обучению.Соответственно, /^айуюпрограммут^^то 1^<^пользовать вработес обучающимися, которые имеют разный уровень подготовки.
Утогроыйнонтрсль врр^в^ост^^с^гея щитр| г^^^проос^оепрнмта,
уващиеар р^с^(^^ак^тртаоорупоыг^о^аь^^(^онка, полтчают темт ^^ор^^^оо рв^ыи выпооияюолт.
еее^рортеьыт, плятольность обучьющихся о«амках паофаммы вн^еуроч-ной деятельности «Избранные вопросы математической логики» направлена на угпублмниеепосширенилтнаной оброающтеля.
Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности внедрения п^грвымм внп^отной деолельностп «Изфенные аон^сытирематичecмсйлл-гaкп».гaпy«вмсзнo«ya улучшение качества математического образования обучающихся, укрепление метапредметных знаний, а также развитие их логического мышлення, ертлооилась но Наип САООУ «ОАТК ао.Е^.М.^^взюке».
В эксперименте приняли участие обучающиеся ГАПОУ «ОАТК им. В.Н. Бев-зюкa>>.0гьlтно-акгуeвиоснрнlрьвуявa0отaптсдcнaнлeво лoныотиепющнмпзо« июкoвыlмэкгпeyимсАтееlн.
KоьcегтиyиющАнэтппсрзыонт ypoвомилоп влaеyрaпп. 0мтyооевеroмa-ключaмлть ьпыяамонимпepирпАoгo aе°iАтзy«нгьлЛyчаомреcяврюртeмсри-ческой логике, а также в оценке их способностей и уровня развития логического и aауррпогиюгомышлаиия.Ол«o«a на г^со^с^глэос^!^ экрпeпзмрн■гa пелycтaвмрмa собой входное тестирование апробируемой программы внеурочной деятельно-салдотороетостооло нзропрноoв, зaрро«игсющирломсмьныотaрмeнть. дамют разделaoптемптигпl
Для объективной оценки первичных результатов обучающихся была приме-нeнефopoтлa Б.П. С«иyисве:
ти- — К5+0,64-К4+0,36-КЗ+0,16-К2+0,17-К1
сик —-,
N
где «СОК» - это «степень обученности класса», в данном случае степень обученности студентов, фигурирующих в эксперименте, К5 - количество студентов, выполнивших работу на оценку «отлично», К4 - количество студентов, выполнивших работу на оценку «хорошо», КЗ - количество студентов, выполнивших работу на оценку «удовлетворительно», К1 и К2 - количество студентов, выполнивших работу на оценку «неудовлетворительно», а N - это общее число обучающихся, принимавших участие в тестировании.
Библиографический список
Тркжес помощью форм»л ы:
Кзн = МППВ~" • 1000/Из
где К5 - это число студентов, справившихся на оценку «отлично», К4 -число студентов, справившихся на оценку «хорошо», а N - их общее количество, былопределенточныйпроцент качествазнанийобучающихся.
Анализ первичных результатов показал, что только около 40% тестируемых обучающихся смоглиуспешносправиться с поставленнойзадачей.
Суть второго этапа эксперимента заключалась в анализе результатов внедрения методической разработки «Избранные вопросы математической логики». В рамках этапа были исследованы итоги защиты творческих проектов, которая была завершающей ступенью работы обучающихся по данной программе внеу-рочнойдеятельности[5].
Результаты мероприятия показали, что уровень знаний стал значительно выше, а общий уровень качества знаний группы по математической логике воз-росс40%до93%.
Данный факт свидетельствует о явном улучшении качества математиче-скойподготовкиобучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно порекомендовать учителям, преподавателям математики и информатики, а также студентам педагогических направлений.
В результате проведенного исследования был осуществлен анализ учебников, который показал, что большинство учебных программ подробно рассматривают элементы математической логики только в углубленных курсах, на базовом уровне данная тема либо изучается поверхностно, либо не раскрывается совсем. Разработана и внедрена в учебный процесс программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы математической логики», целью которой является восполнение знаний по недостаточно изученным разделам математики, улучшение планируемых результатов. Результаты были апробированы в ГАПОУ «ОаТк им. В.Н. Бевзюка». Педагогический эксперимент доказал, что реализованная программа достаточно эффективна, она имеет теоретическую и практическую значимость и может быть полезна учителям, преподавателям и студентам педагогических направлений.
Перспективным направлением исследования представляется разработка программы внеурочной деятельности по курсу «Вероятность и статистика» для обучающихся ГАПОУ «ОАТКим.В.Н.Бевзюка».
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г, Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций (углубленный уровень). Москва: Просвещение, 2021.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г, Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций (углубленный уровень). Москва: Просвещение, 2021.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г, Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций (углубленный уровень). Москва: Просвещение, 2021.
4. Колобов А.Н. Особенности обучения элементам математической логики в среднейшколе. Мирнауки, культуры, образования.2023;№4:106-108.
5. Колобов А.Н. Использование игровых элементов на уроках математики. Мир науки, культуры, образования.2023;№4:42-44.
References
1. Makarychev Yu.N., Mindyuk N.G., Neshkov K.I., Feoktistov I.E. Algebra. 7 klass: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij (uglublennyj uroven'). Moskva: Prosveschenie, 2021.
2. Makarychev Yu.N., Mindyuk N.G., Neshkov K.I., Feoktistov I.E. Algebra. 8 klass: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovat. organizacij (uglublennyj uroven'). Moskva: Prosveschenie, 2021.
3. Makarychev Yu.N., Mindyuk N.G., Neshkov K.I., Feoktistov I.E. Algebra. 9 klass: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij (uglublennyj uroven'). Moskva: Prosveschenie, 2021.
4. Kolobov A.N. Osobennosti obucheniya 'elementam matematicheskoj logiki v srednej shkole. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4: 106-108.
5. Kolobov A.N. Ispol'zovanie igrovyh 'elementov na urokah matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4: 42-44.
Статья поступила в редакцию 23.07.24
УДК 378
Kravtsova A.G., teacher, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ON LEARNING ENGLISH LANGUAGE. Modern technologies, including artificial intelligence, are playing an increasingly significant role in education, including in the study of foreign languages. AI can be used to generate lesson materials, identify errors, develop an individual learning plan and develop the student's critical skills. The article examines the impact of artificial intelligence on the process of learning English. The author considers positive and negative aspects of using of artificial intelligence technologies in the study of English, provides research, which confirms the positive experience of introducing AI into the educational process, and provides a conclusion on the topic under study taking into account conditions of modern realities. Recommendations are given for combining traditional teaching methods and the latest technologies.
Key words: artificial intelligence (AI), English language, learning English, neural networks, impact of artificial intelligence, adaptability, self-regulated learning
А.Г. Кравцова, преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Современные технологии, включая искусственный интеллект, играют все более значимую роль в образовании, в том числе и в изучении иностранных языков. ИИ может применяться для генерирования материалов к занятиям, выявления ошибок, разработки индивидуального плана обучения и развития важнейших навыков у ученика. В данной статье рассматривается влияние искусственного интеллекта на процесс изучения английского языка. Автор рас-
сматривает положительные и отрицательные аспекты применения технологии искусственного интеллекта в изучении английского языка, приводит результаты исследования, подтверждающие положительный опыт внедрения ИИ в образовательный процесс, делает вывод по изучаемой теме с учетом условий современных реалий. Даются рекомендации по сочетанию традиционных методов обучения и новейших технологий.
Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), английский язык, изучение английского языка, нейросети, влияние искусственного интеллекта, адаптивность, саморегулируемое обучение
На сегодняшний день наблюдается колоссальный прогресс в сфере IT-тех-нологий и digital-разработок. Процесс цифровизации является неизбежным этапом развития нашего общества. Это влияет на формирование многих сфер общественной жизни, начиная с науки, творчества и заканчивая образовательным процессом.
Важно понимать, что с каждым годом актуальность рассмотрения данного вопроса будет только возрастать, поскольку скорость развития технологий искусственного интеллекта стремительно увеличивается, что означает появление новых граней у рассматриваемой темы. В связи с этим важно понимать, что основная цель данной работы заключается в выявлении влияния искусственного интеллекта на изучение английского языка и прогнозирование дальнейшего развития сложившейся ситуации. Этой цели можно достигнуть с помощью исторического метода, метода анализа, а также методов индукции и дедукции, применение которых будет направлено на решение ряда задач. Задачи исследования следующие: формулирование понятия искусственного интеллекта, обозначение исторических тенденций развития новых технологий, а также анализирование положительных и отрицательных аспектов влияние ИИ на современную методику изучения языка. Исследование проблематики на данный момент крайне важно, так как в научном сообществе изучение данного вопроса находится в самом расцвете и еще не успело получить должной теоретической разработанности. В связи с этим научная новизна работы проявляется в выявлении конкретных позитивных и негативных аспектов влияния технологий искусственного интеллекта на процесс овладения обучающимся иностранным языком. Теоретическая значимость заключается в том, что исследования, приводимые в статье, могут способствовать усовершенствованию теоретической методической базы обучения английскому. Практическая значимость заключается в способствовании выработке новых приемов и инструментов для достижения наибольшего эффекта от образовательной деятельности.
Сейчас существует огромное количество различных технологий в виде нейросетей и чат-ботов, в основе работы которых лежит искусственный интеллект. Развитие таких новшеств может качественно изменить жизнь человека, в том числе и оказать существенное влияние на образовательный процесс. Кратко опишем, что собой представляет искусственный интеллект, и постараемся дать определение этому понятию.
Понятие «искусственный интеллект» появилось в середине ХХ века благодаря Джону Маккарти. Поскольку термин «искусственный интеллект» имеет иностранное происхождение, обратимся к словарю английского языка Collins English Dictionary и, переведя определение, выясним, что искусственный интеллект понимается как разновидность компьютерных технологий, которая основана на моделировании работы компьютера, схожем с человеческим разумом [1]. И.И. Глушков понимает искусственный интеллект как «искусственную систему, имитирующую решение человеком сложных задач в процессе деятельности» [2].
С начала 2000-х годов искусственный интеллект ежегодно демонстрирует стремительное развитие и качественное улучшение его интеллектуальных навыков. В частности, сочетание технологий и образовательного процесса давно стало для пользователей привычным и комфортным в использовании. Существующие алгоритмы позволяют оптимизировать образовательный процесс посредством анализа поступающей информации в устной или письменной форме с дальнейшим генерированием общего вывода.
Применение искусственного интеллекта в сфере образования привлекло внимание всемирного сообщества, поскольку данная технология способна выполнять функции живого преподавателя и обеспечивать индивидуализированное интерактивное обучение для учащихся. Современные технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе отличаются высокой степенью интерактивности и ориентированы на потребности каждого конкретного студента. В рамках доступных возможностей и умений искусственного интеллекта ученик может воспользоваться такими функциями нейросетей и других технологий ИИ, как коррекция произношения, генерация предложений из отдельных слов, практика разговорных ситуаций и реального общения на иностранном языке, а также автоматизированные тестирования для аудирования и устной речи. При использовании различных методов, например, анализ речи, распознавание изображений, понимание естественного языка и диалоговое взаимодействие между человеком и машиной, появляется возможность создания виртуального преподавателя, способного вести диалог исправлять ошибки, оценивать уровень знаний и применять индивидуальные методики обучения в соответствии с потребностями каждого учащегося [3, с. 15].
В качестве примеров использования технологии искусственного интеллекта можно привести нейросети Grammarly, которая помогает проанализировать текст, выявить и исправить ошибки; Gliglish, благодаря которой можно попрактиковаться в разговоре с виртуальным учителем; Twee, использовать которую могут и преподаватели для создания заданий в виде видеофайлов, письменных и аудиозаданий.
Перечисленные нейросети - это лишь малая часть существующего многообразия ресурсов, в основе которых лежит искусственный интеллект. Отметим, что процесс образования в тандеме с новыми технологиями значительно упрощается. Это позволяет существенно экономить временной ресурс, что в условиях глобализации, изменения ритма жизни, скорости и объема потребления информации играет если не ключевую, то очень важную роль. Однако необходимо признать, что технология ИИ не должна полностью заменять преподавателей-людей. Роль преподавателей в процессе изучения языка остается крайне важной. Человеческое взаимодействие, эмпатия и понимание культуры - важнейшие аспекты овладения языком, которые технология ИИ не может полностью воспроизвести. Поэтому интеграция технологий ИИ в учебные группы английского языка должна рассматриваться как дополнительный инструмент, который улучшает преподавание и обучение, а не заменяет собой человеческого обучения. Отсюда вытекает разумный вопрос: какое влияние способен оказать искусственный интеллект на процесс обучения английскому языку, а также на человека как на субъекта образовательного процесса?
В первую очередь обратимся к основам методики обучения английскому
языку.
Особенность изучения любых иностранных языков, в том числе и английского, заключается в том, что выработка навыков у ученика, а также модель преподавания предполагает устное и письменное общение. База понимания «жизненных механизмов» языка в виде системы правил способна быть воспринята учеником надлежащим образом только при детальном разъяснении особенностей и случаев применения тех или иных лингвистических правил. В данном случае роль живого преподавания заключается в выполнении общеобразовательной задачи. Также следует отметить, что параллельно общеобразовательной задаче преподаватель реализует коммуникативную функцию при формировании навыков говорения и восприятия речи на слух у ученика, а также воспитательную, поскольку занятия в реальной жизни непосредственно влияют на формирование у ученика дисциплинированности, терпения, усидчивости.
Немаловажным аспектом изучения английского языка является и приобретение навыков использования вспомогательных источников для самостоятельного изучения иностранного языка. К таким источникам можно отнести справочники, методические пособия, словари.
Безусловно, следует понимать, что наиболее заметный эффект от образовательного процесса будет в том случае, когда проверенные годами методы обучения будут сочетаться с современными образовательными подходами. Сочетание таких методик можно заметить во многих образовательных учреждениях, например, в общеобразовательных, высших учебных заведениях применяются такие инструменты образования и преподавателями частной практики. Комбинирование методов позволяет, с одной стороны, обеспечить правильно сформированные навыки владения грамматикой, лексикой, правилами фонетики, с другой стороны, расширять и актуализировать имеющиеся знания, поскольку английский язык - это динамично развивающееся явление, в котором ежегодно подвергаются изменениям даже устоявшиеся правила. В связи с этим в рамках преподавательской деятельности у учителя появляется новая задача - эффективное использование программного обеспечения, а также технологий искусственного интеллекта для того, чтобы ученик при минимальных временных затратах получил максимальный эффект от занятий.
Современные технологии в виде искусственного интеллекта позволяют нам разнообразить образовательный процесс, в определенных моментах упростить, а также смоделировать те ситуации, которые необходимы для развития и закрепления навыков у обучающегося. Отметим, что даже самостоятельное использование технологий на базе ИИ позволяет нам развивать важнейшие навыки, к которым относятся самообразование, умение находить ответы на возникающие вопросы, выстраивать причинно-следственные связи и искать закономерности. Достоинством искусственного интеллекта является и его умение генерировать как практические ситуации для тренировки своих языковых навыков как в диалоговом и в монологовом общении, так и при теоретическом объяснении тех или иных правил.
Отметим, что для эффективного изучения английского языка важна сознательность самого ученика в данном процессе, поскольку результативность образования во многом зависит не только от уроков, проводимых преподавателем, и применяемых методик, но и от его личного желания обучаться, а следовательно, и содействовать образовательному процессу. То есть наиболее качественный результат будут обеспечивать те методы изучения языка, которые, в том числе, направлены на формирование самостоятельности и определенной автономности познавательной деятельности. Конечно, следует сделать оговорку, касающуюся того, что при разных формах обучения этот навык будет формироваться с разной степенью интенсивности. Например, если это обучение в школе или высшем учебном заведении, то способность к самостоятельному изучению языка будет развиваться в чуть меньшей степени, но при этом в стройном единстве с осталь-
ными навыками. При самостоятельном изучении образовательный процесс по большому счету строится и развивается именно на основе сознательности ученика. Во многом в таком случае помогают технологии искусственного интеллекта, поскольку они способны обеспечить «мягкость» процесса изучения языка, донести информацию в наиболее комфортной для ученика форме и в целом поддержать интерес человека своей новизной.
Между тем следует обратить внимание на психологический аспект изучения иностранных языков. В обществе бытует мнение, что во многих случаях человек осознает ценность знаний, когда они получены в результате систематических занятий и большого количества усилий, которые прикладываются, а также в процессе восприятия материала и формирования дисциплины обучения. Значимость таких знаний для нашей психики значительно выше, чем тех, что были получены быстро и легко, что объяснимо тем, что новые нейронные связи не успевают формироваться должным образом. Нейросети на основе искусственного интеллекта обеспечивают кратчайший путь к получению информации, к сожалению, не всегда достоверной и правильной. Более того, искусственный интеллект в таких случаях рискует стать не помощником в поиске ответов на вопросы и решении каких-либо проблемных аспектов изучения английского языка, а лишь инструментом для быстрого выполнения поставленных заданий. Это неизбежно будет влиять на качество получаемых знаний и на формирование лексических, фонетических и грамматических навыков. В связи с этим можно подумать, что внедрение искусственного интеллекта может оказать негативное влияние на образовательный процесс. Однако стоит сделать оговорку, что искусственный интеллект оказывает в большей степени положительное влияние, нежели отрицательное, и вышеописанная ситуация возможна в том случае, когда изучение иностранного языка не носит системный характер, ученик не заинтересован в качественном образовании и обучение строится на применении технологий искусственного интеллекта без четко намеченной методики обучения. Важно отметить, что хотя технология искусственного интеллекта имеет ряд преимуществ при обучении английскому языку, тем не менее фактор разумного использования должен занимать одно из центральных положений в образовательном процессе. Учителя обеспечивают эмоциональную поддержку, доносят до ученика «культурные» особенности языка, его происхождения, развития, современные языковые тенденции (так как лексика всех языков ежегодно пополняется новыми сленговыми выражениями) и дают конкретные, а главное, персональные рекомендации, основанные на процессе и результатах обучения самого ученика, которые ИИ не может воспроизвести. Интеграция технологий искусственного интеллекта должна дополнять и улучшать процесс обучения, а не заменять инструкторов-людей.
Использование информационных технологий в языковом образовании может улучшить процесс обучения для учащихся, поскольку современные технологии позволяют придать ему интерактивные и коммуникативные формы. Также в виду того, что искусственный интеллект - это быстро развивающийся институт нашего общества, с каждым годом он вызывает у людей всё больший интерес. Интерактивный характер упражнений, который может предоставить искусственный интеллект в сочетании с динамичными языковыми играми и быстрой обратной связью, может создать такую атмосферу образовательного процесса, которая будет удерживать внимание ученика и помогать ему в достижении наилучших результатов [4, с. 136].
Более того, нельзя не отметить возможность платформ искусственного интеллекта адаптировать учебный план к сильным и слабым сторонам и уровню владения языком каждого студента. Такой персонализированный подход позволяет в комфортном для ученика темпе проходить курс обучения, выстроенный исходя из их собственной успеваемости, и более эффективно прорабатывать вопросы и ошибки, возникающие в процессе изучения английского языка.
Так, в Китае было проведено исследование, направленное на выявление влияния технологий искусственного интеллекта на обучение английскому языку, а также на установление эффективности применения ИИ в образовательном процессе. Для исследования было отобрано 60 студентов с одинаковым уровнем английского языка, которых поделили на две группы: первая группа изучала английский язык только лишь с использованием традиционных методов изучения, вторая группа обучалась с применением современных технологий искусственного интеллекта.
В течение 10 недель две группы обучались английскому языку с использованием разных методов. На протяжении этого периода в группах проводились контрольные тестирования для отслеживания промежуточных результатов. На протяжении всего срока проведения исследования экспериментальная группа продемонстрировала значительное улучшение своих языковых навыков по сравнению с контрольной. Процесс обучения с использованием технологий искусственного интеллекта оказал существенное влияние на повышение успеваемости в изучении английского языка среди учащихся. Что примечательно, были отмечены значительные изменения и во времени восприятия и усвоения информации. Такой эффект наблюдался в обеих группах, но в большей степени это отмечалось у первой группы, где для изучения английского языка применялись ИИ-технологии. Предположительно, улучшение временных показателей у второй группы могло быть обусловлено, в том числе, определенными конкурентными условиями.
Что касается уровня мотивации обучающихся, то в этом случае первая группа также лидировала по показателям и продемонстрировала значительное увеличение своих результатов после тестирования по сравнению со второй группой. Результаты показали, что в обеих группах наблюдалось общее улучшение мотивации к изучению английского языка в течение 10 недель. При этом уровень мотивации менялся пропорционально времени изучения английского языка с сильной разницей. Студенты, применявшие при обучении ИИ, были гораздо более заинтересованы в поиске новых знаний и их усвоении.
Важным показателем является саморегулируемость обучения. Студенты отмечали, что выстраивание образовательного процесса в соответствии с личными потребностями с использованием технологий искусственного интеллекта помогает им качественнее разбираться в интересующих их вопросах, грамотнее распределять время на изучение материала и не только сохранять, но и преумножать мотивацию изучать иностранный язык. Первая группа продемонстрировала значительное увеличение своих результатов после тестирования, тогда как вторая группа отличилась меньшими успехами.
В целом результаты этого исследования показывают, что изучение английского языка с применением искусственного интеллекта значительно улучшило успеваемость в изучении английского языка, мотивацию и саморегулирование обучения среди учащихся. Безусловно, в течение 10 недель, когда проводилось исследование, улучшение показателей в разной степени наблюдалось в обеих группах. Тем не менее модель обучения с использованием исключительно традиционных методов уступила в эффективности и скорости достижения высоких результатов методикам, основанным на применении ИИ [5].
Из результатов исследования можно сделать закономерный вывод о том, что интернет-ресурсы и образовательные платформы, в основе которых находятся новейшие технологии, обладают серьезным потенциалом. Они способны как ответить на интересующие вопросы, так и осуществить контроль образовательного процесса.
Тем не менее будет разумно отметить, что не каждый ИИ-ресурс, в том числе множество нейросетей, могут поспособствовать качественному изучению английского языка. Зачастую в ответах, которые выдают подобные платформы, содержатся ошибки (как незначительные, так и достаточно серьезные). Дело в том, что искусственный интеллект с теми навыками, которые подразумеваются в качестве альтернативы живому преподаванию, существует относительно недавно. Темпы развития, безусловно, высокие, однако это не отменяет того факта, что многие нейросети в своём «взрослении» находятся на начальном этапе и нуждаются в коррекции излагаемой ими информации. Также если обратить внимание на качество самих ответов, то зачастую можно заметить общие, лишенные конкретики формулировки. Эта проблема решается умелым формулированием запросов для искусственного интеллекта, однако не всегда ученик способен подобрать для своего вопроса необходимые формулировки, тем более на английском языке таким образом, чтобы нейросеть дала грамотный и развернутый ответ. Работа нейросетей и платформ на основе ИИ, которые существуют продолжительное время, постоянно корректируется, появляются новые навыки, и запас знаний искусственного интеллекта расширяется. Важно найти те ресурсы, работа которых не вызывает сомнений с точки зрения грамотности информации, а также с удобным интерфейсом и понятной моделью использования, что также является достаточно времязатратным процессом.
Таким образом, подводя итог работы по рассматриваемой нами теме, мы можем сформулировать ряд выводов.
Искусственный интеллект представляет собой достаточно серьезную и сложно организованную совокупность процессов и информационной базы, который при этом прост в использовании и интуитивно понятен большинству продвинутых пользователей. С каждым годом он вызывает всё больший интерес в обществе и интегрируется в различные сферы нашей жизни, в том числе в изучение английского языка. Приведенные нами результаты исследования дали понять, что внедрение технологий искусственного интеллекта имеет большие перспективы и может обеспечить достижение положительного результата в значительно более короткие сроки, чем при изучении иностранного языка только традиционными методами. Однако при этом стоит понимать, что на сегодняшний день полностью заменить опытного преподавателя искусственный интеллект не способен. Помимо того, что учитель контролирует правильность ответов ИИ на сформированный запрос, учитель в реальной жизни способен найти подход к каждому ученику отдельно, проявив эмпатичность, в нужных моментах строгость или лояльность. В связи с этим мы можем прийти к выводу, что с годами влияние искусственного интеллекта на изучение английского языка будет только прогрессировать. Для того чтобы это влияние было положительным, необходимо не отдавать предпочтение исключительно одному методу изучения языка, а грамотно комбинировать лучшие инструменты, которые могут предоставить как традиционный способ изучения английского языка, проверенный не одним десятилетием, так и новейшие технологии искусственного интеллекта, стремительно ворвавшиеся в нашу жизнь и научившиеся быстро подстраиваться под динамично развивающийся мир. Таким образом, результаты исследования, приведенные в данной статье, позволят преподавателям эффективнее организовать процесс обучения.
Библиографический список
1. Collins Online Dictionary. Available at: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/artificial-intelligence
2. Глушков И.И. Словарь по кибернетике. Москва: Наука, 1979.
3. Сюй Б. Влияние искусственного интеллекта на обучение иностранному языку. Вестник Педагогического университета. 2022; № 6-2 (101): 13-19.
4. Seitbekova D.A. The role of artificial intelligence technology in teaching English. ORIENSS. 2023; № 22: 133-137.
5. Wei L Artificial intelligence in language instruction: impact on English learning achievement, L2 motivation, and self-regulated learning. 2023. Available at: https://www.frontiersin. org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2023.1261955/full
References
1. Collins Online Dictionary. Available at: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/artificial-intelligence
2. Glushkov I.I. Slovar'po kibernetike. Moskva: Nauka, 1979.
3. Syuj B. Vliyanie iskusstvennogo intellekta na obuchenie inostrannomu yazyku. Vestnik Pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 6-2 (101): 13-19.
4. Seitbekova D.A. The role of artificial intelligence technology in teaching English. ORIENSS. 2023; № 22: 133-137.
5. Wei L Artificial intelligence in language instruction: impact on English learning achievement, L2 motivation, and self-regulated learning. 2023. Available at: https://www.frontiersin. org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2023.1261955/full
Статья поступила в редакцию 04.07.24
УДК 372.851
Kuzmin S.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kostyuchenko R.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS WITH PARAMETERS IN TEACHING GEOMETRY TO SCHOOLCHILDREN. The article considers including geometric problems in the class of problems that are often called "problems with parameters". The authors substantiate the possibility of such inclusion. To do this, first you consider the scope and content of the concept of "problem with a parameter", which allows to determine the basics of a problem with a parameter as a mathematical problem in which it is necessary to provide an answer with a variation of the content specified in the problem condition. In algebra, such content is usually a certain number. In geometry, it will probably be a geometric figure. Based on such assumptions, the authors substantiate the inclusion of geometric calculation problems and geometric problems in which the drawing is not static, in "problems with parameters". For the first named problems, the initial data can be specified as variables, which in some cases requires a study of their range of admissible values, while for problems with a dynamic drawing, it is necessary to consider possible configurations of figures, which also entails a study of possible cases and writing an answer taking them into account. And this is already the essence of a problem with a parameter.
Key words: teaching geometry, teaching mathematics, methods of teaching mathematics, methods of teaching geometry, problem with parameter, parameter, problem solving, equations with parameter
С.Г. Кузьмин, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. OMU^E-mail: [email protected]
Р.Ю. Костюченко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: [email protected]
ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ГЕОМЕТРИИ
В статье рассматривается проблема включения геометрических задач в класс задач, которые часто называют «задачи с параметрами». Авторами обоснованно доказывается возможность такого включения. Для этого сначала рассматривается объём и содержание понятия «задача с параметром», что позволяет определить суть задачи с параметром как математической задачи, в которой требуется представить ответ при вариации указанного в условии задачи контента. В алгебре таким контентом, как правило, является некоторое число. В геометрии же, вероятно, это будет геометрическая фигура. Исходя из таких предположений, авторами обосновывается включение геометрических задач на вычисление и геометрических задач, в которых чертёж не является статичным, в «задачи с параметрами». Для первых названных задач исходные данные могут задаваться в виде переменных, что в ряде случаев требует исследования их области допустимых значений, для задач же с динамическим чертежом требуется рассмотрение возможных конфигураций фигур(ы), что также влечёт исследование возможных случаев и запись ответа с их учетом. А это уже есть суть задачи с параметром.
Ключевые слова: обучение геометрии, обучение математике, методика обучения математике, методика обучения геометрии, задачи с параметрами, задача с параметром, параметр, решение задач, уравнения с параметром
В школьном курсе математики выделяются задачи, определяемые понятием «задача с параметром». Задача с параметром относится к задачам повышенного или высокого уровня сложности, она не является алгоритмической и относящейся к какой-либо определённой теме, метод её решения ученик должен найти самостоятельно. Поэтому к осознанному решению задач с параметрами приступают лишь учащиеся, обладающие базовыми математическими знаниями и умениями. Возникает вопрос о целесообразности и возможности изучения задач с параметрами всеми учащимися класса. С другой стороны, говоря о задачах с параметрами, мы в качестве объекта исследования избираем процесс обучения алгебре и началам математического анализа. Геометрия же здесь, как правило, не упоминается. В указанном контексте с теоретической и практической точек зрения интересен вопрос о возможностях предметной области геометрии в обучении школьников решению задач с параметрами. Ответ на данный вопрос обусловливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование методики обучения математике, позволяющей, наряду с алгебраическими задачами, рассматривать геометрические задачи как задачи с параметрами. Научная новизна состоит в том, что выявлено наличие задач с параметрами не только в алгебре, но и в геометрии. Теоретическая значимость определяется выявлением сути задач с параметром, положенным в определение этого понятия, что позволило определённые классы геометрических задач рассмотреть как задачи с параметром. Задачи исследования: 1) выявить объём и содержание понятия «задача с параметром»; 2) выявить наличие задач с параметрами в школьном курсе геометрии; 3) указать типы и иллюстрирующие их примеры задач с параметрами в геометрии при утвердительном ответе на вторую задачу исследования, иначе обосновать отсутствие задач с параметрами в геометрии.
В решении первой задачи исследования анализ научно-методической литературы показал, что авторами определение рассматриваемому нами понятию не даётся, основное внимание уделяется методам их решений. В школьных учебниках математики определение даётся для соответствующих уравнений: «Уравнение вида ^х,а)=0, которое нужно решить относительно х и в котором буквой а обозначено произвольное ("временно неизвестное") действительное число, называют уравнением с одним параметром» [1, с. 304]. В другом школьном учебнике [2] задачи с параметрами показываются на примерах, при этом определение даётся лишь понятию «решить уравнение с параметром» - «для каждого значения параметра найти множество всех корней данного уравнения (это множество может быть и пустым)» [2, с. 355]. На наш взгляд, такой подход приемлем, поскольку понятие задачи с параметром не включается в логические операции по её решению, гораздо полезнее иметь представление о видах и методах решения задач с параметрами. Между тем сами задачи с параметрами являются нестандартными задачами, которые, в свою очередь, вряд ли могут быть классифицированы.
В различных методических пособиях предпринимаются попытки упорядочить задачи с параметрами. Так, например, С.А. Шестаков рассматриваемые задачи классифицирует «по принципу "ключевой идеи" - идеи, позволяющей найти ключ к решению» [3, с. 31]. В книге А.Х. Шахмейстера [4] рассматриваются уравнения, неравенства и системы с параметрами, которые упорядочиваются по видам функций, представляющих левую и/или правую часть (дробно-рациональные, иррациональные, тригонометрические и др.) Аналогичным образом поступает В.С. Крамор [5], однако включая в основание для классификации и методы решения, и сами функции.
Таким образом, под задачей с параметром чаще всего понимается уравнение, неравенство или система относительно переменной х, содержащее изме-