волейболистов, планирование прыжковой подготовки как для команды, так и для каждого игрока. Интерес обучающихся к занятиям волейболом свидетельствует о целесообразности его использования как средства привлечения школьников и студентов к учебным занятиям по физической культуре и к внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев, А.В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 37.
2. Волейбол / под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - Москва : ТВТ Дивизион, 2009. -
360 с.
3. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - Москва : Академия, 2004. - 520 с.
4. Суханов, А.В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов / А.В. Суханов, Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина. - Москва : Всероссийская федерация волейбола, 2012. - 24 с.
5. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - Москва : Советский спорт, 2010. - 464 с.
6. Фомин, Е.В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, Л.В. Силаева. - Москва : Спорт, 2018. - 192 с.
7. Щетинина, С.Ю. К вопросу об организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / С. Ю. Щетинина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 30-32, 49.
REFERENCES
1. Belyaev, A.V. and Bulykina, L.V. (2004), "Jumping preparation of volleyball players in the preparatory period basing on an analysis of their competitive activity", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 37.
2. Belyaev, A.V. and Savin, M.V. (2009), Volleyball, TVT Division, Moscow.
3. Zheleznyak, Yu.D. and Portnov, Yu.M. (2004), Sports: technique, tactic, teaching methodology, Academy, Moscow.
4. Suhanov, A.V., Fomin, E.V. and Bulykina, L.V. (2012), Jumping ability and jumping preparation of volleyball players, VFV, Moscow.
5. Kuramshin, Yu.F. (2010), Theory and methodology of physical culture, Soviet Sport, Moscow.
6. Fomin, E.V., Bulykina, L.V. and Silaeva, L.V. (2018), Physical development and physical training of young volleyball players, Sport, Moscow.
7. Schetinina, S.Yu. (2017), "Some aspects of education process design for academic physical education discipline in context of Federal State Higher Education Standard (FSHES) implementation", Physical culture: upbringing, education and training, No. 2, pp. 30-32, 49.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.02.2020
УДК 796.856.2
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ ВТФ ЗА СЧЁТ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗНОИНТЕРВАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,
г. Москва
Аннотация
В статье осуществлен поиск и исследование наиболее эффективных методов построения тренировочных занятий, анализ различных подходов при развитии возможностей спортсменов ударных
видов олимпийских единоборств на примере представителей вида спорта тхэквондо ВТФ. Выявлена динамика и взаимодействие физиологических показателей организма спортсменов на выполнение интервальной тренировки различной направленности. При помощи портативных приборов получены данные изменений физиологических параметров в ответ на выполняемую максимальную специфическую нагрузку мышцами плечевого пояса. Выявлена тенденция медленного восстановления показателей в течение 3-х минут после спарринга: рост концентрации лактата обуславливает следующий повтор данного упражнения через 5 минут отдыха. Полученные данные указывают на то, что при недостаточном восстановлении между подходами при выполнении достаточно коротких интервальных отрезков (до 60 с) на субмаксимальной мощности приводит к значительному снижению выполняемой специальной работы. С учётом специфики вида спорта, в течение 15-20 мин. можно планировать выполнение данного упражнения 2-3 раза.
Ключевые слова: методика, ударные виды олимпийских единоборств, тхэквондо (ВТФ), физическая подготовленность, контроль, скоростно-силовые возможности, аэробные возможности, максимальная алактатная мощность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p475-482
INCREASING EFFICIENCY OF PREPARATION OF HIGHLY QUALIFIED WTF
TAEKWONDO PLAYERS BY USING VARIOUS INTERVAL TRAINING
Oleg Georgievich Epov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow
Abstract
The article seeks and studies the most effective methods for constructing training sessions, it analyzes various approaches for developing the capabilities of athletes in Olympic martial arts, using the representatives of the WTF Taekwondo sport as an example. The dynamics and interaction of physiological indicators of the body of athletes to perform interval training of various orientations were revealed. Using portable devices, data were obtained on changes in physiological parameters in response to the performed maximum specific load on the muscles of the shoulder girdle. The tendency of slow recovery of indicators within 3 minutes after sparring was revealed: an increase in the concentration of lactate causes the next repeat of this exercise after 5 minutes of rest. The data obtained indicate that with insufficient recovery between sets when performing sufficiently short interval intervals (up to 60 s) at submaximum power, this leads to a significant decrease in the special work performed. Taking into account the specifics of the sport, within 15-20 minutes. You can plan to perform this exercise 2-3 times.
Keywords: technique, shock types of Olympic martial arts, taekwondo (WTF), physical fitness, control, speed-strength capabilities, aerobic capabilities, maximum alactate power.
ВВЕДЕНИЕ
Одними из наиболее часто применяемых методов подготовки спортсменов ударных видов единоборств считаются спуртовая тренировка и интервальный метод. Спуртовая (серийная) тренировка имеет продолжительность до 20 с. Интервальный метод имеет продолжительность от 20 с до двух минут.
Безусловно, соревновательный поединок предъявляет высокие требования к организму спортсменов. В ранее проведенных исследованиях нами определено, что уже во втором раунде спортсмены, как правило, выходят на свой аэробный максимум; далее в третьем раунде физиологические показатели обуславливались нарастающим утомлением при выполнении технико-тактических действий [1, 3]. Максимальная нагрузка в течение от одной минуты до трех фрагментарно воспроизводит раунд соревновательной деятельности в максимальном темпе. Именно данный вид нагрузки является одной из составляющих подготовки спортсменов на специально-подготовительном этапе и этапе непосредственной подготовки к соревнованиям как моделирующий основное соревновательное двигательное действие. Следовательно, применение данного средства подготовки, моделирующего
соревновательную деятельность, необходимо строго регламентировать по продолжительности и интервалам отдыха. Объект исследования: тренировочный процесс спортсменов ударных видов олимпийских единоборств высокой квалификации. Предмет исследования: методика подготовки высококвалифицированных спортсменов ударных видов олимпийских единоборств в годичном цикле подготовки. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить наиболее эффективные влияния максимальной повторной нагрузки длительностью 60 с на организм спортсменов ударных видов олимпийских единоборств (на примере спортсменов, занимающихся тхэквондо ВТФ).
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Важной составляющей при моделировании соревновательной деятельности является максимальная двигательная активность спортсмена при совершении максимального числа технико-тактических действий в единицу времени. Для этого группа спортсменов (возраст 25,8±3,1 лет, вес 66,0±5,73 кг) из 8 человек была разделена на 4 пары. Временными рамками, ограничивающими продолжительность упражнения, являлось время в диапазоне от 60 с до 180 с. Выполнение задания могло быть остановлено по причине снижения спортсменом эффективности выполнения задания, не способность поддерживать заданный темп или риск получения травмы.
Методы исследования срочной реакции физиологических показателей на выполнение интервальной тренировки различной направленности: пульсометрия; эргоспиромет-рия; лактатометрия; методы математической статистики.
В качестве прибора для измерения параметров внешнего дыхания применялся портативный газоанализатор для определения потребления кислорода и эксцесса CO2 (Metamax, «Cortex»). Регистрация ЧСС проводилась с помощью нагрудного кардио-пере-датчика «Polar H10». Для фиксации концентрации лактата осуществлялся забор капиллярной крови. Забор крови проводили перед выполнением задания и по завершению упражнения (спарринга) на третьей минуте восстановления. Для этого использовали портативный прибор «Lactate Scout».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во время спарринга спортсмены смогли выполнить нагрузку заданной интенсивности не более 60 с. Средние значения динамики физиологических параметров показаны на
Рисунок 1 - Физиологические изменения в ответ на выполняемую максимальную специфическую нагрузку
мышцами плечевого пояса
В соответствии с графиками на рисунке 1, с начала выполнения задания и до его завершения отмечается рост ЧСС и увеличение потребления кислорода. При этом величина пульса продолжает более длительное время находиться на плато во время работы, тогда как потребление кислорода имеет тенденцию к снижению; очевидно это связано с процессами анаэробного гликолиза, активацией гликолитических мышечных волокон. В момент отказа спортсменов выполнять дальнейшую нагрузку в интервале отдыха отмечается значительная концентрация углекислого газа в выдыхаемом воздухе и медленное снижение ЧСС. Это свидетельствует о замедленном процессе восстановления. Концентрация лактата на первой минуте восстановления составила 9,2±1,9 мМ/л, на третьей минуте -11,5±3,3 мМ/л.
Таким образом, выполнение максимальной по интенсивности тренировочной нагрузки сопряжено с высокими требованиями к функциям организма. Выявленная тенденция сравнительно медленного восстановления показателей и рост концентрации лак-тата в течение 3-х минут после спарринга обуславливают следующий повтор данного упражнений выполнять примерно через 5 минут отдыха. Полученные данные указывают на то, что при недостаточном восстановлении между подходами при выполнении достаточно коротких интервальных отрезков (до 60 с) на субмаксимальной мощности, в мышцах в результате увеличения концентрации лактата и недовосстановления креатинфосфата (КрФ) высокопороговые гликолитические мышечные волокна перестают иннервироваться и не способны рекрутироваться. Это приводит к значительному снижению мощности выполняемой специальной работы. Поэтому для поддержания мощности работы и недопущения роста концентрации лактата целесообразно проводить более длинные интервалы восстановления. Таким образом, с учётом специфики вида спорта, в течение 15-20 мин. можно планировать выполнение данного упражнения 2-3 раза.
Ранее нами было отмечено, что уменьшение времени интервалов отдыха с 60 с до 30 с приводит к росту концентрации лактата и как следствие - снижению максимальной алактатной мощности спортсменов [2, 4]. Наряду со снижением скоростно-силовых возможностей происходит снижение и силовых возможностей спортсменов, что не может не сказаться на эффективности их действии. Для проверки гипотезы проведен дополнительно эксперимент с моделированием выполнения тренировочных упражнений с достаточной интенсивностью, опять же моделирующей соревновательную деятельность. В эксперименте приняли участие 12 спортсменов ударных видов олимпийских единоборств. Спортсмены выполнили специфическую работу интервальным методом. Основная задача - совершенствование атакующих действий в сочетании с защитными действиями за счёт мышц ног. Продолжительность выполнения упражнения первой группы (6 человек, КМС, МС) составляла 60 с, интенсивность - 80-85%, интервал активного отдыха - 60 с. Выполнение задания заканчивается при снижении техники двигательного действия, оцениваемого экспертом. Вторая группа спортсменов (6 человек, КМС, МС) выполняла идентичную нагрузку, но с интервалом отдыха 120 с. Таким образом, соотношение продолжительности нагрузки к интервалу отдыху у первой группы спортсменов составила 1:1, у второй группы - 1:2.
Из представленных ниже результатов видно, что выполнение интервальной нагрузки с интенсивностью 80-85% в течение 60 с и с интервалом отдыха 60 с предъявляет более высокие требования к организму спортсменов. Спортсмены в среднем выполнили только три повторения предложенного задания. С начала выполнения первого повтора и до второго отмечается значительный прирост ЧСС, минутной легочной вентиляции, глубины дыхания, количества углекислого газа, потребления кислорода. При этом видно, что в интервалах отдыха отмечается не довосстановление ЧСС. Причем величина пульса и концентрация углекислого газа между собой взаимосвязаны. От второго повтора к третьему не отмечается значительного роста исследуемых показателей: происходит снижение потребления кислорода и коэффициента используемого кислорода, глубины дыхания, но при этом
возрастает концентрация лактата, достигая значительной величины. Тогда как в третьей серии упражнений с самого начала упражнения происходит рекрутирование гликолитиче-ских мышечных волокон; восстановление КрФ происходит за счёт анаэробного гликолиза с образованием высокой концентрации лактата, поэтому может наблюдаться снижение эффективности двигательных действий спортсменов. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
OOOOOOiHrHW-HrHrHtNrvlrMrMtNoJmmrOrOfOm^^^^-^^
оооооооооооооооооооооооооооооо оооооооооооооооооооооооооооооо оооооооооооооооооооооооооооооо
Продолжительность, мин
Рисунок 2 - Физиологические изменения в ответ на выполняемую специфическую нагрузку мышцами плечевого пояса в сочетании с защитными действиями за счёт мышц ног с соотношением нагрузки и отдыха 1:1
Таким образом, при выполнении технико-тактических упражнений, моделирующих соревновательную деятельность, необходимо понимать, что с начала выполнения упражнения происходит рекрутирование окислительных мышечных волокон. Поскольку темп выполнения упражнения высокий, то в работу включаются новые порции мышечных волокон: промежуточные и гликолитические. Очевидно, что столь значимые изменения в показателях параметров внешнего дыхания во второй серии именно этим и обусловлены (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели внешнего дыхания спортсменов во время выполнения интервальной нагрузки мышцами плечевого пояса в сочетании с защитными действиями за счёт мышц ног и продолжительностью нагрузки 60 с_
Показатели Повтор 1 Повтор 2 Повтор 3
VE, l/min 35±9,44 80±7,7 83±7,61
HR, b/min 130±24,93 164±6,58 167±7,43
VCO2 l/min 1,10±0,43 2,59±0,16 2,31±0,11
VO2 l/min 1,23±0,50 1,92±0,14 1,78±0,13
КИО2 5,79±0,72 4,2±0,42 3,73±0,35
RER 0,90±0,1 1,35±0,05 1,30±0,11
Частота дыхания, л 31,2±4,16 44,9±7,08 48,0±6,44
Глубина дыхания, л 1,13±0,34 1,80±0,18 1,73±0,11
Лактат, мМ/л 1,16±0,5 15,5±2,1
В таблице 2 представлены показатели внешнего дыхания спортсменов во время интервала отдыха после интервальной нагрузки мышцами плечевого пояса в сочетании с защитными действиями за счёт мышц ног и интервалом отдыха 60 с
Результаты исследования второй группы спортсменов, выполнявших идентичную нагрузку, интервал отдыха после которой составлял 2 минуты, а соотношение нагрузки и отдыха соответственно 1:2, представлены на рисунке 3 и в таблице 3.
Таблица 2 - Показатели внешнего дыхания спортсменов во время интервала отдыха после интервальной нагрузки мышцами плечевого пояса в сочетании с защитными действиями за счёт мышц ног и интервалом отдыха 60 с_
Показатели Отдых 1 Отдых 2 Отдых 3
УЕ, 1/шш 35±9,44 80±7,7 83±7,61
ИЯ, Ь/шш 130±24,93 164±6,58 167±7,43
УСО2 1/шш 1,10±0,43 2,59±0,16 2,31±0,11
УО2 1/шт 1,23±0,50 1,92±0,14 1,78±0,13
КИО2 5,79±0,72 4,2±0,42 3,73±0,35
ЯЕЯ 0,90±0,1 1,35±0,05 1,30±0,11
Частота дыхания, л 31,2±4,16 44,9±7,08 48,0±6,44
Глубина дыхания, л 1,13±0,34 1,80±0,18 1,73±0,11
Продолжительность, мин
Рисунок 3 - Физиологические изменения в ответ на выполняемую специфическую нагрузку мышцами плечевого пояса в сочетании с защитными действиями за счёт мышц ног с соотношением нагрузки и отдыха 1:2
Таблица 3 - Показатели внешнего дыхания спортсменов во время выполнения интервальной нагрузки мышцами плечевого пояса в сочетании с защитными действиями за счёт мышц ног и продолжительностью нагрузки 120 с___
Показатели Повтор 1 Повтор 2 Повтор 3 Повтор 4
УЕ, 1/шш 35±4,6 52±4,2 56±5,4 65±3,5
ИЯ, Ь/шш 147±15,3 163±10,1 175±3,7 177±7,2
УСО2 1/шш 1,11±0,26 1,69±0,20 1,83±0,10 2,00±0,17
У02 1/шт 1,35±0,4 1,72±0,3 1,88±0,05 1,99±0,13
КИО2 6,4±1,17 5,5±0,56 5,7±0,60 5,2±0,48
ЯЕЯ 0,85±0,14 0,99±0,09 0,97±0,04 1,00±0,04
Частота дыхания, л 32±2,62 37±3,36 38±6,55 43±4,22
Глубина дыхания, л 1,10±0,22 1,42±0,15 1,50±0,12 1,51±0,09
Лактат мМ/л 1,26±0,5 - - 8,6±1,3
При заданных условиях спортсмены смогли выполнить уже 4 повтора данного упражнения без снижения эффективности. Результаты контроля параметров внешнего дыхания представлены в таблице 4. В данной группе спортсменов значения ЧСС имеют тенденцию к росту с первого повтора ко второму. Далее от второго повтора до четвертого включительно происходит рост потребления кислорода, коэффициент использованного кислорода изменяется незначительно, частота дыхания также имеет тенденцию к возрастанию, однако глубина дыхания стабилизировалась в третьем повторе. У спортсменов в интервале отдыха отмечаются признаки восстановления. Концентрация лактата кратно ниже при сравнении со спортсменами, у которых интервал отдыха был 60 с. Соответственно, выполнение технико-тактических упражнений с интервалом отдыха 2 минуты позволяет без снижения эффективности выполнять запланированную тренировочную нагрузку.
Таблица 4 - Показатели внешнего дыхания спортсменов во время отдыха после интервальной нагрузки мышцами плечевого пояса в сочетании с защитными действиями за счёт мышц ног и интервалом отдыха 120 с_
Показатели Повтор 1 Повтор 2 Повтор 3 Повтор 4
VE, l/min 35±5,03 43±3,46 44±2,69 49±2,66
HR, b/min 129±1,76 143±3,1 148±3,08 156±3,7
Vœ2 l/min 1,16±0,12 1,35±0,12 1,44±0,11 1,52±0,08
VO2 l/min 0,85±0,09 0,96±0,08 1,08±0,09 1,25±0,07
КИО2 4,5±0,26 4,3±0,2 4,5±0,18 4,6±0,18
RER 1,36±0,04 1,40±0,04 1,33±0,05 1,21±0,06
Частота дыхания, л 30,20±6,03 33,4±4,13 32,3±2,4 34,1±1,74
Глубина дыхания, л 1,18±0,1 1,29±0,09 1,38±0,1 1,43±0,06
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при планировании подготовки спортсменов ударных видов Олимпийских единоборств в годичном цикле подготовки необходимо руководствоваться сведениями, полученными в результате проведенных исследований и регламентировано подходить к определению сочетания интенсивности и продолжительности выполняемого упражнения специфической, моделирующей, направленности. Так, для повышения аэробной подготовленности спортсменов необходимо два-три раза в недельном цикле выполнять разноинтервальные тренировочные упражнения без существенного утомления и снижения работоспособности. В случае, когда цель тренировки заключается в увеличении скоростно-силовых возможностей спортсменов, то для этого необходимо один-два раза в неделю выполнять разноинтервальные тренировочные упражнения короткой продолжительности до 30 с.
Другим вариантом является изменение параметров выполняемого упражнения и разделения его на интервалы, регламентированные по продолжительности, в том числе и интервалы отдыха. Таким образом, помимо продолжительности и интенсивности упражнения при выполнении интервальной тренировки, регулировать нагрузку можно определенными в нашем исследовании интервалами отдыха между упражнениями, ориентируясь на динамику физиологических параметров.
Дальнейшей целью проводимых исследований является определение места в микроциклах подготовки разноинтервальным специфическим упражнениям, применяемым на различных этапах годичного цикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ срочной реакции систем организма на выполнение интервальной тренировки у курсантов, занимающихся ударными видами единоборств / А.В. Мещеряков, О.Г. Эпов, А.А. Шмелев, С.А. Катанский // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22 марта 2019 г / под ред. С.С. Добровольского. - Хабаровск, 2019. - С. 228-234.
2. Эпов, О.Г. Новый способ осуществления ударной техники в тхэквондо / О.Г. Эпов, А.В. Мещеряков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 215-218.
3. Эпов, О.Г. Эффективность применения комбинаций ударов в соревновательных поединках тхэквондистами высшей квалификации / О.Г. Эпов, В.М. Афанасьева // Экстремальная деятельность человека. - 2018. - № 1. - С. 80-83.
4. Эпов, О.Г. Критерии оценки уровня физической подготовленности у представителей различных ударных видов олимпийских единоборств / О.Г. Эпов, А.В. Мещеряков // Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - Том 14, № 1. - С. 74-80.
REFERENCES
1. Meshcheryakov, A.V., Epov, O.G., Shmelev, A.A. and Katansky, S.A. (2919), "Analysis of the urgent response of body systems to interval training for cadets involved in shock martial arts", Physical
Culture and Sports in Modern Society: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, March 22, 2019, Khabarovsk, pp. 228-234.
2. Epov, O.G. and Meshcheryakov, A.V. (2015), "A new way of implementing shock equipment in taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (127), pp. 215-218.
3. Epov, O.G. and Afanasyeva, V.M. (2018), "The effectiveness of the use of combinations of punches in competitive fights by highly qualified taekwondo players", Extreme human activity, No. 1, pp. 80-83.
4. Epov, O.G. and Meshcheryakov, A.V. (2019), "Criteria for assessing the level of physical fitness of representatives of various shock types of Olympic martial arts", Pedagogical-psychological and biomedical problems of physical culture and sport, Vol. 14, No. 1, pp. 74-80.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.02.2020
УДК 378.4
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Ярмашевич Марина Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор, Саратовский государственный аграрный университет
Аннотация
Аннотируемая статья написана в русле одного из ведущих направлений на данный момент в педагогике, а именно, компетентностно-ориентированного образования, задачей которого является создание такой образовательной среды и таких педагогических условий, которые могли бы обеспечить формирование различных компетенций у обучающихся. В статье рассматривается профессиональная компетентность деятельности, характеризующей профессионализм в целом. В связи с этим обучение иностранному языку в неязыковом вузе направлено на овладение обучающимися средством социокультурного общения, которое поможет им в их будущей профессиональной деятельности. Взаимодействие между компонентами или коммуникативной компетенции и определённым профессиональным контекстом может быть очерчен описанием того, что обучающимся надлежит уметь делать на изучаемом языке в наиболее типичных случаях профессионального общения. Межкультурная компетенция призвана обеспечить будущим специалистам готовность к эффективному социокультурному общению, т.е. преодолению культурных барьеров. Создание положительной мотивации учебной иноязычной деятельности обучаемых способствует построению эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия будущих специалистов. Толерант -ность является одним из значимых показателей профессиональной компетентности и способствует достижению взаимопонимания между партнёрами, принадлежащими к разным, по отношению к своей, культурам, свободному обмену мнениями, идеями, информацией с участниками совместного проекта. Таким образом, стимулирует развитие образования.
Ключевые слова: профессиональная и общекультурная компетенция, академическая и профессиональная коммуникация, научно-публицистический стиль, коммуникативная компетенция.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p482-486
TRAINING TO PROFESSIONAL COMMUNICATIVE FOREIGN LANGUAGE
COMPETENCE
Yarmashevich Marina Arkadyevna, the doctor of philological sciences, professor, Saratov
State Agrarian University
Abstract
The annotated article is written in line with one of the leading trends in pedagogy at the moment, namely, competence-based education, which task is to create such the educational environment and such pedagogical conditions that could ensure the formation of various competencies in students. The article considers the professional competence of the activity that characterizes professionalism in general. In this