Научная статья на тему 'Педагогические и нравственные вгляды поэта и мыслителя узбекского народа Алишера Навои'

Педагогические и нравственные вгляды поэта и мыслителя узбекского народа Алишера Навои Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1949
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ТРУДОЛЮБИЕ / ГУМАНИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / МИЛОСЕРДИЕ / ДОБРОТА / ПРАВДИВОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЧЕСТНОСТЬ / УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маматова Мадинахон Тоиржон Кизи, Кодирова Муножатхон Исроиловна, Журабоева Рузихон Тоиржон Кизи

В статье рассматриваются педагогические и нравственные взгляды великого поэта и мыслителя узбекского народа Алишера Навои, главными среди которых является призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике, развитие ума, совершенствование нравственности с опорой на духовное учение и получение знаний. Авторы анализируют, как Алишер Навои в своих произведениях призывал родителей, учителей и общественность воспитывать у молодого поколения такие нравственные качества, как трудолюбие, гуманизм, патриотизм, милосердие, доброта, правдивость, справедливость, честность, уважение к родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маматова Мадинахон Тоиржон Кизи, Кодирова Муножатхон Исроиловна, Журабоева Рузихон Тоиржон Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические и нравственные вгляды поэта и мыслителя узбекского народа Алишера Навои»

Устное рисование (словесное рисование) так же является эффективным приемом для развития навыка выразительного чтения. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению этот прием используют редко.

Список литературы

1. Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан об Утверждении Государственных Образовательных Стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования. г. Ташкент, 6 апреля 2017 г., № 187.

2. Akramova G.R. MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol 7 (10). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2019/09/. (дата обращения: 20.01.2020).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ВГЛЯДЫ ПОЭТА И МЫСЛИТЕЛЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА АЛИШЕРА НАВОИ Маматова М.Т.1, Кодирова М.И.2, Журабоева Р.Т.3

Маматова Мадинахон Тоиржон кизи - учитель узбекского языка и литературы;

2Кодирова Муножатхон Исроиловна - учитель узбекского языка и литературы, Средняя общеобразовательная школа № 24;

3Журабоева Рузихон Тоиржон кизи - студент, строительный факультет, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются педагогические и нравственные взгляды великого поэта и мыслителя узбекского народа Алишера Навои, главными среди которых является призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике, развитие ума, совершенствование нравственности с опорой на духовное учение и получение знаний. Авторы анализируют, как Алишер Навои в своих произведениях призывал родителей, учителей и общественность воспитывать у молодого поколения такие нравственные качества, как трудолюбие, гуманизм, патриотизм, милосердие, доброта, правдивость, справедливость, честность, уважение к родителям.

Ключевые слова: нравственные качества, трудолюбие, гуманизм, патриотизм, милосердие, доброта, правдивость, справедливость, честность, уважение к родителям.

«У нас великая история, заслуживающая восхищения. У нас есть великие предки, заслуживающие восхищения, а также несравнимые сокровища, которыми мы должны восхищаться. И я верю, что есть и будет впредь великое будущее с его великой литературой и искусством, которое обязательно будет достойно восхищения». «Мы не имеем права забывать, что внимание к литературе, искусству и культуре - это прежде всего внимание к нашему народу и нашему будущему» [1]. Почитать образы великих предков, сохранять и бережно передавать оставленное ими духовное наследие следующему поколению возлагает большую ответственность перед литераторами [2]. Лексика народа связана с историей страны, с событиями, происходящими на всех этапах политического, экономического и культурного развития государства [3]. Великие деятели и мыслители всех времен, возлагали надежды на своих приемников и наследников. В наше время, благие поступки и

помыслы человека говорят о широте его мировоззрения, которое зависит от уровня и качества полученного образования и воспитания. Сегодня, к счастью, в отличие от былых времён, благодаря тысячелетнему процессу развития цивилизации и обществ, процесс получения знаний и всестороннего формирования и воспитания личности доступен почти каждому человеку [4]. Бесценными являются творения великого Мир Алишера Навои. Он был не только поэтом, но и мудрым политическим деятелем, крупнейшим ученым и меценатом, великим мыслителем, музыкантом, художником. Основа творчества лирики Навои — размышления о человеке. Навои высоко ценил человеческий разум и науку. «Знание и мудрость - украшение человека» - писал он. В его поэтических и прозаических произведениях широко представлены вопросы воспитания и обучения. Педагогические взгляды Навои глубоко гуманистичны. Большое внимание он уделял вопросам формирования и воспитания ребенка, которого считал светилом в доме, приносящим в семью радость и счастье. Навои осуждал принуждающие методы воспитания как в школе, так и дома, выступал против телесных наказаний. Невежественные учителя - большой бич для школы. Учитель должен не только в совершенстве знать свой предмет и обладать глубокими знаниями, но и понимать нужды народа, показывать во всем пример. Навои призывал прививать молодому поколению любовь к родине, уважение к человеку - самому высокому и ценному дару Вселенной. Значительное место в произведениях Навои занимают вопросы нравственного и трудового воспитания. Алишер Навои подчеркивает, что старание получения знания является самым необходимым достоинством при воспитании всесторонне развитого человека. Он определяет, что знание является фактором спасения человечества и народа от невежества и гнева. С помощью идей выдвинутых в своих произведениях, ученый призывает людей быть умными и образованными. Мыслитель утверждает, что получение знания каждого человека является обязанностью. Целью получения знаний является формирование народа и общества, приобретение счастливой жизни, создание благоустроенной страны. Он верит, что каждый умный и мудрый человек в развитии государства и для пользы народа готов ко всему и всегда сможет оказать помощь в этой сфере. Всесторонне развитый человек, о котором мечтал Алишер Навои, не ограничивается только получением знания. Чтобы дать ему определение как человек, у него должны быть такие качества как: терпение, щедрость, правдивость, воспитание, верность и т.п. Произведения Алишера Навои наполнены мудростью, гуманизмом, проницательностью, обращены к человеческим ценностям с изысканностью восточного колорита в передаче образов. Художественные струны, показывающие невероятную силу красоты нашего языка, элегантности нашей речи, логики разума и мышления, являются зеркалом многовекового жизненного опыта и повседневной жизни нашего народа [5]. Алишер Навоий всегда отражал вечные темы: жизни и смерти, любви, природы, красоты. Он всегда выступает против зла и насилия, клеймит междоусобные войны, разоблачает жестокость и косность правителей, алчность определенной части духовенства. Поэт считает, что воспитанность является самым главным фактором нравственности. Воспитанность помогает человеку найти свое место в обществе, стать уважаемым и иметь более высокий чин среди других. Значит, по мнению Алишера Навои, воспитание является главным суставом человеческих качеств. Он утверждает, что терпение, щедрость, храбрость, стремительность, целеустремленность, верность, и т.п. качества отражается только в лицах воспитанных и мудрых людей. Его творчество необычайно полно и ярко воплотило целую литературную эпоху во всем своеобразии её классических канонов, многовековых эстетических традиций, господствующих социальных и нравственных идеалов. Качественное управление в образовании мы должны начать с некоторых определений; эти определения служат как идентичная проблема изучения для применения метода для улучшения качества образования [6]. Новые ориентиры в

общем образовании рассматривают обучение как процесс умственного развития, что позволяет использовать усвоенное на практике, и приводит к созданию динамически структурированных систем умственных действий (при условии использования индивидуальных программ обучения и развития внутренней нравственно-волевой регуляции) [7]. Особенным для нас педагогов является то, что изучение научных, культурных и литературных произведений великих мыслителей-классиков еще раз свидетельствуют о том, что они в своих произведениях на первое место ставили воспитание личности, формирование нравственных качеств. Основную задачу воспитания и обучения они видели в нравственной подготовке человека. С их точки зрения, человека нужно воспитывать в духе гуманизма, патриотизма, бескорыстия, честности и порядочности.

Список литературы

1. Выступление президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на встрече с представителями творческой интеллигенции Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/oz/pohtics/adabyet-va-samt-madamyatni-rivozhlantirish-khal-imiz-mana-03-08-2017/ (дата обращения 19.01.2020).

2. Турсунова Ф.Г. Использование монолога при создании сатирических персонажей (на примере произведений Абдуллы Кодири). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.buxdu.uz/docs/jurnallar/2019.pdf/ (дата обращения 19.01.2020).

3. Холматова Д.А., Рахматова О.К., Косимова Д.Р. Этнографическая терминология и ее лингвистический анализ (на материалах русского и узбекского языков) // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73).| [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/etnograficheskaya-terminologiya-i-ee-lingvisticheskiy-analiz-na-materialah-russkogo-i-uzbekskogo-yazykov/ (дата обращения: 13.01.2020).

4. Умарова Д.З. Журнал «Вопросы науки и образования». № 3 (4), 2017. С. 83. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/aIticle/n/stepen-uchastiya-zhenschiny-v-sotsializatsii-lichnosti-podrastayuschego-pokoleniya/ (дата обращения: 12.01.2020).

5. Турдалиева Д.С. Художественно-эстетические задачи вариантности народных пословиц. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilmsarchashmalari.uz/backend/web/uploads/arxiv/2019-3.pdf/ (дата обращения 19.01.2020).

6. Абдувалиева А.З. Журнал Вестник науки и образования. 24-3(78). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/glavnaya-zadacha-obrazovatelnoy-pohtiki-obespechenie-sovremennogo-kachestva-obrazovaniyaа (дата обращения: 12.01.2020).

7. Умарова Д.З. Журнал Вопросы науки и образования № 32(82), 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-zadachi-sovremennogo-obrazovaniya/ o(дата обращения 12.01.2020)..ru/article/n/stepen-uchastiya-zhenschiny-v-sotsializatsii-lichnosti-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 12.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.