Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами интеллектуальной игры «Русский мир»'

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами интеллектуальной игры «Русский мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / INTELLECTUAL LABOUR / CULTURAL HERITAGE / NATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов Вадим Николаевич, Евдак Олег Павлович

Рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций, культурного и социального развития подрастающего поколения. Приводится содержание социально-педагогического проекта интеллектуальной игры «Русский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of value system formation, cultural and social development of the younger generation is considered. The description of socio-pedagogical project 'Russky Mir' mind game is reproduced.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами интеллектуальной игры «Русский мир»»

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 37.018 ББК 74.200

В. Н. Антонов, О. П. Евдак

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «РУССКИЙ МИР»

Рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций, культурного и социального развития подрастающего поколения. Приводится содержание социальнопедагогического проекта - интеллектуальной игры «Русский мир»

Ключевые слова: интеллектуальный труд, духовное наследие, общенациональные ценности.

В последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности по воспитанию подрастающего поколения, от которого во многом зависит будущее России. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.

В трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого компонента Русской идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, российского общества и государства. Политические деятели, ученые, представители культуры, Русской Православной Церкви и отечественного предпринимательства, исходят из того, что наш образовательный идеал сегодня - это возрождение России, которое немыслимо без обращения к ее глубинным истокам. Русская идея сегодня выступает в качестве одной из духовных основ возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, проявления ими высокой духовности, истинного патриотизма.

При воспитании патриотизма как важнейшего явления нашей жизни необходимо учитывать большие и необратимые изменения, происходящие в российском обществе, которые не могут не влиять на сознание и чувства всех его граждан, и, прежде всего, молодежи. К сожалению, с началом социально-политических и экономических преобразований в РФ резко проявилась негативная сторона этих изменений, выразившаяся в эрозии духовнонравственных основ нашей жизни.

Исследование ценностных ориентиров современных подростков, проводимое регулярно в образовательных учреждениях г. Челябинска, позволяет определить следующие тенденции:

• ориентация подростков на ценности американской и западной субкультуры;

• незнание истории России, ее культурных традиций и общенациональных ценностей;

• низкая мотивация к изучению исторического, культурного и национального наследия страны;

• неумение управлять собственной деятельностью и деятельностью окружающих. Одной из основных задач, которые стоят

перед педагогами, является формирование у подростков активной гражданской позиции.

Гражданственность понимается нами как качество человека, которое заключает в себе его внутреннюю свободу, уважение к государственной власти, любовь к Родине, решение общественно значимых задач общества.

Активность гражданской позиции заключается в способности личности к деятельности, которую отличает наличие целеполагания, планирования, а так же самостоятельность и устойчивость в выполнении цели.

К основным элементам гражданственности относится так же и нравственная культура человека, его система ценностей, среди которой важное место занимает патриотизм. Он проявляется в бережном отношении к истории Отечества, к его культурному наследию, к духовным ценностям, обычаям и традициям народа, готовности к защите Родины; изучение национальных обычаев и культуры.

Для решения непростой задачи гражданско-патриотического воспитания учащихся в Институте дополнительных творческих педагогических профессий ЧГПУ в 2001 году создается Центр игровых технологий, в котором родилась идея интеллектуальной игры «Русский мир».

Игра имеет важнейшее значение в культурном и социальном развитии подростка. Социализирующий эффект дает ситуационно-ролевая игра, которая является основным способом в реализации данного проекта. Она представляет собой специально организованное соревнование в решении коммуникативных и творческих задач, имитации предметнопрактических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях воображаемой ситуации и регламентированное правилами игры.

Интеллектуальная игра «Русский мир» - это олицетворение ума России. Данная часть является заключительной, в процессе которой подводятся общие итоги проекта. Интеллектуальная игра для школьников «Русский мир» обращает детский взор к истории Отечества, к истории наших предков, учит уважительно относиться к духовному наследию и общенациональным ценностям, развивает память, мышление, интеллект, способность к импровизации, готовность к взаимопомощи, формиру-

ет творческие способности. Символом игры является синий щит, в центре которого православный храм - символ духовности, его прикрывает раскрытая книга - символ знаний и накопленной мудрости, на страницах которой начальная и конечная буквы алфавита, олицетворяющие полноту знаний. В гербе игры присутствует Андреевский флаг, являющийся символом небесного покровителя России - святого Апостола Андрея Первозванного.

Интеллектуальная игра переросла в социально-педагогический проект.

Авторы проекта достаточно тесно сотрудничают со школами города и знают, насколько изучается современным школьником история Отечества и родного края. К сожалению, многое интересное и значимое остается за рамками школьной программы. Восполнить этот пробел и была призвана интеллектуальная игра «Русский мир», открывая перед детьми неизвестные страницы в материальной, духовно-православной культуре, фольклоре, народных обычаях и обрядах.

Проект - это еще и интересная, доступная игровая творческая форма, через которую школьники получают знания, приобщаются к истории страны.

В данном случае проект частично решает проблему недостаточного количества интеллектуальных игр, и на примере игры «Русский мир» показывает, как эту проблему можно решать.

Проект дает возможность дополнительно выявлять и поощрять детей, склонных к интеллектуальной деятельности.

К сожалению, в дни летних каникул школьники полностью оторваны от интеллектуального труда, игра «Русский мир» в легкой, занимательной форме по сути продолжает и стимулирует образовательный процесс.

Цели и задачи проекта: воспитание гражданственности, патриотизма у детей и молодежи, чувства причастности к российской истории и культуре, национальной гордости через:

• приобщение к истории России, ее общенациональным ценностям, культур -ному наследию;

• повышение уровня знаний по истории, литературе, культуре России;

• организацию свободного времени, социальной практики школьников;

• совершенствование языковой культуры;

• создание новых форм медиа-массовых средств патриотического и гражданского воспитания;

• создание особого игрового имиджа пространства постижения русской духовности, творческой, интеллектуальной реализации подростков.

Участие ребят в этой игровой модели

позволит также приобрести навыки организации досуговой деятельности.

Исполнителем проекта выступает ИДТПП ЧГПУ Участники программы являются учащиеся и преподаватели общеобразовательных школ города и области с 5 по 11 класс, студенты и преподаватели ЧГПУ, работники городского и областного управлений образования. Постоянно действующий проект включает:

• популяризацию идей гражданственности;

• методическое и кадровое сопровождение;

• мультимедиа и поддержку средств мас-

совой информации;

В игре четыре этапа:

1)сентябрь - октябрь (проведение тренингов, семинарских занятий, игр для организаторов проекта в образовательных учреждениях г. Челябинска и Челябинской обл.);

2) октябрь (первое знакомство с основными идеями проекта «Русский мир», который включает комплексные интеллектуальные и творческие поединки и конкурсы);

3) октябрь - ноябрь (в общеобразовательных школах проводятся отборочные игры);

4) ноябрь - декабрь (в районных играх проводится отбор участников и определяются лучшие команды района в трех возрастных категориях).

Апрель - играют лучшие команды города.

Городской финал: май - август - комплексные игры лучших команд региона. Выезд на летние игры в ВДЦ «Орленок».

Комплексные игры «Русский мир» в ДОЛ Челябинской области.

Принципы игры.

Интеллектуальная игра для школьников «Русский мир» строится на принципах свободного выбора, состязательности и коллективизма.

Содержание игры.

В основе игры «Русский мир» лежит традиционное для России число «три» (три богатыря, птица-тройка, три девицы, тридевятое царство. Флаг Российского государства также представляет собой триколор).

1. Игра проводится в три этапа, в трех возрастных группах и состоит из трех поединков.

2. Дружина каждой возрастной группы участвует в трех поединках, в составе которого по три боя (кроме третьего поединка).

3. В первом поединке участвуют 3 человека, один из которых - капитан (воевода) команды (дружины). В каждом последующем поединке число участников увеличивается на три.

4. Бои включают в себя ответы на вопросы, заданные командами и ведущим, выполнение заданий (в т. ч. подготовленных заранее).

5. Ответы на вопросы и выполнение заданий командами оценивает жюри, в состав которого входят представители Управления по делам образования города и ведущие ученые ЧГПУ.

6. Каждый правильный ответ оценивается трехцветным Орденским бантом и приносит команде 2 балла.

7. Третий поединок в каждой возрастной группе оценивается Георгиевским бантом и приносит команде 3 балла.

8. В случае отсутствия ответа команда один раз за игру:

а) может обратиться за ответом на вопрос к своим болельщикам, сидящим в зале;

б) может попросить у соперника три варианта ответа (один из которых верный).

9. Если команда за игру ни разу не воспользовалась помощью, то получает дополнительно 1 балл.

10. В случае подсказки из зала команда лишается 1 балла и права ответа на вопрос.

11. На II и III поединок каждая команда выходит со своим гербом на щите, содержание которого защищает старшая дружина во время игры (максимальная оценка - 3 балла)

Проведение игры.

Первая возрастная группа (учащиеся 5-х классов)

Поединок первый Бой первый.

Ведущий предлагает дружинам продолжить первую часть пословицы. Время на обдумывание - 30 секунд.

Бой второй.

Дружинам демонстрируются по одной иллюстрации к сказкам с допущенными ошибками. Необходимо угадать сказку и найти ошибку в иллюстрации. Время на обдумывание - 30 секунд.

Бой третий.

Определить название сказки (былины) по цитате, зачитанной из нее. Время на обдумывание - 30 секунд.

Поединок второй

Бой первый.

Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы из семи областей знаний:

1) русской истории;

2) русской литературы;

3) русского искусства (театр, музыка, живопись, архитектура);

4) духовной православной культуры (православные духовные ценности);

5) национальных праздников, русских обрядов и обычаев, семейных традиций;

6) фольклора (сказки, пословицы, поговорки, песни, былины и т. д.);

7) русской материальной культуры (оружие, одежда, предметы домашнего обихода, национальная кухня и т. д.). Отвечающая команда сама определяет

область знаний, по которой ей будет задан вопрос.

Время на обдумывание ответа - 30 секунд. Команда, задающая вопрос, имеет три варианта ответа, один из которых - верный.

Бой второй.

Ведущий предлагает воеводам команд выбрать (вытянуть) по одному вопросу из тех же семи областей знаний. Время на обдумывание - 30 секунд.

Бой третий.

Ведущий называет каждой команде по 10 слов или понятий, присущих той или иной эпохе или вышедших из употребления (например: бердыш, палица, кафтан, горница, митра, отрок, витязь). Побеждает та команда, которая определит значение большего количества слов. Время на обдумывание - 30 секунд.

Поединок третий

Каждой дружине предлагается продолжить сказку, начатую ведущим на определенную тему. Оценивается непрерывность рассказа и участие каждого члена команды, успешность в реализации заданной темы, артистизм в исполнении.

Вторая возрастная группа (учащиеся 6-8 классов)

Поединок первый

Бой первый.

Звучат несколько тактов русской народной песни или мелодии. Дружинам предстоит назвать произведение.

Бой второй.

Дружинам предъявляется известное произведение русской живописи. Нужно назвать картину, ее автора и историческое событие, изображенное на ней.

Бой третий.

Звучат три строки из известного четверостишия. Командам предлагается вспомнить его, закончить и назвать автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поединок второй

Жеребьевкой определяется порядок участия команд в игре.

Бой первый.

Воевода команды с меньшим номером подходит к команде со следующим порядковым номером, вызывая команду на поединок. Вызванная команда сама определяет область задаваемого вопроса. По-

следняя команда задает вопрос первой. Содержание вопросов является домашней заготовкой каждой команды.

Бой второй.

Ведущий предлагает командам выбрать каждой свой свиток с вопросом. Вопросы задаются ведущим.

Бой третий.

Ведущий предлагает каждой команде в течение одной минуты определить значение архаизмов, слов и выражений, вышедших из употребления (например: ланиты, сермяга, рында и т. д.).

Поединок третий

Дружинникам в отсутствие воеводы, раздаются карточки с именами широко известных исторических личностей. Каждый дружинник за одну минуту должен назвать историческую личность одним словом, а вернувшийся воевода должен угадать, о какой личности идет речь. Третья возрастная группа (9-11 классов)

Поединок первый

Бой первый (домашнее задание).

Ведущий предлагает представителям от каждой команды зачитать обращение к «сегодняшней России» от имени какой-либо исторической личности: например: Петра I, Ивана Грозного, А.В. Суворова, А.С. Пушкина и т. д.

Бой второй.

Ведущий предлагает дружинам по фрагменту иллюстраций произведений живописи. Назвать произведение и его автора.

Бой третий.

Каждой команде предлагается дописать малоизвестное неполное четверостишие, сочинив недостающую строку, и назвать автора предыдущих строк.

Поединок второй

Бой первый.

После жеребьевки воевода команды с меньшим номером бросает перчатку - вызов команде с большим номером. Вызванная на поединок команда имеет право выбора оружия, т.е. области задаваемого вопроса (вопросы готовятся заранее дружинами из тех же областей знаний, что и в предыдущих возрастных группах, но более сложные).

Бой второй.

Ведущий предлагает представителям от каждой команды ответить на вопросы из семи областей знаний (каждая команда вытягивает вопрос об интересующей ее области знаний).

Бой третий.

Ведущий предлагает каждой дружине определить значение 10 слов и выражений. Побеждает та дружина, которая за 30 сек. даст большее количество правильных ответов.

Поединок третий Домашнее задание.

В отсутствие воеводы дружинам называется литературное произведение. Нужно каждому дружиннику, не называя имен персонажей, одним словом назвать произведение. Оценивается точность знаний, оригинальность ответов и решений, полнота и образность, корректность, импровизация.

Подведение итогов и награждения:

На I общешкольном этапе городской игры:

1) дружинам - победительницам каждой возрастной группы предоставляется право участия в районном этапе игры, а дружинникам вручают благодарственные письма в адрес их родителей;

На II районном этапе городской игры:

2) дружинам - победительницам предоставляется право участия в городском этапе игры, а дружинникам вручаются книги из тех областей знаний, на которых строилась игра. Учителям - секундантам победивших дружин вручаются книги.

На III этапе (городском) игры:

3) дружинам - победительницам полуфиналов предоставляется право участия в финальном соревновании. Участникам, не прошедшим в финал вручаются памятные символы игры «Русский мир»;

4) дружинам - победительницам финала вручаются переходящие знамена игры «Русский мир» и, согласно сметы, оплачивается поездка по историческим местам Урала:

а) однодневная поездка в г. Златоуст (младшая дружина);

б) двухдневная поездка в г. Екатеринбург (средняя дружина);

в) пятидневная поездка в Верхотурье (старшая дружина);

5) дружинники старших дружин, не победившие в финале, получают право обучения в Институте довузовской подготовки при ЧГПУ (по одному предмету);

а) дружинники средних дружин, не победившие в финале, получают право на бесплатное пользование сетью Интернет в объеме 10 часов;

6) дружинникам младших дружин, не победившим в финале, вручаются книги по областям знаний, связанным с темой игры «Русский мир»;

б) учителя - секунданты победивших дружин сопровождают победившие команды в поездках;

а) учителя - секунданты (участники финала) награждаются грамотами Министерства образования и науки Челябинской области и призами;

б) директорам школ (участникам финала) дарятся книги и памятная символика. Игры на первом этапе проходят в общеобразовательных школах.

Игры второго этапа проходят в районных Центрах творчества молодежи.

Атрибутику, реквизит игры предоставляет ЧГПУ.

Финальные городские (в г. Челябинске) игры проводятся в актовом зале ЧГПУ (500 мест).

Ожидаемые результаты

1. Реализация идеи социальнопедагогического проекта «Русский мир» приведет не просто к решению проблемы гражданского и патриотического воспитания, она объединит детей разных возрастов и взрослых одной целью.

2. Актуализация знаний по истории, литературе, культуре России, приобщение к ее национальным, историкокультурным и духовным ценностям (1800 участников, с учетом городов региона - 10000 человек).

3. Создание в ходе игры атмосферы уважения к национальным ценностям и повышение чувства национального достоинства.

4. Методическая подготовка студентов ЧГПУ и преподавателей (до 500 чел.).

5. Распространение игры на территории Челябинской области.

6. Создание на базе игры современных медиа-программ для детей и молодежи. Участие ребят в этой игровой модели

позволит также приобрести навыки организации досуговой деятельности.

Игра «Русский мир» проводится при содействии Управления по делам образования г. Челябинска и Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ) и на базе последнего. Только за последний год в игре приняло участие 79 школ города и области, качественный и количественный рост участников игры, так в районных этапах 2007 года таковых было более 1800 человек, а с учетом болельщиков в игровое поле было вовлечено около 5000 школьников и преподавателей. За 8 лет проведения игры «Русский мир» сложились свои традиции, символика.

Игра успешно адаптировалась в общей воспитательной системе образования городских школьников. Идеи, заложенные в игре, в некоторых образовательных учреждениях города были взяты за основу экспериментальных образовательных программ: на базе нескольких школ появились музеи, клубы, газеты «Русский мир».

Игра вышла за рамки школы, во время летних каникул проходят специализированные смены в детских оздоровительных лагерях Челябинской области «Русский мир».

В 2002 г. игра получила грант Министерства образования РФ как один из победителей конкурса вариативных программ. В 2003 г. вошла в сборник «Социально-культурное развитие детей: Лучшие каникулярные проекты» (М.: МО РФ, 2003).

В ВДЦ «Орленок» детском лагере «Комсомольский» проект «Русский мир» впервые был реализован в 8 смену 2006 года, а так же в июне 2007 года.

Данный проект логично вписывается в содержаниепрограммыдеятельностидет-ского лагеря, соответствует направлениям работы: культурно-образовательное, культурно-творческое, рекреативнооздоровительное.

Опрос ребят показал, что для 67 % подростков участие в данном проекте стало одним из основных пространств самореализации и раскрытия творческого потенциала.

Анализируя с педагогическим коллективом результативность реализации проекта в условиях детского лагеря, был сделан вывод о ценности содержания деятельности для формирования активной гражданской позиции подростков через приобщение к историческому и культурному наследию России:

• вышли в эфир телевикторина и телеверсия игры «Русский мир»;

• в городских печатных СМИ проводятся конкурсы;

• создан и функционирует официальный сайт «Русский мир»;

• сформирована система подготовки тренеров команд из числа учащихся, студентов, выпускников ВУЗа и преподавателей школ;

• педагогическая общественность получила набор форм и средств воспитательных дел;

• в научных изданиях публикуются статьи, в школах города распространяется методическая литература;

• игра «Русский мир» имела положитель-

ный отклик у учителей, учащихся образовательных учреждений и их родителей и в СМИ;

• в ЧГПУ создан областной координационный центр интеллектуальной игры «Русский мир».

Конечно, трудно говорить об изменениях оценки человеком окружающего мира и себя, однако можно создать условия для погружения ребят в атмосферу русской культуры, языка, истории, традиционных и духовных приоритетов нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.