u
О) СО
z
Ведение бизнеса в Беларуси:
международные оценки
Сергей Сергеев,
старший преподаватель Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь, кандидат философских наук
Многие страны предпринимают активные действия по улучшению делового и инвестиционного климата в связи с усилением конкуренции за прямые иностранные инвестиции. Беларусь, которая ощущает в них острую потребность, в последнее время ориентируется на либерализацию и повышение инвестиционной привлекательности экономики. Важным компонентом этой работы является укрепление позиций республики в ведущих международных рейтингах, поскольку крупные инвесторы учитывают данное обстоятельство при выборе объектов финансирования.
В этой связи разработаны специальные меры, которые включены в Программу деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг., где определены основные мероприятия, а также персональная ответственность органов государственного управления за их реализацию [1]. В частности, ставится задача вхождения в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка, в число 50 стран в рейтинге ООН по развитию человеческого потенциала и в число 70 стран в рейтинге экономической свободы фонда «Наследие» (США).
В данном контексте анализ текущих позиций и перспектив Беларуси в упомянутых рейтингах представляет не только теоретический, но и практический интерес. В качестве объекта исследования в статье определены 2 рейтинга: по условиям ведения бизнеса и по удобству налоговой системы.
Рейтинг «Ведение бизнеса»
Аналитический доклад «Doing Business - 2014» стал 11-м ежегодным исследованием Всемирного банка и Международной финансовой корпорации по ключевым аспектам нормативно-правового регулирования бизнеса [2]. Содержащийся в документе рейтинг формируется на основе опросов компаний основного делового центра страны и складывается из оценок по 10
параметрам. В докладе учтены реформы, проведенные в странах в период с июня 2012 г. по май 2013 г. включительно. Данные отражают ситуацию по состоянию на 1 июня 2013 г. и, согласно существующей практике, могут быть пересмотрены при поступлении новой информации. Кстати, Беларусь после традиционного пересмотра прошлогоднего рейтинга, связанного с обновлением данных, сменила 58-ю позицию на 64-ю.
В нынешнем отчете Беларусь заняла 63-е место среди 189 стран и поднялась на одну ступеньку по сравнению с обновленным рейтингом прошлого года.
Как видно из представленных данных (табл. 1), из десяти критериев, по которым Всемирный банк оценивает экономики, лучше всего обстоят дела в нашей стране с регистрацией собственности. По этому критерию Беларусь занимает почетное 3-е место в мире, уступая только Новой Зеландии и Грузии, которые находятся соответственно на 3-м и 8-м в общем табеле о рангах. Количество процедур (2) в республике осталось на уровне прошлого года, зато срок регистрации сократился с 10 до 4 дней.
Наша страна продолжает удерживать 13-ю позицию в мире по показателю «обеспечение исполнения контрактов», отражающему эффективность мер по соблюдению условий договоров. Срок рассмотрения коммерческих споров у нас
составляет 275 дней, что значительно меньше, чем во многих развитых странах. Количество процедур (29) и стоимость судебных издержек (23,4% от стоимости иска) также ниже среднемировых показателей. Нам удалось улучшить позиции по пяти категориям из десяти. Наиболее значимые подвижки произошли по подключению к электроснабжению и получению разрешений на строительство, где наш рейтинг повысился на 7 пунктов, а также по регистрации предприятий (+5). Незначительный рост отмечен по категориям «налогообложение» и «международная торговля».
По оценкам экспертов Всемирного банка, Беларусь упростила процедуры по созданию предприятия, подключения к системе электроснабжения и передачи имущества путем введения ускоренной процедуры регистрации собственности. Также усовершенствованы процедуры разрешения неплатежеспособности предприятия на основе нового Закона о банкротстве.
Традиционно в докладе выделяются государства, которым удалось добиться наибольшего улучшения своих результатов в 2012-2013 гг. Первое место в этом списке на этот раз заняла наша соседка Украина, которая сумела подняться в рейтинге на 28 позиций - со 140-го на 112-е место. Россия повысила свой рейтинг на 19 пунктов, переместилась со 111-го на 92-е место и занимает третью позицию среди самых успешных государств.
К сожалению, Беларусь уже третий год не значится в этой номинации. Однако она по-прежнему входит в «десятку» ведущих государств-реформаторов, достигших значительного улучшения за период с 2005 г., занимая в этом списке 4-е место. Характерно, что большинство стран в этом списке из региона Европы и Центральной Азии: Грузия (1-е место), Македония (3-е), Румыния (5-е), Украина (7-е), Армения и Россия (9-е и 10-е соответственно).
Несмотря на позитивные изменения, по-прежнему негативно оценивается ситуация в Беларуси с налогообложением (133-е место), организацией внешней торговли (149-е) и подключением предприятий к электросетям (168-е).
Повышенного внимания со стороны управленческих структур, на наш взгляд, требует анализ причин понижения рейтинга республики по таким показателям, как «разрешение неплатежеспособности» (-18), «кредитование» (-4) и «защита инвесторов» (-3). В этих целях целесообразно проводить более тщательный сопоставительный анализ отдельных показателей Беларуси с достижениями других стран. Полагаем, что это не только выявит существующие проблемы, но и станет наглядным примером рациональных методов работы для директивных органов.
В данном контексте заслуживает внимания опыт нашего партнера по СНГ Армении, которая занимает 37-е место в общем рейтинге «Ведение бизнеса -2014». Если в отчете «ББ-2012» мы отставали от нее на 10 позиций (60-е и 50-е место соответственно), то в нынешнем исследовании этот разрыв увеличился до 26 позиций. Армения уже сегодня приблизилась к 30-му месту -рубежу, к которому стремится Беларусь.
Украина стала мировым лидером по темпам продвижения в рейтинге 2013 г. прежде всего за
счет прорыва в области разрешений на строительство, где она поднялась с 186-го на 41-е место, а также прогресса в регистрации собственности (подъем на 61 позицию) и повышении доступности кредитования (перемещение с 24-го на 13-е место).
Что касается России, то ее прогресс обусловлен успехами в регистрации прав собственности (переход с 46-го на 17-е) и регистрации предприятий (с 100-го на 88-е), но в первую очередь подвижками в категории «подключение к электросетям», где она переместилась со 188-го на 117-е место.
Прогресс украинских и российских партнеров в регистрации предприятий и собственности не представляет большого интереса, поскольку Беларусь уже прошла этот этап и занимает стабильные позиции по указанным категориям. В то же время весьма полезным может стать изучение опыта Украины в повышении доступности кредитования и российского опыта в присоединении к электросетям. В этой связи посмотрим, как выглядит Республика Беларусь в рейтинге по категории «подключение к системе электроснабжения» в сравнении со своими партнерами по СНГ (табл. 2).
Если в прошлогоднем рейтинге по этому критерию мы превосходили Россию, то в нынешнем наша соседка поднялась на 71 позицию и теперь значительно опережает
Таблица 1. Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса»
Основные индикаторы DB 2013 Рейтинг DB 2013 Рейтинг после корректировки DB 2014 Рейтинг Изменение рейтинга
Регистрация собственности 3 3 3 Нет изменений
Регистрация предприятий 9 20 15 +5
Обеспечение исполнения контрактов 13 13 13 Нет изменений
Получение разрешений на строительство 30 37 30 +7
Разрешение неплатежеспособности 56 56 74 -18
Защита инвесторов 82 95 98 - 3
Кредитование 104 105 109 -4
Налогообложение 129 135 133 +2
Международная торговля 151 150 149 +1
Подключение к системе электроснабжения 171 175 168 +7
о
X X
5
X
Источник: «Doing Business - 2013», «Doing Business - 2014»
Инновации и инвестиции
Страна/регион Рейтинг 2014 Изменение рейтинга Процедуры (количество) Срок (дни) Стоимость (% от дохода на душу населения)
Казахстан 87 -2 6 88 65,3
Армения 109 -2 5 242 98,9
Россия 117 +71 5 162 293,8
Беларусь 168 +7 7 161 431,7
Европа и Центральная Азия - - 6 146 486,6
ОЭСР - - 5 89 79,1
Источник: «Doing Business - 2014»
Таблица 2. Выборочный рейтинг по категории «подключение к системе электроснабжения», включая ее отдельные компоненты
о
X X
5
X
Беларусь. Такого результата наш партнер по Таможенному союзу добился, прежде всего, за счет значительного понижения стоимости (с 1574% до 294% от дохода на душу населения), а также сокращения вдвое количества процедур (с 10 до 5) и более чем на 100 дней сокращения сроков. Что касается нашей страны, то мы смогли сократить стоимость почти вдвое (с 839% до 432%), уменьшить сроки на 18 дней, при этом количество процедур осталось без изменений (7).
Показатели Беларуси по числу процедур, необходимых для подключения к системе электроснабжения и количеству дней, затраченных на это, практически не уступают средним значениям по региону. В то же время стоимость подключения в нашей республике в 4-6 раз превышает аналогичные показатели в Армении и Казахстане.
В целом же проведенный анализ доклада «Doing Business -2014» позволяет сформулировать следующие выводы.
Постепенно улучшая бизнес-климат, Беларусь продвигается в рейтинге Всемирного банка. Вместе с тем темпы этого продвижения являются недостаточными. Для их ускорения следует в приоритетном порядке усилить те категории, по которым республика находится во второй сотне государств («подключение к системе электроснабжения», «международная торговля», «налогообложение»), а также те позиции, по которым было допущено снижение рейтинга («разрешение неплатежеспособности», «кредитование», «защита инвесторов»).
По оценкам Всемирного банка, сегодня четко прослеживается тенденция конвергенции, когда страны с самыми дорогостоящими и сложными процедурами и самыми слабыми правовыми институтами постепенно перенимают практики, применяемые в лидирующих странах. Этот процесс влечет сближение результатов по многим направлениям ведения бизнеса. Поэтому участие в рейтинге целесообразно использовать для оценки лучшего опыта, в том числе стран-партнеров по сотрудничеству, с целью его использования с учетом наших экономических условий. При этом следует придерживаться основополагающего принципа - руководствоваться интересами нашего государства и наших граждан.
Нельзя отрицать наличие проблем, связанных с нестыковками в оценках, а также с недостатками методологии. Вместе с тем не совсем корректно только этими причинами обосновывать медленные темпы продвижения Беларуси в рейтинге. Хотя бы потому, что Всемирный банк применяет одинаковые критерии оценки ко всем участвующим в исследовании странам. Видимо, более рационально подвергнуть анализу выполнение намеченных мер на национальном уровне по улучшению атмосферы ведения предпринимательской деятельности.
Дальнейший прогресс, как представляется, в значительной степени зависит от того, насколько эффективно будут реализованы на практике меры по стимулированию деловой активности, устранению административных барьеров, препятствующих
ведению бизнеса, в том числе предусмотренных в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 гг. [3].
Рейтинг удобства налоговой системы
Укрепление позиций Беларуси в рейтинге легкости ведения бизнеса неразрывно связано с упрощением налоговой системы. В ноябре 2013 г. Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и международная аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers (PwC) опубликовали совместное исследование «Уплата налогов 2014: международный обзор», в котором участвовали 189 стран [4]. Суть рейтинга - сравнить их по критериям, которые напрямую связаны с легкостью и простотой ведения бизнеса. Нынешний рейтинг охватывает период с июня 2012 г. по июнь 2013 г. и определяется для каждого государства по совокупности следующих показателей: количество налоговых платежей, время для их выполнения (в часах) и совокупная ставка налогообложения.
Ознакомление с документом вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, 133-е место Беларуси и потеря 4 позиций по сравнению с предыдущим докладом свидетельствует о приостановлении наметившегося движения вверх. С другой стороны, нельзя забывать, что еще три года назад наша страна находилась на последнем месте и за 2 года улучшила свою позицию на 54 ступеньки, поднявшись в рейтин-ге-2013 на 129-е место.
В докладе 2014 г. наша страна не называется в числе государств, достигших наибольшего прогресса в период 2012-2013 гг. В то же время по темпам продвижения вверх по рейтинговой лестнице с 2008 по 2012 г. республика продолжает удерживать мировое первенство. Мы добились наибольшего прогресса среди стран региона Восточной Европы и Центральной Азии в понижении
совокупной ставки налогообложения, а также в сокращении показателя «время для выполнения налоговых обязательств» (наряду с Украиной и Азербайджаном).
В частности, число ежегодных налоговых платежей в республике сократилось за 9 лет со 125 до 10, время на уплату налогов - с 987 до 319 часов в год, совокупная ставка налогообложения - с 137,3% до 54% от коммерческой прибыли малых и средних предприятий. Для сравнения приведем среднемировые показатели: количество налоговых платежей - 27; время для выполнения налоговых обязательств - 268 часов; совокупная налоговая ставка - 43,1%. Как видим, Беларусь значительно превосходит среднемировой уровень по первому показателю, одновременно уступая по двум другим.
Озабоченность вызывает не только откат нашей страны на 133-е место в рейтинге 2014 г., но и существующий разрыв с нашими партнерами по Таможенному союзу и ЕЭП - Казахстаном и Россией, которым мы уступаем по всем трем составляющим сводного рейтинга простоты уплаты налогов (табл. 3).
Как видим, Казахстан опустился в рейтинге на 1 позицию, а Россия переместилась с 64-го на 56-е место. Опыт нашего партнера по Союзному государству, который за последние 2 года повысил свой рейтинг на 46 позиций, сократил с 29 до 7 количество налоговых платежей по сравнению с рейтингом-2012 и снизил с 132% до 50,7% совокупную налоговую ставку, заслуживает тщательного изучения.
В региональном рейтинге по критерию «количество налоговых платежей» Беларусь с показателем 10 занимает 4-е место среди 19 стран Восточной Европы и Центральной Азии после Грузии (5), Казахстана (7) и России (7). Средний показатель по этому критерию в регионе -29,5 платежей.
В то же время по критериям «время для выполнения» с показателем 319 часов и «сово-
Страна Выплаты (количество) Время (часы) Совокупная налоговая Рейтинг Рейтинг ставка (% от 2013*, место 2014*, место прибыли) Динамика
Казахстан 7 188 28,6 17 18 -1
Россия
50,7
Беларусь 10 319 54 129 133 -4
*Общий рейтинг является средним арифметическим мест, занятых страной в каждом из его трех составляющих компонентов Источник: «Paying Taxes 2014. The global picture»
купная ставка налогообложения» с показателем 54% республика находится на 14-й и 16-й позициях. Средние показатели в регионе составляют соответственно 256 часов и 39,5%. Поэтому налоговая система в Беларуси нуждается в дальнейшем усовершенствовании, включая снижение налоговой нагрузки и сокращение времени, затрачиваемого на подсчет и уплату налогов. Эти меры могут стать дополнительным фактором улучшения инвестиционного климата в стране.
Проанализировав позиции и перспективы Беларуси в международных рейтингах по условиям ведения бизнеса и удобству налоговой системы, попытаемся сформулировать некоторые выводы более общего характера.
Прежде всего, необходимо добиться четкого осознания того, что индексы и рейтинги не находятся в виртуальном пространстве, в отрыве от проблем экономики, а непосредственно влияют на поведение потенциальных инвесторов. С этой точки зрения, на наш взгляд, и следует подходить к решению вопроса о повышении позиций нашей страны в международных рейтингах. Достижение намеченных целей не представляется возможным без изучения и использования лучшего мирового опыта. Вместе с тем не следует абсолютизировать оценку страны по занимаемой позиции в международных рейтингах, а рассматривать ее в качестве полезного инструмента, позволяющего определять пути повышения инвестиционной привлекательности государства и конкурентоспособности экономики. Насколько серьезно нужно воспринимать итоги рейтингов и следовать
предлагаемым рекомендациям - дело каждого конкретного государства. Важно, чтобы погоня за высокими местами служила катализатором системной работы по совершенствованию условий осуществления предпринимательской деятельности, созданию благоприятного инвестиционного климата и не наносила ущерба нашим национальным интересам.
Что касается намеченных правительством целей по продвижению Беларуси в международных рейтингах, то их достижению могла бы способствовать четкая реализация мер, определенных «дорожными картами» министерств и ведомств, ответственных за тот или иной рейтинг. Следует также планировать отслеживание и оценку опыта других стран, который может быть применим в нашей республике. Изучение отдельных показателей, их сопоставительный анализ должны быть направлены на выявление существующих проблем и указывать директивным органам направления поисков положительного опыта и рациональных методов работы.
Литература
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 г. №216 «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011— 2015 гг.» Электронный ресурс: http://www.government.by/ upload/docs/pdp2011_2015.pdf
2. «Doing Business 2014». Электронный ресурс: http://www. doingbusiness.org/
3. Постановление Совета Министров от 29.12.2012 г. №1242 «О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы». Электронный ресурс: http://www. government.by/ru/solutions/
4. «Paying Taxes 2014: The Global Picture». Электронный ресурс: http://www.pwc.com/gx/en/paying-taxes/assets/ pwc-paying-taxes-2014.pdf
Таблица 3. Позиция группы стран в мировом рейтинге 2014 г. по уровню простоты уплаты налогов
о х
X
5
X
7
64
56
+8