Научная статья на тему 'Влияние Интернета на коммуникативную компетентность студента'

Влияние Интернета на коммуникативную компетентность студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1011
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET / WORLD NETWORK / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE STUDENT / VARIABLE COMPONENT STRUCTURE / THINKING / KNOWLEDGE / COMMUNICATION / ИНТЕРНЕТ / МИРОВАЯ СЕТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА / ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ / МЫШЛЕНИЕ / ЗНАНИЕ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савченко Ирина Валериевна

В статье анализируется влияние Интернета на коммуникативную компетентность студента. Подчеркивается, что коммуникативная компетентность становится основной в современном информационном обществе, рассматривается её вариативный компонентный состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савченко Ирина Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE INTERNET ON THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE STUDENT

The article analyzes the impact of the Internet on the student's communicative competence. It is emphasized that communicative competence becomes the main one in the modern information society, its variable component composition is considered.

Текст научной работы на тему «Влияние Интернета на коммуникативную компетентность студента»

2. Monzhievskaya V. V. (2015). Communication in the professional sphere of activity: nature, functions, criteria for functioning // Izvestiya Irkutskogo Gosudarstvrnnogo Universiteta. Series: Psychology. 2015. Vol. 11. P. 37-45. (in Russian)

3. Ruzhnikov M. S. (2016). The use of interactive technologies in work with students // Education and development of personality in the modern communicative space: Materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation / edited by I. M. Kyshtymova. Irkutsk: Asprint, 2016. P. 376-380. (in Russian)

4. Savchenko I. V. (2016). Psychological aspects of the impact of information and communication technologies on the development of human personality // Modern problems of professional education: experience and solutions: Materials of the First all-Russian scientific and practical conference with international participation. Irkutsk, April 2016. P. 513-517. (in Russian)

УДК 37

ББК 74.202.5

С137

Савченко Ирина Валериевна

Преподаватель, заведующая практикой Иркутского областного колледжа культуры. Иркутск, Россия.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА

В статье анализируется влияние Интернета на коммуникативную компетентность студента. Подчеркивается, что коммуникативная компетентность становится основной в современном информационном обществе, рассматривается её вариативный компонентный состав.

Ключевые слова: Интернет, мировая сеть, коммуникативная компетентность студента, вариативный компонентный состав, мышление, знание, общение.

I. V. Savchenko

Irkutsk, Russia

THE IMPACT OF THE INTERNET ON THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF

THE STUDENT

The article analyzes the impact of the Internet on the student's communicative competence. It is emphasized that communicative competence becomes the main one in the modern information society, its variable component composition is considered.

Keywords: Internet, world network, communicative competence of the student, variable component structure, thinking, knowledge, communication.

Активное использование Интернета стало одной из самых характерных особенностей нового тысячелетия. Чрезвычайная популярность сделала Интернет неотъемлемой частью культуры современного общества, и мировая сеть перешла из разряда просто технического изобретения в очень важное и незаменимое социальное явление.

Буквально за десятилетия Интернет перевернул традиционную жизнь человека. Изменились процесс работы с информацией, организация и проведение досуга, привычные способы общения и передачи информации. Сегодня Интернет используется не только в профессиональной области отдельных лиц, а повсеместно и во всех сферах жизнедеятельности людей. Он предоставляет нам множество разнообразных услуг, среди которых можно назвать доступ к большим информационным ресурсам, возможность заработка, общение, рекламу; стал такой привычной и обыденной вещью, что мы уже не можем представить свою жизнь без него. Благодаря этому, Интернет оказывает огромное влияние на социум и даже изменяет наш образ жизни, наше мышление. Обладая большим коммуникативным потенциалом, мировая компьютерная сеть вносит определенные коррективы в язык сетевого взаимодействия и порождает особые нормы речевого поведения.

Все это вызывает большой интерес у исследователей, которые изучают Интернет как феномен современного общества. Ученые исследуют возможности общения в сети, виртуаль-

ную коммуникацию и ее формы. Они заинтересованы языком Интернета, их волнуют: языковые особенности интернет-коммуникации, взаимосвязь письменной и устной речи, использование графических образов в процессе взаимодействия, трансформация орфографических и пунктуационных норм, проблемы жанровых различий общения, самостоятельный тип дискурса, эмоциональность в виртуальном мире, анонимность, этикет, в целом коммуникативная культура человека (А. Г. Абрамова, Е. И. Горошко, В. В. Казяба, А. В. Кузнецов, Л. Ю. Щипицина, Н. А. Лепшеева, Е. Ю. Распопнина, Н. Б. Рогачева, Н. Г. Трофимова, О. Ю. Усачева и др.).

Стремительное развитие цифровой техники, отсутствие свободного времени, постоянное взаимодействие с компьютером или через него послужили возникновению дефицита традиционного человеческого общения. В силу этого, формирующееся информационное общество обращает большое внимание на коммуникативные компетенции личности и требует от человека знаний основ устного и письменного общения, умений понимать взгляды и мнения других людей, навыков работы в команде, ведения диалога и монолога, поддержки беседы, корректировки своего поведения; навыков избегания или устранения конфликтов в процессе коммуникации, признания права на существование различных ценностей, норм поведения. Вследствие всего вышесказанного, понятие профессионализма, свойственное индустриальному обществу, изменяется и сдвигает идею профессиональных качеств с чисто производственных процессов в сферу коммуникации человека, его межличностного общения и творчества.

Формирование коммуникативной компетентности является и одной из наиболее актуальных проблем в современной культурологической, психологической, педагогической литературе. Такое внимание к вопросам коммуникативной компетентности человека ХХ! в. объясняется взаимосвязью возможностей и качеством существования индивида в социальном обществе и готовностью, способностью, умением общаться с людьми. Коммуникативные способности становятся не только условием социального бытия человека, они проявляются как важнейшая составляющая целого ряда так называемых социономических профессий: врача,

психолога, педагога, социального и социально-культурного работника, - когда общение буквально пронизывает профессиональную деятельность в системе «человек-человек». В этих условиях квалифицированность и успешность выполнения профессиональных задач зависят от качества взаимодействия с людьми в конкретных социокультурных и профессиональных ситуациях.

Термин «коммуникативная компетентность» в научную литературу вошел, прежде всего, применительно к обучению иностранным языкам с целью установления уровня владения ими. Именно поэтому большинство исследователей объясняют коммуникативную компетентность как способность человека «понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных социально детерминированных ситуациях с учетом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка» [Гальскова, Гез, 2008].

Более широкое объяснение данного термина предполагает под коммуникативной компетенцией «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по различным задачам и ситуациям общения» [Зимняя, 2006]. Именно на это определение опираемся мы в своей работе.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что существует проблема не только в определении сущности коммуникативной компетенции, но и вариативном компонентном составе.

С точки зрения ученых-исследователей, коммуникативная компетентность состоит из других компетентностей: лингвистической (владение знаниями о языке, способность понимать собеседника и выражать собственные мысли в устной и письменной форме, способность логично, последовательно и убедительно строить речь); социолингвистической (способность организовать и осуществить речевое действие в зависимости от условий); стратегической (способность самообразования в знании языка, речевом и социальном опыте общения, умение выбирать верную стратегию общения); социальной (способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией); социокультурной (знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка и способов пользования

этими знаниями в процессе общения); предметной (способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности); профессиональной (способность к успешной профессиональной деятельности).

Другие ученые утверждают, что необходимо рассматривать грамматический, социолингвистический, компенсаторный компоненты и компетенцию речевой стратегии [Низаева, 2016].

Несмотря на разные подходы к структурной составляющей коммуникативной компетенции, мы исходим из того, что любая компетентность - это способность к выполнению деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, навыков, умений, опыта работы. Коммуникативная компетенция с этой точки зрения, основывается на знаниях теории межличностной групповой коммуникации, психологических, возрастных особенностей людей, умениях говорить и слушать, выстраивать межличностные отношения, поведение в обществе, обладании личностными качествами, такими как общительность, толерантность, эмпа-тия и опыт взаимодействия соответствующий возрастной группе человека.

Современные компьютерные сети помогают в реализации функций передачи сообщений между их пользователями. Возможности эти таковы, что в последние годы они превратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может быть реализован другими средствами передачи сообщений на расстояние (почта, телефон, телеграф, факс).

Распространившаяся по всему миру сеть Интернет предлагает для такого виртуального общения различные форумы и чаты в режиме распределенного и реального времени, видеоконференции, электронную почту, on-line дневники и SMS-сообщения. Средства коммуникации настолько быстро эволюционировали, что существенно выросло значение письменной речи: многие студенты переписываются в чатах или посредством SMS-сообщений не меньше, чем на занятиях.

В компьютерных сетях наравне с простым общением на бытовом уровне реализуются образовательные проекты, содержащие материалы учебного назначения и специфические

для телекоммуникаций элементы мотивации обучающихся. Текстовые редакторы со встроенными словарями синонимов и омонимов с помощью функции проверки правописания обогащают грамотность и повышают словарный запас.

Ведение электронных дневников, электронная почта и SMS-сообщения способствуют пониманию ценностей доверительных отношений между людьми, завязыванию сотруднических отношений, дружбы.

Форумы и чаты по интересам учат нас общаться, слушать и слышать другого, сопереживать, уважать своих собеседников, советоваться и давать советы. Интернет прививает навыки конструктивного общения, соблюдения его оптимальной продолжительности, умение вести цивилизованный диалог.

Проектная деятельность в Интернете учит общаться в команде, строить партнерские отношения, критически относиться к себе и своим собеседникам, вовремя признать свои ошибки или свою правоту.

Научная деятельность студентов, которая в современных условиях осуществляется с использованием мировой сети - написание докладов, рефератов, статей, курсовых и дипломных работ, создание презентаций и демонстрация их - прививают навыки письменной речи, дают возможность публично выступить, планомерно, лаконично и доступно изложить свои мысли и доказать свою точку зрения.

Дистанционное обучение помогает грамотно выражать собственные мысли, корректировать свое поведение в процессе общения, соблюдать этикет, традиции, ритуал между тьютором и студентом, но не учат работе в команде. Электронные распределенные семинары реализуются в «эпистолярном» жанре, т. е. коммуникация проводится с помощью электронных сообщений, а не вербально (словесно) как на очном семинаре.

Поскольку в основном взаимодействие пользователей ведется с помощью печатного текста, то все Интернет-пространство можно рассматривать как сферу функционирования русского языка преимущественно в письменной форме. Так как письменный язык становится инструментом создания виртуальной реальности, он является основой нового языкового пространства и определенной коммуникативной среды.

Интернет, влияя на наш язык, с одной стороны, его коверкает, подменяя литературный язык разговорным, плодя ошибки и возводя их в норму, но, как показала практика, жизнь новых словообразований совсем короткая. Появление сленгового языка помогает самовыражаться участникам коммуникации, которых сближает общая тематика или профессия, позволяет им свободно общаться. Существует функция так называемой экономии языка, жаргоны заменяют громоздкие термины, сокращают длинные фразы.

С одной стороны, виртуальное общение кажется довольно простым и помогает вырабатывать доступный для понимания алгоритмичный стиль построения фразы, лаконичность и убедительность рассуждения, но, с другой стороны, исчезает красочность, образность метафорического мышления, с которыми связана уходящая в прошлое размеренность бытия. Пропадает искусство почтовой переписки, возникает соответствующая духу времени потребность пользователя получить готовый продукт, выделяя его из множества информационных потоков. Текстовая связь снижает эмоциональную, чувственную реакцию читателя, к которому обращается автор - они дистанцированы друг от друга, лишены многообразия и неопределенностей, домысливания, контекстного понимания сути, обсуждения проблемы, которая возникает в живом общении. Кроме того, может возникнуть зависимость от виртуальной среды.

На начальном этапе использования Интернета психологические проблемы были связаны с освоением человеком новых технологий: были изучены феномен олицетворения или «одушевления» компьютера как средства выхода в мировую паутину; потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения; различные формы компьютерной тревожности; вторжение во внутренний мир человека [Бабаева, Войскунский, Кобелев, Тихомиров, 1983]. Опосредованность Интернет-общения может привести к обеднению человеческих форм коммуникации, к возникновению отчуждения субъектов друг от друга, к росту дефицита межличностных связей.

Позднее ученые обратили внимание на возникающие проблемы при использовании Интернета в призме опасности аутизации личности или ухода в киберпространство в результате

чрезмерного увлечения [Савченко, 2014]. Одновременно в научной литературе описаны положительные стороны влияния Интернета на развитие личности, мировая паутина может выполнять функцию психологической разгрузки или психологического тренинга, учить способам разрешения проблем и, наоборот, спасать от одиночества.

При желании, пользователь Интернета может свободно ознакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу, вступить в электронное взаимодействие с другими людьми - специалистами, сверстниками из разных стран мира. Его позиция может быть весьма активной: он может спорить, отстаивать свое мнение, обосновывать свою позицию. Людей со сходными интересами часто бывает легче найти путем обращения к Интернету, чем в ближайшем окружении, т. е. компьютер решает проблемы общения.

Взаимодействие в Интернете изменяет характер межличностного общения между людьми, задавая совершенно новые черты самому процессу, трансформируя такие функции, как:

1) коммуникативную - обмен информацией становится более совершенным и простым;

2) интерактивную - взаимодействие партнеров не ограничивается простыми беседами в традиционном понятии, появляется возможность выдавать оценки, корректировать ошибки, обеспечивать опосредованное общение людей друг с другом;

3) перцептивную - восприятие и познание друг друга партнерами, обеспечивая вместе с тем и анонимность общения.

Как показало исследование, организация пространства и времени коммуникативного процесса является одним из компонентов коммуникативной ситуации. В виртуальном пространстве невозможно оценить расстояние между партнерами - все собеседники находятся одновременно на одном экране монитора, в виртуальном пространстве, тогда как в реальности расстояние между ними может исчисляться тысячами километров. В результате стираются не только географические и временные границы, но и возрастные рамки, пропадает субординация, тем самым под вопрос попадают нормы и этика традиционного взаимодействия.

Поскольку в основном взаимодействие пользователей ведется с помощью печатного текста, то все Интернет-пространство можно рассматривать как сферу функционирования языка преимущественно в письменной форме. Так как письменный язык становится инструментом создания виртуальной реальности, то его можно рассматривать как основу нового языкового пространства и коммуникативной среды. В виртуальном пространстве появился сленг, помогающий самовыражаться участникам коммуникации, которых сближает общая тематика или профессия и позволяет им свободно общаться. Благодаря функции так называемой экономии языка, участники виртуального общения жаргонами заменяют громоздкие термины, сокращают длинные фразы, образуют короткие словосочетания.

Язык виртуального общения постепенно перебирается в повседневную жизнь. Возникает проблема чистоты современного языка, потому что речевая свобода, с одной стороны, способствует его развитию, с другой - засоряет литературный язык, распространяет языковые правила чатов или форумов, чуждые разговорной или литературной речи, возводя ошибки в правила и создавая своеобразный культ ошибки, коверканием языка передавая особую специфическую сущность высказываний. Тем не менее, использование сленгового или жаргонного языка зависит от внутренней культуры человека. Это может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность человека, поскольку влияет на культуру речи в целом.

Следует иметь в виду, что Интернет - это только среда, ценная для тех, кто обладает определенными знаниями и интеллектом. Интернет-коммуникации не могут заменить живой диалог людей друг с другом, воспроизвести эффект личного присутствия человека, реализовать индивидуальный подход.

Наше исследование проводилось среди студентов Иркутского областного колледжа культуры. Студенты колледжа обладают яркими, сильно выраженными индивидуально-психологическими характеристиками, творческими способностями, уникальными и неповторимыми качествами, которые необходимы им для учебы и дальнейшей профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства. Они очень эмоциональны, возбудимы, экспрессивны.

Опрос показал, что все студенты используют Интернет для учебы и общения (100 %). Они отмечают, что удобно общаться в социальных сетях, искать знакомых и соратников, но при знакомстве с новыми пользователями сеть не дает реалистичного представления о собеседнике (60 % студентов). Анонимностью они объясняют безответственность и безнаказанность виртуального общения - - 62 % опрашиваемых говорят, что более свободны в высказываниях, могут приукрасить действительность и испытывали удивление и разочарование от несоответствия реальных представлений и виртуальной личности (30 %). При общении в Интернете для выражения своих мыслей 50 % активно используют графические изображения, 90 % пользуются смайликами, 60 % не следят за орфографией и пунктуацией, 25 % используют автоматическую проверку при написании сообщений, 70 % любят сокращать слова или пользоваться мемами (например, ваще или узбагойся).

В реальной жизни 88 % студентов хотели бы при общении вставить смайл и 40 % процентов показывают кавычки руками, 55 % при письме на бумаге используют Интернет-сленг.

60 % преподавателей показали, что студентам трудно вести традиционное взаимодействие с более старшими собеседниками, поскольку они не соблюдают субординацию и, если это ярко не проявляется, например, переходом на «ты», то в деловой речи могут встречаться жаргонные обороты или несоответсвующие высказывания. Одни преподаватели подходят с пониманием ситуации, а у других это вызывает негативную реакцию, что может повлиять на субъективную оценку знаний обучаемых.

Еще одним недостатком Интернета является отсутствие контакта глаз и обмена взглядами. В традиционном общении 35 % студентов назвали возникающий дискомфорт при взгляде преподавателя, нежелание смотреть в лицо собеседнику.

На вопрос: «Влияет ли Интернет на формирование коммуникативной компетенции личности?» -70 % опрашиваемых ответили утвердительно, но объяснить не смогли. 30 % задумались над этим вопросом и решили подумать.

Наше исследование подтвердило огромную значимость Интернета при формировании коммуникативной коммуникации. В целом общение в Интернете положительно влияет на

коммуникативность студентов при условии самоконтроля данным процессом, а возникающее при общении состояние анонимности в сочетании с взаимным доверием служит потенциальным усилителем дружеских взаимоотношений.

Таким образом, анализ научной литературы и практика работы показали, что Интернет как социальное явление оказывает значительное влияние на коммуникативную компетенцию студентов.

Библиографический список

1. Бабаева Ю. Д. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, В. В. Кобелев, О. К. Тихомиров //Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 25-34.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // [Электронный ресурс]. - 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 10.05.2018).

3. НизаеваЛ. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 933-935 // [Электронный ресурс]. - 2016. URL:https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 04.08.2018).

4. Савченко И. В. Психологические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности // Психология образования: состояние и перспективы: материалы Третьей конференции психологов образования Сибири. Иркутск, 10-11 июня 2014 г. / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; [под общ. ред. И. В. Ярославцевой]. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. С. 241-247

5. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. 5-е изд., стереоп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.

References

1. Babaeva Yu. D. (1983). Dialogue with computers: psychological aspects / Yu. D. Babaeva, A.E. Vojskunsky, V.V. Kobelev, O.K. Tikhomirov // Psychological issues. 1983. № 2. Pp. 25-34. (in Russian)

2. Nizaeva L.F. (2016). Communicative competence: the entity and the component composition // Young scientist. 2016. № 28. Pp. 933-935 // [the Electronic resource]. - 2016. URL: https: //moluch.ru/ar-chive/132/37125/ (reference date: 04.08.2018). (in Russian)

3. SavchenkoI.V. (2014). Psychological aspects of using Information and Communication Technologies in educational activity // Educational psychology: state and prospects: proceedings of the third conference of education psychologists in Siberia. Irkutsk, June 10-11, 2014 / FSBEE HPE "ISU"; [Edited by I.V. Yaroslavtseva]. Irkutsk: IGU, 2014. Pp. 241-247. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.