ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛА ОТДЫХА НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ УДАРНЫХ ВИДОВ ОЛИМПИЙСКИХ ЕДИНОБОРСТВ
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 21.01.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Эпов1 Кандидат педагогических наук Е.М. Калинин1 Доктор педагогических наук О.В. Костромин2
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) 2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
TECHNICAL AND TACTICAL TRAiNiNGS iN OLYMPiC COMBAT SPORTS: TRAiNiNG TiME CONTROL MODEL WiTH REST BREAKS: BENEFiTS ANALYSiS
Dr. Hab., Professor O.G. Epov1
PhD E.M. Kalinin1
Dr. Hab. O.V. Kostromin2
1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
2St. Petersburg Mining University, St. Petersburg
Цель исследования - определение влияния интервалов отдыха на продолжительность специфических упражнений технико-тактической направленности спортсменов ударных видов олимпийских единоборств в соревновательном микроцикле.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проведен с участием 12 спортсменов экспериментальной группы, представителей ударных видов олимпийских единоборств, уровня мастеров спорта. Все спортсмены выполняли упражнения со специфической технико-тактической нагрузкой в виде атакующих и защитных действий. Продолжительность упражнения - 60 с, интенсивность - 80-85%, интервал отдыха - 60 с. Вторая, контрольная группа спортсменов в составе 12 человек выполняла идентичную нагрузку, но с интервалом отдыха 120 с.
Результаты исследования и выводы. В результате исследования выявлено, что выполнение соревновательных упражнений (спаррингов, поединков) необходимо строго регламентировать по продолжительности и интервалам отдыха в недельном микроцикле. При продолжительности упражнения 60 с, с интервалом отдыха 60 с и интенсивностью 80-85% от максимума наблюдается значительное утомление, что сказывается на снижении продолжительности выполнения упражнения и способности к восстановлению. Продолжительность упражнения 60 секунд с интервалом отдыха 120 с и интенсивностью 80-85% от максимума позволяет спортсменам восстанавливаться в интервалах отдыха, что сказывается на увеличении длительности упражнения и эффективности его выполнения.
Ключевые слова: управление, подготовка, контроль, интенсивность, интервал отдыха, параметр.
Abstract
Objective of the study was to design and test benefits of a training time control model for technical and tactical trainings in Olympic combat sports. Methods and structure of the study. We sampled for the training time control model testing experiment the Olympic combat sports elite (n=12) qualified Masters of Sports). The Experimental Group training included special technical and tactical skills trainings in attacks and defenses; with 60s workouts at 80-85% maximal intensity and the 60s rest breaks. The Control Group training times were the same with the 120s rest breaks.
Results and conclusion. The training time control model testing experiment showed that precompetitive practices with sparring bouts should be strictly rated by the training time and rest breaks in a weekly microcycle. The 60s workouts at 80-85% maximal intensity and 60s rest breaks were found to cause large fatigue detrimental to the rehabilitation process. The 60s workouts at 80-85% maximal intensity and 120s rest breaks were found more beneficial for rehabilitation and further workout efficiency.
Keywords: exercise, training, control, intensity, rest break parameter.
Введение. Управление тренировочным процессом происходит путем воздействий физических упражнений на поведение спортсмена в условиях тренировочных занятий [1, 8, 9]. В связи с увеличением количества соревнований, особенно у спортсменов высшей квалификации, вопрос управления тренировочным процессом на современном этапе является актуальным и требует дальнейшего изучения. На централизованных учебно-тренировочных сборах в соревновательных микроци-
клах управление может происходить путем применения только специализированных и специфичных для определенного вида спорта упражнений с целью моделирования условий соревнований международного уровня [2, 3, 10]. Подобные требования относятся к выполнению определенных параметров упражнения с заданной интенсивностью и интервалами отдыха при моделировании отдельных и целостных двигательных действий и элементов при подготовке к предстоящим соревнованиям.
При этом не всегда увеличение частоты тренировочных занятий является эффективным средством подготовки, а тренировочный объем - качественной составляющей и показателем работоспособности спортсменов [4-7].
Вопросы исследования наиболее эффективных способов оптимизации параметров тренировочной нагрузки являются актуальными и необходимыми для повышения эффективности подготовки спортсменов высокой квалификации.
Цель исследования - определить влияние интервалов отдыха на продолжительность специфических упражнений технико-тактической направленности спортсменов ударных видов олимпийских единоборств в соревновательном микроцикле.
Методика и организация исследования. Для решения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент с участием 12 спортсменов ударного вида олимпийских единоборств, тхэквондо ВТФ в возрасте 24,5±3,6 года, со стажем 8,2±3,1 года, уровня мастеров спорта. Все спортсмены выполняли упражнения со специфической технико-тактической нагрузкой в виде атакующих действий. Продолжительность упражнения - 60 с, интенсивность - 80-85 %, интервал отдыха - 60 с. Вторая, контрольная группа спортсменов в составе 12 человек выполняла идентичную нагрузку, но с интервалом отдыха 120 с. Таким образом, установлено соотношение продолжительности нагрузки к интервалу отдыху в первой группе - 1:1, во второй - 1:2.
На каждого спортсмена перед началом упражнения был одет портативный газоанализатор Metamax 3 B (Cortex, Германия) для определения минутной вентиляции легких (VE), потребления кислорода (VO2), эксцесс-анализа углекислого газа (VCO2), коэффициента дыхательного газообмена - RER (отношение количества VCO2 к VO2), коэффициента использования кислорода (КИО2). Регистрация пульса (HR) проводилась с помощью системы нагрудного пояса Polar H10. Перед началом занятия и по его завершении проводили анализ состава капиллярной крови из пальца для определения концентрации Лактата с помощью прибора Lactate Scout (Лейпциг, Германия). Пределы измерений - 0,5-25,0 мМ/л, время измерения - 10 с, коэффициент измерения - 3-8 0%. Перед началом измерения прибор был откалиброван и проверен на точность с использованием специальных тест-полосок.
Таблица 2. Показатели срочной реакции спортсменов ударных видов олимпийских единоборств в интервале отдьха после выполнения специфической нагрузки продолжительностью нагрузки 120 с
Iii А ^--- 3.0 Б
1" / Л rV^w avA 2.0 | / Kv- i0!
% » J -HR -VC02 -V02 .5 8' ю H/W^i1 ' - HR - VC02 - V02
I88888333333333333838888333S3S 8888888888888888888888888888S8 ШШШ iüiiiiiiilliii
Показатели Повтор 1 Повтор 2* Повтор 3**
HR, уд/мин 130±24,9 164±6,6 167±7,4
VE, л/мин 35±9,4 80±7,7 83±7,6
VO2 л/мин 1,23±0,50 1,92±0,14 1,78±0,13
VC02 л/мин 1,10±0,43 2,59±0,16 2,31±0,11
RER 0,90±0,1 1,35±0,05 1,30±0,11
КИО2 5,79±0,72 4,2±0,42 3,73±0,35
Лактат мМ/л 1,16±0,5 - 15,5±2,1
Показатели Повтор 1 Повтор 2* Повтор 3 Повтор 4**
HR, уд/мин 132±15,3 138±10,1 144±3,7 152±7,2
VE, л/мин 35±4,6 52±4,2 56±5,4 65±3,5
VO2 л/мин 1,35±0,4 1,72±0,3 1,88±0,05 1,99±0,13
VC02 л/мин 1,11±0,26 1,69±0,20 1,83±0,10 2,00±0,17
RER 0,85±0,14 0,99±0,09 0,97±0,04 1,00±0,04
КИО2 6,4±1,17 5,5±0,56 5,7±0,60 5,2±0,48
Лактат мМ/л 1,26±0,5 - - 8,6±1,3
Пример срочной реакции частоты сердцебиения, потребления кислорода и углекислого газа на выполняемую специфическую нагрузку с соотношением нагрузки и отдыха 1:1 (А) и 1:2 (Б)
Таблица 1. Показатели срочной реакции спортсменов ударных видов олимпийских единоборств в интервале отдыха после выполнения специфической нагрузки продолжительностью 60 с
Примечание: *Различие между повтором 1 и повтором 2 статистически достоверно (р<0,05) между всеми показателями. "Различие между повтором 2 и повтором 3 статистически достоверно (р<0,05) кроме показателей HR, VE, RER.
Примечание: *Различие между повтором 1 и повтором 2 статистически достоверно (p<0,05) между всеми показателями. "Различие между повтором 2 и повтором 4 статистически достоверно (p<0,05) кроме показателей RER, КИО2.
Результаты исследования и их обсуждение. При выполнении специфических упражнений технико-тактической направленности, моделирующих соревновательный поединок продолжительностью 60 секунд с интенсивностью 80-85 % от максимальной, число повторений зависит от продолжительности и интенсивности интервала отдыха (см. рисунок, табл. 1, 2). При сокращении интервала отдыха до 60 с отмечается замедленная скорость восстановления пульса в интервале отдыха между повторами, значительное повышение показателей минутной вентиляции легких, потребления кислорода и углекислого газа, снижение коэффициента использования кислорода, особенно в интервале отдыха после второго повтора. Достоверные различия отмечаются между первым и вторым, а также первым и третьим повторами (p<0,05). От второго повтора к третьему показатели пульса, минутной вентиляции легких и потребления кислорода достоверно не изменяются (p>0,5), тогда как происходит дальнейшее снижение коэффициента использования кислорода и повышение концентрации лактата, что свидетельствует о процессе анаэробного гликолиза, как основного источника энергообеспечения.
При увеличении продолжительности интервала отдыха до 120 с и сохранении продолжительности упражнения 60 с, при соотношении нагрузки и отдыха 1:2, спортсмены смогли выполнить четыре повтора специфического технико-тактического упражнения, моделирующего соревновательный поединок без снижения эффективности. При этом градиент увеличения частоты сердцебиения, минутной вентиляции легких, потребления кислорода, углекислого газа, концентрации лактата ниже по сравнению с интервалом отдыха в 60 с. Таким образом, у спортсменов в интервале отдыха продолжительностью 120 с отмечаются признаки более быстрого восстановления по сравнению с интервалом отдыха в 60 с, что свидетельствует о способности выполнить больший объем тренировочной нагрузки.
Выводы. При планировании процесса подготовки спортсменов ударных видов олимпийских единоборств в годичном цикле тренировочного процесса необходимо регламентиро-ванно подходить к определению сочетания интенсивности и продолжительности не только выполняемого упражнения, но и интервалов отдыха, длительность которых будет обуславливать эффективность последующего выполнения задания в упражнениях технико-тактической направленности.
Литература
1. Волков А.В., Панченко И.А., Бабченко А.П. Величина и направленность тренировочных нагрузок - основные факторы управления динамикой работоспособности дзюдоистов // Теория и практика физ. культуры. 2018. № 4. С. 57-59.
2. Куванов В.А., Коростелев Е.Н., Зайцев А.В. Управление мышечным тонусом в спортивной борьбе // Теория и практика физ. культуры. 2017. № 7. С. 66-68.
3. Левицкий А.Г., Руденко Г.В., Симаков Д.А. Алгоритмы решения тактических задач дзюдоистами различной квалификации // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 4. С. 80-83.
4. Мокеев Г.И., Руденко Г.В. Особенности организации и содержания тренировки боксеров в полугодичном макроцикле // Теория и практика физ. культуры. 2017. № 5. С. 72-74.
5. Павленко А.В., Вахнин Н.А., Яковлев С.А. Информационные технологии как сегмент тренировочного процесса в спортивных единоборствах // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 4. С. 31-33.
6. Павленко, А.В., Руденко Г.В., Виноградов Ю.И. Особенности подготовки спортсменов и динамика развития студенческого тхэквондо в Санкт-Петербурге // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 4. С. 65-67.
7. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Гаврилов В.Б. Спортивная адап-тология. Физическая подготовка в циклических видах спорта. М.: ТВТ Дивизион, 2021. 520 с.
8. Спортивная метрология: учеб. для институтов физической культуры: доп. ком. по физ. культуре и спорту / под ред. В.М. Зациорско-го. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1982. 256 с.
9. Хуббиев Ш.З., Пахолкова Н.В., Захаров А.Е. Концептуальные основания структурирования физической подготовленности спортсмена // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 3. С. 105-108.
10. Эпов О.Г. Система сопряженной тренировки спортсменов высокой квалификации в тхэквондо ВТФ: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04. Тамбов, 2019. 43 с.
References
1. Volkov A.V., Panchenko I.A., A.P. Babchenko Velichina i napravlennost trenirovochnykh nagruzok - osnovnyie faktoryi upravleniya dinamikoy rabotosposobnosti dzyudoistov [Training load volume and goal as key factors of performance control in judo]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no 7. pp. 57-59.
из портфеля
изучение значимых качеств тренеров студенческих спортивных команд
Аспирант М.И. Миних1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
"Тюменский государственный университет, Тюмень УДК/UDC 796/799
Ключевые слова: тренер, значимые качества, студенты, игровые виды спорта, спортивная команда.
Введение. Анализ воспитательного потенциала детско-юношеского спорта показывает, что в иерархии значимых качеств детского тренера с позиций тренеров, подростков и родителей преобладают добросовестность, ответственность, трудолюбие, методическая компетентность и дисциплинированность. Причем подростки большее значение, нежели взрослые, придают справедливости, а родители - психологической компетентности тренера [3].
Цель исследования - оценка значимых качеств тренеров студенческих спортивных команд.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели разработаны онлайн-анкеты для тренеров, спортсменов и арбитров, в которых респонденты по 5-балльной шкале оценивали 10 личностных качеств, присущих идеальному тренеру студенческой спортивной команды. В исследовании принял участие 161 представитель игровых видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол), из них -136 спортсменов, 14 тренеров, 20 арбитров.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ иерархии значимых качеств тренера показал, что все респонденты сходятся во мнении, что тренер студенческой спортивной команды должен быть ответственным, трудолюбивым и знать индивидуальные особенности своих игроков. По мнению опрошенных, менее значимы для тренера студенческих команд доброжелательность и строгость.
Кроме этого, сами тренеры считают, что им необходимо быть дисциплинированными и психологически компетент-
2. Kuvanov V.A., Korostelev E.N., Zaytsev A.V. Upravlenie myshechnym tonusom v sportivnoy borbe [Management of muscle tone in sports wrestling]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 7. pp. 66-68.
3. Levitskiy A.G., Rudenko G.V., Simakov D.A. Algoritmy resheniyatak-ticheskikh zadach dzyudoistami razlichnoy kvalifikatsii [Tactical problem solving algorithms for judokas of various skill levels]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No.4. pp. 80-83.
4. Mokeev G.I., Rudenko G.V. Osobennost organizatsii i soderzhaniya tre-nirovki bokserov v polugodichnom makrotsikle [Boxers' training process design and content within half-year training macrocycle]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017. no. 5, pp. 72-74.
5. Pavlenko A.V., Vakhnin N.A., Yakovlev S.A. Informatsionnye tekhnologii kak segment trenirovochnogo protsessa v sportivnykh edinoborstvakh [Information technologies for martial arts training systems]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 4. pp. 31-33.
6. Pavlenko A.V., Rudenko G.V., Vinogradov Yu.I. Osobennosti podgo-tovki sportsmenov i dinamika razvitiya studencheskogo thekvando g. Sankt-Peterburga [Academic taekwondo in Saint Petersburg: training systems and progress trends]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 4. pp. 65-67.
7. Seluyanov V.N., Myakinchenko E.B., Gavrilov V.B. Sportivnaya adap-tologiya. Fizicheskaya podgotovka v tsiklicheskikh vidakh sporta [Sports adaptology. Physical training in cyclic sports]. M.: TVT Divizion publ., 2021. 520 p.
8. Zatsiorsky V.M. [ed.]. Sportivnaya metrologiya [Sports metrology]. Textbook for institutes of physical education: compl. by physical culture and sport committee. M.: Fizkultura i sport publ., 1982. 256 p.
9. Khubbiev Sh.Z., Pakholkova N.V., Zakharov A.E. Kontseptualnye os-novaniya strukturirovaniya fizicheskoy podgotovlennosti sportsmena [Conceptual foundations of athlete's physical fitness structuring]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 3. pp. 105-108.
10. Epov O.G. Sistema sopryazhennoy trenirovki sportsmenov vysokoy kvalifikatsii v tkhekvondo VTF [Conjugated training system for elite WTF tae-kwondokas]. Doct. Diss. Abstract (Hab.): 13.00.04. Tambov, 2019. 43 p.
редакции
ANALYsis of KEY QuALiTiEs oF coaches of sTuDENT
sports teams
Postgraduate student M.I. Minikh1 Dr. Hab., Professor I.V. Manzheley1 1Tyumen State University, Tyumen
Поступила в редакцию 21.02.2022 г.
ными. Спортсмены менее успешных команд сделали акцент на том, что тренер должен стремиться к самообразованию, в то время как для спортсменов успешных команд самым значимым качеством тренера является знание индивидуальных особенностей своих учеников.
Арбитры считают, что тренеру в первую очередь необходимо обладать психологической компетентностью и способностью к самообразованию.
Следует отметить, что методическая компетентность в иерархии значимых качеств тренера находится на шестой позиции из десяти. Скорее всего, это связано с тем, что задачей тренировочного процесса в вузе является не обучение студентов игре «с нуля», а организация эффективного игрового взаимодействия спортсменов, исходя из их индивидуальных особенностей и наличия личностного опыта спортивной деятельности.
Вывод. Наиболее значимыми качествами тренера студенческой спортивной команды являются ответственность, трудолюбие, знание индивидуальных особенностей своих игроков, психологическая компетентность и способность к самообразованию.
Использованная литература
1. Манжелей, И.В., Колунин Е.Т., Куценко Г.А. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 1. - С. 94-96.
2. Неверкович С.Д. Личность и авторитет тренера / Материалы IV круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО: материалы Международной научно-практической конференции // под общ. ред. д.п.н., проф. В.П. Губы, д.п.н., проф., академика РАО С.Д. Неверковича. - М., 2021. - С. 98-105.
Информация для связи с автором: [email protected]