БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеенко, О. В. Вестернизация как одна из тенденций развития современного мирового пространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». - 2009. - № 4.
2. Мартин, Г.-П. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию: пер. с нем. / Г.-П. Мартин, Х. Шуманн. - М.: Изд. дом «АЛЬПИНА», 2001. - 120с.
3. Семенов, В. В. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. - 2007. - № 4.
4. Ferguson, N. Think Again: Power // Foreign Policy. - 2003. - № 134 (January/February). - P. 18-24.
5. Nye, J. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. - New York: Oxford University Press, 2002. - P. 8-9.
6. Webster's Third International Dictionary of English Language Unabridged. - Köln: Könemann, 1993.
УДК 1:316 ББК 60.0
Е. А. Першонкова
ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ: ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме информационной безопасности человека и общества. Автор рассматривает такие аспекты этой проблемы, как манипулирование информацией, зомбирование сознания людей, расширение практики ведения информационных войн на государственном уровне.
Ключевые слова: информационная безопасность, дезинформация, манипулирование информацией, информационное общество, информационная война.
E. A. Pershonkova
MAN AND SOCIETY: PROBLEMS OF INFORMATION SECURITY
Abstract. The article is devoted to the issue of the information security of man and society. The author considers this problem as the manipulation of information, zombification of consciousness of people, expansion of the practice of information warfare at the state level.
Key words: information security, misinformation, and the manipulation of information, the information society, the information war.
Современное общество недаром называют постиндустриальным информационным обществом. Всеобщая информатизация - одна из характерных его особенностей.
В законе Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [4]. Информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергетические ресурсы. Информационные технологии все шире внедряются во все сферы человеческой деятельности, становятся важнейшими факторами развития личности, общества и государства. Как справедливо отмечают В. П. Петров, С. В. Петров [2,5], «Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми, все больше заменяя физическое воздействие, тысячелетиями считавшееся непременным средством управления». Именно поэтому информационная безопасность превращается в важнейшее условие «обеспечения интересов человека, общества и государства», становится «одним из основных элементов национальной, общественной и личной безопасности» [2, 5].
Сферой наших научных интересов является прежде всего проблема информационной безопасности личности, которая неразрывно связана с информационной безопасностью общества в целом и государства. Актуальность данной темы обусловлена тем, что сложные процессы, происходящие в настоящее время во всех сферах жизни человеческого сообщества, приводят к негативным изменениям системы ценностей и норм, снижающим психологическую устойчивость личности по отношению к информационным воздействиям.
В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» [1] под информационной безопасностью страны понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Рассматриваются разнообразные угрозы информационной безопасности, в том числе такие угрозы «конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности», как «чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации», «противоправное применение специальных средств воздей-
Раздел III
Педагогика
ствия на индивидуальное, групповое и общественное сознание», «манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации)».
В качестве источников угроз рассматриваются, в частности, такие внешние источники, как «деятельность международных террористических организаций», «разработка рядом государств концепций информационных войн»; такие внутренние источники, как «недостаточная разработанность нормативной правовой базы в информационной сфере», «неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России».
Предлагаются меры совершенствования информационной безопасности во всех сферах жизни общества, причем важнейшей задачей государства в области информационной безопасности провозглашается «реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере».
Не стоит забывать о том, что угрозы информационной безопасности в современном мире постоянно претерпевают изменения и не могут ограничиваться лишь нарушением требований доступности, конфиденциальности и целостности информации. Все исследователи проблемы информационной безопасности единодушны во мнении о том, что правовая база ее обеспечения должна постоянно меняться, а за соблюдением безопасности собственного информационного пространства должен следить сам человек; при нарушении прав в этой области обращаться в Роскомнадзор.
В связи с усложнением системы электронных средств информации, с возникшей общедоступностью информации ее, к сожалению, легко использовать во вред. Персональные данные могут быть использованы мошенниками в корыстных целях (поддельные банковские карты; открытие счетов на основе лишь персональных данных, предоставленных работодателем и т.д.).
Как отмечает А. А. Сиротский, электронный документооборот при всех своих преимуществах «имеет потенциально высокую степень информационной и экономико-правовой опасности» [3, 4]. Персональные данные могу быть обращены во вред пользователям как ошибочно, так и умышленно; это невозможно доказать и возместить ущерб.
Средства разрушительного информационного воздействия на психику людей все усложняются. О практике ведения информационных войн, о возможности нанесения ущерба с помощью дезинформации и обработки сознания людей, вызывающих изменения в восприятии мира на протяжении многих поколений, делающих людей безвольными и послушными, требуется отдельный разговор. Яркими примерами манипулирования информацией могут служить предвыборные кампании или умышленная предвзятая акцентуация в освещении важнейших событий различными средствами массовой информации. Нейролингвистическое программирование, предполагающее возможность перекодирования психики на базе изменения индивидуальной ментальной карты мира, и дианетика (сайентология), призванная лишить человека эмоций и сделать из него разумного зомби, основываются на западном рационализме, исключающем эмоции как помеху в деловой сфере, тормоз на пути к экономическому процветанию.
Но, с другой стороны, манипуляторы очень хорошо умеют пользоваться человеческими слабостями, нагнетать «правильные» эмоции, помогающие управлять массами. Особенно ярко эта особенность проявляется в информационной агрессии, осуществляемой рядом западных держав.
США в основном успешно проводят политику информационного обеспечения вторжения в дела того или иного государства, тратят огромные средства на ведение информационных войн, причем делается это многие годы. Для примера рассмотрим вторжение США в Панаму. Сначала в периодических изданиях стали появляться публикации о дискриминации американских военных и их семей (подготовка общественного мнения). Затем в Панаму были отправлены специально отобранные группы журналистов, а доступ нежелательных журналистов сведен к минимуму. Одновременно велась пропаганда среди гражданского населения и личного состава сил Национальной обороны Панамы, прилагались усилия для дезорганизации системы управления Панамы.
Во время всех военных операций США осуществляют жесткую цензуру, не позволяют распространяться реальным сведениям о числе погибших и состоянии дел в зоне боевых действий. Впрочем, иногда система информационного обеспечения дает сбой. Когда велась вторая война в Ираке, несмотря на успешную поимку Саддама Хусейна, кампания оказалась не вполне удачной. Не удалось скрыть потери среди американских военных, отрицательное отношение местного населения к действиям США, а главное - не обнаружилось оружия массового поражения, что означало утрату смысла проводимой кампании. Во многом это связано с появлением всемирной сети Internet, где можно было узнать правду о войне.
Информационно-манипуляционная кампания, проводимая США на территории Украины, на сегодняшний день тоже не может быть названа вполне успешной. Отношения с Россией уже испорчены (возможно, это и являлось основной целью), но тяготение огромного числа жителей Украины к России, нарушение Украиной договоренностей по отношению к Евросоюзу, вообще нерациональные действия временного правительства пока не добавляют плюсов к внешней политике США.
Мы согласны с мнением В. П. Петрова, С. В. Петрова [2] о том, что в России традиционно информационная безопасность обеспечивалась прежде всего с помощью ограничения доступа к информации, причем информационные действия носили по-преимуществу оборонительный характер. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» внесла некоторые коррективы в сложившуюся ситуацию. «Наступательные действия с использованием честной информации» как никогда необходимы России сегодня, при сложившейся непростой международной обстановке.
Информационная безопасность личности может быть обеспечена:
1) за счет развития законодательной базы в информационной сфере, учитывающего изменения, быстро происходящие в данной сфере, и строгого контроля соблюдения принятых законов;
2) за счет развития информационной культуры населения (обучение приемам защиты от опасной информации, привитие навыков рационального использования информационных технологий и производства информации);
3) за счет международного сотрудничества в информационной сфере (принятие соглашений, устанавливающих общую точку зрения по проблемам информационно-психологической безопасности, обязательных к выполнению на межгосударственном уровне).
Кто владеет информацией, тот владеет миром. В настоящее время эта фраза особенно актуальна. Каждый человек и общество в целом должны заботиться о своей информационной безопасности, а государство должно обеспечить меняющуюся в соответствии с требованиями времени правовую базу информационной безопасности личности, общества и собственной, ибо эти три компонента взаимозависимы и представляют собой единую информационную систему.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 28 сент. -№ 187.
2. Петров, В. П. Информационная безопасность человека и общества: учеб. пособие / В. П. Петров, С. В. Петров. - М.: ЭНАС, 2007.
3. Сиротский, А. А. Информационная безопасность личности и защита персональных данных в современной коммуникативной среде [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности: интернет-журнал. - 2013. - Вып. 4 (50). - Электрон. дан. - Режим доступа: //http:ipb.mos.ru/ttb.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - № 4131.
УДК 378 ББК 74.484.7
С. В. Петрова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕДИАТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация. В статье уточняется термин «медиатворчество» с учетом особенностей деятельности учителя в процессе курсовой подготовки. Автором рассмотрены разновидности медиа-творчества учителя, этапы и критерии их формирования.
Ключевые слова: мультимедийный проект, медиатворчество, повышение квалификации.
S. V. Petrova
MULTIMEDIA PROJECTS IS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF MEDIA CREATIVITY OF TEACHERS OF ART IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM
Abstract. In article the term "media creativity" taking into account features of activity of the teacher in the course of course preparation is specified. The author considered kinds of media creativity of the teacher, stages and criteria of their formation.
Key words: multimedia project, media creativity, professional development.
Современное общество выдвигает высокие требования к личности учителя искусства как активного творца образовательного пространства, которому недостаточно владеть теорией, методикой и дидактикой своего предмета. Современный учитель ИЗО, музыки, МХК должен погружаться в непрерывный созидательный творческий процесс средствами современных медиа, то есть погружаться непрерывный процесс медиатворчества в течении всей педагогической деятельности.