Научная статья на тему 'Проблемы формирования антропологической модели современника в информационном обществе'

Проблемы формирования антропологической модели современника в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ / АНТРОПОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Галина Дмитриевна, Алтынкович Елена Евгеньевна

Статья посвящена проблемам формирования антропологической модели современника в условиях информатизации. Информационное общество ведет к формированию не просто новой индивидуальности, но и к зарождению нового типа личности, который становится одной из главных объектов социально-онтологического изучения в современных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования антропологической модели современника в информационном обществе»

УДК 316.37:004

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

PROBLEMS OF FORMING ANTHROPOLOGICAL MODEL OF THE CONTEMPORARY IN INFORMATION-ORIENTED SOCIETY

Г. Д. Петрова, Е. Е. Алтынкович G. D. Petrova, E. E. Altynkovich

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары,

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования антропологической модели современника в условиях информатизации. Информационное общество ведет к формированию не просто новой индивидуальности, но и к зарождению нового типа личности, который становится одной из главных объектов социально-онтологического изучения в современных процессах.

Abstract. The article is devoted to the problems of forming anthropological model of the contemporary in terms of informatization. The information-oriented society leads not only to forming a new individuality but also to the origin of a new type of personality which becomes one of the main objects of social and ontological research in modern processes.

Ключевые слова: личность, модель, антропология, информационное общество, информатизация.

Keywords: personality, model, anthropology, information-oriented society, informatization.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью теоретического осмысления феномена личности в условиях информатизации общества, незавершенностью процесса концептуализации понятия «общество», необходимостью социальнофилософского анализа конкретно-научных данных о последствиях внедрения информационных технологий в современном обществе в контексте формирования личностных качеств человека.

Материал и методика исследований. Для изучения проблемы применялись методы исторического, логического, системного анализа и деконструкции.

Результаты исследований и их обсуждение. Наблюдается рост влияния информации на различные сферы деятельности личности, в результате чего происходит процесс расширения и рост настроений общества. Изучение особенностей трансформации мировоззренческих ориентиров личности является ключевым вопросом при разработке и планировании конкретных путей развития и формирования как отдельных организаций и структур, так и социальных институтов.

Здесь важно исследовать, как информационные процессы влияют на формирование идентичности личности в ходе ее становления на данном этапе развития социума. Поэтому особо значимым представляется исследование особенностей типа личности в информационном обществе, которое ведет не только к формированию новой индивидуальности, но и к зарождению нового вида личности. Важно пронаблюдать, как те или иные черты и ценностные ориентиры личности координируются и коррелируются с определенными процессами информатизации. При исследовании современных процессов формирования информационного общества перед нами отчетливо выступают контуры искомого - антропологической модели нового типа. В этой связи стоит задача определения предмета, описания его пределов, ключевых характеристик, то есть не что иное как характеризация нормативно-ценностной антропологической модели, рассматриваемой в проекции взаимодействия «человек - информационное общество».

Разумеется, сегодня эта модель носит достаточно поверхностный характер: она только перечисляет основные характеристики, описывает их как некий разрозненный набор. Критически необходимо осуществить следующий шаг - надо увидеть и понять взаимосвязи, взаимоотношения компонентов. Чтобы обозначить единство личности, которой принадлежат описанные характеристики, надо раскрыть весь комплекс отношений между этими качествами - их различия, взаимодействие, почему и когда человек выбирает те или другие из них, какие факторы, обстоятельства дают перевес тем или другим. Таким образом, станет ясна типология, фактура антропологической модели - и лишь тогда наша первичная опись, инвентаризация приблизятся к подлинной антропологической модели.

Мы наблюдаем углубляющийся антропологический сдвиг, который захватывает все - соматику, перцепции, интеллект; и ясно также, что вектор этого сдвига может иметь всего единственное направление - формирование новой антропологической модели. Таким образом, новая антропология действительно является насущной задачей и потребностью времени. Процесс развития темы о человеке имеет долгую историю. Современный пересмотр в антропологии заявляет себя смелым и радикальным, говорит об «антропологическом повороте».

Предлагаемая нами антропологическая модель человека строится как комплекс компетенций. Мы обращаемся к понятию компетенции, которая определяется как способность применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной широкой области исходя из того, что подчеркивает активную социальную позицию.

Антропологическая модель человека включает в себя следующие ключевые, по-нашему мнению, компетенции: личностную, экологическую, информационную, космополитическую.

Личностная компетенция формируется через актуализацию потенциалов личности по отношению к собственному здоровью и различным аспектам социального функционирования. Это достигается путем активного формирования «внутренней картины» здоровья, обучения сознательному контролю собственных мыслей и переживаний, формирования личностной активности в отношении мыслей и чувств, переживаемых в стрессирующих ситуациях, и путем обретения навыка саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний. Психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие определенного ряда достоинств в структуре личности [1].

Итак, новые «позитивные» концепции психического здоровья предусматривают тенденции к развитию, самореализации, самоосуществлению человека, сознательной способности руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой и другими, будущими поколениями, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих.

Стремление к формированию в себе приведенных выше качеств способствует развитию личности, накоплению духовного потенциала человека, что в результате формирует личностную компетенцию - тот образ человека будущего, который хотелось бы достичь и нам в нашей действительности.

Приступая к характеристике экологической компетенции, необходимо отметить, что в начале третьего тысячелетия человечество ищет достойный ответ на «экологический вызов» современности, заявивший о себе со второй половины ХХ века. Сегодня необходимость решения экологических проблем ставит перед современным человеком двуединую задачу: 1) гармонизация взаимоотношений с окружающей средой и 2) формирование нового человека.

Личная судьба, а также и судьба всего мира, будет зависеть от того, каким этот человек будет, какова будет система его нравственных ценностей.

Сегодня научным сообществом предлагается новое название человека будущего, носителя экокультуры и хранителя природы - «ЧЕЛОВЕК ЭКОЛОГИЧНЫЙ» (Homo ecologus), поскольку именно он сочетает в себе интересы природы, общества и человека [2, 328]. Использование этого понятия не означает отказ от прежних («человек разумный», «человек играющий» и др.), а наполняет их новым экогуманистическим содержанием, которое соответствует новой антропологической модели.

Итак, сущность стратегии современного социально-экологического развития направлена на развитие «человеческих качеств» человека, и необходимо разработать механизм духовно-нравственного обновления общества и человека третьего тысячелетия.

Таким образом, экологическая компетенция - неотъемлемая часть общей культуры, включающей систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества или человека с окружающей природной средой, формируемая в общественном или индивидуальном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений, - способствует здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности каждого человека. Формирование экологической компетенции - это не только экологизация культуры, но прежде всего ее нравственное обогащение.

Рассматривая информационную компетентность, мы входим не только в мир компьютеров и электроники, роботов и информатики, но и в мир развития в человеке его разума и гуманности, что влечет за собой далеко идущие последствия.

Внедрение в культуру компьютерной техники открывает широкий простор для технизации интеллектуальной деятельности человека и в то же время порождает множество проблем.

Говоря о космополитической компетенции, начнем свое рассуждение с традиционного общества, поскольку оно, являясь концентрированным результатом деятельности поколений единого этноса, формировало в каждом своем члене материализованную историческую информацию. Каждый представитель этого общества тем самым становился слепком своего локуса, места бытия, которое из поколения в поколение совершенствует-

ся этносом. В памяти народа формирование локуса фиксируется как стадия его собственной эволюции. Единство истории в данном случае представляется естественным следствием того, что это - история одного локуса и одного субъекта истории. История - это объективная реальность жизни: она всегда сопровождает члена локуса.

Несомненно, что воздействие информационного поля объективно не зависит от субъективных целей и национальных границ. Сегодня люди узнают друг друга и определяют свое тождество по типу информационного поля, в котором они находятся; имеет место огромная масса противоречий между внешней принадлежностью к определенному этносу и государству и внутренней солидарностью с культурными стандартами, не совпадающими с национальной традицией. В этой связи наблюдаются тенденции превращения отдельных информационных полей, связанных с конкретными локусами, в информационную Галактику. Эта новая формирующаяся реальность и определяет необходимость осмысления новых форм международного взаимодействия, их влияния на национальные культурные традиции и духовные ориентации. В этой связи мы считаем естественным обращение к такому феномену, как космополитизм (от др.-греч. КоацолюМтп^ - космополит, гражданин мира) - мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности в свой основной приоритет [3].

Космополитизм представляет собой теорию расширения идеи Отечества на весь мир, идеологию так называемого мирового гражданства. Несмотря на то, что в современных условиях эта теория выступает в виде различных социально-политических ориентаций от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям, мы не должны отворачиваться от очевидных тенденций развития общества.

Современная трактовка понятия «космополитизм» исходит из того, что это идеология, суть которой заключается в том, что все человечество принадлежит к единому моральному сообществу. Это направление идет вразрез с идеологией патриотизма и национализма. Космополитизм сегодня не пугает созданием своего рода мирового правительства, но ссылается на более внутренние моральные, экономические и/или политические отношения между нациями или людьми различных наций.

Резюме. Выделена и охарактеризована диалектика взаимоотношения личности и информационного общества, подробно описаны трансформационные тенденции, влияющие на формирование личности в условиях информатизации социального пространства. Следовательно, новая антропология действительно является насущной задачей и потребностью времени. Предлагаемая антропологическая модель человека строится как комплекс компетенций, а именно личностная, экологическая, информационная и космополитическая компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья / В. А. Ананьев. - СПб. : БПА, 1998. - 148 с.

2. Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях / под ред. О. А. Базалука. - Киев : Кондор, 2011. - Т. 1. - 328 с.

2. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М. : Политиздат, 1981. - 445 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.