Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЛИДЕР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дятлов А.П., Леоненко Е.А.

Статья рассматривает проблемы информатизации в государственных учреждениях России. Выявлены технические, психологические, социальные трудности включения служащих в информационное пространство. Особая роль отводится проблеме возрастающего объема информации, умению управлять потоками информации для достижения целей работы государственных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дятлов А.П., Леоненко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGY ON THE CONSCIOUSNESS OF EMPLOYEES OF STATE INSTITUTIONS

The article deals with the problems of informatization in state institutions of Russia. The technical, psychological, social difficulties of involving employees in the information space are revealed in it. Much attention is given to the problem of the growing quantity of information, the ability to control information flows to achieve the goals of the work of state institutions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 331.44

Дятлов А.П. студент магистратуры Леоненко Е.А. студент магистратуры научный руководитель: Золотухин В.М.

профессор

кафедра истории, философии и социальных наук ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический

университет имени Т. Ф. Горбачева»

Россия, г. Кемерово ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация:

Статья рассматривает проблемы информатизации в государственных учреждениях России. Выявлены технические, психологические, социальные трудности включения служащих в информационное пространство. Особая роль отводится проблеме возрастающего объема информации, умению управлять потоками информации для достижения целей работы государственных учреждений.

Ключевые слова: информация, знание, информатизация, информационное общество, государственное учреждение, лидер.

Dyatlov A.P. a master's degree student Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University»

Russia, Kemerovo Leonenko E.A., a master's degree student Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University»

Russia, Kemerovo THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGY ON THE CONSCIOUSNESS OF EMPLOYEES OF STATE INSTITUTIONS

Annotation:

The article deals with the problems of informatization in state institutions of Russia. The technical, psychological, social difficulties of involving employees in the information space are revealed in it. Much attention is given to the problem of the growing quantity of information, the ability to control information flows to achieve the goals of the work of state institutions.

Key words: information, knowledge, informatization, information society, state institution, leader.

Сейчас во всем мире происходит увеличение объема передаваемой информации и скорости ее обработки. Это приводит передовые страны к необходимости обновлять системы государственного управления. Повсеместная информатизация, внедрение новых технологий включают процессы изменения методологии в ранее используемых практиках, внедрения новых механизмов поступления, обработки, хранения и использования информации.

Компьютеризация органов государственной власти сейчас практически повсеместная. Растет техническая оснащенность государственных учреждений. Труд бюджетников и чиновников все больше переходит в информационную плоскость. Это, и внедрение глобальных информационных систем (Порталы государственных услуг, Электронный бюджет, Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства), и использование узкоспециальных программ (Кабинет налогоплательщика, Электронные больничные листы, Автоматизированное рабочее место Заказчика и многие другие).

Программные средства постоянно обновляются и дорабатываются, соответствующим образом меняется нормативная база. Это бросает вызов сотрудникам государственных учреждений, вынуждает их структурировать объем знаний и расширять свои профессиональные компетенции.

Термин информатизация включает не только компьютеризацию и сетизацию - эволюция технических и программных средств работы с информацией, но и накопление знаний у участников процесса развития информационного общества. Растет значимость информации, знаний, науки и технологий в общественной жизни.

Внедрение новой технологии сопровождается утверждением федеральных и/или региональных законов, принятием технической документации, формированием пользовательской документации, технологических регламентов, рекомендаций к использованию, доводимых ведомственными письмами, многочисленными обзорами и описаниями. Рождение большого потока информации приводит к проблеме «информационного разрыва», описанного у Вальвачева В.В., как проблему ограниченности человеческого восприятия по сравнению с возможностью технических средств передачи информации.

Количество информации, поступающей в государственные учреждения, растет экспоненциально. Руководством разного уровня ставится вопрос, какой информацией и в какой степени должны овладеть подчиненные. Речь идет о необходимом и достаточном объеме информации, владение информационными технологиями для выполнения непосредственных трудовых обязанностей работниками органов государственной власти и управления. Вопрос определения, распределения и направления информации должен решаться на всех уровня управления как государства в целом, так и каждой организацией в отдельности.

Философия широко использует категории информация и знание. В

традиции философской мысли знание проблематизируется в качественном ключе, как проблема адекватности и истинности. Возможность трансформации полученной информации в знание - проблема не новая, отраженная в устойчивом выражении «смотрю в книгу, вижу фигу» или пословице «видит око, да зуб неймет», которая в информационной среде становится сверх актуальной.

Понятие информации не отражает содержание и полноту познания, как это традиционно определялось в философии, а отталкивается от функциональности, которую информация выполняет в обществе. В отличие от знания информация не претендует на полноту и предельность, а является прикладным и служебным понятием - средством коммуникации. [1]

Формирование информационного пространства ставит проблему понимания, закрепления такой модели поведения в нем субъекта общественной жизни, при которой развиваются навыки анализа и сопоставления различных точек зрения, способность адекватно оценивать источник и качество полученной информации. [2]

Умение предприятия (органа государственного или муниципального управления, в частности) на всех структурных уровнях успешно трансформировать информацию в знание характеризуется в понятии «обучающаяся корпорация». Руководство «обучающейся» организации проводит политику, направленную на совершенствование и самосовершенствование всех элементов структуры (управленческие кадры, подразделения, отдельные сотрудники). В случае если эта политика успешна, развитие организации будет динамичным, объем необходимых знаний будет достаточным у всех сотрудников.

Данная терминология заимствована из книг Питера Сэнджа. Он выделяет пять критериев успешно развивающейся организации: самосовершенствование отдельных личностей, интеллектуальные модели, построение общего видения, обучение команд, системное мышление. В рамках предложенной темы их можно трактовать, как личностное освоение информации, подкрепленное в групповом обучении, позволяющее формировать общие интеллектуальные модели (единое, правильное понимание смыслов полученной информации) ради общих целей, осознаваемых каждым членом коллектива. Последний критерий - системное мышление - способность видеть цельную картину, умение сопоставлять прошлое и настоящее, прогнозировать будущее.

В реальной практике государственных учреждений степень реализации указанных критериев различна. Чем больше критериев выполняется, тем выше информированность и компетентность сотрудников организации.

Интерпретация информации происходит отдельно каждым субъектом в момент коммуникации (получения или трансляции информации). Различия в интерпретации могут возникать из-за разницы предшествующего опыта (профессиональных компетенций) и индивидуальных особенностей (наличие образования и способность его использовать в практической

деятельности), а также зависеть от структуры информации. В коллективе требуется организовать движение на сближение восприятия информации всеми его членами для максимально плодотворного использования усвоенных знаний в трудовой деятельности, направленной на гармонизацию и гуманизацию трудовых отношений [3] в сфере управленческой деятельности. Иными словами, репрезентативное понимание доступной (нормативно-правовая, база, статистические данные и т.д.) получаемой информации (повседневное принятие управленческих решений) позволяют органам государственной и муниципальной власти адекватно реагировать на происходящие в обществе социально-экономические процессы.

В государственных учреждениях велика роль лидера, его пример, направление энергии коллектива в русло восприятия информации, закрепления знаний для достижения общей цели. Лидер является ключевой фигурой и в обучающихся корпорациях. Им может быть не только руководитель. Более того для успешной реализации концепции обучающейся организации лидеров должно быть несколько. Они генерируют идеи и придают импульс их реализации. Также лидер создает вокруг себя пространство, благоприятное для обучения, сам становится «учеником» -примером для окружающих в восприятии информации. Именно лидер мыслит системно и направляет других членов команды. [4]

Руководитель-лидер задумывается о ценности знаний, учитывает возможности людей в преобразовании ограниченного объема информации в знание. Выделяя и направляя лидеров в своей организации, донося общие цели до ума и до сердца каждого сотрудника, он создает благоприятный климат в коллективе. В таких условиях освоение знаний становится желанным.

Но одного желания недостаточно. Важную роль играет распределение информации между сотрудниками для индивидуального освоения и проведение группового обучения ключевым аспектам новой информации, а также инклюзивное образование в процессе обмена опыта между сотрудниками. Таким образом, весь коллектив имеет достаточные компетенции для работы в меняющихся условиях.

Опыт общения с сотрудниками различных госучреждений позволяет высказать предположения о снижении заинтересованности в получении обширных знаний с возрастом. С накоплением опыта работы в своей, узкоспециальной сфере человек ассоциирует себя с профессией и не желает разбираться в «не своем вопросе», даже в ущерб собственных интересов и интересов своей организации. У сотрудников, получивших образование в докомпьютерную эпоху, преобладает консерватизм, нежелание перемен, что является дополнительной преградой на пути к расширению информационного пространства и его использования в рамках государственной службы.

Тем не менее, сотрудник, желающий добиться определенных успехов на государственной службе или в бюджетной организации, должен

заниматься саморазвитием в процессе «педагогического взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса» [5] как внутри организации, так и во внешней среде: получать профессиональные навыки, актуализировать знания в сфере своей профессиональной деятельности.

Наличие перспективы карьерного роста, их ответственность за принимаемые решения и соответственно рост доходов сотрудников государственных учреждений должно способствовать стимулированию освоения информационных технологий развитию профессиональных компетенций. Грамотное сочетание ожидания и получения реальных результатов деятельности государственного служащего позволит снизить коррупционную составляющую и повысить привлекательность работы в государственной организации.

При обращении за сервисом в госучреждение гражданин или организация желает встретить высококомпетентного профессионала, обладающего всей полнотой информации в вопросах на участке, за который отвечает госучреждение. Считаю, что повышение уровня знаний (информационной грамотности) у сотрудников в различных сферах деятельности вполне реально при условии грамотного распределения информационных потоков и организации позитивного лидерского влияния, в том числе на практику повседневного принятия управленческих решений с использованием информационных технологий.

Использованные источники:

1. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2009, 320с.

2. Вальвачев В.В. Информатизация как фактор развития современного российского общества (социально-философский анализ): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: 2012 - 21 с.

3. Золотухин В.М. Толерантность в сфере трудовых отношений. // Вестник КузГТУ, 2005. - № 4.1. (48). - С. 123-127.

4. Питер Сэндж. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. Харьков: 2006 - с.384

5. Золотухин В.М., Съедина Н.В. Готовность к самоконтролю как процесс педагогического взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса. // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2015. -№ 3(19). - С. 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.