Научная статья на тему 'Влияние искусственного интеллекта на административно-правовой режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма: вопросы права'

Влияние искусственного интеллекта на административно-правовой режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма: вопросы права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / электронное лицо / административно-правовой режим / режим противодействия легализации доходов / полученных преступным путем / и финансированию терроризма / цифровизация / комплаенс / artificial intelligence / electronic entity / administrative and legal regime / anti-money laundering and counter-terrorist financing regime / digitalization / compliance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ястребов О. А., Аксенова М. А.

в статье рассматривается становление административно-правового режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также влияние таких технологий, как искусственный интеллект, на развитие данного режима, его модернизацию в современных условиях. Авторы ставят перед собой цель определить место такого режима в системе административно-правовых режимов, выделить его особенности, основных участников, нормативную правовую базу, основное целевое назначение, принципы, на которых данный режим построен. Предпринята попытка теоретического осмысления правового статуса нового субъекта в праве, например электронного лица, и его правового интегрирования в режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В статье делается вывод, что такие технологии, как искусственный интеллект, исходя из своих технологических особенностей, выходят за рамки правового регулирования и сложно встраиваются в нынешнее законодательство, что требует новых подходов к регулированию подобных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ястребов О. А., Аксенова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The law issues of impact of artificial intelligence on the administrative regime for combating money laundering and terrorism financing

the Article Discusses the Formation of the Administrative Regime for Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism and the Impact of Technologies Such as Artificial Intelligence on the Development of this Regime, its Modernization in Modern Realities. The Author sets himself the Task of Determining the Place of Such a Regime as a Regime of Money Laundering and Countering the Financing of Terrorism in Administrative and Legal Regimes, Highlighting its Features, Main Participants, the Regulatory Legal Framework, the Main Intended Purpose, Justification for the Specified Regime of Construction. An Attempt was made to Theoretically Comprehend the Legal Status of New Subjects in Law, for example, an Electronic Entity and His Legal Association in the Regime of Combating Money Laundering and Terrorism Financing. The Article Concludes that Such Artificial Intelligence Relies on its Technological Features, Goes Beyond Legal Regulation and is Difficult to Integrate into Current Legislation, which Requires New Approaches to the Regulation of Technologies.

Текст научной работы на тему «Влияние искусственного интеллекта на административно-правовой режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма: вопросы права»

• ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ •

О.А. Ястребов,

доктор юридических наук, профессор Российского университета дружбы народов

М.А. Аксенова,

ассистент кафедры финансового мониторинга Юридического института Российского университета дружбы народов

O.A. Yastrebov,

Doctor of Legal Sciences, Professor of the Peoples' Friendship University of Russia yastrebov-oa@rudn.ru

M.A. Aksenova,

Assistant of the Department

of Financial Monitoring

of the Law Institute of of thePeoples'

Friendship University of Russia

aksenova_ma@list.ru

I

DOI:

С

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

1 ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, со ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

2 И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА:

ВОПРОСЫ ПРАВА

§ Аннотация: в статье рассматривается становление административно-правового режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, X и финансированию терроризма, а также влияние таких технологий, как искусствен-§ ный интеллект, на развитие данного режима, его модернизацию в современных С условиях. Авторы ставят перед собой цель определить место такого режима в си-^ стеме административно-правовых режимов, выделить его особенности, основных участников, нормативную правовую базу, основное целевое назначение, принципы, Со на которых данный режим построен. Предпринята попытка теоретического ос-§ мысления правового статуса нового субъекта в праве, например электронного лица, ^ и его правового интегрирования в режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В статье делается 84 вывод, что такие технологии, как искусственный интеллект, исходя из своих тех- нологических особенностей, выходят за рамки правового регулирования и сложно

Су встраиваются в нынешнее законодательство, что требует новых подходов к регу-^ лированию подобных явлений.

СУ Ключевые слова: искусственный интеллект, электронное лицо, администра-

тивно-правовой режим, режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, цифровизация, комплаенс.

THE LAW ISSUES OF IMPACT OF ARTIFICIAL

INTELLIGENCE ON THE ADMINISTRATIVE REGIME

FOR COMBATING MONEY LAUNDERING

AND TERRORISM FINANCING §

i

Abstract: the Article Discusses the Formation of the Administrative Regime 3

for Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism and the Impact of ii§i

Technologies Such as Artificial Intelligence on the Development of this Regime, its ^ §

Modernization in Modern Realities. The Author sets himself the Task of Determining the | §

Place of Such a Regime as a Regime of Money Laundering and Countering the Financing of oo

Terrorism in Administrative andLegal Regimes, Highlighting its Features, Main Participants, "a 0

the Regulatory Legal Framework, the Main Intended Purpose, Justificationfor the Specified j -h

Regime of Construction. An Attempt was made to Theoretically Comprehend the Legal Status § I

of New Subjects in Law, for example, an Electronic Entity and His Legal Association in the g °

|o

Regime of Combating Money Laundering and Terrorism Financing. The Article Concludes that Such Artificial Intelligence Relies on its Technological Features, Goes Beyond Legal

Д

§ I

0 §

Regulation and is Difficult to Integrate into Current Legislation, which Requires New j § Approaches to the Regulation of Technologies. g 3

j 3

1 I i io

Keywords: artificial intelligence, electronic entity, administrative and legal regime, anti-money laundering and counter-terrorist financing regime, digitalization, compliance. ^

■o

Q1

g 3

остижения в области искусственного интеллекта с каж- |

дым днем распространяются на новые сферы и отрасли привычной | |

для социума жизнедеятельности. Прогресс неумолимо подталкивает § а

наше общество к четвертой промышленной революции, к смене той | §

3 °

парадигмы, которая превалировала последние десятилетия. ^ §

Если взять за основу распространенный сегодня постулат, что ис- |

кусственный интеллект - это «новое электричество», то нет сомнений, § |

что через несколько лет обыденная жизнь общества будет выглядеть 1 ^

иначе. Прежде всего изменения коснутся механизма взаимодействия 1

о -I

3 S

^ со

о -2

о За

государства и общества в связи с использованием искусственного интеллекта. а Ц Существенная разница будет лишь в том, в какой степени ис- § § кусственный интеллект автоматизирован в процессах, либо его использование выполняет сугубо алгоритмическую функцию в целях 85 упорядочивания монотонных действий, либо он будет наделен пу- ^ ^ блично-властными полномочиями, что заставит по-новому взглянуть ь ь на устоявшиеся сегодня рамки законодательного регулирования по- * " добного взаимодействия между субъектами права. | & Безусловным является тот факт, что уже сейчас государства 1 -ю борются за первенство по разработке наиболее сильного и развитого искусственного интеллекта: согласно Национальной стратегии Объединенных Арабских Эмиратов (далее - ОАЭ) в области искус-

ственного интеллекта до 2031 года [1], ключевыми задачами по развитию этой новой технологии являются: укрепление позиции ОАЭ как мирового лидера в области технологий искусственного интеллекта, повышение конкурентоспособности сектора искусственного интеллекта в ОАЭ, организация инновационного финтех-пространства для внедрения технологии искусственного интеллекта.

В 2022 г. Министерство торговли Сингапура совместно с Европейским союзом заключили соглашение по цифровому партнерству [2], направленное на укрепление функциональной совместимости рынков и политики между Европейским союзом и Сингапуром, а также на содействие в торговле, расширение двусторонних инвестиционных отношений и создание условий для сотрудничества по реализации 5G/6G-проектов, развитие искусственного интеллекта и цифровой идентификации. „о Центр этики данных и инноваций (CDEI) Великобритании опубликовал дорожную карту стратегии развития искусственного интеллекта, в которой изложены необходимые шаги для создания «ведущей № в мире» экосистемы искусственного интеллекта в Великобритании [3]. § Что касается тенденций регулирования сферы новых технологий § в России, то в целях недопущения снижения темпов развития отрасли 2 инновационных технологий, в том числе технологий искусственно-^ го интеллекта, а также обеспечения устойчивого и бесперебойного — функционирования информационной инфраструктуры государства § Указом Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспе-^ чению ускоренного развития отрасли информационных технологий § в Российской Федерации» [4] были приняты следующие меры под-^ держки технологической отрасли:

"на три года все ^-компании освободят от уплаты налога на при-о быль и от проверок контрольными органами;

^ " ^-компаниям предоставят возможность на выгодных услови-

ем ях, по ставке, не превышающей 3 %, взять кредиты на продолжение

работы и на новые проекты; 86 " сотрудникам таких компаний предоставят возможность офор-^ мить льготную ипотеку;

су " молодым сотрудникам до достижения ими 27 лет предоставят ® отсрочку от призыва на военную службу на время их работы в российских ^-компаниях; О '

" расширится программа предоставления грантов на создание

отечественных решений.

В рамках международного форума «Этика искусственного интеллекта: начало доверия», который прошел в 2021 г., крупнейшие

■S P

технологические компании России приняли Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта [5], который разработан Альянсом в сфере искусственного интеллекта при поддержке Администрации Президента РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ, Минэкономразвития России и прошел экспертное и публичное обсуждение на площадках АНО «Цифровая экономика», Совета Федерации

Федерального Собрания РФ, Общественной палаты РФ. | |

Кодекс устанавливает общие этические принципы и стандарты | |

поведения, которыми следует руководствоваться участникам от- § *

ношений в сфере искусственного интеллекта в своей деятельности, | ^

которая в настоящее время не урегулирована законодательством РФ ^ 5!

и/или актами технического регулирования. | §

Такие тенденции по увеличению привлекательности технологи- 1 |

ческой отрасли, а также попытки законодательного регулирования ® |

отдельных аспектов применения новых технологий дают основания а * полагать, что основной вектор в работе государств направлен на вне

дрение подобных технологий в инфраструктуру, позволяя заинтере- 3

« 5! За

сованным сторонам использовать преимущества новых технологии | |

и новых бизнес-моделей. * |

|

5 1

искусственный интеллект, исходя из своих технологических осо- | |

бенностей, выходят за рамки правового регулирования и сложно § а

встраиваются в нынешнее законодательство. Законодателю сегодня | §

необходимо мыслить нестандартно и отказываться от привычных | §

г ai S X

Необходимо констатировать, что новые технологии, такие как |

s

S,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подходов в регулировании. | 5

Видится важным отойти от линейной модели анализа «за» и «про- § 1

S

тив» и признать тот факт, что процесс технологического развития I ^ в области искусственного интеллекта невозможно остановить и даже |

о н

замедлить, иначе государства рискуют потерять свое место в гонке за gg

лидерство в области искусственного интеллекта, что влечет целый ряд а §'

" "он

последствий как экономических, так и политических. | |

За последние несколько лет внимание к проблеме законодательного регулирования искусственного интеллекта возросло, однако обще- 87 теоретические рассуждения и ограничение тематики искусственного ^ ^ интеллекта лишь процессами автоматизации и их законодательного ре- Ь ь гулирования достаточно поверхностны и кажутся общими. Полагаем К q

своевременным предпринять попытку уйти от общего к частному, н &

Ss

а именно проанализировать влияние такой технологии, как искусствен- 1 -ю ный интеллект, на административно-правовой режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выделить основные проблемы и риски законода-

тельного регулирования в данной области, выработать предложения по законодательному регулированию, сформулировать основные понятия, связанные с искусственным интеллектом, проследить развитие и формирование новых организационно-правовых институций в связи с развитием этой технологии.

Среди ученых-правоведов, затрагивающих в своих научных трудах проблемы правового регулирования искусственного интеллекта, хотелось бы отметить Л.С. Болотову [6], Т.А. Гаврилову [7],

A. В. Габова [8], Г. А. Грищенко [9], А. А. Жданова [10],

B. П. Куприяновского [11], А. В. Минбалеева [12], П. М. Морхата [13], Т.А. Полякову [14], A.C. Потапова [15], И.В. Понкина [16, с. 39-48],

A.Н. Райкова [17], А.И. Редькину [18, с. 39-48], В.Н. Ручкина [19],

B.Н. Синельникову [20], Д.В. Смолина [21], В.А. Фулина [22], Т.Я. Хабриеву [23], В.Ф. Хорошевского [24], В.Н. Черкасова [25], Л.Н. Ясницкого [26], О.А. Ястребова [27] и др.

Многие зарубежные ученые вели работу в области данной проблематики. Среди них хотелось бы отметить Джессику Аллэйн, а Альмейду Ленардон [28], Мэди Делво [29], Натали Невейанс [30], о5 Самира Чопра [31], Алексу Эндрю [33], Патрика Генри Уинстона [34], со Джорджа Ф. Люгера [32, 35] и др.

2 Безусловной кажется необходимость первоначально определить место режима противодействия легализации доходов, полученных — преступным путем, и финансированию терроризма в системе ад-§ министративно-правовых режимов, выделить его особенности, ос-5 новных участников, нормативную правовую базу, основное целевое § назначение, принципы, на которых данный режим построен. Такой

анализ имеет значение для комплексного теоретического осмысления правового статуса новых субъектов в праве, например электронного

99

о лица, и его встраивания в режим противодействия легализации дохо-^ дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. С 1. Теоретические проблемы

института административно-правовых режимов 88 В современных условиях общество становится более подвер-^ жено рискам, связанным с развитием новых технологий, таких как су искусственный интеллект, поэтому проблема модернизации админи-® стративно-правового регулирования того или иного сектора обще-^ ственных отношений с участием новых технологий становится все более актуальной.

Сегодня требуются обновленные правовые режимы, отвечающие на современные вызовы, ориентированные на новые социально-юридические состояния, новые методы правового регулирования.

С точки зрения административно-правовой теории такое понятие, как административно-правовой режим, имеет значение одной из базовых, ключевых категорий. Это понятие используется в качестве

основополагающего в научной и учебной литературе, однако стоит §

отметить, что в научной литературе доминирует традиционный подход |

к пониманию таких режимов, не учитывающий современные тенден- Ц ш

ции развития законодательства. Часто установление административ- Л |

но-правовых режимов связывают лишь с системой ограничений для 1 !

общества с целью обеспечения безопасности. § *

Для теоретического осмысления института административно- | |

правовых режимов необходимо провести анализ таких основопола- ^ 5

гающих понятий, как «режим», «правовой режим», «административ- | |

но-правовой режим», а также выстроить категориально-понятийный | |

■§ |

аппарат и определить связь между исследуемыми понятиями. | |

Общим для исследуемых понятий является термин «режим», а *

который, как отмечет Р. А. Марченко, появился в научном обороте | |

в начале 60-х гг. XX в. Анализ научных работ позволяет утверждать, 3 £

что изначально под понятием «режим» в правовом контексте учеными | |

понимались абсолютно различные правовые категории: «законность», ^ |

«порядок», «социальный режим» [36]. | Ц

Согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова, под режимом | |

понимается: 1) распорядок дел, действий, 2) условия деятельности, § а

работы, существования чего-нибудь, 3) государственный строй (обыч- 1§

но об антинародном, антидемократическом строе) [37]. | §

Как отмечает О. А. Ястребов, термином «режим» чаще всего обо- | 5

значают определенный распорядок дел, действий, условия деятель- § |

ности или функционирования какого-либо объекта [38]. 1 о

По мнению Л. К. Терещенко, сложившееся положение дел отчасти | |

вызвано многозначностью самого понятия «режим», содержащегося | Л

в различных толковых словарях. В частности, его значение опреде- а 1

" " "он

ляется как «государственный строй, метод правления», «распорядок | | дел», «совокупность правил, требований, норм» [39].

В.А. Якушев отмечает, что в целом, исследуя категорию «режим», 89

необходимо разобраться со смысловой нагрузкой, которая в зависимо- ^ р

сти от мнения ученого воспринимается как: а) определенная система Ь *

дел, действий; б) система правил, требований, норм, принципов, ме- *

роприятий для достижения какой-либо цели; в) совокупность средств, | |

способов, методов осуществления власти; г) установленный порядок 1 -ю жизни и деятельности для достижения какой-либо цели; д) определенное состояние, статус объекта или субъекта; е) вся система мер, используемая для достижения поставленной цели [40].

Нередко понятие «административно-правовой режим» употребляется в контексте, тождественном понятию «режим», например «режим контртеррористической операции», «таможенный режим», «режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Проведенный анализ учебной литературы, монографий, диссертаций и научных статей показал, что различное понимание понятия «режим» влечет неоднозначное толкование данного термина, а также оказывает негативное воздействие на правоприменительную практику.

Происходящие в настоящее время преобразования государственных систем, модернизация всех сторон общественной жизни, динамичные информационные и иные процессы влияют в том числе на правовую сферу.

Юридическая форма, а также все ее составные части, например „о правовой режим, вместе с общественными отношениями претерпели изменения. Отсюда возникает необходимость в детальном анализе такой категории, как «правовой режим». а Н.С. Иващенко указывает, что под правовым режимом следует § понимать порядок правового регулирования общественных отноше-§ ний, выражающийся в определенном сочетании правовых средств, 2 создающий определенную степень благоприятности либо неблаго-^ приятности в целях удовлетворения интересов субъектов права [41]. — Как пишет Г. С. Беляева, «правовой режим - многозначное, § межотраслевое и междисциплинарное понятие, правомерно ис-^ пользуемое в различных областях научного знания и в текстах § нормативно-правовых актов, которое прочно вошло в юридическую ^ терминологию и общественно-политический лексикон для обозначения различных правовых состояний в общей теории права о и ряде юридических отраслей (административном, земельном, ^ экологическом и др.)» [42].

С М.А. Демина пишет, что правовой режим представляет собой порядок правового регулирования общественных отношений, выра-90 женный в определенном сочетании правовых средств, обуславлива-^ ющих особый порядок возникновения и формирования содержания СЧ прав и обязанностей субъектов права, их осуществление, специфику ® санкций, способов их реализации, направленных на достижение по-^ ставленных целей и задач» [43].

Безусловно, прослеживается и общее в различных интерпретациях понятия «правовой режим»: выраженные интересы государства, определенные правовые средства, сочетание дозволения и запретов, воля законодателя.

В доктрине административного права понятие отраслевого правового режима обозначается разными терминами: «режимное регулирование», «управленческие режимы», «режимная организация управления», «режимы государственного управления», «ре- § жимное административно-правовое регулирование», но наиболее | часто - «административно-правовые режимы», что свидетельствует Ц ш о неустоявшемся наименовании одного из базовых институтов адми- Л | нистративного права [44]. | | И.С. Розанов сформулировал определение административно- о о правового режима как «установленную в законодательном порядке = о совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан ^ 1 и юридических лиц, а также реализации ими своих прав в определен- | § ных условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета я ° и обороны государства, интересов безопасности и охраны обще- | | ственного порядка специально созданными для этих целей службами я ® государственного управления» [45]. | |

Как отмечает Р. А. Марченко, «главным назначением и общей це- 3 Щ

I

лью административно-правовых режимов является создание на пути |,|

правонарушителей надежных правовых и обеспечивающих их орга- |

низационных "барьеров", которые бы серьезно затрудняли, а в ряде Щ Ц

случаев и делали бы невозможным совершение правонарушений | |

и достижение противоправных целей». Чем больше открытости и сво- § Я

боды допускает административный порядок осуществления деятель- | §

ности, тем сильнее в целях предотвращения рисков, угроз и ущерба, | §

связанных с этой деятельностью, нуждаются административное |

законодательство и государственная администрация в применении § 1

особой комбинации средств регулирования, предусматриваемых 1 ^

административным правом [46]. | |

Итак, анализ таких основополагающих понятий, как «режим», | Л

«правовой режим», «административно-правовой режим», чрезвы- я 1

чайно важен для выстраивания категориально-понятииного аппарата Щ | в исследованиях правового характера.

2. Становление режима противодействия легализации доходов, 91

полученных преступным путем, ^ ^

и финансированию терроризма в Российской Федерации ь ь

Отправной точкой формирования национальной системы противо- * 2

1 I

действия легализации доходов, полученных преступным путем, и фи- | & нансированию терроризма можно считать 1990 год, когда Верховный щ -ю совет СССР ратифицировал Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.) [47],

в которой подп. (V) п. а) ст. 3 закрепляется необходимость государственного установления мер в своих юрисдикциях с целью возможного уголовного преследования финансирования подобных правонарушений. Впервые выделяется непосредственное финансирование из общей массы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.

Государства взяли обязательства по реализации ряда мер, включая криминализацию поведения, которое в дальнейшем стало называться «отмыванием денег». Расширение сферы действия законов об отмывании денег за пределы доходов от незаконного оборота наркотиков было следующим шагом, который удалось реализовать и охватить доходы также от других преступлений. Законодательно адаптировав существующие правовые формулировки преступлений, связанных с отмыванием денег, полученных от наркотиков, и применив их к бо-„о лее широким определениям преступного поведения, государствам го удалось заложить основы функционирования глобальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным № путем, и финансированию терроризма в своих юрисдикциях. о5 В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [48] впер-§ вые появилась статья 174, предусматривающая ответственность 2 за легализацию (отмывание) денежных средств. Государство таким образом постепенно встраивается в общую систему противодействия — легализации доходов, полученных преступным путем. § С 1997 г. Российская Федерация становится членом Комитета ^ экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег § и финансированием терроризма.

В мае 1999 г. Россия подписала Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности о (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г.) [49], которая была рати-2 фицирована в мае 2001 г. [50].

С Целым рядом приказов был учрежден Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем [51]. ^ Основными задачами новой структуры, реализующей свои полно-(V мочия при Министерстве внутренних дел РФ, были сбор, анализ ® и предварительная проверка сведений о финансово-экономических операциях с денежными средствами или иным имуществом, имеющих незаконный или экономически нецелесообразный характер; информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение общероссийских мероприятий по выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем;

92

о

организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и сотрудничество с аналогичными структурами иностранных государств и международными § организациями. |

Параллельно были предприняты попытки принять федеральный Ц ш закон, который должен был заложить основы функционирования Л | национальной системы противодействия легализации доходов, полу- 1 | ченных преступным путем, и финансированию терроризма. Претерпев о 1 несколько редакций, систему противодействия легализации доходов, а | полученных преступным путем, и финансированию терроризма опре- ^ 1 делил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противо- ^ § действии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным я ° путем, и финансированию терроризма». | ¡Ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный Федеральный закон был принят в рамках исполнения 5 ® международных обязательств и встраивания Российской Федерации | | в международную систему борьбы с отмыванием доходов и фи- з Щ нансированием терроризма, политику которой сегодня определяют |,| такие организации, как Группа разработки финансовых мер борьбы ^ | с отмыванием денег, Базельский комитет по банковскому надзору, Щ "§ Вольфсбергская группа, а в дальнейшем Евразийская группа по про- | | тиводействию легализации преступных доходов и финансированию § § терроризма, и другие. | §

Как отмечают В. А. Зубков и С. К. Осипов, «цель создания между- | § народной системы противодействия отмыванию денег и финанси- & и рованию терроризма заключалась не только в пресечении данных § | преступлений, а понималась более широко - обеспечить подрыв фи- 1 ^ нансовых основ всей транснациональной организованной преступно- § | сти, включая коррупцию, и международного терроризма» [52, с. 752].

Безусловно, широкий круг полномочий и объем информации, 5 | информационно-аналитическое сопровождение которых было необ- Щ | ходимо для реализации поставленных задач, потребовали создания структуры более крупной, самостоятельной и полноценно реализу- 93 ющей политику государства в данной сфере. ^ ь

В 2001 г. Президент РФ подписал Указ № 1263 «Об уполномочен- ь Ь ном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, ?? 2 полученных преступным путем». Согласно Указу, органом, реализую- | & щим полномочия в данной сфере, стал Комитет Российской Федерации Щ -ю по финансовому мониторингу, который был подотчетен Министерству финансов РФ. Комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов власти» Комитет преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу Российской Федерации при Министерстве финансов Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» был закреплен исчерпывающий перечень полномочий в части реализации политики противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также переподчинение Федеральной службы по финансовому мониторингу Президенту РФ.

„о В рамках межведомственных соглашений, заключенных в период го существования Комитета по финансовому мониторингу, Федеральной службы по финансовому мониторингу при Министерстве финансов РФ, а далее Федеральной службы по финансовому мониторингу, подчиненной Президенту РФ, были сформированы основные коллегиальные органы (как подразделения финансовой разведки РФ) с целью 2 реализации поставленных перед службой полномочий. ^ Согласно Указу Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 — «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторин-§ гу», Росфинмониторинг разрабатывает и вносит Президенту РФ ^ и в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, актов § Президента РФ и Правительства РФ, других документов по вопро-^ сам, относящимся к установленной сфере деятельности, а также принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся о к установленной сфере деятельности.

^ Основные сферы реализации полномочий Федеральной службы С по финансовому мониторингу можно разделить условно на два блока

94

по приоритетности: приоритет первого уровня и приоритет второго уровня.

^ К приоритету первого уровня следует отнести противодействие лесу гализации доходов, полученных преступным путем, противодействие ® финансированию терроризма. К приоритетам второго уровня можно отнести противодействия преступлениям в кредитно-финансовой

ГО

сфере, преступлениям коррупционной направленности, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в бюджетной сфере и другие.

В рамках своих полномочий Росфинмониторинг осуществляет координирующую функцию по реализации политики противодействия

легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации.

Анализ межведомственных соглашений, подписанных Росфин-

мониторингом, дает основания полагать, что взаимодействие по вы- §

явлению преступлений в сфере противодействия легализации дохо- |

дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Ц ш

требует участия большого круга ведомств и правоохранительных Л |

органов для решения поставленных задач. | |

В рамках межведомственных отношений Росфинмониторинг о §

осуществляет противодействие преступлениям в кредитно-финансо- | |

вой сфере. Совместно с Банком России, Генеральной прокуратурой ^

России, Следственным комитетом России, Министерством внутрен- | §

них дел России, Федеральной службой безопасности России создан я |

Национальный финансовый совет, который, согласно ст. 12 и 13 ||

Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном ^ §

банке Российской Федерации (Банке России)» [53], является колле- | | гиальным органом Банка России, осуществляющим свою деятель- Л

ность по рассмотрению проекта Основных направлений единой § |

государственной денежно-кредитной политики, Стратегии развития ^ |

национальной системы платежных карт, вопросов развития и совер- | Ц

шенствования банковской системы и финансового рынка в целом. | |

Росфинмониторинг в рамках взаимодействия осуществляет полно- § Я

мочия в области противодействия коррупционным преступлениям |10

совместно с Генеральной прокуратурой России, Министерством | §

внутренних дел России, Федеральной службой безопасности |

России, Следственным комитетом России на таких площадках, как § 1

Межведомственная рабочая группа по противодействию корруп- 1 ^

ции при Генеральной прокуратуре России, учрежденная Приказом | |

Генпрокуратуры России от 29 августа 2014 г. № 454 «Об организации | Л

прокурорского надзора за исполнением законодательства о противо- я §'

действии коррупции»; Межведомственная комиссия по противодей- | | ствию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем, финансированию терроризма и финансированию распро- 95

странения оружия массового уничтожения; Президиум Совета при ^ ^

Президенте России по противодействию коррупции. ь ь

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 2015 г.

№ 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию фи- | &

нансированию терроризма» образована одноименная комиссия, ко- 1 -ю торая, согласно Положению о ней [54], является межведомственным координационным органом, образованным в целях осуществления предусмотренных ст. 7.4 Федерального закона от 7 августа 2001 г.

№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» функций по противодействию финансированию терроризма.

К основным задачам комиссии относятся: рассмотрение представленных органами и организациями материалов, содержащих сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), а также представленных Росфинмониторингом обращений компетентных органов иностранных государств, свидетельствующих о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), а также проверка достаточности оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). „о Во взаимодействии с Федеральным казначейством России, го Федеральной антимонопольной службой России, Счетной палатой России, Генеральной прокуратурой России, Следственным комитетом России, Федеральной службой безопасности России, Министерством внутренних дел России, Федеральной налоговой службой России Росфинмониторинг реализует взаимодействие по линии противодей-2 ствия преступлениям в бюджетной сфере на базе Межведомственной ^ комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, — полученных преступным путем, финансированию терроризма и фи-§ нансированию распространения оружия массового уничтожения; ^ Межведомственной рабочей группы по противодействию незакон-§ ным финансовым операциям; Межведомственной рабочей группы ^ по противодействию коррупции при Генеральной прокуратуре России.

Перечень областей взаимодействия Росфинмониторинга и иных

99

о органов исполнительной власти, правоохранительных органов не ис-^ черпывающий. Анализ нормативных правовых актов, вносимых за С

96

последние несколько лет изменений в действующие законы, позволяет сделать вывод, что круг полномочий Росфинмониторинга, сфера осуществления им компетенций постепенно расширяются. ^ В рамках законотворческой деятельности Федеральная служба СЧ по финансовому мониторингу в 2021 г. приняла участие в подготовке ® ряда проектов нормативных правовых актов, в последующем приня-^ тых в качестве федеральных законов [55], однако их анализ показал, что текущие направления работы Федеральной службы по финансовому мониторингу России не учитывают развития законодательного регулирования искусственного интеллекта и его интеграцию в работу государственных органов.

Среди специальных принципов административно-правового режи-

§

¡

Безусловно, можно констатировать, что именно Росфинмониторинг обладает наибольшими полномочиями в осуществлении административно-правового режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основным целевым назначением этого режима является обеспечение защиты прав граждан, общества и государства путем создания

правового механизма противодействия легализации (отмыванию) Л §

доходов, полученных преступным путем, финансированию терро- 1 |

ризма, а также правовых и организационных барьеров, направленных о 1

на недопущение противоправных деяний, а в случае их совершения а |

- на своевременное их выявление, предупреждение и пресечение. ^ 1

Административно-правовой режим противодействия легализа- 5 §

ции доходов, полученных преступным путем, и финансированию § 5

терроризма строится на базе как общих или общеотраслевых 0 |

принципов, так и специальных принципов, характеризующих его 5 ®

функционирование. | "

Среди общеотраслевых принципов можно выделить: принцип 3 Щ

I Л

законности; открытости; ответственности государства за вред, при- § |

х

чиненный неправомерными действиями его органов и должностных ^ |

| -3 Щ

I |

лиц; принцип соблюдения прав юридических лиц и их защиты при ¡Щ проведении государственного контроля (надзора) и другие. | 1

■о

я

о> 3

ма противодействия легализации доходов, полученных преступным | путем, и финансированию терроризма необходимо выделить принцип | §

э

&

превентивного управления, принцип адекватности мер надзора, прин- & | цип обмена информацией. § |

Необходимо также выделить административно-правовые меры " 3 и способы воздействия уполномоченного компетентного органа в сфе а

о н

97

ре противодействия легализации доходов, полученных преступным | 5

путем, и финансированию терроризма. К ним можно отнести: импе- 5 1

ративное обязывание, характерное для отношений подконтрольности; Щ §

разрешительное предписание; прямое запрещение; профилактические

меры; пропагандистские меры; методическая помощь и др.

Для того чтобы вывести понятие административно-правового ^ ^

режима противодействия легализации доходов, полученных пре- Ь Ь

ступным путем, и финансированию терроризма, необходимо ис- * 2

13

пользовать методологический подход к изучению частного, которым 5 &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ §

в данном случае является понятие «административно-правовой режим Щ " противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», через общее, лежащее в основе раскрытия данного понятия.

Общим по отношению к этому понятию являются рассмотренные ранее категории «режим», «правовой режим», «административно-правовой режим», между которыми существует диалектическая взаимосвязь общего, особенного и единичного.

В рамках проведенного анализа приходится констатировать, что понятие «административно-правовой режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» еще не получило в науке своего теоретического определения.

Предметом регулирования административно-правового режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выступают носящие комплексный характер общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности уполномоченных органов исполнительной власти по реализа-„о ции политики противодействия легализации доходов, полученных го преступным путем, и финансированию терроризма. ^ Метод правового регулирования рассматриваемого режима представляет совокупность императивных способов, таких как запреты

§

С

I

го

и ограничения, и диспозитивных способов регулирования.

§

со Исходя из имеющихся в литературе концепций административно-2 правового режима, проанализированных понятий, правовых актов, практики функционирования государственных органов, реализую— щих режим противодействия легализации доходов, полученных пре-§ ступным путем, и финансированию терроризма, можно предложить 5 следующее его определение: «Административно-правовой режим § противодействия легализации доходов, полученных преступным

путем, и финансированию терроризма представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих определенный порядок, <5 а также соответствующее поведение лиц в сфере общественных ^ отношений, урегулированных нормами законодательства в сфере С противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в целях обеспечения безопасности государства. ^ Таким образом, можно сделать вывод, что данный административ-СЧ но-правовой режим обладает следующими особенностями: ® ■ устанавливается в одностороннем порядке соответствующи-

98

ми компетентными органами законодательной и исполнительной власти государства при реализации ими своих публично-властных полномочий;

■ наибольшей компетенцией в сфере осуществления административно-правового режима противодействия легализации доходов, полу-

ченных преступным путем, и финансированию терроризма обладает Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ;

■ правовую основу режима образует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N° 115-ФЗ «О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и законодательство в данной сфере регулирования;

■ данный режим выступает одним из элементов общегосудар- Л |

5 5

_ §

ственной системы мер обеспечения безопасности государства и на- | |

Л 5

а й

правлен на борьбу с правонарушениями в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.

Стоит отметить, что приведенные особенности не являются ис- ^ !8

черпывающими для режима противодействия легализации доходов, § §

|

полученных преступным путем, и финансированию терроризма как а

административно-правового режима. ® 5

Р £ 2 г §

3. Электронное лицо как субъект обеспечения режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Тенденция цифровизации и автоматизации государственных про- | 5

За

цессов в Российской Федерации ставит ряд актуальных задач по со- ^ § вершенствованию правовых форм и методов управления, а также 2

5-е

по повышению эффективности использования инструментов в госу- § §

дарственном и частном секторах. § а Говоря об искусственном интеллекте и его месте в системе право- § §

вых отношений, мы попадаем в сферу цифрового права. | §

В.Д. Зорькин называет цифровое право «правом второго модерна», § регулирующим экономические, политические и социальные отноше- § §

ния в контексте мира цифр, больших данных, роботов, искусственного г о интеллекта [56].

г а

§ -

о н

а §

о ю

й За

99

Главной особенностью цифрового права является наличие таких источников права, помимо нормативных правовых актов и законов, ай

"О §

как стратегии, доктрины, программно-технические документы и др. 2 |

На сегодняшний день в большинстве стран приняты стратегии или программы развития искусственного интеллекта, которые содержат задачи по цифровизации государств, внедрению этой новой ^ ^ технологии в жизнь социума. Ь ь

Искусственный интеллект, согласно определению, данному в ст. 2 ?? п Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 123 -ФЗ, представляет со- § § бой комплекс технологических решений, позволяющий имитировать 2 г когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологиче-

ских решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

В Дорожной карте развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» искусственный интеллект определяется как «комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и позволяющий при выполнении задач достигать результаты, как минимум сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, в котором в том числе используются методы машинного обучения, процессы и сервисы по обработке данных и выработке решений» [57]. „о Обеспечение стабильности экономической системы, государственен ного управления, а также финансовой системы государства станут

главными целями искусственного интеллекта в будущем. а Для этого искусственный интеллект активно внедряется в рабо-§ ту государственных органов, в том числе участвующих в реализа-§ ции политики противодействия легализации доходов, полученных 2 преступным путем, и финансированию терроризма. Например, ^ Росфинмониторингом создан сервис «Прозрачный блокчейн», который — позволяет отслеживать транзакции с криптовалютой. Разработанный

§ механизм способен не просто анализировать криптотранзакции, а вы-с

§ являть признаки, которые указывают на преступную составляющую

§ С

сделки [58].

Есть много преимуществ использования искусственного интеллекта в осуществлении государственными органами функций по реали-

99

о зации политики противодействия легализации доходов, полученных ^ преступным путем, и финансированию терроризма: повышение С эффективности и производительности за счет автоматизации; сокращение ошибок, вызванных психологическими или эмоциональными 100 факторами; улучшение качества информации; увеличение возмож-^ ности анализа больших массивов данных.

(V С внедрением в работу искусственного интеллекта вопрос обе® спечения финансовой безопасности претерпел кардинальные изменения. Искусственный интеллект совершает обработку транзакций, связь с субъектами за секунды и при этом способен самостоятельно блокировать подозрительные транзакции и отправлять информацию в государственные органы для дальнейшего оперативного реагирования. Время на работу сокращается в разы, а при преступлениях,

3

Щ

3

связанных с финансированием терроризма, это позволит многократно увеличить эффективность их раскрытия.

В банковском секторе об использовании искусственного интеллекта уже высказался Сбербанк: компания внедрила искусственный § интеллект практически во все бизнес-процессы. Раньше решения | о выдаче кредита юридическому лицу принимали сотрудники, и на это Ц ш требовалось несколько недель. Теперь кредиты согласовывает искус- Л § ственный интеллект - всего за 7 минут [59]. | |

По сути, искусственный интеллект помогает реализовывать функ- о 1

„ " 3

ции государственных служащих и осуществляет принятие решений а |

организационно-распорядительного характера, например решений ^ 1

по блокировке счета. 5 §

При этом важно отметить своеобразную правовую специфику ис- § кусственного интеллекта. Дискуссия возникает в связи с квалификацией подобных субъектов в правовом поле и возможном регулировании сферы их деятельности.

Ястребов О. А. пишет: «Специфичным для законодателя является ,2

невозможность редукции к существующим категориям и институтам § |

права, трудноразрешимостью в вопросе локализации юридически ^ |

значимого поведения и в силу этого не в полной мере коррелирующего Щ 2!

с известными в настоящее время формами юрисдикции» [60]. | |

Предлагается к рассмотрению следующее определение искус- §

ственного интеллекта в контексте права: «Электронное лицо - это | §

„ 3°

алгоритм, созданный в установленном законом порядке, действующий | §

на основании нормативного правового акта, обладающий собственной ° и

правосубъектностью и несущий в соответствии с законодательством § |

ответственность за свои действия». " 3

В теории права существуют конструкции, основывающиеся на по- § |

зитивном праве и идеологии правосубъектности, согласно которым | Л

электронное лицо в полной мере может признаваться как действи- 5 | тельный субъект права.

Одним из прогрессивных учений является «Чистое учение о праве» Г. Кельзена [61, с. 542], которое разъясняет понятие лица как 101 персонифицированного комплекса правовых норм, редуцирующего ^ р обязанности и субъективные права (в формально-техническом смыс- Ь Ь ле) к норме права, связывающей определенное поведение (действие) * ! с санкцией. Согласно Кельзену, быть лицом означает возможность ° ° иметь юридические обязанности, а иметь правосубъектность означает Щ -ю иметь возможность нести субъективные права.

Схожую точку зрения высказывает Л.А. Саркисян: «По природе своей фикция не делает возможным [применение того или

иного правила к новой фактической ситуации], она лишь описывает, служит "инструментом юридической терминологии", "технической формой выражения норм позитивного права"; фикция опосредует "распространение по аналогии" существующего права на новые отношения» [62, с. 226].

Было бы вполне обоснованно рассматривать электронное лицо как очередную юридическую фикцию в виде некоторой организационной конструкции с искусственным интеллектом. Юридическое лицо не является новой правовой формой, мы наделяем данным статусом организации для упрощения и удобства. Применив аналогию, законодатель во многом упростит разработку и введение в правовую среду новых конструкций.

В дальнейшем научные исследования позволят обосновать классификацию «электронного лица»: электронное юридическое лицо, „о электронный государственный орган, электронный орган исполнись тельной власти, электронное должностное лицо. Каждое из предложенных понятий может стать предметом отдельного исследования. Для оперативных решений задач, поставленных перед

I

С

го

Федеральной службой по финансовому мониторингу России

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со по противодействию легализации доходов, полученных преступным 2 путем, и финансированию терроризма, нами предлагается посред-^ ством нормативных правовых актов наделить электронное лицо — определенными публично-властными полномочиями и рассмотреть

вопрос ответственности.

Наделение публично-властными полномочиями различных субъектов права не является новым явлением. Еще в 2007 г. О. А. Ястребов в кандидатской диссертации «Государственное унитарное предприятие как субъект административного права» обосновал возможность

0 наделения юридических лиц публично-властными полномочиями [37,

1 с. 165].

С Привлечение электронного лица к прямой юридической ответственности - вопрос очень дискуссионный и связан с определением 102 правосубъктности. ^ По мнению ряда авторов, при наделении искусственного интел-(V лекта определенными квази-правами речь идет не о предоставлении ® им реальных прав, а, скорее, о юридической фикции, направленной на упрощение применения действующих законов.

Основываясь на работах о регулировании искусственного интеллекта, представляем авторское виденье проблемы наделения искусственного интеллекта правосубъектностью и его возможностью нести ответственность за правонарушения.

Мы предлагаем использовать концепт электронного лица в праве для описания юридически значимых составов, с участием искусственного интеллекта для упрощения введения нового субъекта в правовое поле. Для определения ответственности электронного лица по аналогии предлагаем применить ответственность юридических лиц, что кажется наиболее возможным и перспективным на сегодняшний день.

5 И

Электронное лицо как субъект публичного права в плоскости его * | отношений с государственными органами, выступающими в качестве 1 |

Ю й

-г 5

ай й

¡3

■С Ф § §

§§

1 § _ §

Электронное лицо, которое используется для контроля в сфере ® | противодействия легализации доходов, полученных преступным а ф

2 2 г §

носителей публичной власти, обладает определенными субъективными правами, под которыми необходимо понимать вид возможных действий электронного лица ради достижения оперативных целей в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. |

путем, и финансированию терроризма и осуществляет публичные функции в исключительных случаях - в целях оперативной передачи данных о транзакциях на основании законодательства в сфере противо- | §

§

действия легализации доходов, полученных преступным путем, и фи- ^ й нансированию терроризма, может наделяться публично-властными | полномочиями, необходимыми в части реализации этих функций.

Вопрос о нарушении электронным лицом прав и законных интересов иных субъектов права вполне может решаться в рамках адми-

§3

й§

а

2 -3 £ | I §

нистративного и судебного контроля за правомерным использованием д §

3 г § I

ими публичных полномочий в порядке, установленном действующим 3 -о законодательством. Ответственность же за деятельность электронного § § лица лежит на уполномоченном должностном лице и (или) Российской 2 Федерации.

Происходит трансформация режима противодействия легали-

г 3

03 о

о н

3 §

2 О

зации доходов, полученных преступным путем, и финансированию а о

3 д

2 §§

терроризма: помимо органов государственной власти (организаций

- юридических лиц) и должностных лиц государственных органов

(физических лиц) режим обеспечивает искусственный интеллект 103

(электронное лицо как его персонификация в праве). Роль искусствен- ^ ^

ного интеллекта в режиме противодействия легализации доходов, ь Ь

полученных преступным путем, и финансированию терроризма будет ф д

о 3

увеличиваться. § §

Таким образом, в современных реалиях одним из направлений 2 г развития правовой науки как в России, так и за рубежом является теоретическое изучение и осмысление проблематики искусственного интеллекта, определение его правового статуса.

Видится возможным на примере административно-правового режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма использовать такую конструкцию, как категория электронного лица, для определения действий искусственного интеллекта, а также внедрения категории в действующее законодательство с целью регулирования таких отношений, одним из элементов которых выступает в том числе искусственный интеллект.

Заключение

В ближайшие десятилетия для законодателя наступит период активной модернизации правовой базы государства, что продиктовано усилением интеграции такой технологии, как искусственный интеллект. Привычные формы законодательного регулирования не отвечают вызовам современности и требуют новых подходов в праве.

Основными целями законодательного регулирования в области § искусственного интеллекта являются обеспечение гарантий поддержки производителей, защита потребителей и развитие инноваций. ^ Государству важно создать нормативную правовую базу, которая наи-

§ лучшим образом уравновешивает все три цели. Однако при разработке со

3 законодательства центральным вопросом является юридическая от-¡X

С ветственность искусственного интеллекта.

^ Что касается вопросов ответственности за решения, принятые 2 искусственным интеллектом, то его способность к автономному принятию решений при должном надзоре и регулировании исходных данных не повлечет дополнительных рисков. С Видится возможным внедрить мониторинг для выявления и управ-^ ления изменениями в моделях с искусственным интеллектом, а также § отслеживать и осуществлять сбор данных об эффективности работы

используемого искусственного интеллекта. с; Внедрение искусственного интеллекта в правовое поле требует дальнейшего изучения. Нам удалось определить место режима 104 противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в системе административного правовых режимов, выделить его особенности, основных участников, нормативную правовую базу, основное целевое назначение, принципы, на которых данный режим построен.

Такие технологии, как искусственный интеллект, исходя из своих технологических особенностей, выходят за рамки правового регулирования и сложно встраиваются в нынешнее законодательство, что требует новых подходов к регулированию подобных явлений.

О

«V

со

Правовой статус новых субъектов в праве, например электронного лица, и их правовое интегрирование в режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию

терроризма, безусловно, требует более детального теоретического §

осмысления. |

§

Если раньше режим обеспечивали юридические и физические ^ ш лица - органы государственной власти и должностные лица, то уже Л § сегодня произошла трансформация режима противодействия легали- 1 | зации доходов, полученных преступным путем, и финансированию § * терроризма: по большей мере режим обеспечивает искусственный ° | интеллект, и такая тенденция будет продолжаться, в связи с чем ^ 5! электронное лицо как его персонификация в праве является перспек- 5 § тивной моделью регулирования подобных процессов. § 5 Видится возможным на примере административно-правового ре- | | жима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма использовать такую конструкцию, как категория электронного лица, для определения действий ис- 3 Щ кусственного интеллекта, а также внедрения категории в действующее § |

И

£ ш

х

законодательство с целью регулирования таких отношений, одним ^ |

из элементов которых выступает искусственный интеллект. Щ Ц

5|

3 °

Список литературы:

1. UAE AI Strategy. - URL: https://ai.gov.ae/wp-content/uploads/2021/07/ UAE-National-Strategy-for-Artificial-Intelligence-2031.pdf (дата обращения:

ю а

и -3

х и

S п

5 п

29.12.2021). 33 Ш

■з Ж

по

со о о н

2. Statement: EU and Singapore agree to accelerate steps towards a comprehensive Digital Partnership. - URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/STATEMENT_22_1024 (дата обращения: 01.02.2022).

3. The roadmap to an effective AI assurance ecosystem. - URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/1039146/The_roadmap_to_an_effective_AI_assurance_ecosystem.pdf (дата обращения: 03.02.2022). В Ц

4. О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информаци- а а онных технологий в Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 марта jq^

2022 г. N° 83 // Справ.-правов. система «КонсультантПлюс» (дата обращения: _

03.02.2022).

С £

О- (D

Ш St

5. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. - URL: http://cdn. i

S P

tass.ru/data/files/ru/kodeks-etiki-ii.pdf (дата обращения: 03.02.2022).

6. Болотова, Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях : учебник / Л.С. Болотова. - М. : Финансы и статистика, 2012.

7. Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский. - СПб. : Питер, 2001. Хорошевский В.Ф. - 663 с.

Ü S б

8. Габов, А.В. Эволюция роботов и право XXI века / А.В. Габов, И.А. Хаванова // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 435. - С. 215-233.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Грищенко, Г.А. Искусственный интеллект в государственном управлении / Г.А. Грищенко // Российский юридический журнал. - 2018. - № 6. - С. 27-31.

10. Жданов, А.А. Автономный искусственный интеллект : учебник /

A.А. Жданов. - 4-е изд., электрон. - М., 2015.

11. Куприяновский, В.П. Искусственный интеллект как стратегический инструмент экономического развития страны и совершенствования ее государственного управления / В.П. Куприяновский, Д.Е. Намиот, В.А. Сухомлин и др. - Ч. 2: Перспективы применения искусственного интеллекта в России для государственного управления // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Vol. 5. - No. 9.

12. Минбалеев, А.В. Проблемы регулирования искусственного интеллекта / А.В. Минбалеев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Сер. : Право.

£ 13. Морхат, П.М. Право и искусственный интеллект / П.М. Морхат.

| - М., 2021. - 514 с.

iç 14. Полякова, Т.А. Право «искусственного интеллекта» и его место

q. в системе информационного права / Т.А. Полякова // Правовое государство: § теория и практика. - 2021. - № 3. - С. 133-145.

О 15. Потапов, А.С. Технологии искусственного интеллекта : учеб. посо-

§ бие / А.С. Потапов. - Спб. : СПбГУ ИТМО, 2010. - 218 с. С 16. Понкин, И.В. Цифровая формализация права / И.В. Понкин,

S А.И. Редькина // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. g - Вып. 7. - № 1. С. 39-48.

S 17. Райков, А.Н. Слабый vs сильный искусственный интеллект /

25 А.Н. Райков // Информатизация и связь. - 2020. - № 1, - С. 81-88. § 18. Ручкин, В.Н. Системы искусственного интеллекта. Нейросети

С и нейрокомпьютеры : учебник / В.Н. Ручкин, Б.В. Корстров, А.Г. Свирина. ^ - М., 2018. - 288 с.

g 19. Синельникова, В.Н. Права на результаты искусственного интеллекта

со / В.Н. Синельникова, О.В. Ревинский. - Копирайт 4: 17-27. - 2017. 2 20. Смолин, Д.В. Введение в искусственный интеллект: конспект лекций

С / Д.В. Смолин.

21. Фулин, В.А. Универсальный искусственный интеллект и экспертные 106 системы / В.А. Фулин, В.Н. Ручкин.

22. Хабриева, Т.Я. Право в условиях цифровой реальности / Су Т.Я. Хабриева, Н.Н. Черногор // Журнал российского права. - 2018. - № 1. О - С. 85-102; Хабриева, Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности ¡^ / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2018. - № 9. - С. 5-16; ^ Цифровизация правотворчества: поиск новых решений : монография / под

общ. ред. Д.А. Пашенцева. - М., 2019.

23. Хорошевский, В.Ф. Пространства знаний в сети Интернет и Semantic Web (часть 1), Искусственный интеллект и принятие решений /

B.Ф. Хорошевский. - 1/2008.

X

■а

£ а У а

Т £

24. Черкасов, В.Н. Новый субъект права? / В.Н. Черкасов // Базис.

- 2017. - № 1. - С. 41-44.

25. Ясницкий, Л.Н. Интеллектуальные системы / Л.Н. Ясницкий.

- М. : Лаборатория знаний, 2016. - 221 с. 3

26. Ястребов, О.А. Дискуссия о предпосылках для присвоения ро- 3 ботам правового статуса «электронных лиц» / О.А. Ястребов // Вопросы g правоведения. - 2017. - № 1 - С. 189-203; Ястребов, О.А. Искусственный | 3 интеллект в правовом пространстве: концептуальные и теоретические 5 § подходы / О.А. Ястребов // Правосубъектность: общетеоретический, g | отраслевой и международно-правовой анализ : сб. матер. к XII Ежегод. о науч. чтениям памяти С.Н. Братуся. - М. : Институт законодательства а ^ и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Статут, 2017.

- 434 с. - С. 271-283. §|

27. Lenardon Almeida, de J.P. - URL: http://arno.uvt.nl/show.cgi?fid=142832 (дата обращения: 25.02.2022).

28. Mady Delvaux: «Robotics will bring about a revolution» // Rise of the robots: Mady Delvaux on why their use should be regulated. - URL: http:// www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/economy/20150422ST043701/ mady-delvaux-robotics-will-bring-about-a-revolution; http://www.europarl. europa.eu/news/en/headlines/economy/20170109ST057505/rise-of-the- , | robots-mady-delvaux-on-why-their-use-should-be-regulated (дата обращения: s | 03.02.2022). f-|

29. Nevejans, N. European civil law rules in robotics: Policy Department for | § «Citizens' Rights and Constitutional Affairs» / N. Nevejans // European Parliament's Committee on Legal Affairs. - 2016. - 29 p.; URL: http://www.europarl.europa. eu/RegData/etudes/STUD/2016/571379/IP0L_STU(2016)571379_EN.pdf (дата обращения: 28.03.2022). J |

30. Chopra, S. A legal theory for autonomous artificial agents / S.L. Chopra. F. White. - URL: https://www.press.umich.edu/356801/ legal_theory_for_ g | autonomous _artificial_agents (дата обращения: 03.02.2022).

31. Luger, J.F. Artificial Intelligence. Structures and Strategies for Complex Problem Solving / J.F. Luger. - ISBN 0-201-64866-0.

32. Alex, M. Andrew Cybernetics 2008 / M. Alex. - DOI: 10.1002/ 9780470050118.ecse930

33. Уинстон, П.Г. Искусственный интеллект / П. Уинстон; пер. с англ. В.Л. Стефанюка; под ред. [и с предисл.] Д.А. Поспелова. - М. : Мир, 1980.

- 519 с. - Пер. изд.: Winston Patrick Henry. Artificial intelligence // Reading, Mass. etc., 1977, Кибернетика.

34. Luger, G.F. Artificial Intelligence: Structures and Strategies for Complex

л

1 ° Ю п

u а

i

1 1

со о

О Ч

С £

СГ Ф 5(

107

. р > >

Problem Solving George / G.F. Luger. а с

1-а

U б 1

35. Марченко, Р.А. Понятие административно-правового режима обеспечения таможенного дела в Российской Федерации / Р.А. Марченко // Административное право и процесс. - 2007. - № 2.

36. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд. - М., 1997. - 944 с.

37. Ястребов, О.А. Государственное унитарное предприятие как субъект административного права : дис. ... канд. юрид. наук / Ястребов О.А.

- М. : РУДН, 2007. - 165 с.

38. Терещенко, Л.К. Правовой режим информации : дис. ... д-ра юрид. наук / Л.К. Терещенко. - М. : РУДН, 2011. - 415 с.

39. Якушев, В.А Правовые режимы в сфере управления государством / В.А. Якушев // Оценка правовых режимов: подходы и методы : сб. науч. тр. - Красноярск, 2018.

40. Иващенко, Н.С. Понятие и виды налогового режима : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Н.С. Иващенко - М. : 2007.

41. Беляева, Г.С. Доктринальные основания понятия и сущности правового режима / Г.С. Беляева // Оценка правовых режимов: подходы и методы : сб. науч. тр. - Красноярск, 2018.

42. Демина, М.А. Категория «правовой режим»: теоретические подходы к понятию. Проблемы экономики и юридической практики / М.А. Демина.

- 3: 77-81. - 2017.

43. Болтанова, Е.С. Административно-правовые режимы в государственно ном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика ^ : монография / Е.С. Болтанова, А.А. Здоровцева, О.А. Золотова и др.; отв. ~ ред. А.Ф. Ноздрачев. - М. : Институт законодательства и сравнительного § правоведения при Правительстве РФ: Юридическая фирма контракт, 2017. О - 528 с. ISBN 978-5-98209-186-4.

GQ

g 44. Розанов, И.С. Административно-правовые режимы по законода-

С тельству Российской Федерации, их назначение и структура / И.С. Розанов S // Государство и право. - 1996. -№9.- С. 85.

g 45. Марченко, Р.А. Понятие и особенности административно-правово-

X го режима обеспечения таможенного дела / Р.А. Марченко // Вестник КГУ 25 им. Н.А. Некрасова. - 2006. - № 5.

§ 46. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против

С незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 5 года. - URL: https://www.unodc.org/pdf/convention_1988_ru.pdf (дата обраще-§ ния: 12.12.2021).

oq 47. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон

2 от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 9 марта 2022 г.) // Справ.-правов. Система «КонсультантПлюс».

48. Страсбургская конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, 108 изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. URL: https:// www.cbr.ru/Content/Document/File/124076/strasburg_1990.pdf (у 49. О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъ-

О ятии и конфискации доходов от преступной деятельности : феде-¡^ ральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ // Справ.-правов. Система ^ «КонсультантПлюс».

50. О создании Межведомственного центра при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем : приказ от 14 мая 1999 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/901737972 (дата обращения: 10.12.2021).

51. Зубков, В.А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов; 2-е изд., перераб. и доп.

- М. : Городец, 2007. - 752 с. ISBN 5-9584-0137-8 s,

52. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) з «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» |

53. О Межведомственной комиссии по противодействию финансирова- .с со нию терроризма : указ Президента РФ от 18 ноября 2015 г. № 562 // Справ.- * § правов. Система «КонсультантПлюс». | |

54. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении О С иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодатель- а с ные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса Ц о лиц без гражданства» : федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ // || Справ.-право. Система «КонсультантПлюс».

55. Зорькин, В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума / В.Д. Зорькин // Рос. газета. - 2018. - № 115 (7578).

56. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» (утв. Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 8 октября 2019 г. № 577 «Об утверждении формы соглашения о предоставлении гранта на государственную поддержку проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий, в субъектах Российской Федерации в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий») // Справ.-правов. Система «КонсультантПлюс». | О

57. Встреча директора Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчина 5 о с Президентом России В.В. Путиным. - URL: http://www.kremlin.ru/events/ 3 -3'

ш

3

И и

П 1 * II

i с

и и

5 ||

31

president/news/65036 (дата обращения: 10.02.2022). 3 Ж

5

58. В чём сила, бот? Как применяют искусственный интеллект. - URL: | |

ш 3

со о о н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/iskusstvennyj-intellekt-v-Ыznese-opyt-шssijskih-kompanij/ (дата обращения: 10.02.2022).

59. Ястребов, О.А. Дискуссия о предпосылках для присвоения роботам | Л правового статуса «электронных лиц» / О.А. Ястребов // Вопросы право- § |

ведения. - 2017. - № 1. "2°

§

60. Кельзен, Г. Чистое учение о праве / Г. Кельзен; 2-е изд.; пер. с нем. щ а М.В. Антонова и С.В. Лезова. - СПБ. : Алеф-Пресс, 2015. - 542 с. юд

61. Саркисян, Л.А. Юридические фикции: логико-доктринальный анализ _

: дис. ... канд. юрид. наук / Саркисян Л.А. - М. : РУДН, 2019. - 226 с.

И

5 б

о »

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.