психология
Вестник Омского университета, 2005. № 3. С. 82-84. VJTK 159 922 2
© К.А. Мухамбетова, Д.Д. Кунантаева, 2005
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА ЛИЧНОСТЬ: ИНТЕРНЕТ-АДДИКИЯ
К.А. Мухамбетова, Д.Д. Кунантаева
Евразийский национальный университет им. JI.H. Гумилева, кафедра психологии 4-13000, Астана, ул. Мунайтпасова, 5
Получена 21 апреля 2005 г.
In this article is considered problem of internets depend and its influence. Oh psychological human development.
Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию совершенно особой сферы жизнедеятельности человека. Под воздействием информационных технологий меняется структура общества, поскольку стираются национальные границы, а Интернет порождает новую - виртуальную - среду обитания. Ведущей особенностью современных информационных технологий выступает их интерактивный характер. Виртуальная коммуникационная среда как неотъемлемый элемент информационной культуры отличается анонимностью контактов, дистантностью и отсутствием «маркеров телесности». Как очень точно определяют Е.П.Белинская и O.A. Тихомандрицкая, «новые информационные технологии поставили человека в позицию эксперимента над собой: в порожденном им мире искусственного человек стал играть со своей новой природой, не умея предвидеть возможные социальные следствия этой игры» [1].
Помимо этого, компьютер как посредник между человеком и информационной средой может формировать чувство сопричастности, принадлежности к группе, которая объединена в Сети общими интересами. Эта группа не имеет четкой локализации, ее члены могут быть разбросаны по всему миру и общаться только посредством Интернета. Так, 80 % пользователей Интернета заявляют о том, что, путешествуя по Сети, испытывают ни с чем не сравнимое чувство интеллектуальной свободы. Эта категория людей причисляет себя к космополитам, которым совсем не обязательно физически перемещаться в пространстве, чтобы ощутить себя гражданами мира.
Но все это чревато возникновением проблем. Субъективно для человека существует известный разрыв между реальным социальным ми-
ром и виртуальным информационным бытием. Первый - социальный - мир достаточно жестко структурирован, изначально задает человеку рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект. Второй - информационный - принципиально безграничен. Но подобная виртуальная свобода требует постоянной подпитки и вообще обладает свойством формировать психологическую зависимость, схожую с наркотической. Пользователь, который проводит по несколько часов в день в Сети, лишившись возможности доступа к компьютеру и конкретной информации, подобен наркоману в состоянии «ломки»: он беспокоен, суетлив, возбужден, рассеян. В XX в. появился даже качественно новый психологический феномен - зависимость от Интернета как результат взаимодействия развития информационных технологий и их освоения обычными пользователями компьютеров. По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются от 2-6 до 10% пользователей ПК.
Так, исследования М.Г. Абрамова показали, что виртуальная коммуникация способна провоцировать развитие негативных эмоциональных состояний, от чувства тревожности до эмоционального отчуждения и латентной десоциализа-ции. Наиболее уязвимы подростки, которые часто разрываются между желанием обособиться от родителей и стремлением задержаться в детстве
И-
Жизнь в виртуальной реальности обычно сопровождается пренебрежением ценностями реального мира, развивается особая форма инфантилизма, когда прекрасная осведомленность обо всем, что имеет отношение к информационным сетям, сопряжена с практической беспомощностью в социальном мире норм и отношений, учи-
Влияние информационных технологий на личность.
83
тывая то, что статус полноправного члена информационного компьютерного сообщества не сопровождается изменением актуальной социальной позиции [2, с. 133-134].
Впервые термин «Интернет-зависимость» был предложен И. Голдбергом в 1995 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Ученый характеризует Интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности» (Цит. по: [3]).
В самом общем виде Интернет-аддикция (Internet addiction) определяется как нехимическая зависимость от пользования Интернетом, не приводящая к разрушению организма. На поведенческом уровне Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной жизни», проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Одно из определений Интернет-зависимости подчеркивает «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line» [4].
Сегодня возрастает число научных исследований, которые изучают личностные особенности Интернет-адциктов, дают описание данного явления с точки зрения различных психологических направлений и школ, рассматривают связь этого вида зависимости с другими, как нехимическими, так и химическими видами, а также возможные ее последствия.
В частности, изучение особенностей Интернет-коммуникации позволило сделать вывод о компенсаторном характере этого общения, а также о том, что интенсивное Интернет-общение может привести к возникновению Интернет-адцикции. Несмотря на негативное восприятие данного феномена, можно выделить и позитивные аспекты общения посредством Интернета:
- преодоление коммуникативного дефицита;
- расширение круга общения;
- повышение информированности в обсуждаемых вопросах;
- обмен ситуативными эмоциональными настроениями [5].
Очевидно, что Интернет важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) лишена насыщенных межличностных контактов, в этом случае он используется как альтернатива непосредственному (реальному) окружению. В целом можно сказать, что большая часть Интернет-зависимых «висит» на общении ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Сети у этой группы людей. Как отме-
чает Ш. Теркл, «компьютеры создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы» (Цит. по: [6]).
Физическое отсутствие участников в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, так же как можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому «в Интернете легче вести серьезный разговор»; «в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься»; «в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению»; «в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше» (приведены цитаты из бесед с пользователями Интернета - подростками) .
Как уже отмечалось, Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже известных и изученных адцикций: пренебрежение важными вещами в жизни; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми; скрытность или раздражительность, когда люди критикуют подобное поведение; чувство вины или беспокойства относительно пагубной зависимости; безуспешные попытки справиться с ней.
Однако возникновение зависимости от Интернета не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками и патологическими игроками. Если для формирования традиционных видов адцикции требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. Так, американский клинический психолог Кимберли Янг провела опрос адциктов и выяснила, что 25 % из них приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - через год
[7].
Кимберли Янг приводит 4 основных симптома Интернет-зависимости:
- навязчивое желание проверить электронную почту (e-mail);
- постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
- жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
- жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [7].
В наиболее расширенном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам;
84
К.А. Мухамбетова, Д.Д. Кунантаева
страсть к навигации по Сети; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. Но все-таки наиболее значительный объем исследовательской и консультативной работы в этой области выполнен на основе анализа зависимости от общения, опосредствованного Интернетом.
Интернет оказывает большое влияние на людей, что возлагает ответственность на тех, кто организует Сеть, наполняет ее информацией. Информация всегда несет некий воспитательный эффект. Можно говорить о выработке этических принципов, на которых строится Сеть. Такие этические принципы могут поддерживаться определенными общественными организациями, всевозможными сетевыми движениями, которые устанавливают нормы поведения организаторов Сети для того, чтобы не злоупотреблять теми или иными возрастными особенностями, открытостью людей для этой информации.
Развитие Интернета характеризуется тем, что любые упоминания о его государственном регулировании встречаются Интернет-общественностью крайне негативно. Существует даже мнение, что государство в принципе регулировать Сеть не может. Психологи приводят пример: в Европе процент людей, которые обращаются в тоталитарные секты, один и тот же. Это аналогично проценту психических заболеваний. В других странах проблема усугубляется тем, что культура породила тип зависимой личности. Это люди, которые склонны к тоталитарному подчинению. Поэтому активным сектам разворачивать свою деятельность проще (кстати, и с использованием средств Интернета). Как и отношение к сектам, восприятие Интернета нашими и западными пользователями тоже может различаться. Со временем в странах вскроются еще не изученные психологией и психиатрией особенности проблемы, к этому следует быть готовыми, оперативно на них реагировать - тактичным регулированием взаимоотношений в Сети, созданием специальной психологической службы.
[4] Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 32-40.
[5] Бурова В.А. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости. [WWWdocument] // URLhttp : //user.lvs.ru/vita/doclad
[6] Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. [WWW document]. URLhttp : //flogiston.ru/projects/articles
[7] Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 18.
[1] Белинская Е.П., Тихолшндрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 260.
[2] Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от homo farber к homo informaticus // Человек. 2000. № 4. С. 133-134.
[3] Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11-25.