Научная статья на тему 'Влияние искусства на формирование духовно-нравственной личности в современном обществе'

Влияние искусства на формирование духовно-нравственной личности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1222
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / МЫСЛИТЕЛИ ВОСТОКА / THINKERS OF THE EAST / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / THE YOUNGER GENERATION / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трояновская Алина Дмитриевна, Хвесько Тамара Владимировна

Состояние современного общества, в особенности развитие и формирование духовных ценностей у молодого поколения вызывает серьезное беспокойство среди деятелей науки, образования и культуры. Многие ученые социологи, мыслители затрагивали темы развития культурной жизни, воспитания подрастающего поколения. Сегодня в связи с происходящими процессами глобализации в мире, изменением культурно-информационной среды, важность и актуальность обращения к произведениям философов Востока не вызывает сомнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Трояновская Алина Дмитриевна, Хвесько Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of modern society, especially the development and the formation of spiritual values among the younger generation is a serious problem discussed among education and culture scientists. Many scientists sociologists, thinkers touched on the problem of the cultural life development and upbringing of the younger generation. At present according to the ongoing globalization processes in the world, with the change of the cultural and information environment, the importance and urgency of the philosophy of East has no doubts.

Текст научной работы на тему «Влияние искусства на формирование духовно-нравственной личности в современном обществе»

УДК 7.067

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Трояновская Алина Дмитриевна, Тюменский государственный университет,

г. Тюмень, E-mail: alina220497@mail.ru Хвесько Тамара Владимировна, Тюменский государственный университет,

г. Тюмень, E-mail: khvesko@inbox.ru

Аннотация. Состояние современного общества, в особенности развитие и формирование духовных ценностей у молодого поколения вызывает серьезное беспокойство среди деятелей науки, образования и культуры. Многие ученые -социологи, мыслители затрагивали темы развития культурной жизни, воспитания подрастающего поколения. Сегодня в связи с происходящими процессами глобализации в мире, изменением культурно-информационной среды, важность и актуальность обращения к произведениям философов Востока не вызывает сомнений.

Abstract. The state of modern society, especially the development and the formation of spiritual values among the younger generation is a serious problem discussed among education and culture scientists. Many scientists - sociologists, thinkers touched on the problem of the cultural life development and upbringing of the younger generation. At present according to the ongoing globalization processes in the world, with the change of the cultural and information environment, the importance and urgency of the philosophy of East has no doubts.

Ключевые слова: духовность, мыслители Востока, социология, молодое поколение, нравственность, социализация.

Key words: spirituality, thinkers of the East, sociology, the younger generation, morality, socialization.

В настоящее время большое внимание уделяется сфере духовной жизни общества и роли личности в истории. Многие русские социологии обращались к теме творческой критически мыслящей личности.

Цель нашего исследования - рассмотреть предпосылки изучения личности как критерия прогрессивного общества и показать влияние культурного наследия Востока на формирование нравственных ценностей.

Представители этико-субъективного направления в русской социологии являются первыми, кто изучал данную тему. Яркими приверженцами выступали С.Н. Южаков, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и Н.И. Кареев, которые в основе своих воззрений обращались к таким идеям, как:

- проблема формирования личности;

- анализ и влияние этических факторов на развитие личности в обществе;

- роль выдающейся личности в истории как критерий прогресса;

- социальная мотивация личности;

- взаимодействие личности и толпы;

- социальная мотивация;

- социализация личности.

Безусловно, в основе духовной жизни общества лежит социализация индивидуума, поэтому, отрасль социологии духовной жизни занимается изучением структуры общества во взаимосвязи с функционированием нравственной жизни. Социологизм в рассмотрении духовной сферы жизни общества присутствует в том, что указанной сфере, как и другим сферам общества, характерны социальные институты и общности.

Важно отметить, что такой подход аналогичен с философией Востока, где выдающие ученые, историки, философы также высоко оценивали роль личности в обществе. Важным сходством между этико-субъективным направлением и умозрениями философов Востока является тема социализации личности через нравственные качества и понятия. Модель национальной идеологии Узбекистана издавна является источником духовно-нравственной силы в строительстве государства и общества. Основная цель национальной идеи коренится в воспитании социально активного, благородного, добродетельного, творчески богатого, духовно и физически сильного поколения, поэтому формирование гармонично - развитой личности является приоритетной задачей для узбекского общества.

Процессы глобализации, происходящие во всем мире, распространение массовой культуры, трансформация гуманистических ценностей - все это влияет на духовно-нравственные ориентации молодежи [10]. Основой духовности узбекского народа является возрождение национального достояния - богатой истории, вековых традиций, колоритного наследия, оставленного предками. И.А. Каримов как видный государственный деятель, рассматривал вопросы духовности во многих своих работах. Его творчество многогранно и глубинно. По его мнению, духовность «...это укрепление в сознании людей, особенно молодежи, незыблемых нравственных и духовных понятий, гуманитарных и нравственных ценностей» [3].

Само понятие духовность всеобъемлющее и имеет несколько определений. Часто понятие духовность сопоставляется с внутренним миром личности, который в свою очередь включает сформировавшийся характер, чувства, эмоции, мировоззрение и даже культуру, что в совокупности представляет жизнь целого общества и нации. Как явление многогранное, оно объединяет в себе нравственные качества, такие как чувство долга, ответственности, порядочности, честности, а также научные, творческие, практические навыки, религиозные и идеологические взгляды.

Духовность присуща только человеку и имеет социально-общественное значение. Приобретенные с самого раннего детства знания находят свое применение в поведении человека, в его привычках, способностях и характере. Все положительные черты характера человека составляют его духовность. По манере поведения, стилю одежды, привычках и речи человека можно сделать вывод о его духовном мире, о его воспитанности, образовании, начитанности и культуре [2, с. 32].

К историческим формам духовной жизни относят мораль, религию, философию, мифологию, науку, искусство, право и т.д. Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человека, образуют как бы высший уровень духовной жизни общества. Каждая из форм выполняет определенные функции, которые не могут быть выполнены другими формами духовной жизни. Все они по-своему важны и необходимы. При этом все формы духовной жизни взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Большую роль в формировании духовно-богатой личности играют литература, искусство, музыка, театр и кино [9, с. 261].

Бесценным духовным наследием Узбекистана, в первую очередь, являются обнаруженные памятники древней письменности, устное народное творчество и хранящиеся в современных библиотеках тысячи источников письменности по истории, литературе, искусству, этике, политике, философии, медицине, математике, астрономии, архитектуре и других отраслей науки, созданные гениальными учеными Средней Азии.

На древней земле Узбекистана были найдены древние письмена, свидетельствующие о высоком развитии культуры и письменности. Остается открытым вопрос о роли и взаимосвязи духовных и материальных основ в жизни каждого общества. Об этом писали великие мыслители, которые, благодаря своим трудам, остались в памяти человечества. Говоря об искусстве, важно отметить, что оно, как и другие формы духовной жизни, выполняет определенные социальные функции, первая из них - познавательная функция. Из произведений искусства мы не только получаем информацию об исторических событиях, но знакомимся с определенными подробностями жизни и быта: костюмами, особенностями речи, традициями общения и т.п. Вникая в исторические литературные произведения, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст изучение исторических документов [8, с. 607 -611].

Во-вторых, искусство выполняет воспитательную функцию, т.е. выступает как средство воспитания, нравственного, духовного, социального совершенствования человека. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что приобщение к общественным ценностям происходит без морализаторства: переживание образа (качеств и поступков героев и т.п.) приводит к сравнению с самим собой, к осмыслению самого себя [7, с. 301-305].

В-третьих, искусство выполняет идеологическую функцию. Возможность использования искусства в идеологической борьбе обусловлена тем, что в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на общественную жизнь.

Четвертая функция искусства - рекреативная, суть которой состоит в том, что искусство может использоваться для отдыха и развлечения, выступать средством психической разрядки. Чтобы выполнять эту функцию, искусство должно быть легкодоступным, не требующим особых усилий при восприятии. На эту функцию ориентируется массовое искусство [1, с. 31 - 33].

Все эти функции отражены в литературных произведениях узбекского народа. Испокон веков известны мудрецы Востока, которые воспевались в сказаниях и песнях. Особое место в сердцах узбекского народа занимает поистине великий философ XVI века - Алишер Навои. Известен он оригинальными произведениями, включающими в себя сборники стихов, поэм, философские и научные трактаты. Погружение в изучение его произведений, осмысление основных вех жизненного и творческого пути поэта способствует углублению чувства национальной гордости за огромное поэтическое и научное наследие, оставленное народу основателем узбекского литературного языка [4].

Алишер Навои обращался к проблеме духовно совершенной личности. В его идеях прослеживаются черты гуманизма и патриотизма. Он считает человека самым высшим, самым благородным существом мира. Человек не может жить вне общества, вдали от людей, т.к. общество является, по его мнению, домом событий и никто не может быть независимым от происходящих в нем событий [6].

По мнению А. Навои, главной целью является подготовка молодого поколения хорошо образованными, овладевшими лучшими человеческими качествами и борющимися за счастье народа людьми. Он призывал молодежь к изучению наук и развитию разума. Известное высказывание А.Навои «Знание и мудрость — украшение человека» является ориентиром для современной молодежи [5]. Поэт верил в разностороннее развитие человека и в воплощение в нём лучших человеческих качеств.

Неповторимый вклад внес Навои, написав знаменитое, по сей день, произведение Пятерицу - «Хамса», которая состоит из повестей: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандара». На примере этих произведений можно проследить все функции искусства как социального явления и как формы духовной жизни народа Узбекистана. Самым главным мотивом творчества А. Навои является воспевание совершенства, величия и красоты человека, Земли, Вселенной. Ничто не может сравниться с человеком, а отношение к нему должно быть сообразно высокому назначению. В произведении «Смятение праведных» Навои подробно описывает достоинства, которым должен обладать человек, как например, любовь к людям,

забота о благе общества и страны, высота помыслов, бескорыстие, любовь к честному труду, умение ценить каждое мгновение жизни. Поэт резко осуждает деспотизм, тиранию, произвол, высокомерие, алчность, лицемерие и обман.

В итоге важно отметить, что творчество Алишера Навои олицетворяет собой вклад узбекского народа в культурное наследие не только Востока, но и всего мира. Вклад в развитие духовной жизни узбекского народа трудно переоценить. К его наследию обращаются потомки, черпая в нем жемчужины высокой мысли. Важно знакомить молодое поколение с великим историческим наследием Востока, чтобы каждый мог задуматься о высоком назначении человека, о культурном наследии, которое мы можем оставить после себя.

Список использованных источников:

1. Викторова Е.В. Социология духовной жизни: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2010. - 80 с.

2. Карасик В.И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. - Волгоград: Парадигма, 2015. - 432 с.

3. Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. - Т.: Узбекистан,

2008.

4. Киличева К.Ю. А. Навои - светоч духовности народа Узбекистана // Современные инновации. - 2017. - № 3 (17). VII Международная научно-практическая конференция «Современные инновации: теория и практика современной науки» (Москва, 17 марта 2017). - Москва, 2017. - С. 23-24.

5. Мунарова Р.У. Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения // Проблемы педагогики. -2016. - № 2 (13). - С. 17-20.

6. Навои А. Избранные сочинения в 26 т. - Т.: Гафур Гулям, 1983.

7. Сапунов Ю.С., Хвесько Т.В. О роли кураторства в воспитательной работе со студентами // Православие, образование и воспитание в XXI веке: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 6-7 фев. 2007 г. - Тюмень: Изд-во ТюмНГУ, 2007.- С. 301-305.

8. Хвесько Т.В., Басуева Н.Ю. Вербальное воздействие как стимул к познанию // Когнитивные исследования языка. - 2015. - № 21. - С. 607-611.

9. Хвесько Т.В., Трояновская А.Д. Глубокая философия современного танца в идеях Мерса Каннингема // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 261-263.

10. Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // Социально-гуманитарная теория знания. - 2003. - № 5. - С. 3-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.