Научная статья на тему 'Виртуальный тип коммуникативной компетентности как фактор адаптации к новой социальной реальности'

Виртуальный тип коммуникативной компетентности как фактор адаптации к новой социальной реальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
421
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голуб Ольга Юрьевна

Современная медиасфера становится не просто важным источником информации, а превращается в альтернативную реальность, противоречивую и часто неуправляемую. Изобилие информации и беспредельность коммуникаций создают иллюзию глобальности преимуществ виртуальной реальности над реальностью обычной. Между тем возрастание объемов информации и расширение поля коммуникации, усиление манипулятивного воздействия современных массмедиа формируют пространство, наполненное дезориентирующими символами и симулякрами, в котором представлены все информационно-коммуникативные патологии и их последствия. Поэтому актуальной научной задачей является исследование содержания и специфики развития коммуникативной компетентности виртуального типа. В статье обоснована ключевая роль медиакомпетентности в структуре коммуникативной компетентности как средства социальной адаптации в глобальном информационно-коммуникационном пространстве. Раскрывается положение о том, что формирование медиакомпетентности личности является важной составляющей виртуальной культуры современного человека. Обладание навыками отбора и критического осмысления публикуемых сведений добавляет человеку уверенности и конкурентных преимуществ, делает его более защищенным перед эскалацией информационной зависимости в условиях современного информационно перегруженного мира. Медиакомпетенность отдельной личности и общества в целом является фактором устойчивого развития в условиях глобальных изменений медиапространства. В заключение представлены рекомендации, направленные на совершенствование механизма формирования и реализации позитивного потенциала медиакомпететности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues that nowadays the media sphere becomes not just an important source of information but turns into an alternative reality that is contradictory and often uncontrollable. Abundance of information and infi nite amount of communications create an illusion of global advantages of virtual reality over physical reality. Meanwhile, increasing volume of information, expansion of the fi eld of communication, growing manipulative impact of modern mass media shape a space fi lled with disorienting symbols and simulacra with all types of information and communication pathologies and their consequences. Therefore, now serious in-depth research is needed to study the content and specifi c nature of the development of communicative competence in the virtual reality. The article stresses the key role of media competence in the structure of communicative competence as a means of social adaptation in the global information and communication space. The author states that media competence of an individual is an important component of the virtual culture of people. Having the skill to critically select and understand publically available information adds to the person’s confi dence and competitive advantage, making him or her more protected against escalation of information dependence in the context of the modern information inundated world. Media competence of an individual and society as a whole is a factor of sustainable development in the context of global changes in the media space. In conclusion, the author presents recommendations to improve the mechanism of building and realizing of a positive potential of the media competence

Текст научной работы на тему «Виртуальный тип коммуникативной компетентности как фактор адаптации к новой социальной реальности»

156 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

Olga Yuryevna Golub, Ольга Юрьевна Голуб,

Doctor of Sociology, professor, доктор социологических наук, профессор,

head of the department of social communications, зав. кафедрой социальных коммуникаций,

National Research Saratov State University Саратовский национальный исследовательский

государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

[email protected]

УДК 316.32

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТИП КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Современная медиасфера становится не просто важным источником информации, а превращается в альтернативную реальность, противоречивую и часто неуправляемую. Изобилие информации и беспредельность коммуникаций создают иллюзию глобальности преимуществ виртуальной реальности над реальностью обычной. Между тем возрастание объемов информации и расширение поля коммуникации, усиление манипулятивного воздействия современных массмедиа формируют пространство, наполненное дезориентирующими символами и симулякрами, в котором представлены все информационно-коммуникативные патологии и их последствия. Поэтому актуальной научной задачей является исследование содержания и специфики развития коммуникативной компетентности виртуального типа. В статье обоснована ключевая роль медиакомпетентности в структуре коммуникативной компетентности как средства социальной адаптации в глобальном информационно-коммуникационном пространстве. Раскрывается положение о том, что формирование медиакомпе-тентности личности является важной составляющей виртуальной культуры современного человека. Обладание навыками отбора и критического осмысления публикуемых сведений добавляет человеку уверенности и конкурентных преимуществ, делает его более защищенным перед эскалацией информационной зависимости в условиях современного информационно перегруженного мира. Медиакомпетенность отдельной личности и общества в целом является фактором устойчивого развития в условиях глобальных изменений медиапространства. В заключение представлены рекомендации, направленные на совершенствование механизма формирования и реализации позитивного потенциала медиакомпететности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, медиакомпетентность, виртуальная культура, социальная адаптация.

VIRTUAL TYPE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A FACTOR OF ADAPTATION TO A NEW SOCIAL REALITY

The article argues that nowadays the media sphere becomes not just an important source of information but turns into an alternative reality that is contradictory and often uncontrollable. Abundance of information and infinite amount of communications create an illusion of global advantages of virtual reality over physical reality. Meanwhile, increasing volume of information, expansion of the field of communication, growing manipulative impact of modern mass media shape a space filled with disorienting symbols and simulacra with all types of information and communication pathologies and their consequences. Therefore, now serious in-depth research is needed to study the content and specific nature of the development of communicative competence in the virtual reality. The article stresses the key role of media competence in the structure of communicative competence as a means of social adaptation in the global information and communication space. The author states that media competence of an individual is an important component of the virtual culture of people. Having the skill to critically select and understand publically available information adds to the person's confidence and competitive advantage, making him or her more protected against escalation of information dependence in the context of the modern information inundated world. Media competence of an individual and society as a whole is a factor of sustainable development in the context of global changes in the media space. In conclusion, the author presents recommendations to improve the mechanism of building and realizing of a positive potential of the media competence.

Keywords: communicative competence, media competence, virtual culture, social adaptation.

Революционное влияние информационно-коммуникационных технологий и интернета на развитие человечества глубоко и убедительно обосновано одним из самых авторитетных современных социологов и исследователей информационного общества М. Кастельсом. Он подчеркивал, что «информационно-технологическая парадигма эволюционирует не к своему закрытию как системы, но к своей открытости как многосторонней сети. Она могущественна и импозантна в своей материальности, адаптивна и открыта в своем историческом развитии. Всеохватность, сложность и сетевой характер явля-

ются ее решающими качествами» [4, с. 156]. Подобные процессы приводят к технологической и информационной взаимосвязанности цивилизации. Сетевая логика информационного общества, по мнению М. Кастельса, обусловлена «сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство...» [4, с. 505].

Распространение интернета и расширение сетевых взаимодействий приводит к глубоким инновационным изменениям общественного устройства, трансформации социальных институтов, социо-

НБЫ1994-5094 ♦-

157 -♦

культурных механизмов функционирования общества, этико-правовых норм, способов социальных коммуникаций.

К числу наиболее заметных трендов следует отнести следующие:

- во-первых, функционирование электронного правительства, предоставляющего широкий спектр госуслуг бизнесу и гражданам;

- во-вторых, повсеместное распространение гибких трудовых, общественных, межотраслевых и межгосударственных горизонтальных связей, систем взаимоотношений в бизнесе, государстве и обществе;

- в-третьих, изменение концептов частности и публичности, в соответствии с чем сфера личной, приватной жизни человека стремительно сокращается по мере расширения открытости, которую демонстрируют люди в интернет-пространстве.

Последствия этих процессов связаны, с одной стороны, с ростом гибкости и высокой адаптивности социальных акторов разного уровня (индивидов, организаций и целых государств), расширением возможностей более точного, оперативного и своевременного реагирования на запросы людей и решения практически любых вопросов. С другой стороны, новые информационно-коммуникационные технологии расширяют поле возможностей для манипуляций и симуляций в целях управления общественным мнением и массовым поведением.

Современное пространство социальных коммуникаций существенно дифференцируется, меняются его основания, интенсивность, формы. Это находит проявление в целом ряде новых явлений и процессов: от изменений в досуговых ориентациях и социокультурных предпочтениях населения, культурном пространстве/времени, языковых практиках, типах коммуникации, мышления и сознания до трансформации способов и видов социализации и инкультурации индивида, поля традиционных типов идентификации и социальной стратификации, социальной структуры общества. Формируемая новая виртуальная реальность выступает как новая сфера бытия. Виртуализация повседневной деятельности человека, как отмечает А.В. Голубинская, -это актуальный процесс, практически любая повседневная практика коммуникации имеет виртуальный аналог, а события виртуального мира переживаются так же реально и личностно, как и в материальной действительности. Система таких аналогов позволяет судить о виртуальной повседневной реальности как ее качественно новой форме [1].

Виртуализация значительной части социальных интеракций характеризуется не только опосредо-ванностью акта взаимодействия техническими и технологическими средствами, но и искусственностью пространства этого взаимодействия. Естественное общение во все большей степени заменяется взаимодействием посредством новых медиа, социальных сетей, блогов, тематических форумов, интернет-мессенджеров. Информационная платформа интернета позволяет моделировать и развивать инновационные модели поведения, формировать новые роли и статусы. Многие виды социальных практик по мере переноса в виртуальное пространство становятся естественным и неотъем-

лемым атрибутом повседневной жизни, сопровождают процессы социализации человека. Подобное опосредование коммуникации приводит к искажению фактов и образов социальной реальности, границы между виртуальными реальностями и повседневным миром становятся все более размытыми, в результате чего реальность виртуального мира воспринимается как реальность подлинная.

Интернет все более и более социализируется. Происходят процессы переноса в сферу виртуального атрибутов содержания и характеристик социального, в первую очередь коммуникативных практик, типов, форм, моделей межличностного и межгруппового взаимодействия, ценностных и идентификационных ориентаций. Возрастание социализирующей функции нынешнего интернета не в последнюю очередь обусловлено кризисом традиционных социальных институтов, а также тем доверием, которым он пользуется в обществе и особенно среди молодежи. Процессы первичной социализации, освоение норм и образцов поведения, формирование личностных ценностей и самосознания, адаптационных стратегий и моделей коммуникации зачастую происходят в новой виртуальной реальности. Привлекательность идеи самостоятельного конструирования собственного виртуального мира, возможность легкого его воплощения в собственных практиках, свобода, гибкость, упрощенный характер мобильности и формирования собственной идентичности зачастую служат компенсацией недостающего в реальности безусловной.

Коммуникативная компетентность как элемент адаптационного потенциала личности, его навыки и умения устанавливать контакты, оценивать собеседника, преодолевать барьеры взаимопонимания и др., всегда рассматривалась как необходимое условие эффективности практически любой предметной деятельности человека. По мере усложнения процессов коммуникации и расширения сетевых взаимодействий значение коммуникативных компетенций существенным образом возрастает. Чем выше уровень коммуникативной компетентности личности, тем более эффективно решаются задачи, сформулированные в утвержденной президентом РФ В. Путиным Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы: создание в России «общества знаний», т.е. такого общества, «в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ» [11].

В имеющейся литературе, наряду с понятием коммуникативной компетентности, широко используются такие понятия, как «информационная компетентность», «цифровая компетентность», «медиакомпетентность». Подробный и обстоятельный анализ содержания и соотношения данных понятий не входит в число задач данной статьи. Поэтому обратим внимание лишь на следующее. На наш взгляд, понятие коммуникативной компетентности является родовым по отношению к другим упомянутым терминам. В наиболее общем виде коммуникативная компетентность представ-

158 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦

ляет собой характеристику личности, вбирающую в себя коммуникативные знания, умения, навыки и способности, проистекающие из социального и чувственного опыта [10, с. 84]. Вместе с этим понятие отражает отношение человека к самому себе и миру путем саморефлексии, способности гибко реагировать на ту или иную ситуацию взаимодействия за счет владения подвижными нормами и ценностями коммуникации, пластичными способами коммуникативного поведения. Ряд авторов в содержание понятия коммуникативной компетентности вкладывает способность личности сохранять свою социальность посредством конструирования гибкой индивидуальной социокультурной нормы коммуникации, что обусловлено многими факторами. В основе формирования коммуникативной компетентности, и в этой части мы солидарны с Е.В. Чанковой, лежат процессы интериоризации изменчивости как имманентной характеристики пространства коммуникативной реальности, опознавания и типизации ожиданий акторов, рационализации собственных ожиданий и действий с учетом изменяющихся норм и ожиданий других, рефлексии социокультурных оснований коммуникативных взаимодействий, выработки новых норм коммуникации и коммуникативных практик, самостоятельного регулирования коммуникативных взаимодействий на основе рефлексивного выбора ее оптимального режима [10, с. 33].

Происходящие кардинальные изменения действительности, связанные с повсеместной экспансией интернета и информационно-виртуальных технологий в различных сферах человеческой жизнедеятельности, существенно влияют на содержание и характеристики социокультурного пространства современности. Традиционные технологии и средства коммуникации заменяются порождаемыми виртуальной реальностью инновационными формами и способами социальных практик, более изощренными технологиями управления общественным мнением. Меняются культура личностного восприятия и субъективные представления человека о самом себе, самопрезентация субъективно-личностных моделей жизни. Новейшая информационно-техническая и коммуникативная система предстает реальностью, в которой окружающая объективная реальность оказывается воплощенной в виртуальных медиаобразах и искусственных мирах киберпространства. Происходит замещение реального мира опосредованной виртуальной реальностью.

Нарушения в функционировании и ослабление интегрирующей функции реальных социальных институтов, развивающиеся виртуальные практики самоконструирования приводят к появлению новых культурных и социальных регуляторов коммуникационного процесса. Эти процессы обусловливают формирование виртуальной культуры. Существование в виртуальном мире является воплощением ее разных сторон, представлением ее многогранности [9, с. 396]. В качестве ее отличительных особенностей называют антииерархичность, сюр-риалистичность, доминирование импровизационного начала над организованным, поликонтекст-

ность, анонимность [6, с. 94]. Виртуальная культура предполагает, с одной стороны, массовость как закономерность функционирования и развития, а с другой - индивидуализацию, проявление уникальности, что, в свою очередь, формирует новые эстетические потребности, познавательные запросы человека [5, с. 34].

Виртуальные взаимодействия, в процессе которых коммуниканты, представленные своим виртуальным представителем в виде электронной почты, скайп-имени, ника в блогах, чатах, сетях, твиттере, номера телефона в мессенджерах и т.п., создают новую реальность и соответствующие модели социальных практик. Выработка индивидуальных норм и способов коммуникации опирается на ситуационные потребности, с учетом базовых, заложенных в культурной памяти образцов, традиций, ритуалов, стереотипов. Однако виртуальная среда предполагает большую степень свободы от заданных рамок и рефлексивное отношение к социокультурной норме взаимодействия и конструирования индивидуальной нормы коммуникации. Условия, диктуемые логикой интернета, трансформируют жизненный мир человека, формируют новые ценности, нормы, средства и способы коммуникативного поведения, приводят к изменениям в механизме формирования и характеристиках коммуникативной компетентности.

Представители различных научных направлений по-разному подходят к толкованию понятия «компетентность». Однако общим является понимание того, что в его основе лежит сформирован-ность единого комплекса знаний, умений, навыков, опыта, обеспечивающего выполнение определенных функций. Более того, обращается внимание на то, что «компетентность включает в себя не только интеллект... Она подразумевает также внутреннюю мотивацию, которая не входит в понятие способности как таковой» [7, с. 396].

На наш взгляд, коммуникативная компетентность выступает своего рода метакомпетентностью, т. е. базой для формирования других, более специализированных компетенций, способности к рефлексии, стремлению к самосовершенствованию. Важным компонентом коммуникативной компетентности является медиакомпетентность. Способность индивида свободно и уверенно ориентироваться в окружающих его потоках информации, оперативно находить необходимые сведения, проверять их достоверность, критически оценивать и эффективно использовать в коммуникативных практиках приобретает все большее значение. Вопросы формирования медиакомпетентности достаточно широко освещаются, прежде всего в педагогический литературе. В частности, Н.Ю. Хлызова со ссылкой на зарубежные источники указывает на два ключевых элемента в структуре медиакомпетентности личности: умение отбора и использования медиаконтента и навыки разработки своего собственного медиапро-дукта. Обе формы включают знания, аналитические и креативные способности, позволяющие эффективно использовать весь комплекс экономических, социальных, технических, политических условий функционирования массмедиа.

ISSN 1994-5094 ♦-

159 -♦

Более подробный анализ структуры медиаком-петентности позволяет выявить и другие, не менее существенные элементы. К их числу относят, например, такие, как способность и готовность воспринимать, понимать содержание информации и отфильтровывать «шумы»; навыки критического оценивания силы воздействия и влияния медиатек-стов, независимо от их сложности; умение различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии; знание специфики языка различных медиа и условностей, используемых ими жанров, и их сочетание [9, с. 190]. Ряд исследователей обращают внимание на важность еще нескольких аспектов: во-первых, наличие опыта (чем больше опыта коммуникаций с медиа и с реальным миром, тем выше уровень медиакомпетентности); во-вторых, готовность к самообразованию.

Таким образом, современное толкование меди-акомпетентности личности вбирает в себя способности личности взаимодействовать с медиатизиро-ванной информацией, адекватно воспринимать, объективно оценивать, осуществлять поиск и отбор, передачу сведений, а также противостоять манипу-лятивному влиянию средств массовой информации и коммуникации. Представляется, это ключевое качество современной личности, имеющее инте-гративный характер и наиболее адекватно раскрывающее суть необходимых современному человеку умений. Знания, умения и навыки критического осмысления публикуемых сведений позволяют человеку в полной мере воспринимать и понимать разнообразную информацию, осознавать последствия ее воздействия на психику, поддерживать свою конкурентоспособность, противостоять эскалации информационной зависимости в условиях информационно перегруженного мира и адаптироваться в глобальном информационно-коммуникационном пространстве. Медиакомпетентность, как характеристика активного пользователя и субъекта виртуальных интеракций, подразумевает овладение способами взаимодействия на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий, свободное пользование новыми медиа, блогос-ферой, социальными сетями, другими современными коммуникативными технологиями и инструментами. В конечном итоге она выступает не просто инструментом получения знаний, но во все большей степени способом реализации творческого потенциала и самовыражения.

Изменения, связанные с перемещением основных информационных потоков в виртуальное поле, повлекли за собой изменение всех элементов акта коммуникации. Любой индивид в самых различных ситуациях имеет возможность выступать и коммуникатором, и реципиентом массовой, групповой и личной коммуникации, взаимодействовать в этих процессах с самым разным числом коммуникантов. Сообщение может создаваться, дополняться, изменяться, пересылаться, наконец, игнорироваться. Форма контента также может быть самой разнообразной, сопровождаться графикой, анимацией, звуком и т.п. Это, в свою очередь, создает почву для расширения использования манипулятивных

технологий, возрастания степени агрессивности современного медиапространства в целом. По сути, неограниченные возможности любого количества индивидов создавать свои собственные социальные миры радикально меняют структуру коммуникационного пространства. Поэтому формирование меди-акомпетентности чрезвычайно важно с точки зрения обеспечения стабильности и устойчивости социальной системы. Обладание умениями и навыками фильтрации и объективной оценки публикуемой информации, владение техниками защиты и противодействия манипуляциям со стороны массмедиа составляют ключевой элемент механизма социальной адаптации, способствующий уверенному ориентированию во всех коммуникативных сферах современного медиапространства. Между тем усилий самого человека по формированию собственной медиакомпетентности не всегда достаточно. Важно, чтобы в государстве были разработаны и функционировали социально-правовые механизмы обеспечения медиакомпетентности. Конечно, в Российской Федерации существует соответствующая законодательная база, содержащая положения, которые имеют самое непосредственное отношение к обеспечению условий для формирования информационной, коммуникативной и медиакомпетентности: свобода мысли и слова, поиска и распространения информации, запрет цензуры и т.д. Вместе с этим важна разработка эффективных механизмов и гарантий их реализации на практике.

1. Голубинская А.В. Социальное конструирование виртуальной реальности // Studia Humanitatis. 2016. № 3. URL: www.st-hum.ru.

2. Зембатова О.С. Коммуникативная компетентность в виртуальной коммуникации // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: педагогика. Психология. 2016. № 4 (6). С. 75-78.

3. Захарова М.В., Демина Л.И. Медиакомпетентность современного общества: опыт и тенденции развития // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. T. 9. № 1/1. С. 139-144.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шка-ратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. М., 2000.

5. Лопатинская Т.Д. Виртуализация современной культуры и ее феноменов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 34-38.

6. Прудникова Е.В. Информационная культура в виртуальном мире: проблемы и перспективы // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Вып. 29. С. 94-98.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2012.

8. УсановаД.О. Виртуальная культура как феномен современности и ее репрезентация в субкультурных практиках // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 396.

9. Хлызова Н.Ю. Медиаобразование и медиакомпетент-ность в эпоху информационного общества // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342 (январь). С. 188-191.

10. Чанкова Е.В. Коммуникативная компетентность личности в постиндустриальном обществе (теоретико-методологическое исследование): монография. М.: Изд-во РГСУ, 2016.

11. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstD oc=1&lastDoc=1&nd=102431687.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.