Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Какоян Е.А., Князева Н.Ю.

В статье рассматриваются актуальные вопросы влияния информационных технологий на человека, его ментальную сферу. Раскрыты защитные механизмы и особенности их функционирования, которые используются человеком. Автор обращает внимание на тот факт, что информатизация всех сфер деятельности человека уходит сложившееся в процессе эволюции единство эмоциональной и рациональной сфер.The article deals with topical issues of the impact of information technology on man, his mental sphere. Disclosed to the defense mechanisms and peculiarities of their functioning, which are used by man. The author draws attention to the fact that the Informatization of all spheres of human activity goes, the situation in the process of evolution, the unity of emotional and rational spheres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

приоритетные задачи модернизации системы подготовки будущих учителей технологии:

- развитие творческого мышления будущих учителей технологии, в первую очередь, проектировочного и технологического;

- формирование готовности будущих учителей технологии к предстоящей профессиональной деятельности (в том числе и в условиях профильной школы) в сочетании с профессиональной мобильностью;

- социализация будущих учителей технологии через формирование и развитие предприимчивости, самостоятельности, инициативности, ответственности, честности и порядочности.

Использованные источники:

1. Корецкий, М.Г., Назаров, В.Н., Шпаков, Н.П. Техническое конструирование. [Текст] /М.Г. Корецкий// Учебное пособие. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов факультета технологии и предпринимательства. - М.: Изд-во МГОУ, 2010.

2. Насырова, Э.Ф. Интеграция содержания дисциплин при подготовке будущих учителей технологии // Омский научный вестник. - 2011. - № 3 (98). - С. 182-184.

3. Романова, К.Е. Модель методической системы: формирование педагогического мастерства будущих преподавателей // Наука и школа -2009. - № 3. - С. 30 - 34.

Какоян Е.А., к.филос.н.

доцент

кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»

Князева Н.Ю., к. психол. н. доцент, заведующий кафедрой «Социально-гуманитарных

дисциплин»

Технологический институт ДГТУ

филиал в г. Азове Россия, г. Азов

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ

ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются актуальные вопросы влияния информационных технологий на человека, его ментальную сферу. Раскрыты защитные механизмы и особенности их функционирования, которые используются человеком. Автор обращает внимание на тот факт, что информатизация всех сфер деятельности человека уходит сложившееся в процессе эволюции единство эмоциональной и рациональной сфер.

Ключевые слова: информационные технологии, информационное пространство, информационная культура.

The article deals with topical issues of the impact of information technology on man, his mental sphere. Disclosed to the defense mechanisms and peculiarities

of their functioning, which are used by man. The author draws attention to the fact that the Informatization of all spheres of human activity goes, the situation in the process of evolution, the unity of emotional and rational spheres.

Keywords: information technology, information space, information culture.

Технические достижения XXI века превратили информацию в информационные технологии, что повлияло на ментальную сферу человека и изменило организацию социума. Современные технологии, с одной стороны, дают огромные возможности, а, с другой, социальные коммуникативные каналы позволяют влиять и манипулировать массовым сознанием.

Человек, обладающий выходом в Интернет, может обратиться к «Другому», к аудитории, находящихся в любой точке информационного пространства. Возможность общения и выражения своих взглядов у пользователей уже есть в любом персональном компьютере, и эта возможность может использоваться как во благо, так и во вред людьми или группами людей, стремящимися навязать свою волю или взгляды остальному миру. Примером этому могут быть события во Франции, где поведенческими установками молодежи руководили через систему Интернет. Через яркие эмоциональные, драматические, по преимуществу визуальные образы, через неофициальные публичные анализы, критику и комментарии создать определенную, заранее сконструированную идеологическую доктрину, подтвердила медиа-война в Косово, по сути, определившая политические и военные решения, принимаемые союзной коалицией, опять же через систему Интернет. Также, например, оранжевая революция в Украине, розовая - в Грузии и зеленая - в Киргизии, - все через систему Интернет. Также война в Южной Осетии, война на Украине -опять же, все через систему Интернет.

Информационное пространство не является автоматическим отражением реальности, а имеет относительную независимость. Оно трансформируется в зависимости от интерпретации информации или интерпретации действительности сознанием человека, при этом также воздействуя и изменяя человеческое сознание. Свойства виртуального пространства - дискретность, фрагментарность, иллюзорность, отражаются в ментальной сфере человека: таким же образом, в виде отдельных не связанных ничем фрагментов, без внутренних связей информация продолжает существовать в сознании индивида, что порождает феномен «клиповости» и одновременно синкретичности мышления.

Ориентация в множественности информационных пространств требует выработанных защитных механизмов, критериев оценки релевантности информации, способности отделять главное от второстепенного, умение отметать «информационный мусор», который искажает процесс адекватного восприятия актуальной информации. Нерегулируемый контент интернета, огромное количество непроверенного, часто намеренно ложного, этически

негативного материала, неизученность воздействия на психику человека делает одной из главных целей обучения пользователя формирование адекватного отношения к информации.

Сегодня не существует определенного набора базовых источников информации, как предполагала классическая система образования. Каждый образованный, информационно грамотный индивид должен не только знать об общедоступных источниках информации и уметь ими воспользоваться, но и уметь оценивать достоверность и полезность информационных данных, иметь личностные фильтры отбора и отсечения информации, выстраивая и пополняя личностную диаграмму знаний.

Мультимедиа не только открывают окно в мир, но и сужают творческие возможности самого человека. Если, например, читатель классической прессы, которая переводила типографские знаки в мир образов и понятий, проделывал огромную самостоятельную работу, которая, конечно, была подготовлена и направлена предшествующим образованием, то сегодня пресса активно использует комиксы, а видеотехника дает готовые, почти не требующие самостоятельной интерпретации, образы, кажущиеся самой действительностью. При этом содержание газет и телепередач также оказывается идеологически нагруженным и цензурно жестко ограниченным.

Уже открытие радио породило теории, согласно которым электронные средства связи делают информацию более широкой и доступной. Без больших затрат, связанных с книгоизданием, радиосообщения оперативно и эффективно доходят до каждого и вызывают нужный эффект. Политика сегодня опирается не столько на идеологию и псевдоаргументацию, сколько на масс-медиа. Их общедоступность порождает иллюзию демократичности и свободы. Кажется, что информация общедоступна и любой неленивый человек может знать все, что захочет. И если остается проблема политических, военных, коммерческих тайн, то она не может считаться аргументом против того, что именно благодаря средствам массовой коммуникации мечты о равенстве и демократии значительно продвинулись вперед. Такая оптимистическая точка зрения не дает возможности достаточно внимательно и обстоятельно проанализировать негативные тенденции масс-медиа. Они не могут быть исправлены иллюзиями и благими пожеланиями, а требуют деятельного участия людей в контроле за использованием средств массовой коммуникации. Пресса и ТВ не только не обеспечивают демократизации и эмансипации общества, но окончательно закабаляют его.

Информационная культура формируется в процессе образования, которое призвано воспитывать нового пользователя информационного общества, отвечающего не только требованиям науки и социума, но и способного стать каталитической силой для их развития. В связи с переизбытком информации и отсутствием фильтров молодые люди

объективно нуждаются в создании условий, содействующих интеллектуальному и творческому росту.

В связи с ускорением всех общественных, научных процессов человеку требуется все большее вмешательство техники в привычные для него сферы жизни, что позволяет оптимизировать работу, автоматизировать рутинный труд, создать дополнительные возможности интеллектуального развития. Поэтому стремительно развивается и постоянно расширяется та область практической деятельности человека, которая связана с использованием информационных технологий. Автоматизация всего и вся позволяет человеку быстрее и проще решать большинство повседневных задач.

Информатизация накладывает отпечаток на человеческое мировоззрение. Экранный тип культуры нарушает гармонию логических и внелогических оснований жизни. Появляются два контрастирующих по законам своего существования пространства, а при высокой интенсивности может произойти замена реальности. То, что возможно в сети, невозможно в реальной жизни. Имманентно-виртуальные смыслы трансцендентны по отношению к жизненной реальности, потому многие психические заболевания связаны с выходом из реального пространственно-временного континуума, а воздействие интернета часто сродни наркотическому, благодаря его возможностям реализовывать нечто из глубин бессознательного. Отрицательные последствия информатизации, различные виды отрыва от объективной реальности (компьютерная зависимость, игры, хакерство, а сегодня - социальные сети) психологи начали изучать практически с момента появления компьютеров, доказывая значительное влияние ее на психологическую деятельность [1]. М. Кастальс в книге «Сила коммуникаций» утверждает, что сетевые медиа влияют на мышление, воображение и чувство реальности, и выживают только те, кто осознает эту трансформацию [2].

Доступность информации и разнообразных коммуникативных средств снижают критичность мышления, заменяют его шаблонами, мышлением большинства. Согласно мнению психологов, снижается когнитивный компонент, происходит снижение критического барьера, ограждающего человека от внешних влияний [2].

Акцент с аналитической деятельности смещается на поисковую -основное время уходит не на анализ информации, а на ее поиск. Ограниченное пространство Web-сайта позволяет разместить на нем множество, часто абсолютно не связанных объектов. От избытка предоставляемой информации в поиске постоянно изменяются цели. Этому же способствует гипертекстовая система построения материала, дающая возможность переходить по гиперссылкам, каждая из которых определяет свой маршрут путешествия.

По мере информатизации всех сфер деятельности человека уходит

сложившееся в процессе эволюции единство эмоциональной и рациональной сфер. Интеллектуальная сфера в свою очередь постепенно редукционирует к инструментализму, когда все рассматривается не со стороны эстетики, морали, ценности, а только как инструмент в достижении цели. Стиль мышления современного человека технократичен, формально-логичен, абстрактен, лишен диалектики и эмоционально подавлен. Человек «ожелезился», искусственный интеллект воссоздался на материале человека - вся деятельность, даже коммуникация, стала алгоритмизирована, становится возможным программирование «социальных интерфейсов». Общение связано с основными сферами социализации человека -деятельностью и самопознанием, и проблема общения при развитых средствах коммуникации встает особенно остро.

Еще одной проблемой является противоречие между темпом приращения знаний в обществе («информационным взрывом» (С. Лем)), темпом развития технологий и осмысления их человеком. Возникает реальная угроза в отдалении созданных человеком интеллектуальных систем от самого человека, так как технологии выходят из под его контроля. Невозможность отследить, осуществить контроль над системами обработки информации (элементарная работа в текстовом редакторе может быть нарушена из-за сбоя функции сохранения, вставки, копирования, нумерации и т.д., а постоянные обновления версий, несмотря на похожесть, вынуждают постоянно изменять уже освоенные алгоритмы работы) заставляет находиться человека в постоянной психологически стрессовой ситуации. Человек не успевает адаптироваться к изменениям, происходящим в самых различных сферах жизнедеятельности, что приводит, по терминологии А. Тоффлера, к «футурошоку» [1].

С одной стороны, для повышения культурного потенциала человека требуется находиться в постоянном процессе овладения информационной техникой. С другой, при несомненном расширении познавательных возможностей, развитие других способностей - культурных, эстетических и т.д. - посредством информационных технологий крайне спорно. Можно благодаря Интернету прочитать все книги и посетить все музеи мира, но появится ли потребность в этом у поколения, воспитанного на мультфильмах, сериалах и компьютерных играх? Именно поэтому в нашем образовании вновь стали акцентировать внимание не только на процессе обучения, но и на воспитании, так как человек, живущий в информационном мире, должен быть прежде всего личностью, а потом уж профессионалом в любой из выбранных сфер деятельности.

Информатизация общества освобождает человека от нетворческого труда, меняет его мировоззрение, понимание различных сторон природы, общества и человеческого мышления, формирует новую коммуникативную культуру, новые формы общения, которые отражают процессы глобализации. Сущность глобализации и модернизации проявляется в виде

феноменов: интернационализация человеческой практики; формирование единого экономического пространства; радикальное повышение скорости перемещения идей, товаров, услуг и финансовых институтов управления; перераспределение функций глобального регулирования; возникновение глобальных проблем человечества.

Под влиянием глобализации намечаются тенденции к развитию информационного сообщества, расширению его полномочий и возможностей в решении проблем современности. Глобализация - это стратегия модернизации общества, предполагающая системный процесс интеграции. Взаимосвязь процессов модернизации и глобализации в значительной мере определяют логику развития современного мира и ставят мировое сообщество перед проблемой своего будущего.

Использованные источники:

1. Денисова А.Б., Сенюшина В.Г. Влияние информационной реальности на существование человека // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7792

2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб., 2000.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. - 736 с.

4. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга». 2003. - С. 320.

Калашникова А.В. старший преподаватель Ильюша В.Н. студент 4 курса кафедра педагогики ОП "Педагогическое образование " Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Kalashnikov Anna

Senior lecturer at the School of pedagogics of far Eastern Federal University,

Ussuriisk Department of education Pedagogy School student FEFU 4 year, OP " Teacher education " Ilyusha VN THE ESSENCE OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF PRODUCTIVE ACTIVITIES IN THE PROCESS GROUP WORK Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.