Научная статья на тему 'Условия ведения бизнеса в России и других странах (оценки Всемирного банка)'

Условия ведения бизнеса в России и других странах (оценки Всемирного банка) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1126
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ИЗМЕРЕНИЕ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / ВСЕМИРНЫЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллин Антон Рифкатович

Описывается подход, предложенный Всемирным банком для оценки условий ведения бизнеса в странах мира, выделены основные направления измерения ведения бизнеса и проанализированы результаты рейтинга ведения бизнеса в России и некоторых странах мира за последние годы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия ведения бизнеса в России и других странах (оценки Всемирного банка)»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 330.3

А. Р. САФИУЛЛИН

УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ (ОЦЕНКИ ВСЕМИРНОГО БАНКА)

Описывается подход, предложенный Всемирным банком для оценки условий ведения бизнеса в странах мира, выделены основные направления измерения ведения бизнеса и проанализированы результаты рейтинга ведения бизнеса в России и некоторых странах мира за последние годы.

Ключевые слова: бизнес, измерение условий ведения бизнеса, Всемирный банк.

«Ведение бизнеса» (Doing Business) - это ежегодная серия аналитических докладов Всемирного банка, в которых исследуются регулирующие воздействия, которые либо стимулируют, либо сдерживают деловую активность. Авторы доклада за 2016 год справедливо отмечают [1, p.1], что общество нуждается в регулировании, и бизнес как часть социально-экономической системы не является исключением, без установленных правил современные предприятия не могут существовать, и там, где не срабатывает рынок, тщательно продуманное регулирование может обеспечить социально оптимальные результаты.

Предлагаемый Всемирным банком (Международным банком реконструкции и развития) подход в анализе и оценке условий предприни-ма-тельской деятельности сфокусирован на правилах и регуляторных процессах, которые воздействуют на создание и ведение бизнеса. Оцениваются процессы, которые имеют отношение к асимметрии информации (например, правила и воздействие кредитного рынка), равновесию рынков с асимметричной информацией (например, на рынке труда), а также те, которые обеспечивают возможность предоставления общественных благ или услуг (например, регистрация бизнеса или собственности).

В соответствии с методологией, разработанной Всемирным банком, оценка условий ведения бизнеса и регулирующих воздействий осуществляется по следующим направлениям [2]:

- создание бизнеса (Starting a Business),

- получение разрешений на строительство (Dealing with Construction Permits),

© Сафиуллин А. Р., 2016

- подключение к системе электроснабжения (Getting Electricity),

- регистрация собственности (бизнеса) (Registering Property),

- получение кредита (Getting Credit),

- защита прав миноритарных инвесторов (Protecting Minority Investors),

- уплата налогов (Paying Taxes),

- осуществление внешнеторговой деятельности (Trading Across Borders),

- обеспечение исполнения договоров (Enforcing Contracts),

- процедуры банкротства (разрешение проблем неплатежеспособности) (Resolving Insolvency),

- регулирование рынка труда (Labor Market Regulation),

- государственные закупки (Selling to the Government).

В докладе за 2017 год отмечается, что страны, занимающие верхние позиции рейтинга (табл. 1), несмотря на то, что уже имеют сложившиеся доступные и эффективные правила ведения бизнеса, тем не менее продолжают проводить реформы. Например, Гонконг снизил регистрационные взносы, сделав открытие бизнеса менее дорогостоящим. Швеция упростила процедуры передачи имущества. Норвегия ввела электронную систему, обеспечивающую поддержку исполнения контрактов. Как правило, рейтинг стран в этой классификации Всемирного банка выше, если в стране есть система управления земельными ресурсами, сопряжённая с надёжной базой данных и регистрацией прав правовой системой. Рейтинг выше, если в стране сформирована система регулирования бизнеса, которая позволяет предпринимателям достигать поставленных целей просто, быстро и недорого, даёт возможность начать бизнес за небольшое количество «шагов», в короткие сроки и с меньшими затратами.

Таблица 1

Рейтинг стран (оценка условий ведения бизнеса и регулирующих воздействий по методологии Всемирного банка)

2016 2017

Ранг Страна Значение индекса Ранг Страна Значение индекса

1 Сингапур 87,34 1 Новая Зеландия 87,01

2 Новая Зеландия 86,79 2 Сингапур 85,05

3 Дания 84,40 3 Дания 84,87

4 Южная Корея 83,88 4 Гонконг, Китай 84,21

5 Гонконг, Китай 83,67 5 Южная Корея 84,07

6 Великобритания 82,46 6 Норвегия 82,82

7 США 82,15 7 Великобритания 82,74

8 Швеция 81,72 8 США 82,45

9 Норвегия 81,61 9 Швеция 82,13

10 Финляндия 81,05 10 Македония 81,74

51 Российская Федерация 70,99 40 Российская Федерация 73,19

Источник: составлено автором по [1, р.5], [3, р.7].

Таблица 2

Россия в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка

Год 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Ранг 97/175 106 /178 120 /183 120/183 92/189 51/189

Источник: составлено автором по [4].

Позиция России в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка в последнее десятилетие изменилась в лучшую сторону (табл. 2). Если ранее России была во второй половине списка стран, то в последние годы - в первой половине, а в 2016 году - в первой трети списка стран, в которых Всемирный банк оценивал условия ведения бизнеса. По оценкам Всемирного банка, улучшение условий ведения бизнеса в нашей стране, как и в ряде других стран Европы и Центральной Азии, связано главным образом с реформированием стартовых процедур для открытия бизнеса, изменениями в системе уплаты налогов и усовершенствованием кредитных процедур. В России, Армении, Беларуси, Казахстане и некоторых других странах, начиная с 2004 года, было проведено более 30 подобных реформ в каждой стране. Тем не менее в последнем рейтинге, опубликованном Всемирным банком, Россия занимает 40-ю позицию в списке из 189 стран, уступая Казахстану, Беларуси, Армении, Румынии, Болгарии, но опережая Италию, Израиль, Люксембург, Турцию.

По итогам 2016 года составляющие рейтинга ведения бизнеса в России имеют следующие характеристики в сравнении с другими странами (табл. 3).

Из всех составляющих совокупного индекса ведения бизнеса, в современной России самый высокий показатель - 9 место в рейтинге - у компонента «регистрация собственности». По оценкам Всемирного банка, для регистрации в России необходимо выполнить 3 процедуры в течение 15 дней, что в указанных составляющих соответствует, например, показателям США, и лучше, чем у Китая или Индии.

Также в последние годы произошли позитивные сдвиги в компоненте «открытие бизнеса». В 2014 году Россия занимала по данному компоненту 88 место в мире, существенно уступая лидеру рейтинга 2014 года - Сингапуру. В России начало ведения бизнеса в тот период сопровождалось участием в 7 процедурах в течение 15 дней (против 3 процедур за 2,5 дня в Сингапуре). Сейчас процессы открытия бизнеса в России ускорились почти в два раза - 3,7 процедур за 9,8 дней, но всё-таки существенно уступают текущему лидеру рейтинга - Новой Зеландии, где открыть своё дело можно в течение половины дня в рамках одной процедуры. Относительно 2014 года в России также незначительно «стали проще» инфраструктурные условия ведения бизнеса, связанные с получением разрешений на строительство и подключением к системам электроснабжения. За 2014-2016 гг. сократилось количество соответствующих процедур: по

вопросам застройки - с 36 до 13,7, электроснабжения - с 5 до 3. Вместе с тем не произошло существенных изменений в отношении налогообложения предпринимательской деятельности, по-прежнему субъекты бизнеса осуществляют 7 налоговых платежей в течение года. Кроме того, на четверть возросла длительность выполнения контрактных обязательство по решению суда, несколько увеличились затраты на сопровождение иска, что свидетельствует об отсутствии положительных

сдвигов в динамике судебных и административных издержек ведения бизнеса в современной России.

Таким образом, в оценках ведения бизнеса в современной России в сравнении с другими странами, предложенных Всемирным банком, можно выделить как положительные изменения, так и свидетельства наличия некоторых ограничений, сдерживающих развитие бизнеса в нашей стране.

Таблица 3

Некоторые составляющие рейтинга ведения бизнеса (Россия и страны мира)

Показатели Россия Новая Зеландия США Швеция Китай Индия

Создание бизнеса

Количество процедур 3,7 1 6 3 9 12,9

Время (дни) 9,8 0,5 5,6 7 28,9 26

Затраты (% дохода на 1,0 0,3 1,1 0,5 0,7 13,8

душу населения)

Минимальный капитал 0,0 0,0 0,0 11,5 0,0 0,0

(% дохода на душу насе-

ления)

Получение разрешений на строительство

Количество процедур 13,7 10 15,8 7 22 35,1

Время (дни) 239,3 93 80,6 116 244,3 190

Затраты (% стоимости 1,4 2,2 1,0 2,1 7,0 25,9

строения)

Подключение к системе электроснабжения

Количество процедур 3 5 4,8 3 5,5 5

Время (дни) 160,5 58 89,6 52 143,2 45,9

Затраты (% дохода на 44,1 76,0 24,4 32,3 390,4 133,2

душу населения)

Регистрация собственности (бизнеса)

Количество процедур 3 2 4,4 1 4 7

Время (дни) 15 1 15,2 7 19,5 46,8

Затраты (% стоимости собственности) 0,2 0,1 2,4 4,3 3,4 7,7

Получение кредита

Ранг 44 1 2 75 62 44

Защита прав миноритарных инвесторов

Ранг 53 1 41 19 123 13

Уплата налогов

Платежи (количество в 7 7 10,6 6 9 25

год)

Время (часы в год) 168 152 175 122 259 241

Осуществление внешнеторговой деятельности

Ранг 140 55 35 18 96 143

Обеспечение исполнения договоров (выполнение контрактных обязательств по решению суда)

Время (дни) 337 216 420 321 452,8 1420

Затраты (% стоимости 16,5 27,2 30,5 30,4 16,2 39,6

иска)

Разрешение неплатёжеспособности

Ранг 51 34 5 19 53 136

Источник: составлено автором по [3, р.234] Вестник УлГТУ 4/2016

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Doing Business 2016. Measuring Regulatory Quality and Efficiency. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. -Washington. - 338 p.

2. Methodology for Doing Business [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. doingbusiness. org/methodology.

3. Doing Business 2017. Equal Opportunities for All. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. - Washington.

4. Doing Business - Measuring Regulatory [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/.

Сафиуллин Антон Рифкатович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий аспирантурой и докторантурой Ульяновского государственного технического университета, заведующий кафедрой «Экономическая теория».

Поступила 05.12.2016 г.

УДК 338.22+339

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. П. ПИНКОВ, М. Н. КОНДРАТЬЕВА, Е. В. БАЛАНДИНА

ПРОБЛЕМЫ ВЫХОДА РОССИЙСКИХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК: ОБЗОР И АНАЛИТИКА

Посвящена анализу внешнеторгового оборота России, выявлению проблем выхода российских малых и средних предприятий на зарубежные рынки.

Ключевые слова: внешнеторговый оборот, зарубежный рынок.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р, основной целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности её национального хозяйства [2].

По данным Федеральной службы государственной статистики внешнеторговый оборот России по методологии платёжного баланса в июле 2014 г. составил (в фактически действовавших ценах) 75,1 млрд долларов США (2599,8 млрд рублей), в том числе экспорт -46,1 млрд долларов США (1595,5 млрд рублей), импорт - 29,0 млрд долларов США (1004,3 млрд рублей) (рис. 1) [3].

© Пинков А. П., Кондратьева М. Н., Баландина Е. В., 2016

В июле 2014 г. внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил в текущих ценах 66,2 млрд долларов США (2291,7 млрд рублей) и по сравнению с соответствующим месяцем 2013 г. вырос на 4,3%, с государствами-участниками СНГ — 8,9 млрд долларов США (308,1 млрд рублей) и снизился на 15,7% (рис. 2).

Анализ статистических данных по товарной структуре экспорта показал, что основу российского экспорта в январе-июле 2014 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 75,5% (в январе-июле 2013 года - 75,2%).

В январе-июле 2014 года стоимостный объём топливно-энергетических товаров по сравнению с январём-июлем 2013 года возрос на 1,8%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объёмы экспорта угля каменного на 10,4%, газа природного - на 2,3%, нефтепродуктов - на 10,1%, в том числе: бензина автомобильного -на 33,1%, керосина на - 62,0%, дизельного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.