Научная статья на тему 'Угрозы экономической безопасности государства при санации и ликвидации коммерческих банков в Украине'

Угрозы экономической безопасности государства при санации и ликвидации коммерческих банков в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ЛИКВИДАЦИЯ / ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / УГРОЗЫ / СИСТЕМА ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ / СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ КЛИЕНТОВ / ФОНД ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарь Владимир Владимирович

Целью статьи является идентификация угроз экономической безопасности государства и разработка рекомендаций по повышению уровня защиты интересов субъектов хозяйственной деятельности, а также физических и юридических лиц при проведении расчётно-кассовых операций в случае санации и ликвидации коммерческих банков в Украине. В статье проанализирована эффективность поддержания НБУ ценовой стабильности в Украине и предложен критерий её оценки. Усиление олигополистических тенденций; безработица банковских служащих; банкротство субъектов хозяйствования клиентов коммерческих банков; потеря средств физическими лицами при проведении расчётно-кассовых операций; безнаказанность и выведение средств из проблемных банков владельцами, связанными лицами и управляющими определены как основные угрозы экономической безопасности государства в случае санации и ликвидации коммерческих банков в Украине. Обоснована актуальность трансформации системы гарантирования вкладов физических лиц в систему защиты интересов клиентов банков, которая в том числе предусматривает: уравнение в правах физических и юридических лиц клиентов банков; изменение очерёдности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации коммерческих банков; внеочередную выплату физическим и юридическим лицам при блокировании платежей от и на их имя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы экономической безопасности государства при санации и ликвидации коммерческих банков в Украине»

УДК 338.22

угрозы экономической безопасности государства при санации и ликвидации

коммерческих банков в украине

© 2015 ТОКАРЬ В. В.

УДК 338.22

Токарь В. В. Угрозы экономической безопасности государства при санации и ликвидации коммерческих банков в Украине

Целью статьи является идентификация угроз экономической безопасности государства и разработка рекомендаций по повышению уровня защиты интересов субъектов хозяйственной деятельности, а также физических и юридических лиц при проведении расчётно-кассовых операций в случае санации и ликвидации коммерческих банков в Украине. В статье проанализирована эффективность поддержания НБУ ценовой стабильности в Украине и предложен критерий её оценки. Усиление олигополистических тенденций; безработица банковских служащих; банкротство субъектов хозяйствования - клиентов коммерческих банков; потеря средств физическими лицами при проведении расчётно-кассовых операций; безнаказанность и выведение средств из проблемных банков владельцами, связанными лицами и управляющими определены как основные угрозы экономической безопасности государства в случае санации и ликвидации коммерческих банков в Украине. Обоснована актуальность трансформации системы гарантирования вкладов физических лиц в систему защиты интересов клиентов банков, которая в том числе предусматривает: уравнение в правах физических и юридических лиц - клиентов банков; изменение очерёдности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации коммерческих банков; внеочередную выплату физическим и юридическим лицам при блокировании платежей от и на их имя. Ключевые слова: экономическая безопасность государства, коммерческий банк, ликвидация, временная администрация, угрозы, система гарантирования вкладов, система защиты интересов клиентов, Фонд гарантирования вкладов. Табл.: 9. Формул: 3. Библ.: 13.

Токарь Владимир Владимирович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международных финансов, Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана (пр. Победы, 54/1, Киев, 03680, Украина) E-mail: tokarww@ukr.net

УДК 338.22

Токар В. В. Загрози економiчнiй безпец держави при санацП' та л^даци комерцйних баншв в Укран

Метою статтi е ¡дентиф'шацт загроз економ'мнш безпецi держави та розробка рекомендацй з тдвищення рвня захисту ¡нтересв суб'ектiв господарсько/ дiяльностi, а також фiзичних та юридичних оаб при проведеннi розрахунково-касових операцй у випадку санацП та лшдацИ комерцйних банмв в УкраiHi. Проаналiзовано ефектив-нсть niдтримки НБУ цновоi стаб'шьност'! в Украiнi та запропоновано критерй ii оцнки. Посилення ол'гополктичних тенденцй; безробiт-тя баншвських службовцв; банкрутство суб'ектiв господарювання -тент'в комерцйних банмв; втрата коштiв фiзичними особами при проведенн розрахунково-касових операцй; безкарнсть та виведення коштiв ¡з проблемних банмв власниками, пов'язаними особами та управлнцями визначено як основт загрози економiчнiй безпец держави у випадку санацП та л'штдаци комерцйних банмв в УкраЫ. Об(рун-товано актуальшсть трансформацп системи гарантування вклад'в фiзичних оаб у систему захисту ттереав тент'в банмв, що в тому числ'> передбачае: вир'внювання в правах фiзичних та юридичних оаб -тент'в банмв; змшу черговост'1 задоволення вимог кредитор'в при лШдаци комерцйних банмв; позачергову виплату фiзичним та юри-дичним особами при блокуванн платеж'в в'д та на /хне 'м'я. Ключов'1 слова: економ'нна безпека держави, комерцйний банк, лШ-даця, тимчасова адмшктра^я, загрози, система гарантування вкла-дю, система захисту штереав тент'в, Фонд гарантування вклад'в. Табл.: 9. Формул: 3. Б'бл.: 13.

Токар Володимир Володимирович - доктор економiчних наук, доцент, професор кафедри мiжнародних фiнансiв, Ки/вський нацональний еко-номiчний ушверситет ¡м. В. Гетьмана (пр. Перемоги, 54/1, Ки/в, 03680, Укра/на)

E-mail: tokarww@ukr.net

UDC 338.22

Tokar V. V. Threats to the Economic Security of the State in the Cases of Readjustment and Liquidation of Commercial Banks in Ukraine

The article is aimed at identifying threats to the economic security of the State and developing recommendations to improve the level of protection of the interests of economic entities, as well as natural and juridical persons when conducting cash transactions in the cases of readjustment and liquidation of commercial banks in Ukraine. The article analyzes efficiency of keeping price stability in Ukraine by the NBU, a criterion for evaluating this efficiency has been suggested. Strengthening the oligopolistic trends; unemployment of bank specialists; bankruptcy of economic entities - customers of commercial banks; loss of funds by individuals when conducting cash transactions; impunity and the excretion of funds from troubled banks by the owners, associated persons and managers have been identified as the major threats to the economic security of the State in the cases of readjustment and liquidation of commercial banks in Ukraine. Relevance of transformation of the system for guaranteeing of individuals' deposits into the system for protection of interests of the banks clientele has been substantiated, which also provides for: equation in the rights of individuals and legal entities - customers of banks; changing the order of creditors in the liquidation of commercial banks; extraordinary payments to natural persons and legal entities when blocking payments from and to their names.

Key words: economic security of the State, commercial bank, liquidation, temporary administration, threats, deposit guarantee system, system of protection of clients' interests, fund of deposit guarantees. Tabl.: 9. Formulae: 3. Bibl.: 13.

Tokar Volodymyr V. - Doctor of Science (Economics), Associate Professor, Professor of the Department of International Finance, Kyiv National Economic University named after V. Getman (pr. Peremogy, 54/1, Kyiv, 03680, Ukraine) E-mail: tokarww@ukr.net

Современное состояние банковской системы Украины вызывает обоснованное беспокойство учёных, экспертов-практиков и непосредственно клиентов и партнёров коммерческих банков. В первую очередь речь идёт о системе гарантирования вкладов физических лиц в Украине, которая дискриминирует

предпринимателей; сугубо формально защищает интересы клиентов при проведении расчётно-кассовых операций; оставляет широкий диапазон возможностей для выведения капиталов из проблемных банков владельцам и связанным лицам; а также не предусматривает реальной, в том числе финансовой, ответственности управ-

ляющих коммерческих банков за негативный результат их деятельности.

Создавшиеся условия практически каждодневного выявления проблемных и неплатёжеспособных банков государственные регуляторные структуры продолжают объяснять социально-экономической напряжённостью и геополитическим конфликтом, игнорируя откровенное несоответствие институционального базиса, в том числе нормативно-правового регулирования санации и ликвидации коммерческих банков в Украине, новым угрозам экономической безопасности государства.

Т

радиционно обширный массив исследований проблематики санации и ликвидации коммерческих банков посвящён особенностям функционирования системы гарантирования вкладов. В частности, Ю. Серпенинова, выступая за защиту только мелких вкладчиков, в качестве аргументов упоминает уменьшение финансовой нагрузки на банки и государство, а также уменьшение вероятности возникновения паники при массовом снятии вкладов [9, с. 212]. Спорным являются утверждения данного автора о том, что концентрация на проблемах только определённой категории клиентов коммерческих банков способствует поддержке социально-политической стабильности, учитывая, что в значительно худшем состоянии оказываются субъекты хозяйствования, создающие рабочие места. Дискуссионным пунктом позиции Ю. Серпениновой выступает косвенное преувеличение объективной способности физических лиц - предпринимателей и юридических лиц оценить финансовое состояние банка.

Преимуществом внедрения дополнительного страхования депозитов частными страховыми компаниями Д. Чеховский считает определение рисков и взносов отдельных банков непосредственно страховщиками. В то же время среди основных барьеров для такой новации в системе гарантирования вкладов данный исследователь указывает недостаточность ресурсов у страховщиков для страхования банковских депозитов; сложность оценки риска массового банкротства коммерческих банков; высокая вероятность одностороннего прекращения страхования при недопустимом с точки зрения страховщиков уровне рисков [13, с. 99]. Несмотря на указанные препятствия, сочетание частных и государственных гарантий способно укрепить доверие физических и юридических лиц к банковской системе Украины.

Недостаточность финансовых ресурсов Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее - Фонд) А. Череп и О. Коротаева предлагают компенсировать за счёт увеличения поступлений средств в Фонд и экономически обоснованного регулирования гарантиро-

ванной суммы вклада [12, с. 351], не обосновывая конкретных механизмов и методов достижения указанных рекомендаций.

В свою очередь Н. Ткаченко указывает на целесообразность дополнения системы показателей Фонда коэффициентом обеспеченности выплат, который рассчитывается как соотношение величины финансовых ресурсов фонда к общему объёму всех потенциально возможных обязательств коммерческих банков [10, с. 244], что потребует соответствующих изменений в формах и методах статистической отчётности.

В целом анализ последних тенденций в исследовании проблематики функционирования банковской системы обнаруживает необходимость активизации научной дискуссии о направлениях и методах усовершенствования механизма защиты прав и интересов клиентов коммерческих банков.

Целью статьи является идентификация угроз экономической безопасности государства и разработка рекомендаций по повышению уровня защиты интересов субъектов хозяйственной деятельности, а также физических и юридических лиц при проведении расчётно-кассовых операций в случае санации и ликвидации коммерческих банков в Украине.

Согласно ст. 99 Конституции Украины и ст. 6 Закона Украины «Про Национальный банк Украины» основной функцией Национального банка Украины (далее - НБУ) является обеспечение стабильности денежной единицы - гривни [2; 4]; при этом приоритетом является достижение и поддержка ценовой стабильности в государстве. НБУ в рамках своих полномочий содействует: финансовой стабильности, в том числе стабильности банковской системы; поддержанию стойких темпов экономического роста.

Теоретический и практический интерес представляет оценка эффективности выполнения функций НБУ. В течение 2005-2014 гг. ВВП Украины в ценах 2004 г. вырос на 6,0 % (табл. 1), т. е. за этот период украинская экономика росла приблизительно по 1,2 % по сравнению с предыдущим годом.

Концентрируясь исключительно на показателях ВВП и оставляя вне анализа другие важные макроэкономические показатели, необходимо признать неудовлетворительным 1,2 % роста в год, учитывая стартовые позиции Украины и неукоснительность вектора европейской интеграции.

В нормативно-правовых актах отсутствуют объективные критерии поддержания НБУ ценовой стабильности. В данном контексте целесообразно имплементи-ровать в Украине подходы Европейского Центрально-

Таблица 1

Индекс физического объёма ВВП Украины в 2005-2014 гг. (в ценах 2004 г.), %1

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

ВВП 102,7 110,2 118,9 121,6 103,6 107,9 113,5 113,7 113,7 106,0

Примечания: 1 - без учёта временно оккупированной территории Автономной Республики Крым (далее - АРК), г. Севастополя и части зоны проведения Антитеррористической операции (далее - АТО). Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [5].

о_

о

т о

о о_

о

=п <

го Банка (далее - ЕЦБ), а именно: пороговое значение уровня инфляции по группе потребительских товаров в среднесрочной перспективе не должно превышать 2,0 % в год [1]. Анализ данного показателя в Украине в 20012014 гг. (табл. 2) показывает, что в среднем уровень инфляции за указанный период составил 9,9 % в год, что превышает пороговое значение в среднем на 7,9 % в год.

В сфере полномочий НБУ также находится обеспечение стабильности банковской системы. Количество коммерческих банков в Украине только за период 2010-2014 гг. уменьшилось со 176 до 163 (табл. 3), при этом один банк имел лицензию санационного банка. Среднее значение совокупных пассивов (остатков средств на конец периода) коммерческих банков в Украине составило 1,3 трлн грн, депозитов - 621,9 млрд грн, в том числе государственных нефинансовых корпораций - 24,5 млрд грн, других нефинансовых корпораций - 146,8 млрд грн; совокупная другая кредиторская задолженность за тот же период в среднем составляла 218,4 млрд грн.

С целью дальнейшей характеристики влияния уменьшения количества действующих коммерческих банков на экономическую безопасность государства необходимо оценить отдельные показатели за 2010-2014 гг. в расчёте на один банк (табл. 4). Среднее значение пассивов (остатков средств на конец периода) из расчёта на один коммерческий банк в Украине составило 7,488 млрд грн, депозитов - 3,581 млрд грн, в том числе государственных нефинансовых корпораций - 142 млн грн, других нефинансовых корпораций - 846 млн грн; совокупная другая кредиторская задолженность за тот же период на один банк составляла 1,258 млрд грн.

Процесс так называемого «очищения» банковской системы Украины продолжился и в период с 01.01.2015 г. по 01.11.2015 г., о чём свидетельствует сокращение количества участников Фонда с 161 до 128 [7]. Позитивные изменения от массовой ликвидации коммерческих банков в Украине наблюдается только в субъективных мнениях представителей НБУ, но об объективных угрозах экономической безопасности государства можно вести речь уже сейчас. Уменьшение количества игроков на рынке банковских услуг означает не столько консолидацию активов, сколько концентрацию рисков в случае банкротства крупных финансовых учреждений, что грозит очевидными негативными последствиями для национальной финансовой системы в целом. Ликвидация коммерческих банков регионального и местного значения уменьшает конкуренцию, а значит, увеличивает кредитные ставки и практически ликвидирует такие сегменты, как микрокредитование. Крупные коммерческие банки ориентированы на большой бизнес, что негативно отражается на качестве обслуживания физических лиц и представителей малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 11.09.2015 г. после сокращения персонала и ликвидации ряда банков численность персонала в 49 неплатёжеспособных коммерческих банках сократилась с 33,8 до 4,6 тыс. чел. [11], т. е. работу уже потеряли 29,2 тыс. банковских работников. Таким образом, появление каждого нового неплатёжеспособного коммерческого банка означает увеличение числа безработных в среднем на 596 человек с довольно-таки призрачными шансами найти новую работу в этой же сфере, принимая во внимание эффективность поиска Фондом инвесторов для санации коммерческих банков (табл. 5).

Таблица 2

Уровень инфляции по группе потребительских товаров и услуг в Украине в 2001-2014 гг., %1

Год Инфляция, % Отклонение от целевого уровня ЕЦБ, процентные пункты

2001 6,1 4,1

2002 -0,6 -2,6

2003 8,2 6,2

2004 12,3 10,3

2005 10,3 8,3

2006 11,6 9,6

2007 16,6 14,6

2008 22,3 20,3

2009 12,3 10,3

2010 9,1 7,1

2011 4,6 2,6

2012 -0,2 -2,2

2013 0,5 -1,5

20141 24,9 22,9

Среднее значение, % 9,9 7,9

<

2 ш

Примечания: 1 - без учёта временно оккупированной территории Автономной Республики Крым (далее - АРК) и г. Севастополя. Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [5].

Отдельные совокупные показатели балансового отчёта депозитных корпораций (кроме НБУ) в 2010-2014 гг.

(остаток средств на конец периода, млн грн)1

Показатель Год Среднее значение

2010 2011 2012 2013 2014

Пассивы, в том числе 1 087681 1 214803 1 269 663 1 412 061 1 516 116 1 300 065

Депозиты, в том числе 464 300 553 001 628 214 738 274 725 663 621 890

Государственные нефинансовые корпорации 13 952 17 964 27 229 26 438 36 925 24 502

Другие нефинансовые корпорации 102 153 135155 146 090 168722 181 800 146 784

Другие секторы-резиденты 277 390 312 943 372 241 445 690 422 670 366187

Нерезиденты 25 928 33 218 30 749 31 651 34 524 31 214

Другая кредиторская задолженность 185 131 214 457 222 622 219 313 250 403 218 385

Количество банков с банковской лицензией, ед. 176 176 1761 1801 1631 х

Примечания: 1 - из них 1 банк имеет лицензию санационного банка. Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [6].

Таблица 4

Отдельные показатели балансового отчёта депозитных корпораций (кроме НБУ) в среднем на один банк в 2010-2014 гг.

(остаток средств на конец периода, млн грн)1

Показатель Год Среднее значение

2010 2011 2012 2013 2014

Пассивы, в том числе 6 180 6 902 7 214 7 845 9 301 7 488

Депозиты, в том числе 2 638 3 142 3 569 4 102 4 452 3 581

Государственные нефинансовые корпорации 79 102 155 147 227 142

Другие нефинансовые корпорации 580 768 830 937 1 115 846

Другие сектора - резиденты 1 576 1 778 2 115 2 476 2 593 2 108

Нерезиденты 147 189 175 176 212 180

Другая кредиторская задолженность 1 052 1 219 1 265 1 218 1 536 1258

Количество банков с банковской лицензией, ед. 176 176 1761 1801 1631 х

Примечания: 1 - из них 1 банк имеет лицензию санационного банка. Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [6]

Таблица 5

Коммерческие банки в сфере воздействия Фонда гарантирования вкладов физических лиц в Украине по состоянию на 01.11.2015

Категория банков Количество, ед. Доля, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ликвидированы 31 32,0

В процессе ликвидации 56 57,7

С временной администрацией 9 9,3

Проданы инвесторам 1 1,0

Итого 97 100,0

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [7].

По состоянию на 01.11.2015 г. в сфере непосредственного воздействия Фонда оказались 97 коммерческих банков, среди которых только ПАО «АСТРА БАНК»

был продан инвестору AGRO HOLDINGS (UKRAINE) LIMITED. В процессе фактической и потенциальной (временная администрация) ликвидации находятся 65 коммерческих банков, что, исходя из отдельных показателей в среднем на один банк в 2010-2014 гг. (см. табл. 4), позволяет оценить возможные потери для национальной экономики в целом, в случае сохранения существующих механизмов «очищения» банковской системы (табл. 6).

С целью оценки угроз экономической безопасности государства в случае санации и ликвидации коммерческих банков в Украине необходим экскурс в нормативно-правовое регулирование. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 36 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (далее - Закон) во время действия временной администрации не удовлетворяются требование вкладчиков и других кредиторов банка [3]. В целом теоретически справедливое требование защиты коммерческих банков на практике превращается в дискриминацию предпринимателей и простых клиентов банков.

Прогнозные оценки отдельных совокупных показателей

коммерческих банков в процессе фактической и потенциальной (временная администрация) ликвидации по состоянию на 01.11.2015 г. (остаток средств, млн грн)

Показатель Значение

Пассивы, в том числе 486 720

Депозиты, в том числе 232 765

Государственные нефинансовые корпорации 9 230

Другие нефинансовые корпорации 54 990

Другие сектора - резиденты 137020

Нерезиденты 11 700

Другая кредиторская задолженность 81 770

Количество банков в процессе фактической и потенциальной (временная администрация) ликвидации, ед. 65

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [6, 7].

Достаточно привести реальные примеры жизненных ситуаций. Например, физическое лицо, не являющееся предпринимателем, осуществляет оплату коммунальных платежей в кассе коммерческого банка, получая в качестве подтверждения проведения операции квитанцию. В случае введения в коммерческий банк временной администрации до выполнения фактического перевода денег предприятию, осуществляющему предоставление коммунальных услуг, платёж блокируется. Последствиями для физического лица - добросовестного плательщика являются: необходимость ещё раз оплатить услуги уже в другом банке, который также не застрахован от введения временной администрации и ликвидации; получение при своевременном и грамотном оформлении заявления статуса кредитора шестой очереди (ч. 1 ст. 52 Закона) с призрачными шансами того, что активов коммерческого банка в случае его ликвидации хватит после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей.

Юридические лица, создающие рабочие места, дискриминируются ещё в большей степени. В случае блокировки платежа, например на оплату услуг, налогов и так далее, юридическое лицо становится кредитором восьмой очереди, а при наличии депозитов в коммерческом банке - седьмой. Возникают абсолютно абсурдные ситуации. Например, предприятие одновременно является вкладчиком (депозит), использующим также расчётный счёт, и должником коммерческого банка. В случае введения временной администрации данное предприятие не имеет доступа к своим счетам, но обязано выполнять условия кредитного договора.

Иерархия очерёдности, предусмотренная действующим законодательством, явно не соответствует современным условиям хозяйствования, скорости реализации активов коммерческих банков и их текущей стоимости. Вызывает сомнения целесообразность удовлетворять требования по заработной плате работников, которые несут прямую или косвенную ответствен-

ность за доведения коммерческого банка до состояния неплатёжеспособности, до того, как удовлетворены в полном объёме требования абсолютно всех клиентов банка. В особенности, если речь идёт об управляющих банками и руководителях кредитных отделов.

Логика касательно внеочередного обеспечения лишь части депозитов, а именно 200,0 тыс. грн (ч. 1 ст. 26 Закона), может быть понята как соотношение платы за риск и потенциального вознаграждения в виде процентов по депозитам. Но, в таком случае, внеочередную компенсацию своих средств должны получить клиенты коммерческих банков, которые проводили только расчётно-кассовые операции в коммерческом банке, как правило, без цели получения прибыли.

Ввиду отсутствия достоверной прямой статистики потенциальных потерь со стороны субъектов хозяйствования в случае санации и ликвидации коммерческих банков в Украине для оценки необходимо использовать косвенные методы. В 2010-2014 гг. в Украине в среднем насчитывалось 1,8 млн субъектов хозяйствования с объёмом реализованной продукции 4,2 трлн грн и 9,884 млн работников (табл. 7), т. е. усреднённый объект хозяйствования реализовывал продукцию на 2,346 млн грн и обеспечивал работой 5,5 чел.

Для оценки потенциальных банкротств субъектов хозяйствования целесообразно использовать формулу (1): Количество банкротств = П / О, (1)

где П - совокупные пассивы (депозиты, другая кредиторская задолженность) коммерческих банков в процессе фактической и потенциальной (временная администрация) ликвидации по состоянию на 01.11.2015 г. (см. табл. 6);

О - объём реализованной продукции (товаров, услуг) в среднем на одного субъекта хозяйствования (см. табл. 7).

Для оценки возможного количества безработных целесообразно использовать формулу (2):

Количество безработъх = К х Ч, (2)

где К - количество банкротств как расчётная величина из формулы (1);

Ч - количество занятых работников в среднем на одного субъекта хозяйствования (см. табл. 7).

Исходя из данных табл. 6 и табл. 7, потенциальные потери национальной экономики в виде угрозы закрытия предприятий и увеличения количества безработных составляют для государственных нефинансовых корпораций - ликвидация 3,9 тыс. субъектов хозяйствования и увеличение количества безработных на 21,6 тыс. человек; других нефинансовых корпораций - банкротство 23,4 тыс. субъектов хозяйствования и 128,9 тыс. человек соответственно (табл. 8). Другая кредиторская задолженность представляет особый интерес, так как в ней смешаны невыполненные обязательства по проведению платежей физических и юридических лиц, а также остатки на расчётных счетах юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, поэтому оценка носит довольно условный и предварительный характер.

Отдельные показатели деятельности субъектов хозяйствования в Украине в 2010-2014 гг.1

Год Количество субъектов хозяйствования, ед. Количество занятых работников Объём реализованной продукции (товаров, услуг)

всего, тыс. чел. в среднем на одного субъекта, чел. всего, млн грн в среднем на одного субъекта, млн грн

2010 2183928 10 772,7 4,9 3 596 646,4 1,647

2011 1 701 620 10 164,5 6,0 4 202 455,2 2,470

2012 1 600127 9 957,6 6,2 4 459 818,8 2,787

2013 1 722070 9 729,1 5,6 4 334 453,1 2,517

2014 1 932 161 8 796,7 4,6 4 459 702,2 2,308

Среднее значение 1 827 981 9 884,1 5,5 4 210 615,1 2,346

Примечания: 1 - без учёта временно оккупированной территории АРК, г. Севастополя и части зоны проведения Антитеррористической операции (далее - АТО).

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [5].

Таблица 8

Потенциальные банкротства субъектов хозяйствования и потеря рабочих мест в результате фактической и потенциальной (временная администрация) ликвидации коммерческих банков по состоянию на 01.11.2015 г.

Категория Количество субъектов хозяйствования, ед. Численность персонала, чел.

Государственные нефинансовые корпорации 3 934 21 639

Другие нефинансовые корпорации 23 440 128919

Другая кредиторская задолженность 34 855 191 703

Итого 62 229 342 261

Источник: составлено и рассчитано автором на основании данных [5-7].

Таким образом, в результате фактической и потенциальной (временная администрация) ликвидации коммерческих банков по состоянию на 01.11.2015 г. могут прекратить деятельность 27,3 тыс. - 62,2 тыс. субъектов хозяйствования, что приведёт к безработице 150,5 тыс. -342,3 тыс. человек, не связанных с банковской деятельностью (см. табл. 8).

Для оценки возможных потерь физических лиц -клиентов, проводивших расчётно-кассовые операции в банке, в качестве ориентира можно взять 15,0 тыс. грн, предусмотренных в абзацах 2, 3 п. 4 ч. 6 Постановления НБУ «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» как ограничение на переводы иностранной валюты по текущим валютным неторговым операциям по поручению физических лиц за пределы Украины [8]. Предварительную оценку количества пострадавших этой категории от введения временной администрации и ликвидации коммерческих банков целесообразно провести по формуле (3): Кл = ДКЗ / Пл, (3)

где Кл - количество физических лиц - клиентов коммерческих банков, платежи на имя или от имени которых были заблокированы;

ДКЗ - совокупных другая кредиторская задолженность коммерческих банков в процессе фактической и потенциальной (временная администрация) ликвидации по состоянию на 01.11.2015 г. (остаток средств, млн грн) (см. табл. 6);

Пл - максимальный размер одноразового платежа в размере 15,0 тыс. грн, соответствующий абзацам 2, 3 п. 4 ч. 6 Постановления НБУ «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины».

Подставляя расчётные данные в формулу (3), получаем:

Кл = ДКЗ /Пл = (81 770 млн грн,) / (15 тыс. грн / чел.; = = 5,451 млн чел.

Таким образом, возможные потери от блокирования расчётно-кассовых операций в процессе фактической и потенциальной (временная администрация) ликвидации коммерческих банков угрожают до 5,45 млн человек.

Несмотря на отсутствие гарантирования вкладов со стороны Фонда связанным лицам, аудиторам и оценщикам, предусмотренные в ч. 4 ст. 26 Закона, существует легальная возможность выведения средств из коммерческого банка в период между отнесением его к категории проблемных до введения временной администрации и последующей ликвидации, что и происходит в реальности.

Исходя из вышеизложенного, основными угрозами экономической безопасности государства в процессе санации и ликвидации коммерческих банков в Украине являются усиление олигополистических тенденций; безработица банковских служащих; банкротство субъектов хозяйствования - клиентов коммерческих банков, потеря средств физическими лицами при прове-

о_

о

т о

3 о о_

о

=п <

дении расчётно-кассовых операций; безнаказанность и выведение средств из проблемных банков владельцами, связанными лицами и управляющими (табл. 9).

Для повышения уровня защиты интересов клиентов в случае санации и ликвидации коммерческих банков в Украине необходимо предусмотреть в Законе Украины «О Национальном Банке Украине» критерий поддержания ценовой стабильности на не выше 2,0 % годовой инфляции по группе потребительских товаров и услуг, что соответствует практике ЕЦБ.

Ключевым в данном вопросе является принятие Закона Украины «О защите интересов клиентов коммерческих банков» на базе действующего Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» с фундаментальными изменениями:

+ уравненять в правах физических лиц, в том числе предпринимателей, и юридических лиц, распространив на всех субъектов действие ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (далее -Закон) о гарантировании 200,0 тыс. грн с одновременным увеличением начального сбора в Фонд, предусмотренный в ч. 1 ст. 21 Закона до 2 процентов уставного капитала; + гарантировать внеочередную компенсацию до 15,0 тыс. грн. физическим лицам и юридическим лицам, платежи от имени и на имя которых были блокированы, с одновременным введением сбора в размере 0,5 процента в пользу Фонда при проведении расчётно-кассовых операций физическими и юридическими лицами, что является аналогией нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 22 Закона; + распространить предусмотренные ограничения в случае введения временной администрации и ликвидации банков на выведение и гарантирования средств владельцев, связанных лиц, управляющих коммерческими банками, ауди-

торов и оценщиков, в случае отнесения коммерческих банков к категории проблемных, что позволит предотвратить выведение средств; + внести изменения в очерёдность удовлетворения требований кредиторов, предусмотренных ч. 1 ст. 52 Закона, а именно: денежные требования по заработной плате, возникшие из обязательств банка перед работниками до принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка, из второй очереди перенести в последнюю, так как работники несут прямую или косвенную ответственность за результаты деятельности коммерческого банка. В случае введения такой нормы увеличиться ответственность и внимательность банковских служащих, в особенности кредитных и маркетинговых отделов.

ВЫВОДЫ

Основными угрозами экономической безопасности государства в процессе санации и ликвидации коммерческих банков в Украине являются усиление олиго-полистических тенденций; безработица банковских служащих; банкротство субъектов хозяйствования - клиентов коммерческих банков, потеря средств физическими лицами при проведении расчётно-кассовых операций; безнаказанность и выведение средств из проблемных банков владельцами, связанными лицами и управляющими. С целью реальной стабилизации банковской системы Украины и укрепления к ней доверия необходимо: установить пороговое значение 2,0 % годовой инфляции по группе потребительских товаров и услуг как критерий поддержания НБУ ценовой стабильности; уравнять в правах физических и юридических лиц в вопросах гарантирования вкладов с одновременным увеличением первоначального сбора в Фонд гарантирования вкладов до 2 процентов уставного капитала коммерческого банка; гарантировать внеочередную компенсацию до 15,0 тыс. грн физическим лицам и юридическим лицам,

Таблица 9

Угрозы экономической безопасности государства при санации и ликвидации коммерческих банков в Украине

Угрозы Возможные последствия

Олигополизация рынка банковских услуг Ухудшение качества обслуживания в виду уменьшения уровня конкуренции; увеличение кредитных ставок и уменьшение депозитных; концентрация рисков банкротства и системных угроз

Безработица банковских служащих Увеличение социальных выплат; увеличение сроков вынужденной безработицы

Банкротство субъектов хозяйствования - клиентов коммерческих банков Уменьшение ВВП Украины; уменьшение налоговых поступлений; увеличение безработицы; массовая эмиграция предпринимателей; полная потеря доверия к банковской системе Украины; выведение денежных средств в оффшорные зоны

Потеря средств физическими лицами при проведении расчётно-кассовых операций Ухудшение социально-экономической ситуации; увеличение числа исков в судебные инстанции, в том числе по правам человека; полная потеря доверия к банковской системе Украины; выведение денежных средств в оффшорные зоны

Безнаказанность и выведение средств из проблемных банков владельцами, связанными лицами и управляющими Утрата доверия к банковской системе Украины; увеличение числа мошеннических схем в банковской сфере ввиду их финансовой эффективности; выведение средств в оффшорные зоны

<

О ш

Источник: составлено автором.

платежи от имени и на имя которых были блокированы, с одновременным введением сбора в размере 0,5 процента в пользу Фонда при проведении расчётно-кассовых операций; распространить предусмотренные ограничения в случае введение временной администрации и ликвидации банков на выведение и гарантирование средств владельцев, связанных лиц, управляющих коммерческими банками, аудиторов и оценщиков, в случае отнесения коммерческих банков к категории проблемных; внести изменения в очерёдность удовлетворения требований кредиторов, а именно: денежные требования по заработной плате, возникшие из обязательств банка перед работниками до принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка, из второй очереди перенести в последнюю.

Перспективными для дальнейших исследований являются оценка финансово-экономических результатов трансформации системы гарантирования вкладов физических лиц в систему защиты интересов клиентов коммерческих банков; усовершенствование методики оценки потерь национальной экономики в случае введения временной администрации и ликвидации коммерческих банков. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Monetary Policy of the European Central Bank [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.ecb.europa.eu/mopo/ html/index.en.html

2. Закон Украши «Про Нацюнальний банк Украши» в^ 20.05.1999 р. № 679-XIV [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/679-14/ print1446461904749544

3. Закон Украши «Про систему гарантування вкладiв фн зичних оаб» вiж 23.02.2012 р. № 4452-VI [Електронний ресурс] -Режим доступу : http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/4452-17/ print1446461904749544

4. Конститу^я Украши. 28.06.1996 р. № 254к/96-вр [Елек-тронний ресурс] - Режим доступу : http://zakon5.rada.gov.ua/ laws/show/254к/96-вр/print1446461904749544

5. Офщший сайт Державно! служби статистики Украши [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.ukrstat. gov.ua

6. Офщший сайт Нацюнального Банку Украши [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.bank.gov.ua

7. Офщший сайт Фонду гарантування вкладiв фiзичних оаб [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.fg.gov.ua

8. Постанова Нацюнального Банку Украши вщ 03.06.2015 р. № 354 «Про врегулювання ситуаци на грошово-кредитному та валютному ринках Украши» [Електронный ресурс]. - Режим доступу : http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/v0354500-15/ print1447140858873107

9. Серпеншова Ю. С. Обмеження системи гарантування вкладiв / Ю. С. Серпеншова // Фшансовий проспр. - 2014. -№ 3 (15). - С. 211-214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ткаченко Н. В. Мiжнародна практика побудови систем страхування депози^в / Н. В. Ткаченко // Фшансовий про-сф. - 2014. - № 4 (16). - С. 235-244.

11. Хвиля банкрутств залишила без роботи понад 29 тисяч банювських службов^в [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://economics.unian.ua/finance/1121303-hvilya-bankrutstv-zalishila-bez-roboti-ponad-29-tisyach-bankivskih-slujbovtsiv.html

12. Череп А. В. Дiяльнiсть фонду гарантування вкладiв фiзичних oci6 в УкраТы / А. В. Череп, О. В. Коротасва // Теоретич-ш i практичн аспекти економнки та штелектуальноТ власносп. -2013. - Вип. 2. - Т. 1. - С. 345-352.

13. Чеховський Д. Б. Економична природа гарантування баншських вкладiв / Д. Б. Чеховський // Науковi записки Нацюнального уыверситету «Острозька академия». Серiя «Еконо-мiка». - 2014. - Вип. 26. - С. 95-100.

REFERENCES

Cherep, A. V., and Korotaieva, O. V. "Diialnist fondu harantu-vannia vkladiv fizychnykh osib v Ukraini" [The Foundation Deposit Guarantee in Ukraine]. Teoretychni i praktychni aspekty ekonomiky ta intelektualnoi vlasnosti, vol. 1, no. 2 (2013): 345-352.

Chekhovskyi, D. B. "Ekonomichna pryroda harantuvannia bankivskykh vkladiv" [The economic nature guaranteeing bank deposits]. Naukovi zapysky Natsionalnoho universytetu «Ostrozka akademiia». Seriia «Ekonomika», no. 26 (2014): 95-100.

"Khvylia bankrutstv zalyshyla bez roboty ponad 29 tysiach bankivskykh sluzhbovtsiv" [A wave of bankruptcies has left without work for more than 29 thousand bank employees]. http://eco-nomics.unian.ua/finance/1121303-hvilya-bankrutstv-zalishila-bez-roboti-ponad-29-tisyach-bankivskih-slujbovtsiv.html

[Legal Act of Ukraine] (1996). http://zakon5.rada.gov.ua/ laws/show/254к/96-вр/print1446461904749544

[Legal Act of Ukraine] (2015). http://zakon0.rada.gov.ua/ laws/show/v0354500-15/print1447140858873107

[Legal Act of Ukraine] (2012). http://zakon5.rada.gov.ua/ laws/show/4452-17/print1446461904749544

[Legal Act of Ukraine] (1999). http://zakon5.rada.gov.ua/ laws/show/679-14/print1446461904749544

"Monetary Policy of the European Central Bank". https:// www.ecb.europa.eu/mopo/html/index.en.html

Ofitsiinyi sait Natsionalnoho Banku Ukrainy. http://www. bank.gov.ua

Ofitsiinyi sait Derzhavnoi sluzhby statystyky Ukrainy. http:// www.ukrstat.gov.ua

Ofitsiinyi sait Fondu harantuvannia vkladiv fizychnykh osib. http://www.fg.gov.ua

Serpeninova, Yu. S. "Obmezhennia systemy harantuvannia vkladiv" [Restrictions deposit guarantee system]. Finansovyi prostir, no. 3 (15) (2014): 211-214.

Tkachenko, N. V. "Mizhnarodna praktyka pobudovy system strakhuvannia depozytiv" [International practice of constructing deposit insurance]. Finansovyi prostir, no. 4 (16) (2014): 235-244.

CL

LQ

О

OQ О

3

о

Q_

О =П

<C

<

о ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.