Научная статья на тему 'Социальные и психологические особенности интернеткоммуникации'

Социальные и психологические особенности интернеткоммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
210
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GLOBALIZATION / HUMAN / COMMUNICATIONAL INTERACTION / SOCIAL CONTEXT / "INFORMATION SUBJECT" / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / A NEW DAILY / INTERNET / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / "ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУБЪЕКТ" / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иоселиани Аза Давидовна

Раскрывается коммуникативная сущность человека глобального инновационного общества, анализируются формы социальной адаптации личности к информационной реальности, и показывается, что важнейшим источником и продуктом этой адаптации являются жизненные ценности и идеалы человека. В работе особое внимание уделяется свободе и выбору стратегии развития «информационного субъекта» в новой повседневности и глобальной сети Интернет. Дается социально-философское понимание виртуальной реальности. Автор доказывает, что с внедрением в обыденную жизнь Internet меняются формы и способы повседневной межличностной и социальной коммуникаций, вносятся коррективы в традиции и культуру, возникают инновации, новые материальные и духовные реалии бытия, формируются новые принципы жизни, новая реальность, сопровождающая повседневную практическую деятельность людей.Explored the communicative essence of an innovative, Global society person, analyses the forms of a person’s social adaptation to the informational reality, and shows that a person’s life values and ideals are the major sources and products of this adaptation. A special accent in the article is made on freedom and the strategy choice for an «information subject» in the new daily and the global Internet network. The author proves that with the Internet integrating into everyday life, the forms and ways of everyday personal and social communication change, adjustments are made to traditions and cultures, innovation and new material and spiritual existence realities emerge, new life principles and new reality are formed that accompany people’s daily activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные и психологические особенности интернеткоммуникации»

УДК 316.62; ББК 88.50

DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10006

© Иоселиани А.Д. 2020

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERNET COMMUNICATION

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Aza Davidovna Ioseliani,

Doctor of Philosophical Sciences, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: aza-i@yandex.ru

Аза Давидовна Иоселиани,

доктор философских наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: aza-i@yandex.ru

Для цитирования: Иоселиани А.Д. Социальные и психологические особенности интернет-коммуникации. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2020. С. 27-35.

Рецензент: Махаматов Таир Махаматович, доктор философских наук, профессор

Abstract. Explored the communicative essence of an innovative, Global society person, analyses the forms of a person's social adaptation to the informational reality, and shows that a person's life values and ideals are the major sources and products of this adaptation. A special accent in the article is made on freedom and the strategy choice for an «information subject» in the new daily and the global Internet network.

The author proves that with the Internet integrating into everyday life, the forms and ways of everyday personal and social communication change, adjustments are made to traditions and cultures, innovation and new material and spiritual existence realities emerge, new life principles and new reality are formed that accompany people's daily activities.

Аннотация. Раскрывается коммуникативная сущность человека глобального инновационного общества, анализируются формы социальной адаптации личности к информационной реальности, и показывается, что важнейшим источником и продуктом этой адаптации являются жизненные ценности и идеалы человека. В работе особое внимание уделяется свободе и выбору стратегии развития «информационного субъекта» в новой повседневности и глобальной сети Интернет. Дается социально-философское понимание виртуальной реальности.

Автор доказывает, что с внедрением в обыденную жизнь Internet меняются формы и способы повседневной межличностной и социальной коммуникаций, вносятся коррективы в традиции и культуру, возникают инновации, новые материальные и духовные реалии бытия, формируются новые принципы жизни, новая реальность, сопровождающая повседневную практическую деятельность людей.

Keywords: globalization, human, communicational Interaction, Social Context, «information subject», information-oriented society, a new daily, the Internet.

Ключевые слова: глобализация, человек, коммуникативная интеракция, социальный контекст, «информационный субъект», информационное общество, новая повседневность, глобальная сеть Интернет, виртуальная социальная реальность.

Введение

Формирование глобального информационного общества и внедрение Internet в каждодневную жизнь человека повлекло за собой глубокие изменения в бытии человека а, главное, в самом человеке - субъекте, действующем в радикально новых условиях жизни и коммуникации [1]. Эти изменения настолько существенные, что можно говорить о рождении качественно другого, ново-

го субъекта деятельности. Это, по сути, есть проблема самосознания человека в информационной реальности.

Разрастание всемирной паутины Internet и укоренение высоких технологий в жизни человека радикально меняет формы и способы повседневной межличностной коммуникаций и социальной адаптации. Анализ информационных коррективов повседневности позволяет осознать и оценить но-

вые культурные традиции, содержание инноваций, переосмыслить новых материальных и духовных реалий бытия, и, тем самым, выявить специфические черты эволюции человека и того общества, которое он создал и в котором он, как личность функционирует.

Человек в глобальном информационном обществе приобретает такие качественные параметры, новые черты, которых у него не было в индустриальном обществе.

Дискурс.

Становление человека в глобальном информационном обществе есть процесс переосмысления индивидом структурных образующих собственного бытия, таких например, как цели, задачи, способы, смысл преобразования объективного мира, интеграции привычных, несетевых средств коммуникации с глобальной информационной реальностью. Взаимодействие с новой информационной реальностью позволяет подойти к человеку как субъекту качественно иной интерактивной деятельности, субъекту действия в формировании и развитии глобальной коммуникативной социальной действительности.

Деятельность человека в глобальном информационном социуме имеет классическую структуру, имеющую преемственный характер. Она состоит из цепочки потребностей - мотивов -цели - условий достижения цели с одной стороны, и, с другой, соотносимые с ними: деятельность -действия - операции. Такая классическая структура деятельности человека в глобальном информационном обществе приобретает качественно новые значения.

Первая цепочка структуры составляет содержание деятельности человека, а вторая - ее реализацию. В совокупности эти два пласта составляют психологическую суть деятельности, направленной на удовлетворение потребности людей в коммуникации.

Одним из самых важных характеристик Homo Sapiensa, и является потребность в коммуникации. В глобальном мире удовлетворение этой потребности происходит на таком уровне, объеме и скорости, которых не было за все время существования цивилизации [2, с. 207-225, 414-430].

В типологии коммуникации наиболее часто встречаются следующие виды диалога: фатиче-ский, информационный, дискуссионный и исповедальный.

Фатический тип коммуникации - это обмен речевыми высказываниями для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатиче-ское общение имеет характер ритуала, так как соз-

дает человеку ощущение сопричастности к собеседнику.

Информационный диалог - это обмен информацией различного характера. Информативная коммуникация чаще всего не требует ответных действий со стороны того, кому она предназначена, и поэтому носит рекомендательный характер. Например, обмен информацией на блогах и форумах в Интернете.

Дискуссионный тип коммуникации отражает столкновение точек зрения, различие в интерпретации тех или иных явлений, фактов, событий и т. п. Участники дискуссии, воздействуя друг на друга, убеждают друг друга и стремятся достичь желаемого результата. Дискуссионный диалог сопутствует человеческому общению во всех сферах жизнедеятельности

И, наконец, исповедальный тип диалога есть доверительное общение, когда человек стремится выразить и разделить с другим свои глубокие чувства и переживания. Это, по своей сути, есть интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

В современном мире информация стала базовым параметром постиндустриальной, глобализирующейся цивилизации, она и становится вторым «Я» для человека. Если наука, знания становятся главным ресурсом развития социальности, то эти же ресурсы применимы к социальному индивиду. «Внедрение» «гена» научного знания в каждую клеточку общественного организма посредством информационных технологий приводит к возможности созидания общества, основанного на знаниях. Возрастает доля «знаний» в услугах; главными активами каждого предприятия становятся интеллектуальные активы; средства производства из предметной области постепенно перерастает в область человеческих отношений, возникает виртуальная реальность, виртуальное бытие.

Глобальная сеть есть результат революции в области информационных технологий, создавшей материальную основу глобализации общества [3], т. е. появления новой, отличной от ранее существовавшей реальности. Впервые за всю историю цивилизации человеческая мысль прямо выступает в роли производительной силы, а не просто определенным элементом социально-производственной системы.

Информационно-технологическая революция от ее исторических предшественников принципиально отличается тем, что прежние технологические революции надолго оставались на ограниченной территории, а новые информационные

технологии почти мгновенно охватывают всю планету. При этом существуют значительные области, не включенные в современную технологическую схему. Более того, скорость технологической диффузии и охвата выборочна как социально, так и функционально. Различное время доступа к информационным инновациям и технологиям для людей стран и регионов становится критическим источником неравенства в современном мире, вплоть до исключения ряда региональных, национальных и даже континентальных сообществ из мировой информационной системы. Дело в том, что теперь ни одно государство или регион не могут выбирать темп, последовательность или объем подключения к глобальной сети, так как мировые силы сделают это за них, даже не советуясь с ними.

С внедрением в обыденную жизнь Internet и его расширением меняются формы и способы межличностной и социальной коммуникаций [4, с. 19-20] и адаптации, вносятся коррективы в традиции и культуру [5], возникают инновации, новые материальные и духовные пласты бытия, формируются новые принципы жизни, новая реальность, сопровождающая повседневную практическую деятельность людей.

Глобализация и усложнение средств коммуникации во всемирной сети Internet разрушают социальные барьеры, и в то же самое время рушатся и привычные, традиционные формы социальных связей, уступая место внесистемным формам повседневного межличностного общения.

Проблема взаимосвязи людей в повседневной жизни приобретает новые черты в контексте теории Internet, форм коммуникации, виртуальных «сообществ» и социальных сетей. Техносфера [6, с. 500-501], глобальные интеграционные процессы, инфосфера - это те корреляты, которые переформатируют пространство повседневного опыта, бытия коммуникации человека.

Современный этап цивилизационного развития [7, с. 58-59], от всех прежних исторических этапов отличается несколькими существенными чертами: во-первых, разрастанием всемирной глобальной паутины Internet, развертыванием и ускорением научно-технического прогресса; во-вторых, возникновением новых социальных проблем и обострением взаимоотношений человека с человеком, самим собой, обществом и природой.

Рассуждая о социальных проблемах, связанных с развитием глобальных инновационных коммуникативных средств мы, прежде всего, обращаем внимание на то, как меняется повседневная жизнь членов общества. Проблемы коммуникации, приобретения товаров, работы, образования,

услуги, получения информации и многое другое связаны с выходом в цифровое, виртуальное пространство.

В социальной философии пока еще не сложилась традиция рассмотрения социальных трансформаций, связанных с возникновением социальных сетей, новых электронных сообществ. Чаще всего ставится вопрос лишь о том, как изменяющаяся техника и технологии требуют новых подходов и способствуют изменению форм работы с ней. Но сегодня все более актуальным становится исследование другого вопроса - об изменении в самих процессах общения и в социальных связях на основе глобальных информационных технологий. Другими словами, новая техническая и социальная среда и внедрение новых технологий формирует новые социальные реалии и нового человека.

Философы, социологи, исследователи современного общества сегодня говорят об обществе СМИ как о свершившемся факте, что следует трактовать как реакцию на то, что действительно произошел прорыв в цифровых носителях информации, революционный эффект. Это явление можно отнести к первому этапу революционных перемен.

Второй же этап - это уровень изменившейся коммуникации. Речь идет не только о доступе к электронной информации, знаниям и об электронном пространстве, здесь речь идет, прежде всего, о создании информационной сети и инновационного типа культурного общения. Этот вид инновационного общения может быть назван культурной техникой на основе электронных средств информации. А это уже совершенно другая интерактивная парадигма коммуникации.

Предпосылками новой парадигмы интерактивной коммуникации могут быть возникновение сетевых, виртуальных сообществ, совершенствование интерактивных форм коммуникации, а также развитие технических средств и цифровых технологий, которые приведут к распаду существующих массовых коммуникативных систем.

Создание и внедрение новых форм повседневной коммуникации и новой социальной среды кардинально меняют не только социальные, экономические, управленческие, этические аспекты жизни и деятельности человека [8, с. 109-111], но и вызывают глубинные изменения личностных установок, потребностей и интересов. Появившиеся личностные и типологические особенности также детерминируют полную перестройку психологической структуры повседневной деятельности человека и отношения к другим и самому себе.

Всемирное социальное пространство Internet, а также повседневная коммуникация в нем имеют свою специфику. К особенностям Internet пространства и общения в нем можно отнести такие характеристики, например, как: бестелесность участников в процессе общения, анонимность и возможность замаскироваться, место локализации, несинхронность коммуникации во времени, ограничение форм самовыражения содержанием текста, отсутствие субординации и возможности статусного взаимодействия.

В связи с тем, что, дистанционная коммуникация снимает некоторые социальные и психологические проблемы человека, в изучении социальных отношений отмеченные особенности сетевого общения приобретает решающее значение.

Человек в виртуальном мире живет во имя новых ценностей общества потребления. Жизненные ориентиры современного индивида структурированы текстом рекламы, определяющим ведущую мотивацию. Реальность заменяется «гиперреальностью», которая подавляет реальность, ускользающую от человека, становящейся виртуальной, относительной, условной. Виртуальная реальность позволяет утолить потребность человека в конструировании иллюзорного мира.

Глобальная сеть способна заменить человеку его повседневный мир миром виртуальным. Этот новый мир формирует новый тип человека: «человек кликающий», который моделирует свой собственный мир посредством мыши. Новейшие информационные технологии сегодня уже не выступают исключительно средством доставки, обработки и хранения информации, а выполняют культурообразующую функцию, с их помощью создается особая культурная среда со своим особым контентом и нормами социального общения и взаимодействия.

Базирующаяся на информационном поле культура порождает новые и уникальные феномены. Реальность всемирной паутины уже давно развивается по своим законам и живет собственной жизнью: вовлекает людей в пространство Интернет - общения, сплетает и расплетает узоры образов, представляет пользователю необозримый массив сайтов, призывая его тем самым объять необъятное.

Объем информации становится настолько огромным, что индивидуальное сознание оказывается не в состоянии его охватить. Одна из проблем эпохи постмодерн заключается в отрыве индивидуального сознания от объема информации и системы знаний, которая все-таки присутствует в культуре. Можно отметить обезличен-

ность общения и «смерти автора» в сети: многие тексты в процессе интернет-общения появляются как результат коллективного творчества. Появившееся и широко распространившееся в сети блоговое общение позволяет прийти к коллективному видению проблемы через индивидуальные интерпретации. Читатели становятся соавторами, в итоге мы имеем дело уже с «коллективным автором». Информация, попавшая в сеть, становится публичной, ее могут увидеть тысячи человек, находящихся в разных странах и на разных континентах. С другой стороны, обезличенность общения провоцирует людей на откровения, которые они не могут себе позволить в реальной жизни. Человек оказывается включенным во множество культурных и субкультурных миров, причастность к которым возможно посредством «подглядывания». Человек моделирует свой мир по принципу «стимул-реакция», пытаясь все успеть в жизни. Но в результате за это человек заплатил высокую цену: приватность индивида стала иллюзией, а сохранение идентичности, социальной целостности в условиях тотальной включенности индивида в пространство виртуальной коммуникации — проблемой. Происходит погружение человека в своеобразный виртуальный маскарад, участники которого имеют возможности скользить между различными идентичностями, продиктованными их сиюминутными желаниями и потребностями.

Широкое распространение виртуальной реальности во всех сферах общественной жизни породило целый комплекс принципиально новых проблем. Среди них: обезличенность общения в сети, потеря своего «Я», деиндивидуализация человека, бессмысленное и бесконечное «зависание» в процессуальности виртуального мира, в котором преимущественно превалируют ценности общества потребления.

Социальные сети - это устойчивые структурные образования, социальная связь и отношение, объединяющая, находящихся в коммуникации социальных факторов. В виде социального фактора может выступать индивид, социальная группа, организация, город, страна. Под связью с коммуникационным взаимодействием понимают также обмен ресурсом и деятельностью, включая конфликтное отношение.

Понятие социальных сетей разрабатывается в рамках, так называемых субъективистских парадигм в социологии, при которых основным объектом изучения является взаимодействие человека, его поведения, мотивация, ценность.

Социальная сеть формируется индивидуумом, с другой стороны, сеть сама формирует простран-

ство социализацию включенную в неё человека или группы людей, устанавливает его поведение.

Процесс виртуализации социальной коммуникации и общественных отношений носит не однозначный характер. Сущность подобного взаимодействия несет в себе виртуализацию сообщения. Одной из причин возникновения данного феномена является стремление к сокращению издержек коммуникации, а значит и упрощение самого процесса передачи сообщения.

Межсубъектное взаимодействие в информационную эпоху с одной стороны характеризуется увеличением уровня персональных контактов и, тем самым повышением социальной активности индивида, с другой стороны, виртуализация общения, которая обеспечивается за счет интерактивных возможностей современных информационных технологий, способствует возникновению новых социальных практик.

Процесс коммуникации в виртуальном пространстве еще никогда не был настолько простым и удобным как сейчас. Социальные сети способствовали возникновению как позитивных, так и негативных эффектов взаимодействия. Среди позитивных эффектов можно выделить такие как: упрощение процесса социальных контактов; снижение издержек коммуникации различного характера; широкие возможности для социального взаимодействия и самоорганизации; возможность создания информационных потоков альтернативных источников информации; совершенствование процесса социализации и социальной адаптации индивида.

Негативные эффекты, провоцируемые социальными сетями: риск возникновения интернет зависимости; возможность несанкционированного доступа к личным данным; анонимность доступа к сети интернет и, как следствие наличие широких коммуникационных возможностей в целях совершения противоправных действий в отношении личности; психологические аспекты безопасности личности; возможность манипуляции массовым сознанием со стороны резидентов иностранных государств, криминальных сообществ; ведение информационных войн.

«Мировая паутина», которая окутывает планету, приступила к своеобразной «мировой инвентаризации», а ее результаты и поставили под сомнение весь мировой порядок. Автоматически, без субъективного вмешательства лидеров, произошло перераспределение всех ресурсов планеты - человеческих, сырьевых, финансовых, технологических и информационных. Результат глобально-информационной инвентаризации

сравним с последствиями Всемирной революции: изменяется роль, место, оценка и ценность каждого человека - субъекта деятельности и каждой вещи [1].

Социальные сети могут содержать в себе причины возникновения различных информационных угроз личности, обществу и государству. С другой стороны социальные сети, будучи средством массовой коммуникации, способствуют возникновению коммуникации диалогового типа.

Сеть интернет как новый канал коммуникации, зачастую, конкурирующий с традиционными каналами, стремится к подавлению и последующему замещению традиционных и морально устаревших каналов, таких как телевидение, газеты, радио. Современные представления о Медиа характеризуются доминированием сетевого мышления, например, новости уже не надо искать, они доставляются к человеку напрямую. Ранее скрываемая информация переводится в публичное участие и ответственность.

Конфликт традиционных и сетевых средств массовой информации и коммуникации является следствием столкновения социальных практик разных поколений, когда представители старшего поколения привыкли к традиционным СМИ и не собираются от них отказываться, тем самым провоцируя замедление внедрения новых технологий. А новое, более молодое поколение, уже не воспринимает традиционные СМИ в качестве альтернативы и полностью ориентировано на сетевой принцип коммуникации.

Процесс виртуальной коммуникации затронул сферы социальной жизни, рыночных отношений, культуры, образования и безопасности. Эти обстоятельства спровоцировали ряд значительных изменений в жизни каждого индивида, общества и государства в целом, окончательно утвердив тенденции развития информационного общества.

Представленная учеными и футурологами новая картина общества постепенно приобретает определенные черты:

Во-первых, формируется единое компьютерное и информационное сообщество людей, которые проживают в домах, оборудованных различными электронными приборами и различными «интеллектуальными» устройствами.

Во-вторых, развиваются новые отрасли производства, которые формируются в рамках использования информационных технологий и наукоемких отраслей.

В-третьих, изменяется культурное содержание в общественном развитии: изменяются приоритеты в рамках семьи, развитие виртуальных му-

зеев, экскурсий, использование различных форм взаимодействия людей.

Эти изменения, оказывая комплексное воздействие на всё общество в целом, приводят к значительным преобразованиям производственной и духовной жизни человека.

Техника и информация повышают адаптивные свойства индивидов к увеличивающимся объемам знаний, но сила естественной природы человека убывает в силу организации, «рационализации» условий труда, создания комфортных бытовых условий жизни. Об этом довольно ярко высказывается Н.Бердяев: «Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека, и, прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации... Сердце с трудом выносит прикосновение холодного металла, оно не может жить в металлической среде»[10, с. 3-38]

Массовое использование компьютеров обеспечивает доступ к информации, избавляет людей от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации.

В результате движущей силой развития общества становится производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он становится более «информационно емким» и его стоимость в значительной степени зависит от объема допущенных в его структуре инноваций. Деятельность людей сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов возложено на машины.

В рамках философических учений человек является главной фигурой в условиях развития информационного общества. Философия рассматривает человека как сложную совокупность многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационного мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя. Именно тогда философия проникает в сферу информационной деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.

Кроме того, на современном этапе существования человека именно информационная деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. В связи с высокой актуальностью пробле-

мы человека в информационном мире, в современной философии уделяется ей большое внимание.

Информация является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

Способ существования человека в историческом плане определяется отношением человек -орудие - техника. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире способствовали научно-техническому прогрессу и, как следствие, всего общества в целом - человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

Как результат исторического развития практической деятельности человека современный мир представляет собой технологизированное и информационное пространство. Но и сам человек технологизировал свою сущность, существуя в технически обусловленном пространстве, он творчески реализуется как по законам природы, так и по законам технической среды. Одним из определяющих моментов организации этой среды, да и самого существования в ней человека, является передача информации. С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества - литературу, искусство, архитектуру и т. д. Здесь следует отметить ряд негативных последствий компьютерной революции, к которым можно отнести изменения в традиционном образе жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного набора).

Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную революцию как кризис культуры. Если в прежних условиях процесс культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных

объемов информации была технологически необеспеченна, то сейчас темпы и возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно возросли, и теперь уже необходимо говорить о допускающих возможностях человеческой психики. Это весьма острая проблема.

Однако очевидно, что культурогенез XXI в. не мыслим без использования персональных компьютеров, современных информационных технологий, телевидения и Интернета, при помощи которых реализуется возможность выбора информации. Все эти факторы оказывают разнонаправленное и далеко не всегда положительное воздействие на мировосприятие человека. Они значительно ускоряют время социального бытия, загоняя психику человека в тупик все новых и новых проблем. Так, в последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам. «Умнеет» программное обеспечение, усложняется бытовая техника.

В современных условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.

Информатизация общества усиливает и авторитарные тенденции. Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а, с другой стороны, - манипулировать массами людей, предельно возрастает при использовании компьютерных сетей.

Тенденции развития в среде информации позволяют предположить, что, к примеру, политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, уменьшит реальную власть политиков-трибунов, роль выборов. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться инфократией (властью информации), источник власти которой не в авторитете перед народом, а лишь в больших возможностях использовать информацию. Примером тому может служить борьба олигархов за средства массовой коммуникации. Приобретение в собственность как можно больше каналов ТВ, журналов, газет и др. форм, есть гарантия политической власти, основанной на владении информацией и возможностью манипулировать ею.

Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности индивида, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение

баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества) является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизации различных аспектов жизни. Кроме того, компьютеры создают не только безлюдные производства, но и «безлюдное» общение, когда собеседника вполне заменяет ПЭВМ.

Компьютеры привязывают к себе с детства, заменяя книги, театр, друзей, снижает степень активности человеческого общения, они создают иную реальность, которая может восприниматься более серьезно, чем окружающий мир. Новая технологическая среда оказывает мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене маньяков компьютерных игр и уходе от действительности в виде погруженности в «виртуальную реальность», где есть множество псевдовидов человеческой деятельности.

Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению; овладению новой профессией. На предыдущем этапе развития это востребовалось в меньшей степени.

Можно предположить возможность появления еще некоторых опасных отрицательных последствий интеллектуализации роботизации жизни, достаточно воздействующих на людей и социум в целом.

Речь идет о том, что ранее всякое решение, связанное с изменением окружающей среды, всегда принималось человеком - существом, наделенным чувством ответственности. Но динамика инфосферы изменяет это положение.

Интеллектуальные системы не просто хранят информацию, а используют ее для принятия решений и поиска ответов на поставленные вопросы. Они могут объединять усилия с другими системами, получать у них информацию, о которой не шла речь в первоначальной постановке задачи. Уже сейчас решение, найденное машиной, зачастую не принимается человеком, поскольку он не знает оснований для его принятия и механизма его получения.

Чем глубже проникает в жизнь управление различными сложнейшими процессами с помощью вычислительных машин, тем опаснее становится, что однажды человек не сумеет понять ни смысл принимаемых машинами решений, ни тот логический путь, который они прошли, чтобы прийти к тому или иному выводу. Получить от компьютера объяснение своих действий в терминах, понят-

ных человеку, далеко не всегда удается. Это - одна из важнейших задач, стоящих перед специалистами по искусственному интеллекту. Если они с ней не справятся, то страшно подумать о тех катастрофах, авариях и неразберихе, с которыми придется столкнуться человечеству. Это актуализирует необходимость действенного контроля над интеллектуальными помощниками человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В будущем, возможно, появятся машины, обладающие таким уровнем надежности, что необходимость человека вмешиваться в процесс отпадет. Однако в данном случае могут возникнуть опасения, касающиеся возможной деградации способностей человека к реакции на изменение внешних условий и принятия управления на себя в случае аварийной ситуации.

Еще одна возможная сложность интеллектуализации заключается в повышении требований к образовательному уровню членов общества.

Деятельность, требующая неквалифицированного труда, будет сокращаться. Однако все ли обладают способностью к тому, чтобы работать с высокими технологиями? Вполне вероятно, что они окажутся безработными поневоле, и общество вынуждено будет заботиться о них, взять под свою социальную защиту. Кроме того, некоторые специалисты опасаются, что широкое внедрение информационных и экспертных систем может повлечь за собой появление своеобразных интеллектуальных тунеядцев, полностью доверяющих машинам и стремящихся не совершать никаких интеллектуальных усилий. Эти опасения могут показаться не слишком обоснованными, однако их предстоит осмыслить.

Будущее развитие должно исходить из главного: сохранить ту драгоценность, что дала эволюция, - жизнь человечества. Это не означает, однако, замораживания научных исследований, а скорее означает новое начало. Поскольку концы и начала этапов развития всякой науки перманентно переходят друг в друга.

Стремление человечества к компьютеризации всего бытия неудержимо. Не окажется ли человек в кабальной зависимости от компьютера? Не станет ли он рабом машины? Каковы социальные, психологические, физические воздействия компьютеризации, которая идет очень быстрыми темпами? А что делать, как защитить психику человека от той лавины информации, которая обрушивается на сознание (и на подсознание) человека? Ведь реклама сегодня уже стала формой насилия над психикой человека?!

Некоторые исследователи, приводят множество убедительных аргументов доказывающих негатив-

ные влияния процесса компьютеризации на человека, общество и мышление. К примеру, В. Вольперт [13, с. 396] утверждает, что компьютеры негативно влияют на психику и творческие способности человека, приводят к серьезным психо-физическим нарушениям, снижают жизненную активность и уничтожает творческую природу человека.

Существует другая группа исследователей, которые признают, что изложенные опасности и угрозы имеют место быть, однако, по их мнению, они преодолимы. Так, К. Хефнер предлагает пути выхода из положения путем создания «гуманно-компьютеризированного общества, формирования гуманных, в совершенстве продуманных отношений между компьютерами и людьми» [14].

Таким образом, последняя четверть XX в. была ознаменована тем, что человечество вступило в новую стадию информационного развития. Становление общества информационных услуг и новых технологий, наступление информационной экономики, массовая персональная компьютеризация - явления, не имевшие раньше места в истории человечества.

Выводы.

Можно заключить, что современная глобальная информационно-коммуникативная сфера Internet - это особая форма взаимодействия людей, которая может пользоваться традиционными средствами общения, но одновременно может строить альтернативные системы и формы передачи информации, вводить новые элементы понятийного аппарата, создавать новые формы сообщества людей и совершенно иную повседневность [9].

Формы коммуникаций, свойственные для глобальной сети Интернет, можно назвать интертекстуальными.

Они позволяют нам судить о качественном изменении отношений между участниками коммуникации. И это дает нам право называть отношения в глобальной сети «контекстными», «контекстным отношением», которое подразумевает обязательное наличие доступных ссылок, обмен и пользование ими, а также наличие соответствующих текстов - наполнителей ссылок. На наш взгляд, правильно будет понимать Internet как электронную текстуальность.

В современном мире Интернет выполняет функцию не только источника информации в тера, пэта- и экзобайтах, но и превращается в уникальное средство профессионального, научного общения, а также в средство создания сообщества, сущность которого достаточно адекватно отражает синтетическое выражение «медийный тип сообщества».

Межличностные отношения, складывающиеся в Шегае^-среде, можно понимать двояко: как отношения, формирующиеся, с одной стороны, между личностями, и с другой - между личностью и текстом, а также между текстами.

Человек двадцать первого века уже не в состоянии поддерживать жизнь, не ставя между собой и природой технические средства. Хотелось бы вспомнить слова Бердяева, который уверяет нас что «Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации... сердце не может жить в металлической среде» [10, с. 5].

Информатизация общества усиливает авторитарные тенденции. Способность получать информацию о каждом гражданине, и манипулировать массами людей, возрастает при использовании компьютерных сетей.

По словам Х. Ортеги-и-Гассета, техника служит средством приспособления среды к человеку и человек не в состоянии отвергнуть связь с ней. Однако он способен преобразовывать технику, сохраняя свою идентичность [11, с. 164-227]. Ясперс же уверен в том, что «Судьба человека зависит от того способа, каким он подчинит себе последствия технического прогресса, ...как человек, подчинившийся технике, станет господствовать над ней» [12, с. 221]. Будущее покажет.

Литература

1. Иоселиани, А.Д. Антропология техногенного мира. - Пермь, 2018. - 260 с.

2. Чумаков, А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. - М. : Проспект, 2018. - 512 с.

3. Маликова, Н.Р. Социальное измерение глобализации. - М. : РГГУ, 2012. 294с.

4. Куликова, А.В. Особенности Интернет-коммуникаций // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. -2012. - № 4 (28). - С. 19-24.

5. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия : монография / И.К. Лисеев и др. ; отв. ред. Ю.В. Хен. - М. : ИФРАН, 2010. -240 с.

6. Ioseliani, A.D. Technosphere // Global Studies. Encyclopedia. Dialog. Raduga Publishers. - M., 2003. 592 p.

7. Chumakov, A. Cultural and civilisational fractures of the global world // International Journal of Foresight and Innovation Policy. - 2017. - Vol. 12. -№ 1/2/3. - Р. 58-68.

8. Chumakov, A.N. Global world - a problem of governance. Campus-Wide Information Systems. -2014. - Vol. 31. - № 2/3. - Р. 108-120.

9. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. -М. : Весь мир, 2004. - 1 20 с.

10. Бердяев, Н. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Путь. -1933. - № 38. - С. 3-38.

11. Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды. Размышления о технике. - М. : Весь мир, 1997. -704 с.

12. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. Республика. - 1994. - 528 с.

13. Haefner, K. Mensh und Computer im Jahre 2000. Basel-Boston-Stuttgart, 1984. -396 Р.

14. Vоlpert, W. Macht die Arbeitam Compter Stumpf // Bild der Wissenschaft. - 1984. - № 11.

' - IL с ■ ■ I ■ ■ ■:-j. I

Повышение? квалификации преподавателей высшей школы

Повышение квалификации преподавателей высшей школы :

монография / Н. Ю. Шорникова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 191 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Определена сущность формирования системы повышения квалификации преподавателей высшей школы в компетентностном формате. Рассмотрена стратегия развития системы повышения квалификации.

Для профессионально-педагогических работников, а также аспирантов и научных работников, исследующих проблемы повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.