Международные рейтинги ЩЩ
В соответствии с проектом Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2030 г. (НСУР-2030) в числе основных приоритетов рассматриваются поддержка частного предпринимательства, а также улучшение делового и инвестиционного климата. В частности,ставится задача двукратного (до 50%) увеличения вклада малых и средних предприятий в экономический рост страны. Ориентиры определены. А как оценивают международные структуры нынешний уровень предпринимательской деятельности в Беларуси?
Резюме. Основываясь на данных доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса - 2015», автор анализирует итоги и перспективы позиционирования Беларуси в этом международном рейтинге. Делается вывод о наличии у нашей страны значительного резерва в создании благоприятных условий для развития бизнеса, учитывая имеющиеся в этом направлении достижения.
Ключевые слова: Всемирный банк, регистрация собственности, регистрация предприятий, исполнение контрактов, налогообложение, защита инвесторов, международная торговля, подключение к системе электроснабжения.
Обратимся к докладу «Ведение бизнеса - 2015» («Doing Business - 2015» -далее DB 2015), который вышел в конце нынешнего года. Он стал 12-м ежегодным исследованием Всемирного банка и Международной финансовой корпорации по ключевым аспектам нормативно-правового регулирования бизнеса [1]. Содержащийся в документе рейтинг формируется на основе опросов компаний основного делового центра страны и складывается из оценок по 10 параметрам. В докладе учтены реформы, проведенные в период с июня 2013 г. по июнь 2014 г. Таким образом, отражена ситуация по состоянию на 1 июня 2014 г.
В нынешнем исследовании зафиксированы некоторые нововведения.
Сергей Сергеев,
доцент кафедры
экономики
Белорусского
государственного
педагогического
университета
им. М. Танка,
кандидат
философских наук
Во-первых, в 11 странах с населением более 100 млн человек впервые собраны данные не по одному, а по двум основным городам. В России, к примеру, вторым деловым центром стал Санкт-Петербург.
Во-вторых, расширен круг вопросов для изучения трех из десяти параметров: «кредитование», «защита инвесторов» и «разрешение проблемы неплатежеспособности». В следующем докладе это правило распространится еще на пять индикаторов.
В-третьих, рейтинг основан на показателе удаленности от передового рубежа (УПР). Он позволяет оценить, насколько близка экономика к лучшим мировым практикам регулирования бизнеса (передовой рубеж оценивается в 100 баллов, наихудший - в 0).
Таблица 1. Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса»
Источник: [1, 2]
В рейтинге DB 2015 значение УПР для Беларуси составляет 68,26 балла с разрывом в 31,74 балла.
В десятку экономик мира, которые достигли максимального сокращения УПР, попали Таджикистан и Азербайджан. Наша страна уже четвертый год не входит в число самых активных реформаторов и в региональном рейтинге занимает 11-е место из 26. Безусловным лидером уже девятый год подряд является Сингапур. В первый эшелон с наиболее привлекательным деловым климатом вошли также Новая Зеландия, Гонконг (Китай), Дания, Южная Корея, Норвегия, США, Великобритания, Финляндия и Австралия. Среди стран постсоветского пространства в первой тридцатке - Грузия (15-е место), Эстония (17-е), Латвия (23-е), Литва (24-е). Армения находится на 45-й строчке рейтинга, Россия - на 62-й, Молдова - на 63-й, Казахстан - на 77-й, Украина -на 96-й, Азербайджан - на 80-й, Узбекистан - на 141-й, Таджикистан - на 166-й.
Беларусь в нынешнем отчете заняла 57-ю позицию среди 189 стран и поднялась на 6 ступенек по сравнению с рей-
тингом предыдущего доклада, в котором была на 63-м месте. Однако поскольку авторы исследования практикуют обратные пересчеты данных с учетом изменений методики и возможных корректировок данных, мы не продвинулись в таблице по итогам 2014 г.
Заметим, что аналогичная ситуация сложилась и в отношении многих других стран. Например, Россия поднялась на 30 пунктов по сравнению с рейтингом DB 2014, а с учетом его корректировки - только на 2. Регулярные пересмотры данных, безусловно, затрудняют проведение анализа, особенно в отношении динамики продвижения государств в мировой табели о рангах. К примеру, в нынешнем отчете Беларусь улучшила 7 показателей из 10 по сравнению с данными DB 2014 на момент его выпуска, а с учетом проведенных корректировок - только 3. Поэтому для более корректного анализа мы сравнили показатели трех последних рейтингов (табл. 1).
Как видно из представленных данных, из десяти критериев, по которым Всемирный банк оценивает экономики, лучше всего у нас обстоят дела с регистрацией собственности - почетное 3-е место в мире
DB 2013 DB 2014 „„„„-г
_ „ . „ . DB 2015 Динамика
Основные индикаторы Реитинг после Реитинг после „ ____________
* Рейтинг 2015 к 2013
корректировки корректировки
Регистрация собственности
Нет изменений
Регистрация предприятий 20 35 40 -20
Обеспечение исполнения 13 7 7 +6
контрактов
Получение разрешений на 37 54 51 -14
строительство
Разрешение неплатежеспособности 56 66 68 -12
Защита инвесторов 95 91 94 +1
Кредитование 105 99 104 +1
Налогообложение 135 107 60 +75
Международная торговля 150 146 145 +5
Подключение к системе элек- 175 144 148 +27
троснабжения
3
3
3
(уступаем только Грузии и Новой Зеландии). Зарегистрировать собственность у нас можно за 4 дня, осуществив лишь 2 процедуры.
Еще один важный показатель - исполнение контрактов, по которому судят о том, как соблюдаются условия договоров. Здесь Беларусь переместилась с 13-й на 7-ю позицию по сравнению с таблицей DB 2013. Срок рассмотрения коммерческих споров у нас вдвое короче, чем в группе развитых стран ОЭСР - 275 дней против 540. Практически сопоставима стоимость судебных издержек, а количество процедур в республике ниже, чем в ОЭСР - 29 против 32. Таким образом, по двум указанным показателям мы входим в первую десятку мирового рейтинга.
Самые значимые подвижки в Беларуси произошли в сфере налогообложения - если еще четыре года назад мы находились на последней позиции по этому показателю, то за два года совершили рывок в 75 ступенек: со 135-го места на 60-е. Успех республики отмечен отдельной строкой в докладе Всемирного банка. Как считают эксперты, он стал возможен благодаря упрощению процесса налогообложения для компаний за счет внедрения электронной системы учета и уплаты налогов. За минувшие 10 лет количество ежегодных налоговых платежей сокращено со 125 до 7, время на уплату налогов - с 987 до 183 часов в год, совокупная ставка налогообложения - со 137% до 52% от коммерческой прибыли малых и средних предприятий. Несмотря на это, мы по-прежнему отстаем от наших партнеров по интеграционным процессам (табл. 2).
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает анализ показателей, по которым наша
Международные рейтинги
страна продолжает оставаться во второй сотне государств. Посмотрим, как выглядит Беларусь в рейтинге по категории «подключение к системе электроснабжения» в сравнении с партнерами по ЕАЭС (табл. 3).
По подключению к энергоснабжению мы занимаем 148-е место, хотя и переместились вверх на 27 мест за последние два года. Россия повысила свой рейтинг на 41 позицию, в то время как Армения и Казахстан опустились на 30 и 17 мест соответственно. По сравнению с 2013 г. наша страна смогла уменьшить сроки осуществления этого процесса на 48 дней, сократить более чем в два раза (с 839 до 364%) его стоимость. Несмотря на это, она все равно превышает аналогичные показатели в Армении и Казахстане соответственно в 4 и 6 раз. По числу процедур Беларусь незначительно уступает средним значениям по региону, зато выглядит более предпочтительно по количеству затраченных дней. В целом можно утверждать, что по этой категории рейтинга у нас наметилась положительная динамика.
В соответствии с проектом НСУР-2030, стратегически важной задачей для нашей экономики является увязка ее роста с наращиванием экспортного потенциала. Поэтому оценка Всемирного банка участия республики в международной торговле представляет не только теоретический, но и прак-
Совокупная
Страна/ Число Время налоговая DB 2015, Динамика
регион платежей (часы) ставка (% от прибыли) место* 2015 к 2013
Казахстан 6 188 28,6 17 -
Армения 10 321 20,4 41 +67
Россия 7 168 49 49 +15
Беларусь 7 183 52 60 +75
Европа
и Централь- 20,5 234 34,9 - -
ная Азия
ОЭСР 11,8 175 41,3 - -
*Общий рейтинг является средним арифметическим мест, занятых страной в каждом из трех компонентов
Страна/ регион Процедуры (количество) Срок (дни) Стоимость (% от дохода на душу населения) Рейтинг DB 2015 Динамика 2015 к 2013
Казахстан 6 88 56,6 97 -17
Армения 5 187 92,6 131 -30
Россия 5,6 179,1 321 143 +41
Беларусь 7 131 364,1 148 +27
Европа
и Централь- 5,9 138 471,1 - -
ная Азия
ОЭСР 4,7 76,8 73,2 - -
тический интерес. Посмотрим, каковы наши позиции по этому показателю в сравнении с партнерами по ЕАЭС (табл. 4).
По данной категории мы занимаем 145-е место, опережая Казахстан и Россию, но уступаем Армении. Если рассматривать динамику продвижения в рейтинге, то здесь лидирует Россия, которая за последние два года поднялась на 7 мест. Беларусь переместилась вверх на 5 позиций, Армения и Казахстан опустились на 3.
По временным затратам (15 дней) и стоимости экспорта (1,5 тыс. долл. за контейнер) мы опережаем наших партнеров по ЕАЭС, а также превосходим средние показатели по региону. Полагаем, что резервы улучшения позиции нашей страны по критерию «международная торговля» находятся в плоскости сокращения времени на импорт и количества экспортно-импортных документов. Сегодня как никогда повышается актуальность
Страна Рейтинг Экспорт Импорт
Документы (кол-во) Время (дни) Стоимость (долл.за контейнер) Документы (кол-во) Время (дни) Стоимость (долл.за контейнер)
Армения 110 5 16 1,885 8 18 2,175
Беларусь 145 8 15 1,460 10 30 2,265
Россия 155 9 22 2,705 10 20 2,920
Казахстан 185 10 79 5,285 12 67 5,265
Европа и Центральная Азия - 7 23,6 2,155 8 25,9 2,436
ОЭСР - 4 10,5 1,080 4 9,6 1,100
Таблица 2.
Выборочный
рейтинг
по категории
«налогообложение»,
включая
ее отдельные
компоненты
Источник:
составлено автором по данным отчета «Doing Business - 2015»
Таблица 3. Выборочный рейтинг по категории «подключение к системе
электроснабжения», включая ее отдельные компоненты
Источник:
составлено автором по данным отчетов «Doing Business - 2014», «Doing Business - 2015»
Таблица 4.
Государства - члены ЕАЭС в рейтинге DB 2015 по критерию «международная торговля»
Источник:
составлено автором по данным отчета «Doing Business - 2015»
проведения грамотной таможенной политики по взаимодействию с деловыми кругами. Не следует также забывать, что простота и прозрачность таможенных процедур являются важным индикатором не только торговли, но и инвестиций.
В заключение отметим, что, несмотря на постепенное улучшение делового климата в стране, темпы продвижения Беларуси в рейтинге Всемирного банка по-прежнему недостаточны для достижения намеченных правительством ориентиров. Анализ итогов доклада «Doing Business - 2015» указывает на узкие места, которые сохраняются в республике, а также возможные направления улучшения предпринимательской деятельности. Речь идет об упрощении условий для бело-
русского бизнеса в таких сферах, как международная торговля, подключение к электроснабжению, кредитование. Требуют детального изучения причины понижения рейтинга по ряду показателей: простоте регистрации предприятий, получению разрешений на строительство, разрешению неплатежеспособности. Следует также усилить контроль правительства за тем, как на практике стимулируется деловая активность, устраняются административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности. В то же время указанные меры должны рассматриваться с учетом главного критерия - интересов нашего государства и граждан.
Говоря о перспективах исследования Всемирного банка «Doing Business», напомним,
что в настоящее время обсуждается целесообразность введения новых индикаторов комфортности ведения бизнеса. В частности, рассматривается возможность учета таких показателей, как уровень коррупции, степень защиты интеллектуальной собственности и соблюдения авторских прав, состояние электронной среды ведения бизнеса и др. Нельзя исключать, что некоторые из них могут найти отражение в последующих докладах. И к этому надо быть готовым.
See: http://innosfera.org/2014/12/bel_bussines
Литература
1. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency // Electronic resource: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/ doing-business-2015.
2. Doing Business 2014: Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises // Electronic resource: http://www. doingbusiness. org/reports/global-reports/doing-business-2014.
Парк высоких технологий заканчивает строительство бизнес-инкубатора для малых высокотехнологичных компаний, которые в будущем могут превратиться в крупные корпорации. Здесь будет вестись подготовка и переподготовка кадров, оказываться юридическая помощь в части защиты прав интеллектуальной собственности.
Палата представителей Национального собрания Беларуси 2 декабря приняла к сведению Декрет Президента от 03.11.2014 г. № 4, расширяющий виды деятельности, занятие которыми позволит субъектам входить в состав ПВТ и пользоваться соответствующими налоговыми льготами. Речь идет о таких сферах, как микро-, опто- и наноэлектроника, передача данных, радиолокация. Декретом определен порядок предоставления преференций для резидентов ПВТ, если они ввели новые направления деятельности, не заявленные при регистрации. Это дает возможность применять на практике более гибкую систему управления, исключить лишние бюрократические процедуры.
Государственно-частное партнерство как двигатель экономики
Под эгидой Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и Европейской экономической комиссии ООН 4 декабря нынешнего года в Минске прошел научно-практический семинар «Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности». Он продолжил цикл совместных мероприятий по совершенствованию государственной инновационной политики в Беларуси, начатый в 2012 г.
Участники семинара ознакомились с зарубежной практикой создания и функционирования инновационных инфраструктурных элементов, укрепляющих горизонтальные связи внутри национальной инновационной системы - технологических платформ, кластеров, сообществ знаний и инноваций и др., и использования для их развития инструментов государственно-частного партнерства. Опыт, накопленный в странах Европейского союза, полезен для Беларуси, где, по мнению отечественных экономистов, имеются базовые условия для формирования высокотехнологичных кластеров в области биомедицины и новых материалов. Подобные мегапроекты, в случае успеха, способны стать двигателем национальной экономики, однако с самого начала требуют партнерства государства и бизнеса.
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ