Научная статья на тему 'Влияние изменения свойств моторного масла М10Г2К в двигателе внутреннего сгорания ямз-236 автомобиля Урал-4320 на циклы его поставки в границах технического обеспечения'

Влияние изменения свойств моторного масла М10Г2К в двигателе внутреннего сгорания ямз-236 автомобиля Урал-4320 на циклы его поставки в границах технического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / МОТОРНОЕ МАСЛО / НАРАБОТКА / СТАРЕНИЕ МАСЕЛ / УРАЛ-4320 / ПРИГОДНОСТЬ / ЦИКЛ ПОСТАВКИ / HARDWARE / DIAGNOSTICS / ENGINE OIL / OPERATING TIME / AGING OF OILS / URALS-4320 / FITNESS / DELIVERY CYCLE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Чечулин Константин Николаевич, Бреки Александр Джалюльевич, Молоков Илья Евгеньевич, Гвоздев Александр Евгеньевич, Кутепов Сергей Николаевич

В работе приведены результаты лабораторных исследований проб моторного масла М10Г2К на разных этапах эксплуатации двигателя внутреннего сгорания ЯМЗ-236 автомобиля УРАЛ-4320. Показаны изменения в процессе эксплуатации таких диагностических показателей как диэлектрическая проницаемость, щелочное число, вязкость, степень окисления, сульфирования и нитрирования, а также содержание воды, гликоля и сажи. Посредством расчётов с использованием экспериментальных данных получены зависимости пригодности масла по различным диагностическим параметрам от числа оборотов коленчатого вала. Показана возможность прогнозирования замены смазочного масла посредством анализа зависимостей его пригодности по различным показателям. Установлена взаимосвязь между анализом пригодности смазочного масла и циклами его поставки в границах технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Чечулин Константин Николаевич, Бреки Александр Джалюльевич, Молоков Илья Евгеньевич, Гвоздев Александр Евгеньевич, Кутепов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CHANGE OF PROPERTIES OF THEM10G2K ENGINE OIL IN THE INTERNAL COMBUSTION ENGINE OF YAMZ-236 OF THE URALS-4320 CAR ON CYCLES OF ITS DELIVERY IN HARDWARE BORDERS

In work results of laboratory researches of tests of the M10G2K engine oil are given in different operational phases of an internal combustion engine of YaMZ-236 of the URALS-4320 car. Changes in use of such diagnostic indexes as an inductivity, alkaline number, viscosity, a rate of oxidation, sulphonations and nitridations and also water content, glycol and soot are shown. By means of calculations with use of the experimental datas dependences of 139 fitness of oil in various diagnostic parameters are received from range of speeds of a bent shaft. The possibility of prediction of replacement of grease oil by means of the analysis of dependences of its fitness on various indexes is shown. The interrelation between the analysis offitness of grease oil and cycles of its delivery in hardware borders is established.

Текст научной работы на тему «Влияние изменения свойств моторного масла М10Г2К в двигателе внутреннего сгорания ямз-236 автомобиля Урал-4320 на циклы его поставки в границах технического обеспечения»

Bogutsky Vladimir Borisovich, candidate of technical sciences, docent, bogutskivb@yandex.ru, Russia, Sevastopol, Sevastopol State University,

Gordeeva Eleonora Sergeevna, senior lecturer, eleonora.gordeeva @yandex.ru Russia, Sevastopol, Sevastopol State University,

Litvinova Tatyana Anatolyevna, candidate of technical sciences, docent, bratsk_tanja@,mail.ru, Russia, Sevastopol, Sevastopol State University

УДК 621.89.017

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ МОТОРНОГО МАСЛА М10Г2К В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ЯМЗ-236 АВТОМОБИЛЯ УРАЛ-4320 НА ЦИКЛЫ ЕГО ПОСТАВКИ В ГРАНИЦАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

К.М. Чечулин, А.Д. Бреки, И.Е. Молоков, А.Е. Гвоздев, С.Н. Кутепов,

О.В. Пантюхин

В работе приведены результаты лабораторных исследований проб моторного масла М10Г2К на разных этапах эксплуатации двигателя внутреннего сгорания ЯМЗ-236 автомобиля УРАЛ-4320. Показаны изменения в процессе эксплуатации таких диагностических показателей как диэлектрическая проницаемость, щелочное число, вязкость, степень окисления, сульфирования и нитрирования, а также содержание воды, гликоля и сажи. Посредством расчётов с использованием экспериментальных данных получены зависимости пригодности масла по различным диагностическим параметрам от числа оборотов коленчатого вала. Показана возможность прогнозирования замены смазочного масла посредством анализа зависимостей его пригодности по различным показателям. Установлена взаимосвязь между анализом пригодности смазочного масла и циклами его поставки в границах технического обеспечения.

Ключевые слова: техническое обеспечение, диагностика, моторное масло, наработка, старение масел, УрАЛ-4320, пригодность, цикл поставки.

В процессе функционирования двигателя масло подвергается процессу старения. Старение моторного масла происходит за счет загрязнения его атмосферной пылью, продуктами износа, газообразными, жидкими и твердыми веществами, образующимися в результате химических и физико-химических изменений углеводородов базового масла и компонентов присадок, вводимых в эти масла [4, 5, 6]. В результате этого в нем образуются различные отложения в элементах системы циркуляции моторного масла. Загрязняющие примеси органического и неорганического состава, накапливающиеся в масле, изменяют характер трения и износа, засоряют масляные каналы, фильтры, образуются отложения в картере двигателя [1]. Поэтому поддержание надежной работы двигателя путем диагностического

127

контроля и своевременного выявления существенных изменений моторного масла весьма эффективно для увеличения долговечности с одной стороны, а с другой для повышения качества и системности технического обеспечения машин различных организаций маслами определённого химического состава. Диагностика состояния моторных масел в организациях, содержащих парки машин, позволяет правильно и эффективно определить цикличность поставки данных масел в границах технического обеспечения.

Материалы и методы исследования

Для определения состояния моторного масла используются различные методы оценки физико-химических свойств по плотности, цвету и загрязнению масел. При этом оцениваются следующие основные показатели: вязкость, щелочное число, окисление, а также наличие загрязнений. Также, известны методы определения смазывающих свойств, проявляющихся в способности масла подавлять изнашивание и задиры, снижать трение, соответствующие требованиям ГОСТ 9490-75, Л8ТМ Б 2266 и других стандартов [2].

Не только двигатель, но и само масло обладает ресурсом, поэтому оно влияет вкупе с другими элементами на коэффициент технической готовности различной техники, в том числе и военного назначения.

Для решения задач, связанных с диагностикой состояния масла и оценки его пригодности, в границах данной работы использовали следующие современные приборы:

- Прибор марки ОА-5000 (рис. 1);

- Вискозиметр 8рес1гоУ18С 03000 (рис. 2);

- ИК-анализатор 01100 (рис. 3).

Рис. 1. Прибор ОА-5000

Использование портативного прибора марки ОА-5000 позволяет определять техническое состояние работающего масла (его пробы на определённом этапе эксплуатации) методом тлеющего разряда.

128

Рис. 2. Вискозиметр ЗрвМгоУЬБС 03000

Вискозиметр 8рес1гоУ1вс 03000 предназначен для измерения кинематической вязкости в условиях эксплуатации. Он не требует растворителей, проверки плотности моторного масла и наличия термометра. Данный прибор используется в производственных (полевых) и лабораторных условиях при температурах окружающей седы в диапазоне от 0 до +40 0С.

Рис. 3. ИК-анализатор 01100

Характеристики прибора «ИК-анализатор 01100» обеспечивают возможность получения основных параметров состояния как синтетических, так и минеральных моторных масел с использованием инфракрасной спектроскопии.

Результаты и их обсуждение

В границах данной работы приведены результаты исследований проб моторного масла М10Г2К взятых в процессе его натурных испытаний в двигателе внутреннего сгорания ЯМЗ-236 автомобиля УРАЛ-4320 с пробегом. В автомобиль УРАЛ-4320 заливалось чистое масло М10Г2К, которое после реализации определённого числа миллионов оборотов коленча-

129

того вала (КВ) собиралось в виде небольших проб и анализировалось с использованием описанных выше приборов (рис. 1-3). В процессе анализа определялись такие параметры как диэлектрическая проницаемость, щелочное число (ОЩЧ), вязкость, степень окисления, сульфирования и нитрирования, а также содержание воды, гликоля и сажи.

Значения диагностического параметра - диэлектрической проницаемости при различном числе оборотов КВ двигателя ЯМЗ-236, полученные электрофизическим методом (рис. 1) приведены в табл. 1.

Таблица 1

Значения диагностического параметра - диэлектрической проницаемости при различном числе оборотов КВ двигателя ЯМЗ-236

Электрофизический метод контроля работающего моторного масла Исходный показатель Предельный показатель 4,914 млн. об. 9,45 млн. об. 11,88 млн. об.

Диэлектрическая пр оницаемость 1 60 2,6 2,9 2,94

Из табл. 1 следует, что диэлектрическая проницаемость в диапазоне от 0 до 12 миллионов оборотов коленчатого вала остаётся в пределах нормы.

Значения диагностических параметров для моторного масла М10Г2К при различном числе оборотов КВ двигателя ЯМЗ-236, при измерении изменений физических и химических свойств с использованием приборов (рис. 2 и 3) приведены в табл. 2.

Таблица 2

Значения диагностических параметров для моторного масла М10Г2К при различном числе оборотов КВ двигателя ЯМЗ-236

Количество оборотов коленчатого вала, млн.об Исходный показатель Предельный показатель 4,914 9,45 11,88

Основные па заметры оценки пригодности

Кинематическая вязкость при 40 °С, сСт 110 снижение 20% 96,8 92,3 86,8

Общее щелочное число, шд КОН 7,9 не ниже 1,0 6,1 4,2 2,5

Основные показатели старения масла

Нитрование, abs/см 0,1 30 4,2 5,7 6,1

Окисление, abs/0,1 2,3 30 11,2 12,7 13,3

Сульфирование, abs/0,1 15,1 30 17,8 22,2 25,2

Основные показатели загрязненности масла

Сажа, % 0,01 3 0,36 0,41 0,77

Наличие гликоля, % 0,01 3 0,39 0,45 0,46

Наличие воды, ррш 95 2000 244 290 384

Из табл. 2 следует, что многие диагностические параметры в диапазоне от 0 до 12 миллионов оборотов коленчатого вала остаются в пределах нормы. При этом такой важный показатель как вязкость уменьшился на 21%. Зависимость изменения вязкости от числа миллионов оборотов двигателя ЯМЗ-236 показана на рис.4.

2 4 5 3 10 12

Кололичествово оборотов коленвала, млн об.

Рис. 4. Зависимость кинематической вязкости от количества оборотов коленчатого вала двигателя ЯМЗ-236

Снижение вязкости моторного масла ниже 20% говорит о необходимости его замены, а у других диагностических параметров существуют свои предельные значения, определённые соответствующими приборами. В связи с этим целесообразно ввести оценочную функцию, позволяющую давать ориентировочные прогнозы относительно изменения того или иного параметра до предельного значения.

В работе [3] указано, что работающее в двигателе масло пригодно к использованию или обладает пригодностью, величина которой по определяемым показателям состояния равна:

х (1)

п =

Хо — х

где Д- - пригодность масла в момент времени по одному из показателей; х0 - начальное значение показателя (в момент времени 0); х1 - текущее значение показателя (в момент времени ?г); х - предельное значение.

В границах данной работы, мы уточнили формулу (1) и представили её в виде зависимости пригодности масла от числа оборотов коленчатого вала двигателя и вида показателя оценки состояния масла (вида диагностического параметра):

Пр (п) = р(п) Ртах х 100%,

(2)

Р0 — Ртах

где ПР - пригодность масла по диагностическому параметру (р); р(п) - зависимость диагностического параметра от числа оборотов коленчатого вала, полученная в результате аппроксимации экспериментальных точек. Остальные параметры в (2) интерпретируются аналогично (1). Например,

131

зависимость кинематической вязкости моторного масла М10Г2К от числа оборотов КВ на основе данных табл. 2 аналитически выражается функцией:

V = -0,0305п3 + 0,6167п2 -4,9813« +110, (3)

где V - кинематическая вязкость масла; п - число оборотов коленчатого вала двигателя ЯМЗ-236. Подставляя (3) и данные табл. 2 в формулу (2) получим зависимость пригодности масла по вязкости от числа оборотов КВ:

'(-0,0305п3 + 0,6167«2 -4,9813« +110)

Щ («)

88

110 - 88

х 100%. (4)

От вязкости масла зависит величина энергетических потерь на трение в двигателе, несущей способности смазочного слоя, связанного с ней износа пар трения и соответственно объем мероприятий очередного технического обслуживания. На основе аппроксимации данных табл. 1 и 2, для других диагностических параметров получили зависимости пригодности, аналогичные зависимости по вязкости (4). Графики полученных зависимостей приведены на рис. 5.

14.4 1Э.2 24

Количество оборотов КВ, млн. об.

Рис. 5. Графики зависимости пригодности моторного масла М10Г2К по различным показателям от количества оборотов коленчатого вала

Из рис. 5 видно, что зависимости типа (4) позволяют давать ориентировочные прогнозы либо по замене смазочного масла, либо по совершению определённых действий над ним с целью частичного восстановления его исходных свойств. Лимитирующим показателем в границах данного исследования является вязкость. Например, для определения числа оборотов КВ при котором требуется замена масла по критическому значению кинематической вязкости, необходимо приравнять правую часть формулы

132

(4) к нулю и найти из кубического уравнения его действительный корень п = пПр (предельное число оборотов, которое по прогнозу должен совершить КВ до замены масла).

Среднестатистическое значение (ппр) для моторного масла

М10Г2К, работающего в двигателе внутреннего сгорания ЯМЗ-236 автомобиля УРАЛ-4320, существенно влияет на цикличность поставки данного смазочного материала в границах технического обеспечения. При этом следует отметить, что в процессе постепенного износа элементов двигателя ЯМЗ-236 значение ппр может уменьшаться на определённую величину.

Знание закономерности такого уменьшения влияет на повышение эффективности технического обеспечения, например, парка машин УРАЛ-4320 в определённой организации, а также на повышение коэффициента технической готовности данного парка машин.

В границах данного исследования предельное прогнозируемое значение числа оборотов КВ лимитируется вязкостью и приблизительно равно ппр »12,63 млн. об.

Приближённо зависимость изменения объёма масла от числа оборотов КВ двигателя ЯМЗ-236, с учётом полученного прогноза по вязкости, а также с учётом, например, двух последующих замен масла, показана на рис. 6.

! Прогноз по Прогноз № 1 Прогноз №2

данным после смены после смены

эксперимента масла масла

finp2 | "прЗ [ Ппр4

(U

5

£ и К

PQ

Ч «

В

:0> tß ю О

■npi

3.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= О

7 10.5 14 17.5 21 24.5

Количество оборотов КВ двигателя, мин.об.

28

31.5

35

Рис.6. Ориентировочная зависимость изменения объёма масла от числа оборотов КВ двигателя ЯМЗ-236

Аналитически, зависимость, представленную на рис. 6, можно выразить следующим образом:

21 - 0,01« 21 - 0,01« 21,4 - 0,03« V («) =-------+------

1 + exp(-10(«)) 1 + exp(-25(« -12,63)) 1 + exp(-25(« -12,99))

21,4 -0,03« 21,9-0,04« 21,9- 0,04« , (5) ------+-----------.

1 + exp(-25(« - 24,1)) 1 + exp(-15(« - 24,63)) 1 + exp(-25(« - 34,1))

При анализе зависимости (5) видно, что в числителях стоят зависимости, показывающие постепенное уменьшение объёма масла в процессе эксплуатации, что связано с процессами окисления, испарения, срабатывания присадок, утечек и т.д. При этом на рис. 6 показано, что «пр уменьшается, а скорость уменьшения масла в процессе эксплуатации от замены к замене - увеличивается, что преимущественно связано с износом двигателя в целом и загрязнением картера.

С другой стороны, замену моторного масла в соответствии с установленным регламентом технического обслуживания (в некоторых организациях) двигателя внутреннего сгорания ЯМЗ-236 следует осуществлять при достижении числа оборотов КВ, равного 40,5 миллионов:

«npi = 40,5 млн. об. = co«st,i = 1,2... m . (6)

Если исходить из условия замены (6), то время работы двигателя между смежными поставками масла на одну единицу техники можно считать приблизительно одинаковым. Интервал поставки (цикл поставки) -это период времени между двумя смежными поставками, который в границах данной работы может быть выражен следующим образом:

Цni = tpdi + tndi + (t03i +te3i + tdi) + tmoi + tmKi,i =1,2,.... m , (7)

где Цт - i-й цикл поставки; tpdi - суммарное время работы двигателя до достижения «npi; t^i - суммарное время покоя двигателя между периодами эксплуатации; t03i - время оформления заказа и передачи его поставщику; te3i - время выполнения заказа поставщиком; tdi - время на доставку смазочного масла заказчику; tmoi - суммарное время технического обслуживания, связанного с заменой моторного масла; tmKi - суммарное время технического контроля состояния моторного масла.

В случае использования условия замены масла (6) при постоянстве слагаемых в (7) циклы будут равными и большими по величине, что негативно сказывается на состоянии техники, поскольку слагаемое tmKi не существенно и всё обусловлено регламентом. В случае проведения системного технического контроля состояния масла с использованием современных приборов (рис. 1-2 и 3), слагаемое tmKi будет увеличено, а слагаемое tpdi будет определяться диагностическими параметрами.

Формулу (7) с учётом прогнозов в результате диагностики можно записать следующим образом (прогнозируемый цикл поставки):

«npi

Цni » N + ^ndi + (t03i + te3i + tdi) +tmoi + t mKi, ^ = 1,2,... m , (8)

N ср

где Ncp - средняя частота вращения коленчатого вала двигателя. В случае использования (8), как видно из рис. 6 циклы поставки постепенно будут уменьшаться за счёт качественного и своевременного технического контроля состояния масла, что позволит повысить долговечность ответственных пар трения, а соответственно и поддерживать коэффициент технической готовности совокупности машин на высоком уровне в границах технического обеспечения.

Выводы

На основании проведённого исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. В ходе работы моторного масла М10Г2К в двигателе ЯМЗ-236 автомобиля УРАЛ-4320 при совершении коленчатым валом 11,88 млн. об. происходит снижение вязкости на 21%, увеличение содержание сажи в 77 раз, снижение обще-щелочного числа в 3,2 раза, увеличение содержания воды в 4 раза, увеличение степени окисления в 5,8 раз, что говорит о необходимости более ранней замены масла относительно регламентированных 40,5 миллионов оборотов и необходимости увеличения частоты его поставки в границах технического обеспечения.

2. Характеристики свойств моторного масла существенно изменяются в сравнении с исходными показателями свежего моторного масла и требуют периодического системного контроля современными диагностическими средствами для обеспечения высокого коэффициента технической готовности совокупности машин и повышения эффективности технического обеспечения.

3. В границах данной работы создана модель непрерывной оценки пригодности моторного масла по различным оценочным параметрам, что дает возможность прогнозировать изменения основных характеристик с целью определения объема проведения работ по обслуживанию системы смазки и других систем двигателя внутреннего сгорания ЯМЗ-236, мероприятий очередного технического обслуживания, позволяющих корректно определять циклы поставки в границах технического обеспечения.

Полученные результаты могут быть использованы при создании ресурсосберегающих процессов обработки материалов [7-39].

Работа выполнена по проекту №11.6682.2017/8.9.

Список литературы

1. Григорьев М.А., Бунаков Б.М., Долецкий В.А. Качество моторного масла и надежность двигателей. М., Издательство стандартов, 1981. 232 с.

2. Моторные масла / Р. Балтенас, А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, В. Шергалис. Москва - СПб.: Альфа-Лаб, 2000. 272 с.

3. Попов С.Ю. Повышение эксплуатационных свойств ремонтно-восстановительных составов при их использовании в двигателях тракторов: дис. ... канд техн. Наук: 05.20.03 / Попов Сергей Юрьевич. Тамбов, 2014. 218 с.

4. Состояние нефтяных смазочных композиционных материалов в подшипниковых узлах в процессе тепломассообмена / А.Д. Бреки, О.В. Толочко, Е.С. Васильева, А.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2014. Вып. 12. Ч. 1. С. 117-124.

5. Общие свойства и особенности взаимодействия дисперсных компонентов смазочного материала А.Д. Бреки, О.В. Толочко, А.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков / Современное машиностроение. Наука и образование. 2014. № 4. С. 319-326.

6. Бреки А.Д. Триботехнические свойства модифицированных смазочных масел: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.02.04 / Бреки Александр Джалюльевич. Санкт-Петербург, 2011. 19 с.

7. Комплексные задачи теории пластичности: монография / Н.Д. Тутышкин, А.Е. Гвоздев, В.И. Трегубов, Ю.В. Полтавец, Е.М. Селед-кин, А.С. Пустовгар, В.И. Золотухин, Г.М. Журавлев, В.И. Золотухин; 2-е изд. перераб. и доп. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 408 с.

8. Расчет деформационной повреждаемости в процессах обратного выдавливания металлических изделий / А.Е. Гвоздев, Г.М. Журавлев, А.Г. Колмаков, Д.А. Провоторов, Н.Н. Сергеев // Технология металлов. 2016. № 1. С. 23-32.

9. Gvozdev A.E. Effect of the stress state on superplasticity of hard-to-deform high-speed powder steel // Металлы. 1994. № 4. P. 127-131.

10. Расчет кластерной структуры расплава, ее влияние на образование наноаморфных твердых фаз и их структурную релаксацию при последующем нагреве / М.Х. Шоршоров, А.Е. Гвоздев, А.В. Афанаскин, Е.А. Гвоздев // Металловедение и термическая обработка металлов. 2002. № 6. С. 12-16.

11. Features of softening processes of aluminum, copper, and their alloys under hot deformation // A.E. Gvozdev, D.N. Bogolyubova, N.N. Sergeev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 1. P. 32-40.

12. Role of nucleation in the of first-order phase transformations / A.E. Gvozdev, N.N. Sergeyev, I.V. Minayev, A.G. Kolmakov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 4. P. 283-288.

13. Синтез и триботехнические свойства композиционного покрытия с матрицей из полиимида (Р-ООО)ФТ и наполнителем из наночастиц дисульфида вольфрама при сухом трении скольжения / А.Д. Бреки, А. Л. Диденко, В.В. Кудрявцев, Е.С. Васильева, О.В. Толочко, А.Г. Колмаков, А.Е. Гвоздев, Д.А. Провоторов, Н.Е. Стариков, Ю.А. Фадин // Материаловедение. 2016. № 4. С. 44-48.

14. Влияние разнозернистости аустенита на кинетику перлитного превращения в мало- и среднеуглеродистых низколегированных сталях / А.Е. Гвоздев, А.Г. Колмаков, Д. А. Провоторов, И.В. Минаев, Н.Н. Сергеев, И.В. Тихонова // Материаловедение. 2014. № 7. С. 23-26.

15. Grain size effect of austenite on the kinetics of pearlite transformation in low-and medium-carbon low-alloy steels / A.E. Gvozdev, I.V. Minaev, N.N. Sergeev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov, I.V. Tikhonova // Inorganic Materials: Applied Research. 2015. T. 6. № 1. P. 41-44.

16. Сопряженные поля в упругих, пластических, сыпучих средах и металлических труднодеформируемых системах: монография / Э.С. Макаров, В.Э. Ульченкова, А.Е. Гвоздев, Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев; под ред. проф. А.Е. Гвоздева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 526 с.

17. Новые конструкционные материалы: учебное пособие / Н.Е. Стариков, В.К. Зеленко, О.В. Кузовлева, А.Н. Сергеев, В.Ю. Кузовлев, А. А. Калинин, А.В. Маляров; под. общ. ред. проф. А.Е. Гвоздева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 296 с.

18. Материаловедение: учебник для вузов / Н.Н. Сергеев,

A.Е. Гвоздев., В.К. Зеленко, А.Н. Сергеев, О.В. Кузовлева, Н.Е. Стариков,

B.И. Золотухин, А. Д. Бреки; под ред. проф. А.Е. Гвоздева. Изд. 2-е доп. и испр. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 469 с.

19. Технология металлов и сплавов: учебник / Н.Н. Сергеев, А.Е. Гвоздев, Н.Е. Стариков, В.И. Золотухин, А.Н. Сергеев, А.Д. Бреки, О.В. Кузовлева, Г.М. Журавлёв, Д.А. Провоторов.; Под ред. проф. Н.Н. Сергеева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. 490 с.

20. О состоянии предпревращения металлов и сплавов: монография / О.В. Кузовлева, А.Е. Гвоздев, И.В. Тихонова, Н.Н. Сергеев, А. Д. Бреки, Н.Е. Стариков, А.Н. Сергеев, А. А. Калинин, Д.В. Малий, Ю.Е. Титова,

C.Е. Александров, Н.А. Крылов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 245 с.

21. Патент на полезную модель 2016122692/28 (166249) Образец для определения когезионной прочности газотермических порошковых покрытий / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, Д.А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, И.В. Тихонова, А.Д. Бреки, И.В. Минаев, О.В. Кузовлева, Д.В. Малий, А. А. Калинин, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, М.В. Ушаков; заявитель и патентообладатель Гвоздев Александр Евгеньевич. № 2016122692/28 заявл. 08.06.16; опубл. 20.11.16, Бюл. № 32.

22. Патент на полезную модель 2016142134 (170385) Образец для определения адгезионной прочности покрытий / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, Д.А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, И.В. Тихонова, А.Д. Бреки, И.В. Минаев, О.В. Кузовлева, Д.В. Малий, А.А. Калинин, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, А.И. Кузнецова, А.В. Казакова, Д.Н. Романенко, Е.Ф. Романенко, В.Э. Лисицина; заявитель и патентообладатель Гвоздев Александр Евгеньевич. № 2016142134 (17385) заявл. 26.10.16; опубл. 24.04.17, Бюл. № 12. 6 с.

23. Механизмы водородного растрескивания металлов и сплавов, связанные с усилением дислокационной активности / Н.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 2(71). С. 32-47.

24. Анализ теоретических представлений о механизмах водородного растрескивания металлов и сплавов / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 3(72). С. 6-33.

25. Перспективные стали для кожухов доменных агрегатов / Н.Н. Сергеев, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, И.В. Тихонова, С.Н. Кутепов,

0.В. Кузовлева, Е. В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2017. Т. 7, № 2(23). С. 6-15.

26. Принятие решений по статистическим моделям в управлении качеством продукции / Г.М. Журавлев, А.Е. Гвоздев, С.В. Сапожников,

C.Н. Кутепов, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 5(74). С. 78-92.

27. Диффузия водорода в сварных соединениях конструкционных сталей / Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Е.В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21, № 6(75). С. 85-95.

28. Особенности структурных и фазовых превращений в титановых заготовках в процессе высокоскоростного пластического деформирования: монография / Н.А. Крылов, М.А. Скотникова, А. Д. Бреки, В.В. Медведева, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, Н.Е. Стариков, Д.А. Провоторов, Н.Н. Сергеев, Д.В. Малий.; под ред. Н.А. Крылова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 202 с.

29. Жидкие и консистентные смазочные композиционные материалы, содержащие дисперсные частицы гидросиликатов магния, для узлов трения управляемых систем: монография / А. Д. Бреки, В.В. Медведева, Н.А. Крылов, С.Е. Александров, А.Е. Гвоздев, А.Н. Сергеев, Н.Е. Стариков, Д. А. Провоторов, Н.Н. Сергеев, Д.В. Малий; под ред. А. Д. Бреки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 166 с.

30. Temperature distribution and structure in the heat-affected zone for steel sheets after laser cutting / A.E. Gvozdev, N.N. Sergeyev, I.V. Minayev,

1.V. Tikhonova, A.N. Sergeyev, D.M. Khonelidze, D.V. Maliy, I.V. Golyshev, A.G. Kolmakov, D.A. Provotorov // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. T. 8. № 1. С. 148-152.

31. Вариант определения максимального пластического упрочнения в инструментальных сталях / Г.М. Журавлев, А.Е. Гвоздев, А.Е. Чеглов, Н.Н. Сергеев, О.М. Губанов // Сталь. 2017. № 6. С. 26-39.

32. On friction of metallic materials with consideration for superplastici-ty phenomenon / A.D. Breki, A.E. Gvozdev, A.G. Kolmakov, N.E. Starikov,

D.A. Provotorov, N.N. Sergeyev, D.M. Khonelidze // Inorganic Materials: Applied Research. 2017. Т. 8. № 1. С. 126-129.

33. Распределение температур и структура в зоне термического влияния для стальных листов после лазерной резки / А.Е. Гвоздев, Н.Н. Сергеев, И.В. Минаев, А.Г. Колмаков, И.В. Тихонова, А.Н. Сергеев, Д.А. Провоторов, Д.М. Хонелидзе, Д.В. Малий, И.В. Голышев // Материаловедение. 2016. № 9. С. 3-7.

34. Многоуровневый подход к проблеме замедленного разрушения высокопрочных конструкционных сталей под действием водорода / В.П. Баранов, А.Е. Гвоздев, А.Г. Колмаков, Н.Н. Сергеев, А.Н. Чуканов // Материаловедение. 2017. № 7. С. 11-22.

35. Maximum plastic strengthening in tool steels / G.M. Zhuravlev, A.E. Gvozdev, A.E. Cheglov, N.N. Sergeev, O.M. Gubanov // Steel in Translation. 2017. Vol. 47. № 6. P 399-411.

Чечулин Кoнсmанmин Николаевич, адъюнкш omела ОНРиПНПК, che4ulin.konstantin@yandex.ru, Россия, Санкm-Пеmеpбуpг, Военная академия маmеpи-альнo-mехническoгo обестчения им. генерала армии Хрулёва А.В.,

Бреки Александр Джалюльевич, канд. mехн. наук, дoценm, зам. зав. кафедрой МиОК, с.н.с. лаборашории ИЭС, albreki@yandex.ru, Россия, Санкm-Пеmеpбуpг, Санкm-Пеmеpбуpгский noлиmехнический унивеpсиmеm Пеmpа Великого, Инсmиmуm проблем машиноведения РАН,

Молоков Илья Евгеньевич, д-р военных наук, профессор, заведующий кафедрой общенаучных и oбщеmехнических дисциплин, mie78italy@mail.ru, Россия, Санкm-Пеmеpбуpг, Военная академия маmеpиальнo-mехническoгo обеспечения им. генерала армии Хрулёва А.В.,

Гвоздев Александр Евгеньевич, д-р mехн. наук, профессор, gwozdew.alexandr2013@yandex.ru Россия, Тула, Тульский государ^венный педагогический унивеpсиmеm им. Л.Н. Тол^ого,

Куmеnoв Сергей Николаевич, канд. пед. наук., kutepov.sergei@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государ^венный педагогический унивеpсиmеm им. Л.Н. Тол^ого,

Паншюхш Олег Викmopoвич, канд. mехн. наук, дoценm, olegpantyukhin@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государ^венный унивеpсиmеm

INFLUENCE OF CHANGE OF PROPERTIES OF THEM10G2K ENGINE OIL IN THE INTERNAL COMBUSTION ENGINE OF YAMZ-236 OF THE URALS-4320 CAR ON CYCLES OF ITS DELIVERY IN HARDWARE BORDERS

K.M. Chechulin, A.D. Breki, I.E. Molokov, A.E. Gvozdev, S.N. Kutepov, O. V. Pantjuhin

In work results of laboratory researches of tests of the M10G2K engine oil are given in different operational phases of an internal combustion engine of YaMZ-236 of the URALS-4320 car. Changes in use of such diagnostic indexes as an inductivity, alkaline number, viscosity, a rate of oxidation, sulphonations and nitridations and also water content, glycol and soot are shown. By means of calculations with use of the experimental datas dependences of

139

fitness of oil in various diagnostic parameters are received from range of speeds of a bent shaft. The possibility of prediction of replacement of grease oil by means of the analysis of dependences of its fitness on various indexes is shown. The interrelation between the analysis offitness of grease oil and cycles of its delivery in hardware borders is established.

Key words: hardware, diagnostics, engine oil, operating time, aging of oils, URALS-4320, fitness, delivery cycle.

Chechulin Konstantin Nikolaevich, graduated in a military academy of an otel ОНРиПНПК, che4ulin.konstantin@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, Military academy of material support of the general Hrulyov A.V.,

Breki Alexander Dzhalyulyevich, candidate of technical science, associate professor., deputy department chair of MIOK, senior research associate of IES laboratory, al-breki@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, Peter the Great St.PetersburgPolytechnic University, Institute of problems of engineering science of RAS.,

Molokov Ilya Evgenyevich, doctor of military sciences, professor, head of the department of general scientific and all-technical disciplines, mie 78italy@,mail.ru, Russia, St. Petersburg, Military academy of material support of the general Hrulyov A.V.,

Gvozdev Aleksandr Evgen'yevich, doctor of technical science, professor, gwozdew.alexandr2013@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Kutepov Sergey Nikolaevich, candidate of pedagogical science, kutepov.sergei@mail.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Pantjuhin Oleg Viktorovich, candidate of technical science, docent, olegpantyu-khin@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.