Научная статья на тему 'Сетевая зависимость в молодежной среде'

Сетевая зависимость в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1904
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / СЕТЕВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Абрамович Ксения Николаевна

Стремительный рост количества и многообразия технических устройств влияет на многие стороны человеческой жизни, развитие детей в пространстве, наполненном различными техническими средствами, влияет на психологические особенности личности ребенка. Через несколько лет повзрослеет поколение, которое использует виртуальное пространство практически с рождения. Постоянное использование подростками социальных сетей влияет на особенности восприятия информации, межличностного общения. В данной статье рассматриваются теоретические основы изучения сетевой зависимости, приведены результаты эмпирического исследования по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network addiction among the youth

Development of the information technologies affect many aspects of the human life, the development of children in the space filled with a variety of the technical means, it affects the psychological characteristics of the individuality of the child. In the nearest time we see the growing up generation that uses the virtual space practically from the birth. The constant use of the social networking by the teens affects the features of perception of the information, including the interpersonal communication. This article discusses the theoretical basis of the study of the network dependance, the results of the empirical research on this topic have been presented.

Текст научной работы на тему «Сетевая зависимость в молодежной среде»

Психологические науки

УДК 159.9

СЕТЕВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Ксения Николаевна Абрамович, аспирант,

Байкальский государственный университет (ФГБОУ ВО «БГУ»), Иркутск

Аннотация

Стремительный рост количества и многообразия технических устройств влияет на многие стороны человеческой жизни, развитие детей в пространстве, наполненном различными техническими средствами, влияет на психологические особенности личности ребенка. Через несколько лет повзрослеет поколение, которое использует виртуальное пространство практически с рождения. Постоянное использование подростками социальных сетей влияет на особенности восприятия информации, межличностного общения. В данной статье рассматриваются теоретические основы изучения сетевой зависимости, приведены результаты эмпирического исследования по данной теме.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, социальная сеть, сетевая зависимость. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p205-209

NETWORK ADDICTION AMONG THE YOUTH

Kseniya Nikolaevna Abramovich, the postgraduate student, Baikal State University, Irkutsk

Annotation

Development of the information technologies affect many aspects of the human life, the development of children in the space filled with a variety of the technical means, it affects the psychological characteristics of the individuality of the child. In the nearest time we see the growing up generation that uses the virtual space practically from the birth. The constant use of the social networking by the teens affects the features of perception of the information, including the interpersonal communication. This article discusses the theoretical basis of the study of the network dependance, the results of the empirical research on this topic have been presented.

Keywords: computer addiction, social network, network addiction.

Параллельно с развитием научных исследований в сфере формирования особенностей личности, постоянно использующей компьютерные технологии, развиваются и технологии - и все большее число людей используют не только стационарный компьютер, но и другие, мобильные, устройства, для использования которых находят время практически постоянно. Компьютер как стационарное устройство предполагает использование его сессионно: то есть пользователю необходимо находиться за компьютером в течение времени непрерывно. Завершая сессию, пользователь отрывается от компьютера, переходит к другим занятиям. Подросток может проводить много времени за компьютером, но когда он выходит на улицу, компьютер он с собой взять чисто физически не может. А вот мобильные устройства позволяют их использовать постоянно, носить с собой, не требуют специального места для их использования. Многие люди делят ситуации реального и виртуального общения, находясь параллельно в каждой из них: поддерживая разговор с собеседником лично - в процессе реального общения, допускается параллельное общение в режиме «on-line». С появлением мобильных устройств зависимость от интернета приобрела мобильность - и может сопровождать человека повсюду. Резко молодел возраст пользователей мобильных устройств: в широком доступе телефоны появились около 15 лет назад, смартфоны - около 10. Еще десять лет назад мобильные устройства появлялись у молодежи с 15-16 лет, в настоящее время и в детском саду у детей есть собствен-

ный телефон, а воспользоваться телефоном старших может практически каждый ребенок с самого раннего возраста. Во многих семьях телефон становится средством отвлечения и успокоения ребенка. Современная молодежь и подростки все больше времени уделяют социальным сетям - специальным сайтам, созданным для общения, поддержания контактов. В настоящее время использование смартфонов и других мобильных устройств, привело к созданию приложений, позволяющих пользоваться теми или иными сайтами без услуг веб-браузера, что значительно упрощает возможность пользования социальной сетью. Практически у каждого человека в настоящее время есть один и более аккаунт в каких-либо социальных сетях. С появлением мобильных устройств, общение в социальных сетях стало практически непрерывным. Социальные сети используются уже не только в межличностном общении (поддержание имеющихся контактов, знакомств, общения), но и используются для развития бизнеса - продвижение товаров и услуг. Во многих организациях просмотр личного профиля человека в социальной сети - неотъемлемый элемент при подборе кандидатов на ту или иную вакантную должность. Возможность использовать личный профиль человека и информацию, которую он предоставляет о себе, позволяет эффективно использовать таргетированную рекламу, что делает социальные сети инструментом продвижения товаров и услуг.

В настоящее время компьютерную зависимость в большинстве источников рассматривают как игровую зависимость или гэмблинг.

Изначально гэмблинг определялся как зависимость от азартного поведения, игро-мания, подразумевая неодолимую тягу к азартным играм, казино, игровым автоматам. С развитием технологий в это понятие стали также включать компьютерные игры, а также интернет - зависимость. Как правило, описание интернет зависимости идет в разделах, связанных с гэмблингом, игроманией.

В литературе употребляется большое количество терминов, семантическое наполнение которых сходно, или же пересекается, или же с развитием технологий, термины стали более конкретными, что повлекло за собой устаревание некоторых, или конкретизацию других [2, 3].

Так, описывается виртуальная зависимость (как результат смещения цели в виртуальную реальность, когда обычная жизнь становится нежелательным, обременительным дополнением к виртуальной; в зависимости от целей ухода в виртуальную реальность выделяют виртуальные отношения, виртуальные взаимодействия с людьми, виртуальные действия), интернет-зависимость или интернет-аддикция (патологическое использование сети интернет), гейм-аддикция (зависимость от компьютерных игр), криминальное программирование (хакерство), компьютерная зависимость (патологическое использование компьютера), сетевая зависимость (зависимость от социальных сетей) [4].

Таким образом, понятие «сетевая зависимость» можно определить следующим образом: чрезмерное использование социальных сетей. Под социальной сетью понимается «on-line» сервис, веб-сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных отношений в интернете. В настоящее время существует множество платформ, наиболее известные такие как «Одноклассники», «ВКонтакте», «Фейсбук», «Ин-стаграм», «Перископ» и т.д.

Особенности информации, представленной в социальных сетях - короткие выдержки из текстов, цитаты, сжатая, тезисная информация - влияют на формирование мышления детей и подростков, которые постоянно используют социальные сети. Любая свободная минута (в транспорте, в очереди), любая пауза в разговоре, отвлеченность от предмета беседы используется подростками для просмотра новостей френдленты в социальной сети. Многие подростки используют мобильный телефон во время уроков/лекций. Необходимость сосредоточения на освоении большого объема информации, задействования волевых усилий для включения произвольного внимания, как правило, уступают возможности легкого и приятного времяпрепровождения в социальной сети. Большое ко-

личество тезисной, обрывочной информации формируют иллюзию знания и, так называемое «клиповое» мышление. Привязанность к социальным сетям «затачивает» мышление на восприятие определенного рода и качества информации: кратно изложенной, разнородной, поданной как единственно верная, с использованием визуального ряда. «Клиповое» мышление используется применительно к современным подросткам и молодежи, выросших в среде высоких технологий и характеризует их как обладающих высокой скоростью восприятия разнородной информации, отсутствием концентрации внимания на деталях, визуальностью, ассоциативностью, эмоциональностью.

Отметим, что в силу того, что современная молодежь читает книги урывками, в кратком изложении, просматривает новостные ленты, содержащие отрывочные, фрагментарные факты, события, т.е. получает информацию, не фокусируясь на идеях, не вникая в содержание, а лишь в отдельных образах, то термин «клиповое» мышление приобретает негативную эмоциональную окраску.

Ситуации виртуального общения влияют на способность верно воспринимать и оценивать эмоции. Понимание эмоций развивается в процессе постоянного межличностного общения. Уход в виртуальную реальность может вызвать страх перед реальным общением. Большинство пользователей социальных сетей считают, что написать сообщение в социальной сети легче, чем подойти и заговорить с этим же человеком или же позвонить ему по телефону.

Социальные сети влияют на личность не только в аспекте межличностного общения, умения понимать эмоции, но и в части формирования направленности личности. Обрывочность, фрагментарность и характер представленной в социальных сетях информации формирует потребительскую направленность личности. Легкость восприятия фрагментарной информации, ее подача в качестве абсолютной и правдивой, без подведения доказательств формирует у пользователей социальных сетей иллюзию знания. Постоянное восприятие фрагментарной информации, легкой для понимания, с отсутствием большого количества связного текста приводит к тому, что молодежь и подростки начинают плохо воспринимать большой объем информации, тем более текстовой, с трудом сосредотачиваются на каком-либо процессе длительное время, ухудшаются мотивацион-но-волевые навыки, механизмы произвольного внимания [1].

Цель исследования - выявить наличие сетевой зависимости в молодежной среде. Гипотеза исследования: молодежь, использующая смартфоны, имеющая аккаунты в социальных сетях, находится в группе риска сетевой зависимости.

Теоретико-методологические основы исследования: концепция социализации личности в обществе Интернет коммуникаций (Чистяков А.В.) [5]. Концепция Интернет зависимости (Кимберли-Янг).

Методы предварительного эмпирического исследования: наблюдение, опрос, тест интернет зависимости Кимберли-Янг, тест интернет зависимости Юрьевой А., Больбот Т. [6].

Выборочную совокупность составили люди в возрасте 17-50 лет, студенты очной и заочной форм обучения Байкальского государственного университета (17-20 лет - 40 человек, 21-25 лет - 31 человек, 25-30 лет - 5 человек, 30-50 лет - 2 человека). Направления подготовки «Предпринимательская деятельность» и «Управление малым бизнесом». Из 78 человек, принявших участие в исследовании, 66 - девушки.

Для сравнения результатов были проведено два эксперимента по методикам для исследования компьютерной зависимости: тест Кимберли-Янг и его адаптированная версия на русском языке - тест Юрьевой-Больбот.

По тесту Кимберли-Янг получены следующие результаты: стадия обычного пользователя интернета - 4%, стадия чрезмерного увлечения интернетом - 49%, стадия интернет-зависимости - 47%.

Результаты исследования по методике Юрьевой - Больбот: стадия нулевого риска - 28%, стадия увлечения - 55%, первая стадия зависимости - 17%.

По итогам опроса и наблюдения: 98% участников пользуются смартфонами, 2% используют телефон без доступа к интернету. 100% участников имеют аккаунты в социальных сетях: 90% в двух и более, 10% в одной социальной сети. Наблюдение проводилось в рамках учебных занятий на протяжении одного учебного семестра. 20% участников используют смартфон, в т. ч. интернет и социальные сети, в течение всей продолжительности учебных занятий, распределяя внимание между смартфоном и общим обсуждением во время семинарских или лекционных занятий.

50% используют смартфон периодически, прерываясь в процессе занятий, большую часть времени, уделяя основной деятельности. 25% участников не использую смартфон постоянно, но держат его на виду, используют в качестве часов, не используют мобильный интернет постоянно. 5% участников не использую смартфон/телефон во время занятий, не достают его из сумки.

В представленных данных видно, что результаты отличаются: по методике Ким-берли-Янг результаты в большей степени демонстрируют интернет-зависимость в выбранной группе участников исследования. В методике Юрьевой - Больбот 28% участников исследования показали уровень нулевого риска компьютерной зависимости, что в методике Кимберли-Янг соответствует уровню «Обычный пользователь интернета». С учетом того, что данные методики имеют один объект исследования и описывают одну и ту же характеристику у выбранной группы испытуемых, это различие, гипотетически, должно бы было быть меньше.

С учетом того, что исследование проводилось в выбранной группе испытуемых в один момент времени, данное различие в результатах не может быть обусловлено условиями проведения исследования. Возможно, данный результат обусловлен несовершенством методического материала, использования различной теоретической модели в данных методиках, хотя тест Юрьевой - Больбот является адаптацией на русский язык методики Кимберли - Янг. Тем не менее, выявлена корреляция между результатами этих двух методик ( р<0,01).

По результатам наблюдения участников можно распределить на три группы: группа с нулевым риском зависимости (30% - не использующие смартфоны, или же интернет на постоянной основе); группа с потенциальным риском зависимости (50% - те, участники, которые эпизодически используют мобильный интернет и социальные сети, не отвлекаясь в периоды основной деятельности, но используя интернет в свободное время): группа сетевой зависимости (20% - использующие мобильный интернет и социальные сети в ущерб основной деятельности).

По результатам исследования можно говорить о том, что с развитием современных технологий методика исследования компьютерной зависимости неактуальна, прозрачна, что позволяет испытуемым давать некорректные ответы, в настоящее время подавляющее большинство молодежи и подростов используют не компьютер - как стационарное устройство, а мобильный телефон (смартфон). А интернет используется не через браузер, а, в основном, с помощью приложений. Некоторые СММ-специалисты говорят о том, что, возможно, интернет-браузеры не будут востребованы в ближайшем будущем, а интернет будет использоваться в большей степени с помощью приложений. Приложения более удобны для использования в мобильных устройствах - они упрощают работу пользователя, экономят его усилия и время, интерфейс приложения скорректирован с учетом использования электронного ресурса с помощью мобильного телефона (смартфона).

Возникает необходимость проведения дальнейшего исследования по данной теме, для более глубокого, детального, расширенного рассмотрения вопроса о влиянии сетевых коммуникаций на экономическую направленность личности и процессы экономической социализации личности. В перспективе разработка психологических критериев сетевых

коммуникаций, экспликации психологических механизмов оптимального сочетания online и off-line коммуникаций. Разработка измерительного инструментария для исследования социальной зависимости личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткин, А.П. Динамика рыночных и этических представлений студенческой молодежи в процессе социализации / А.П. Вяткин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 234-242.

2. Егоров, А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения / А.Ю. Егоров. - СПб. : Речь, 2006. - 224 с.

3. Котляров, А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый / А.В. Кот-ляров. - М. : Психотерапия, 2006. - 480 с.

4. Мухамбетова, К.А. Влияние информационных технологий на личность: интернет - ад-дикция / К.А. Мухамбетова, Д. Д. Куннантаева // Вестник Омского университета. - 2005. - № 3 (37). - С. 82-86.

5. Чистяков, А.В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций: социокультурный анализ : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.06 / Чистяков Анатолий Васильевич. - Ростов-на-Дону, 2006. - 278 с.

6. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск : Пороги, 2006. - 196 с.

REFERENCES

1. Vyatkin, A.P. (2009), "The dynamics of the market and the ethical ideas of college students in the process of socialization", Siberian pedagogical journal, Vol. 1, pp. 234-242

2. Egorov, A.U. (2006), Neuropsychology of deviant behavior, Rech, St Petersburg.

3. Kotlyarov, A.V. (2006), Other drugs, or Homo Addictus: Man-dependent, Psychotherapy, Moscow.

4. Muhambetova, K.A. and Kunnantaeva, D.D. (2005), "The impact of information technology on the individual Internet - addiction", Vestnik Omsk University, Vol. 3 (37), pp. 82-86.

5. Chistyakov, A.V. (2006), Socialization of the person in the Internet communications society: socio-cultural analysis, dissertation, Rostov-on-Done.

6. Yur'eva, L.N. and Bolbot, T.U. (2006), Computer addiction: building, diagnostics, correction and prevention, Porogi, Dnepropetrovsk.

Контактная информация: a-k-n@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2016

УДК 796:159.9

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО

СОСТОЯНИЯ

Яна Андреевна Быстрова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Термин «предстартовое состояние» традиционно широко используется в работах по спортивной психологии и спортивной педагогике, посвященных вопросам психодиагностики и психорегуляции. При этом в литературе отсутствует однозначное и достаточно полное (соразмерное) определение понятия предстартового состояния, что серьезно препятствует теоретическим и практическим исследованиям данного феномена. В представленной статье автор анализирует предстартовое состояние как адаптивную функцию организма и личности спортсмена к условиям предстоящей соревновательной деятельности и на основании этого анализа предлагает определение понятия предстартового состояния, как специфической формы психофизиологического состояния человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.