Научная статья на тему 'Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов'

Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2267
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сфера / социальное обслуживание / информатизация / информационно-коммуникационные технологии / неоиндустриализация / модернизация / social sphere / social service / informatization / informational and communication technologies / neoindustrialization / modernization.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Архипова Елена Борисовна, Панкова Светлана Николаевна

В статье рассматривается актуальное состояние и проблемы процесса информатизации социальной сферы в условияхсовременных социально-экономических модернизационных процессов. На основе исследования, проведенного в Екатеринбур-ге в 2014 г., представлена попытка оценить уровень информатизации социальных учреждений, степень принятия ИКТ специа-листами и руководителями социальных организаций, а также их готовность реализовывать новую социальную политику со-гласно принципам Стратегии 2020. Подчеркивается незавершенность процесса информатизации, выделяются положительныеаспекты и сложности внедрения информационных технологий в практическую деятельность социальных учреждений. Положи-тельное влияние ИКТ выражается в экономии времени, возможности систематизировать необходимую информацию и хранитьеё в одном месте, облегчении доступа к информации, ее созданию, редактированию и обмену, контроле деятельности всехспециалистов по созданию документации и ведению баз данных и обеспечении надежной защиты персональных данных кли-ентов. Сложности обусловлены несовершенством государственного регулирования информатизационных процессов, отсутст-вием образовательно-методической поддержки, социально-психологическими особенностями сотрудников социальных служб.Раскрываются различия в динамике внедрения ИКТ в зависимости от профиля и функционала учреждений, которые заключа-ются в приоритетности информатизации организаций, выполняющих административные и управленческие функции в ущербучреждениям, непосредственно оказывающим социальные услуги населению. Результаты работы могут найти практическоеприменение в совершенствовании государственного регулирования процессов информатизации социальной сферы, в актуали-зации проблем внедрения новых ИКТ в деятельность специалистов социального обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Архипова Елена Борисовна, Панкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF THE SOCIAL SPHERE IN THE CONDITIONS OF MODERN MODERNIZATION PROCESSES

The article contains the analysis of an actual state and problems of process of the social sphere informatization in the conditions of modern social and economic modernization processes. The article presents an attempt to estimate the level of informatization of social establishments, extent of acceptance of ICT by employees and heads of the social establishments, and also their readiness to realize new social policy according to the principles of Strategy 2020, based on the research conducted in Yekaterinburg in 2014. The author emphasizes incompleteness of process of informatization, allocates positive aspects and difficulties of introduction of information technologies in practical activities of social establishments. Positive influence of ICT is expressed in saving of time, opportunity to systematize necessary information and to store it in one place, simplification of access to information, its creation, editing and an exchange, control of activity of all specialists in creation of documentation and maintaining databases and ensuring reliable protection of personal information of clients. Difficulties are caused by imperfection of state regulation of processes of informatization, lack of educational and methodical support, social and psychological features of employees of social services. The article shows distinctions in dynamics of introduction of ICT depending on a profile and functionality of establishments. Distinctions consist in priority of informatization of the organizations which are carrying out administrative functions to the detriment of the establishments which are directly rendering social services to the population. Results of work can find practical application in improvement of state regulation of processes of the social sphere informatization, in updating the problems of introduction of new ICT in technologies of social service of the population.

Текст научной работы на тему «Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 226-231. УДК 316.422

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

INFORMATIZATION OF THE SOCIAL SPHERE IN THE CONDITIONS OF MODERN MODERNIZATION PROCESSES

Е.Б. Архипова, С.Н. Панкова E.B. Arhipova, S.N. Pankova

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург Ural Federal University n.a. the first Russian President Boris Yeltsin, Ekaterinburg

Статья поступила в редакцию 7 июля 2015 г.

В статье рассматривается актуальное состояние и проблемы процесса информатизации социальной сферы в условиях современных социально-экономических модернизационных процессов. На основе исследования, проведенного в Екатеринбурге в 2014 г., представлена попытка оценить уровень информатизации социальных учреждений, степень принятия ИКТ специалистами и руководителями социальных организаций, а также их готовность реализовывать новую социальную политику согласно принципам Стратегии 2020. Подчеркивается незавершенность процесса информатизации, выделяются положительные аспекты и сложности внедрения информационных технологий в практическую деятельность социальных учреждений. Положительное влияние ИКТ выражается в экономии времени, возможности систематизировать необходимую информацию и хранить её в одном месте, облегчении доступа к информации, ее созданию, редактированию и обмену, контроле деятельности всех специалистов по созданию документации и ведению баз данных и обеспечении надежной защиты персональных данных клиентов. Сложности обусловлены несовершенством государственного регулирования информатизационных процессов, отсутствием образовательно-методической поддержки, социально-психологическими особенностями сотрудников социальных служб. Раскрываются различия в динамике внедрения ИКТ в зависимости от профиля и функционала учреждений, которые заключаются в приоритетности информатизации организаций, выполняющих административные и управленческие функции в ущерб учреждениям, непосредственно оказывающим социальные услуги населению. Результаты работы могут найти практическое применение в совершенствовании государственного регулирования процессов информатизации социальной сферы, в актуализации проблем внедрения новых ИКТ в деятельность специалистов социального обслуживания населения.

The article contains the analysis of an actual state and problems of process of the social sphere informatization in the conditions of modern social and economic modernization processes. The article presents an attempt to estimate the level of informatization of social establishments, extent of acceptance of ICT by employees and heads of the social establishments, and also their readiness to realize new social policy according to the principles of Strategy 2020, based on the research conducted in Yekaterinburg in 2014. The author emphasizes incompleteness of process of informatization, allocates positive aspects and difficulties of introduction of information technologies in practical activities of social establishments. Positive influence of ICT is expressed in saving of time, opportunity to systematize necessary information and to store it in one place, simplification of access to information, its creation, editing and an exchange, control of activity of all specialists in creation of documentation and maintaining databases and ensuring reliable protection of personal information of clients. Difficulties are caused by imperfection of state regulation of processes of informatization, lack of educational and methodical support, social and psychological features of employees of social services. The article shows distinctions in dynamics of introduction of ICT depending on a profile and functionality of establishments. Distinctions consist in priority of informatization of the organizations which are carrying out administrative functions to the detriment of the establishments which are directly rendering social services to the population. Results of work can find practical application in improvement of state regulation of processes of the social sphere informatization, in updating the problems of introduction of new ICT in technologies of social service of the population.

Ключевые слова: социальная сфера, социальное обслуживание, информатизация, информационно-коммуникационные технологии, неоиндустриализация, модернизация

Key words: social sphere, social service, informatization, informational and communication technologies, neoindustrialization, modernization.

Введение. В рамках «Стратегии - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика» декларируется курс на возрождение социально-экономического потенциала страны, базируясь на принципах неоиндустриализации, под которой понимается формирование новой экономики, основанной на вы-

соких технологиях, компьютеризации, информатизации, интеллектуализации всех отраслей производства.

Однако возрождение социально-экономического потенциала страны невозможно без обеспечения достойного качества жизни ее населения (трудового потенциала для бу-

© Е.Б. Архипова, С.Н. Панкова, 2015

Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов

227

дущих изменений). Обеспечение высокого качества жизни населения выступает предпосылкой для мотивации на развитие, на должное отношение к инновациям, на готовность тратить ресурсы. Следовательно, общество в условиях обеспечения социального благополучия должно стать опорой для новых преобразований. Это понимают разработчики данной стратегии и делают курс на общесистемную модернизацию, на всемерное укрепление самого государства, на становление нового социального государства, на формирование основ нового общества, для которого на первом месте будет стоять воспроизводство человека и поднятие качества жизни, а не на получение прибыли.

Поэтому, помимо экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности, укрепления рыночных институтов и денежной политики, Стратегия-2020 направлена и на развитие социальной сферы: обеспечение социальной стабильности посредством развития рынка труда, сокращения неравенства и преодоления бедности, развития общественных институтов, улучшения среды обитания человека [1].

Функционирование и развитие социальной сферы в современных условиях невозможно без прямой и обратной связи с социумом, без обмена информацией. Информация и коммуникации представляют собой ключевые моменты процесса управления социальной сферой и ее развития. В современном мире ни одна организация, а тем более социальное учреждение, не может функционировать без полноценного информационного сопровождения своей деятельности, без использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информационное сопровождение деятельности учреждения социального обслуживания населения подразумевает сбор и распространение социальной информации через коммуникационные каналы, доведение ее до населения, налаживание постоянной взаимосвязи социальных учреждений и их реальных (или потенциальных) клиентов с целью повышения эффективности и результативности социального обслуживания.

В связи с этим перспективной видится цель отслеживания динамики процессов информатизации социальной сферы в условиях интенсивных модернизационных процессов, связанных с повышением эффективности системы социальной поддержки населения. Оценка уровня развития информацион-

ных технологий в социальной сфере и степень принятия их специалистами социальных учреждений важны для планирования дальнейшего развития системы социальной поддержки населения в условиях неоиндустриализации. В данной статье будут представлены результаты исследования, направленного на диагностику уровня информатизации учреждений социальной сферы с целью оценки их готовности реализовывать новую социальную политику согласно принципам Стратегии-2020.

Обзор литературы. Процесс информатизации социальной сферы попадает под предметную область сразу нескольких дисциплин, таких как социология, философия, социальная информатика. Первые работы, в которых осмыслялись проблемы информатизации, отсылают нас к таким классикам теорий постиндустриального и информационного общества, как Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, З. Бзежинский, А. Турен, Ю. Хабермас. Российская концепция постиндустриального общества представлена в трудах

B. Л. Иноземцева. Процесс информатизации в России изучали А.Д. Урсул, А.И. Ракитов, Р.Ф. Абдеев, И.С. Мелюхин, А.В. Коротков,

C. С. Рябинская и др.

Анализу социальных аспектов информатизации современного российского общества посвящены работы Е.В. Воронцовой, Ф.М. Махниной, Н.И. Мельниковой, Н.С. Оно-кой, О.Л. Софроновой, И.В. Юшкиной.

Вопросы информатизации социальной сферы рассмотрены в трудах С.Е. Гасумовой, А.Р. Даниловой, А.Н. Жердева, И.Л. Семаки-ной, В.И. Клениной, Л.И. Клениной, А.С. Кор-чевой, Л.В. Ермолаевой, Н.В. Стрелковой. В них проводится анализ технической оснащенности учреждений социальной сферы, в зависимости от типа учреждения [2], предлагаются гипотезы о развитии ИКТ [3], описывается опыт внедрения новых информационных технологий [4], анализируется потенциал использования современных информационных технологий при формировании социальной политики, управлении социальной защитой [5-8].

Однако до сих пор мы не можем сказать, что проведен детальный, целостный, системный анализ процесса информатизации социальной сферы, возможностей использования ИКТ в социальном обслуживании населения и управлении социальной сферой.

Гипотезы и методы исследования. В качестве основной гипотезы мы использу-

228

Е.Б. Архипова, С.Н. Панкова

ем предположение о том, что процесс информатизации социальной сферы еще не завершился: уровень технического и программного оснащения социальных учреждений зависит от их профиля и функционала.

Двумя вспомогательными гипотезами являются предположения о том, что специалисты и руководители учреждений социального обслуживания не в полной мере используют возможности ИКТ в своей профессиональной деятельности, а также нуждаются в специализированных образовательных курсах, которые бы формировали у них навыки эффективной работы со специализированными программами и другими ИКТ.

Эмпирической основой статьи послужили данные исследования, проведенного в сентябре-декабре 2014 г. совместно с магистрантами 1-го года обучения в рамках освоения учебной дисциплины «Информационное обеспечение деятельности специалистов социальной сферы».

Методология исследования предполагала использование как количественных, так и качественных методов, что позволило нам обеспечить и глубину, и широту эмпирических данных.

Общая схема исследования включала в себя следующие методы: анализ web-сайтов учреждений социального обслуживания, проведение невключенного структурированного наблюдения, глубинное интервью с руководителями учреждений и начальниками подразделений, опрос специалистов учреждений социальной сферы

Анализ web-сайтов учреждений социального обслуживания проводился с целью оценки их актуального состояния и соответствия требованию полноценного информационного сопровождения деятельности социальных учреждений.

В качестве объекта для анализа мы выбрали сайты учреждений различного типа и профиля работы: Комплексный центр социального обслуживания населения (3 учреждения из различных районов города), Центр помощи семье и детям (2 учреждения), Управление социальной политики (2 учреждения), Министерство социальной политики Свердловской области. Итого наша выборка составила 8 сайтов социальных учреждений Екатеринбурга.

Используемая нами методика анализа web-сайтов предусматривала детальный анализ интернет-ресурсов (текстовое и стилистическое оформление страниц, анализ структу-

ры и дизайна сайта, а также его содержания) с целью оценки их потенциала и возможностей по организации взаимодействия с социумом и по обеспечению открытости и доступности информации об учреждениях социального обслуживания.

Невключенное структурированное наблюдение проводилось с целью анализа реального уровня технического оснащения учреждений и отношения специалистов к ИКТ, выражающегося во внешних поведенческих реакциях. Выборка составила 8 учреждений. В рамках наблюдения фиксировалась обеспеченность персонала всеми необходимыми техническими устройствами, а также особенности использования ИКТ специалистами в своей профессиональной деятельности.

Глубинное интервью с руководителями учреждений и начальниками подразделений проводилось с целью выявления роли ИКТ в административно-управленческом процессе и оценки готовности учреждения к новой волне процесса информатизации. Общее число интервью - 8 (по 1 человеку в каждом учреждении).

Опрос специалистов учреждений социальной сферы проводился с целью анализа степени принятия ими новых информационных технологий и способности эффективно использовать их в своей профессиональной деятельности. Общее число опрошенных -49 человек (по 6-7 ключевых специалистов в каждом учреждении).

Таким образом, согласно исследовательской логике, в отобранных для исследования учреждениях сначала проводилось наблюдение и анализировалась работа сайта, а затем, с учетом уже полученной информации, проводилось интервью с представителем администрации и ключевыми специалистами. Данная схема исследования позволила нам получить комплексную информацию, которая практически полностью характеризует состояние процесса информатизации учреждений социальной сферы в Екатеринбурге, поскольку мы отбирали для нашего исследования наиболее типичные социальные организации.

Результаты исследования. Результаты нашего исследования свидетельствуют о достаточно высоком уровне технического оснащения социальных учреждений. Рабочие места специалистов оборудованы компьютерной и прочей офисной техникой на 90 %, что, с одной стороны, может свидетельствовать о хороших темпах информатизации данной сферы. Но, с другой стороны, возраст дан-

Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов

229

ной техники и ее возможности не всегда отвечают современным требованиям. По словам руководителей, сейчас идет процесс обновления техники в учреждениях, но он достаточно длительный. Так, например, в Управлениях социальной политики уже в 2013 г. заменили все компьютеры на новые, и их количество на 100 % соответствует числу сотрудников. Очевидно, что очередность обновления компьютерного парка находится в прямой зависимости от функционала учреждения.

Основываясь на полученных данных, мы выделили 2 типа социальных учреждений, различающихся по своему функционалу и, как следствие, по динамике информа-тизационных процессов:

1. Учреждения, выполняющие административные и управленческие функции (Управление, Министерство).

2. Учреждения, оказывающие основные социальные услуги (КЦСОН, ЦПСиД).

Уровень развития ИКТ в учреждениях первой группы характеризуется следующим:

• была проведена (или проводится) полная замена компьютерной техники и программного обеспечения;

• активно используется электронный документооборот как внутри организации, так и между другими организациями. «...Программа СЭД (система электронного документооборота) является своеобразным электронным контролем деятельности. Она собирает данные об активности пользователя. ликвидирует дистанцию между начальником и подчиненным, позволяет передавать распоряжения и выполненные работы.» (Старший специалист отдела обеспечения социальных гарантий Министерства социальной политики Свердловской области);

• повышенное внимание уделяется вопросам информационной безопасности в связи с тем, что сотрудники часто работают с персональными данными клиентов. А именно: на каждом компьютере установлен уникальный пароль, имеется запрет на пользование съемными носителями и электронной почтой (и в целом Интернетом, кроме сайта учреждения), у всех сотрудников есть электронная цифровая подпись;

• используются защищенные каналы передачи данных;

• регулярно проводятся курсы и обучение персонала работам в новых специализированных программах;

• имеется IT -отдел, который оказывает работникам учреждений техническую помощь и поддержку.

Таким образом, процесс информатизации органов управления социальной сферой на данный момент демонстрирует положительную динамику и характеризуется достижением высоких результатов.

Сложнее обстоит дело с внедрением ИКТ в социальные учреждения, которые непосредственно оказывают услуги населению. Во-первых, стоит отметить, что уровень их информатизации варьирует в зависимости от профиля работы и территориальной принадлежности. Во-вторых, наблюдение и интервью с руководителями позволили выявить ряд общих проблем, которые могут негативно влиять на качество работы специалистов и учреждения в целом:

• наличие старой техники и программного обеспечения;

• предпочтение физическому обмену документами (между отделениями, филиалами, другими учреждениями) по причинам отсутствия программ электронного документооборота и в силу устоявшейся традиции (привычки);

• игнорирование требований информационной безопасности (на компьютере может отсутствовать пароль или использоваться один пароль на нескольких компьютерах);

• незнание основ работы с компьютером и с программным обеспечением многими специалистами, следовательно, часть рабочего времени неизбежно тратится на выяснение/ устранение/объяснение возникших проблем.

Однако, несмотря на выявленные сложности, работа с компьютером составляет важную часть в деятельности сотрудников и в данных социальных учреждениях. Например, исполнение профессиональных обязанностей требует от специалистов ведение документов в электронной форме (в том числе и работа с базами), в которые заводятся данные о клиентах и социальных услугах.

Помимо высокого уровня технического оснащения современные реалии требуют от социальных учреждений всех типов создания собственных интернет-страниц или сайтов, которые выступают как средство связи и обмена информацией с социумом в целом, а также с реальными и потенциальными клиентами.

Объективно web-страницы появились у учреждений социального обслуживания населения уже достаточно давно, но отличались слабой презентабельностью и не проработанностью. Однако социальные организации за последние 3-5 лет существенно улучшили дизайн, содержание и наполняемость своих

230

Е.Б. Архипова, С.Н. Панкова

сайтов, которые все больше выглядят как индивидуально разработанные программистами с учетом фирменного стиля, логотипа и сферы деятельности. Но до сих пор остается достаточно большое количество социальных учреждений, которые создают свои сайты по готовому шаблону и на готовых платформах.

В нашем исследовании мы смогли выделить общие достоинства и недостатки, которые присущи web-сайтам современных социальных учреждений Екатеринбурга. В таблице приведены выявленные нами достоинства и недостатки проанализированных сайтов.

Достоинства и недостатки web-сайтов социальных учреждений Екатеринбурга

Общие достоинства Наиболее часто встречаемые недостатки

Актуальные новости учреждения Отсутствие карты сайта и поиска по сайту (или расположение его в неудобном месте)

Приятная (в основном, одинаковая) цветовая гамма Отсутствие версии для слабовидящих людей

Наличие иллюстративного материала (фото, видео) Неактуальность (или вообще отсутствие) информации на отдельных страницах сайта

Быстрая загрузка страниц сайтов Неравномерность наполняемости страниц

Наличие полезной информации и ссылок на другие государственные учреждения Наличие посторонней информации на страницах сайта

Понятная и логичная структура сайта Неполная контактная информация, а также информация о структуре организации, ее отделах.

Удобное навигационное меню Очень мало ключевых слов на страницах, что уменьшает «видимость» данных сайтов в поисковых системах

В целом на данный момент мы все еще наблюдаем вариативность представлений о том, как должен выглядеть официальный сайт социального учреждения, каков должен быть его дизайн и контент, но можно предположить, что в самое ближайшее время сложившаяся ситуация претерпит изменения.

В декабре 2013 г. был принят федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2015 г [9], 13 статья которого гарантирует населению возможность быстрого доступа к унифицированной информации о деятельности всех функционирующих в стране социальных служб (и государственных, и негосударственных). Конкретный перечень обязательной информации уже закреплен в данном законе. Соответственно, со временем структура сайтов будет примерно однотипной, информация (в том числе контактная) более актуальной и содержательной, что позволит повысить уровень обслуживания социально незащищённых слоёв населения в РФ.

Заключение. Подводя итог, необходимо отметить, что у процесса информатизации социальной сферы все-таки наблюдается больше положительной динамики, чем отрицательной. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в практику деятельности учреждений социальной сферы уже произошло и, более

того, этап принятия и адаптации к новым условиям и технологиям работы специалистами уже пройден.

В целом и руководители, и специалисты положительно относятся к возрастающей роли информационных технологий в их профессиональной деятельности. Современные ИКТ существенно экономят время, позволяют систематизировать необходимую информацию и хранить её в одном месте, облегчают доступ к данной информации, ее созданию, редактированию и обмену, а также позволяют контролировать деятельность всех специалистов по созданию документации и ведению баз данных и обеспечивать надежную защиту персональных данных клиентов.

Но имеются и сложности с освоением новых технологий, особенно у сотрудников старших возрастов. Прослеживается потребность в организации специализированных курсов, посвященных основам работы с новыми ИКТ и с базами данных, в том числе, специализированными. Была выявлена тенденция, что в тех учреждениях, в которых данные курсы были проведены, степень освоения ИКТ и эффективность их использования в профессиональной деятельности значительно выше.

Таким образом, все гипотезы в той или иной степени подтвердились нашим исследованием. Действительно, процесс информатизации социальной сферы еще не завершил-

Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов

231

ся, но мы наблюдаем явную положительную динамику, особенно в учреждениях, выполняющих административные и управленческие функции.

Уровень информатизации учреждений, которые непосредственно оказывают услуги социально незащищенным слоям населения, и степень использования в них всех возможностей современных ИКТ значительно ниже. Вследствие этого мы можем сделать вывод, что социальные учреждения данного типа не совсем готовы к организации своей деятельности в русле современных глобальных мо-дернизационных процессов и испытывают потребность в ряде коррекционных мероприятий, таких как организация специализированных образовательных курсов, замена устаревшей техники и программного обеспечения, внедрение электронного документооборота и систем безопасности данных, усиление штата IT-специалистами и т. д.

В заключение стоит подчеркнуть, что только в едином и целостном информационном пространстве всем слоям населения будет предоставлена равная доступность к определенным благам и услугам социальной поддержки вне зависимости от места проживания, социального статуса и уровня доходов, что будет способствовать преодолению регионального, имущественного и информационного неравенства. На данный момент данное информационное пространство еще окончательно не сформировалось.

1. Стратегия-2020: Новая модель роста -новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. / под науч. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. - М. : Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. -Кн. 1. - 430 с.

2. Кленина В. И., Кленина Л. И. Развитие информационных технологий социальной сферы в России // Человеческий капитал.

- 2012. - № 12 (48). - С. 131-136.

3. Корневая А. С., Ермолаева Л. В. Роль информационных технологий в социальной сфере // Информационные технологии и математическое моделирование в экономике, технике, экологии, образовании, педагогике и торговле. - 2012. - № 5. - С. 112-114.

4. Стрелкова Н. В. Информатизация социальной сферы и опыт применения технологии «единого окна» в системе социальной защиты населения // Наука - промышленности и сервису. - 2011. - № 6-1. - С. 259-276.

5. Гасумова С. Е. Информационная открытость системы социальной защиты в России и Великобритании // Власть. - 2015.

- № 1. - С. 66-73.

6. Гасумова С. Е. Формирование единого информационного пространства в социальной сфере России: обзор практики // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2013. -№ 8-1(35). - С. 534-542.

7. Гасумова С. Е. Информатизация социальной работы: методологические аспекты, российский и зарубежный опыт // Человеческий капитал. - 2011. - № 4. - С. 34-38.

8. Гасумова С. Е. Процесс информатизации социальной сферы современного российского общества: социологический анализ: монография. - Пермь : Перм. гос. ун-т, 2009. - 180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ // PG.RU. Документы. - URL : http://www.rg.ru/2013/12/30/so-cialka-dok.html (дата обращения: 25.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.