Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЙТИНГОВОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЙТИНГОВОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОР / МИНОРИТАРНЫЙ ИНВЕСТОР / КОНТРАКТ / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рузиева Дилобар Исомжоновна

В данной статье анализируются созданные условия для «Ведения бизнеса» в Узбекистане и обеспечения защиты прав и законных интересов частных собственников и их соответствие мировому уровню. Также оценивается успешное ведение бизнеса Всемирного банка по 10 критериям. Разработаны соответствующие выводы и рекомендации по повышению эффективности показателей рейтингового Бизнеса.This article analyzes the conditions created for “Doing Business” and the work which was done to ensure the protection of the rights and legitimate interests of private owners at the world level. Also, the successful conduction of business is evaluated by 10 criteria of the World Bank . Corresponding conclusions and recommendations for improving the efficiency of the indicators of the rating business have been developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЙТИНГОВОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ»

ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЙТИНГОВОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ

Рузиева Дилобар Исомжоновна

Ташкентский государственный экономический университет

INCREASING THE EFFICIENCY OF THE INDICATORS OF RATING

BUSINESS IN UZBEKISTAN

В данной статье анализируются созданные условия для «Ведения бизнеса» в Узбекистане и обеспечения защиты прав и законных интересов частных собственников и их соответствие мировому уровню. Также оценивается успешное ведение бизнеса Всемирного банка по 10 критериям. Разработаны соответствующие выводы и рекомендации по повышению эффективности показателей рейтингового Бизнеса.

Abstract: This article analyzes the conditions created for "Doing Business" and the work which was done to ensure the protection of the rights and legitimate interests of private owners at the world level. Also, the successful conduction of business is evaluated by 10 criteria of the World Bank . Corresponding conclusions and recommendations for improving the efficiency of the indicators of the rating business have been developed.

Ключевые слова: Doing Business, индикатор, миноритарный инвестор, контракт, несостоятельность предприятия, трансграничная торговля, инновации.

Key Words: Doing Business, indicator, minority investor, contract, insolvency, cross-border trade, innovation.

ВВЕДЕНИЕ.

В результате проводимых масштабных реформ в экономике страны проводится ряд мероприятий по развитию частного предпринимательства, созданию необходимых условий для ведения бизнеса и обеспечению защиты прав и законных интересов частных собственников.

Диалог между государством и предпринимателями в Узбекистане внедряется непосредственно в современных интерактивных формах. В частности, в экономике страны за последние годы создана законодательная база для формирования малого бизнеса и частного предпринимательства, увеличения их доли в устойчивом развитии экономики страны, создания новых рабочих мест, что способствует для благополучия и увеличения доходов населения.

У главы государства есть поговорка: «Если люди богаты, государство будет богатым и могущественным»1. Это не шутка. Исходя из мировой практики, субъекты малого бизнеса играют важную роль в развитии экономики страны.

Таким образом, сегодня существует необходимость эффективного функционирования малых предприятий и частного предпринимательства, защиты их законных и законных интересов, а также создания новой системы, отвечающей международным стандартам. Однако в Узбекистане механизм оценки экономической деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства требуют совершенствования согласно международным принципам. Поэтому деятельность субъектов предпринимательства недостаточна проанализирована.

Анализ тематического материала.

Ряд ведущих экономистов предоставляют обширную информацию о своих исследованиях в области бизнеса и его эффективного управления, координации и управления. Например, исследования В.Г. Басарева (российского ученого) направлены на разработку территориальной политики государства по поддержке малого предпринимательства. Монография под редакцией Б.Борисова, И.В.Качубия представляет собой сборник статей "Этюды в духе постмодерна"2, в котором освещаются его теоретические и методологические подходы к философии входа в бизнес.

Представители научного мира Узбекистана - Ю.А. Абдуллаев, Ф. Каримов посвятили свои работы теоретическим, организационным и экономическим аспектам малого бизнеса и предпринимательства. Труды М.Аб-дурахманова и У.В Гафурова направлены на изучение государственного регулирования и поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. Но в их работах не была дана оценка эффективности системы государственной поддержка малого бизнеса, их роль в экономике страны, динамики развития и ее характеристики. Тем не менее, не было детального анализа требований для ведения бизнеса и оценки бизнеса.

Методология исследования

Тема статьи ориентирована на ведение бизнеса, поднятие деловой репутации на международный уровень, прежде всего, исходя из актуальности темы, исследований зарубежных и местных ученых в данной области. Проведен сравнительный анализ 10 показателей деятельности Всемирного банка и его оценки в нашей стране, сравнительный анализ с зарубежными

1 Ш. Мирзиёев «Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан» Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Маж-лиса /Ш.М. Мирзиёев. - Ташкент : Узбекистон, 2017. - 56 с.

2 Б.П.Борисова, И.В.Качубея Под научной редакцией "Этюды в духе постмодерна" борник стетьей под в форме монографии Москва.Берлин 2016г.

32

странами и разработаны рекомендации по повышению эффективности рейтинговых показателей «Бизнес».

Анализ и результаты

Ниже приведена статистическая информация об организации бизнеса в экономике страны и его государственной поддержке малого бизнеса. По состоянию на 1 января 2018 года количество субъектов предпринимательства (на 1000 человек населения, ед.) составило 12,4 единицы, что на 13,21 единицы на 1 января 2019 года, т.е. в 0,8 раза больше, чем в 2018 году3.

По состоянию на 1 января 2019 года доля малого бизнеса в ВВП составила 59,4%, а на 1 января 2018 года составляла 63,6%. Статистические данные подтверждают, что доля малого бизнеса в ВВП уменьшилась на 4,2%.4

В мировой практике состояние малого бизнеса и частного предпринимательства оценивается на основе рейтинга Всемирного банка и Международной финансовой корпорации по рейтингу «Doing Business». Результаты принятых мер по улучшению нормативно-правовой базы в области предпринимательства, благоприятной деловой среды и положительного имиджа страны на международной арене, будут отражены в Годовом отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (МФК).

В последние годы в Узбекистане был проведен ряд мероприятий по повышению уровня активности малого бизнеса и предпринимательства до уровня международного рейтинга и улучшению деловой среды в стране.

Мы знаем, что в нашей стране отмечены 6 из 10 показателей отчета Всемирного банка «Doing Business 2018».

По 6 показателям из 10 наблюдается значительное улучшение государственных процедур по регистрации субъектов предпринимательства, получению разрешений на строительство, доступ к системам электроснабжения, регистрации собственности, кредитования, защиты миноритарных инвесторов, международной торговли, налогообложения, исполнения контрактов и вопросов платежеспособности.

К ним относятся:

• Система государственной регистрации субъектов предпринимательства в Узбекистане находится на одиннадцатом месте, что превысила США, Японию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Данию и другие развитые страны;

• Узбекистан занимает 56-е место в рейтинге систем доступа к энергоснабжению, поднявшись на 56 место в США, Нидерландах, Новой Зеландии, Испании, Латвии, Турции, Казахстане, Канаде, Израиле и 27-м;

• Сокращен перечень получения разрешений на строительство с 23 до 17 видов и повысился рейтинг страны на 12 пунктов;

3 Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

4Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

• Представление налоговых деклараций осуществляется в электронной форме, что позволило занять 78 место с 138. При этом налогооблагаемый доход увеличился в 20 раз, но данный показатель значительно отстает от США, Австралии, Германии, Швеции, Турции, Китая и России;

• Узбекистан находится на 73-м месте по объему регистрации недвижимости.

• Узбекистан занимает 74-е место из 76 по индексу улучшения деловой среды Business Doing Business 2019 (Business Doing Business 2019). 5

Динамика рейтинговых показателей Doing Business в Узбекистане

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

1666865

139

-817371 78с, 728791 78

231112 | III 425560 373941 62

1 1 III 1 1 III 1 III 1

ч#'' Л* е-4"'

/ У У У У У ' у у у

<f <f ** <Г * *

У ^

I 2017 год ■ 2018 год

Источник: Собран автором

12019 год

Согласно данным таблицы и новому рейтингу «Doing Business 2019» в Узбекистане действуют 12 компаний по «Регистрация предприятий», 35 «по системе электроснабжения», «Выполнение договоров» - 41, «О налогообложении» - 64, «Налогообложение» - 64, «Регистрация собственности» - 71, «Разрешения на строительство» - 134 и «Международная торговля» - 165 место Возможно, страна во многом достигла позитивной динамики.

В частности, Узбекистан добился значительных успехов в трансграничной торговле, защите миноритарных инвесторов и налогообложении.

В Стратегии действий по развитию Республики Узбекистан на 20172021 годы изложены меры по улучшению положения страны в рейтинге «Ведение бизнеса». Например, для улучшения позиций в индексе Doing Business утверждена стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы и созданы конкретные механизмы для эффективной реализации всех показателей, включенных в международный рейтинг Doing Business.

5 Послание Президента Шавката Мирзиёева членам Сената и депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса, посвященное итогам проделанной в 2018 году работы и важнейшим приоритетам социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2019 году. http://review.uz 34

В течение последних нескольких лет приняты меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене. Благодаря принятым мерам за последние 5 лет в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» среди 190 стран мира Узбекистан поднялся с 146 до 76 места.

Вместе с тем на практике все еще сохраняются излишние бюрократические процедуры, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства, особенно в части получения разрешений на строительство, регистрации собственности и осуществления внешнеторговых операций.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 05.02.2019 г. №«1111-4160 «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» утверждена «Дорожная карта» по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса». Данным постановлением отменен с 1 марта 2019 года порядок:

• истребования государственными органами и иными организациями от субъектов предпринимательства проставления печати в документах или заверения документов печатью;

• получения разрешения на осуществление строительно-монтажных работ с внедрением механизма уведомления об их начале;

• заключения договоров на осуществление территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства надзорных функций за соблюдением требований законодательства о градостроительстве, нормативных документов технического регулирования в области градостроительной деятельности, качеством и полнотой выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией с внедрением вместо данного порядка публичной оферты.

Это свидетельствует о пересмотре подходов к поддержке развития бизнеса на современном этапе развития нашей страны, а также о создании новой системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Основываясь на мировой практике, Новая Зеландия занимает первое место в мировом рейтинге бизнеса. Второе место занимают Сингапур, Дания, Китай, Гонконг, Южная Корея, Норвегия, Великобритания, США и Швеция.

Использование исключительного налогообложения в Сингапуре, отсутствие бюрократических барьеров и других подобных возможностей привлекает предпринимателей со всего мира. В стране самый высокий уровень мобильности бизнеса. БРИКС - Бразилия, Российская Федерация, Индия и

Китай активизировали свое развитие в области электроэнергетики и трансграничной торговли, осуществив 21 реформу для перехода к более эффективному бизнесу.

Как нам известно, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 05.02.2019 г. №ПП-4160 утверждены Целевые показатели улучшения рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», предусматривающие достижение республикой 20-го места в рейтинге к 2022 году -«Улучшение ведения бизнеса-2022».

Выводы и предложения

В последние годы в стране осуществляются масштабные реформы, направленные на создание благоприятной деловой среды для ведения бизнеса, усиление гарантий прав субъектов предпринимательства, развитие корпоративного управления, активное привлечение иностранных инвестиций и обеспечение всесторонней поддержки инвесторов.

Масштабы и эффективность принимаемых мер по улучшению делового климата подтверждаются не только ростом инвестиционной активности в стране, но и достойными оценками авторитетных международных финансовых организаций и рейтинговых агентств.

Так, за последние 5 лет рейтинг Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса" улучшился более чем в 2 раза - с 166-места в 2012 году до 74-места в 2017 году среди 190 стран мира. При этом в последнем докладе наша страна вошла в первую десятку стран-реформаторов по показателю создания наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса.

Вместе с тем существующие условия для ведения бизнеса в Узбекистане все еще не отвечают в полной мере требованиям международных норм и стандартов. Отдельные государственные органы не обеспечивают на должном уровне меры по практической реализации заявленных реформ, направленных на развитие предпринимательской деятельности.

В связи с отсутствием четкой координации деятельности министерств, ведомств и организаций, а также низким уровнем ответственности их руководителей реализация на практике намеченных мер по улучшению условий ведения бизнеса в отдельных отраслях осуществляется без учета приоритетных установок и сопутствующих направлений реформ, и не во всех случаях дает ожидаемый эффект.

В целях повышения эффективности проводимых реформ по созданию максимально благоприятного делового климата, формирования позитивного имиджа страны на международной арене, повышения ответственности руководителей уполномоченных органов за достижение конечных результатов по улучшению условий ведения бизнеса в регионах, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах определены стратегические цели проводимых реформ в сфере улучшения

инвестиционного климата и создания к 2022 году в стране максимально благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения иностранных инвестиций, соответствующих уровню первой двадцатки стран мира по отчету Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса».

Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан определен уполномоченным органом по координации работ в сфере дальнейшего повышения рейтинга Республики Узбекистан в отчете «Ведение бизнеса» и взаимодействию со Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией по данному направлению.

Список использованной литературы:

1. Ш. Мирзиёев «Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан» Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса /Ш.М. Мирзиёев.-Ташкент : Узбекистон, 2017г.

2. Послание Президента Шавката Мирзиёева членам Сената и депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса, посвященное итогам проделанной в 2018 году работы и важнейшим приоритетам социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2019 году. http://review.uz

3. Абдуллаев Ё., Каримов Ф. Кичик бизнес ва тадбиркорлик асослари. - Т.: Мехнат, 2010. - 349 б.

4. Абдурахмонова М.М. Кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик субъ-ектлари фаолиятини давлат томонидан куллаб-кувватлашни такомиллашти-риш. Дис. икт. фан. номз. - Ф., 2012.

5. Гафуров У.В. Кичик бизнесни давлат томонидан тартибга солиш-нинг иктисодий механизмларини такомиллаштириш. Монография. - Т.: Мо-лия, 2016. - 208 б

6. Басарева В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования / под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 213 - 296 с

7. Стратегическое развитие малаго бизнеса и формы поддержки индивидуального предпринимательства [Элктронный ресурс]: монография. -Нижний Новогород: НОО "Профессиональная наука", 2018. - Режим доступа: http: // scipro. Ru / Conf / monographbusiness.

8. Б.П.Борисова, И.В.Качубея Под научной редакцией "Этюды в духе постмодерна" борник стетьей под в форме монографии Москва.Берлин 2016г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.