УДК:332.142
Махмудов М.А. студент
Каршинский инженерно-экономический институт
Узбекистан
ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ
Аннотация. В данной статье рассматривается система мер по реализации государственной инвестиционной стратегии, зарубежный опыт развития малого бизнеса и предпринимательства, роль предпринимательства в привлечении инвестиций и эффективности услуг.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, зарубежный опыт, инвестиции, инвестор, сервис, стратегия развития.
Makhmudov M.A.
student
Karshi Engineering Economics Institute
Uzbekistan
IMPACT OF INVESTMENTS IN BUSINESS ACTIVITIES ON THE EFFICIENCY OF SERVICE PROVISION
Annotation. This article discusses the system of measures for the implementation of the state investment strategy, foreign experience in the development of small business and entrepreneurship, the role of entrepreneurship in attracting investment and the effectiveness of services.
Key words: entrepreneurship, small business, foreign experience, investments, investor, service, development strategy.
Мировое развитие и глобализация мировой экономики требуют иных подходов к развитию инвестиционной среды в нашей стране, привлечению инвестиций и их эффективному распределению. Как известно, ни одна страна не может сначала привлечь все инвестиционные средства, а затем организовать их распределение. Потому что такая ситуация не считается удовлетворительной для инвестора. Государство организует распределение привлеченных инвестиций, используя разумную налоговую политику и различные льготы. Также, на основе эффективного распределения инвестиционных средств, государство предлагает инвестиционные проекты иностранным инвесторам. Более того, реализация этого процесса в рамках Государственной инвестиционной программы показывает, что государство движется к стратегическим целям в этом плане. В этом случае сложно
понять, какой процесс эффективен, а какой неэффективен в определенных ситуациях из-за относительно ограниченных эффективных инструментов государственной инвестиционной политики. По результатам этой деятельности можно будет увидеть, насколько эффективно государство распределило привлеченные инвестиции.
Организация этой деятельности во многом зависит от экономической политики страны, налогового законодательства, развития инфраструктуры привлечения инвестиций и экономической ситуации в стране.
Она направлена на достижение эффективности путем организации деятельности на мезо- и макроуровне с применением системы мер и инвестиционной тактики по реализации государственной инвестиционной стратегии.
В деятельности мезоуровня (регионы и отрасли) - распределение осуществляется через разработку целевых инвестиционных программ, направленных на развитие отраслей экономики и регионов, поддержку перспективных проектов.
Мероприятия на макроуровне включают разработку и реализацию государственной инвестиционной стратегии, эффективное использование денежных средств, реализацию мер по поддержке перспективных отраслей и регионов, в том числе рациональное использование привлеченных инвестиций.
Сегодня в условиях модернизации экономики сохраняется роль государства в модернизации различных отраслей и отраслей, структурных реформах, определении приоритетов инвестиционной политики. При этом государство участвует как главный реформатор в решении существующих проблем и дальнейшем совершенствовании эффективного распределения привлеченных инвестиций.
20 августа 2021 года Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев провёл открытый диалог с предпринимателями нашей страны. Подобная встреча проводилась впервые, всего в ней приняли участие около десяти тысяч бизнесменов. Малый бизнес и частное предпринимательство определены как приоритетное направление экономики нашей страны. За последние пять лет принято около 2000 законов, указов и постановлений, направленных на развитие этой отрасли. На их основании аннулировано 114 лицензий и разрешений, 33 вида деятельности переведены на уведомительный порядок. Упрощены процедуры выдачи разрешений, а их сроки сокращены в среднем в 2 раза. Были отменены избыточные чеки, многочисленные ограничения на наличные деньги, валюту и сырье. В результате такого удобства и возможностей резко увеличивается количество новых субъектов и расширяется деятельность уже существующих. За последние пять лет количество предпринимателей выросло почти в 3 раза. Многие бизнесмены расширили свой бизнес по всей стране, создав тысячи рабочих мест и став крупными престижными
компаниями. На внутреннем и внешнем рынках начал формироваться класс предпринимателей, обладающих собственным престижем и брендом. Глава нашего государства упомянул некоторых таких решительных и самоотверженных предпринимателей и поблагодарил их за помощь нашему народу.
Известно, что до этого открытого диалога были изучены проблемы предпринимателей и поступило более 15 тысяч обращений по различным вопросам. Президент обозначил 7 важных направлений, направленных на их решение:
- финансирование бизнеса;
- совершенствование налоговой системы и снижение налоговой нагрузки на бизнес;
- выделение земли;
- инфраструктура;
- поддержка предприятий-экспортеров;
- транспорт и логистика;
- сосредоточено на вопросах упрощения процедур на местах.
Были показаны текущие задачи по каждому из этих направлений, а также выдвинут ряд новых инициатив по поддержке предприятий -экспортеров и привлечению малого бизнеса к экспортной деятельности.
Например, в 2020 году во время пандемии была введена процедура возврата налога на добавленную стоимость предприятиям текстильной промышленности, не дожидаясь валютной выручки от экспорта. Теперь эта процедура будет распространяться на честных и дисциплинированных экспортеров всех отраслей. Также льготные кредиты в размере до 5 миллионов долларов будут выделены предприятиям, которые экспортируют более 20 миллионов долларов в год. В настоящее время ставки пошлин на импорт некоторых видов сырья высоки, в результате чего импортировать их дешевле, чем производить продукцию на их основе. Поэтому перед правительством была поставлена задача снизить ставки ввозных пошлин на сырье и полуфабрикаты. Это также наиболее актуальный вопрос поддержки предпринимателей.
Было объявлено, что льготы, предоставленные на ввоз грузовых автомобилей и железнодорожных вагонов, связанные с развитием транспортно-логистических услуг, облегчающих перевозку товаров предпринимателями, будут продлены еще на 3 года.
Также было дано множество поручений по уменьшению вмешательства в предпринимательскую деятельность и облегчению процесса получения субсидий. На встрече предприниматели высказали свои проблемы, предложения и комментарии, которые обсуждались с участием представителей отрасли и акимов.
Президент выступил с предложением превратить такой открытый диалог в традицию, организовывать его ежегодно, а 20 августа объявить
«Днем предпринимателей» в нашей стране. Эти предложения получили широкую общественную поддержку. В нашей стране семьям, начинающим собственное дело, в рамках программы «Каждая семья - предприниматель» выделено кредитов на сумму 5, 9 трлн сумов"[2].
В настоящее время малый бизнес и предпринимательство остаются одним из важнейших секторов экономики не только в нашей стране, но и в развитых странах мира. Опыт развитых стран показывает, что государственная поддержка и развитие малого бизнеса и предпринимательства имеет положительный эффект. Поэтому во многих странах мира созданы специализированные государственные органы и организации для поддержки и развития этой сферы. Хотя мировой опыт государственной поддержки малого и частного предпринимательства и формирования конкурентной среды богат и разнообразен, они отличаются друг от друга механизмом, методами и средствами реализации этого процесса. В настоящее время в развитых странах в целях поддержания конкурентной среды в экономике и обеспечения эффективного функционирования конкурентного механизма, а также создания благоприятной макроэкономической среды для малого и частного предпринимательства государство оказывает ему различную помощь. Изучение этого опыта, использование его положительных сторон, исходя из специфики нашей страны, является сегодня одной из наиболее актуальных задач.
Развитые страны, прежде всего США, Япония и Германия, решают вопрос достижения конкурентоспособности по-разному, исходя из интересов своих стран. Общие направления деятельности правительств развитых стран в этой области таковы:
- проведение единой государственной политики по повышению уровня конкурентоспособности, основанной на использовании экономических, правовых и политических средств;
- поддерживать приоритетные отрасли промышленности и влиять на структурные изменения в промышленном комплексе;
- государственная поддержка национальных производителей товаров и защита внутреннего рынка, в том числе поддержка национальных производителей средствами маркетинга;
- поддержка развития рыночной инфраструктуры.
В сфере внешнеэкономической деятельности и привлечения инвестиций интеграция субъектов предпринимательства нашей республики в международное бизнес-сообщество, обеспечение выпуска продукции местных предприятий на внешние рынки, активное продвижение национальных брендов за рубежом, привлечение отечественных и иностранных инвестиций, а также современные технологии, в том числе:
- организация бизнес-форумов, выставок и ярмарок и обеспечение широкого участия в них местных субъектов предпринимательства;
- найти надежных партнеров для субъектов предпринимательства, оказать всестороннюю помощь и сотрудничество субъектам предпринимательства, в том числе иностранным инвесторам, в рамках реализации проектов, связанных с организацией современных производств по выпуску конкурентоспособной продукции, пользующейся повышенным спросом. На внутреннем и внешнем рынках в сложившихся малых производствах и свободных экономических зонах решение вопросов обеспечения служит обеспечению благосостояния.
В заключение можно сказать, что теоретическое и практическое изучение опыта развитых стран мировой экономики по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства и его внедрение в нашей стране станет основой для дальнейшего расширения и укрепления отрасли. Также мы считаем, что создание в нашей стране субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, создание специализированного органа для развития их деятельности или организации с расширенными полномочиями, то есть агентства, отдела, может привести к активизации деятельности. этой отрасли на новый уровень. Повышая эффективность привлечения инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство, можно увеличить производство и улучшить сервис, увеличить объемы экспорта, в результате чего доходы предпринимателей увеличатся.
Использованные источники:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 21 сентября 2018 года №2 ПФ-5544 «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы».
2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 24 января 2020 г.
3. Указ Президента Республики Узбекистан №2 ПФ-60 от 28 января 2022 года «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы».
4. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. - Т:, 29.12.2020.
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года Стратегия «Узбекистан - 2030» №ПФ-158
6. Yuldosheva S. UY-JOY KOMMUNAL XO 'JALIKLARIDA SERVIS XIZMATLARINING O 'RNI VA ULARNING SAMARADORLIGINI OSHIRISH IMKONIYATLARI //THE INNOVATION ECONOMY. - 2023. -Т. 1. - №. 02. - С. 108-118.
7. Юлдошева Ш. А. САНОАТ КОРХОНАЛАРИ САМАРАЛИЛИГИНИ ОШИРИШ БУЙИЧА ИШЛАБ ЧЩАРИШ ЙУНАЛИШЛАРИ //Экономика и социум. - 2023. - №. 11 (114)-1. - С. 1168-1172.
8. Юлдошева Ш. А. ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА //Экономика и социум. -2022. - №. 10-1 (101). - С. 794-800.
9. Юлдошева Ш. А. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ //Экономика и социум. - 2022. - №. 12-1 (103). - С. 11581165.
10. Юлдашева Ш. А. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТАНДАРТОВ //Экономика и социум. - 2020. - №. 12-2 (79). - С. 541-546.