Научная статья на тему 'Влияние информационных потоков на развитие личности: исторический и современный аспекты'

Влияние информационных потоков на развитие личности: исторический и современный аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
547
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / MEDIA SPACE / INFORMATION / SAFETY OF SOCIAL SYSTEMS / YOUTH / SOCIAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пастухова Елена Викторовн, Габбасова Ольга Павловна

В статье рассматривается влияние информационных потоков на развитие личности на примере трех цивилизаций: дописьменной, цивилизации текста и медиацивилизации. Авторы поднимают проблему, связанную с манипуляционными действиями так называемых управленческих проектов, действующих в медиапространстве и отрицательно влияющих на формирование личности индивида, особенно молодежи. Обоснована необходимость реализации культурно-созидательных проектов, базирующихся на единстве реальной и виртуальной действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пастухова Елена Викторовн, Габбасова Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NFLUENCE OF INFORMATION FLOWS ON DE-VELOPMENT OF THE PERSON: HISTORICAL AND MODERN ASPECTS

The article discusses the infl uence of informational fl ows on the development of a person on the ex-ample of three civilizations: the pre-literal, civilization of the text and media civilization. The authors raise the problem of the manipulative actions of the so-called management projects operating in the media space and negatively affecting the formation of the personality of the individual, especially the youth. The necessity of the implementation of cultural and constructive projects based on the unity of real and virtual reality is substantiated

Текст научной работы на тему «Влияние информационных потоков на развитие личности: исторический и современный аспекты»

13. Bol'shojilljustrirovannyjslovar'inostrannyh slov(Large illustrated dictionary of foreign words), Moskva, Russkie slovari, AST, Astrel', 2007, 937 p. (In Russian)

14. Kur'er «Orakula» (Courier "Oracle"), Orakul, 2011, No. 12, p. 2. (In Russian)

15. Pis'mo A26-13-1321471 ot 11.01.2019 (za podpis'ju N. Litvinovoj, Departament pisem i ob-rashhenij grazhdan i organizacij Administracii Prezidenta RF).

Малиновский Евгений Станиславович, директор ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская область, г. Копейск, e-mail: kpk@kpk74.ru

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Malinovskij Evgenij Stanislavovich, Director of Kopeisk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov", Chelyabinsk region, Kopeisk, e-mail: kpk@kpk74.ru

Molchanov Sergey Grigorevich, professor of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, doctor of pedagogical sciences, professor, full member of the Academy of Humanitarian Sciences, Chelyabinsk, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Сведения для цитирования: Пастухова, Е. В. Влияние информационных потоков на развитие личности : Исторический и современный аспекты [Текст] / Е. В. Пастухова, О. П. Габбасова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 115-119.

УДК 004.9 ББК 32.81

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТЫ

Е. В. Пастухова, О. П. Габбасова

В статье рассматривается влияние информационных потоков на развитие личности на примере трех цивилизаций: дописьменной, цивилизации текста и медиацивилизации. Авторы поднимают проблему, связанную с манипуляционными действиями так называемых управленческих проектов, действующих в медиапространстве и отрицательно влияющих на формирование личности индивида, особенно молодежи. Обоснована необходимость реализации культурно-созидательных проектов, базирующихся на единстве реальной и виртуальной действительности.

Ключевые слова: медиапространство, информация, безопасность социальных систем, молодежь, социальные проекты.

Обеспечение информационной безопасности среды, в которой находится подрастающее поколение, требует разъяснения основополагающих понятий данного явления и изучения особенностей его проявления в рамках социосис-темной парадигмы.

Как известно, любая социальная система базируется на четырех основных процессах: познание, обучение, управление, воспроизводство (производство) [1]. Для всех перечисленных процессов характерно преобразование

человеком информации в любой необходимый ему ресурс [2].

Современный этап развития общества отличается накоплением большого объема информации, которая сопровождает все области обыденных, научных и профессиональных знаний. Человеческий мозг, привыкший мыслить путем постепенного перехода от одного звена в цепи рассуждений к другому, не справляется с возросшим информационным потоком. На смену логическому, понятийному мышлению

приходит клиповое, благодаря которому человек прежде всего «схватывает» яркий, эмоциональный образ. По мнению Ф. И. Гиренка, человечество живет в условиях «неизвлечен-ных смыслов» [3]. Логически связанные доводы начинают конкурировать с эмоциональным восприятием текста. С появлением телевидения (в котором упор делается на образ, динамичную картинку) на первый план в процессе передачи информации вышел эмоциональный фактор. Зачастую эмоционально и художественно оформленная «фейковая» информация меняет позицию человека по той или иной проблеме. Подросткам становится все труднее осуществлять информационный контроль над повседневной жизнью, вследствие чего на первый план выходят вопросы управления молодежью через медиапространство. В то же время отсутствует целенаправленная система управления данными потоками в интересах личности и государства. В связи с этим актуальным становится вопрос разработки эффективного инструмента регуляции социально-психологического созревания личности в медиапространстве.

Рассмотрим роль информационных потоков в развитии личности и социальных систем на протяжении существования трех цивилизаций: дописьменной, цивилизации текста и медиаци-вилизации.

Человек, будучи частью социальной структуры родоплеменного общества как целого, являлся носителем определенного объема знаний, на которых строилось управление семейной общиной. Инструментом управления и передачи знаний следующим поколениям выступал ритуал. Именно в рамках ритуала создавался сильнейший аудиовизуальный образ, позволявший человеку уверовать в идеалы и ценности семейной общины. Весь спектр жизнезначимых чувственно постигаемых духовных событий переосмысливался человеком через веру.

Идентификация себя как части общего целого и вера (сформированная с детства через ритуалы) давали возможность индивиду выбирать свое место и роль в обществе.

С возникновением в культуре человека знаковых систем на смену устной речи и убеждениям пришла письменная речь и логические доказательства. На смену цивилизации памяти пришла эпоха сознания. Благодаря появлению городов, а затем и государств социальная организация претерпела изменения, став более крупной и сложноорганизованной. Инструмен-

тами управления сложноорганизованной системой выступали религия (формирующая ценностные ориентации) и наука (формирующая научную картину мира).

Интеграция индивида в социальную систему через овладение ее нормами и правилами поведения стала возможной благодаря сложной системе деятельности и системе рационально построенной коммуникации между членами общества. Безопасность личности и социальной системы была связана с противопоставлением своей и чужой культуры, с доказательствами (логическими или основанными на вере) невозможности принятия «чужих» культурных кодов. Информационные потоки внутри социальной системы организовывались таким образом, чтобы выгодным образом представить преимущества своих норм и ценностей и подвергнуть отрицанию или критике чужие. Успешность контроля над информационными потоками и эффективность управления ими определяли уровень экономического и политического развития государства.

В процессе перехода человечества к ме-диацивилизации идентичность человека как части целого стала размываться. Государство и церковь постепенно утратили функции управления информационными потоками, и не только из-за появления глобальной сети, но и из-за лавинообразного роста количества информации, которую необходимо правильно обработать, структурировать, оценить. Зачастую интернет становится средой распространения информации, пропагандирующей насилие. Так, «по данным МВД РФ, 75 % выявленных преступлений экстремистской направленности в основном относятся к публичным призывам к экстремистской деятельности, при этом 40 % из них связаны с использованием интернета, в том числе через социальные сети, активным пользователем которых является молодежь. Наряду с этим интернет наиболее свободен от контроля правоохранительных органов и именно поэтому так популярен среди распространителей идей экстремизма» [4, с. 120].

Социологи утверждают, что личная идентичность складывается из информационного контроля над повседневной жизнью, который человек осуществляет на основании собственного опыта [5]. Современная информационная картина мира имеет слабую связь с повседневной жизнью, и это, несомненно, также оказывает влияние на ускорение процесса потери идентичности.

С другой стороны, созданная человеком глобальная система медиапространства генерирует все более уникальные «дизайнерские» управленческие проекты, которые отрицательно влияют на психику и мировоззрение индивида.

Отличительной особенностью манипу-ляционных действий медиапространства является опора на аудиовизуальный, эмоциональный образ, то есть логика доказательства с помощью научного подхода или причинно-

Как показывает проведенное исследование, многие молодые люди интересуются данным направлением, знают правила «игры». Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что подростками в большинстве случаев движет любопытство, которое основано на эмоциях страха и интереса. Медиапростран-ство успешно управляет желанием молодежи проверить себя и выйти на новый, более высокий уровень, доказать свою значимость. Виртуальная реальность формирует у подростков иллюзию «запаса жизней». Беспокоит тенден-

следственных связей уходит на дальний план или нивелируется.

Нами разработаны материалы, позволяющие выявить степень влияния таких «управленческих» проектов на молодежь (на примере якобы существующей игры «Синий кит», финальной целью которой является совершение подростками самоубийства). В таблице 1 представлены результаты анкетирования обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования.

ция вовлечения в «игру» с целью обратить на себя внимание друзей, одногруппников. Были и такие тревожные ответы, как «Смерть — выход из проблем». На вопрос: «Какие действия вы предпримете, если узнаете, что кто-то из ваших знакомых играет в эту игру?», большинство опрошенных озвучивали различные виды помощи, однако некоторые считают, что это осознанный выбор каждого, а 13 % указали, что справиться с этой проблемой поможет наполненность реальной жизни, повышение ее качества.

Таблица 1

Данные о влиянии медиапространства на несовершеннолетних

Вопросы и варианты ответов Количество ответов, в %

Юноши Девушки Итого

Знаете ли вы правила игры «Синий кит»? - нет 19 0 10

- немного 48 53 50

- хорошо знаю 33 47 40

По каким причинам молодые люди начинают играть в смертельные игры? - из любопытства 66 59 63

- потому что смерть — великая тайна 3 18 11

- из-за неразрешимых проблем 14 41 28

- потому что никто их не понимает 20 65 42

- чтобы «сделать назло» 16 6 11

- другие причины 8 21 15

С какими убеждениями люди приходят в эти игры? - «смерть неизбежна» 22 47 35

- «смогу выжить, играя со смертью» 39 41 40

- другие причины 39 12 25

Хотели бы вы попробовать сыграть в эту игру? - никогда не хотел 70 76 73

- иногда такие мысли приходят 15 18 16

- часто об этом думаю 15 6 11

Какие меры нужно принять, чтобы молодежь не играла в такие игры?

- запретить на законодательном уровне 40 47 43

- повысить качество жизни 20 12 16

- не знаю 12 18 13

Запретительные меры не смогут полностью решить данную проблему. На смену одним опасным играм приходят другие. В отсутствие управляемых на уровне государства социальных проектов медиапространства, связывающих виртуальную среду с реальной, в которой формируется и развивается личный опыт каждого из участников проекта, у подростков будут востребованы игры, разрушающие их идентичность.

Необходимо вносить в виртуальное пространство новые традиции и ритуалы, ко -торые будут затрагивать не только группы молодежи, но и семьи, организации, нации. Организованные культурно-созидательные проекты должны базироваться на единстве реальной и виртуальной действительности, на культурном каноне, который обеспечивает преемственность традиций во всех сферах деятельности человека. Включенность подрастающего поколения в эти виды деятельности способствует не только формированию и развитию витагенного опыта, но и приобщению к общему культурному опыту. Принадлежность индивидуума (как части) к общему (целому) — это и есть «точка сборки» / начало идентификации человека.

В эпоху всеобщей цифровизации на базе исторически сложившегося культурного канона должны разрабатываться новые направления деятельности человека, подкрепленные научными изысканиями в соответствующих областях.

Попытки создать классификации наук, в рамках которых зарождаются новые направления, уже предпринимаются в нашем обществе. Так, М. Эпштейн выделяет следующие научные направления: «культуроника», «гуманология», «имиджеология». Данные науки, находясь на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, связаны с изобретательской дея-

тельностью в гуманитарной сфере. Их объектом является процесс конструирования новых форм и действий в культуре, новых техник общения и познания, то есть таких моделей творчества, которые были бы специфичными для культуры и вместе с тем работали бы на ее трансформацию [6].

Безопасность государства и связанные с этим культурные ориентации и ценности, являющиеся основой идентификации членов социальной системы, напрямую зависят от четко структурированных, образно оформленных, эмоционально предъявленных информационных потоков. Это, в свою очередь, требует создания синтаксиса образных систем как единой формы, позволяющей представлять различные содержательные аспекты с одинаковой эффективностью их усвоения и введения в реальный жизненный опыт.

Процессы самоидентификации и самоопределения граждан России должны опираться на такие проверенные историей категории, как «святость», «справедливость», «доброта», «соборность» — именно данные категории должны лежать в основе трансляции культуры, истории, языка, традиций, ценностей и целей [7].

Построение образа будущего для нации, несомненно, обязательно, но данный процесс предполагает плебисцит и широкую совместную дискуссию в сопровождении мощного информационного потока, освещающего данный проект.

Российский глобальный проект самоидентификации должен привлечь философов, социологов, культурологов, историков, педагогов, журналистов, деятелей искусства, специалистов в сфере безопасности. Общее дело на благо процветания Родины, как показывает история государства, всегда приводило к хорошим результатам.

Библиографический список

1. Щедровицкий, Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании : Теория и методология. — М. : Стройиздат, 1975. — С. 23-45.

2. Международные Лихачевские научные чтения : Глобализация и диалог культур [Текст] : избранные доклады (1995-2015) / сост. и науч. ред. А. С. Запесоцкий. — СПб. : СПбГУП, 2015. — 880 с.

3. Гиренок, Ф. И. Клиповое сознание : Клипы в науке, клипы в философии, клипы в политике, клипы в искусстве [Текст] / Ф. И. Гиренок. — М. : Проспект, 2016. — 256 с.

4. Танаева, З. Р. Уголовно-правовые вопросы противодействия молодежному экстремизму [Текст] / З. Р. Танаева, Л. Ф. Имамова // Правопорядок : История, теория, практика. — 2015. — № 4 (7). — С. 118-122.

5. Переслегин, С. Б. Социосистемный подход [Электронный ресурс] / С. Б. Переслегин. — У^: http://derevo-peremen.kiev.ua/or/75-sotsiosistemnyj-podkhod (дата обращения: 05.04.2019).

6. Эпштейн, М. Н. Знак пробела : О будущем гуманитарных наук [Текст] / М. Н. Эпштейн. — М. : Новое литературное обозрение, 2004. — 864 с.

7. Сауткин, А. А. Социокультурная идентичность : Опыт философского рассмотрения [Текст] : моногр. / А. А. Сауткин. — Мурманск : Мурманский арктический гос. ун-т, 2015. — 139 с.

For citation: Pastukhova, E. V. Influence of information flows on development of the person: historical and modern aspects [Text] / E. V Pastukhova, O. P. Gabbasova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 115-119.

INFLUENCE OF INFORMATION FLOWS ON DEVELOPMENT OF THE PERSON:

HISTORICAL AND MODERN ASPECTS

E. V. Pastukhova, O. P. Gabbasova

The article discusses the influence of informational flows on the development of a person on the example of three civilizations: the pre-literal, civilization of the text and media civilization. The authors raise the problem of the manipulative actions of the so-called management projects operating in the media space and negatively affecting the formation of the personality of the individual, especially the youth. The necessity of the implementation of cultural and constructive projects based on the unity of real and virtual reality is substantiated.

Key words: media space, information, safety of social systems, youth, social projects.

References

1. Shhedrovickij G. P. Ishodnye predstavlenija i kategorial'nye sredstva teorii dejatel'nosti (initial representations and categorical means of activity theory), Razrabotka i vnedrenie avtomatizirovan-nyh sistem v proektirovanii: Teorija i metodologija (Development and implementation of automated systems in design: Theory and Methodology), Moskva, Strojizdat, 1975, pp. 23-45. (In Russian)

2. Zapesockij A. S. (red.) Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chtenija: Globalizacija i dialog kul'tur: izbrannye doklady (1995-2015) (International Likhachov Scientific Readings: Globalization and the Dialogue of Cultures: Selected Reports (1995-2015)), SPb, SPbGUP, 2015, 880 p. (In Russian)

3. Girenok F. I. Klipovoe soznanie: Klipy vnauke, klipy v filosofii, klipy vpolitike, klipy viskusstve (Clip Consciousness: Clips in Science, Clips in Philosophy, Clips in Politics, Clips in Art), Moskva, Prospekt, 2016, 256 p. (In Russian)

4. Tanaeva Z. R., Imamova L. F. Ugolovno-pravovye voprosy protivodejstvija molodezhnomu jekstremizmu (Criminal law issues to counter youth extremism), Pravoporjadok: Istorija, teorija, praktika, 2015, No. 4 (7), pp. 118-122. (In Russian)

5. Pereslegin S. B. Sociosistemnyj podhod, available at: http://derevo-peremen.kiev.ua/or/75-sotsiosistemnyj-podkhod (accessed 05.04.2019). (In Russian)

6. Jepshtejn M. N. Znak probela: O budushhem gumanitarnyh nauk (Space sign: About the future of the humanities), Moskva, Novoe literaturnoe obozrenie, 2004, 864 p. (In Russian)

7. Sautkin A. A. Sociokul'turnaja identichnost': Opyt filosofskogo rassmotrenija (Sociocultural Identity: The Experience of Philosophical Consideration), Murmansk, Murmanskij arkticheskij gos. un-t, 2015, 139 p. (In Russian)

Пастухова Елена Викторовна, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», г. Челябинск, e-mail: amethystus@inbox.ru

Габбасова Ольга Павловна, преподаватель ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», г. Челябинск, e-mail: olga66_05@ mail.ru

Pastukhova Elena Viktorovna, Lecturer of the South Ural State Technical College, Chelyabinsk, e-mail: amethystus@inbox.ru

Gabbasova Olga Pavlovna, lecturer, South-Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, e-mail: olga66_05@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.