- Сельскохозяйственные науки -
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С.А. Грязнов, канд. пед. наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России (Россия, г. Самара)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-1-196-198
Аннотация. Технологии - это больше, чем абстрактное понятие, связанное с передовыми инструментами и системами, используемыми для удобства и автоматизации сложных задач. Технологии также определяет то, как люди ведут себя, развиваются и строят отношениях с другими. Персональный компьютер и другая электроника и раньше влияли на человеческое взаимодействие, однако это влияние усилило появление мобильных устройств, которые внесли революционные изменения в человеческое взаимодействие. В данной статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты влияния технологий на межличностное взаимодействие.
Ключевые слова: цифровые технологии, коммуникация, межличностное общение, виртуальное расстояние между людьми, живое и виртуальное общение.
Компьютерные системы и сеть Интернет изменили человеческое взаимодействие, пожалуй, самым критическим образом по сравнению с некомпьютерными технологическими системами или ранними компьютерными системами. Сегодня наблюдаются кардинальные изменения в том, как люди общаются друг с другом - в основном, посредством умных приложений, через сеть Интернет/WiFi, что имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Звонки по Skype, Viber и WhatsApp дают надежные возможности для глобального общения. Социальные сети, форумы и интерактивные Web 2.0 инструменты позволяют людям всего мира общаться, встречаться, учиться и расти вместе с помощью цифровой среды. Сложные задачи сегодня выполняются не только быстрее, но и более эффективно. Для тех, кто ведет активный образ жизни - «время - деньги», поэтому экономия времени и повышение эффективности задач посредством цифровых технологий имеют решающее значение [1].
Однако не все эффекты цифровых технологий являются положительными. В то время как технологии помогли преодолеть глобальный разрыв, объединив людей в разных географических точках через цифровой мир, те, кто физически находится
близко друг к другу, мысленно отдалились из-за неспособности отделить себя от своих мобильных устройств - это состояние называется «виртуальным расстоянием». Виртуальное расстояние - явление, при котором люди физически находятся вместе, но отделены друг от друга из-за того, что полностью поглощены своим технологическим устройством, таким как ноутбук или смартфон/планшет (мобильное устройство). Это означает, что личное взаимодействие, а также все виды других человеческих взаимодействий отходят на задний план.
Кроме того, люди чаще встречаются с друзьями или проводят деловые встречи с помощью приложений, не выходя из дома. Обратной стороной этого удобства является возможная распространенность антиобщественного поведения и отсутствие развития социальных навыков, когда вместо того, чтобы встречаться с людьми во внешнем мире, некоторые люди предпочитают общаться только с помощью текстовых сообщений через мессенджеры. Технологии изменили основное принцип человеческого взаимодействия, создав разрыв между людьми. В эпоху, когда роботы и ИИ постепенно заменяют людей на рабочем месте, взаимодействие между людьми и машинами будет только усиливаться.
- Психологические науки -
В то время как телефоны, например, существуют уже много десятилетий, приложения для обмена сообщениями и мобильные устройства позволили людям внедрить совершенно новые поведенческие механизмы, которые обеспечивают большее удобство и упорядоченное выполнение задач, при этом компромиссом является сокращение взаимодействия между самими людьми. Например, эмигранты в зарубежных странах нередко откладывают изучение местного языка и используют Google Translate и другое программное обеспечение для общения, что часто приводит к недопониманию и созданию цифровой «стены» между двумя сторонами.
Явление виртуального расстояния затрагивает каждого человека, использующего мобильные технологии, но особенно разрушительным оно является для растущего поколения. Дети учатся, наблюдая и взаимодействуя со своими родителями и сверстниками, их когнитивное и психологическое развитие может быть затруднено, а определенные социальные навыки потеряны или отсрочены, если они чрезмерно подвержены влиянию технологий. Кроме того, отмечается, что бесконтрольное использование технологий может привести к снижению эмпатии у некоторых молодых людей, которые настолько оторваны от реальной жизни, что не желают участвовать в помогающем поведении [2].
Виртуальное расстояние создало разрыв между множеством типов человеческих взаимодействий:
- семья. Пары (или дети и родители) проводят все меньше времени, разговаривая друг с другом, отдавая предпочтение своими мобильным устройствам;
- учеба. Появление планшетов, приложений и компьютерных устройств привело к тому, что в учебных классах стали использовать мобильные устройства и интернет-шлюзы для выполнения заданий;
- работа. Современное развитие технологий, которые призваны автоматизировать задачи и заменить некоторые нетехнологические системы, способствует уменьшению взаимодействия персонала. Это становится большой проблемой для
удаленной работы и работы «цифровых кочевников», что может привести к отсутствию энтузиазма в работе и/или отсутствию приверженности проектам, а также недопониманию между членами команды.
В наши дни многие люди проводят время в цифровом мире больше, чем в реальном. Это привело к множеству поверхностных отношений и значительному сокращению близости, что напрямую влияет на то, как люди действуют, - на их ценности и ожидания, а также на то, как они думают о других. Так, дополненная или даже полная замена личного общения общением с помощью технологий влияет как на количество невербальных сигналов, так и на их типы, которые люди используют для декодирования коммуникативного смысла.
Например, текстовые сообщения могут не предоставлять доступ к важным голосовым сигналам (например, высоте, тону, интонациям), но могут иметь четкие сигналы времени и интервала. Напротив, технологии видеоконференцсвязи могут обеспечивать доступ к голосовым сигналам, но могут ограничивать возможность смотреть друг другу в глаза или воспринимать движения тела и жесты. Если люди в большей степени полагаются на взаимодействие, опосредованное технологиями, а не на общение лицом к лицу в качестве основного средства общения, вполне вероятно, что это повлияет на навыки невербального декодирования, которые люди обычно используют в общении лицом к лицу (например, ухудшилось или усилилось).
Таким образом, чрезмерное общение с помощью технологий может привести к меньшему количеству личных взаимодействий и, следовательно, к меньшей практике декодирования невербальной информации в целом, а также определенных каналов-сигналов (например, голосового тона), которые уменьшены или отсутствуют на многих технологических платформах).
Однако не все так однозначно, использование технологий может также улучшить навыки невербального декодирования. Все дело в том, «как» человек проводит свое время, используя технологические платформы. Те, кто использует тех-
Сельскохозяйственные науки -
нологии, чтобы практиковаться в вынесении суждений о других, могут извлечь пользу из времени, проведенного в сети Интернет, и приобрести навыки, которые улучшат их последующее взаимодействие лицом к лицу. С другой стороны, те, кто предпочитает проводить время в сети Интернет, создавая и публикуя собственный контент, вместо того, чтобы взаимодействовать с контентом других, ухудшают навыки личного взаимодействия - в этих случаях технология может оказать неблагоприятное воздействие на способность человека к невербальному декодированию при личном общении [3].
Следовательно, опасения преобладания негативного влияния технологий на коммуникативные навыки человека могут не
оправдаться, если технологии используются более пассивным, наблюдательным образом, а не активным, сосредоточенным на себе. В связи с растущим разнообразием коммуникационных платформ, опосредованных технологиями, исследователям следует учитывать различные функции, которые эти платформы предоставляют пользователям.
Технологическая революция меняет способы социальных взаимодействий людей. Более глубокое понимание этой сложности может привести к разработке вмешательств, которые улучшат, а не помешают нашим коммуникативным навыкам с растущим присутствием и преимуществами технологий в повседневной жизни.
Библиографический список
1. Махаматов В.Р., Бойсунов Б.П.У. Влияние информационных технологий на жизнь человека // Science and Education. - 2021. - №5.
2. Измагурова В.Л. Влияние информационных технологий на развитие личности: вопросы и перспективы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mpei.m/Life/psycholog/Lists/Psy/NewsDispForm.aspx?ID=23&RootFolder=0/o2FLife0/o2 Fpsycholog%2FLists%2FPsy&Source=http%3A%2F%2Fmpei%2Em%3A20120/o2FLife0/o2Fps ycholog%2FPages%2Farticles%2Easpx (дата обращения: 18.04.2022)
3. Molly A. Reuben, Morgan D. Stosic, Jessica Correale Do technologies improve or hinder interpersonal communication? Structure and preliminary results for studying the relationship between the use of technology and nonverbal decoding skills. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.611670/full (дата обращения: 18.04.2022)
THE IMPACT OF TECHNOLOGY ON INTERPERSONAL INTERACTION
S.A. Gryaznov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Russia, Samara)
Abstract. Technology is more than an abstract concept associated with advanced tools and systems used for convenience and automation of complex tasks. Technology also determines how people behave, develop and build relationships with others. The personal computer and other electronics have influenced human interaction before, but this influence has been reinforced by the emergence of mobile devices that have revolutionized human interaction. This article discusses the positive and negative aspects of the impact of technology on interpersonal interaction.
Keywords: digital technologies, communication, interpersonal communication, virtual distance between people, live and virtual communication.