Научная статья на тему 'Ведение бизнеса в Беларуси: международные оценки'

Ведение бизнеса в Беларуси: международные оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"DOING BUSINESS 2014" / "УПЛАТА НАЛОГОВ 2012"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Сергей

Основываясь на «Doing Business Report 2013» и «Уплата налогов 2012», данная статья посвящена оценке положения и перспектив Беларуси в этих рейтингах. Для того, чтобы этой стране достичь более высокого положения, необходимо улучшить нормативно-правовую базу, повысить эффективность налогового администрирования, поскольку имеет первостепенное значение для ведения бизнеса и для притока иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Belarus in the key international ratings: current state and prospects

Based on the «Doing Business Report 2013» and «Paying Taxes 2012» data the article focuses on the assessment of the position and prospects of Belarus in these ratings. In order to achieve a higher position Belarus has to improve the regulatory framework to make business easier to run and to increase the efficiency of tax administration which is of the utmost importance for the influx of foreign investment.

Текст научной работы на тему «Ведение бизнеса в Беларуси: международные оценки»

u

О) СО

z

Ведение бизнеса в Беларуси:

международные оценки

Сергей Сергеев,

старший преподаватель Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь, кандидат философских наук

Многие страны предпринимают активные действия по улучшению делового и инвестиционного климата в связи с усилением конкуренции за прямые иностранные инвестиции. Беларусь, которая ощущает в них острую потребность, в последнее время ориентируется на либерализацию и повышение инвестиционной привлекательности экономики. Важным компонентом этой работы является укрепление позиций республики в ведущих международных рейтингах, поскольку крупные инвесторы учитывают данное обстоятельство при выборе объектов финансирования.

В этой связи разработаны специальные меры, которые включены в Программу деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг., где определены основные мероприятия, а также персональная ответственность органов государственного управления за их реализацию [1]. В частности, ставится задача вхождения в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка, в число 50 стран в рейтинге ООН по развитию человеческого потенциала и в число 70 стран в рейтинге экономической свободы фонда «Наследие» (США).

В данном контексте анализ текущих позиций и перспектив Беларуси в упомянутых рейтингах представляет не только теоретический, но и практический интерес. В качестве объекта исследования в статье определены 2 рейтинга: по условиям ведения бизнеса и по удобству налоговой системы.

Рейтинг «Ведение бизнеса»

Аналитический доклад «Doing Business - 2014» стал 11-м ежегодным исследованием Всемирного банка и Международной финансовой корпорации по ключевым аспектам нормативно-правового регулирования бизнеса [2]. Содержащийся в документе рейтинг формируется на основе опросов компаний основного делового центра страны и складывается из оценок по 10

параметрам. В докладе учтены реформы, проведенные в странах в период с июня 2012 г. по май 2013 г. включительно. Данные отражают ситуацию по состоянию на 1 июня 2013 г. и, согласно существующей практике, могут быть пересмотрены при поступлении новой информации. Кстати, Беларусь после традиционного пересмотра прошлогоднего рейтинга, связанного с обновлением данных, сменила 58-ю позицию на 64-ю.

В нынешнем отчете Беларусь заняла 63-е место среди 189 стран и поднялась на одну ступеньку по сравнению с обновленным рейтингом прошлого года.

Как видно из представленных данных (табл. 1), из десяти критериев, по которым Всемирный банк оценивает экономики, лучше всего обстоят дела в нашей стране с регистрацией собственности. По этому критерию Беларусь занимает почетное 3-е место в мире, уступая только Новой Зеландии и Грузии, которые находятся соответственно на 3-м и 8-м в общем табеле о рангах. Количество процедур (2) в республике осталось на уровне прошлого года, зато срок регистрации сократился с 10 до 4 дней.

Наша страна продолжает удерживать 13-ю позицию в мире по показателю «обеспечение исполнения контрактов», отражающему эффективность мер по соблюдению условий договоров. Срок рассмотрения коммерческих споров у нас

составляет 275 дней, что значительно меньше, чем во многих развитых странах. Количество процедур (29) и стоимость судебных издержек (23,4% от стоимости иска) также ниже среднемировых показателей. Нам удалось улучшить позиции по пяти категориям из десяти. Наиболее значимые подвижки произошли по подключению к электроснабжению и получению разрешений на строительство, где наш рейтинг повысился на 7 пунктов, а также по регистрации предприятий (+5). Незначительный рост отмечен по категориям «налогообложение» и «международная торговля».

По оценкам экспертов Всемирного банка, Беларусь упростила процедуры по созданию предприятия, подключения к системе электроснабжения и передачи имущества путем введения ускоренной процедуры регистрации собственности. Также усовершенствованы процедуры разрешения неплатежеспособности предприятия на основе нового Закона о банкротстве.

Традиционно в докладе выделяются государства, которым удалось добиться наибольшего улучшения своих результатов в 2012-2013 гг. Первое место в этом списке на этот раз заняла наша соседка Украина, которая сумела подняться в рейтинге на 28 позиций - со 140-го на 112-е место. Россия повысила свой рейтинг на 19 пунктов, переместилась со 111-го на 92-е место и занимает третью позицию среди самых успешных государств.

К сожалению, Беларусь уже третий год не значится в этой номинации. Однако она по-прежнему входит в «десятку» ведущих государств-реформаторов, достигших значительного улучшения за период с 2005 г., занимая в этом списке 4-е место. Характерно, что большинство стран в этом списке из региона Европы и Центральной Азии: Грузия (1-е место), Македония (3-е), Румыния (5-е), Украина (7-е), Армения и Россия (9-е и 10-е соответственно).

Несмотря на позитивные изменения, по-прежнему негативно оценивается ситуация в Беларуси с налогообложением (133-е место), организацией внешней торговли (149-е) и подключением предприятий к электросетям (168-е).

Повышенного внимания со стороны управленческих структур, на наш взгляд, требует анализ причин понижения рейтинга республики по таким показателям, как «разрешение неплатежеспособности» (-18), «кредитование» (-4) и «защита инвесторов» (-3). В этих целях целесообразно проводить более тщательный сопоставительный анализ отдельных показателей Беларуси с достижениями других стран. Полагаем, что это не только выявит существующие проблемы, но и станет наглядным примером рациональных методов работы для директивных органов.

В данном контексте заслуживает внимания опыт нашего партнера по СНГ Армении, которая занимает 37-е место в общем рейтинге «Ведение бизнеса -2014». Если в отчете «ББ-2012» мы отставали от нее на 10 позиций (60-е и 50-е место соответственно), то в нынешнем исследовании этот разрыв увеличился до 26 позиций. Армения уже сегодня приблизилась к 30-му месту -рубежу, к которому стремится Беларусь.

Украина стала мировым лидером по темпам продвижения в рейтинге 2013 г. прежде всего за

счет прорыва в области разрешений на строительство, где она поднялась с 186-го на 41-е место, а также прогресса в регистрации собственности (подъем на 61 позицию) и повышении доступности кредитования (перемещение с 24-го на 13-е место).

Что касается России, то ее прогресс обусловлен успехами в регистрации прав собственности (переход с 46-го на 17-е) и регистрации предприятий (с 100-го на 88-е), но в первую очередь подвижками в категории «подключение к электросетям», где она переместилась со 188-го на 117-е место.

Прогресс украинских и российских партнеров в регистрации предприятий и собственности не представляет большого интереса, поскольку Беларусь уже прошла этот этап и занимает стабильные позиции по указанным категориям. В то же время весьма полезным может стать изучение опыта Украины в повышении доступности кредитования и российского опыта в присоединении к электросетям. В этой связи посмотрим, как выглядит Республика Беларусь в рейтинге по категории «подключение к системе электроснабжения» в сравнении со своими партнерами по СНГ (табл. 2).

Если в прошлогоднем рейтинге по этому критерию мы превосходили Россию, то в нынешнем наша соседка поднялась на 71 позицию и теперь значительно опережает

Таблица 1. Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса»

Основные индикаторы DB 2013 Рейтинг DB 2013 Рейтинг после корректировки DB 2014 Рейтинг Изменение рейтинга

Регистрация собственности 3 3 3 Нет изменений

Регистрация предприятий 9 20 15 +5

Обеспечение исполнения контрактов 13 13 13 Нет изменений

Получение разрешений на строительство 30 37 30 +7

Разрешение неплатежеспособности 56 56 74 -18

Защита инвесторов 82 95 98 - 3

Кредитование 104 105 109 -4

Налогообложение 129 135 133 +2

Международная торговля 151 150 149 +1

Подключение к системе электроснабжения 171 175 168 +7

о

X X

5

X

Источник: «Doing Business - 2013», «Doing Business - 2014»

Инновации и инвестиции

Страна/регион Рейтинг 2014 Изменение рейтинга Процедуры (количество) Срок (дни) Стоимость (% от дохода на душу населения)

Казахстан 87 -2 6 88 65,3

Армения 109 -2 5 242 98,9

Россия 117 +71 5 162 293,8

Беларусь 168 +7 7 161 431,7

Европа и Центральная Азия - - 6 146 486,6

ОЭСР - - 5 89 79,1

Источник: «Doing Business - 2014»

Таблица 2. Выборочный рейтинг по категории «подключение к системе электроснабжения», включая ее отдельные компоненты

о

X X

5

X

Беларусь. Такого результата наш партнер по Таможенному союзу добился, прежде всего, за счет значительного понижения стоимости (с 1574% до 294% от дохода на душу населения), а также сокращения вдвое количества процедур (с 10 до 5) и более чем на 100 дней сокращения сроков. Что касается нашей страны, то мы смогли сократить стоимость почти вдвое (с 839% до 432%), уменьшить сроки на 18 дней, при этом количество процедур осталось без изменений (7).

Показатели Беларуси по числу процедур, необходимых для подключения к системе электроснабжения и количеству дней, затраченных на это, практически не уступают средним значениям по региону. В то же время стоимость подключения в нашей республике в 4-6 раз превышает аналогичные показатели в Армении и Казахстане.

В целом же проведенный анализ доклада «Doing Business -2014» позволяет сформулировать следующие выводы.

Постепенно улучшая бизнес-климат, Беларусь продвигается в рейтинге Всемирного банка. Вместе с тем темпы этого продвижения являются недостаточными. Для их ускорения следует в приоритетном порядке усилить те категории, по которым республика находится во второй сотне государств («подключение к системе электроснабжения», «международная торговля», «налогообложение»), а также те позиции, по которым было допущено снижение рейтинга («разрешение неплатежеспособности», «кредитование», «защита инвесторов»).

По оценкам Всемирного банка, сегодня четко прослеживается тенденция конвергенции, когда страны с самыми дорогостоящими и сложными процедурами и самыми слабыми правовыми институтами постепенно перенимают практики, применяемые в лидирующих странах. Этот процесс влечет сближение результатов по многим направлениям ведения бизнеса. Поэтому участие в рейтинге целесообразно использовать для оценки лучшего опыта, в том числе стран-партнеров по сотрудничеству, с целью его использования с учетом наших экономических условий. При этом следует придерживаться основополагающего принципа - руководствоваться интересами нашего государства и наших граждан.

Нельзя отрицать наличие проблем, связанных с нестыковками в оценках, а также с недостатками методологии. Вместе с тем не совсем корректно только этими причинами обосновывать медленные темпы продвижения Беларуси в рейтинге. Хотя бы потому, что Всемирный банк применяет одинаковые критерии оценки ко всем участвующим в исследовании странам. Видимо, более рационально подвергнуть анализу выполнение намеченных мер на национальном уровне по улучшению атмосферы ведения предпринимательской деятельности.

Дальнейший прогресс, как представляется, в значительной степени зависит от того, насколько эффективно будут реализованы на практике меры по стимулированию деловой активности, устранению административных барьеров, препятствующих

ведению бизнеса, в том числе предусмотренных в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 гг. [3].

Рейтинг удобства налоговой системы

Укрепление позиций Беларуси в рейтинге легкости ведения бизнеса неразрывно связано с упрощением налоговой системы. В ноябре 2013 г. Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и международная аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers (PwC) опубликовали совместное исследование «Уплата налогов 2014: международный обзор», в котором участвовали 189 стран [4]. Суть рейтинга - сравнить их по критериям, которые напрямую связаны с легкостью и простотой ведения бизнеса. Нынешний рейтинг охватывает период с июня 2012 г. по июнь 2013 г. и определяется для каждого государства по совокупности следующих показателей: количество налоговых платежей, время для их выполнения (в часах) и совокупная ставка налогообложения.

Ознакомление с документом вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, 133-е место Беларуси и потеря 4 позиций по сравнению с предыдущим докладом свидетельствует о приостановлении наметившегося движения вверх. С другой стороны, нельзя забывать, что еще три года назад наша страна находилась на последнем месте и за 2 года улучшила свою позицию на 54 ступеньки, поднявшись в рейтин-ге-2013 на 129-е место.

В докладе 2014 г. наша страна не называется в числе государств, достигших наибольшего прогресса в период 2012-2013 гг. В то же время по темпам продвижения вверх по рейтинговой лестнице с 2008 по 2012 г. республика продолжает удерживать мировое первенство. Мы добились наибольшего прогресса среди стран региона Восточной Европы и Центральной Азии в понижении

совокупной ставки налогообложения, а также в сокращении показателя «время для выполнения налоговых обязательств» (наряду с Украиной и Азербайджаном).

В частности, число ежегодных налоговых платежей в республике сократилось за 9 лет со 125 до 10, время на уплату налогов - с 987 до 319 часов в год, совокупная ставка налогообложения - с 137,3% до 54% от коммерческой прибыли малых и средних предприятий. Для сравнения приведем среднемировые показатели: количество налоговых платежей - 27; время для выполнения налоговых обязательств - 268 часов; совокупная налоговая ставка - 43,1%. Как видим, Беларусь значительно превосходит среднемировой уровень по первому показателю, одновременно уступая по двум другим.

Озабоченность вызывает не только откат нашей страны на 133-е место в рейтинге 2014 г., но и существующий разрыв с нашими партнерами по Таможенному союзу и ЕЭП - Казахстаном и Россией, которым мы уступаем по всем трем составляющим сводного рейтинга простоты уплаты налогов (табл. 3).

Как видим, Казахстан опустился в рейтинге на 1 позицию, а Россия переместилась с 64-го на 56-е место. Опыт нашего партнера по Союзному государству, который за последние 2 года повысил свой рейтинг на 46 позиций, сократил с 29 до 7 количество налоговых платежей по сравнению с рейтингом-2012 и снизил с 132% до 50,7% совокупную налоговую ставку, заслуживает тщательного изучения.

В региональном рейтинге по критерию «количество налоговых платежей» Беларусь с показателем 10 занимает 4-е место среди 19 стран Восточной Европы и Центральной Азии после Грузии (5), Казахстана (7) и России (7). Средний показатель по этому критерию в регионе -29,5 платежей.

В то же время по критериям «время для выполнения» с показателем 319 часов и «сово-

Страна Выплаты (количество) Время (часы) Совокупная налоговая Рейтинг Рейтинг ставка (% от 2013*, место 2014*, место прибыли) Динамика

Казахстан 7 188 28,6 17 18 -1

Россия

50,7

Беларусь 10 319 54 129 133 -4

*Общий рейтинг является средним арифметическим мест, занятых страной в каждом из его трех составляющих компонентов Источник: «Paying Taxes 2014. The global picture»

купная ставка налогообложения» с показателем 54% республика находится на 14-й и 16-й позициях. Средние показатели в регионе составляют соответственно 256 часов и 39,5%. Поэтому налоговая система в Беларуси нуждается в дальнейшем усовершенствовании, включая снижение налоговой нагрузки и сокращение времени, затрачиваемого на подсчет и уплату налогов. Эти меры могут стать дополнительным фактором улучшения инвестиционного климата в стране.

Проанализировав позиции и перспективы Беларуси в международных рейтингах по условиям ведения бизнеса и удобству налоговой системы, попытаемся сформулировать некоторые выводы более общего характера.

Прежде всего, необходимо добиться четкого осознания того, что индексы и рейтинги не находятся в виртуальном пространстве, в отрыве от проблем экономики, а непосредственно влияют на поведение потенциальных инвесторов. С этой точки зрения, на наш взгляд, и следует подходить к решению вопроса о повышении позиций нашей страны в международных рейтингах. Достижение намеченных целей не представляется возможным без изучения и использования лучшего мирового опыта. Вместе с тем не следует абсолютизировать оценку страны по занимаемой позиции в международных рейтингах, а рассматривать ее в качестве полезного инструмента, позволяющего определять пути повышения инвестиционной привлекательности государства и конкурентоспособности экономики. Насколько серьезно нужно воспринимать итоги рейтингов и следовать

предлагаемым рекомендациям - дело каждого конкретного государства. Важно, чтобы погоня за высокими местами служила катализатором системной работы по совершенствованию условий осуществления предпринимательской деятельности, созданию благоприятного инвестиционного климата и не наносила ущерба нашим национальным интересам.

Что касается намеченных правительством целей по продвижению Беларуси в международных рейтингах, то их достижению могла бы способствовать четкая реализация мер, определенных «дорожными картами» министерств и ведомств, ответственных за тот или иной рейтинг. Следует также планировать отслеживание и оценку опыта других стран, который может быть применим в нашей республике. Изучение отдельных показателей, их сопоставительный анализ должны быть направлены на выявление существующих проблем и указывать директивным органам направления поисков положительного опыта и рациональных методов работы.

Литература

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 г. №216 «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011— 2015 гг.» Электронный ресурс: http://www.government.by/ upload/docs/pdp2011_2015.pdf

2. «Doing Business 2014». Электронный ресурс: http://www. doingbusiness.org/

3. Постановление Совета Министров от 29.12.2012 г. №1242 «О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы». Электронный ресурс: http://www. government.by/ru/solutions/

4. «Paying Taxes 2014: The Global Picture». Электронный ресурс: http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/assets/ pwc-paying-taxes-2014.pdf

Таблица 3. Позиция группы стран в мировом рейтинге 2014 г. по уровню простоты уплаты налогов

о х

X

5

X

7

64

56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.