СЕКЦИЯ «ТУРИЗМ»
УДК 300-399 DOI: 10.12737/19717
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТУРИЗМА
Абдель ВахедЭссамАбдаллах Махмуд, кандидат филологических наук,
доцент, преподаватель кафедры моды и технологий, [email protected]
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»,
г. Казань, Российская Федерация
В статье рассматриваются преимущества информационных технологий в продвижении электронного туризма. Развитие электронного туризма связано с тем, что сегодня мировое сообщество невозможно представить без разнообразных портативных технических средств. Внедрение глобальной сети Интернет во все сферы жизнедеятельности человека позволило развиться электронной коммерции, которая прочно вошла и в индустрию туризма. На современном этапе туристские сайты занимают весомый объём в общем количестве появившихся интернет-сайтов. Электронный туризм - весьма актуальная тема для современного глобализованного общества. Однако сегодня недостаточно исследований, в которых раскрывались бы преимущества влияния Интернета на индустрию туризма в России и в мире в целом. В статье определяется роль Интернета и спутникового телевидения в развитии нового вида организации туризма - электронного. Этот вид организации туризма стал очень популярным в странах Западной Европы и в Америке благодаря развитию информационных технологий и интернет-расширению ЖеЬ-сайтов многих мест размещения. Гостиницы, имеющие Web-сайт, на своих страницах размещают подробную информацию об условиях проживания с указанием цен на все предлагаемые услуги. Сравнивая данные прайс-листов, можно отметить, что они заметно отличаются в ценовом диапазоне от предложений турфирм. Возможности Интернета привлекательны для потенциального туриста тем, что он самостоятельно может познакомиться со страной, которую он собирается посетить, узнать о достопримечательностях и отелях, а также условиях проживания в них. Постепенно путешественники стали больше доверять таким новшествам, как электронная виза и электронный билет, и пользоваться ими, что дает возможность говорить о стремительном развитии электронного туризма.
Ключевые слова: электронный туризм, информационные технологии, Интернет, спутниковое телевидение
Современное общество невозможно представить без разнообразных портативных технических средств. Важным элементом взаимосвязи стал Интернет, с развитием которого в нашу жизнь прочно вошла электронная коммерция. В 1999 году в Интернете появился первый сайт по туризму degriftour.com. Со временем туристские сайты заняли большой объём в общем количестве появившихся Интернет-сайтов.
Электронный туризм весьма актуальная тема для современного глобализованного общества. Однако сегодня недостаточно исследований, в которых бы раскрывались преимущества влияния Интернета и спутникового телевидения на индустрию туризма в России и в мире в целом. Масштабы применения Всемирной паутины в организации рекреации современного человека возрастают с каждым днем. При этом доступной информации по указанной проблематике недостаточно, либо она оформлена как экспертная оценка или примерные статистические данные.
Цель данной статьи - установление значимой роли Интернета в развитии индустрии туризма, поскольку именно электронный туризм сегодня значительно влияет на развитие как индустрии туризма, так и экономики страны в целом.
«Информатизация и развитие информационного общества оказывают глубокое влияние на жизнедеятельность человека, на формирование новой идеологии социально-экономического поведения. Последнее проявляется в трансформации образа и качества жизни как профессионалов, так и населения, в изменении распределения имеющихся у них материальных, трудовых и временных ресурсах, в переходе к новым формам трудового, потребительского и культурного поведения» [2, с. 210.].
«Особенность успеха Интернета связана с открытыми техническими стандартами и инновациями, давшими возможность их использовать. Инновации явились ключом к большому числу новых технологий, которые развили Интернет, при этом важно, что данный процесс продолжается, и мы продолжаем находить новые способы, позволяющие решать старые задачи дешевле, лучше и быстрее» [5].
Это новый вид туризма, который развивается в странах Западной Европы и в Америке и стал очень популярным в развитых странах благодаря развитию информационных технологий и интернет-расширению Web-сайтов многих мест размещения. Гостиницы, имеющие Web-сайт, на своих страницах размещают подробную информацию об условиях проживания с указанием цен на все предлагаемые услуги. Сравнивая данные прайс-листов, можно отметить, что они заметно отличаются в ценовом диапазоне от предложений турфирм. Возможности Интернета привлекательны для потенциального туриста тем, что он самостоятельно может познакомиться со страной, которую он собирается посетить, узнать о её достопримечательностях и отелях, а также условиях проживания в них. Всемирная паутина предоставляет возможность узнать цены на авиабилеты, сравнить услуги авиакомпаний и выбрать наиболее выгодные для себя, заказать авиабилеты и гостиницы без посредника в лице турфирмы. Постепенно путешественники стали больше доверять таким новшествам, как электронная виза и
электронный билет, и пользоваться ими, что дает возможность говорить о стремительном развитии электронного туризма.
Стимулом для дальнейшего распространения электронного туризма станет динамичный уровень развития информационных технологий. Характерными показателями электронного бизнеса считается минимизация человеческой рабочей силы в процессе обработки сделок, а базисной технологией в электронном бизнесе является инновационный менеджмент.
Л.О. Кудашева отмечает: «Кто владеет информацией, тот владеет миром. Затрагивая вопрос перспектив, можно отметить, что вскоре станет реальностью и электронная туристическая путевка, созданная по аналогии с электронным авиабилетом. При совершенствовании механизмов интернет-взаимодействия продавца с потенциальным покупателем на основе устранения существующих проблем, можно превратить емкий рынок Интернета в одну из эффективных и современных площадок реализации туристских услуг» [4, с. 95.]. Развитие Интернета, мобильных технологий и онлайн-продаж, появление и развитие сайтов Интернет сыграли роль в формировании покупательского отношения к онлайн-туризму. Быстрый доступ к разнообразной информации, возможность сравнить цены и условия на нескольких сайтах, а также дополнительные плюсы в виде бонусов, рекламных акций, форумов типа «куда поехать» и «где остановиться» и горящих путевок, - все это обусловило возрастающую популярность онлайн-туризма [6].
Рассмотрим разработанную нами стандартную схемы развития индустрии туризма, представленную на рисунке 1.
Турист или ~р Турфирма Туроператор Курорт (отель)
Тургруппа-! рекламный маркетинг рекламный маркетинг 1—
Рисунок 1 - Стандартная схема индустрии туризма
Стандартная схема индустрии туризма заключается в том, что заказ турпрограммы осуществляется через турагентство-туроператора, поскольку турагентство-туроператор -это посредник между клиентом и гостиницей. В стандартном турбизнесе необходимы скоординированные действия турагентства, туроператора (реклама, договор, оплата) и информационного центра. Эта процедура занимает, как правило, много времени, и современный турист, в частности молодое поколение, предпочитает организовывать свой отдых самостоятельно.
Турист или
Тургруппа
Интернет
+
Спутниковое ТВ
> Курорт (отель)
Рисунок 2 - Схема электронного туризма
Из схемы, представленной на рисунке 2, видно, что сегодня существует прямой контакт туриста с гостиницей, поскольку известна главная организация в туристском бизнесе, и это - гостиница:
Гостиница + турфирма = туризм Турфирма - гостиница = не туризм Гостиница - турфирма = туризм
Известно, что каждая гостиница может предложить не только услугу встречать и провожать своих клиентов, но и услугу в организации различных экскурсий. Гостиница также дает подтверждение на проживание, и эта гарантия становится необходимой при оформлении визы. Все эти мероприятия в будущем могут привести к тому, что количество турфирм будет стремительно уменьшаться, однако они не исчезнут совсем, поскольку для клиентов старше 45 лет важно и более привычно организовывать свой отдых через посредничество турфирмы. Благодаря информационным технологиям и электронному туризму развивается сервис индустрии туризма: сегодня турист может заказать билет в авиакомпании и оплатить его посредством мобильного телефона даже за короткий срок перед вылетом.
По нашему мнению, главный маркетолог в электронном туризме - это телевидение и Интернет, которые имеют возможность пропагандировать нестандартные для обычного турпакета новые туристские программы, как например, сафари в Кении, программы аквалангистов в разных точках мира, любителей игры в гольф, любителей природы (в частности птиц, бабочек), альпинизма, круизов. Благодаря телевизионным спутниковым каналам, осуществляющим трансляции на разных языках, сегодня языковые барьеры не являются препятствием. Использование спутниковых систем позволило расширить возможности телевидения, которое стало доступным для массовой аудитории. Кроме того, спутниковое телевидение способствует расширению диалога между странами, народы разных государств имеют возможность поведать миру о своих культурах, традициях, ближе познакомиться с историей других цивилизаций [3, с. 91]. Оно имеют уже
сложившуюся многомиллионную аудиторию телезрителей в десятках стран мира, что создаёт условия гарантированного массового потребления телезрителями рекламных объявлений и промоцийных программ, ставящих целью стимулирование их активности в области международного туризма [1]. С функционированием в России спутниковых телеканалов не только увеличился поток русских туристов за границу, но и зафиксировано успешное развитие направлений внутреннего туризма, в т.ч. и притока иностранцев на российские курорты.
Сферы использования Интернета в туризме многогранны и разнообразны. Интернет-ресурсы о туризме, как и соответствующие телепередачи, обладают свойством наглядности, а по степени информативности превосходят возможности телевидения, предлагая разнообразнейшую информацию о туристских объектах и услугах [1]. Таким образом, Интернет играет важную роль в стимулирования туристской активности в глобальном масштабе.
Кроме Интернет-сайтов о туризме, особое внимание нужно уделить и видеохостингу YouTube, который дает возможность интернет-пользователям ознакомиться с различными турпродуктами. Преимущество видеохостинга YouTube в том, что он имеет возможность предоставлять телевизионную информацию и рекламу в любое время. Поэтому у современного туриста знакомство с интересующим его городом или гостиницей начинается через Интернет, и всё чаще через видеохостинг YouTube. Информационно подкованному туристу интересно не только видеознакомство со страной или отелем, но и события, которые непосредственно там происходили и возможно могут повлиять на выбор туриста. Развитие инновационных технологий в рамках YouTube определенно оказывает положительное влияние на динамику сознания о совершенствовании культуры туризма.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Интернет помогает развитию туризма, однако он конкурирует с турфирмами, и их количество уменьшается. Например, в 2012 году 45% туристов, посетивших Францию, организовали своё путешествие при помощи электронного туризма, что указывает на динамику развития индустрии электронного туризма. По утверждению аналитика компании Euromonitor Internation Марии Милашевич, в 2014 в России доля онлайн-продаж в туризме составила 18%, и ежегодно электронные продажи в индустрии туризма будут увеличиваться на 14% [8].
Параллельно с Интернетом спутниковые телеканалы по туризму и документальные фильмы каналов Дискавери, Анимал Планет, Сарафан, BBC и др., а также специальные
передачи, например, «Вокруг света», не только расширяют познания современного туриста, но и совершенствуют его культуру. Совершенствование информационной технологии интернетного и спутниковых телеканалов однозначно благоприятно влияет на развитие индустрии туризма, в частности его экономической составляющей.
Однако, наряду с положительными перспективами развития российского рынка туризма в сфере электронных продаж, существуют и проблемы. Это в первую очередь «низкий уровень безопасности при электронных платежах и, как следствие, низкая степень доверия или его полное отсутствие к этой услуге. Еще одна проблема заключается в присущем русскому человеку менталитете, проявляющемся в совершенно необоснованном доверии к «живому» человеку, советам родственников и друзей, причём абсолютно не учитывается то, что «советчик» может не обладать ни компетентностью, ни опытом в данном вопросе. Проблемой являются и визовые формальности, которые связывают Россию со многими странами, пользующимися популярностью у россиян. Сегодня получить визу онлайн в большинстве случаев невозможно [7, с. 134].
Важные составляющие индустрии туризма - это гостиница и транспортная компания. Если раньше потенциальный турист искал связь с авиакомпанией и гостиницей только через турагентство, то сегодня современные туристы, особенно представители молодого поколения до 40 лет, могут самостоятельно найти гостиницу, которая отвечает их требованиям, воспользовавшись интернет-информацией о ценах, условиях проживания, а также дополнительных туристских программах.
При помощи Интернета потенциальный турист может найти и туркомпанию, которая предоставит для него туристические услуги. В условиях интернет-пространства, когда контакты устанавливаются в процессе онлайн, современный турист может за короткое время подобрать отвечающий его требованиям турпакет, в который входит перелет, путевка, проживание, и даже страховка. Конечно, это несколько затруднительно со странами, которые имеют визовый режим (страны шенгенской зоны, Объединенные арабские эмираты, Япония, США, в т.ч. и Россия), ведь оформление визы занимает много времени. Поэтому визовый режим мешает динамичному развитию электронного туризма. Важно также отметить, что во многих странах, особенно с развитой индустрией туризма, как правило, внутри гостиницы располагается своя турфирма, которая организует услуги, различные турпрограммы и экскурсии в ближайшем регионе. Некоторые гостиницы имеют свое кабельное телевидение, которое зачастую используют в качестве рекламы своей гостиницы, а также предоставляемых услуг и программ.
Таким образом, с подачи Интернета электронный туризм стал одним из динамично развивающихся сфер услуг, положительно влияющих не только на саму индустрию туризма, но и на экономику страны в целом. Сегодня рост использования Интернета дает множество возможностей для развития рынка туризма в России. Определенно это отражается на реализации программ как въездного, так и внутреннего туризма. Тем более что большая доля иностранных туристов принимают решение о поездке на основе данных из Интернета и совершают свою покупку турпутевки посредством Интернета. Всемирная паутина активно влияет на процесс планирования и организации отдыха и для самих россиян.
Литература
1. Абдель Вахед Э.А.М. Роль телевизионных спутниковых каналов в формировании культуры туризма. - Казань: изд-во КНИТУ, 2013. - 136 с.
2. Бутаева Н.В., Максимова М.Н. Возможности информационных технологий в оказании услуг учреждениями социальной защиты // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16, № 24. - С. 210.
3. Гарифуллин В.З., Абдель Вахед Э.А.М. Роль спутникового телевидения в популяризации региона // Мультимедийная журналистика Евразии-2011: традиции и инновации Востока и Запада. - Казань: изд-во КФУ, 2011. - С. 91.
4. Кудашева Л. О. Влияние электронной коммерции и интернет-ресурсов на развитие индустрии туризма // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сб. науч. трудов конференции. - Томск: Национальный исследовательский томский политехнический университет, 2012. - С. 95.
5. Ронки А. Сотрудничество в сфере обмена цифровыми коллекциями и культурным контентом // Информационное общество. - 2010. - № 3. - С. 50-64.
6. Сахарчук Е.С. Возможности использования международного опыта электронных продаж в туризме в контексте развития региональных программ продвижения и реализации турпродукта // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 4 (14). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2009_4 (дата обращения: 01.12.2015).
7. Стахова Л.В. Электронные продажи в туризме: практика, проблемы, перспективы // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 4(23). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2011 4 (дата обращения: 01.12.2015).
8. В России в 2015 году через интернет будет продано более 30% всех тур услуг. [Электронный ресурс]: URL: http://www.travelpost.ru/?id=77863 (дата обращения 10.01.2016).
HIGH TECHNOLOGY IMPACT ON THE ELECTRONIC TOURISM DEVELOPMENT
Abdel Essam Wahed Abdullah Mahmoud, PhD in Philological sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected]
Kazan National Research Technological University Kazan, Russian Federation
The article discusses advantages of information technology in electronic tourism (e-tourism) promotion. Today the global society is hardly imaginable without different portable technical equipment, and it is the condition for e-tourism development. Implementation of the global Internet network in all spheres of human activity has allowed to develop e-commerce, which is firmly established in the tourism industry. At current stage tourist sites occupy a significant part of total number of Internet sites. E-tourism is the pressing topic for modern globalized society. But today the advantages of Internet's impact on the tourism industry in Russia and the world at large are understudied. The article defines the role of Internet and satellite television in development new type of organization of tourism - e-tourism. This kind of organization of tourism has become very popular in Western Europe and in America, due to the development of information technologies and Internet expansion of Web-sites of many means of accommodation. Hotels with own Web-sites gives on their pages detailed information about the conditions of accommodation with an indication of the prices of all the services offered. When comparing the data of price-lists, we can note that they differ markedly in the price range from tourist agencies proposals. Internet capabilities are attractive to potential tourists. With their help he by himself can get acquainted with the country, he is going to visit, can learn about the attractions and hotels, as well as the living conditions in them. Gradually, travelers began to trust in innovations such as e-visa and e-ticket, and enjoy them. Thus, it is possible to talk about the rapid development of e-tourism.
Keywords: e-tourism, information technology, Internet, satellite television
References
1. Abdel' Vahed Je.A.M. Rol' televizionnyh sputnikovyh kanalov v formirovanii kul'tury turizma [The role of television satellite channels in forming of tourism culture]. - Kazan: KNITU, 2013. - 136 p.
2. Butaeva N.V., Maksimova M.N. Vozmozhnosti informacionnyh tehnologij v okazanii uslug uchrezhdenijami social'noj zashhity [The potentialities of information technology in providing services to institutions of social protection] // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. 2013. T. 16, № 24. P. 210.
3. Garifullin V.Z., Abdel' Vahed Je.A.M. Rol' sputnikovogo televidenija v populjarizacii regiona [The satellite television in promotion of a region] // Mul'timedijnaja zhurnalistika
Evrazii-2011: tradicii i innovacii Vostoka i Zapada [Multimedia journalism of Eurasia-2011: traditions and innovations of East and West]. - Kazan: KFU, 2011. P. 91.
4. Kudasheva L.O. Vlijanie elektronnoj kommercii i internet-resursov na razvitie industrii turizma [The impact of e-commerce and online resources on the tourism industry development] // Transformacija nauchnyh paradigm i kommunikativnye praktiki v informacionnom sociume: sb. nauch. trudov konferencii [Transformation of scientific paradigms and communicative practices in the information society: Collection of scientific papers of conference]. - Tomsk: National Research Tomsk Polytechnic University, 2012. P. 95.
5. Ronki A. Sotrudnichestvo v sfere obmena cifrovymi kollekcijami i kul'turnym kontentom [Cooperation in exchanging of digital collections and cultural content]// Informacionnoe obshhestvo [Information society]. - 2010. - № 3. -P. 50-64.
6. Saharchuk E.S. Vozmozhnosti ispol'zovanija mezhdunarodnogo opyta elektronnyh prodazh v turizme v kontekste razvitija regional'nyh programm prodvizhenija i realizacii turprodukta [International Practice of E-Marketing in Tourism: Regional Programs to Promote and Sell Tourism Products] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. -2009. - № 4 (14).: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2009_4 (data obrashhenija: 01.12.2015).
7. Stahova L.V. Elektronnye prodazhi v turizme: praktika, problemy, perspektivy [E-Marketing in Tourism: Practice, Problems and Prospects] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2011. - № 4(23): URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2011_4 (Accessed on: 01.12.2015).
8. V Rossii v 2015 godu cherez internet budet prodano bolee 30% vseh tur uslug [More than 30% of all tourism services will have been sold online in Russia in 2015]. URL: http://www.travelpost.ru/?id=77863 (Accessed on: 10.01.2016).