ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А. Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык» // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15285. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15285.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15285
УДК 378.147
Мамонтова Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово [email protected]
Гнездилова Лариса Борисовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово [email protected]
Стрельников Павел Алексеевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово [email protected]
Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык»
Аннотация. Анализируется опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык». Рассматриваются этапы реализации проекта по разработке программы. Формулируются цели, задачи и результаты освоения модуля «Иностранный язык». Представлено содержание программы.
Ключевые слова: общая стратегия реализации проекта, этапы проекта, программа подготовки управленческих кадров, обучение иностранному языку.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Качество работы образовательного учреждения напрямую зависит от качества предоставляемых образовательных услуг. В процессе обучения важная миссия возложена на преподавателей, их профессиональную квалификацию, готовность к профессиональному росту и развитию творческого потенциала. Коэффициент продуктивности работы кафедры также определяется количеством методических рекомендаций, учебных пособий, рабочих программ и т. д., разработанных преподавателями индивидуально или в соавторстве. При этом актуально создание творческих групп или коллективов при реализации многокомпонентных, многоаспектных проектов.
В рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации творческий коллектив кафедры иностранных языков Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (научный консультант, доктор педагогических наук, три кандидата педагогических наук, кандидат филологических наук, два старших преподавателя) участвовал в авторской проектной разработке модуля «Иностранный язык».
При реализации любого проекта важной составляющей является выделение отдельных этапов его реализации. В рамках разработки данной программы творче-
1
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А. Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык» // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15285. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15285.htm. - ISSN 2304-120X.
ским коллективом были выделены следующие этапы проекта:
1. Анализ и обсуждение возможностей реализации проекта (форма интерактивной работы - мозговой штурм).
2. Разработка и определение стратегии реализации проекта, формулирование целей, конкретизация задач: определение этапов работы, сроков выполнения работы, согласование с научным консультантом (форма интерактивной работы - деловое совещание).
3. Организация/координация работы по проекту: распределение функциональных обязанностей, корректировка (формы интерактивной работы: деловое совещание, консультации с координаторами).
4. Мотивация и поощрение творческой группы (формы интерактивной работы: деловое совещание, консультации с научным консультантом и координаторами, взаимопомощь, обмен опытом по текущей работе).
5. Контроль и оценка результатов работы, внесение дополнений, уточнений (формы работы: обсуждение результатов работы, согласование с научным консультантом).
6. Представление проекта заказчику (форма работы - презентация).
7. Доработка и корректировка программы в соответствии с требованиями заказчика (формы работы: консультации координаторов и научного консультанта, распределение задач, проверка результатов работы, согласование с заказчиком).
8. Итоговое представление работы (формы работы: презентация, обсуждение).
9. Анализ возможности использования опыта разработки и реализации данной целевой программы в образовательном процессе кафедры.
После анализа и обсуждения общей стратегии реализации проекта, его этапов творческим коллективом были четко сформулированы цели и конкретизированы задачи программы. Определено, что знание иностранных языков является одним из критериев конкурентоспособности в современных профессиональных условиях. Обучение владению основами иностранных языков представляется как неотъемлемая часть подготовки менеджеров. Формирование компетенции «функциональное владение иностранным языком», которая реализуется как иноязычная коммуникативная компетенция, является важной частью профессиональной подготовки управленческих кадров. Ее развитие обеспечивает междисциплинарный подход к обучению в процессе реализации Программы подготовки управленческих кадров, нацелено на решение профессиональных задач в сфере международной экономической, образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Цели и задачи программы подготовки управленческих кадров по иностранному языку направлены на раскрытие личного лингвистического/лингвообразовательного, профессионального ресурса каждого отдельного слушателя в частности и максимальную эффективность процесса обучения иностранному языку в целом в ходе общей реализации программы.
Успешное завершение обучения по программе «Иностранный язык (английский)» обеспечит слушателю удовлетворение внешних и внутренних мотивов обучения, будет способствовать достижению личных целей в плане лингвообразования, реализации профессиональных амбиций и коммуникативных возможностей; для уже состоявшихся руководителей будет подтверждением статуса прогрессивного успешного руководителя, владеющего минимум одним иностранным языком (английским).
Таким образом, основная цель программы «Иностранный язык (английский)» состоит в формировании и совершенствовании у слушателей иноязычной коммуникативной компетенции как средства функционального владения способами общения, что позволит им использовать знание языка для решения профессиональных задач, вести информационную работу с оригинальной иноязычной литературой, оптимизи-
2
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А. Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык» // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15285. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15285.htm. - ISSN 2304-120X.
ровать научно-профессиональное устно-письменное общение с зарубежными коллегами [1], обеспечит комфортное межличностное общение.
Общая цель определяет следующие конкретные целевые направления:
- формирование способности осуществлять иноязычное деловое профессиональное общение с целью получения новых специальных знаний и расширения профессиональных контактов;
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для изучения и творческого осмысления существующего зарубежного опыта в профессиональной области и сфере межкультурных коммуникаций;
- формирование навыков самостоятельной работы и самостоятельного поиска для осуществления проектных и исследовательских работ.
Определено, что задачи освоения модуля «Иностранный язык (английский)» ориентированы на достижение конкретных результатов:
1. Развить следующие умения и навыки функционального владения иностранным языком в сфере профессиональной коммуникации:
- презентация информации в устной и письменной форме: самопрезентация, презентация компании, презентация проекта и др.;
- ведение малого разговора, деловой беседы и беседы частного характера с иностранным партнером;
- участие в переговорах, в том числе международных, обсуждение рабочих вопросов в период зарубежной стажировки;
- понимание деловой речи на слух, деловая беседа по телефону;
- установление и поддержание контактов с иностранными партнерами в устной и письменной форме;
- переводческая работа в устной и письменной форме, в том числе перевод литературы профессионального характера, документов и др.;
- деловая корреспонденция в различных формах общения в соответствии с целевым назначением.
2. Освоить лексический и грамматический материал в рамках тем, указанных в содержании дисциплины:
- расширить вокабуляр и сформировать глоссарий по профессиональной тематике;
- отработать коммуникативные грамматические конструкции, характерные для делового общения;
- интегрировать комплекс знаний и умений в процесс функционального владения иностранным языком, способствующий актуализации иноязычной коммуникативной компетенции.
3. Развить умения и навыки самостоятельной профессиональной и исследовательской поисковой работы, в том числе при работе над проектным заданием:
- программа типа А: проект, практическое решение поставленных задач, комплексный междисциплинарный подход, умения командной работы, рекомендации по дальнейшей реализации проекта;
- программа типа В: теоретическая разработка, основанная на анализе подходов и методов обозначенной проблемы, самостоятельная проработка материала, рекомендации по внедрению проектной разработки.
При подготовке проекта, в частности по реализации учебной программы, также важно прогнозировать результаты обучения. Творческим коллективом кафедры было определено, что в результате освоения модуля «Иностранный язык (английский)» у слу-
3
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А. Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык» // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15285. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15285.htm. - ISSN 2304-120X.
шателей формируется функциональное владение иностранным языком, иноязычная коммуникативная компетенция, в комплексе компетенций, формируемых в условиях междисциплинарного подхода к обучению [2]. К ним относятся нижеперечисленные.
1. Универсальные: общекультурная, личностная, этическая:
- способность к самостоятельному обучению в течение всей жизни и непрерывному самосовершенствованию в своей профессии;
- способность эффективно работать как индивидуально, так и в качестве члена команды, в том числе толерантно позиционировать себя и адекватно оценивать мнение своих коллег при совместной работе;
- способность использовать различные источники информации (учебную, справочную, научную литературу и др.) и средства коммуникативного назначения (интернет-ресурсы, ТВ и др.) для поиска данных, необходимых для решения задач применительно к своей сфере профессиональной деятельности.
2. Профессиональные: когнитивная, функциональная:
- способность воспринимать, обрабатывать и обобщать иноязычную информацию, полученную из различных источников профессиональной направленности -для решения профессиональных задач;
- способность и готовность применять общенаучные, экономические и профессиональные знания, полученные в том числе из иностранных источников - для принятия управленческого решения;
- способность и готовность разрабатывать проектную идею для итоговой аттестационной работы, основанную на концептуальном и творческом подходах к решению профессиональных задач, ориентированных на создание инновационной продукции, востребованной на региональном, мировом рынке:
а) проект для программы типа А: практическая ориентация управленческих решений, комплексный междисциплинарный подход, анализ и презентация результатов реализации проектов, рекомендации по дальнейшей реализации проекта;
б) проектная разработка для программы типа В: теоретический анализ подходов и методов для решения конкретной проблемы и задачи, концентрация на функциональной стороне управленческого решения в процессе проработки материала, рекомендации по внедрению проектной разработки.
В результате освоения модуля «Иностранный язык (английский)» слушатель программы должен знать [3]:
- основы межличностного и межкультурного общения;
- основы деловой коммуникации, правила профессиональной этики, характерные для профессионального общения в разных профессиональных сообществах и культурах.
В результате освоения модуля «Иностранный язык (английский)» слушатель программы должен уметь:
- осуществлять устную и письменную коммуникацию в целях научного академического и коммерческого общения на таких мероприятиях, как доклад на конференции, презентация, дебаты, круглый стол, выставки, реклама и прочее на иностранном языке;
- вести деловую беседу и беседу частного характера с иностранным партнером, выстраивать коммуникативное ролевое поведение;
- понимать деловую речь для практической работы по поддержанию контактов с иностранными партнерами в устной и письменной форме;
- составлять деловые письма, вести другие формы деловой корреспонденции;
4
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А. Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык» // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15285. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15285.htm. - ISSN 2304-120X.
- работать с аутентичной литературой профессионально ориентированного характера и обрабатывать полученную информацию;
- производить различные логические операции в процессе устной и письменной коммуникации (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение и вывод, комментирование);
- понимать и оценивать чужую точку зрения с позиций толерантности и межкультурной сензитивности, стремиться к сотрудничеству, достижению согласия, выработке общей позиции в условиях различия взглядов и убеждений.
В результате освоения модуля «Иностранный язык (английский)» слушатель программы должен владеть навыками:
- обработки иноязычной информации с целью сбора материала для работы и принятия решений;
- ведения дискуссий, выбора стратегии разговора и логического выражения своего мнения;
- эффективного рассуждения и презентации информации в устной форме.
Таким образом, планируемыми результатами реализации программы обучения
по модулю «Иностранный язык (английский)» программы профессиональной переподготовки по направлению «Менеджмент» (тип А, тип В) являются:
- формирование компетенции «функциональное владение иностранным зыком, применяемое в коммуникативных ситуациях иноязычного общения»;
- обеспечение коммуникативного иноязычного ресурса для вовлечения участников программы в международное сотрудничество при прохождении зарубежной стажировки;
- наличие доступа менеджеров к актуальной иноязычной информации по профилю специальности для развития экономического сотрудничества и возможности реализации образовательной и научно-исследовательской деятельности на международном уровне;
- укрепление имиджа российского специалиста на международном рынке конкурентоспособных специалистов.
На завершающем этапе проекта творческим коллективом было представлено следующее содержание программы:
I. Цель реализации программы (актуальность программы, цели программы, задачи программы, категория слушателей).
II. Планируемые результаты обучения.
III. Учебный план для групп типа А и В.
IV. Учебно-тематический план для групп типа А и В.
V. Календарный учебный график.
VI. Рабочая программа.
Тема 1. Английский для деловых контактов English for Business Contacts)
1.1. Знакомство, представление, общение с коллегами (Greetings, Introductions and Socializing).
1.2. Деловой этикет (Business Etiquette).
Тема 2. Английский для зарубежной стажировки (Preparing for a Foreign Internship)
2.1. Зарубежная стажировка, повышение квалификации (Internship and Training).
2.2. Деловой разговор по телефону (Telephoning).
Тема 3. Английский для профессионального развития (English for Professional Development)
3.1. Развитие карьеры (Career Development).
5
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А. Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык» // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15285. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15285.htm. - ISSN 2304-120X.
3.2. Культура предпринимательства (Entrepreneurship Culture).
Тема 4. Английский для описания деятельности компании (English for Describing Companies)
4.1. Профиль и история компании (Company’s Profile and History).
4.2. Структура компании (Company Structure).
4.3. Корпоративная ответственность (Corporate Responsibility).
Тема 5. Английский для профессионального общения (English for Professional Interaction)
5.1. Переговоры (Negotiations).
5.2. Презентации (Presentations).
Тема 6. Английский для специальных целей (English for Specific Purposes)
6.1. Маркетинг (Marketing).
6.2. Менеджмент (Management).
Тема 7. Английский для специалистов по проектному менеджменту (English for Project Management Specialists)
7.1. Проектный менеджмент (Project Management).
7.2. Профиль и компетенции руководителя проектов (Project Manager Profile and Competencies).
VII. Организационно-педагогические условия реализации программы (материально-технические условия реализации программы, печатные раздаточные материалы для слушателей, учебные пособия по темам, электронные ресурсы):
а) электронные учебные пособия;
б) банк кейсов для интерактивных форм обучения;
в) электронные словари и программы автоматического перевода.
VIII. Методические указания для преподавателей по реализации программы (общие рекомендации, методические особенности формирования коммуникативной компетенции слушателей по видам речевой деятельности и аспектам обучения).
IX. Формы аттестации (вводный контроль, текущий контроль, итоговый контроль, соответствие баллов оценкам, оценочные критерии для устной и письменной частей экзамена).
X. Оценочные материалы:
а) устная презентация (общие требования к устной презентации для итогового экзамена, требования к лингвистическому сопровождению устной презентации, вопросы, рекомендуемые для устной части экзамена);
б) примеры тестовых заданий для подготовки к онлайн-тестированию;
в) примеры письменных заданий.
XI. Информационное обеспечение программы (основная и дополнительная литература).
XII. Приложения.
На заключительном этапе реализации проекта после презентации программы в ходе ее обсуждения были высказаны некоторые замечания по содержанию программы и разработаны рекомендации по ее усовершенствованию. Координаторы программы распределили объем дальнейшей работы согласно научному профилю, опыту работы и потенциалу кадрового состава творческой группы и определили дату предварительной консультации с заказчиком и окончательный срок представления и защиты программы. В настоящее время проект по реализации программы завершен, доработано содержание программы, в частности:
- усилено методическое и компетентностное различие между программами типа А и В («Проектный менеджмент» и «Менеджмент»);
6
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А. Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык» // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15285. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15285.htm. - ISSN 2304-120X.
- конкретизировано развитие компетенций по этапам формирования: начальный, промежуточный, итоговый;
- актуализированы критерии/показатели уровня сформированности компетенций по уровням: входной, промежуточный, итоговый;
- уточнены и обоснованы методы оценивания развития компетенций: самооценка, экспертная оценка, профессиональное интервью.
Данная целевая программа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению и содержанию программ профессиональной переподготовки. Программа оптимизирует процесс формирования профессионально-коммуникативной компетенции специалистов, позволяет внедрить творческие подходы к обучению иностранному языку и способствует поиску новых интерактивных форм обучения, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса вуза.
Реализация проекта по разработке программы позволила укрепить имидж преподавателей кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева» как профессиональных педагогических кадров, обеспечивающих эффективность процесса обучения по программе подготовки управленческих кадров, и позиционировать профессорско-преподавательский состав кафедры как профессиональный ресурс для реализации коммерческих образовательных программ.
Реализация данного проекта существенно повысила эффективность кадровой работы кафедры иностранных языков в целом и способствовала раскрытию творческого потенциала кадрового состава кафедры в частности; позволила применить весь спектр профессиональных компетенций и опыта работы преподавателей, сплотить коллектив творческой группы, что положительно отразилось на командной работе всех сотрудников кафедры и способствовало повышению их мотивации в методической и организационной работе.
Проектная работа по разработке программы также позволила координаторам программы применить на практике свои организаторские способности и умение принимать правильные рациональные управленческие решения.
Ссылки на источники
1. Зникина Л. С., Мамонтова Н. Ю. Программа подготовки управленческих кадров (Иностранный язык). - Кемерово, 2012. - C. 10.
2. Методические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. - М., 2012. - 60 с.
3. Зникина Л. С., Мамонтова Н. Ю. Указ. соч. - C. 12.
Natalia Mamontova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Foreign Languages, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo [email protected] Larisa Gnezdilova,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of Foreign Languages, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo [email protected] Pavel Strelnikov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Foreign Languages, Kuzbass State
Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo
7
ISSN 2304-12QX
Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А. Опыт реализации проектной методики при разработке программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по модулю «Иностранный язык» // Концепт. - 2015. - № 08 (август). -ART 15285. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15285.htm. - ISSN 2304-120X.
ethodology in the development of a management-training program for the national economy of the Russian Federation, the module “Foreign Language” Abstract. The paper deals with implementation experience of project methodology in the development of a management training program for the national economy of the Russian Federation, the module "A Foreign Language". The stages of the project on developing the program are studied. The goals, objectives and results of the module "A Foreign Language" are formulated. The content of the program is given.
Key words: overall project strategy, project stages, management training program, teaching foreign language. References
1. Znikina, L. S. & Mamontova, N. Ju. (2012) Programma podgotovki upravlencheskikh kadrov (Inostranny yazyk): uchebnaya programma, Kemerovo, p. 10 (in Russian).
2. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii obucheniya spetsialistov v rossiiskikh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh i razrabotke obrazovatelnykh programm dlya realizatsii v ramkakh Gosudarstvennogo plana podgotovki upravlencheskikh kadrov dlya organizatsii narodnogo khozyaistva RF, Moscow, 60 p. (in Russian).
3. Znikina, L. S. & Mamontova, N. Ju. (2012) Op. cit., p. 12.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Implementation experience of project mi
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 27.07.15 Получена положительная рецензия 29.07.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 29.07.15 Опубликована 29.08.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Мамонтова Н. Ю., Гнездилова Л. Б., Стрельников П. А., 2015
www.e-koncept.ru
8