5. Аналитическая работа - была направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Ожидаемые результаты: оптимизация самооценки; повышение показателей эмоционального самочувствия; улучшение отношений с ближайшим окружением; повышение продуктивности учебной деятельности; повышение социального статуса в классе; включенность в жизнедеятельность класса в целом.
По итогам реализации формирующего эксперимента мы можем заключить, что в экспериментальной группе произошли достоверно значимые изменения показателей по всем методикам, что говорит об эффективности проведенных нами мероприятий.
Контрольный эксперимент показал, что после формирующего эксперимента показатели психологического здоровья улучшились: выросла самооценка, снизилось нервно-психическое напряжение, ощущение одиночества и депрессия. При помощи критерия Стьюдента мы доказали, что произошедшие изменения являются достоверно значимыми. Позитивные изменения произошли и в плане адаптации к процессу обучения. У детей участвующих в формирующем эксперименте повысилась продуктивность учебной деятельности, удовлетворенность психологической атмосферой в классе, уровень адатированности к классу, и к учебной деятельности.
Сравнительное исследование, проведенное в контрольной группе, показало отсутствие достоверно значимых различий. В контрольной группе мы отметили незначительное снижение удовлетворенность психологической атмосферой в классе, уровня адаптированности к классу, а показатели продуктивности деятельности и адаптированности к учебной деятельности не изменились.
На основании полученных результатов, мы можем рекомендовать разработанную программу для реализации в других школах города и Республики. В рамках реализации системы психологической поддержки школьников с низким уровнем психического здоровья, психологам школ мы предлагаем следующие направления работы:
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
3. Методическая работа.
4. Коррекционно-развивающая работа.
5. Аналитическая работа.
Литература:
1. Галимова, Р.З. Исследование профессионального становлення педагогов во взаимодействии со школьным психологом. В сборнике: Проблемное обучение в современном мире VI Международные Махмутовские чтения: сборник статей. Под редакцией: Е.Е.Мерзон, В.Л.Виноградова, Р.Ф. Ахтариевой, В.А. Мартыновой. 2016. С. 119-122.
2. Гатауллина, Р.Ф. Формирование толерантного поведения педагога инклюзивного образования. В сборнике: Тенденции и закономерности развития современного Российского общества: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ И ПРАВОВАЯ СФЕРЫ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. 2016. С. 48-50.
3. Талипова, О. А. Психологические особенности самоотношения как фактора психического развития проблемных подростков / О.А.Талипова. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. - 252 с.
Психология
УДК:159.9.
кандидат психологических наук, доцент Шевцова Татьяна Станиславовна
Тюменский государственный университет (г.Тюмень)
МОТИВЫ СОЗДАНИЯ СЕМЕЙ У ПАР С НЕСОВМЕСТИМЫМИ ЦЕННОСТЯМИ
Аннотация. Большое воздействие на жизнь молодой семьи, ее стабильность и удовлетворенность супругов оказывают мотивация создания и сохранения семьи, представления супругов о системе семейных ценностей. Несовпадение целей и ценностей супружества, различные представления о семье, разная мотивация создания и сохранения семьи во многих случаях приводят к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи.
Ключевые слова: система ценностей семьи, совместимость семейных ценностей супругов, мотивы создания и сохранения семьи, кластерный анализ скрытых мотивов сохранения семьи.
Annotation. The motivation for the creation of a family, views on the system of the family values have a great impact on the life of a young family, its stability and satisfaction of married couple. Mismatch of the purpose of life and values of marriage, different views about family, different motivation for the creation and preservation of family in many cases lead to disappointment in family life and the disintegration of a young married couple.
Keywords: Family value system, family values compatibility of married couple, motives for marriage, family preservation motives, cluster analysis of implicit motives of family formation.
Введение. Проведенное А.М. Швец, Е.А. Могилевкиным, Е.Ю. Каргаполовым в период с 1992 по 2002 гг. в России и мире исследование позволило установить, что за последние десятилетия институт семьи и брака претерпевает кризис. Одним из наглядных и наиболее существенных факторов кризиса семейно-брачных отношений является изменение мотивов вступления в брак.
Формулировка цели статьи. Если осознаваемые мотивы создания и сохранения семьи подробно изучены, необходимо исследовать и скрытые мотивы, которые заставляют молодых людей с разными и порой противоречивыми мотивами и системами ценностей создавать брачные союзы, фактически обреченные на распад и страдания одной и/или другой стороны. Необходимо определить, как влияет несовместимость ценностей на супружескую жизнь, что заставляет молодых людей создавать брачные союзы с несовместимыми системами ценностей, могут ли после вступления в брак сформироваться новые схожие ценности, что может стать мотивом к созданию единой системы ценностей семьи?
Изложение основного материала статьи. Ценности семьи и их динамику рассматривали Дементьева И.Ф. [6], Е.П. Винивидова [3], Девятых С. Ю. [5]. Получила известность и диспозиционная концепция личности В.А. Ядова [15], в которой понятие ценностных ориентаций заняло одно из центральных мест. Обобщили и углубили представления о ценностях Н.И. Лапин и Л.А. Беляева [11]. А.Г. Здравомыслов привлек внимание к взаимосвязи трех важнейших понятий: потребности, интересы, ценности [8].
В работах современных исследователей А. И. Вишняков, О.С Карымова [4], Е.П. Винивидова [3], Султанова А. В. [13], Карташова Т. Е. [10] рассматриваются вопросы истории и современности семьи, а также семейные ценности, представлены аспекты формирования семейных ценностей современной молодежи, современной российской семьи.
В основном, рассматриваются, вопросы, касающиеся семейных отношений в целом (Алешина Ю.Е. [1], Эйдемиллер Э.Г. [14], Вирджиния Сатир [12], Дружинин В.Н. [7], Андреева Т. В. [2] и др). Между тем, мотивы, побуждающие к вступлению в брак, играют значимую роль, определяют стабильность семьи и удовлетворенность браком.
А. И. Вишняков, О.С Карымова изучали представление студентов о ценностях семьи. Полученные результаты говорят о том, что для юношей и девушек достаточно значимыми являются материальные ценности, которые определяют основу, базу для дальнейшего развития человека, с одной стороны. С другой стороны, материальные ценности становятся самоцелью, что приводит к перекосу в ценностной системе молодого человека [4].
Е.П. Винивидова изучила структуру семейных ценностей молодых супругов. Анализ результатов тестирования показал значительную рассогласованность оценок ролевых ожиданий супругов в парах по большинству шкал семейных ценностей [3].
С точки зрения содержания социальных ценностей, отмечается их сходство у современных зрелых мужчин и женщин, а также достаточная взаимная согласованность: основополагающими ценностями являются здоровье и любовь, отмечается явная ориентация на эгалитарный тип семьи, романтические отношения в браке [10].
Карабанова О.А. отмечает, что мотивы заключения брака реализуют жизненно важные отношения личности к миру и составляют основу в иерархии человеческих потребностей, отраженных в пирамиде А. Маслоу:
> реализация потребности любить и быть любимым;
> самоутверждение и самореализация (в частности, мотивы социального и статусного утверждения); примером может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи;
> удовлетворение потребности в чувстве безопасности, когда партнер рассматривается как источник заботы, опоры и стабильности; в этих случаях он выступает своеобразным заместителем родителя;
> реализация потребности в аффилиации1;
> мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым Другим;
> мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя;
> сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;
> мотив долга и социальной обязанности, в основе которого лежат забота и ответственность за благополучие партнера;
> прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью партнера).
О.А. Карабанова указывает, что на стабильность брака оказывает положительное влияние сходство мотивов создания семьи жениха и невесты. Однако мотивы сохранения брака могут отличаться от мотивов его заключения, поскольку в процессе жизни они меняются. Мотивы могут способствовать гармонизации брака или деструктивному влиянию на него [9].
Объектом исследования являются супружеские отношения и система ценностей каждого супруга.
Предмет исследования - скрытые мотивы создания семьи у пар с различной степенью совместимости ценностей.
Гипотеза 1: Скрытые мотивы супругов с совместимыми и несовместимыми системами ценностей статистически достоверно различаются.
Гипотеза 2: У супругов с несовместимыми ценностями в качестве скрытых мотивов выступают мотивы, не способствующие развитию семьи (избегание неудач, власть, потребность контролировать жизнь других, повиновение силе и пр. у одного или у обоих супругов). У супругов с совместимыми ценностями в качестве скрытых мотивов выступают мотивы, способствующие развитию семьи (потребность в близости, любовь, потребность отстаивать интересы семьи и пр. у обоих супругов).
Для проверки гипотез использовалась методика цветовых метафор И.Л. Соломина. Для обработки данных использовался метод математической статистики кластерный анализ данных с использованием пакета прикладных программ Statistika 17.0, MicrosofЮfficeExceL
Цель исследования: проверить гипотезы, выявить сходство и отличия в скрытых мотивах создания семьи у пар с совместимыми и несовместимыми ценностями.
В основе исследования лежат следующие идеи: Ю. Б. Гиппенрейтер об осознаваемых и неосознаваемых мотивах; А. Б. Добрович - роль скрытых (неосознаваемых) мотивов; Б. Шнейдер о мотивах вступления в брак; М. С. Мацковский анализ ценностей и ценностных ориентаций семьи; четыре аспекта супружеской совместимости выделила А.Н. Обозова. Ряд авторов указывает на необходимость сходства мировоззренческих, ценностно-ориентационных аспектов для совместимости супругов (Обозова А.Н., Обозов Н.Н; Кратохвил С; Навайтис Г; Коростылева Л.А.).
Для исследования семейных ценностей мы использовали методику А.Н. Волковой «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре».
Для определения пар в группы совместимых и несовместимых ценностей просчитывалась разность по каждой шкале. Каждая из шкал играет определенную роль в отношениях, и если одна из них является
'Аффилиация - стремление человека к дружеским связям с другими людьми (Свенцицкий А.Л., 2009).
несовместимой, то пара испытывает трудности в отношениях, которые могут приводить к устойчивым конфликтам.
Для достоверности различий в согласованности семейных ценностей в контрольной группе (КГ) (ценности супругов согласованы) и экспериментальной группе (ЭГ) (рассогласованные ценности) мы использовали метод Т-критерий Стьюдента. Независимая переменная - степень совместимости систем ценностей супругов. Зависимые переменные - скрытые мотивы супругов с различными системами ценностей. Контролируемые переменные: официальный брак, стаж совместной жизни 2-3 года, наличие 1 и более детей, возраст испытуемых 20-30 лет, образование высшее. Для исследования из всего массива опрошенных нами были отобраны и приняли участие 60 семейных пар (по 30 в каждой группе).
Сравнительный анализ данных с использованием метода Т-критерий Стьюдента показал, что существуют статически достоверные различия между данными по шкалам интимно-сексуальная, личностная идентификация с супругом, хозяйственно-бытовая, родительско-воспитательская, внешняя привлекательность. Статистически достоверных различий не обнаружено по шкалам «эмоционально-психотерапевтическая» и «социальная активность».
Для проверки гипотез проведено исследование скрытых мотивов с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина. Результаты кластерного анализа полученных данных представлены ниже.
Tree Diagram for 51 Variables Ward's meíhod 1-Pearson r
Мои родители как супруги Мое детство Потребность в сильном покровителе П огреб чость оказы вагь помощь Мое прошлое Здоровье
Потребность в уважении и гкддержке Потребность отстаивать интересы семьи Мои друзья Я - реальная(ый) Я -идеальная(ый) Мое будущее Потребность в близости Мой отец Моя мать Любовь Каши я хочу быть Мой начальник Потребность в дружеских связях Мои сотрудники Моя учеба Моя работа Мое увлечение И нтерееное занятие Мой муж (жена) Мой ребенок (дети) Какой я на самом депе Мое настоящее Моя семья Власть Страх потерять себя Потребность контролировать жизнь других Потребность в эксплуатации других Потребность в безупречности и непогрешимости Потребность в восхищении со5ой Раздражение Самоутверждение за счет других Потребность в развлечении Быть в центре внимания Избегание наказания Освобождение от ограничений Выгода Избегание неудач Повиновение силе Угроза Страх Печаль Неприятности Конфликты Неудача Болезнь
0,0
Рисунок 1. Данные супружеских пар с совместимыми ценностями (КГ)
Первый кластер «Моя родительская семья — моя семья». Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что отношения супругов напоминают отношения их родителей в их прошлом. В родительской семье между отцом и матерью существует любовь, отец и мать являются единым целом. Базовые потребности супругов удовлетворены.
Второй кластер «Источники стресса». Кластер не связан с трансспективой (настоящее, прошлое, будущее). Сюда попали невротические потребности и источники стресса (конфликта). Удовлетворение таких потребностей в этих семьях не являются актуальными.
Рассмотрим данные полученные у пар с несовместимыми ценностями семьи. Результаты кластерного анализа полученных данных представлены ниже.
Рисунок 2. Данные супружеских пар с несовместимыми ценностями (ЭГ)
Первый кластер «Базовые потребности». Настоящее данной группы связанно с их семьей, детством. В настоящем и будущем есть потребность в уважении и поддержке, что говорит о неудовлетворенности данной потребности.
Второй кластер «Мои родители и Я». Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что, по крайней мере, у одного из супругов есть неудовлетворенные потребности в поддержке, уважении, любови, близости. По всей видимости, эта неудовлетворенность уходит корнями в родительскую семью.
Третий кластер «Профессиональная сфера — избегание неудач». Сюда входят такие понятия как «самоутверждение за счет других», «потребность в эксплуатации других», «потребность контролировать жизнь других», «избегание наказания», «страх потерять себя», «потребность в безупречности и непогрешимости», что вряд ли говорит о высокой степени удовлетворенности в сфере профессиональной самореализации хотя бы одного из супругов.
Четвертый кластер «Источники стресса». Конфликты являются источниками стресса, раздражения, могут стать причиной заболевания. Кластер объединяет сферу семейных и производственных отношений.
Создавая семейные кластерные деревья, мы столкнулись с непониманием того, для кого из супругов характерны те или иные проявления. Возникла необходимость создать отдельные кластерные деревья для мужей и жен обеих групп для проверки второй гипотезы (уточнения гипотезы 2: у одного или у обоих супругов с несовместимыми ценностями в качестве скрытых мотивов выступают мотивы, не способствующие развитию семьи (избегание неудач, власть, потребность контролировать жизнь других, повиновение силе и пр.). У обоих супругов с совместимыми ценностями в качестве скрытых мотивов выступают мотивы, способствующие развитию семьи (потребность в близости, любовь, потребность отстаивать интересы семьи и пр.).
Рассмотрим данные, полученные у жен в парах с совместимыми ценностями семьи. Результаты кластерного анализа полученных данных представлены ниже.
Рисунок 3. Данные жен в парах с совместимыми ценностями
Первый кластер «Моя счастливая семья». Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что идеалом собственной семьи, является семья родителей. У женщин данной группы полноценная семья, куда входит «моя мать» и «мой отец». Так же в данный кластер попало понятие «мой муж», что говорит об удовлетворении потребности в уважении и поддержке, потребности в близости, потребности оказывать помощь, освобождении от ограничений, любви — это те потребности, которые удовлетворялись как в прошлом родителями, так и в настоящем мужем.
Женщины данной группы испытывают потребность в близости, потребность в уважении, потребность оказывать помощь в отношении отца. Все что связанно с отцом влияет на собственную семью. Отец формирует фундамент, в силу которого в семье ценят любовь, поддержку, внимание, близость, он задает данную атмосферу в семье.
Второй кластер «Источники стресса». Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что в данном кластере все, что связанно с родительской и собственной семьей не входит. В кластере нет персоны.
Рассмотрим данные полученные у мужей, в парах с совместимыми ценностями семьи. Результаты кластерного анализа полученных данных представлены ниже.
Рисунок 4. Данные мужей в парах с совместимыми ценностями
Первый кластер «Родительская семья — Мой отец». Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что данная группа мужчин переносит источник стресса из прошлого в свою семью. Отношения с отцом в прошлом не способствовали пониманию и принятию, лишь раздражение, страх. Отец контролирует жизнь других, испытывает потребность в эксплуатации других. Требования отца вызывают страх потерять себя, душевную боль. На основании этого у мужчин формируется потребность в избегании неудач.
Второй кластер «Родительская семья — Моя мать». Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что с матерью удовлетворялись базовые потребности. Любовь, потребность в уважении и поддержке, потребность в близости — это то, что дает мать. Отношения с матерью способствуют здоровью. Понятие «мое будущее» так же попало в данный кластер, что может говорить, о том, что данные мужчины хотели бы поддерживать отношения со своей матерью в будущем (а может быть продолжить такие отношения, но уже с женой). Возможно, и выбор супруги был неслучаен. Мужчинам с опытом отношений с деспотом отцом нужна женщина — «хранительница теплого очага».
Третий кластер «Собственная семья — Жена». Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что именно с женой (как в прошлом с матерью) связанно освобождение от ограничений, которое он испытывал в родительской семье с отцом. С такой супругой его собственная семья является идеальной.
Рассмотрим данные, полученные у жен в парах с несовместимыми ценностями семьи. Результаты кластерного анализа полученных данных представлены ниже.
Tree Diagram for 51 Variables Ward's method I-Pearson r
Мои родители как супруги Моя семья Мое настоящее Здоровье Мое будущее Я -идеал ьная{ый) Моя мать Каким я хочу быть Потребность в близости Любовь Выгода
Потребность в восхищении собой Быть в центре внимания Я - реальная(ый) Потребность в дружеских связях аМои друзья Мой муж (жена) Какой я на самом деле Власть
Самоутверждение за счет других Потребность в эксплуатации других Мои отец Потребность в развлечении Мой начальник Мои сотрудники Моя работа Моя учеба
Потребность контролировать жизнь других Избегание неудач Потребность в безупречности и непогрешимости Страх потерять себя Потребность в уважении и поддержке Потребность в сильном покровителе Мое детство Мое прошлое Избегание наказания Потребность оказывать помощь Потребность отстаивать интересы семьи Мое увлечение Интересное занятие Освобождение от ограничении Мой ребенок [дети) Повиновение силе Уфоза Страх Болезнь Печаль Раздражение Неприятности Неудача Конфликты
0:0 0.5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5
Linkage Distance
Рисунок 5. Данные жен в парах с несовместимыми ценностями
Первый кластер «Родительская семья — Я и моя мать». Женщины этой группы создают симбиоз со своей матерью. Для них мать является эталоном, идеалом, образцом поведения. С матерью связаны потребности получать восхищение, потребность в близости, любовь. Женщины переносят возможность продолжать удовлетворять такие потребности в собственную семью. Женщинам данной группы выгодно идеализировать свой союз с матерью. Потребность в близости с матерью соединяет их с родительской семьей. Женщины данной группы испытывают потребность в дружеских связях, в восхищении собой, нахождении в центре внимания в собственной семье. Теперь эти потребности должен удовлетворять муж. В противном случае неудовлетворенные потребности становятся зоной конфликта типа «ты мало уделяешь мне внимание».
Второй кластер «Родительская семья — Я и мой отец» буквально объясняет прочный союз матери и дочери. Данные говорят о гиперконтроле со стороны отца. Требования отца вызывают страх потерять себя. Он контролирует жизнь других, самоутверждается за счет других, испытывает потребность в эксплуатации других, не прощает неудачи, требует безупречности и непогрешимости. На основании этого у женщин формируется потребность в избегании неудач. «Мой ребенок» попадает в те же условия. «Мой отец», как и «мой начальник», «мои сотрудники», являются властными, эксплуатирующими других. Женщины испытывают страх перед мужчиной. В детстве осталось неудовлетворенная потребность в сильном покровителе. На основании этого эти женщины будут искать таких же мужчин, как их отец, либо искать в своих мужчинах благородного отца, поскольку настоящий отец - давящий, властный и требующий непогрешимости и жестоко наказывающий.
Потребности в любви, безопасности, уважении удовлетворялись только благодаря матери. Со стороны отца вместо базовых потребностей сформированы потребность в избегании неудач, страх потерять себя, которые связанны с понятиями «мое детство» и «мое прошлое». В свою семью эти женщины «тащат груз прошлого» и являются источником стресса. Кластерные деревья мужчин из контрольной группы «совместимые ценности» и женщин из экспериментальной группы «несовместимые ценности» очень похожи. В обоих случаях в прошлом отец - деспот и тиран, результат - страх утраты собственной идентичности, потребность в избегании неудач. Но мужчины попадают в группу «семьи с совместимыми ценностями», а женщины - в группу «семьи с несовместимыми ценностями». Получается, что именно женщина является носителем либо ценностей, либо псевдоценностей в семье. В первом случае женщина остается «хранительницей семейного теплого очага». Женщина, претерпевшая насилие со стороны отца в родительской семье, становится сама источником стресса и конфликтов.
Третий кластер «Источники стресса». Данные говорят о неумении решать конфликты, которые являются источниками стресса, раздражения. Нерешенные конфликты становятся причиной заболевания.
Рассмотрим данные, полученные у мужей в парах с несовместимыми ценностями семьи.
Рисунок 6. Данные мужей в парах с несовместимыми ценностями
Первый кластер «Родительская семья — Я, моя мать и мой отец». Полноценная родительская семья. В данном кластере присутствует как отец, так и мать, что говорит о неделимости их как семьи. Они присутствуют как в прошлом, настоящем, так и в будущем. Семья для данной группы мужчин является очень важной. Они хотят, чтобы то, что присутствовало в родительские семьи, было и в его семье. Потребность в уважении и поддержке, потребность в близости, потребность оказывать помощь, освобождение от ограничений — это то, что присутствовало в их родительской семье и то, что является идеалом.
Второй кластер «Моя жена». Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что потребность в эксплуатации других, потребность контролировать жизнь других, потребность в безупречности и непогрешимости, повиновение силе — это то, что вносит в семью жена. Она проявляет поведение, скопированное с отца в своей родительской семье. Данное поведение может являться причиной конфликта и раздора в семье, поскольку мужчина испытывает потребность в уважении и поддержке, потребность в близости, потребность оказывать помощь, освобождение от ограничений, а взамен получает от жены игнорирование его потребностей. У данной группы мужчин и их жен разные системы ценностей.
Третий кластер «Источники стресса». Исходя из полученных данных, можно говорить о неумении решать конфликты, которые являются источниками стресса, раздражения. Нерешенные конфликты могут стать причиной заболевания.
Гипотеза о том, что скрытые мотивы создания семьи у супругов с совместимыми и несовместимыми системами ценностей статистически достоверно различаются, подтверждена. Пары с совместимыми ценностями и пары с несовместимыми ценностями отличаются по степени удовлетворенности базовых потребностей. В парах совместимых ценностей базовые потребности удовлетворены еще в родительской семье, по крайней мере, у женщины. В парах с несовместимыми ценностями не удовлетворены базовые потребности именно у женщины.
Гипотеза о том, что у супругов с несовместимыми ценностями в качестве скрытых мотивов создания семьи выступают мотивы, не способствующие развитию семьи (избегание неудач, власть, потребность контролировать жизнь других, повиновение силе и пр. у одного или у обоих супругов), а у супругов с совместимыми ценностями в качестве скрытых мотивов выступают мотивы, способствующие развитию семьи (потребность в близости, любовь, потребность отстаивать интересы семьи и пр. у обоих супругов), подтверждена частично. В семье с совместимыми ценностями неудовлетворенные мотивы-потребности выявлены у мужа, в то время как у жены они удовлетворены. У пар с несовместимыми ценностями неудовлетворенные мотивы-потребности выявлены у жены.
Выводы. Пары с разной степенью совместимости ценностей отличаются по степени удовлетворенности базовых потребностей. В парах с совместимыми ценностями у всех женщин базовые потребности удовлетворены в родительской семье. В парах с несовместимыми ценностями удовлетворения базовых потребностей нет именно у женщины. В парах с совместимыми ценностями жены имеют полноценную родительскую семью, и считают ее идеалом для собственной семьи, а мужья имеют напряженные отношения с отцом (отец контролирует жизнь других, испытывает потребность в эксплуатации других; требования отца вызывают страх потерять себя). На основании этого у мужчин формируется потребность в избегании неудач.
У пар с несовместимыми ценностями жены имеют разрозненную семью, так как положительные отношения имеются только с матерью, а со стороны отца приобретён страх потерять себя, избегание неудач, страх перед мужчинами. У мужей данной группы полноценная родительская семья, которая является идеалом для собственной семьи (Картина противоположна той, что мы наблюдали в парах с совместимыми ценностями!). Здесь жена является источником конфликтов и раздоров в семье, так как имеет тенденцию к поведению, похожему на поведение отца, а именно: в основе поведения лежат мотивы-потребности в эксплуатации других, контролировать жизнь других, потребность в безупречности и непогрешимости, повиновение силе.
Кластерные деревья мужчин из группы «совместимые ценности» и женщин из группы «несовместимые ценности» очень похожи. В обоих случаях в прошлом отец — деспот и тиран, результат — страх утраты собственной идентичности, потребность в избегании неудач. Но мужчины попадают в группу «семьи с совместимыми ценностями», а женщины — в группу «семьи с несовместимыми ценностями». Получается, что именно женщина является носителем либо ценностей, либо псевдоценностей в семье. Женщина, которую в детстве любит отец, остается «хранительницей семейного теплого очага». Женщина, претерпевшая насилие со стороны отца в родительской семье, становится сама источником стресса и конфликтов. Семьи обеих групп строятся по принципу кооперации, дополнения.
Литература:
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю.Е Алешина - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993 - 123 с.
2. Анреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - Спб.: Речь, 2005. - 436 с.
3. Винивидова Е. П. Структура семейных ценностей молодых супругов / Е. П. Винивидова // Журнал интеграция образования. - 2008. - № 2. - С. 1-5.
4. Вишняков А.И., Карымова О.С. К вопросу о ценности семьи (на примере студентов) / А.И. Вишняков, О.С. Карымова // Журнал фундаментальные исследования. - 2014. - № 3 - 4- С. 2 - 4
5. Девятых С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий / С.Ю. Девятых, Минск, 2007. - 164 с.
6. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье/ И. Ф. Дементьева / /Вестник РУДН - 2004, - № 6-7. С. 150-160.
7. Дружинин, В. Психология семьи / В. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.
8. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Издательство: "Издательство политической литературы" - 1986. - 224 с.
8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 119 с.
9. Карташова Т. Е. Мотивация вступления в брак современной молодежи / Т. Е. Карташова // Журнал: Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2008. № 1. - С. 132-136.
10. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. - Издательство: "Едиториал УРСС", 1996. - 224 с.
11. Сатир. В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - Санкт-Петербург, - 2000. - 254 с.
12. Султанова А. В. Социально-психологические особенности супружеской совместимости и благополучия в брачных отношениях: диссертация на соискание ученой степени канд. псих. Наук / А. В. Султанова. - Спб., 2008. - 279с.
13. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - «Питер», 2010. 672 с.
14. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. - М., 1975.
Психология
УДК:159.9.
кандидат психологических наук, доцент Шевцова Татьяна Станиславовна
Тюменский государственный университет (г. Тюмень);
педагог дополнительного образования Коровушкина Наталья Николаевна
МБУ ДО "Современник" (п. Березово)
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. Мы предположили, что эмоциональное выгорание (ЭВ) наступает гораздо раньше у учителей, работающих с детьми с ОВЗ, нежели у тех, кто работает с относительно здоровыми детьми, и имеет свои специфические особенности. В контрольной и экспериментальной группах выявили наличие симптомов, измерили степень эмоционального выгорания, определили особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей с разным стажем профессиональной деятельности. Полученные результаты подвергли математической и статистической обработке. В основе исследования заложено комплексное изучение структуры и проявлений феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, С. Джексон, А.Пинес, Е.Аронзон, В. Шауфелли, Д. Дирендонк, Б. Перлман, Е.А. Хартман, М. Буриш и др.). Мы опираемся на теории личностно-ориентированного, гуманистического образования (Д.А. Белухин, И.Д. Демакова, В.И. Додонов, М.Н. Кларин, А.И. Савостьянов и др.) и на представления о механизмах социализации и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Л.М. Шипицына, М.С. Певзнер, и др.).
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; неэффективность в целях и действиях; потеря мотивации в работе, циничное отношение к труду и объектам своего труда; деперсонализация и понижение профессиональной самооценки, эмоциональное истощение; бесчувственное, негуманное отношение к детям; механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия; ОВЗ (сложная структура дефекта).
Annotation. We hypothesized that emotional Burnout (EB) comes much earlier to teachers, working with children with the limited capacity of health (LCH), rather than to those who works with relatively healthy children,