ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"
(г. Москва)
УДК 37.013.41
Agaltsova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Valkova Yu.E., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY FOR THE HIGHER EDUCATION TEACHERS. In the modern scientific area artificial intelligence is being increasingly explored and, as a result, there are a lot of disputes about the prospects and ethics of its application in various fields. The article deals with the use of artificial intelligence in the educational environment, in particular, in teaching a foreign language at a university. The authors identify the main advantages and disadvantages of integrating artificial intelligence into the educational process of the university, point out possible ways to solve the problems associated with this process. Features and examples of the introduction of artificial intelligence technologies in modern foreign and Russian educational space are shown. The authors of the article conclude that artificial intelligence is a functional tool that allows optimizing a large number of different operations, contributing to the organization of an effective educational process. Particular attention is paid to the problems of using artificial intelligence in universities, the most common adaptive systems with elements of artificial intelligence for teaching English at a university are noted.
Key words: artificial intelligence, artificial intelligence technologies, ChatGPT, ethics, copyright
Д.В. Агальцова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
Ю.Е. Валькоеа, канд. филол. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В современном научном пространстве всё активнее исследуется искусственный интеллект и, как следствие, возникают споры о перспективах и этике его применения в различных областях. Статья посвящена использованию искусственного интеллекта в образовательной среде, в частности в преподавании иностранного языка в вузе. Авторы выделяют основные преимущества и недостатки интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс вуза, отмечают возможные способы решения проблем, связанных с этим процессом. Показаны особенности и примеры внедрения технологий искусственного интеллекта в современное зарубежное и отечественное образовательное пространство. Авторы статьи делают вывод о том, что искусственный интеллект - это функциональный инструмент, позволяющий оптимизировать большое количество различных операций, способствующий организации эффективного учебного процесса. Особое внимание уделяется проблемам применения искусственного интеллекта в университетах, отмечаются наиболее распространенные адаптивные системы с элементами искусственного интеллекта для обучения английскому языку в вузе.
Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии искусственного интеллекта, ChatGPT, этика, авторские права
Актуальность данной работы обусловлена развитием технологий искусственного интеллекта и внедрением их в сферу образования. Поскольку большинство молодых людей к моменту достижения ими школьного возраста уже свободно обращаются с цифровыми технологиями, обучение их способностям, которые им понадобятся для успешной работы в цифровом мире, является жизненно важным [1, с. 308]. Изучение и применение искусственного интеллекта является важной частью стратегии развития цифровой экономики национального проекта «Искусственный интеллект» Российской Федерации. Цель исследования - изучить преимущества и недостатки технологий искусственного интеллекта, их ограничения и перспективы использования. Задачи - рассмотреть реальные кейсы применения технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) в вузах России и проанализировать собственный опыт применения технологий искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в детальном описании технологий искусственного интеллекта в масштабах российских вузов с существующими ограничениями. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности. Методы исследования: 1) теоретические (обобщение, обработка информации); 2) статистические (оценка значимости работы в целом); 3) экспериментально-теоретические (моделирование). Работа предусматривает два этапа: 1) теоретический - изучение литературы по данной теме; 2) практический - применение существующих и моделей искусственного интеллекта.
В настоящее время существуют опасения: не вытеснят ли компьютеры преподавателя. Уже и компания Google сообщает, что может сократить
12 000 сотрудников из-за внедрения технологий ИИ [2]. К концу 2023 г. компания намерена внедрить не менее 20 таких технологий, включая браузер, в котором можно создавать прототипы ИИ. Известный футурист Б. Марр пишет, что компании Content Technologies и Carnegie Learning разрабатывают цифровые платформы с использованием искусственного интеллекта для обучения детей с дошкольного обучения до колледжа. С помощью этих платформ учителя будут способны предложить каждому из 30 учащихся персонализированную программу обучения. Такие сервисы, как Presentation Translator, позволяют переводить слайды в реальном времени, что помогает с обучением детей, плохо говорящих по-английски [3].
Неоспоримы преимущества использования ИИ в образовании, но одновременно внедрение ИИ приведет к сдвигу в образовательной парадигме. ChatGPT, генератор текстов с искусственным интеллектом, доступ к которому открыли в конце 2022 г, называют будущим рынка работы, но не все в этом уверены.
ChatGPT - это большая языковая модель, способная генерировать человекоподобный текст, обученная на массивном наборе данных письменных работ из Интернета за 2015-2021 гг. Программа использует технику глубокого обучения под названием «архитектура трансформатора» для просеивания нескольких терабайт данных, содержащих миллиарды слов, для создания ответов на подсказки или вопросы. Среди предшественников ChatGPT - GPT-3, который также генерирует текст, но был обучен на гораздо большем наборе данных. ChatGPT быстрее, он способен генерировать человекоподобные ответы и доступен для общественности. Бот работает так же, как и такие инструменты генерации ИИ, как DALL-E 2, Midjourney и Stable Diffusion, но, подобно тому, как эти программы
могут создавать нереалистичные изображения (например, у людей 6-7 пальцев), ChatGPT не всегда точен.
Преимущества технологий ИИ
ChatGPT может писать электронные письма и эссе, стихи, отвечать на вопросы или генерировать строки кода на основе подсказки. Это может быть использовано для разработки виртуальных помощников или быстрого ответа на запросы клиентов. Контент-платформа Jasper заявила, что около 80 000 клиентов использовали ее программное обеспечение для составления рекламы, электронных писем, блогов и других материалов. Маркетинг - одна из наиболее подходящих сфер деятельности для современных чат-ботов.
Преподаватели также могут оценить преимущества технологий ИИ в образовании. К числу рабочих задач, которые могут выполнить инструменты ИИ, подобные ChatGPT, относятся повторяющиеся или рутинные задачи, которые можно легко автоматизировать, включая ввод и обработку данных, простые функции обслуживания клиентов и создание определенного контента. Преподаватели могут воспользоваться технологиями ИИ для автоматизации учебных курсов, создания цифровых портфолио с работами студентов и генерируя задания.
Microsoft интегрировал ChatGPT в программу для коммуникации Teams, и теперь нейросеть во время звонков фиксирует главные тезисы встречи в текст, отмечает важные места на временной шкале видео, сохраняет таймкоды и разбивает запись по обсуждаемым темам, заносит в календарь запланированные встречи [4].
Недостатки ИИ
Инструменты ИИ могут быть склонны к предвзятости на основе данных, на которых они обучались, а отсутствие прозрачности в отношении такого обучения затрудняет определение того, как бот пришел к тому или иному выводу
Ситуация усугубляется, когда бот выдает ложную информацию, которую он представляет как фактическую. В прошлом году компания Meta предупредила пользователей, что ее чат-бот Blenderbot 3 может делать ложные или противоречивые заявления, неправильно запоминать детали и «забывать, что он бот» [5].
Чат-боты могут писать реферативные работы лучше студентов, поэтому при выполнении такой работы в аудиторных условиях лучше ограничить доступ в Интернет локальной сетью или отказаться от таких работ в пользу устных дискуссий.
Тем не менее преимущества ИИ позволяют создать курсы, которые персонализируют программу и на основе алгоритмов предлагают определенные задачи студентам. Наиболее широко применяются такие технологии при создании курсов по обучению математике и иностранным языкам.
Ограничения ИИ
ChatGPT обучается на статистических паттернах и корреляциях и не имеет понимания входных или выходных данных так, как это сделал бы человек. Агентство ЕС по основным правам (FRA) предупредило, что алгоритмы, основанные на некачественных данных, могут причинить вред, что должны быть предусмотрены гарантии для смягчения предвзятости и дискриминации.
Проблемы с авторскими правами тоже являются существенными ограничениями. В январе 2023 г. группа художников подала в суд на компании ИИ Stability AI, Midjourney и DeviantArt за нарушение авторских прав, заявив, что их работы были использованы без разрешения для обучения инструментов ИИ. Компания Getty Images также начала судебное разбирательство против Stability AI за якобы копирование миллионов ее изображений. Аналогичный коллективный иск был подан в прошлом году против GitHub, принадлежащего Microsoft, за то, что код был взят из Интернета без разрешения для обучения инструментов OpenAI.
Закон позволяет людям использовать материалы, защищенные авторским правом, для создания нового контента или комментирования его, например, в видеороликах на Ютьюбе. Однако такие области, как код, являются серой юридической зоной, поскольку ИИ не указывает авторство.
Многие учебные курсы, созданные с помощью ИИ, платные, зарубежного происхождения, поэтому преподаватели и студенты не могут ими воспользваться.
Применение ИИ в университетах
В Томском государственном университете, флагмане цифровой трансформации образования, было разработано несколько курсов с применением ИИ, часть из которых сейчас не поддерживается из-за недостаточного финансирования (Приоритет - 2030. Программа (проект програмПриоримы) развития на 2021-2030 годы. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет». Томская область, 2021 (https://priority2030.tsu.ru/ upload)).
Эти программы: Plario (год разработки - 2018), Актру (2020), Code Hedgehog (2017), Рекрутер (2019), UniProfi (04.2020-12.2020), U-me (c 25.01.2021). Также в 2020 г. использовалась адаптивная система с элементами искусственного интеллекта для обучения английскому языку на базе образовательных платформ «Английский пациент» и SkyEng.
Платформа Plario помогает совершенствовать знания первокурсников вузов по физике и математике за счет встроенной системы диагностики знаний по данным двум профилям. На основе результатов данной диагностики система способна выстроить индивидуальный маршрут обучения и устранения «пробелов» по тем темам теста, в которых у обучающегося были неправильные ответы. За счет такого подхода обучение идет быстрее, исключается элемент рутины и
скуки. К системе подключены более 20 вузов России, больше 10 000 студентов. Отрабатываются больше 750 навыков, есть больше 12 000 единиц контента.
«Актру» - это платформа, которая позволяет проводить занятия для слушателей, присутствующих как очно, так и онлайн. Она создана совместно с компанией «Брюллов Консалтинг». В систему «Актру» входят специально оборудованные аудитории, центральный сервер и ряд IT-сервисов университета, например, расписание занятий и система электронного университета Moodle. Преподаватель ведет занятие из аудитории, оснащенной системой профессиональных устройств для звуко- и видеозахвата, и это позволяет ему работать без микрофона-«петлички» и при этом свободно передвигаться по аудитории, не снижая качество записи. Студенты во время занятия могут находиться в аудитории либо быть онлайн. Тот, кто учится на расстоянии, будет видеть все, что происходит в аудитории и появляется на доске. Преподаватель же может видеть рабочий стол компьютера студента и выводить изображение с него на центральный экран в аудитории. Особенности системы в том, что она сама запускает запись занятий, переводит звук в текст и выгружает его в систему электронного университета. Также в «Актру» доступен поиск информации по фрагментам видео благодаря автоматически сгенерированным субтитрам высокой точности. Причем видео будет запускаться с «сигнального» слова, что сокращает время на работу с файлом. «Актру» используют 19 университетов и образовательных организаций. На портал ТГУ загружено более 50 элементов контента - это открытые лекции и массовые курсы, доступны записи занятий.
CODE Hedgehog - система обучения программированию позволяет организовать самостоятельную работу студентов по изучению классического программирования, что, в свою очередь, ускоряет процесс подготовки IT-специалистов. При использовании платформы CODE Hedgehog основной упор делается на практический навык разработки программ. Роль преподавателя сводится к пояснению проблемных моментов, а студенты получают возможность освоить курс, в том числе самостоятельно. Платформа представлена в виде сайта, где преподаватель формирует группу учеников и составляет из встроенного в нее контента индивидуальные образовательные программы. Студенты решают задачи по классическому программированию и создают свои первые программы, постепенно переходя от основ до генетики и алгоритмов, лежащих в основе нейронных сетей. Систему используют студенты и сотрудники HITs ТГУ и ТюмГУ. В CODE Hedgehog функционируют 4 класса (один общедоступен).
«Рекрутер» - это платформа со встроенными алгоритмами поиска и тарге-тирования рекламы в социальной сети «ВКонтакте», рассчитанная на абитуриентов бакалавриата и магистратуры с высоким образовательным потенциалом. Она обеспечивает поиск и привлечение абитуриентов по различным критериям: география, профиль школы, образовательные интересы, признаки одаренности и др. Платформу создала команда программистов, психологов и лингвистов ТГУ. Для поиска абитуриентов сначала определяют нужные регионы, ищут там выпускников школ, затем анализируют их цифровой след, узнают их интересы и приглашают в вуз или колледж тех, кто подходит под заданные параметры. С помощью алгоритма рекрутируется 8-11% от общей численности контингента в ТГУ. Балл ЕГЭ и успеваемость в первые 2 сессии у рекрутов из соцсети выше, чем у остальных, отчисляемость ниже в 2 раза.
Uniprofi - инструмент для содействия профессиональному самоопределению студентов и поиска кандидатов под требования работодателей. Глобальная цель - помочь работодателю найти именно тех студентов, которые ему нужны, а студентам - найти релевантные вакансии или понять, какие навыки нужно «прокачать» для получения работы. Партнер проекта - HeadHunter. Идея создания студенческой биржи принадлежит ТГУ, но пилотный проект запустился одновременно на нескольких площадках страны: в Дальневосточном, Уральском, Казанском, Балтийском федеральных университетах, а также в Санкт-Петербургском госуниверситете и ТГУ. В основе онлайн-сервиса лежит система с искусственным интеллектом, которая собирает данные об успеваемости студентов и в дальнейшем будет составлять резюме, а также искать вакансии. Сервис агрегирует данные о студентах из систем Uniprofi (биржа вакансий, созданная в ТГУ во время пандемии), Moodle, а также из внутренних систем управлением вуза. Сопоставление данных позволяет формировать цифровой профиль студента, его резюме, что в дальнейшем поможет находить целевые вакансии. Информационный блок с вакансиями с сайта HeadHunter и биржи UniProfi встроен в личные кабинеты студентов. Работодателю система покажет, какие навыки получил студент за время обучения, как он соблюдал дисциплину (в частности, проходил контрольные точки и сдавал сессию). Из 3 700 ТГУ студентов более 2700 заинтересовались вакансиями. На первом этапе наиболее популярными вакансиями стали инженер-эколог, преподаватель физики, инженер-геолог, картограф, переводчик, программист. В целом с помощью сервиса работу нашли 10 000 томских студентов.
Чат-бот U-me (от «university mentor») запущен в соцсети «ВКонтакте» и мес-сенджере «Телеграм». Этот сервис помогает находить нужную информацию из 30 информационных ресурсов университета. Чат-бот подает ее в оптимальном виде либо дает ссылку на нужный источник. U-me - это бот с вариантами действий. Чат-бот работает по заранее заданному сценарию и предлагает готовые варианты ответа. Генеративные сети могут использоваться недобросовестными студентами для написания текстовых работ. Так, в начале 2023 г студент РГГУ защитил на «удовлетворительно» диплом, который написал с помощью запросов в ChatGPT за 23 часа. Чат Quillbot позволяет перефразировать машинный текст
подобно тому, который обычно пишут студенты. Эта технология может работать и с обычными, набранными на компьютере работами, не только с созданными с помощью ChatGPT Возможно, для отслеживания таких работ разработчикам придется интегрировать в код бота «водяные знаки». Еще один вариант решения данной проблемы - отслеживание по темам. При этом стоит отметить недостаточность теоретической и практической базы исследований в этом направлении, как следствие - высокая вероятность появления ошибок при выполнении алгоритмов искусственного интеллекта. Также вероятно, что в образовательный контент придется закладывать очень специфичные вещи, которые известны только преподавателю. 'Невозможно запустить джинна обратно в бутылку - что такое ChatGPT, и как он повлияет на образование. // СберУниверситет. 1.02.2023 -https://sberuniversity.ru/edutech-club/pulse/tekhnologii/33652/).
Переход на рукописные работы не панацея, например, университет Сиднея предложил принимать только рукописные работы от студентов, но один из студентов присоединил ручку к 3D-принтеру и напечатал работу, созданную ChatGPT
Применение ИИ на занятиях по иностранному языку
На занятиях с группой студентов 1 курса Финансового университета преподавателями было предложено воспользоваться пробным бесплатным доступом к программе Voxy. Как правило, бесплатного доступа на 7 дней хватает для изучения возможностей программы и выполнения некоторого количества самостоятельных работ. При регистрации студент задает свой уровень и интересы, исходя из которых система предлагает индивидуальный образовательный маршрут. На сайте представлено 40 курсов и материалов на более чем 2 000 часов работы. Также в демоверсии доступен 1 урок с преподавателем, который сотрудничает с этим сайтом. Система полностью отслеживает следующие параметры: 1) время, потраченное на обучение; 2) прирост навыков; 3) освоенность нового вокабу-ляра. Система адаптивна и позволяет заниматься в индивидуальном режиме. Задания представлены текстовыми и аудиоупражнениями актуального содержания. Студенты нашли визуализацию своего прогресса на платформе эффективным мотивирующим фактором, кроме того, сайт Voxy позволил персонализировать самостоятельную работу для разноуровневых студентов.
Подведем итоги: преимущества ИИ неоспоримы, но необходимо вырабатывать ответственное к ним отношение. В частности, для предотвращения получения правдоподобных, но ошибочных ответов нужно использовать другие методы проверки текстовых заданий или отказаться от письменных работ, сделав упор на письменные. Преподаватели должны быть осведомлены о возможных вариантах
Библиографический список / References
использования ИИ, в том числе с целью смошенничать, и следить за использованием электронных устройств студентами. Появление нейропомощников и контроль за их использованием способствует развитию систем, где понимание и распознавание данных осуществляется благодаря не только «запоминанию» исходной информации, но «разумной» ее интерпретации и переосмылению.
Задача использования ИИ в вузах - это совершенствование педагогической работы за счет активного использования инновационных подходов и технологий искусственного интеллекта для подготовки специалистов с не только профессиональными, но и цифровыми навыками, лидеров в своей области. Невозможно в настоящее время отказаться от технологий искусственного интеллекта, скорее нейросети будут конкурировать друг с другом, и для преподавателей также появится ИИ-помощник, который поможет выстроить иные образовательные отношения. ИИ-платформы, разработанные в ТГУ, и их зарубежные конкуренты, такие как Squirrel (обучение математике), Voxy (обучение английскому языку) и другие, зарекомендовали себя как методические инструменты для адаптивного и персонализированного обучения.
Нейросети способны анализировать голос студента при занятиях в онлайне и подтвердить, что это именно тот студент, также можно выявить, какие сложности испытывает студент, и с помощью нейросетей задать ему дополнительные вопросы и восполнить пробелы. Цифровой помощник на сайте «Университет. 2035» помогает студент улучшить содержательность и связность выступления, научиться правильно использовать научные термины, избавиться от косноязычия. НИОКР «Цифровой двойник преподавателя» «Университета. 2035» предполагает создание цифрового двойника-лектора с голосовым помощником, который может распознать аудио- и текстовый вопрос, подобрать и синтезировать наиболее подходящий ответ, воспроизвести его аватаром с помощью технологии Deepfake. Сейчас проект в предпилотной стадии, отобраны модели распознавания и генерации голоса, проведена смысловая разметка большого объема текста.
В то время как вышеперечисленные проблемные аспекты использования ИИ достаточно предсказуемы, внедрение систем ИИ во многие сферы человеческой деятельности не может не затронуть такие аспекты, как этические и моральные принципы. В наше время ситуация такова, что ИИ в его нынешнем виде зачастую представляет собой лишь программную среду или конкретную физическую реализацию рефлексивного мышления. Мы видим, что создается нечто иное, чем интеллект. Однако становится очевидным значение и потенциал реализации подобных идей на практике путем реализации всех уже существующих научных возможностей.
1. Neha K. Role of Artificial Intelligence in Education. Alochana Chakra Journal. 2020; Vol. IX, Issue IX: 305-309.
2. Agomuoh F. Google turns to AI as it lays off 12,000 employees. Digital Trends. 2023. Available at: https://www.digitaltrends.com/computing/google-rushes-chatgpt-rival-among-a-round-of-12000-layoffs/
3. Marr B. How Is AI Used in Education - Real World Examples of Today and a Peek Into the Future. 2021. Available at: bernardmarr.com/how-is-ai-used-in-education-real-world-examples-of-today-and-a-peek-into-the-future/#:~:text=AI%20can%20help%20break%20down
4. Drapkin A. Microsoft Teams Premium Launched With ChatGPT for Meetings. Tech.co. 2023. Available at: https://tech.co/news/microsoft-teams-premium-chatgpt
5. Smith A. What is ChatGPT? And will it steal our jobs? Context. 2023. Available at: https://www.context.news/ai/what-is-chatgpt-and-will-it-steal-our-jobs
Статья поступила в редакцию 05.02.23
УДК 378.1
Vasina E.A., senior teacher, Higher School of Translation and Interpreting, Lomonosov Moscow State University; Chinese, Vietnamese,
Thai and Laotian Languages' Department, MGIMO University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL AND ACTIVE APPROACH IN TRAINING SIMULTANEOUS INTERPRETERS AT UNIVERSITIES. The article shows the experience of introducing professional and active approach in training simultaneous interpreters at universities. The researcher gives some new ideas on this methodological approach. Research methods include analysis, observation, questionnaires, recitation. The experimental base is Higher School of Translation and Interpreting, MSU, as it trains future simultaneous interpreters in Chinese language. According to the documents and standards of translation industry the author defines criteria for readiness of future simultaneous interpreters to professional job. The results of the experiment show that active and professional approach makes the educational process of future simultaneous interpreters more effective.
Key words: professional and active approach, training of simultaneous interpreters, professional standard "Specialist in translation and interpreting", professional function "Simultaneous interpreting", Chinese language
Е.А. Васина, ст. преп., Высшая школа перевода МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО МИД России; г. Москва, Е-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СИНХРОННЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ В ВУЗЕ
В статье представлен опыт реализации профессионально-деятельностного подхода при подготовке синхронных переводчиков-китаистов в вузе. Уточняется суть данного методологического подхода в обучении будущих переводчиков. Основные методы исследования: анализ, наблюдение, анкетирование, устный опрос. Опытно-экспериментальной базой исследования стала Высшая школа перевода (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова, где готовят синхронных переводчиков с китайским языком. На основе соответствующих документов и требований переводческой отрасли были выделены критерии готовности будущих переводчиков-синхронистов к трудовой деятельности. Результаты экспериментальной проверки показали, что обучение синхронистов-китаистов становится эффективнее при применении разработанного в исследовании профессионально-деятельностного подхода.
Ключевые слова: профессионально-деятельностный подход, подготовка синхронистов-китаистов, профессиональный стандарт «Специалист в области перевода», трудовая функция «Синхронный перевод», китайский язык