хорошие манеры, у них развито чувство долга. Статистически значимые различия в показателях инструментальных ценностей следующие: аккуратность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, твердая воля, честность, чуткость, широта взглядов. На основании этих данных, мы можем констатировать, что студенты с ОВЗ в большей степени предрасположены к отстаиванию собственного мнения, заботливости, умению понимать чужое мнение. Студенты без ОВЗ имеют больший уровень притязаний к жизни, чаще проявляют оптимизм, ответственность, искренность.
Выводы. В результате проведения эмпирического исследования мы можем утверждать, что ценностные ориентации являются направляющим фактором активности личности. Они определяют ее поступки, действия, отношение к окружающей действительности в целом. Полученные с помощью эмпирического исследования результаты показали, что наиболее значимыми терминальными ценностями для студентов с ОВЗ являются «достижения», «развитие себя», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «продуктивная жизнь», «активная деятельная жизнь». В качестве наиболее значимых инструментальных ценностей у них выделяются: «честность», «жизнерадостность», «самоконтроль», «аккуратность», «ответственность», «воспитанность». Наиболее значимы нормативные ценности, такие как: «достижения» и «конформность». На уровне индивидуальных приоритетов студенты с ОВЗ отмечают наиболее значимые ценности выделяются: «универсализм», «доброта», «безопасность», «самостоятельность». В ценностных ориентациях студентов с ОВЗ и «здоровых» студентов, имеются как сходства, так и различия в выраженности таких ценностей как: гедонизм, активные социальные контакты и жизнерадостность, в том числе и по их смысловой нагрузке.
Литература:
1. Бурилкина С.А., Каминский А.С. Студенческая молодежь и инклюзивное образование // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 24-29.
2. Зиневич, О. В., Дегтярева, В. В. Круглый стол «Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: мировой и российский опыт» // Философия образования. - 2014. - № 3(54). -С. 249-264.
3. Крюков В.В., Данилкова М.П. Основные концепции теории ценностей. Новосибирск: 22. Изд-во НГТУ, 2003 104 с.
4. Чижакова Г.И. Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике: монография // Развитие личности в условиях обновленного образования / Красно-яр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 232-273.
5. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбазвузиздат, 2000. 203 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Хуторная Маргарита Леонидовна
Воронежский государственный университет инженерных технологий (г. Воронеж); кандидат психологических наук, доцент Шмырева Ольга Ивановна
Воронежский государственный университет инженерных технологий (г. Воронеж)
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния интерактивных психолого-педагогических технологий на мотивацию учения студентов. Анализируются понятия интереса, мотивации, мотива. Предлагается вариант использования анкеты, выявляющей факторы и условия повышения мотивации к обучению студентов.
Ключевые слова: обучение, мотив, интерес, технологии, студент, развитие.
Annоtation. The article discusses the impact of interactive psychological and pedagogical technologies on the motivation of student learning. The concepts of interest, motivation, motive are analyzed. An option is proposed to use a questionnaire that identifies factors and conditions for increasing motivation for student learning. Keywords :education, technology, distance education, independent work, student. Keywords: learning, motive, interest, technology, student, development.
Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения некоторым образом изменили векторы отечественной системы образования [7]. Отличительной особенностью является структурное изменение документа. Вариативная часть дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Конечным продуктом должен явиться результат обучения: личностная и профессиональная компетентность, но для этого необходима мотивация к обучению.
Изложение основного материала статьи. Компетентностный подход, являющейся в настоящее время основой обучения, подразумевает особую роль студента в учебном процессе. И базой является умение работать с информацией, моделирование, рефлексия. Таким образом, подразумевается достижение практико-ориентированности в обучении.
Но для достижения результата в будущей практической деятельности необходима мотивация к обучению. Мотивация к обучению у студента может иметь динамические показатели, причём динамика его связана с взрослением студента как личности, с пониманием своих возможностей и компетенций, с появлением интереса к учебной деятельности.
По мнению А. В. Петровского [4] интересы побуждают личность активно искать способы удовлетворения возникшей потребности в знаниях. Б.И. Додонов связывает удовлетворение интереса с
эмоциональными процессами и считает, что когда интерес утолен, то происходит освобождение от сильной эмоциональной реакции [1].
Теперь важно разобраться, какие показатели важны и необходимы для появления осознанного интереса. При этом осознанный интерес является проявлением волевого акта при достижении поставленной цели и усилителем мотивации к учебе.
Алгоритм мотивации учения студентов вуза имеет разветвленную структуру и его основными составляющими являются: познавательная мотивация (смысловая), мотивация достижения успеха (построение карьеры), личностная мотивация (развитие качеств, необходимых для проявления волевого акта). Но мотивация невозможна без ее двигателя: мотива.
Мотив - это желание действия, толчок к деятельности. Мотив может окрашиваться амбивалентными эмоциями и для осознания их происхождения требуется глубокая рефлексия [1, 3].
Мотивация достижения носит строго направленный предметный характер и даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации деятельности, степени интереса. Степень мотивации характеризуется факторами:
1) Нужность и значимость достижения успеха;
2) Вера в успех;
3) Проактивные действия на пути к успеху;
4) Субъективное отношение к достижению успеха;
5) Уровень достигаемого «акме».
В учебной деятельности студента интерес и мотивация могут быть обусловлены особенностями учебного процесса.
Стоит заметить, что мотивы и интерес представляют собой диадную основу, на которой возникают, фиксируются и развиваются знания, навыки и практический опыт студентов. Именно поэтому мотивация, интерес, желание и жажда познания являются необходимыми компонентами и условиями организации учебного процесса, в котором все задействованные субъекты обучаются и профессиональной грамотности, и навыкам делового общения, и системному мышлению.
Материал учебной информации наиболее активно воспринимается студентами тогда, когда у них возникает необходимая потребность в его восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета, одинаковой степени сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по-разному, в зависимости от формата его подачи, психолого-педагогических технологий, мотивов восприятия и направленности интереса студентов.
Так, автор В.П. Зинченко [2] полагает, что обучение наиболее продуктивно тогда, когда его содержание является главной целью студентов и находится в связи со способами и средствами, которыми эта цель достигается.
Эффективным способом передачи информации является применение применением инновационных технологий обучения.
Инновационные технологии - это достаточно новые способы, методы взаимодействия преподавателей и студентов, отражающие несколько новое взаимодействие и позволяющие эффективно достичь результат педагогического взаимодействия.
Фундаментом инновационного обучения современности являются следующие технологии:
1) Интерактивные технологии обучения;
2) Технологии проектного обучения;
3) Компьютерные технологии.
Интерактивные методы (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) - методы обучения, основанные на субъект-субъектном взаимодействии.
Эффективность интерактивных методов обучения эффективна, так как способствует личностно-ориентированному подходу, позволяет проявить креативность, самостоятельность мышления. В этом случает преподаватель как правило выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [5].
Авторы Панина Т.С. и Вавилова Л.Н. [3, 6] анализируют и выделяют следующие результаты интерактивного обучения:
1. Интерактивные методы обучения позволяют ускорять когнитивные процессы при усвоении и творческом применении знаний для решения кейс-задач, эссе. Положительный результат может быть обусловлен интересом, о котором указывалось выше, он базируется основанного на достижении цели, поэтому обучающиеся должны уметь применить на практике приобретаемые знания и навыки. Причем, некоторые дисциплины позволяют достичь положительный результат в освоении при эклектическом подходе в плане интеракций. Если формы и методы интерактивного обучения применяются с определенной периодичностью, то у студента начинают формироваться такие качества как любознательность, интерес, ожидание новых форматов подачи материала, пропадает состояние фрустрации при мыслях о неправильном предположении (поскольку ошибка предполагает спектр решений, из которых нужно выбрать) и отношения с преподавателем строятся на основе делового и доверительного взаимодействия.
2. Интерактивное обучение повышает мотивацию, включая эмоциональную часть личности, которая выражается в состоянии удовлетворения от ожидаемых интеракций.
3. Интерактивное обучение формирует способность нестандартно рефлексировать, индивидуально видеть проблемную практическую ситуацию, способы решения ее; концептуально обосновывать свою точку зрения, развивает индивидуально-личностные детерминанты: ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, лидерские качества, эмпатию, толерантность.
4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить проекцию способов организации деятельности, получить новый опыт, ее структуры, коммуникативности. Интерактивная деятельность ставит своей целью при добавлении знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации помочь студенту раскрыть свои потенциальные возможности, является важным условием для становления и
совершенствования компетентностей через включение субъектов образовательного процесса в принятие индивидуальной и коллективной деятельности для накопления практического и профессионального опыта.
5. Использование интерактивных технологий обучения позволяет осуществлять личный контроль за усвоением знаний, исключать стрессовые ситуации, связанные с нехваткой времени [4].
В настоящей работе для выявления факторов, оказывающих воздействие на мотивацию обучения студента, использовался факторный анализ.
С целью исследования факторов по выявлению мотивации в учебной деятельности был составлен опросник «Факторы мотивации учения студентов». Статистическая обработка данных и вращение Varimax выделили следующие факторы: положительные, такие как интерактивные методы обучения, участие в подготовке интерактивных занятий, рефлексия, интерес, социальная зрелость, позитивные субъект-субъектные отношения, активное участие в студенческой жизни и отрицательные, а именно: консервативные методы преподавания, применение устаревшей системы обучения, отсутствие интереса к преподаваемым и изучаемым дисциплинам, коммуникативная некомпетентность, акцентуированные черты характера, индивидуально-личностные характеристики.
К первому фактору «интерактивные методы обучения» со значительной весовой нагрузкой вошли компоненты «участие в подготовке интерактивных занятий» (0,768), «позитивные субъект-субъектные отношения» (0,745), «рефлексия» (0,680) и др. Подобные проявления были сгруппированы в данный фактор, поскольку означали мотивацию личности студента и содержали признаки проявления активной учебной деятельности.
Во второй фактор, названный «антиципация удачи» в качестве компонентов вошло «лидерские качества» (0,816), «удовлетворенность своими ответами» (0,681), «переживание нехватки времени» (0,519) и др. Антиципация удачи до ее наступления усиливала стрессоустойчивость ситуации.
«Ситуация здоровья» закономерно были выделены в третий фактор, которые снижали личностный потенциал и усиливали учебный стресс. В этот фактор вошли такие компоненты, как «соматическая боль» (0,813), «переутомление» (0,724), «бессоница» (0,675) и др.
Компонентами следующего фактора «демотивация» были «применение устаревшей системы обучения» (0,718), «отсутствие интереса к изучаемым дисциплинам,» (0,655), «коммуникативная некомпетентность» (0,614), и др.
«Я-концепция» составило содержание пятого фактора. В него вошли «интериоризация» (0,845), «стратегическое планирование учебной деятельности» (0,796), «активная самостоятельная работа» (0,575) и др.
Таким образом, выделены факторы, из которых третий и четвертый явились отрицательными:
1) Интерактивные методы обучения;
2) Антиципация удачи;
3) Ситуация здоровья;
4) Демотивация;
5) Я-концепция.
Выводы. Итак, важнейшей чертой современного образования является формирование и совершенствование в образовательном пространстве базовых и специальных компетенций сегодняшнего студента и будущего специалиста. Вектор дальнейшего научно - практического поиска решения проблемы изучения и развития компетенций современного специалиста в Вузе может быть направлен на:
1) Повышение мотивации студентов в образовательном пространстве.
2) Мотивация студентов к обучению может быть определена рядом факторов, которые оказывают непосредственное влияние на этот феномен.
На основании выделенных факторов можно выделить психолого-педагогические условия мотивации студентов к учебной деятельности:
1. поиск основания для оптимистического прогноза;
2. проактивное предупреждение неудачи;
3. повышение уровня самостоятельной работы;
4. формирование креативного мышления;
5. разработка индивидуальных траекторий с учетом интерактивных технологий.
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [8].
Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному и практико-ориентированному подходу, так как они предполагают совместное обучение, причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса и мотивация к обучению растет.
Литература:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Учебник для высш. учебн. завед. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с.
2. Зинченко, В.П. Психология предметного действия / В.П. Зинченко. - М.: Издательство: центр гуманитарных инициатив, 2018. - 856 с.
3. Еримбетова С., Маджуга А.Г., Ахметжан Б. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащегося // Вестник высшей школы «Альма-Матер», 2003. ,№ 11. - С. 48-52.
4. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
5. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 176 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., Магистр, 1997. - 224 с.
7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») www.mon.gov.ru
8. Хуторная М.Л. О необходимости применения интерактивных технологий в вузе / М.Л. Хуторная -Научно-психологическая школа. Итоги 20-летия ТГУ им. Г.Р. Державина, материалы 7 Международного семинара молодых учёных и аспирантов, Тамбов, 2015. - С. 133-136.
Психология
УДК:159.9
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Шевцова Татьяна Станиславовна
Тюменский государственный университет (г. Тюмень); студент Огай Ксения Евгеньевна
Тюменский государственный университет (г. Тюмень)
РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И МОТИВЫ СУПРУГОВ В АССИМЕТРИЧНЫХ ПО ВОЗРАСТУ БРАКАХ
Аннотация. В статье был произведен литературный обзор ролевых ожиданий и мотивов супругов, находящихся в ассиметричных по возрасту браках. Изучены долговременность данных союзов, возникающие в ходе совместной жизни разногласия между супругами и их причины, влияние разновозрастного брака на здоровье супругов. Также выявлены особенности ролевого распределения внутри данных семей и осознаваемые мотивы создания разновозрастных браков. Вместе с тем, были освещены результаты проведенного эмпирического исследования, в ходе которого были выявлены неосознаваемые мотивы создания ассиметричных по возрасту браков.
Ключевые слова: ассиметричный по возрасту брак, разновозрастной брак, мотивы создания ассиметричного по возрасту брака, ролевые ожидания в браке.
Annotation. The article provides a literary review of the role expectations and motives of spouses in age-asymmetric marriages. The long-term nature of these unions, differences between spouses that arise during their joint life and their causes, and the effect of different-age marriage on the health of the spouses are studied. Also, the features of the role distribution within these families and the perceived motives for creating different-age marriages were revealed. At the same time, the results of an empirical study were highlighted, which revealed unconscious motives for creating age-asymmetric marriages.
Keywords: asymmetric marriage by age, marriage of different ages, motives for creating an asymmetric marriage by age, role expectations in marriage.
Введение. В настоящее время наблюдаются значительные трансформации института семьи и брака, которые приводят к изменению представлений о содержании семейных ролей мужчины и женщины, размыванию системы поведенческих норм в брачно-семейной сфере, формированию новых моделей брачных союзов. Для современной семьи характерна тенденция к увеличению числа заключаемых ассиметричных по возрасту браков. Количество разновозрастных браков в настоящее время растет. На ближайшую перспективу прогнозируется ситуация, когда каждая пятая молодая женщина будет состоять в браке с мужчиной, старше ее на 15 и более лет. Представляется весьма важным вопрос о том, относится ли разница в возрасте супругов к числу факторов, определяющих характер внутрисемейных отношений, снижающих или, напротив, увеличивающих вероятность достижения консонансных позиций партнеров.
Изложение основного материала статьи. На данный момент изучено, что ассиметричный по возрасту брак является одним из факторов риска, приводящим к разводу. Выявлено негативное влияние такого брачного союза на здоровье супругов. Рассматривая мотивы создания данных союзов, исследователи делают акцент на изучении группы осознаваемых мотивов.
Так, феномен ассиметричных по возрасту браков и увеличение их роста в мире, в своих работах рассматривали Елютина М.Э, Быкова Н.О. (2011 г.).
Изучая долговечность разновозрастных браков Кон И.С. (2004 г.) отмечает, что такие союзы являются временными по причине возможных ценностных, сексуальных рассогласований, а также не всегда совпадающих интересов. Факторы супружеских рисков изучал Добреньков В.И. и Кравченко А.И (2006 г.). Авторы полагают, что большая разница в возрасте мужей и жен повышает вероятность развода.
Задаваясь вопросами влияния ассиметричных по возрасту браков на здоровье супругов, авторы из Кореи Kim, JH., Park, EC., Lee, SG. (2015 г.) отмечают, что чем выше разница в возрасте между мужьями и женами, тем более прослеживается тяжесть депрессивных симптомов в паре. Drefahl, S. (2010 г.), в свою очередь, изучая то, как разница в возрасте между супругами влияет на их выживание, показывает, что наличие более молодого супруга является полезным, в то время как наличие возрастного супруга наносит ущерб собственному выживанию.
Быкова Н.О., исследуя мотивы вступления в разновозрастные браки, отмечает, что наиболее распространенная причина - экономический расчет, причем чаще на это указывали женщины, чем мужчины. По результатам эмпирического исследования С.В. Климовой (2002 г.), проводимое с целью определения зависимости интереса девушек к зрелым мужчинам от профессиональных перспектив показало, что для девушек основным мотивом вступления в разновозрастный брак является уверенность в настоящем благодаря мужчине, который уже занял определенную «нишу» в обществе. К схожим выводам приходят и иностранные исследователи Mansour, H., McKinnish, T. (2014), Blavatskyy, P. (2018 г.), Klein, T. (1996 г.).
Карабанова О.А. (2012 г.) и Минакова М. (2014 г.), в свою очередь, решение вступить в разновозрастный брак определяют группой осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Выбор партнера, существенно превосходящего по возрасту, определяется рядом факторов, наиболее важными из которых являются модель родительского супружества и потребность в безопасности. Залевский Г.В. (2012 г.) о парах, где мужчина значительно старше, отмечает, что девушка ищет в старшем друге покровителя и защитника, чего ей, возможно, не хватало в собственной семье.
Тащёва А.И., Паненко О.Б., (2000 г.) изучали факторы, детерминирующие ролевое поведение каждого супруга: прошлый опыт (качество родительского брака), мечты в отношении брака и образа будущего супруга, качество взаимоотношений партнеров до вступления в брак, социальное окружение супругов. Изучая вопрос о ролях в семье, Райгородский Д.Я. (2003 г.) приходит к выводу, что с ролевыми ожиданиями