Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
269
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА / ИНТЕРНЕТ / КОНТЕНТ / ИНФОРМАЦИЯ / ВЛИЯНИЕ / ПСИХИКА / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Керимова А.В.

В настоящее время сложно представить свою жизнь без существующих технологий в информационной среде. Свободный доступ к информации, быстрая связь с близкими, улучшенные условия работы и возможность быстро и интересно организовать досуг. В нашем распоряжении множество всевозможных гаджетов, которые позволяют значительно упростить наши ежедневные задачи [10]. Однако, глобальная модернизация информационного общества имеет обратную сторону влияния. Количество окружающей нас информации стремительно растет, ее воздействие все больше заметно. Специалисты все чаще сталкиваются с проблемами психологического здоровья, а так-же физическими изменениями в развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE INFORMATION SPACE ON THE FORMATION OF THE PERSON

At present it is difficult to imagine our life without existing technologies in the information environment. Free access to information, quick communication with loved ones, improved working conditions and the ability to quickly and interestingly organize leisure. At our disposal are many different gadgets that greatly simplify our daily tasks. However, the global modernization of the information society has the opposite side of influence. The amount of information around us is growing rapidly, its impact is increasingly noticeable. Experts are increasingly faced with problems of psychological health, as well as physical changes in the development of personality.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9

Керимова А. В. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Григорова И.Р.

Россия, г. Симферополь ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация:

В настоящее время сложно представить свою жизнь без существующих технологий в информационной среде. Свободный доступ к информации, быстрая связь с близкими, улучшенные условия работы и возможность быстро и интересно организовать досуг. В нашем распоряжении множество всевозможных гаджетов, которые позволяют значительно упростить наши ежедневные задачи [10]. Однако, глобальная модернизация информационного общества имеет обратную сторону влияния. Количество окружающей нас информации стремительно растет, ее воздействие все больше заметно. Специалисты все чаще сталкиваются с проблемами психологического здоровья, а так-же физическими изменениями в развитии личности.

Ключевые слова:

Информационное пространство, информационные технологии, Всемирная паутина, Интернет, контент, информация, влияние, психика, личность.

Kerimova A. V.

Student

GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Scientific adviser: Grigorova IR.

Russia, Simferopol INFLUENCE OF THE INFORMATION SPACE ON THE FORMATION OF THE PERSON

At present it is difficult to imagine our life without existing technologies in the information environment. Free access to information, quick communication with loved ones, improved working conditions and the ability to quickly and interestingly organize leisure. At our disposal are many different gadgets that greatly simplify our daily tasks. However, the global modernization of the information society has the opposite side of influence. The amount of information around us is growing rapidly, its impact is increasingly noticeable. Experts are increasingly faced with problems of psychological health, as well as physical changes in the development of personality.

Keywords:

Information space, information technologies, the World Wide Web, the

Internet, content, information, influence, psyche, personality.

Введение:

В современном обществе информационные технологии проникли почти во все сферы жизнедеятельности человека. Все слои общества в каждом уголочке нашей страны используют такие привычные каждому понятия, как: смартфон, WIFI, удаленный доступ, онлайн-библиотека, социальные сети, интернет-магазин, видеоконференция и прочие, ранее не известные слова. Информационные потоки, которые нас окружают, передают огромное количестве информации, что оказывает влияет на формирование психики человека, изменяя сознание, трансформируя нравственность личности и сказываясь на духовном развитии.

Актуальность. Развитие информационного пространства оказывает характерное влияние на формирование современного общества и личность каждого человека.

Цель статьи — изучить влияние информационного пространства на личность.

Начало нашего столетия характеризуется стремительным ростом информационных потоков, охватывающих все сферы деятельности современного человека. Развитие информационной индустрии обрушило на человечество шквал энергетической информации, что оказало влияние на формирование личности «Золотого века технологий» [6].

На данном этапе развития современного общества можно говорить об интернет социализации. Социализация в общем понимании — это процесс обучения, передача и усвоение опыта, культурных особенностей и социальных норм жизни. Высокая социальная значимость Всемирной паутины превратила интернет пространство в полноправный социальный институт [12].

Согласно исследованиям Н.Г. Марченковой, молодое поколение отмечает, что интернет, как социальный институт обладает следующими положительными качествами:

1. удобство;

2. доступность запрашиваемой информации;

3. возможность выбора информации;

4. возможность высказываться под псевдонимом и/или оставлять анонимные сообщения;

5. большая информационная емкость;

6. непрерывный онлайновый режим работы сайтов [10].

Возможности, которые мы получаем, пользуясь Всемирной паутиной

практически безграничны, благодаря сети Интернет появились неограниченные коммуникативные связи, постоянно растущий контент позволяет без ограничений общаться, знакомится, организовать досуг, работать и учиться.

Говоря о положительном влиянии стремительно развивающегося

информационного пространства можно выделить несколько направлений:

1. Мгновенный доступ к необходимым источникам информации. За считанные минуты с любого устройства на планете при подключении к «Всемирной паутине» можно получить доступ ко множеству ресурсов, изучить необходимую информацию, скопировать ее, сохранить, поделиться с друзьями.

2. Удобство и простота обучения. В школах и ВУЗах устанавливают интерактивные доски, для более удобной подачи информации и лучшего ее усвоения. Ведутся электронные дневники посещаемости и успеваемости. Пополняются хранилища электронных библиотек, так уже не нужно носить тяжелые учебники на лекции, достаточно скачать пособие в нужном формате. Кроме этого, появилась возможность дистанционного обучения, что дает возможность усваивать знания без посещения лекций и получать несколько специальностей одновременно.

3. Развитие экономики и банковского направления. В настоящее время большинство рыночных отношений осуществляются посредством сети Интернет. Теперь товары и услуги можно просмотреть, сравнить и купить в удобное время за считанные минуты. Так же существует множество государственных онлайн сервисов, которые упрощают многие процессы, например банковские и электронные переводы доходят до получателя в одно мгновение. Вместе с этим развивается и информационная безопасность данных в сети. Это и многое другое позволило поднять мировую экономику на новый уровень [8].

Глобальное развитие информационного пространства позволило значительно модернизировать многие сферы деятельности и значительно улучшить нашу жизнь, однако, «Век информационных технологий» диктует свои правила и согласно предположениям, информационные потоки, которые нас окружают, будут удваиваться каждые несколько месяцев. И конкурентоспособность личности в различных сферах уже оценивается по ее возможности адаптироваться к быстро меняющимся условиям и информационной осведомленности.

Стремительный рост окружающего нас контента влияет не только на психику человека, но и на его физическое здоровье. Связано это с тем, что неограниченный и неконтролируемый доступ к возрастающей с каждым днем информации снижает ее качество. Снижается нравственная культура и исчезают ценности, снижается эмоциональная чувствительность; постоянное увеличение информационных потоков отвлекает от направленных действий, приводит к раздражительности, усталости и переутомлению.

Сейчас не возникает сомнений, что воздействие, которое оказывает всемирная сеть все более глубокое и систематичное [3] Как известно, формирование личности происходит под воздействием трех взаимосвязанных факторов: среда, воспитание и наследственность [5]. На данном этапе биологический компонент изменить практически невозможно, в то время как среда и воспитание - это те факторы, которые в основном

участвуют в формировании личности.

Постоянное нахождение личности в информационном пространстве, приводит к разрушительному воздействию на организм, включая психическое здоровье человека. Человек погружаясь в виртуальный мир, подвергается различного рода влиянию и не осознает опасность, которая может настигнуть. Часто происходит изменение сознания, подмена и разрушение жизненных ценностей и приоритетов. Сейчас молодое поколение, полностью живет в сети, проживая виртуальную жизнь, которая может кардинально отличаться от реальности. Там могут быть виртуальные отношения: виртуальные друзья, виртуальная любовь, виртуальные животные и т.д. [1]. Погружение в информационную среду снижает критичность восприятия происходящих событий, появляется безразличие, неадекватное восприятие ситуации, раздражительность. Когнитивный диссонанс, вызванный несоответствием реальности и виртуального мира, обычно приводит к депрессии или агрессии. Часто личность, живущая в виртуальном мире, не может самостоятельно справиться с ситуацией неудовлетворенности жизнью и собственными потребностями. Этот диссонанс усугубляет психологическое, а иногда и физическое травмирование личности. Так, психологические расстройства, вызванные несоответствием виртуального и реального проживания жизни, в сочетании с плохой социальной адаптацией, могут оказывать разрушительное, а порой и суицидальное влияние.

В особенном положении находятся дети и подростки. Часто родители не контролируют к какому контенту ребенок получает доступ. Длительное пребывание в сети оказывает влияние на развитие психики, и тут особая опасность, поскольку подрастающее поколение наиболее уязвимо, механизмы защиты психики еще не сформированы, критичность мышления снижена и воздействие более глубокое и разрушительное [9]. За последние несколько лет количество самоубийств возросло в двое. Эти показатели напрямую связаны с возросшим количеством «групп смерти» в социальных сетях. Зная особенности развития психики и механизмы влияния, кураторы суицидальных групп спровоцировали серию самоубийств по всей стране.

Кроме этого подрастающее поколение играет в игры, сюжет которых не всегда бывает безобидным. Так, А.В. Гордеева в своей работе пишет: «Компьютерные игры - чудо ХХ века, о них не мечтали фантасты, они не имеют своей предыстории. Но они покорили человечество: играют все - от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грез, но что ожидает людей там? Последствия увлеченности такими играми обсуждаются в средствах массовой информации, причем, как правило, с негативных позиций, не всегда благосклонны к компьютерным играм учителя» [4].

Жестокие игры, сюжет которых предполагает насилие и убийства, отрицательно влияют на здоровье ребенка. Кроме того, что портится зрение, нарушается осанка, появляется общее ослабление организма, страдает

психика. Длительное воздействие компьютерных игр влияет на работу головного мозга ребенка, наблюдается агрессия и раздражительность, искажаются базовые человеческие ценности, ребенок может демонстрировать жестокость и эгоизм, теряется самоконтроль, появляются трудности в общении. В комплексе с трудностями воспитания, плохими социальными условиями или неблагополучным окружением виртуальная агрессия часто проявляется физическим воздействием, направленным на близких людей, сверстников, учителей, и ... животных. Вывод

В наши дни общество стремительно развивается в информационной индустрии. Наша страна, как и весь мир, пользуется благами информационного пространства. Развитие информационных технологий, техники и науки позволило улучшить многие сферы жизни человека. Сложно представить свою жизнь без смартфона или компьютера, которые позволяют упростить коммуникацию, как в бытовом плане, так и в работе, получить доступ к любому ресурсу, быть в курсе мировых событий. Однако, рост окружающей информации не гарантирует ее качество, и свободный доступ к «Всемирной паутине» может оказывать негативное влияние на формирование личности как взрослого человека, так и подрастающего поколения. Под воздействием технологий меняется мировоззрение, ценностные ориентации, нормы морали, а значит и взаимоотношения между людьми.

Использованные источники:

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета / 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы: - М., 2000. . Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2008.

Войскунский А.Е., Бабаева Ю.Д., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность / Гуманитарные исследования в Интернете: - М., 2000.

4. Гордеева, А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект [Интернет-ресурсы]. - Режим доступа:

5. Петухов В.В. Понятие личности / Субъект деятельности. Хрестоматия: -М., 1998.

6. Найденова С. В., Пономарев П. А. Психологическое влияние информационной среды на современного человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016.

7. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета / Изд-во ЛКИ: - М., 2008.

8. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

9. Макеева Е.А., Литвинова М.А. Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения // Молодой

ученый, 2016. - №10.

10. Марченкова Н.Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи исимостью / Среднее профессиональное образование, 2010. - No4.

. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета / Медиапсихология: - М., 2001.

12. Янов А.Е. Интернет как институт социализации подростков / сб. науч. статей.: АмГПГУ, 2016. - №4. - Режим доступа:

УДК 33.332

Кирилова А.Н. студент 4 курса ИЭУиСТ факультет Ибниаминова А.Р. студент 4 курса ИЭУиСТ факультета Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ

Россия, г. Казань ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА Аннотация: Важнейшим элементом хозяйственной жизни и предметом экономической теории являются инвестиции.

Инвестиции способствуют накоплению общественного капитала, внедрению достижений науки и техники, вследствие чего создаётся база для расширения производственных возможностей стран и их экономического роста.

Ключевые слова: инвестиции, вложение, капитал, регион, экономика, инвестирование.

Kirilova A.N., student of KNITU-KAI Student of the 4th year of the Faculty of Economics and Management Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI

Russia, Kazan Ibniaminova A.R., student of KNITU-KAI Student of the 4th year of the Faculty of Economics and Management Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI

Russia, Kazan

INVESTMENTS AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF

THE REGION.

Abstract: Investments are an important element of economic life and the subject of economic theory.

Investments contribute to the accumulation of social capital, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.