ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИИЙ ИЛ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
О. М. ШЕПЕЛЕВ, В. Ю. СУТЯГИН
В статье проанализировано влияние иностранных инвестиций на российскую экономику. Представлена динамика привлеченных средств на финансирование инвестиций в основной капитал, выявлены причины их неравномерного распределения.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, российская экономика, основной капитал, риск инвестирования.
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран разное воздействие. Для российской экономики на протяжении последних 10 лет была характерна тенденция опережающего роста иностранных инвестиций относительно темпов расширения внутреннего отечественного капитала. Существенное опережение темпов роста общего объема иностранных инвестиций по сравнению с динамикой отечественных инвестиций объясняется структурными особенностями. Основную часть поступающих в российскую экономику иностранных инвестиций составляют «прочие инвестиции», которые классифицируются по виду финансового инструмента: ссуды и займы; торговые кредиты; кредиты, полученные не от прямых инвесторов, в частности, от международных финансовых организаций (от Мирового банка, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития); кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ и т. д. [1]. В среднем за период 2000-2008 гг. на долю прямых инвестиций приходилось примерно 26 % общего объема иностранных инвестиций, портфельных - 2 % и на прочие - 72 % [4].
По темпам роста и объемам иностранных инвестиций в российскую экономику 2007 г. является рекордным: масштаб поступивших от иностранных инвесторов средств увеличился более чем вдвое по отношению к уровню предыдущего года. Объем поступивших прямых инвестиций в 2007 г. достиг 27,8 млрд долл., что превысило сумму поступлений за предыдущие два года. Резкий всплеск активности иностранных инвесторов
сменился вялой динамикой в 2008 г. По итогам
2008 г. объем иностранных инвестиций в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился на 14,8 % [4]. Ослабление динамики поступления иностранных инвестиций в основной капитал продолжалось в течение всего 2008 г. и сохранилось в 2009 г. (рис. 1).
Для большей части 2010 г. характерно снижение активности иностранных инвесторов в Российской Федерации. Кризисные явления в инвестиционной сфере, отчетливо проявившиеся в
2009 г., сохранились и в январе-сентябре 2010 г., приток иностранных вложений в Российскую Федерацию заметно сократился. Поступивший в российскую экономику объем иностранных инвестиций в январе-сентябре 2010 г. снизился на 13,2 % по отношению к соответствующему периоду
2009 г. и на 46,0 % к максимальному уровню, зафиксированному в январе-сентябре 2007 г. За счет существенного увеличения поступления иностранных вложений в IV квартале (в 2,5 раза к уровню IV квартала 2009 г.) по итогам прошедшего года был зафиксирован совокупный прирост иностранных инвестиций в российскую экономику на 40,1 % по отношению к 2009 г. [8]. Вместе с тем отток ранее инвестированного иностранного капитала продолжился. Если в I и IV кварталах
2010 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов был изъят объем средств, сопоставимый с объемом поступивших в этот период иностранных инвестиций, то во II и III кварталах его превышение составляло 12,1 и 22,7 % соответственно.
Кроме того, в 2010 г. инвестиции из России за рубеж были близки к объемам инвестиционных вложений в российскую экономику (рис. 2).
Рис. 1. Индексы физического объема ВВП, отечественных инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций
в % 1999 г.
Рис. 2. Динамика привлеченных средств на финансирование инвестиций в основной капитал, млрд руб. [8]
Данные тенденции были характерны в первом полугодии 2010 г., когда превышение составило
72,6 % в I квартале и 64,9 % - во II квартале. В III и IV кварталах 2010 г. вложения из РФ за рубеж составили 28,0 и 60,0 % от поступивших в данный период иностранных инвестиций. Является ли
данный факт переломной точкой в тенденции, пока неизвестно.
В 2010 г. международные рейтинговые агентства не изменяли суверенный рейтинг России, оставив его на уровне ниже докризисного. Вместе с тем еще в декабре 2009 г. международное рейтин-
говое агентство S&P, отметив улучшение в российской экономике, повысило прогноз по рейтингу РФ с «негативного» на «стабильный», сохранив рейтинг на инвестиционном уровне «ВВВ». В сентябре 2010 г. агентство Fitсh, подтвердив текущий уровень рейтинга, изменило прогноз по рейтингу на «позитивный». По мнению агентства, «российская экономика восстанавливается после серьезного воздействия со стороны глобального финансового кризиса. Пересмотр прогноза на «позитивный» отражает уверенность Fitсh в том, что переход на более гибкую валютную политику, существенные погашения внешнего долга частного сектора, стабилизация банковской системы и растущие валютные резервы должны способствовать уменьшению факторов финансовой уязвимости страны» [6].
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия [2]. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
- увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
- поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т. д.;
- использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
- привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
- более полное использование местных природных ресурсов;
- повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
- расширение ассортимента выпускаемой продукции;
- развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов па оплату импорта;
- расширение экспорта поступления иностранной валюты;
- увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
- повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
- использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
- развитие инфраструктуры и сферы услуг;
- повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
- усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
- оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:
- репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
- увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
- подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
- усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
- игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
- возможная деформация структуры национальной экономики;
- упадок традиционных отраслей национальной экономики;
- усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
- ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
- ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
- негативное воздействие на социальнокультурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т. д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.
Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в
экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.
Значение иностранных инвестиций для российской экономики обусловлено целым рядом факторов, среди которых особо выделяют [3]:
а) возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
б) получение доступа к новейшим технологиям и технике, передовым методам организации производства путем вложения иностранного капитала в инновационные проекты.
В отношении первого из указанных факторов ведется дискуссия среди российских предпринимателей, политиков и общественных деятелей. Противники привлечения иностранного капитала исходят чаще всего из специфического понимания национальных интересов либо из жестких монетарных постулатов, обосновывающих необходимость ограничения денежной массы и изыскания внутренних резервов. Утверждается, что прежде всего должны быть созданы благоприятные политические и экономические условия для российских инвесторов, что не лишено основания.
Вместе с тем часто преследуется просто стремление оградить российские предприятия от более сильных в техническом и финансовом от-
ношении конкурентов. Например, за счет введения больших импортных пошлин на ввозимые импортные товары российским предприятиям предоставляется благоприятная возможность и далее сбывать на российском рынке свою устаревшую продукцию по завышенным ценам.
Еще один аргумент противников иностранных инвестиций в России заключается в утверждении, что иностранные инвесторы в основном преследуют чисто спекулятивные цели, т. е. стремятся получить значительную курсовую прибыль от покупки и перепродажи российских ценных бумаг с последующим ее трансфертом за границу. В определенной мере этот аргумент, действительно, обоснован, но в то же время надо иметь в виду, что в значительной степени нежелание солидных и надежных инвесторов вкладывать капитал в России связано именно с неблагоприятным инвестиционным климатом. Кроме того, реально доля портфельных инвестиций в России невелика, в то же время необходимо учитывать какова доля иностранного инвестора на рынке ценных бумаг.
В географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2010 г., обращает внимание изменение расположения стран в списке крупных экспортеров капитала в РФ. В 2010 г. наибольший объем -40,8 млрд долл. (35,5 % общего объема иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за данный период) был направлен из Великобритании, из Нидерландов в РФ поступило 10,7 млрд. долл. В первую тройку лидеров - поставщиков капитала в РФ по итогам прошедшего года вошла Германия, вложения которой в российскую экономику составили 10,4 млрд долл.
Таблица 1
Накопленные иностранные инвестиции по основным странам-инвесторам [8]
Пик'.илч!!.* 1111 01.01,20111,, м.ии(ми
Ис£1й Прямые 11»ртф «м ьн м с
н-ш ■1 ю
1'Чй ни я 27*211 9 254 1 1 1Й П.ЙГ1
Японии “02 с Ш г 8 1“Н
11 и ь-офи 1 пн ия 21 -.^Я ЗЛ(Л 4 4Й1 1Л Г)Й6
К[Ш]1 (И <?т ■1-1 у:*/ 1 ГУ/ -ш
[ ] М.Ч^р. 1!1Н.: 1Ы 4П „ж гг 401 а 17 Н74
Л м 3:1 1П7 ПП1 л-1
Ки гай 27 <МП 942 о,1 26 ЙЙВ
1 етр.чпг.т М л:? :и 1 г а (ъ УХ
ИННЧН зоо юе 116 199 в ого 174 987
В 2010 г. наибольший рост инвестиций отмечен из Великобритании - в 6,3 раза по отношению к 2009 г., вложения из Ирландии выросли в 3,4 раза, инвестиции из Германии и Франции увеличились на 41,7 и 48,6 % соответственно. В то же время инвестиции из Люксембурга снизились на 54,2 %, из Китая - на 21,8 %, из Японии - на 63,3 %, из Нидерландов - на 8,1 %. Различия в динамике инвестиций привели к изменению географической структуры иностранных инвестиций в российскую экономику (табл. 1) [5].
По состоянию на конец декабря 2010 г. накопленный иностранный капитал без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары, составил 300,1 млрд долл., что на 11,9 % выше соответствующего показателя на начало года. Прямые накопленные инвестиции с начала года выросли на
6,6 % (табл. 1).
По итогам 2010 г. в общем объеме накопленных иностранных инвестиций лидируют Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай и Германия, суммарная доля которых составила 64,4% (2009 г. - 66,3%). В то же время доля первой пятерки стран-инвесторов в сегменте прочих инвестиций увеличилась до 64,8 % (2009 г. - 62,9 %), в структуре прямых и портфельных инвестиций она оценивается в 67,1 и 21,9 % (2009 г. - 69,0 и 85,1 %).
Наибольшее количество предприятий в России с участием иностранного капитала приходится на США и Германию. Велика также доля таких развивающихся стран, как Китай, Кипр и Нидерланды. У двух последних стран инвестиционная активность в России на порядок превышает их экономический потенциал.
Существуют разные точки зрения в отношении этого феномена. Так, в отношении Кипра считается, что инвестируемый капитал имеет чисто российское происхождение [2]. В то же время инвестиции из Нидерланд рассматриваются как фиктивные, направленные на деле на вывоз капитала из России. Однако однозначного заключения в отношении причин данного феномена нет.
Основными конкурентами России в привлечении прямых иностранных инвестиций являются некоторые бывшие социалистические страны Европы, особенно Польша, Чехия и Венгрия, а также такие развивающиеся страны с достаточно емким внутренним рынком, как Бразилия, Мексика и Аргентина. Вместе с тем во многих развивающихся странах, как и в России, риск инвестирова-
ния высок. Это нашло отражение в ряде финансовых кризисов, которые произошли за последние года. Более устойчиво экономическое положение в европейских странах Центральной Европы. Одним из лидеров в привлечении ПИИ является Китай с его огромным рынком и динамично развивающейся экономикой.
Иностранные инвестиции в России регулируются рядом законов, среди которых ключевую роль играет Закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В нем установлены основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль.
Для регулирования прямых иностранных инвестиций в России большое значение имеет еще целый ряд законов и других нормативных документов, в особенности Федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. ФЗ № 22 от 2 января 2000 г.), «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. ФЗ № 19 от 7 января 1999 г. и ФЗ № 75 от 18 июня 2001 г.), и Гражданский кодекс РФ. Кроме того, многие субъекты РФ (более 50) принимают специальные законодательные акты, регулирующие привлечение ПИИ в регионы. Однако эти акты не всегда согласованы с федеральными законами. Кроме того, на практике региональные власти часто сдерживают приток иностранных инвестиций, либо пытаются использовать его в интересах определенных кругов национального капитала и лоббистских групп.
Субъектами прямого иностранного инвестирования являются иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранные инвесторы владеют не менее чем 10 % долей в уставном (складочном) капитале. Выбранный критерий для отнесения иностранной инвестиции к прямой - 10 % доли в уставном капитале является в значительной мере условным, хотя он и соответствует аналогичным показателям в законодательствах других стран, в частности США. Для России владение пакетом акций в 10 % является, как правило, недостаточным для обеспечения существенного влияния на принимаемые решения, так как отсутствует сильная распыленность капитала.
Росту спроса российских компаний на ПИИ способствует ряд факторов: дефицит внутренних инвестиций, повышение спроса на импортное сырье и комплектующие, доступ к новым техноло-
гиям, повышение конкурентоспособности продукции. Но имеется ряд факторов, которые действуют в обратном направлении, в частности, высокая стоимость иностранного капитала, существенные различия между системами корпоративного управления в России и развитых странах, преимущественная ориентация на государственную поддержку и др. [3].
Проведенные исследования показали, что зарубежные инвесторы готовы принимать риск инвестирования в Россию при дополнительной доходности в 10-30 % годовых и общей доходности в 35-48 % в зависимости от типа инвестиционных проектов.
Для России особую значимость имеют следующие факторы: величина рынка сбыта; наличие квалифицированной рабочей силы; низкие издержки на оплату труда по сравнению с развитыми странами [3].
На величину рынка сбыта влияет платежеспособный спрос потребителей. Поскольку иностранные инвесторы в России ориентированы в основном на сбыт продукции здесь, а не на вывоз ее, то для них величина рынка является одной из определяющих величин. Во многих странах, лидирующих по объемам привлечения ПИИ, напротив, предприятия с иностранным капиталом создаются зачастую для экспорта.
В структуре организационных форм деятельности прямых иностранных инвесторов в России преобладают совместные и иностранные предприятия. Филиалы иностранных юридических лиц не распространены. Следует принять также во внимание, что количество реально функционирующих в российской экономике предприятий с участием иностранного капитала не превышало по разным оценкам 40-50 % от числа зарегистрированных.
Иностранные инвесторы предпочитают инвестиции в некапиталоемкие отрасли с быстрой окупаемостью инвестиционных проектов, в частности в торговлю, общественное питание), отрасли перерабатывающей промышленности. В то же время инвестиции в капиталоемкие отрасли, а также отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, незначительны. Существенный объем ПИИ приходится в России на топливную промышленность, поскольку она ориентирована на экспорт продукции в развитые и другие страны. В этом случае иностранные инвесторы фактически решают проблему сырьевого обеспечения своих стран. Однако для России эта тенденция в стратегическом плане вряд ли может быть оценена позитивно, поскольку
она ведет к усилению зависимости страны от экспорта ряда сырьевых товаров, особенно нефти и газа.
Крайне неравномерным является и распределение ПИИ по регионам. В целом объем привлеченных иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от инвестиционного климата в них, определяемого такими факторами, как уровень развития экономического потенциала (производственной и финансовой сферы, инфраструктуры, наличия ресурсов), емкости потребительского рынка, налоговых и других льгот, гео-климатических и социально-политических условий в субъекте РФ.
Можно выделить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них. Доля Москвы изменяется, но в среднем она составляет около 40% всех ПИИ в Россию. Среди сырьевых регионов лидируют Татарстан, Тюменская, Омская области, Красноярский край. Достаточно существенные объемы ПИИ приходятся на Санкт-Петербург, Нижегородскую и Московскую области.
Таким образом, иностранные инвестиции в Россию усилили экономическую дифференциацию внутри России.
Главной причиной такого неравномерного распределения ПИИ в России является то, что в регионах, привлекательных для иностранных инвесторов, имеется больший ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развита инфраструктура (транспортные сети, современные средства связи, гостиницы и др.).
Вместе с тем нельзя не отметить, что из-за теоретической нерешенности проблемы определения оптимального объема иностранных инвестиций в целом и ПИИ в частности, их приток может породить дополнительные риски и трудности в экономике.
Литература
1. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2009.
2. Горностаева Л. А. Некоторые аспекты государственного регулирования иностранных инвестиций в РФ // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2009. № 2.
3. Горностаева Л. А. Привлечение иностранного капитала в период посткризисного восстановления экономики России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.
4. Синельников-Мурылев А. С., Радыгин Н. И. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. М., 2011. Вып. 32.
5. Смайлов И. Н. Прямые иностранные инвестиции. Проблемы и пути привлечения // Финансовый бизнес. М., 2010. №4.
6. Шепелев О. М. Иностранные инвестиции: учеб. пособие для студентов специальности 080105 -Финансы и кредит. Тамбов, 2010
7. URL: http://www.fitсhrаtings.ru
8. URL: http://www.gks.ru
* * *
INFLUENCE OF FOREIGN INVESTMENTS ON RUSSIAN ECONOMY
O. M. Shepelev, V. Yu. Sutyagin
In article influence of foreign investments on the Russian economy is analyzed. Dynamics of the involved funds for financing of investments into fixed capital is presented, the reasons of their non-uniform distribution are established.
Key words: foreign investments, Russian economy, fixed capital, risk of investment.