Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЁНКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЁНКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТИ / СЕТЬ “ИНТЕРНЕТ” / ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семухин Сергей Дмитриевич

В настоящее время информационные технологии развиваются очень быстро. В связи с этим возрастает проблема обеспечения информационной безопасности, особое внимание следует уделять информационной безопасности подрастающего поколения, этим подтверждается актуальность данного исследования. В статье рассмотрена основная нормативная база обеспечения информационной безопасности детей. Исследовалось отечественное зарубежное и международное законодательство. Выявлены имеющиеся в настоящий момент проблемы, представлены пути их решения и направления совершенствования законодательства РФ. Целью исследования является выявление недостатков нормативно-правового регулирования и разработка предложений по его совершенствованию для устранения пробелов. По мнению автора необходимо, создание единого нормативного правового акта в сфере обеспечения информационной безопасности детей, в том числе включающему нормы о механизме юридической ответственности за соответствующие правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY FRAMEWORK INFORMATION SECURITY OF CHILDREN, PROBLEMS OF IMPACT ON THE CHILD AND SOLUTIONS

Currently, the development of technology is very fast. In this regard, the problem of information security is increasing, especially with regard to the younger generation, so the relevance of this issue cannot be overestimated. The article examines the main regulatory and legal framework for children’s information security, both Russian and international, examines the current problems, presents solutions and reflection in the legislation of the Russian Federation. The purpose of the study is to identify the shortcomings of regulatory regulation and suggestions for improvement to eliminate. The final product will be the creation of a specific regulatory legal act in the field of information security of children, imposing legal responsibility for the acts of criminals.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЁНКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 342.951

С. Д. СЕМУХИН Финансовый университет при Правительстве РФ

S.D. SEMUKHIN Financial University under the Government of the Russian Federation

Нормативно-правовая база информационной безопасности детей, проблемы воздействия на ребёнка и пути

решения

Regulatory framework information security of children, problems of impact on the child

and solutions

Аннотация

В настоящее время информационные технологии развиваются очень быстро. В связи с этим возрастает проблема обеспечения информационной безопасности, особое внимание следует уделять информационной безопасности подрастающего поколения, этим подтверждается актуальность данного исследования.

В статье рассмотрена основная нормативная база обеспечения информационной безопасности детей. Исследовалось отечественное зарубежное и международное законодательство.

Выявлены имеющиеся в настоящий момент проблемы, представлены пути их решения и направления совершенствования законодательства РФ.

Целью исследования является выявление недостатков нормативно-правового регулирования и разработка предложений по его совершенствованию для устранения пробелов. По мнению автора необходимо, создание единого нормативного правового акта в сфере обеспечения информационной безопасности детей, в том числе включающему нормы о механизме юридической ответственности за соответствующие правонарушения.

Ключевые слова: информационное пространство, информационная безопасность, дети, сеть "Интернет", правонарушитель , нормативно-правовая база, психологическое воздействие, физическое воздействие.

Abstract

Currently, the development of technology is very fast. In this regard, the problem of information security is increasing, especially with regard to the younger generation, so the relevance of this issue cannot be overestimated. The article examines the main regulatory and legal framework for children's information security, both Russian and international, examines the current problems, presents solutions and reflection in the legislation of the Russian Federation. The purpose of the study is to identify the shortcomings of regulatory regulation and suggestions for improvement to eliminate. The final product will be the creation of a specific regulatory legal act in the field of information security of children, imposing legal responsibility for the acts of criminals.

Keywords: information space, information security of children, Internet, attacker, regulatory framework, psychological and physical impact on the child.

Введение

в сети „Интернет", которые могут быть как незначительными проступками с использованием данных, так и деяниями, влекущими значительные материальные и моральные потери.

В настоящее время стремительными темпами развивается информационная сфера. Современное общество не может быстро адаптироваться к новой информационной реальности, и не обладает эффективными навыками ее безопасного использования. Каждый из нас в той или иной мере был подвержен опасности

Количество злоумышленников в информационно-телекоммуникационной сети растет с каждым днем. Сейчас многие люди в виртуальном пространстве

преследуют единственную цель — заработать деньги. Способы, используемые при этом, могут быть самыми разнообразными, вплоть до противоречащих законодательству. Как показывает исследование, замыслы преступников в информационной сфере распространяются на несовершеннолетних как на одних из самых уязвимых в информационном пространстве субъектов нашего общества.

Не обладая жизненным опытом, являясь неприспособленными к реакции на вызовы гиперинформационной среды, молодое поколение становится объектом манипуляций, запугиваний и иных воздействий на личность, следствием чего могут являться и просто негативное психологическое состояния и более серьезные деяния вплоть до попыток совершения суицидальных актов.

Основная часть

I. Анализ действующей нормативно-правовой базы

Рассмотрим нормативно-правовую базу, которая обеспечивает информационную безопасность детей. В начале обратимся к международным документам, главным из которых считаем «Конвенцию о правах ребенка», принятую Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г1. Данный документ устанавливает основные правила доступа ребенка к информации, которая соответствует правильному физическому и психическому развитию, формулирует принципы защиты детей от негативной информации. Далее обратимся к статье 15 Модельного закона Союза независимых государств «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве»

1 Конвенция о правах ребенка. Генеральная Ассамблея

ООН, 1989. // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. ст. 497.

С. 1-17.

№14-9 (Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ, 16 октября 1999 г.)2, которая запрещает пропаганду, агитацию, наносящую вред психическому здоровью ребенка.

Перейдем к анализу российского законодательства. Прежде всего, это «Концепция информационной безопасности детей», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года, №2471-р3, которая способствует единой государственной политики в сфере информационной безопасности детей, учитывает риски, связанные с развитием информационных технологий.

Отдельного внимания достоин Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью»4, который являлся важным и своевременным документом, в то же время в современном быстроменяющемся информационном обществе он не в состоянии решить имеющиеся проблемы по обеспечению безопасного для несовершеннолетних киберпространства. Положительным хочется отметить, что закон раскрывает понятие информационной безопасности детей как состояние защищенности и отсутствие риска для физического и психологического состояния здоровья ребенка, которое полностью соответствует политике государства в области комплексного обеспечения информационной безопасности личности,

Модельный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» № 14-9 . // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2000. № 23. С. 134 -154.

Концепция информационной безопасности детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2471-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 49. ст. 7055. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Федеральный закон № 436-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. ст. 48.

общества и государства. Важную роль в обеспечении информационной безопасности детей играет Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)5, который создал механизм защиты от вредоносной информации в сети «Интернет.

II. Проблема

В настоящее время стоит серьезная проблема по обеспечению комплексной безопасности ребенка в сети "Интернет". Простейшее незнание правил безопасности на просторах всемирной паутины, детская непосредственность, доверие и наивность становятся главными болевыми точками, на которые воздействуют злоумышленники. Важно отметить, что преступники очень хорошо изучают эти аспекты, формируют необходимый подход к каждой отдельно взятой личности с целью получения личной выгоды. Рассмотрим риски для детей во всемирной сети, представленные на Рисунке 1.

Онлайн риски Россия Европа

Видел сеКСуаЛьные и юбражении Онлайн ¿т> 14%

Видел/получал сообщения сексуального характера 2т 15%

Пи<ал/отпраелдл сообщения сексуального характер» 4% 7%

Подвергался буляингу в интернете 10% 6%

Встречался лично с тем. с кем познакомился в интернете 21% 9%

Видел веб-сайты, на которым обсуждают ненавистнический контент 29% 12%

Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы чрезмерного покуда ниЛ 2Ш 4%

Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы причинения себе вреда и боли 14% 8%

Видел веб-сайты, на которых обсуждают наркотики, опыт ик употребления 13% 7%

Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы совершения самоубийства 11% 5%

Становился жертвой обмана/мошенничества или хищений личных данных в интернете 26% 5%

На первом месте находятся порнография, что неудивительно, поскольку в настоящее время поставлен заслон созданию и распространению, но нет действенной системы ограничений на потребляемый контент, размещённый в сети. Как видно из таблицы социальные сети служат пространством для общения, посредством которых злоумышленник внедряется, а после манипулирует сознанием ребенка. Большую опасность представляют так же медиа-источники, а также иные формы распространения информации, в которых ребенок получает огромную дозу рекламы и просто информации, когда не гарантировано, что она будет являться достоверной и добросовестной. Интернет-порталы и социальные сети также представляют опасность.

На социальных платформах, таких общеизвестных как «ВКонтакте», «Одноклассники» и др. существует много разных групп, в которых общаются дети не задумываясь, просто проводя время. Есть такие сообщества, которые под видом детских викторин, квестов различными способами воздействуют на информационно-психологическую составляющую ребенка. Так, всеми известная группа «Синий кит», получившая известь в апреле 2016 г., организовывает игру, состоящую из 50 этапов, конечный этап которой — самоубийство [2]. Все начинается с небольших заданий, через которые преступник завладевает сознанием ребенка. В этом

Рис.1 — «Онлайн-риски в России и Европе» [1]

Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). ст. 3448.

5

состоянии ребенок не может принимать верные решения. Ребенок становится объектом манипуляции и готов совершать любые сказанные действия, вплоть до актов причинения вреда здоровью себе и ближним..

Другая опасность — различные платформы по распространению пользовательского мультимедийного контента. Рассмотрим на примере. Речь пойдет о такой платформе как Т1кТок, которая в последние несколько лет охватила практически весь мир. С одной стороны, она не представляет никакой опасности: простые короткометражные видео с лайфха-ками и полезными вещами. Однако пошли тренды на видео резкого психического воздействия — «скримеры» и различные танцы полуобнаженных тел. Если с первыми все более мене понятно — вызывают кратковременный шок, то вторые — могут составлять объект порнографии. Основное преимущество данной видеоплатформы состоит в том, как заверяет администрация «ТикТок», базируется на защите интересов потребителей контента, однако это не так. Видео формируются на «системе хэштегов», к примеру ребенок оценил видео с хэштегом «гонки», алгоритм записал его в «рекомендуемое», а через несколько роликов подобрал видео, у которого было 3 хэштега — «гонки», «развлечения», «для взрослых»6. После этого сформировалось видео, подходящее под эти условия и "выплыло" в рекомендуемые для просмотра. Таким образом ребенок становится испытывает воздействие непристойных видео.

Мы прогнозируем, что итогом постоянного просмотра сформированного таким образом контента несовершеннолетними

Фефелов А., Афанасьев А. Дети Интернета: что они смотрят и кто ими управляет URL: https://narasputye.ru/ archives/7399 (дата обращения: 26.05.2022)

может явиться падение культурного уровня, психические расстройства, депрессии, попытки нанести себе физический вред.

III. Решение, пути реализации

Проблема совершенствования механизма обеспечения информационной безопасности детей требует незамедлительного решения. Потери здоровья, деградация личности, моральный ущерб молодого поколения — последствия игнорирования данной проблемы. Мы видим следующие направления совершенствования.

Во-первых, информационно-просветительская работа с детьми по вопросам безопасности в сети "интернет" на настоящий момент недостаточна. Решением может стать обучение, ознакомление с основными правилами безопасности в сети. Здесь предлагается проводить больше проектов данной направленности. Все различные форумы, выставки, посвященные демонстрации технологий ИТ-безопасности, вреде и пользе интернета, общении в соцсети. Это позволит детям проникнуться в этот мир, а позже задуматься при принятии решений. Социальная реклама также поможет реализовать задуманное [3].

Во-вторых, необходима вовлеченность непосредственно родителей в жизнь ребенка, их контроль за сообществами и группами в социальных сетях, неформальное общение для поддержания психологического состояния ребенка. Под этим подразумевается законодательное закрепление, создания закона "О защите несовершеннолетних", в котором будет указано, что представители несовершеннолетних должны принимать все меры против зависимости в сети "Интернет".

В-третьих, необходимо добиться поощрения от государства за разработку, исследования и различное содействие в здоровом воспитании несовершеннолетних

в вопросах, связанных с кибербезопас-ностью, посредством законотворчества. В настоящий момент это не так широко применяется. Постановка данного вопроса привлечет множество заинтересованных людей, которые будут готовы содействовать процессу, а также популяризует его.

В-четвертых, запрет на производство, выпуск и распространение информации, связанной с клеветой и посягательством на права людей, в том числе несовершеннолетних, привлечь к ответственности. Стоит указать обоснование. Ярким примером является кибербуллинг в сети, который воздействует на психологическую составляющую человека и может привести к непоправимым последствиям в связи с обострением комплекса неполноценности, депрессивному или иному состоянию ребенка [4].

В-пятых, решение кадрового вопроса, ведь отсутствие специалистов в области информационной безопасности, которые будут не только защищать критическую информационную инфраструктуру, но и обеспечивать безопасность ребенка в интернете посредством внедрения программно-аппаратных средств защиты информации на устройства детей, уста-

новка антивирусного программного обеспечения других вопросов.

В-шестых, необходимо озадачить все информационные продукты (СМИ, социальные сети, веб-ресурсы и др.) маркировать контент по возрастному ограничению. Здесь подразумеваются метки на контенте по типу: до 6-ти лет 0+, после 6-ти лет: 6+ и т. д [5]. Такая система, применимая ко всем инфопродуктам позволит снизить нагрузку на психологическую составляющую детей.

Заключение

Таким образом, актуальность создания новых норм, регулирующих информационную безопасность несовершеннолетних, в том числе включающих механизмы юридической ответственности доказано. Имеющаяся законодательная база в полной мере не способна решить современные проблемы безопасности подрастающего поколения. Риск непринятия вопросов совершенствования механизмов информационной безопасности несовершеннолетних связан с потерей здоровья, морального состояния, деградацией личности. Это важная задача, стоящая перед государством в настоящее время.

Список литературы

1. Солдатова Г. У Медиапотребление подростков и родителей: источники информации и доверие к ним // Психологические исследования. — 2021. — T. 14. — N 80. — C. 2-43.

2. Скосырева С. О. Информационная безопасность детей в современном обществе URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary 43783074 21187875.pdf (дата обращения: 26.05.2022)

References

1. Soldatova G. U. Media consumption of adolescents and parents: sources of information and trust in them // Psychological research. - 2021. - T. 14. -No.80. - C. 2-43.

2. SkosyrevaS.O. Information security of children in modern society // scientific electronic library Elibrary.ru - 2019 - 5, URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_ 43783074 21187875.pdf (date of application: 05/26/2022)

3. Букалерова Л. А. Правовые, организационные, технические меры противодействия призывам к самоубийствам несовершеннолетних в сети Интернет URL: https://elibrary. ru/download/elibrary 30095849 23757302.pdf (дата обращения: 26.05.2022)

4. Остроушко А. В. Защита информационной безопасности несовершеннолетних в КНР URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zaschita-informatsionnoy-bezopasnosti-nesovershennoletnih-v-knr (дата обращения: 26.05.2022)

5. Лось Л. В. Информационная безопасность детей в Российской Федерации: концепция и перспективы URL: https ://www.elibrary. ru/ download/elibrary 32442024 45099618.pdf (дата обращения: 26.05.2022)

3. BukalerovaL. A. Legal, organizational, technical measures to counter calls for suicide of minors on the Internet // scientific electronic library Elibrary.ru - 2017 - 10, URL: https://elibrary. ru/download/elibrary 30095849 23757302.pdf (date of application: 05/26/2022)

4. Ostroushko A. V. Protection of information security of minors in China // Cyberleninka — 2018 — 5, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zaschita-informatsionnoy-bezopasnosti-nesovershennoletnih-v-knr (date of application: 05/26/2022)

5. Los L. V. Information security of children in the Russian Federation: concept and prospects // Scientific Electronic Library Elibrary.ru — 2017 — 7, URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary 32442024 45099618.pdf (date of application: 05/26/2022)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Семухин Сергей Дмитриевич, студент факультета Информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, Россия

semukhin.serezha@mail.ru

Научный руководитель: Остроушко Александр Владимирович, к.ю.н., доцент, Доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. г. Москва, Россия

ABOUT THE AUTHOR

Sergey D. Semukhin, Student of the Faculty of Information technology and big data analysis of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

semukhin.serezha@mail.ru

Supervisor:

Alexander V. Ostroushko, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 10.05.2022; одобрена после рецензирования 31.05.2022;

принята к публикации 09.06.2022;

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 10.05.2022; approved after reviewing 31.05.2022; accepted for publication 09.06.2022; The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.