Научная статья на тему 'Влияние информационных технологий на развитие личности'

Влияние информационных технологий на развитие личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
751
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / информатизация / информационное общество / информационные технологии / личность / развитие личности. / Information / informatization / information society / information technology / personality / personality development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зимовина Ольга Алексеевна, Карабанов Кирилл Владиславович

В данной статье рассматривается проблема влияния информатизации современного общества на развитие личности. Процесс информатизации является социально и психологически значимым процессом, что способствует расширению информационных потребностей личности. Дается определение личности как диалектического единства биологического и социального. С позиций целостного подхода к личности исследуются особенности жизнедеятельности и развития личности в условиях информатизации общества. Развитие целостной личности в информационном пространстве рассматривается как единство творческого, интеллектуального, психофизиологического и духовного компонентов. Представлены направления влияния информационных технологий на развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зимовина Ольга Алексеевна, Карабанов Кирилл Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON PERSONALITY DEVELOPMENT

This article discusses the problem of the impact of informatization of modern society on personality development. The process of informatization is a socially and psychologically significant process, which contributes to the expansion of the information needs of the individual. The definition of personality as a dialectical unity of the biological and social is given. From the standpoint of a holistic approach to the personality, the features of life activity and personality development in the conditions of informatization of a society are investigated. The development of a holistic personality in the information space is considered as the unity of the creative, intellectual, psychophysiological and spiritual components. The directions of the influence of information technology on personality development are presented.

Текст научной работы на тему «Влияние информационных технологий на развитие личности»

влияние информационных технологий на развитие личности

Зимовина Ольга Алексеевна

Доктор педагогических наук, профессор, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: zimovina@mail.ru

Карабанов Кирилл Владиславович

Аспирант, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: zi-movina@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10085

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема влияния информатизации современного общества на развитие личности. процесс информатизации является социально и психологически значимым процессом, что способствует расширению информационных потребностей личности. Дается определение личности как диалектического единства биологического и социального. С позиций целостного подхода к личности исследуются особенности жизнедеятельности и развития личности в условиях информатизации общества. Развитие целостной личности в информационном пространстве рассматривается как единство творческого, интеллектуального, психофизиологического и духовного компонентов. представлены направления влияния информационных технологий на развитие личности.

ключевые слова: информация, информатизация, информационное общество, информационные технологии, личность, развитие личности.

influence of information technologies on personality development

Zimovina Olga Alekseevna

Doctor of Pedagogics, Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: zimovina@mail.ru

Karabanov Kirill Vladislavovich

Graduate Student, International Innovative University (Sochi), e-mail: zimovina@ mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10085

Abstracts: This article discusses the problem of the impact of informatization of modern society on personality development. The process of informatization is a socially and psychologically significant process, which contributes to the expansion of the information needs of the individual. The definition of personality as a dialectical unity of the biological and social is given. From the standpoint of a holistic approach to the personality, the features of life activity and personality development in the conditions of informatization of a society are investigated. The development of a holistic personality in the information space is considered as the unity of the creative, intellectual, psychophysiological and spiritual components. The directions of the influence of information technology on personality development are presented.

Keywords: Information, informatization, information society, information technology, personality, personality development.

Информационные технологии сегодня играют огромную роль в жизни общества, где от процессов социализации до развития личности и управления социальными явлениями общества проходит область воздействия информационных технологий, которые прошли серьезный путь развития от наскальной живописи до формирования глобального информационного сообщества в Интернете.

Процесс информатизации является социально и психологически значимым процессом за счет постоянного накопления информации, что способствует росту и расширению информационных потребностей личности. По этой причине анализ особенностей личности, как потребителя информационных технологий, важно рассматривать с точки зрения понятия информационного поля личности.

Изначально дадим определение информации. Мы определили, что различные авторы характеризуют данное понятие с разнообразных точек зрения, а именно как «ресурса», «элемента познания», «культурного явления» и так далее. Нам интересны две концепции, а именно:

1. Атрибутивная концепция Б.В. Бирюкова, который рассматривал информацию как свойство, которое есть у каждого материального субъекта и является атрибутом материи [1];

2. Функциональная концепция Д.Дубровского и И.Гришкина, которые связывали понятие информации с функционированием систем, которые способны самоорганизовываться, сочетаясь органически с обществом и природой [8].

Принято делить информацию на семантическую и техническую. В научных исследованиях в этой связи наблюдается тенденция развития двух направлений: социально-психологического и кибернетического. В рамках данного исследования важным представляется социально-психологический подход. Приведем некоторые определения, характеризующие социально-психологический подход. Так, Г.Т. Журавлев определяет информацию как процесс отражения реальности [4], А.П. Суханов, как сообщения, знания, которые циркулируют в обществе[11], Б.А. Грушин отмечает, что информация - это совокупность сообщений личности [3].

Таким образом, мы можем заключить, что большинство исследователей связывают информацию с личностью, ее духовной, познавательной, трудовой, научной, общественной деятельностью. В любом случае информация сегодня имеет существенное значение возобновляемого, неистощаемого и приоритетного ресурса людей, являясь основной ценностью общества.

Как правило, понятие личности вводится с целью подчеркивания социальной сути человека и индивида, где акценты ставятся на социальном начале. Личность формируется в процессе приобретения социального опыта, то есть в процессе своей социализации, которая длится на протяжении всей жизни человека. Данное понимание основано на парадигме взаимодействия, подчеркивая не только активность личности, но и избирательность.

Как показывает практика, социальные факторы являются более весомыми в процессе формирования личности. В исследованиях В.А. Ядова утверждается, что целостностью социальных свойств человека, полноценным продуктом развития общества, можно назвать личность, включенную в систему социальных

отношений [12]. Из этого утверждения следует, что личность может развиваться из биологического организма за счет культурного и социального опыта. Такие авторы как Дж. Келли, К. Роджерс и Г. Олпорт анализировали личность с точки зрения сущности, которая внутренне определяет взаимодействие в системе «мир-человек». Личность, как присущий каждому человеку уникальный путь осознания жизненного опыта, описана в теории личностных конструктов Дж. Келли. Данные характеристики подчеркивают наличие взаимодействия в системе «мир-человек», которые могут быть рассмотрены нами как информационные.

Однако все больше исследований направлено на то, чтобы изучать личность с точки зрения ее целостности. На это указывается в трудах И.С. Кона, В.В. Москаленко, Б.Г. Ананьева, В.Г. Афанасьева и других. Проблема заключается в том, что при целостном подходе не всегда принимаются во внимание особенности жизнедеятельности личности и развития личности в условиях информатизации общества. Целостность является единством социального и биологического в едином процессе развития личности, что отображено в исследованиях С.П. Станкевича, М.С. Кагана и С.Л. Рубинштейна, которые исследовали целостность личности и определили, что личность является сложной системой, где биологическое и социальное находится в диалектическом единстве [5], [10].

Целостность предполагает баланс внутреннего развития и внешних взаимодействий. Именно в единстве влияния внешней среды и проявлений внутренней самости реализуются возможности развития личности. по определению И.А. Гайдученок, личность - это не надстроенное явление и не сумма приобретенных свойств, это органическая целостность на базе природной индивидуальности, которая растет и развивается изнутри, где социальные факторы оказывают влияние на данные процессы [2].

В данном понимании личностный потенциал дает системе возможности сохранения процессов саморазвития, где уровень развития потенциала личности зависит от социального окружения и внутренних факторов. В нашем исследовании мы опираемся на структуру личностного потенциала, предложенную П.Ф. Кравчук. Личностный потенциал в предложенной структуре включает следующие элементы: творческий, интеллектуальный, психофизиологический и духовный. С точки зрения автора только в единстве данных компонентов возможно развитие целостной личности. Мы считаем, что данные элементы структуры личностного потенциала задают основные социально-психологические качества личности такие, как духовность, креативность и интеллектуальность [7].

Личность является системой социальных ролей, которые человек приобретает в процессе социализации, а также при осуществлении коммуникации с различными группами людей. Так как данный процесс у современного человека осуществляется в информационном пространстве, то его можно обозначить инфомоциализацией.

В условиях информатизации общества основой жизнедеятельности личности являются способности перерабатывать и потреблять информацию, поэтому на первый план выходит навык творчески владеть информационными ресурсами. Личность в ходе усвоения информации обрабатывает ее и формирует знания

и опыт. Принимая во внимание интеллектуальный, творческий и духовный потенциал личности, можно утверждать о консолидирующей роли информации в существовании каждого из данных потенциалов. За счет интеллектуального потенциала информация превращается в знание, которое поддерживает развитие личности. Духовный потенциал отвечает за отбор информации, который определяет многообразие путей развития системы личности, а при помощи творческого потенциала личность выбирает путь и программу собственного развития [6].

Таким образом, личность развивается в условиях информатизации по следующим направлениям:

1. Преодоление информационной неграмотности общества и развития интеллектуального потенциала за счет усложнения средств и условий технического обеспечения жизнедеятельности и повышения уровня информационной культуры.

2. Повышение активности творческого потенциала личности, который позволяет анализировать и синтезировать информацию за счет быстро изменяющейся информации, которая протекает во всех сферах жизнедеятельности.

3. Повышение нравственной ответственности личности за счет формирования системы ценностей и больших объемов информации, входящих в структуру духовного потенциала личности [9].

Являясь субъектом информационного взаимодействия, личность может изменяться под влиянием внутренних и внешних факторов окружающей среды. Изменение личности выражается в процессах информатизации общества, так как связь социальных и психологических качеств личности образуют систему, характеризующуюся высоким уровнем устойчивости, индивидуальности, целостности, открытости, способной к развитию. В качественном изменении структуры проявляется развитие личности, то есть личностного потенциала, который включает в себя творческий, интеллектуальный и духовный потенциал, единство которых обеспечивает развитие и становление личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бритков В.Б., Давыдов А.А. др. Социальная информатика: основания, методы, перспективы. Монография, М.: Едиториал УРСС, 2003. — 216 с.

2. Гайдученок, И.А. Слово о личности : Филос. эссе / И. А. Гайдученок; Под ред. [и с вступ. ст.] Л. В. Уварова. - Минск : Навука i тэхшка, 1990. - 157с..

3. Докторов, Б. Б. А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. №6-С.89-95.

4. Журавлев, Г.Т. Научные основы управления идеологическим процессом [Текст] / Г. Т. Журавлев, канд. филос. наук. - Москва : Знание, 1976.- 64 с.

5. Каган, М.С. Мир общения : Пробл. межсубъект. отношений / М. С. Каган.

- М. : Политиздат, 1988. - 315 с.

6. Килимова, Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Курск, 2003 -147 с.

7. Личность и творчество в современном мире [Текст] : научный альманах / Науч.-координационный совет по философским проблемам социальной теории, Юго-Западный гос. ун-т [и др.] ; под ред. П. Ф. Кравчук, Ю. М. Резника. - Курск : Юго-Западный гос. ун-т ; Москва : [б. и.], 2011-.Вып. 5-6.: 2013-2014. - 2014. - 281 с.

8. Плеханов, И. А., Д. И. Дубровский и Э. В. Ильенков: неоконченный спор о природе психики и идеальном // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. №1.-С.56-70.

9. Психология Я-концепции: методология, теория, структура : Хрестоматия / [Сост. А.В. Иващенко и др.]; Моск. гуманитар.-социал. акад. Каф. психологии личности и педагогики. - М. : Икар, 2002-300с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.

- Москва [и др.] : Питер, 2009. - 705, [7] с. : ил.

11. Суханов, А.В. Информация и прогресс / А. П. Суханов; Отв. ред. А. Л. Симанов; АН СССР, Сиб. отд-ние. - Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1988. -190,[2] с.

12. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. 1995. №3-4.

REFERENCES

1. Britkov V.B., Davydov A.A. dr. Sotsial'naya informatika: osnovaniya, metody, perspektivy. Monografiya, M.: Editorial URSS, 2003. 216 p.

2. Gayduchenok, I.A. Slovo o lichnosti : Filos. esse I. A. Gayduchenok; Pod red. [i s vstup. st.] L. V. Uvarova. Minsk : Navuka i tekhnika, 1990. 157 p.

3. Doktorov, B. B. A. Grushin. Chetyre desyatiletiya izucheniya rossiyskogo obshchestvennogo mneniya. Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii. 2004. №6-P.89-95.

4. Zhuravlev, G.T. Nauchnye osnovy upravleniya ideologicheskim protsessom [Tekst] G. T. Zhuravlev, kand. filos. nauk. Moskva : Znanie, 1976. 64 p.

5. Kagan, M.S. Mir obshcheniya : Probl. mezhsub»ekt. otnosheniy. M. S. Kagan. M. : Politizdat, 1988. 315 p.

6. Kilimova, L.V. Vliyanie informatsionnykh tekhnologiy na samorazvitie lichnosti : Dis. ... kand. sotsiol. nauk : 22.00.06 : Kursk, 2003. 147 p.

7. Lichnost' i tvorchestvo v sovremennom mire [Tekst] : nauchnyy al'manakh/ Nauch.-koordinatsionnyy sovet po filosofskim problemam sotsial'noy teorii, Yugo-Zapadnyy gos. un-t [i dr.] ; pod red. P. F. Kravchuk, Yu. M. Reznika. Kursk : Yugo-Zapadnyy gos. un-t ; Moskva : [b. i.], 2011.Vyp. 5-6.: 2013-2014. 2014. 281 p.

8. Plekhanov, I. A., D. I. Dubrovskiy i E. V. Il'enkov: neokonchennyy spor o prirode psikhiki i ideal'nom. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I.Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki. 2007. №1. P.56-70.

9. Psikhologiya Ya-kontseptsii: metodologiya, teoriya, struktura : Khrestomatiya [Sost. A.V. Ivashchenko i dr.]; Mosk. gumanitar.-sotsial. akad. Kaf. psikhologii lichnosti i pedagogiki. M. : Ikar, 2002. 300 p.

10. Rubinshteyn, S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Tekst] / S. L. Rubinshteyn. Moskva [i dr.] : Piter, 2009. 705, [7] p. : il.

11. Sukhanov, A.V. Informatsiya i progress. A. P. Sukhanov; Otv. red. A. L. Simanov; AN SSSR, Sib. otd-nie. Novosibirsk : Nauka : Sib. otd-nie, 1988. 190,[2] p.

12. Yadov, V. A. Sotsial'nye i sotsial'no-psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya sotsial'noy identichnosti lichnosti. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya. 1995. №3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.