Научная статья на тему 'Потенциал информационной культуры как средства развития высокотехнологической информационной образовательной среды'

Потенциал информационной культуры как средства развития высокотехнологической информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INFORMATION PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суздалова Марина Анатольевна, Квашнина Дарья Александровна

В статье раскрывается сущность информатизации и гуманизации образовательного процесса с учетом принципов личностного ориентирования. Сегодня информация и знания начинают превалировать над не менее важными категориями материей и энергией, а построение и развитие информационного общества становится приоритетной задачей всего человечества. В эпоху информационного общества кардинально меняются взгляды и отношение человека к образованию. Не так давно человек получал образование на всю жизнь, а сейчас его необходимо получать на протяжении всей жизни. Авторы полагают, что в подобных условиях инновационная парадигма образования обретает новые черты: образование ориентируется на развивающуюся личность, претерпевает процесс информатизации и гуманизации, становится культуроориентированным, приобретает более деятельностный характер, становится вариативным и многоукладным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information culture potential as the mean of development of high-tech information educational environment

The article reveals the essence of informatization and humanization of the educational process taking into account the principles of student orientation. Today, information and knowledge to prevail over an equally important category of matter and energy and the construction and development of the information society is becoming a priority of all mankind. In the information age dramatically changing the perceptions and attitudes of the person to education. Not so long ago people were educated for life, and now it must be obtained throughout life. The authors believe that in such circumstances, the innovative paradigm of education acquires new features: education focuses on developing the person, undergoing the process of informatization and humanization, become the culture-oriented, acquires a more active character, becomes a variable and mixed.

Текст научной работы на тему «Потенциал информационной культуры как средства развития высокотехнологической информационной образовательной среды»

УДК 101:378

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Суздалова Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института Томского политехнического университета.

Россия, 652057, г. Юрга, ул. Ленинградская, 26. E-mail: marinasuzdalova@rambler.ru © Квашнина Дарья Александровна, соискатель кафедры истории и философии Национального исследовательского Томского политехнического университета, преподаватель Юргинского техникума машиностроения и информационных технологий. Россия, 652050, г. Юрга, ул. Ленинградская, 10. E-mail: darya-blond@mail.ru

В статье раскрывается сущность информатизации и гуманизации образовательного процесса с учетом принципов личностного ориентирования. Сегодня информация и знания начинают превалировать над не менее важными категориями - материей и энергией, а построение и развитие информационного общества становится приоритетной задачей всего человечества. В эпоху информационного общества кардинально меняются взгляды и отношение человека к образованию. Не так давно человек получал образование на всю жизнь, а сейчас его необходимо получать на протяжении всей жизни. Авторы полагают, что в подобных условиях инновационная парадигма образования обретает новые черты: образование ориентируется на развивающуюся личность, претерпевает процесс информатизации и гуманизации, становится культуроориентированным, приобретает более деятельностный характер, становится вариативным и многоукладным. Ключевые слова: образование, личность, информационное общество, информационная культура, информация, информационный процесс, образовательная среда, информационная компетентность.

THE INFORMATION CULTURE POTENTIAL AS THE MEAN OF DEVELOPMENT OF HIGH-TECH INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Suzdalova Marina A., PhD in Pedagogy, A/Professor, Department of economics and automated control systems, Yurga Technological Institute of Tomsk Polytechnic University. 26 Leningradskaya St., Yurga, 652057 Russia. E-mail: marinasuzdalova@rambler.ru Kvashnina Darya A., Applicant, Department of history and philosophy, National Research Tomsk Polytechnic University, Teacher, Yurga Technical School of Engineering and Information Technologies. 10 Leningradskaya St., Yurga, 652050 Russia. E-mail: darya-blond@mail.ru

The article reveals the essence of informatization and humanization of the educational process taking into account the principles of student orientation. Today, information and knowledge to prevail over an equally important category of matter and energy and the construction and development of the information society is becoming a priority of all mankind. In the information age dramatically changing the perceptions and attitudes of the person to education. Not so long ago people were educated for life, and now it must be obtained throughout life. The authors believe that in such circumstances, the innovative paradigm of education acquires new features: education focuses on developing the person, undergoing the process of informatization and humanization, become the culture-oriented, acquires a more active character, becomes a variable and mixed.

Keywords: education, personality, information society, information culture, information, information process, educational environment, information competence.

XXI век - эра информатизации, характеризующаяся утверждением культа знаний. В настоящее время любую техническую, экономическую или социальную задачу нельзя решить без переработки больших объемов информации. Именно поэтому информационная культура стала неразрывной частью не только социума в целом, но и личности, а также основополагающим условием развития профессионализма и самореализации общества и отдельно взятого человека.

Информационная культура - систематизированный комплекс умений, знаний и навыков, удовлетворяющих информационные потребности, которые возникают в ходе различных видов деятельности: учебной, научно-познавательной, профессиональной и т.д. Таким образом, умения человека ясно формулировать свою потребность в информации, владеть эффективными способами поиска информации с помощью различных ресурсов, обрабатывать ее, способствовать развитию информационного

М. А. Суздалова, Д. А. Квашнина. Потенциал информационной культуры как средства развития высокотехнологической информационной образовательной среды

общения и компьютерной грамотности можно считать критериями уровня развития информационной культуры человека.

В информационной культуре проявляется творческий характер человеческого разума. С. И. Гессен считает, что задача образования заключается в приобщении каждого человека к культурным ценностям нравственности, науки, хозяйства, права, искусства, превращении природного человека в культурного [1]. Формируя культуру, человек создает особый мир символов, который, с одной стороны, отображает окружающую действительность, с другой - выходит за ее рамки. Так, например, речь - исключительно человеческое изобретение, принадлежащее миру символов. Информационная культура отражает уровень совершенства, которого достиг человек или общество во всевозможных способах и методах работы с информацией: передача, получение, хранение, кодирование и различного типа переработка, практическое использование, создание качественно новой информации.

Информационная культура личности сочетает в себе всю глубину информационного мировоззрения в совокупности с системой знаний и умений, которые обеспечивают человеку возможность целенаправленной самостоятельной деятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных информационных потребностей при помощи как традиционных, так и новейших информационных технологий [5]. Анализ информационных процессов в современном обществе показывает, что существует прямая связь между развитием социальных процессов в обществе и состоянием информационной культуры, поскольку в информационном обществе информационная культура личности - важнейший фактор не только социальной защищенности, но и успешной деятельности человека в целом. Вполне закономерно возникает вопрос о поиске и создании подходящего комплекса философских и педагогических концепций, которые станут фундаментом интеллектуальной основы системы современного образования [2].

Высокотехнологическая информационная образовательная среда существенно расширяет возможности образовательного процесса, погружая обучающегося в профессиональную сферу и меняя характер организации учебно-воспитательного процесса, что позволяет моделировать и имитировать реальные ситуации, способствует развитию ценностных смыслов будущей профессиональной деятельности. Однако уровень эффективности функционирования этой среды напрямую зависит от уровня информационной культуры участников образовательного процесса. В связи с этим возникает вопрос о стандартизации требований к информационной культуре как преподавателей, так и студентов, и определении их компетентности в этой сфере. Информационная компетентность в данном контексте представляет собой совокупность знаний и умений в области информационных технологий, включающую в себя способность работать с информацией, принимать решения, имеющие принципиальное значение в изменяющихся условиях с использованием современных технологических средств.

Таким образом, на наш взгляд, добиться максимальной эффективности обучения с учетом динамики развития информатизации современного общества и требований ко всем будущим специалистам, которых готовят образовательные учреждения высшего профессионального уровня образования, можно, внеся в систему образования следующие принципы [3; 4]:

• Принцип непрерывности. Ориентирует на создание оптимальных условий единства в воспитательно-образовательном процессе общего среднего и профессионального (начального, среднего, высшего) образования в сочетании с социальными, личностными и общекультурными потребностями обучающихся;

• Принцип интеграции. Предусматривает объединение усилий субъектов воспитательно-образовательного процесса в определении цели профессионального самоопределения личности;

• Принцип дифференциации и индивидуализации. Предполагает организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов обучающихся, состояния их здоровья, что позволяет, впоследствии, интенсифицировать процесс адаптации молодежи к рынку труда;

• Принцип гибкости. Позволяет развивать индивидуальные способности, мотивы, ценностные ориентации личности за счет включения в воспитательно-образовательный процесс профессиональных курсов, блоков, индивидуальных программ, оказания консультативной помощи;

• Принцип сферности. Означает переход от отраслевого решения проблем адаптации учащейся молодежи к межведомственному рынку труда, который предполагает объединение усилий социального, экономического, культурного и профессионального комплексов;

• Принцип открытости. Дает возможность субъектам воспитательно-образовательного процесса осуществлять подготовку не только к конкретному виду профессиональной деятельности, но и

предоставлять обучающимся больше свободы, самостоятельности и ответственности, не ограничивая право выбирать индивидуальные программы и проекты профессионального образования и развития как в образовательном учреждении, так и в другом социально-образовательном пространстве (на конкретном рабочем месте, в социуме и др.);

• Принцип гуманизма и демократизма. Учитывает индивидуальные и типологические особенности личности и ее активности с целью дифференциации и индивидуализации педагогического управления им;

• Принцип целостности, взаимосвязи и преемственности. Предполагает адаптацию обучающихся к рынку труда на всех этапах непрерывного образования в интегративном единстве с процессами профессионального обучения и воспитания с позиций индивидуально-личностного, социально-психологического, профессионального подходов, через использование педагогических технологий, предусматривающих также использование активных практико-ориентированных методов и форм обучения;

• Принцип обновления содержания системы образования. Означает осуществление целенаправленного системного формирования опыта профессиональной творческой деятельности, мотива-ционно-ценностного отношения к профессии.

Мы полагаем, что в результате применения данных принципов образовательный процесс будет обладать широким спектром инструментов, методов и подходов к подготовке специалиста более высокого уровня, отличающегося более высокой конкурентоспособностью, ориентированного в большей степени на развитие и совершенствование заложенных природой склонностей. Именно в этом и заключается цель образования как процесса, ведь сегодня общество ждет от образовательных учреждений специалистов-интеллектуалов, способных решать не только сложные теоретические, но и практические задачи. Это необходимо для возможности поддержания темпа индустриализации, информатизации, культуризации общества, что невозможно без определенной адаптации, которую в свою очередь должно обеспечить современное профессиональное образование.

Литература

1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / под ред. П. В. Алексеева - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

2. Розов Н. С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1995. - 24 с.

3. Суздалова М. А. Адаптация обучающихся учреждений профессионального образования к рынку труда: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2013. - 25 с.

4. Суздалова М. А., Кучерявенко С. В. Теоретические основы педагогического сопровождения адаптации учащихся учреждений профессионального образования к рынку труда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. -№8(14). - Ч.2. - С.143-146.

5. Шестаков В. Н. Информатизация образования, ее мера и границы: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2006. - 24 с.

References

1. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Moscow: Shkola-Press, 1995. 448 p.

2. Rozov N. S. Tsennostnoe obosnovanie gumanitarnogo obrazovaniya v sovremennom mire: avtoref. dis. ... dra filos. nauk Valuable Grounding of Liberal Education in the Modern World. Author's abstract of Dr. philos. sci. diss.] Moscow, 1995. 24 p.

3. Suzdalova M. A. Adaptatsiya obuchayushchikhsya uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya k rynku tru-da: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Students of Vocational Education Institutions Adaptation to the Labor Market. Author's abstract. Cand. pedagogical sci. diss.]. Kemerovo, 2013. 25 p.

4. Suzdalova M. A., Kucheryavenko S. V. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo soprovozhdeniya adapta-tsii uchashchikhsya uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya k rynku truda [Theoretical Bases of Pedagogical Support of Vocational Education Institutions Students' Adaptation to the Labor Market]. Istoricheskie, filosofskie, po-liticheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, Philosophical, Political Science and Law, Culture and History of Arts. Theory and practice. 2011. No. 8(14). Part 2. Pp. 143-146.

5. Shestakov V. N. Informatizatsiya obrazovaniya, ee mera i granitsy: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Informatization of Education, its Measure and Limits. Author's abstract. Cand. philos. sci. diss.]. Krasnoyarsk, 2006. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.