Научная статья на тему 'Влияние интеграции Украины в Европейский союз на систему страхования вкладов физических лиц'

Влияние интеграции Украины в Европейский союз на систему страхования вкладов физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEPOSIT GUARANTEE FUND / DEPOSIT INSURANCE / EU DIRECTIVES / EUROPEAN INTEGRATION / CHANGE OF LAW / ФОНД ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / СТРАХОВАНИЕ ДЕПОЗИТОВ / ДИРЕКТИВЫ ЕС / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Е.В., Савченко Т.

В статье анализируется процесс интеграции отечественной системы страхования вкладов в Европейскую систему, успешность шагов, которые были достигнуты и которые необходимо выполнить в последующие годы. Особое внимание уделено выявлению различий между двумя системами и требованиями Директивы, которые необходимо имплементировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF UKRAINE'S INTEGRATION IN THE EUROPEAN UNION ON THE INSURANCE CONTRIBUTION SYSTEM OF NATURAL PERSONS

The article analyzes the process of integration of the domestic deposit insurance system to the European system, the success of the steps that have been taken and which have to be implemented in next years. Particular attention is paid to identify the differences between the two systems and the requirements of the Directives that will be implemented.

Текст научной работы на тему «Влияние интеграции Украины в Европейский союз на систему страхования вкладов физических лиц»

INFLUENCE OF UKRAINE'S INTEGRATION IN THE EUROPEAN UNION ON THE INSURANCE CONTRIBUTION SYSTEM OF NATURAL PERSONS

Prokofiev E.

PhD, Assistant, Department of Insurance, banking and risk management Kiev National University named after Taras Shevchenko Savchenko T. student of the second course of study Faculty of Economics Kiev National University named after Taras Shevchenko

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИИ УКРАИНЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ НА СИСТЕМУ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Прокофьева Е.В.,

К.э.н., ассистент кафедры страхования, банковского дела и риск-менеджмента Киевского национального университета имени Тараса Шевченка Савченко Т. студентка II курса обучения экономического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченка

Abstract

The article analyzes the process of integration of the domestic deposit insurance system to the European system, the success of the steps that have been taken and which have to be implemented in next years. Particular attention is paid to identify the differences between the two systems and the requirements of the Directives that will be implemented. Аннотация

В статье анализируется процесс интеграции отечественной системы страхования вкладов в Европейскую систему, успешность шагов, которые были достигнуты и которые необходимо выполнить в последующие годы. Особое внимание уделено выявлению различий между двумя системами и требованиями Директивы, которые необходимо имплементировать.

Keywords: Deposit Guarantee Fund, deposit insurance, EU Directives, European integration, change of law. Ключевые слова: Фонд гарантирования вкладов физических лиц, страхование депозитов, Директивы ЕС, европейская интеграция, изменение законодательства.

Постановка проблемы. В связи с принятием курса на интеграцию в Европейский Союз перед регуляторами финансово рынка стоит задача его модернизации, в частности, системы страхования вкладов. Несмотря на то, что система гарантирования вкладов является важным звеном в обеспечении финансовой устойчивости, ее адаптация к европейским требованиям является одной из основных задач на ближайшие годы.

В последние годы Европейский Союз избрал новый курс на улучшение системы страхования вкладов и создание единого Фонда. Учитывая изменения, которые претерпела банковская система с 2014 г., Украинская система гарантирования депозитов требует трансформации, используя основные принцы работы Европейского банковского союза. Поскольку цель последнего предотвращения или ослабления последствий финансовых кризисов, с учетом усвоенных уроков во время кризиса 20082009 гг.

Анализ последних исследований и публикаций. Учитывая актуальность данного вопроса, ряд ученых обращались к данной теме. К отечественным ученым, которые исследовали данную тему, принадлежат Наконечная Ю.С., Рудик Н.М., Савчук С.С. и другие. В частности, они подробно исследовали необходимость изменений законодательной базы в сфере предоставления финансовых услуг и его адаптацию к Директивам Европейского Союза, стресс устойчивость банковской системы, расширение обязанностей Национального банка, Фонда гарантирования вкладов физических лиц и других регуляторов. Практическая сторона данного вопроса недостаточно исследуема в связи с отсутствием данных для сравнения, поскольку окончательно Европейская система гарантирования вкладов начнет действовать с 2024, сейчас она находится на переходном этапе от национальных фондов страхования к созданию единого института,

на которого будут возложены соответствующие функции.

Целью статьи является определение изменений, которые были осуществлены в рамках интеграции в ЕС, и необходимые шаги, предусмотренные к выполнению последующие годы.

Изложение основного материала. В 2014 было подписано «Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны», вступившим в силу с сентября 2017 года. Данное соглашение охватывает различные сферы деятельности, в частности экономическое и отраслевое сотрудничество и имеет целью адаптировать законодательство Украины с Директивами Европейского Союза, создание условий для ведения бизнеса, которые отвечали бы международным требованиям, распространение европейских ценностей и другие.

Раздел 5, Глава 12 «Финансовые услуги» предусматривает изменения законодательства для обеспечения потребностей открытой свободной экономики и надлежащей защиты инвесторов. Поэтому для выполнения данных была разработана Комплексная программа развития финансового сектора Украины до 2020 года, которая была утверждена НБУ от 18 июня 2015 года. В контексте реализации предусмотрено решить следующие задачи:

- приближения законодательства к нормам ЕС;

- либерализация финансовых рынков;

- обеспечение прозрачности банковской системы;

- независимость и эффективность работы регуляторов, осуществления надзора на основе оценки рисков;

- целостность финансовой системы, всестороннюю защиту прав кредиторов, потребителей и инвесторов.

То есть, данные шаги направлены на модернизацию всей финансовой системы, часть которой является система гарантирования вкладов в Украине. К основным задачам, которые стоят перед Фондом гарантирования вкладов физических лиц относятся: обеспечение защиты прав потребителей, институциональной независимости Фонда гарантирования вкладов физических лиц, увеличения доверия к финансовым институтам.

Система гарантирования вкладов в Европе в последние годы претерпела значительные изменения. После неудач в течение 2008-2009 гг. страны Европейского Союза приняли новый курс на создание Единой системы страхования вкладов в 2024 году, как результат ранее принятых директив 2014/49/ЕС, 2001/24/ЕС и 2014/59/ЕС. Кризис позволил выявить основные направления совершенствования, в частности, источники наполнения фонда. Поскольку средств национальных фондов не хватало для покрытия всех обязательств перед вкладчиками. Новые действующие директивы определяет общую сумму резервов в размере 0,8% всех депозитов и в результате их принятия выросла минимальная сумма покрытия вклада до 100 тыс.

евро. Еще одним требованием является сокращение срока погашения депозитных гарантий до 7 дней, которая должна быть выполнена до 2024

К сожалению, не все требования реализованы в Украине, однако с 2014 г. Национальным банком Украины было сделано несколько шагов на пути к интеграции в банковской системе Европы. В 2014 году был принят закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты и увеличено требования к капиталу банков до 500 млн. грн., обязанностей банка по раскрытию корпоративного управления (в результате около для 98% банков известна структура собственности, в то время как в конце 2014 - только 50%) и приняты несколько послаблений на пути к свободному валютного режима в соответствии с Директивой ЕС 88/361.

Фонд гарантирования вкладов также нужно согласовать деятельность с Директивами 2014/24/ЕС и 2014/49/ЕС, которые охватывают направления: приобретение членства и получения полномочий по выведению с рынка других кредитных институтов, отличных от банков. В рамках этого было принятие в октябре 2019 закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» или о СПЛИТ, предусматривающего приобретение другими кредитными учреждениями участия в Фонде, в частности, кредитными союзами и компаниями, которые осуществляют страхование жизни. Завершение перехода этих учреждений под контроль НБУ должен состояться 1 июля 2020 года, после чего переход к внедрению третьего уровня защиты - распространение гарантий Фонда на вкладчиков данных учреждений [1]. Данное решение приведет к увеличению нагрузки.

Следующим требованием, которое должен им-плементировать Фонд согласно Директиве 2014/49/ЕС является предоставление вкладчикам возможности без потерь получить свои средства вместе с начисленными процентами в процессе проведения реорганизационных мероприятий во время ликвидационных процедур и сокращение срока начала выплат вкладчикам до 7 календарных дней [2]. В Украине данный период составляет 20 дней, поэтому возникает необходимость улучшения процедуры выхода банков с рынка и ускорения выплаты кредиторам. Следующим шагом является выплата возмещения в процессе ликвидации. Положение о выводе неплатежеспособного банка с рынка определяет способы ликвидации банковского учреждения, одним из которых является образование переходного банка, который выполняет функции ликвидатора. Продолжительность данного процесса составляет один год с возможностью продления еще на один. Следующим препятствием на данном этапе является недостаточность средств ФГВФЛ, вызванное введением с рынка 89 банков в период с 2014 по 2018 гг. оценочная стоимость которых более чем в 5 раз меньше балансовой стоимости.

Следующая задача для Фонда возникает в изменения способов наполнения средствами. Директивой 2014/49/ЕС предусмотрен переход к системе финансирования за счет взносов финансовых институтов и отказ от государственных заимствований. В Украине в связи с массовым выводом непла-

тежеспособных банков с рынка существует проблема с наполнением фонда. На графике ниже представлена тенденция финансовых ресурсов за последние 10 лет. Сумма ресурсов увеличивалась в течение всего периода, кроме 2015 г., что связано с повышением предельной суммы и количеством ликвидируемых банков.

18 000

Рис. 2.8. Динамика ресурсов Фонда гарантирования вкладов физических лиц [16]

К основным источникам пополнения резервов относятся средства полученные от ликвидации банков, составляют около половины от совокупной суммы, и регулярный сбор, приносит лишь до 25% от всех источников финансирования и не превышал 3,5 млн. грн. за последние годы. Однако данных средств недостаточно для выполнения обязательств Фонда, поэтому для пополнения резервов Министерства финансов Украины предоставило кредит в 2015 г. на сумму 41,500 млн. грн. в виде облигаций внутреннего государственного займа в обмен на векселя, дата погашения которых приходится на 2026 и 2012 гг. и дополнительно проводил ОВГЗ на сумму 7941000. грн. в 2016 г. Также в течение 20142018 гг. НБУ выдал Фонду кредит на общую сумму 20 млрд. грн. [10, 11] При этом возникает проблема при выводе банков с рынка, в частности, стоимость активов банков в январе 2019 г., которые находятся в процессе ликвидации составляла 531,350 млн. грн., при том что оценочная стоимость только 94221000 грн. Поэтому Фонд гарантирования вкладов был вынужден прибегнуть к займам государственных средств. При этом пути для инвестирования средств ограничены.

В рамках перехода к новой системе финансирования Фонда предусмотрено изменение ресурсов его наполнения. Сейчас в Украине действуют 3 типа сборов с участников.

Начальный сбор уплачивается в течение тридцати календарных дней с даты выдачи банковской лицензии в размере 1% от уставного капитала банка. Регулярный сбор по базовой годовой ставке начисляется на конец последнего рабочего дня отчетного квартала по ставке, составляет 0,5% для вкладов в национальной валюте и 0,8% для вкладов в иностранной валюте.

Регулярный сбор в форме дифференцированного сбора рассчитывается путем взвешивания базовой годовой ставки сбора по степени риска.

Степень риска определяется с учетом категории банка, уровня риска и общего балла, рассчитанного на основании определенных Фондом показателей, характеризующих индикаторы. Его уплата осуществляется ежеквартально. Сейчас основными критериями при расчете являются [14]:

- размер средневзвешенной процентной ставки по привлеченным вкладам физических лиц;

- соотношение среднеарифметических остатков по вкладам физических лиц в среднеарифметических остатков пассивов (бережливость банка);

- соотношение вкладов физических лиц в ино-страной валюте к вкладам физических лиц в национальной валюте.

Согласно европейским стандартам для расчета данного сбора учитываются риски от активных операций банка, поскольку они имеют непосредственное влияние на деятельность, а именно на платежеспособность банка и также определяют риск его банкротства.

Следующим требованием ЕС является увеличение предельного размера возмещения Фонда, составляет 200 тыс. грн., и не менялась с 1 ноября 2012 года. Согласно плану ФГВФЛ планирует окончательно завершить ликвидацию банков в 2019-2020 гг., которые были признаны неплатежеспособными в 2014 2015 годах и провести реструктуризацию долга Фонда перед Министерством финансов Украины. Следующим этапом является воплощение других мероприятий, способствующих улучшению деятельности Фонда. Одна из которых заключается в повышении предельной суммы гарантирования вкладов до 100,000 евро в эквива-

ленте к 2027. Данный шаг призван позволит повысить доверие населения к банковской системе, поскольку выполнение требований в разрезе черз составляет более 50% только для 1 и 2, которые являются обязательными и включают покрытие депозитов физических лиц в рамках 200 тыс. грн . также проходит до 2018 г. росло соотношение между заявленными требованиями и погашенными. Наибольшую долю выполнения имеет вторая очередь, значение которого колебалось от 67,72% до

78,2%. Следующими за выполнением есть 3 очередь и 9 в 2019. Выполнение требований других кредиторов составляет менее 10%, что имеет негативные последствия для банковской системы и показывает все ее недостатки. Поскольку все требования юридических лиц и физических лиц, являющихся большими за 200 тыс. грн. не возвращаются. При этом вклады юридических лиц составляют около трети всех обязательств банков и находятся на втором месте в его портфеле. Поэтому данная тенденция подрывает доверие к банкам в целом.

Таблица 2.5.

Соотношение между погашенным и заявленными требованиями

Год 2 очередь 3 очередь 4 очередь 5 очередь 6 очередь 7 очередь 8 очередь 9 очередь 10 очередь

2015 67.72 5.95 0.86 14.09 0.04 1.64 0.0 0.0 0.0

2016 78.01 11.35 2.60 7.53 0.77 2.87 0.37 0.00 0.00

2017 76.82 17.88 2.85 9.85 2.51 6.56 1.22 0.00 0.49

2018 78.20 22.15 4.92 10.56 2.56 9.66 1.51 21.93 1.14

Источник: [7-11]

Следующим требованием, которое выдвигает не только законодательство ЕС, но и МВФ, является превращение Сбербанка на участника ФГВФЛ. Сейчас государство гарантирует покрытие 100% вкладов, в свою очередь противоречит принципам IADI и директиве ЕС. К тому же он является одним из системообразующих банков, и хотя его банкротстве не требует возмещать из Фонда, однако это повлияет на настроения вкладчиков и приведет к снижению доверия к банковской системе. К тому же участие Сбербанка в ФГВФЛ было требованием МВФ.

Изменение законодательства требует сфера разработки плана для обеспечения жизнеспособности банков, которые были ранее отнесены к проблемным. В частности, в Украине продолжительность проверки действенности плана по восстановлению финансового состояния банка процедуры составляет всего 10 дней для того, в то время как Директивой 2014/59/ЕС, для проведения всех необходимых процессов и требований предоставляется 6 месяцев. В дальнейшем при возникновении предложений регулятора в течение 2 последующих месяцев вносятся корректировки, в то время как украинским законодательством предусмотрено всего 3 дня. Короткие временные ограничения вызвали ситуацию в 2014-2019 гг., поскольку основное количество банков было выведено с рынка и в последующие годы данные решение было обжаловано. Причиной этого является отсутствие эффективного плана по выходу из кризисной ситуации для банка.

Функция разработки планов для проблемных банков возложена в НБУ, однако согласно Директиве Европейского Союза 2014/59 предусматривает расширение полномочий национальных фондов, а в дальнейшем Единого, в сфере подготовки планов

урегулирования для жизнеспособных банков. Поэтому в последующие годы возникает следующая задача - расширение обязанностей ФГВФЛ и усиление кооперации с НБУ, поскольку решения приняты в последнее органом имеют непосредственное влияние на деятельность Фонда. Его участие в предупредительной стадии позволит минимизировать расходы в дальнейшем.

В 2018-2019 гг. Фонд столкнулся с рядом судебных исков об отмене решения о выводе неплатежеспособных банков с рынка. Так в 2018 г. суд всех трех инстанций принял решение в пользу владельцев 12 банков и обязал вернуть им лицензию. В частности, некоторые владельцы судятся по выплате компенсации в результате ликвидации банков. В 2019 проиграно иск в первой инстанции и обязан выплатить в пользу владельцев 129 млн. грн. Данные решения подрывают доверие населения к регуляторам и банковских учреждений и ухудшают финансовое положение данных учреждений. Решения, принятые в пользу владельцев банка, свидетельствуют о несовершенстве системы вывода банков с рынка и допущены пробелы в регулировании деятельности НБУ и Фонда.

В результате судебных исков были обнаружены другие недостатки системы страхования вкладов в Украине, таких как отсутствие разработанной процедуры в случае отмены решения о ликвидации определенного банка, в то время как в Европейском Союзе существует определенный регламент в случае возникновения подобной ситуации.

К тому же необходимо изменить процедуру выхода банков на рынок, поскольку в соответствии с Положением «О выводе неплатежеспособного банка с рынка» предусмотрено несколько способов вывода с рынка банков:

- ликвидация банка с возмещением со стороны Фонда средств по вкладам физических лиц;

- отчуждением всех или части его активов и обязательств в пользу принимающего банка в процессе ликвидации или до отзыва лицензии;

- создание и продажа инвестору переходного банка с передачей ему активов и обязательств неплатежеспособного банка и последующей ликвидацией неплатежеспособного банка;

- продажу неплатежеспособного банка инвестору.

Однако существуют различия между национальным законодательством и требованиями ЕС, последние предусматривают пятый способ вывода банков, а именно процедура «bail-in», предусматривающий увеличение суммы уставного капитала за счет необеспеченных требований вкладчиков. То есть в данной схемы кредитору банка становятся акционерами и в будущем смогут получить дивиденды.

Еще одним способом является национализация банка, в Украине был такой прецедент с ПАО «При-ватБанк». Директива 2014/59/ЕС предусматривает, что данный способ является исключительным и последним.

Поэтому большинство задач, которые были поставлены перед регуляторами финансового рынка не были до сих пор исполнении, пока в 2020 г. закончится подготовительный этап к полной трансформации банковской системы. В декабре 2019 г. была разработана Комплексная программа до 2025 года, одной из основных задач которой является повышение институциональной способности ФГВФЛ путем разработки законопроектов для определения полномочий финансовых институтов и урегулирование вопроса долга.

Следующим шагом является разработка мероприятий, которые позволят усовершенствовать систему гарантирования вкладов для банков и создать процедуру для гарантирования вкладов для кредитных союзов, страхование жизни и улучшения обмена информацией между регуляторами рынка.

Итак, в результате избрания курса европейской интеграции необходимо выполнить полную трансформацию системы гарантирования вкладов в Украине, в частности, основная проблема заключается в отсутствии институциональной самостоятельности ее регулятора - Фонда гарантирования вкладов физических лиц. В частности, его основной обязанностью является выведение банков с рынка, в то время как он не принимает участия в обеих предыдущих стадиях - пруденциального надзора (надзор за финансовым состоянием учреждения и контроль рисков, которые могут привести к ее банкротству), механизмы и финансовые ресурсы, использование которых поможет избежать банкротства. Данные этапы имеют непосредственное влияние на его эффективное функционирование. К тому же он не в состоянии выполнять возложенные на него функции. К сожалению, средств Фона, основными источниками формирования которых являются взносы и доход полученный от реализации имущества неплатежеспособных банков, не хватает

для выполнения возложенных средств. Это привело к необходимости покупки ОВГЗ, продажи собственных векселей и получение кредитов от НБУ, что подрывает экономическую и финансовую самостоятельность регулятора страхования депозитов. Поэтому на данный момент его обязанности более сопутствующими, чем отражают его собственную цель.

Следующей задачей для Фонда гарантирования вкладов является расширение круга его участников за счет присоединения других финансовых посредников, как кредитные союзы и страховые компании, и распространение гарантий на других вкладчиков, как юридические лица. Потому что пока Фонд покрывает менее 50% вкладов. Данный шаг позволит повысить доверие населения к финансовому рынку с одной стороны, но увеличит бремя на Фонд. Отсюда вытекает следующая задача - введение взноса взвешенного на рискованность активов банковского учреждения. Данная необходимость обусловлена тем, что в результате увеличения страхового покрытия Фонда, для участников уменьшается риск, поскольку они передали часть ответственности регулятора. Это может в свою очередь вызвать «моральный риск», который сейчас довольно актуальной темой и широко исследуются как среди отечественных, так и иностранных ученых. Он состоит, что после передачи рисков регулятору, банки больше склонны к рисковым операциям.

Следующей важной задачей является улучшение схемы вывода банков с рынка, а именно изменение временного распределения между процедурами: увеличение времени для оценки жизнеспособности банка и разработки плана его модернизации и достижения соответствия требованиям законодательства, и сокращение времени для ликвидации банка. Так несколько неудачных примеров существующей системы было выявлено в течение последних лет. В частности, владельцы некоторых банков выиграли иски против НБУ относительно принятия решения о признании банка неплатежеспособным, так как регулятор не уделил значительного времени оценке возможных вариантов для приведения показателей банка в соответствие с нормативами. В свою очередь процедура вывода некоторых учреждений занимает более одного года, что также негативно сказывается на всех финансовой системе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Законопроект о «СПЛИТ» создает условия для распространения гарантий фонда на вклады физлиц, привлеченные небанковскими финучре-ждениями [Электронный ресурс] // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. - 2019. - Режим доступа к ресурсу: http://www.fg.gov.ua/news/231-ргез-ге117^£у/44735-7акопоргоек1-рго-5р1й stvoriшe-umovy-d1ia-poshyrennia-harantii-fondu-na-vk1ady-fizosib-za1ucheni-nebankivskymy-finustanovamy

2. История Фонда гарантирования вкладов: основные этапы и вызовы [Электронный ресурс] // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. -

2018. - Режим доступа к ресурсу: http://www.fg.gov.ua/images/infografic/ Prezenta-tion/23.10.2018_Olenchyk_his-tory_DGF_Ukr_update.pdf.

3. Положения о выводе неплатежеспособного банка с рынка, утвержденное решением исполнительной дирекции Фонда гарантирования вкладов физических лиц 05.07.2012 № 2, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 14 сентября 2012 под № 1581/21893.

4. Пресс-релиз [Электронный ресурс] // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. - 2019. -URL.:: http://www.fg.gov.ua/231-pres-reliz-fgv/42224-fond-harantuvannia-v-cherhovyi-raz-dostrokovo-pohasyv-chastynu-borhu-pered-mini ster-stvom-finansiv-ukrainy.

5. Об утверждении Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года: Постановление от 18.06.2015 № 391. Национальный банк Украины. 2015 С. 53

6. Наконечная Ю. С. Интеграция банковской системы Украины в условиях мировой экономики / Ю. С. Наконечная, С. Д. Смолинска. // Молодой ученый. - 2018. - №10. - С. 390-393.

7. Годовой отчет Фонда гарантирования вкладов физических лиц за 2014 год. // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. - 2015. - С. 93

8. Годовой отчет Фонда гарантирования вкладов физических лиц за 2015 год. // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. - 2016. - С. 119

9. Годовой отчет Фонда гарантирования вкладов физических лиц за 2016 год. // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. - 2017. - С. 101

10. Годовой отчет Фонда гарантирования вкладов физических лиц за 2017 год - URL: http://www.fg.gov.ua/images/docs/reports/Annual_re-port_FGVFO _zvit_2017_ ukr.pdf.

11. Годовой отчет Фонда гарантирования вкладов физических лиц за 2018. // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. - 2018. - С. 134

12. Рудик Н. М. Банковский союз ЕС ключевые элементы и полномочия / Н. М. Рудик. // Публичное администрирование: теория и практика. -2014. - №1.

13. Савчук С. С. Создание Европейского банковского союза как завершающая стадия формирования экономического и валютного союза ЕС / С. С. Савчук. // Журнал европейского и сравнительного права. - 2017. - №1. - С. 76-87.

14. Система дифференцированных ставок регулярного сбора по степени риска [Электронный ресурс] // Фонд гарантирования вкладов физических лиц - Режим доступа к ресурсу: http://www.fg.gov.ua/images/docs/press-releases/Dif-ferentiated_rates.pdf.

15. Уплата сборов в фонд [Электронный ресурс] // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. - 2015. - Режим доступа к ресурсу: http://www.fg.gov.ua/dlia-bankiv/splata-zboriv-do-

16. Статистика [Электронный ресурс] - Режим доступа к ресурсу: http://www.fg.gov.ua/statystyka.

17. Фонд гарантирования совершенствует подход к расчету размеров регулярных сборов: в основе новой системы дифференцированных ставок -уровень рискованности банка [Электронный ресурс] // Фонд гарантирования вкладов физических лиц. - 2017. - Режим доступа к ресурсу: http://www.fg.gov.ua/news/29875-fond-harantuvan-nia-udoskonaliuie-pidkhid-do-roz rakhunku-rozmiriv-rehuИamykh-zboriv-v-osnovi-novoi-systemy-dyfer-entsiiovanykh-stavok-riven-ryzykovanosti-banku.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Chernopyatov A.

Russia, Moscow, Russian Academy of entrepreneurship, Mosrnw

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Чернопятов А.М.

кэн, доцент, АНО ВО "Российская академия предпринимательства"

Abstract

The article analyzes the development of the entrepreneurship and emerging issues in the course of its activities. An assessment of the structures affecting the development and operation of entrepreneurship. The activity of entrepreneurship is an important factor for raising incomes and sozial-economic development of the country.

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье проводится анализ развития предпринимательства и возникающие проблемы в процессе его деятельности. Дается оценка структурам, воздействующих на развитие и деятельность предпринимательства. Деятельность предпринимательства является немаловажным фактором для повышения доходов населения и социально-экономического развития регионов и экономики страны.

Keywords: Entrepreneurship, government, budget, production, small business, taxes, contributions, fines.

Ключевые слова: Предпринимательство, государство, бюджет, производство, малый бизнес, налоги, взносы, штрафы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.