поставки в границах технического обеспечения»

Gvozdev Aleksandr Evgen'yevich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Kutepov Sergey Nikolaevich, candidate of pedagogical science, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Pantjuhin Oleg Viktorovich, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.89.017

ВЛИЯНИЕ ДИАГНОСТИКИ МОТОРНОГО МАСЛА М10Г2К

В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ КАМАЗ-740

АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ НА ЦИКЛЫ ЕГО ПОСТАВКИ В ГРАНИЦАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

К.М. Чечулин, А. Д. Бреки, И.Е. Молоков, А.Е. Гвоздев, С.Н. Кутепов, О.В. Пантюхин

В работе приведены результаты лабораторных исследований проб моторного масла М10Г2К на разных этапах эксплуатации двигателя внутреннего сгорания КАМАЗ-740 автомобиля КАМАЗ. Показаны изменения в процессе эксплуатации таких диагностических показателей как диэлектрическая проницаемость, щелочное число, вязкость, степень окисления, сульфирования и нитрирования, а также содержание воды, гликоля и сажи. Посредством расчётов с использованием экспериментальных данных получены зависимости пригодности масла М10Г2К по различным диагностическим параметрам от числа оборотов коленчатого вала. Показана возможность прогнозирования замены смазочного масла М10Г2К посредством анализа зависимостей его пригодности по различным показателям. Установлена взаимосвязь между анализом пригодности смазочного масла М10Г2К и циклами его поставки в границах технического обеспечения.

Ключевые слова: техническое обеспечение, диагностика, моторное масло, наработка, старение масел, КАМАЗ, пригодность, цикл поставки.

Введение

Известно, что моторное масло, в процессе функционирования двигателя, подвергается процессу старения (изменения состава и свойств). Старение моторного масла происходит за счет загрязнения его атмосферной пылью, продуктами износа, газообразными, жидкими и твердыми веществами, образующимися в результате химических и физико-химических изменений углеводородов базового масла и компонентов присадок, вводимых в эти масла [4, 5, 6]. В результате этих процессов в нем образуются различные отложения в элементах системы циркуляции моторного масла.

79

Различные загрязняющие примеси органического и неорганического состава, накапливающиеся в масле, изменяют характер процессов трения и износа, засоряют масляные каналы, фильтры, образуются отложения в картере двигателя [1]. В связи с этим, поддержание надежной работы двигателя путем диагностического контроля и своевременного выявления существенных изменений моторного масла весьма эффективно для увеличения долговечности с одной стороны, а с другой для повышения качества и системности технического обеспечения машин различных организаций маслами определённого химического состава. Диагностика состояния моторных масел в организациях, содержащих парки машин, позволяет правильно и эффективно определить цикличность поставки данных масел в границах технического обеспечения.

Материалы и методы исследования

Выявление состояния моторного масла осуществляется посредством использования различных методов оценки физико-химических свойств по плотности, цвету и загрязнению масел. В процессе диагностики оцениваются следующие основные показатели: вязкость, щелочное число, окисление, а также наличие загрязнений. С другой стороны, известны методы определения смазывающих свойств, проявляющихся в способности масла подавлять изнашивание и задиры, снижать трение, соответствующие требованиям ГОСТ 9490-75, Л8ТМ Б 2266 и других стандартов [2].

Как сам двигатель, так и моторное масло обладает ресурсом, поэтому оно влияет вкупе с другими элементами на коэффициент технической готовности различной техники, в том числе и военного назначения.

Для решения задач, связанных с диагностикой состояния масла и оценки его пригодности, в границах данной работы использовали следующие современные приборы:

- Прибор марки ОА-5000 (рис. 1);

- Вискозиметр 8рес1тоУ18С 03000 (рис. 2);

- ИК-анализатор 01100 (рис. 3).

Рис. 1. Прибор ОА-5000

80

Использование портативного прибора марки ОА-5000 позволяет определять техническое состояние работающего масла (его пробы на определённом этапе эксплуатации) методом тлеющего разряда.

Рис. 2. Вискозиметр ЗрвМгоУЬБС 03000

Вискозиметр 8рес1тоУ18С Q3000 предназначен для измерения кинематической вязкости в условиях эксплуатации. Он не требует растворителей, проверки плотности моторного масла и наличия термометра. Данный прибор используется в производственных (полевых) и лабораторных условиях при температурах окружающей седы в диапазоне от 0 до +40 0С.

Рис. 3. ИК-анализатор 01100

Характеристики прибора «ИК-анализатор Q1100» обеспечивают возможность получения основных параметров состояния как синтетических, так и минеральных моторных масел с использованием инфракрасной спектроскопии.

Результаты и их обсуждение

В границах данной работы приведены результаты исследований проб моторного масла М10Г2К взятых в процессе его натурных испытаний в двигателе внутреннего сгорания КАМАЗ-740 автомобиля КАМАЗ с пробегом. В автомобиль КАМАЗ заливалось чистое масло М10Г2К, которое после реализации определённого числа миллионов оборотов коленчатого вала (КВ) собиралось в виде небольших проб и анализировалось с использованием описанных выше приборов (рис. 1-3). В процессе анализа определялись такие параметры как диэлектрическая проницаемость, щелочное число (ОЩЧ), вязкость, степень окисления, сульфирования и нитрирования, а также содержание воды, гликоля и сажи.

Значения диагностического параметра - диэлектрической проницаемости при различном числе оборотов КВ двигателя КАМАЗ-740, полученные электрофизическим методом (рис.1) приведены в табл. 1.

Таблица 1

Значения диагностического параметра - диэлектрической проницаемости при различном числе оборотов КВ двигателя

КАМАЗ-740

Электрофизический метод контроля работающего моторного масла Исходный показатель Предельный показатель 2,163 3,815 5,675

Диэлектрическая проницаемость 1 60 16,4 15,6 18,1

Из табл. 1 следует, что диэлектрическая проницаемость в диапазоне от 0 до 5,675 миллионов оборотов коленчатого вала остаётся в пределах нормы.

Значения диагностических параметров для моторного масла М10Г2К при различном числе оборотов КВ двигателя КАМАЗ-740, при измерении изменений физических и химических свойств с использованием приборов (рис. 2 и 3) приведены в табл. 2.

Из табл. 2 следует, что многие диагностические параметры в диапазоне от 0 до 5,675 миллионов оборотов коленчатого вала остаются в пределах нормы. При этом такой важный показатель как вязкость уменьшился на 23,6%. Зависимость изменения вязкости от числа миллионов оборотов двигателя КАМАЗ-740 показана на рис. 4.

Снижение вязкости моторного масла ниже 20% говорит о необходимости его замены, а у других диагностических параметров существуют свои предельные значения, определённые соответствующими приборами. В связи с этим целесообразно ввести оценочную функцию, позволяющую давать ориентировочные прогнозы относительно изменения того или иного параметра до предельного значения.

82

Таблица 2

Значения диагностических параметров для моторного масла М10Г2К при различном числе оборотов КВ двигателя КАМАЗ-740

Количество оборотов коленчатого вала, млн. об исходный показатель предельный показатель 2,163 3,815 5,675

Основные параметры оценки пригодности

Кинематическая вязкость при 40 О, сСт 110 снижение 20% 91 88 84

Обще-щелочное число, КОН 7,9 не ниже 1,0 4,8 4 3,8

Основные показатели старения масла

Нитрование, яЬб/см 0,1 30 2,3 2,8 3,2

Окисление, яЬб/0,1 2,3 30 7,1 8,6 9,4

Сульфирование, яЬб/0,1 15,1 30 17,6 18,3 22,2

Основные показатели заг зязненности масла

Сажа, % 0,01 3 0,12 0,13 0,58

Наличие гликоля, % 0 3 0,4 0,4 0,4

Наличие воды, ррш 95 2000 356 437 479

0 2 4 6

Кололичествово оборотов коленвала, млн об.

Рис. 4. Зависимость кинематической вязкости от количества оборотов коленчатого вала двигателя КАМАЗ-740

В работе [3] указано, что работающее в двигателе масло пригодно к использованию или обладает пригодностью, величина которой по определяемым показателям состояния равна:

П = ^^, (1)

^0 х

где П - пригодность масла в момент времени II по одному из показателей; х0 - начальное значение показателя (в момент времени 0); х1 - текущее значение показателя (в момент времени ?г); х - предельное значение.

83

В границах данной работы, мы уточнили формулу (1) и представили её в виде зависимости пригодности масла от числа оборотов коленчатого вала двигателя и вида показателя оценки состояния масла (вида диагностического параметра):

Пр (п) = р(п)- Ртах х 100%, (2)

р0 - Ртах

где ПР - пригодность масла по диагностическому параметру (р); р(п) - зависимость диагностического параметра от числа оборотов коленчатого вала, полученная в результате аппроксимации экспериментальных точек. Остальные параметры в (2) интерпретируются аналогично (1). Например, зависимость кинематической вязкости моторного масла М10Г2К от числа оборотов КВ на основе данных табл. 2 аналитически выражается функцией:

V = -0,338п3 + 3,850п2 - 15,52п +110, (3)

где V - кинематическая вязкость масла; п - число оборотов коленчатого вала двигателя КАМАЗ-740. Подставляя (3) и данные табл. 2 в формулу (2) получим зависимость пригодности масла по вязкости от числа оборотов КВ:

П (п) =

с 3 2 Л

(-0,338п3 + 3,850п2 - 15,52п +110) -88

110 - 88

х 100%. (4)

От вязкости масла зависит величина энергетических потерь на трение в двигателе, несущей способности смазочного слоя, связанного с ней износа пар трения и соответственно объем мероприятий очередного технического обслуживания. На основе аппроксимации данных табл. 1 и 2, для других диагностических параметров получили зависимости пригодности, аналогичные зависимости по вязкости (4). Графики полученных зависимостей приведены на рис. 5.

Из рис. 5 видно, что зависимости типа (4) позволяют давать ориентировочные прогнозы либо по замене смазочного масла, либо по совершению определённых действий над ним с целью частичного восстановления его исходных свойств. Лимитирующим показателем в границах данного исследования является вязкость. Например, для определения числа оборотов КВ при котором требуется замена масла по критическому значению кинематической вязкости, необходимо приравнять правую часть формулы (4) к нулю и найти из кубического уравнения его действительный корень п = ппр (предельное число оборотов, которое по прогнозу должен совершить КВ до замены масла).

Среднестатистическое значение (ппр) для моторного масла

М10Г2К, работающего в двигателе внутреннего сгорания КАМАЗ-740 автомобиля КАМАЗ, существенно влияет на цикличность поставки данного

смазочного материала в границах технического обеспечения. При этом следует отметить, что в процессе постепенного износа элементов двигателя КАМАЗ-740 значение пПр может уменьшаться на определённую величину. Знание закономерности такого уменьшения влияет на повышение эффективности технического обеспечения, например, парка машин марки КАМАЗ в определённой организации, а также на повышение коэффициента технической готовности данного парка машин.

190

30

60

л"

у

с X

с

5 40

20 О

О 0.75 1.5 2.25 1 3.75 4.5 5.25 6

Количество оборотов КВ, млн. об.

Рис. 5. Графики зависимости пригодности моторного масла М10Г2К по различным показателям от количества оборотов коленчатого

вала двигателя КАМАЗ-740

В границах данного исследования предельное прогнозируемое значение числа оборотов КВ лимитируется вязкостью и приблизительно равно ппр » 3,8 млн. об., что связано с высоким пробегом.

Приближённо зависимость изменения объёма масла от числа оборотов КВ двигателя КАМАЗ-740, с учётом полученного прогноза по вязкости, а также с учётом, например, двух последующих замен масла, показана на рис. 6.

Аналитически, зависимость, представленную на рис. 6 можно выразить следующим образом:

28 - 0,05п 28 - 0,05п 28,3 - 0,09п

V (п) =-------+------

1 + ехр(-15(п)) 1 + ехр(-95(п - 3,84)) 1 + ехр(-95(п - 3,99))

28,3 - 0,09п 28,7 - 0,12п 28,7 - 0,12п ,

+

1 + ехр(-75(п - 7,3)) 1 + ехр(-55(п - 7,5)) 1 + ехр(-25(п -10,52))

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85

При анализе зависимости (5) видно, что в числителях стоят зависимости, показывающие постепенное уменьшение объёма масла в процессе эксплуатации, что связано с процессами окисления, испарения, срабатывания присадок, утечек и т.д. При этом на рис. 6 показано, что ппр уменьшается, а скорость уменьшения масла в процессе эксплуатации от замены к замене - увеличивается, что преимущественно связано с износом двигателя в целом и загрязнением картера.

Г~

Прогноз №2 после смены масла

^ пр4

0J-,-,-—-,-,--V-

О 1.2 2.4 3.6 4.8 6 7.2 8.4 Э.6 10.8 12

^npl = 0

Количество оборотов KB двигателя, млн. об.

Рис.6. Ориентировочная зависимость изменения объёма масла от числа оборотов КВ двигателя КАМАЗ-740

С другой стороны, замену моторного масла в соответствии с установленным регламентом технического обслуживания (в некоторых организациях) двигателя внутреннего сгорания КАМАЗ-740 следует осуществлять при достижении числа оборотов КВ, равного 19,5 миллионов:

Ппр1 = 19,5 млн. об. = const, i = 1,2 ... m . (6)

Если исходить из условия замены (6), то время работы двигателя между смежными поставками масла на одну единицу техники можно считать приблизительно одинаковым. Интервал поставки (цикл поставки) -это период времени между двумя смежными поставками, который в границах данной работы может быть выражен следующим образом:

Цni = tрдi + ^ndi + (tosi + ^вз1 + t3i) + tтоi + ^тш,i = 1,2,.... m , (7)

где Цт - i-й цикл поставки; tpdi - суммарное время работы двигателя до достижения nnpi; tndi - суммарное время покоя двигателя между периодами эксплуатации; tasi - время оформления заказа и передачи его поставщику; tesi - время выполнения заказа поставщиком; tdi - время на доставку сма-

86

зочного масла заказчику; ^ - суммарное время технического обслуживания, связанного с заменой моторного масла; 1ткг - суммарное время технического контроля состояния моторного масла.

В случае использования условия замены масла (6) при постоянстве слагаемых в (7) циклы будут равными и большими по величине, что негативно сказывается на состоянии техники, поскольку слагаемое 1ткг не существенно и всё обусловлено регламентом. не существенно и всё обусловлено регламентом. В случае проведения системного технического контроля состояния масла с использованием современных приборов (рис.1,2 и 3), слагаемое ^ будет увеличено, а слагаемое 1рдц будет определяться диагностическими параметрами.

Формулу (7) с учётом прогнозов в результате диагностики можно записать следующим образом (прогнозируемый цикл поставки):

ппр1

Цт » N + ^пд1 + (^оз1 + ^взг + д ) + ^то1 + ^ ткг , г =1,2,... т , (8)

^ ср

где Иср - средняя частота вращения коленчатого вала двигателя. В случае использования (8), как видно из рис.6 циклы поставки постепенно будут уменьшаться за счёт качественного и своевременного технического контроля состояния масла, что позволит повысить долговечность ответственных пар трения, а соответственно и поддерживать коэффициент технической готовности совокупности машин марки КАМАЗ на высоком уровне в границах технического обеспечения.

Выводы

На основании проведённого исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. В ходе работы моторного масла М10Г2К в двигателе КАМАЗ-740 автомобиля КАМАЗ при совершении коленчатым валом 5,675 млн. об. происходит снижение вязкости на 23,6%, увеличение содержание сажи в 58 раз, снижение обще-щелочного числа в 2 раза, увеличение содержания воды в 5 раз, увеличение степени окисления в 4 раза, что говорит о необходимости более ранней замены масла относительно регламентированных, например, 19,5 миллионов оборотов и необходимости увеличения частоты его поставки в границах технического обеспечения.

2. Характеристики свойств моторного масла М10Г2К существенно изменяются в сравнении с исходными показателями свежего моторного масла и требуют периодического системного контроля современными диагностическими средствами для обеспечения высокого коэффициента технической готовности совокупности машин КАМАЗ и повышения эффективности технического обеспечения.

3. В границах данной работы создана модель непрерывной оценки пригодности моторного масла по различным оценочным параметрам, что дает возможность прогнозировать изменения основных характеристик с

целью определения объема проведения работ по обслуживанию системы смазки и других систем двигателя внутреннего сгорания КАМАЗ-740, мероприятий очередного технического обслуживания, позволяющих корректно определять циклы поставки в границах технического обеспечения.

Полученные результаты могут быть использованы при создании ресурсосберегающих процессов обработки материалов [7-39].

Работа выполнена по проекту №11.6682.2017/8.9.

Список литературы

1. Григорьев М.А., Бунаков Б.М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателей. М., Издательство стандартов, 1981. 232 с.

2. Моторные масла / Р. Балтенас, А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, В. Шергалис. Москва - СПб.: Альфа-Лаб, 2000. 272 с.

3. Попов С.Ю. Повышение эксплуатационных свойств ремонтно-восстановительных составов при их использовании в двигателях тракторов: дис. ... канд техн. Наук: 05.20.03 / Попов Сергей Юрьевич. Тамбов, 2014. 218 с.

4. Состояние нефтяных смазочных композиционных материалов в подшипниковых узлах в процессе тепломассообмена / А.Д. Бреки, О.В. Толочко, Е.С. Васильева, А.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2014. Вып. 12. Ч. 1. С. 117-124.

5. Общие свойства и особенности взаимодействия дисперсных компонентов смазочного материала А.Д. Бреки, О.В. Толочко, А.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков / Современное машиностроение. Наука и образование. 2014. № 4. С. 319-326.

6. Бреки А.Д. Триботехнические свойства модифицированных смазочных масел: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.02.04 / Бреки Александр Джалюльевич. Санкт-Петербург, 2011. 19 с.

7. Features of softening processes of aluminum, copper, and their alloys under hot deformation // A.E. Gvozdev, D.N. Bogolyubova, N.N. Sergeev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 1. P. 32-40.

8. Role of nucleation in the of first-order phase transformations / A.E. Gvozdev, N.N. Sergeyev, I.V. Minayev, A.G. Kolmakov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 4. P. 283-288.

9. Комплексные задачи теории пластичности: монография / Н.Д. Тутышкин, А.Е. Гвоздев, В.И. Трегубов, Ю.В. Полтавец, Е.М. Селед-кин, А.С. Пустовгар, В.И. Золотухин, Г.М. Журавлев, В.И. Золотухин; 2-е изд. перераб. и доп. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 408 с.

10. Расчет деформационной повреждаемости в процессах обратного выдавливания металлических изделий / А.Е. Гвоздев, Г.М. Журавлев, А.Г. Колмаков, Д.А. Провоторов, Н.Н. Сергеев // Технология металлов. 2016. № 1. С. 23-32.

11. Gvozdev A.E. Effect of the stress state on superplasticity of hard-to-deform high-speed powder steel // Металлы. 1994. № 4. P. 127-131.

12. Расчет кластерной структуры расплава, ее влияние на образование наноаморфных твердых фаз и их структурную релаксацию при последующем нагреве / М.Х. Шоршоров, А.Е. Гвоздев, А.В. Афанаскин, Е.А. Гвоздев // Металловедение и термическая обработка металлов. 2002. № 6. С. 12-16.

13. Синтез и триботехнические свойства композиционного покрытия с матрицей из полиимида (Р-ООО)ФТ и наполнителем из наночастиц дисульфида вольфрама при сухом трении скольжения / А.Д. Бреки, А. Л. Диденко, В.В. Кудрявцев, Е.С. Васильева, О.В. Толочко, А.Г. Колмаков, А.Е. Гвоздев, Д.А. Провоторов, Н.Е. Стариков, Ю.А. Фадин // Материаловедение. 2016. № 4. С. 44-48.

14. Влияние разнозернистости аустенита на кинетику перлитного превращения в мало- и среднеуглеродистых низколегированных сталях / А.Е. Гвоздев, А.Г. Колмаков, Д.А. Провоторов, И.В. Минаев, Н.Н. Сергеев, И.В. Тихонова // Материаловедение. 2014. № 7. С. 23-26.

15. Grain size effect of austenite on the kinetics of pearlite transformation in low-and medium-carbon low-alloy steels / A.E. Gvozdev, I.V. Minaev, N.N. Sergeev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 1. P. 41-44.

16. О состоянии предпревращения металлов и сплавов: монография / О.В. Кузовлева, А.Е. Гвоздев, И.В. Тихонова, Н.Н. Сергеев, А.Д. Бреки, Н.Е. Стариков, А.Н. Сергеев, А. А. Калинин, Д.В. Малий, Ю.Е. Титова, С.Е. Александров, Н.А. Крылов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 245 с.

17. Особенности структурных и фазовых превращений в титановых заготовках в процессе высокоскоростного пластического деформирования: монография / Н.А. Крылов, М.А. Скотникова, А.Д. Бреки, В.В. Медведева, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, Н.Е. Стариков, Д.А. Провоторов, Н.Н. Сергеев, Д.В. Малий.; под ред. Н.А. Крылова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 202 с.

18. Жидкие и консистентные смазочные композиционные материалы, содержащие дисперсные частицы гидросиликатов магния, для узлов трения управляемых систем: монография / А.Д. Бреки, В.В. Медведева, Н.А. Крылов, С.Е. Александров, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, Н.Е. Стариков, Д.А. Провоторов, Н.Н. Сергеев, Д.В. Малий; под ред. А.Д. Бреки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 166 с.

19. Распределение температур и структура в зоне термического влияния для стальных листов после лазерной резки / А.Е. Гвоздев, Н.Н. Сергеев, И.В. Минаев, А.Г. Колмаков, И.В. Тихонова, А.Н. Сергеев, Д. А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, Д.В. Малий, И.В. Голышев // Материаловедение. 2016. № 9. С. 3-7.

20. Сопряженные поля в упругих, пластических, сыпучих средах и металлических труднодеформируемых системах: монография / Э.С. Макаров, В.Э. Ульченкова, А.Е. Гвоздев, Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев; под ред. проф. А.Е. Гвоздева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 526 с.

21. Новые конструкционные материалы: учебное пособие / Н.Е. Стариков, В.К. Зеленко, О.В. Кузовлева, А.Н. Сергеев, В.Ю. Кузовлев, А. А. Калинин, А.В. Маляров; под. общ. ред. проф. А.Е. Гвоздева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 296 с.

22. Материаловедение: учебник для вузов / Н.Н. Сергеев,

A.Е. Гвоздев., В.К. Зеленко, А.Н. Сергеев, О.В. Кузовлева, Н.Е. Стариков,

B.И. Золотухин, А. Д. Бреки; под ред. проф. А.Е. Гвоздева. Изд. 2-е доп. и испр. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 469 с.

23. Технология металлов и сплавов: учебник / Н.Н. Сергеев,

A.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков, В.И. Золотухин, А.Н. Сергеев, А.Д. Бреки, О.В. Кузовлева, Г.М. Журавлёв, Д.А. Провоторов.; Под ред. проф. Н.Н. Сергеева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 490 с.

24. Многоуровневый подход к проблеме замедленного разрушения высокопрочных конструкционных сталей под действием водорода /

B.П. Баранов, А.Е. Гвоздев, А.Г. Колмаков, Н.Н. Сергеев, А.Н. Чуканов // Материаловедение. 2017. № 7. С. 11-22.

25. Maximum plastic strengthening in tool steels / G.M. Zhuravlev, A.E. Gvozdev, A.E. Cheglov, N.N. Sergeev, O.M. Gubanov // Steel in Translation. 2017. Vol. 47. № 6. P 399-411.

26. Патент на полезную модель 2016122692/28 (166249) Образец для определения когезионной прочности газотермических порошковых покрытий / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, Д.А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, И.В. Тихонова, А.Д. Бреки, И.В. Минаев, О.В. Кузовлева, Д.В. Малий, А. А. Калинин, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, М.В. Ушаков; заявитель и патентообладатель Гвоздев Александр Евгеньевич. № 2016122692/28 заявл. 08.06.16; опубл. 20.11.16, Бюл. № 32.

27. Патент на полезную модель 2016142134 (170385) Образец для определения адгезионной прочности покрытий / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, Д.А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, И.В. Тихонова, А.Д. Бреки, И.В. Минаев, О.В. Кузовлева, Д.В. Малий, А.А. Калинин,

C.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, А.И. Кузнецова, А.В. Казакова, Д.Н. Романенко, Е.Ф. Романенко, В.Э. Лисицина; заявитель и патентообладатель Гвоздев Александр Евгеньевич. № 2016142134 (17385) заявл. 26.10.16; опубл. 24.04.17, Бюл. № 12. 6 с.

28. Temperature distribution and structure in the heat-affected zone for steel sheets after laser cutting / A.E. Gvozdev, N.N. Sergeyev, I.V. Minayev, I.V. Tikhonova, A.N. Sergeyev, D.M. Khonelidze, D.V. Maliy, I.V. Golyshev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. T. 8. № 1. С. 148-152.

29. Вариант определения максимального пластического упрочнения в инструментальных сталях / Г.М. Журавлев, А.Е. Гвоздев, А.Е. Чеглов, Н.Н. Сергеев, О.М. Губанов // Сталь. 2017. № 6. С. 26-39.

30. On friction of metallic materials with consideration for superplastici-ty phenomenon / A.D. Breki, A.E. Gvozdev, A.G. Kolmakov, N.E. Starikov,

D.A. Provotorov, N.N. Sergeyev, D.M. Khonelidze // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. Т. 8. № 1. С. 126-129.

31. Механизмы водородного растрескивания металлов и сплавов, связанные с усилением дислокационной активности / Н.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 2(71). С. 32-47.

32. Анализ теоретических представлений о механизмах водородного растрескивания металлов и сплавов / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 3(72). С. 6-33.

33. Перспективные стали для кожухов доменных агрегатов / Н.Н. Сергеев, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, И.В. Тихонова, С.Н. Кутепов, О.В. Кузовлева, Е. В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2017. Т. 7, № 2(23). С. 6-15.

34. Принятие решений по статистическим моделям в управлении качеством продукции / Г.М. Журавлев, А.Е. Гвоздев, С.В. Сапожников, С.Н. Кутепов, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 5(74). С. 78-92.

35. Диффузия водорода в сварных соединениях конструкционных сталей / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев,

E.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 6(75). С. 85-95.

36. Synthesis and dry sliding behavior of composite coating with (R-OOO)FT polyimide matrix and tungsten disulfide nanoparticle filler / A.D. Breki, A.L. Didenko, V.V. Kudryavtsev, E.S. Vasilyeva, O.V. Tolochko, A.G. Kolmakov, A.E. Gvozdev, D.A. Provotorov, N.E. Starikov, Yu.A. Fadin // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. Т. 8. № 1. С. 32-36.

37. Composite coatings based on A-OOO polyimide and WS2 nanoparti-cles with enhanced dry sliding characteristics / A.D. Breki, A.L. Didenko, V.V. Kudryavtsev, E.S. Vasilyeva, O.V. Tolochko, A.E. Gvozdev, N.N. Sergeyev, D.A. Provotorov, N.E. Starikov, Yu.A. Fadin, A.G. Kolmakov // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. Т. 8. № 1. С. 56-59.

91

38. Ресурсы деформационной способности различных материалов: учебное пособие / Н.Н. Сергеев, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, А.Д. Бреки, А. А. Калинин, С.Е. Александров, Н.Е. Стариков, О.В. Кузовлева, Д.В. Ма-лий, С.Н. Кутепов, Е.В. Цой, Д.С. Клементьев, Е.Б. Соломатникова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 172 с.

39. Разработка прогрессивных технологий получения и обработки металлов, сплавов, порошковых и композиционных наноматериалов: монография / М.Х. Шоршоров, А.Е. Гвоздев, В.И. Золотухин, А.Н. Сергеев, А. А. Калинин, А.Д. Бреки, Н.Н. Сергеев, О.В. Кузовлева, Н.Е. Стариков, Д.В. Малий. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 235 с.

Чечулин Константин Николаевич, адъюнкт отела ОНРиПНПК, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии Хрулёва А.В.,

Бреки Александр Джалюльевич, канд. техн. наук, доцент, зам. зав. кафедрой МиОК, с.н.с. лаборатории ИЭС, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт проблем машиноведения РАН,

Молоков Илья Евгеньевич, д-р военных наук, профессор, заведующий кафедрой общенаучных и общетехнических дисциплин, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии Хрулёва А.В.,

Гвоздев Александр Евгеньевич, д-р техн. наук, профессор, [email protected] Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Кутепов Сергей Николаевич, канд. пед. наук., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Пантюхин Олег Викторович, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

INFLUENCE DIAGNOSTICS ENGINE OIL М10Г2К IN THE INTERNAL COMBUSTION ENGINE KAMAZ- 740 OF KAMAZ ON THE CYCLES OF ITS SUPPLY WITHIN THE BOUNDARIES OF THE TECHNICAL SUPPORT

K.M. Chechulin, A.D. Breki, I.E. Molokov, A.E. Gvozdev, S.N. Kutepov, O.V. Pantjuhin

The paper presents the results of laboratory tests of samples of engine oil М10Г2К at different stages of operation of the internal combustion engine KAMAZ-740 of the car KAMAZ. The changes in the operation of such diagnostic indicators as permittivity, alkali number, viscosity, oxidation, sulfation and nitriding, as well as the content of water, glycol and soot are shown. By calculation using the experimental data obtained based on the suitability of the oil М10Г2К on different diagnostic parameters from the number of revolutions of

92

the crankshaft. It is possible to forecast the replacement of lubricating oil М10Г2К through dependency analysis of the suitability of various indicators. The interrelation between analysis of the suitability of the lubricating oil М10Г2К and cycles of delivery within the boundaries of the hardware.

Key words: technical support, diagnostics, engine oil, operating time, aging of oils, KAMAZ, suitability, delivery cycle.

Chechulin Konstantin Nikolaevich, graduated in a military academy of an otel ОНРиПНПК, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military academy of material support of the general Hrulyov A.V.,

Breki Alexander Dzhalyulyevich, candidate of technical science, associate professor., deputy department chair of MIOK, senior research associate of IES laboratory, [email protected], Russia, St. Petersburg, Peter the Great St.PetersburgPolytechnic University, Institute of problems of engineering science of RAS.,

Molokov Ilya Evgenyevich, doctor of military sciences, professor, head of the department of general scientific and all-technical disciplines, mie 78italy@,mail.ru, Russia, St. Petersburg, Military academy of material support of the general Hrulyov A.V.,

Gvozdev Aleksandr Evgen'yevich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Kutepov Sergey Nikolaevich, candidate of pedagogical science, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Pantjuhin Oleg Viktorovich, candidate of technical science, docent, olegpantyu-khin@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.