Научная статья на тему 'Влияние индустриальной революции на положение американской женщины в 1865-1914 гг'

Влияние индустриальной революции на положение американской женщины в 1865-1914 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1492
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / США / ВОЛНА ИММИГРАЦИИ / ИММИГРАНТЫ / ХОЛЛ-ХАУС / ДЖЕЙН АДДАМС / ЭЛЛЕН СТАР / ЖЕНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННАЯ ПОПРАВКА / МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / "НОВАЯ ЖЕНЩИНА" / ИЗОБРЕТЕНИЯ / WOMAN / INDUSTRIAL REVOLUTION / UNITED STATES / IMMIGRATION / HULL HOUSES / JANE ADDAMS / ELLEN GATES STARR / ELIZABETH CADY STANTON / TECHNOLOGY / WOMEN'S RIGHTS / MASS PRODUCTION / FACTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тютина Е.О.

Индустриальная революция оказала значительное влияние на положение американской женщины, предоставив ей возможность более активного участия в социальной и политической жизни страны. В данной статье анализируется иммиграционный процесс в США конца XIX начала XX в. (период после окончания гражданской войны и до начала Первой мировой) и его влияние на женское общество. Другим важным аспектом статьи стало обсуждение изменения женского законодательства периода индустриализации (влияние новых поправок к конституции на вовлечение женщин в общественную жизнь страны). Также исследуется роль женщин в технологическом процессе эпохи индустриализации. Американки активно работали не только на благо приезжего населения и с целью расширения собственных гражданских прав, но и принимали участие в изобретательном процессе, что в корне изменило гендерную историю данного периода.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ndustrial revolution has changed women`s life, but it also inspired them to participate in the social works and to continue their movement for the women rights. In this article an author is going to discuss immigration processes and its influence on the women`s society through the period between the end of the Civil War and the beginning of the First World War. Another discussion is going to be about the changing of the women`s rights during industrialization and its impact on the American future. An author states that American women participated in technological developments as well. Finally, industrial revolution changed political, economic and social aspect of the American gender relationships.

Текст научной работы на тему «Влияние индустриальной революции на положение американской женщины в 1865-1914 гг»

ГЕНДЕР И ОБЩЕСТВО

УДК 94(73)-055.2"1865/1914"

ГРНТИ 03.09. Всеобщая история

Е.О. Тютина

Влияние индустриальной революции на положение американской женщины в 1865-1914 гг.

Индустриальная революция оказала значительное влияние на положение американской женщины, предоставив ей возможность более активного участия в социальной и политической жизни страны. В данной статье анализируется иммиграционный процесс в США конца XIX - начала XX в. (период после окончания гражданской войны и до начала Первой мировой) и его влияние на женское общество. Другим важным аспектом статьи стало обсуждение изменения женского законодательства периода индустриализации (влияние новых поправок к конституции на вовлечение женщин в общественную жизнь страны). Также исследуется роль женщин в технологическом процессе эпохи индустриализации. Американки активно работали не только на благо приезжего населения и с целью расширения собственных гражданских прав, но и принимали участие в изобретательном процессе, что в корне изменило гендерную историю данного периода.

Ключевые слова: женщины, индустриальная революция, США, волна иммиграции, иммигранты, Холл-хаус, Джейн Аддамс, Эллен Стар, женское законодательство, конституционная поправка, массовое производство, «Новая женщина», изобретения.

E.O. Tiutina

Impact of Technological Innovations on American Women

in 1865-1914 s

Industrial revolution has changed women's life, but it also inspired them to participate in the social works and to continue their movement for the women rights. In this article an author is going to discuss immigration processes and its influence on the women's society through the period between the end of the Civil War and the beginning of the First World War. Another discussion is going to be about the changing of the women's rights during industrialization and its impact on the American future. An author states that American women participated in technological developments as well. Finally, industrial revolution changed political, economic and social aspect of the American gender relationships.

© Тютина Е.О., 2017 © Tiutina E.O., 2017

Key words: woman, industrial révolution, the United States, immigration, Hull houses, Jane Addams, Ellen Gates Starr, Elizabeth Cady Stanton, technology, women's rights, mass production, factory.

После Гражданской войны американская индустрия переживала ряд изменений сразу в нескольких отраслях экономики. Активная добыча натуральных ресурсов (уголь, железо, дерево) и увеличение рабочего класса за счет приезжих из сельской местности и иммигрантов привели к экономическому росту и изменению положения на рынке товаров и услуг. Технологический прогресс и новые изобретения повысили продуктивность наиболее важных сфер промышленной и сельскохозяйственной деятельности, за счет которых проводилась индустриализация. Все эти процессы, несомненно, изменили социальную, политическую и культурную сферу жизни американского общества.

Экономический рост привел к повышению уровня жизни и численности населения страны. К началу XX в. средняя американская семья имела три-четыре ребенка, большинство из которых к пятнадцати годам могли хорошо читать и писать. В течение 1860-1910 гг. более 14 млн иммигрантов пересекли границу США с целью заработка и поиска новой жизни в другой стране. Коренное население переселялось из сельской местности в города, чтобы найти работу на крупных фабриках и мануфактурах, формируя рабочий класс [1, с. 217-218].

Правительство всячески поддерживало промышленное производство на всех уровнях - федеральном, региональном, местном. Например, на уровне штата было выделено 30 млн долларов только на строительство железных дорог. Крупные заказы сосредоточивались в руках наиболее успешных владельцев частных предприятий (Джон Рокфеллер). Все это привело в итоге к формированию монополий (U.S. Steel Corporation), владельцы которых впоследствии приобрели значительное влияние на целые отрасли.

В социальной сфере также произошли серьезные изменения. Железные дороги, телефон и телеграф заметно изменили повседневную жизнь людей. Эволюционировала и семья, которая переставала быть просто экономическим союзом между двумя семьями и их детьми: новое поколение теперь ожидало от брака романтических отношений, дети постепенно становились центром семьи. (Аналогичные процессы внутри семьи происходили и в других странах, например в России [2]). В то же время благотворительность приобрела популярность среди состоятельных слоев. Жены мэров, сенаторов или влиятельных адвокатов пользовались своим положением для борьбы с антисанитарией, плохими условиями жизни рабочих и др. Церкви с ее консервативным взглядами оставалось только игнорировать или принимать эти новые тенденции в обществе.

Процесс индустриализации во многом стал возможным благодаря многочисленному на тот момент рабочему классу, который, в свою очередь, взамен улучшения условий труда рассчитывал получить нормированный рабочий день, стабильную заработную плату, медицинское страхование и возможность карьерного роста. Для защиты прав трудящихся создавались профсоюзы (Labor Union, 1860), а также организовывались мирные демонстрации рабочих (Haymarket Strike, 1885). Все чаще ряды рабочих пополняли женщины и дети, соглашаясь на более низкую заработную плату при тех же условиях туда, какие были у взрослых мужчин.

Индустриальная революция оказала серьезное влияние на положение американской женщины, попавшей под влияние новых тенденций и технических разработок конца XIX - начала XX в. Несмотря на преимущественное сохранение «домашнего» характера женской жизни, сама она постепенно становится более независимой и свободной. «Новая женщина» («New woman») была готова заниматься благотворительностью и социальной работой, посещать отдельные курсы в университетах и даже зарабатывать небольшую сумму денег для прокормления семьи. Все это позволило ей становиться более активной как в общественной, так и в культурной жизни страны. Именно поэтому очень важно рассматривать данный аспект как один из ключевых периодов в гендерной истории США.

Наиболее важными процессами американской индустриализации, оказавшими влияние на гендерный аспект, были урбанизация и иммиграционный процесс, изменения в законодательстве о правах гражданина США и технологический прогресс периода от окончания Гражданской и до начала Первой мировой войны.

Иммиграционный процесс и его влияние на американскую женщину

В последней трети XIX в. США настигла новая волна иммиграции. В период с 1880 по 1900 г. ежегодный прирост переселенцев достиг одного миллиона человек. Большинство из них надеялись получить больше возможностей и начать новую жизнь в США. Иммигранты переезжали целыми семьями (жена, дети, родители), селились в тесных квартирах крупных городов, таких как Нью-Йорк [1, c. 243].

В этих условиях американское правительство и местные власти развернули серию реформ, направленных на регулирование миграционного потока. Так, в 1880 г. была принята поправка к Бурлингеймско-му договору (Burlingame Treaty). Данный акт установил базовые принципы распределения иммигрантов в стране и ограничил въезд в страну некоторым категориям граждан Китая [3].

Данная поправка явилась результатом антикитайских протестов среди американского рабочего класса. Граждане США были недоволь-

ны возраставшей безработицей в связи с приездом новых китайцев в страну [4].

Волна иммиграции продолжилась и в начале XX в. В данный период в число приезжих входили и выходцы из Австро-Венгрии, Италии, стран Восточной Европы и России. Например, на протяжении всего XIX в. из Российской империи в США прибыло около 760 тыс. иммигрантов. Однако в течение одного только десятилетия 1900-1910 гг. число приезжих из России составляло уже 2 500 тыс. чел. Порядка 87 % иммигрантов поселялись в крупных городах, таких как Чикаго, Детройт, Кливленд и Нью-Йорк [5, с. 101]. Враждебная реакция местного населения стихала в период экономического подъема. Однако американцы выражали недовольство, виня приезжих в заселении благоприятных земель, смешении рас и языков («Spoil Language hostile»). Вместе с тем в стране велась активная борьба с распространением социалистической идеологии, набиравшей популярность среди интеллигенции крупных городов [6].

Все это способствовало переходу к новой иммиграционной политики в США. Для преодоления разногласий между местными и иностранными рабочими был создан специальный Департамент общественных отношений. Данный департамент занимался распределением новых иммигрантов по штатам для поддержания равного процентного соотношения мигрантов по стране [7].

В период президентства Теодора Рузвельта (1901-1909) была создана специальная Комиссия по расследованию иммиграционных процессов в США. Деятельность данной комиссии во многом предопределила иммиграционную политику страны периода Первой мировой войны («стадия ограничений»). В целом иммиграционная политика США конца XIX - начала XX в. во многом отвечала экономическим интересам страны: ограничивала права малообразованного и бедного слоя иммигрантов и, наоборот, расширяла права для крупных бизнесменов из других стран [8, p. 40-42].

Вместе с тем условия повседневной жизни иммигрантов определялись тем, что только один взрослый член семьи мог официально устраиваться на работу. Незамужние женщины с детьми, приехавшие в страну, не могли получить работу или записаться на профессиональные курсы. К тому же жилищные условия иммигрантов, которые были вынуждены арендовать маленькие комнаты на пятерых-шестерых человек, были удручающими. Антисанитария, высокий уровень преступности на окраинах города и слабое знание английского языка делали повседневную жизнь иммигрантов еще более тяжелой [9, p. 109].

Проблемой иммиграции активно занимались американские горожанки среднего класса, желавшие начать социальную работу на пользу приезжему населению. Это были достаточно состоятельные,

влиятельные и активные женщины, которые, получив высшее образование, не могли получить достойную их квалификации работу и найти свое место в обществе. Такие женщины стремились, оказывая помощь нуждающемуся населению, продемонстрировать свою значимую роль в современном обществе. Подобная социальная активность, по мнению американок, способствовала бы их большей независимости и уравниванию в правах с мужчинами.

Одной из самых известных активисток, посвятивших свою жизнь адаптации иностранных граждан в США в конце XIX - первой трети XX в., была Джейн Адамс (1860-1935). Адамс известна как сторонник прогрессивных реформ, социолог, писатель и лауреат Нобелевской премии 1931 г. Летом 1887 г. Джейн Адамс прочитала в газетах о новой идее организации поселений для нуждающихся. После многочисленных поездок по Европе вместе с единомышленницей Эллен Стар, Адамс решила создать собственные поселения для мигрантов в Чикаго (считается, что основой их создания послужил пример поселений Лондона) [10, р. 112-114].

Главной целью сетлементов или халл-хаусов (HullHouse), было предоставление жилья и помощи семьям иммигрантов. В халл-хаус также устраивались специальные курсы английского языка и проводились беседы, на которых жители могли бы побольше познакомиться с американской культурой и традициями страны. Данные поселения в конечном итоге стали первым настоящим домом для приезжих в США иммигрантов [11, р. 115].

Адамс и Стар были первыми основателями сетлемента, но к началу XX в. число попечителей возросло до 25 женщин. В первые десятилетия XX в. в поселении жило и обучалось около 2 тыс. чел. Администрация халл-хауса занималась исследованиями в области жилищного обеспечения, санитарии, респираторных заболеваний, алкогольной и наркотической зависимости и даже акушерства [11, р. 42]. Данная дополнительная работа позволила женщинам вроде Адамс и Стар обеспечить не только финансовую, но в отдельных случаях и медицинскую или юридическую помощью для иммигрантов Чикаго и пригородов.

К 1910 г. поселения предлагали съемное жилье для семей рабочих города Чикаго, вечернюю школу для взрослых, ясли для детей, общую кухню, баню, спортивный зал, библиотеку, небольшую картинную галерею, музыкальные классы, театральный кружок, клубы по интересам и бюро для трудоустройства [12, р. 43].

Среди обитателей поселения были представители различных этнических групп, иммигрировавших в США на рубеже XIX-XX вв.: граждане Ирландии, Германии, Италии, евреи из России и Польши, приезжие из Китая, Турции и Сирии [13].

Таким образом, Джейн Адамс организовала целое сообщество из американских женщин среднего класса, которые были готовы помочь приезжим в Чикаго с адаптацией и получением работы и жилья. Поселения Джейн Адамс, в которых осуществлялись идеи сохранения целостности семей и улучшения жилищных условий жителей Чикаго, стали известны не только в Америке, но и во всем мире.

Другой женщиной, которая также занималась адаптацией иммигрантов на рубеже XIX-XX вв., была Эллен Ричардс (1842-1911). Ричардс известна как первая американская женщина-химик и специалист в области домоводства. Будучи убежденной феминисткой, Ричардс считала, что работа женщины по дому является неотъемлемой частью экономического процветания семьи и общества в целом. В 1890 г. Эллен Ричардс стала одной из основательниц английской кухни (New England Kitchen) в штате Массачусетс, которая явилась настоящей школой кулинарного мастерства для женщин рабочего класса. Английская кухня обучала женщин, занятых работой на производстве, готовить еду быстро, дешево и в то же время максимально полезно для здоровья их семей [14, p. 18-19; 27-29].

Такая деятельность впоследствии помогла Эллен Ричардс стать президентом Американской ассоциации ведения домашнего хозяйства (the American Home Economics Association), созданной в 1908 г., а также вести активную работу в борьбе за право на высшее техническое образование для женщин.

Активная работа американских женщин по решению иммиграционного вопроса в конце XIX - начале XX в. во многом предопределила дальнейшую судьбу семей иммигрантов, оказавшихся в непростой жизненной ситуации. В то же время данная деятельность стала полезной и для самих женщин, завоевавших значительный авторитет в общественных кругах США и мира.

Женское законодательство в США в период индустриализации

Быстрый экономический подъем и развитие производства продукции массового потребления предоставили американской женщине больше возможностей для самореализации. В то время как мужчины-фермеры не могли оставить свои фермы и уехать в город для дополнительного заработка, женщины (особенно незамужние) все чаще принимали решение покинуть сельскую местность. Основной целью такого переезда было желание получить дополнительные средства на собственные нужды или помочь отцу или мужу прокормить семью. В свою очередь процесс индустриализации привел к массовому распространению женской рабочей силы, которая, однако, оценивалась ниже, чем мужская.

Наиболее привлекательными работами для женщин в США к началу XX в. считался труд стенографистки, учительницы и медсестры

[15]. Однако чаще всего на данные вакансии не принимали женщин без специального образования, что заставляло не имевших его устраиваться работать на заводы. Так, в 1850-х гг. на различных производствах в городах США работало ок. 225 тыс. женщин, а к началу 1900-х их число увеличилось до 878 тыс. человек. Женщины были вынуждены работать по 12-14 ч в сутки, жить в съемных комнатах в пригороде, не получая никакой поддержки со стороны работодателей (без страховки, трудовых гарантий и др.) [16, p. 11].

Именно поэтому женщины стали одними из первых, кто включился в рабочее движение в Америке в начале XX в. Основными методами женского рабочего движения были забастовки и пикеты, а также организация женских профсоюзов. Женщины выступали за регулирование условий проживания работниц, равные условия труда с мужчинами и возможность получать дополнительное профессиональное образование для карьерного роста. Деятельность профсоюзов была также направлена на защиту прав женщин-трудящихся, на получение избирательных прав и полное уравнивание в правах с мужчинами.

Наиболее известными женщинами-активистками, из тех кто занимался борьбой за женские права в США, были Сьюзан Энтони и Ели-забет Стентон. Именно Энтони и Стентон были одними из первых, кто выступали в поддержку четырнадцатой поправки к Конституции США (данная поправка была принята в 1868 г. и предоставляла права гражданства каждому индивиду, родившемуся на территории США (в том числе, афроамериканскому населению). Позднее Энтони и Стентон активно боролись за право женской опеки и попечительства, права частной собственности, труда, медицинского обеспечения и контроля деторождения [17, p. 7]. В 1876 г. эти же женщины вместе с Мелиндой Кейдж опубликовали работу «История женского суфражизма» («History of Woman Suffrage»).

На протяжении конца XIX - начала XX в. женское движение в США имело сразу несколько направлений:

• радикальное (Элис Пол - суфражистка, член «Национальной женской партии», была осуждена и приговорена к тюремному заключению за пикеты в поддержку девятнадцатой поправки к Конституции США (которая ввела женское избирательное право) у Белого дома);

• консервативное (Керри Чапман Катт - была членом Национальной американской ассоциации женского суфражизма (NAWSA);

• антирасистское (Люси Стоун - выступала за полную отмену рабства в южных штатах);

• пацифистское (Джейн Адамс - первая женщина, получившая Нобелевскую премию мира в 1931 г. как основательница профессии социального работника в США).

В результате в начале XX в. женщины добились прав на посещение лекций в университетах наравне с мужчинами. Это позволило им

95

повышать свою квалификацию и находить более оплачиваемую работу, а значит - становиться более независимыми. Популярная в то время идея «Просвещенного материнства» («Enlighten Motherhood») сделала примером для подражания успешную и независимую, но при этом замужнюю женщину, которая была уравнена в правах с мужем над детьми и имела право контроля деторождения [16, p. 102].

Технологический прогресс и, как следствие, появление новых машин на производстве позволил женщинам работать в тех отраслях производства, в которых до этого была востребован только тяжелый мужской труд. При этом с развитием науки эти же новые машины на производстве и отнимали рабочие места как у женщин, так и у мужчин (полная автоматизация производства).

Таким образом, на протяжении индустриальной революции конца XIX - начала XX в. американская женщина получила возможность работать на массовом производстве США, что позволило ей получать первый серьезный заработок и стать экономически независимой. Избирательное право (конституционная поправка 1920 г.) и право на высшее образование в конечном счете привели к полному равноправию и вовлечению женщин во все сферы жизни общества. «Новая женщина» («Newwoman») 1920 гг. начала не просто следовать прогрессу, теперь она сама была способна творить прогресс.

Американская женщина и эпоха изобретений начала XX в.

Конец XIX - начало XX в. в США также известен как период технологического прогресса. После окончания гражданской войны широкое развитие получили железные дороги, телефон, телеграф, двигатели внутреннего сгорания и др. Все это изменило повседневную жизнь и скорость коммуникаций американской семьи. Так, к примеру, появление электричества повлияло не только на производство, но и на бытовые условия горожан; железные дороги и телефонная связь значительно ускорили процесс обмена информацией и путешествиями не только на государственном, но и на бытовом уровне. Вместе с тем задачей женщины в данный период стала адаптация новых изобретений под хозяйственные нужды семьи [18, p. 131].

Так, например, велосипед, впервые представленный на экспозиции в Филадельфии в 1876 г., стал самым продаваемым товаром 1890-х (ежегодный доход велосипедных компаний достигал ста миллионов долларов). Это изобретение стало невероятно популярным среди горожанок США, которые теперь получили больше возможностей для передвижения на работу, учебу и в супермаркеты. В обществе мужчин такая «новая женщина» на велосипеде вызывала крайнее недовольство (вождение «мужского» транспорта и открытый показ ног во время передвижения считались предосудительными). Известный американский педагог и суфражистка того времени Фрэнсис Виллард в своей

книге «Колесо к колесу: как я научилась ездить на велосипеде» так отмечала важность велосипеда в жизни современной ей женщины: «В скором времени велосипед станет не только атрибутом рабочего класса, но и женщины-домохозяйки, собравшейся в ближайший магазин овощей» [18, р. 8].

Автомобиль быстро превратился в настоящую семейную ценность. Данное изобретение позволяло перемещаться на далекие расстояния сразу всей семьей, а также перевозить продукты или строительные материалы. Интересно, что и тут были противники нововведений: церковь осуждала автомобиль как средство семейного досуга, так как теперь «семья собиралась вместе с автомобиле чаще, чем в церкви», что якобы подрывало ее моральные устои [14].

Жилой дом американской семьи со средним доходом к 1920-м гг. также стал наполняться устройствами и изобретениями различного предназначения, которые заметно облегчали работу женщин-домохозяек. Как только такие блага, как продукты, топливо и одежда стали общедоступными товарами в магазинах, традиционная мужская роль в семье (добыча продуктов, рубка леса и др.) были фактически упразднены. Женская же часть (уборка, готовка) были также заметно изменены благодаря новым изобретениям. Так чугунная кухонная плита изменила не просто безопасность и скорость приготовления пищи, но и вдохновила женщин всего мира на необычные техники и рецепты готовки, кулинарные школы, программы, советы по питанию и др. [20, р. 143]. Эти и многие другие изобретения предоставили американской женщине больше свободного времени, обозначив новые возможности за пределами дома и семьи.

В американской истории периода индустриализации настоящую славу получили мужчины-изобретатели, такие как Том Форд и Тимас Эдисон. Но немаловажную роль в данный период сыграли и женщины-изобретательницы, чьей задачей было создать машины, которые бы упростили их домашние работы и предоставили еще больше времени для дополнительной деятельности. К началу XX в. американские женщины вовлекались в сферы инженерного проектирования, менеджмента, химии и физики. Например, Жозефина Кахран стала известна своей разработкой первого прототипа будущей стиральной машины (начала работу еще в 1866 г.). Мэри Пеннингтон активно принимала участие в исследовании холодильных установок. Мэри Харрис в 1910 г. начала собственный бизнес по пошиву рабочей и модной одежды в Нью-Йорке. Другая крупная бизнесвумэн того времени мадам Уолкер (иммигрировала в США из Англии в начале XX в.) основала свой бренд американской косметики «Elizabeth Arden».

Период индустриальной революции обозначил новые задачи для женщины как в семье, так и в обществе. Новые изобретения действительно помогли организовать быт, уют и безопасность американского

дома. Однако сами женщины не остановились на достигнутом, вовлекаясь во все новые сферы производства и изобретения предметов массового потребления США.

В конце XIX - начале XX в. США по своему экономическому производству оставили позади себя такие страны, как Англия и Германия. Стремительное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной системы и коммуникаций заметно трансформировали американское общество. При этом женщины ощутили на себе данные изменения настолько же сильно, как и мужчины. Индустриализация и ее последствия не только вдохновили женщину на общественную работу, но и дали возможность бороться за расширение собственных прав и развитие технологий на пользу домашнего хозяйства. Таким образом, индустриальная революция трансформировала положение американской женщины из зависимой от мужа домохозяйки в независимого городского труженика, готового работать на нужды американской экономики.

Список литературы

1. Daniels R. Coming to America. - New York: Harper Perennial, 2002. - 450 p.

2. Веременко В.А. Дворянская семья и государственная политика России (вторая половина XIX - начало ХХ в.). 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Европейский дом, 2009. - 684 с.

3. Text of the treaty between China & the United States. UC Berkeley, Bancroft Library. University of California. June 5, 2002. - URL: http://content.cdlib.org/ark:/ 13030/hb4m3nb03h/?order=2&brand=calisphere (дата обращения: 03.12.16).

4. Chinese notes // The American Missionary Vol. 0032 Issue 4 (Apr 1888). - P. 106.

5. Соргин С.С. Исторический опыт США. - М.: Наука, 210. - 254 с.

6. The New Law and Our Work // The American Missionary Vol. 0036 Issue 7 (July 1882). - P. 195.

7. Immigration Act of 1907. History Central. - URL: http://www.historycentral. com/documents/immigrationact.html (дата обращения: 04.12.16).

8. Graham O. L. Unguarded Gates: A history of America's immigration crisis. -Maryland: Rowman & Littlefield Publishers INC., 2006. - P. 40-47.

9. Portes A. Ruben, G.R. Immigrant America a Portrait. - Los Angeles: University of California Press, 2006. - 214 p.

10. Knight Louise W. «Biography's Window on Social Change: Benevolence and Justice in Jane Addams's «A Modern Lear» // Journal of Women's History. - 1997 9(1): P. 111-138.

11. Lundblad Karen S. «Jane Addams and Social Reform: A Role Model for the 1990s». Chicago: Social Work, 1995. - P. 40-49.

12. Addams, Jane, ed. Hull-House Maps and Papers: A Presentation of Nationalities and Wages in a Congested District of Chicago, Together with Comments and Essays on Problems Growing Out of the Social Conditions (1896). Library of Congress's Archive. - URL: https://archive.org/details/hullhousemapsan00unkngoog (дата обращения: 15.12.16).

13. Hull-House Maps and Papers // The Atlantic Monthly Vol. 0077 Issue 459 (January 1896). - P. 119-124.

14. Carroll Pursell. The Machine in America: A Social History of Technology. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1995. - 362 p.

15. Careers for women compiled and edited by Catherine Filene. Boston, 1920. Library of congress. - URL: https://www.loc.gov/resource/rbpe.07905000 (дата обращения: 17.12.16).

16. Kinner M. Daughters of the time. S. 1. Chicago: Ann Arbor, 1982. - 203 p.

17. McKelvey Blake. Susan B. Anthony. Rochester: Rochester public library. VII (2), 1945. - 164 p.

18. Stanton Elizabeth Cady; Anthony, Susan B.; Gage, Matilda Joslyn; Harper, Ida. History of Woman Suffrage in six volumes. - Rochester, New York: Susan B. Anthony (Charles Mann Press), 1881-1922. - 911 p.

19. Willard Francis. A wheel within wheel: how I learned to ride the bicycle. NY: Fleming H. Revel company, 1895. - 73 p.

20. Servos John W. Physical chemistry from Ostwald to Pauling: the making of a science in America. NJ: Princeton University Press, 1990. - 293 p.

References

1. Daniels R. Coming to America. - New York: Harper Perennial, 2002. - 450 p.

2. Veremenko V.A. Dvoryanskaya sem'ya i gosudarstvennaya politika Rossii (vtoraya polovina XIX - nachalo ХХ vv.) [Noble family and the state policy of Russia (second half XIX - beginning of XX centuries)]. Izd. 2-e, ispr. i dopoln. - SPb.: Evrope-jskij dom, 2009. - 684 s.

3. Text of the treaty between China & the United States. UC Berkeley, Bancroft Library. University of California. June 5, 2002. - URL: http://content.cdlib.org/ark:/ 13030/hb4m3nb03h/?order=2&brand=calisphere (дата обращения: 03.12.16).

4. Chinese notes // The American Missionary Vol. 0032 Issue 4 (Apr 1888). -P. 106.

5. Sorgin S.S. Istoricheskiy opyt SSHA [The historical experience of the United States]. Moscow: Science Pres., 210. - 254 p.

6. The New Law and Our Work // The American Missionary Vol. 0036 Issue 7 (July 1882). - P. 195.

7. Immigration Act of 1907. History Central. - URL: http://www.historycentral. com/documents/immigrationact.html (дата обращения: 04.12.16).

8. Graham O. L. Unguarded Gates: A history of America's immigration crisis. -Maryland: Rowman & Littlefield Publishers INC., 2006. - P. 40-47.

9. Portes A., Ruben G.R. Immigrant America a Portrait. Los Angeles: University of California Press, 2006. - 214 p.

10. Knight Louise W. «Biography's Window on Social Change: Benevolence and Justice in Jane Addams's «A Modern Lear» // Journal of Women's History. 1997 9(1): P. 111-138.

11. Lundblad Karen S. «Jane Addams and Social Reform: A Role Model for the 1990s». - Chicago: Social Work, 1995. - P. 40-49.

12. Addams Jane, ed. Hull-House Maps and Papers: A Presentation of Nationalities and Wages in a Congested District of Chicago, Together with Comments and Essays on Problems Growing Out of the Social Conditions (1896). Library of Congress's Archive. - URL: https://archive.org/details/hullhousemapsan00unkngoog (дата обращения: 15.12.16).

13. Hull-House Maps and Papers // The Atlantic Monthly Vol. 0077 Issue 459 (January 1896). - P. 119-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Carroll Pursell. The Machine in America: A Social History of Technology. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1995. - 362 p.

15. Careers for women compiled and edited by Catherine Filene. Boston, 1920. Library of congress. - URL: https://www.loc.gov/resource/rbpe.07905000 (дата обращения: 17.12.16).

16. Kinner M. Daughters of the time. S. 1. Chicago: Ann Arbor, 1982. - 203 p.

17. McKelvey, Blake. Susan B. Anthony. Rochester: Rochester public library. VII (2), 1945. - 164 p.

18. Stanton Elizabeth Cady; Anthony, Susan B.; Gage, Matilda Joslyn; Harper, Ida. History of Woman Suffrage in six volumes. - Rochester, New York: Susan B. Anthony (Charles Mann Press), 1881-1922. - 911 c.

19. Willard Francis. A wheel within wheel: how I learned to ride the bicycle. NY: Fleming H. Revel company, 1895. - 73 p.

20. Servos, John W. Physical chemistry from Ostwald to Pauling: the making of a science in America. NJ: Princeton University Press, 1990. - 293 p.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

УДК 930.2"1939/1945":94(470.23-25)"1941/1944"

ГРНТИ 03.23. История России

Л.Н. Семенова

От мирного детства к военному: страницы дневника ленинградской школьницы Ларисы Ивановой

Невероятно тяжёлым был период блокады Ленинграда для его жителей. Прошли годы, но память жива. Она обостряется с появлением новых свидетельств человеческих судеб. Таким документальным источником стал и дневник ленинградской школьницы 8-14 лет Ларисы Ивановой, который она вела c 1939 по 1945 гг.

В своём дневнике девочка фиксировала самые трогательные и значительные события своей детской жизни. Так, 1 сентября 1939 г. она пошла в первый класс. И на первой странице своего дневника она написала о том, как ей понравилось в школе и что она будет учиться только на «хорошо» и «отлично». А дальше были итоги учебных четвертей, зимние и летние каникулы, поездка в Западную Белоруссию к родным в сентябре 1940 г.

Из записей дневника следует, что жизнь девочки была озарена счастьем и радостью. Особое место в дневнике занимает описание праздников 7 ноября, 1 мая и особенно Нового года. И всегда рядом с ней семья: папа и мама.

И вот в июне 1941 г. в жизнь юной ленинградки Ларисы Ивановой и её семьи, города Ленинграда и всей страны вошла война. На страницах дневника отражается хроника военных событий: бомбёжки города, снижение нормы хлеба, смерть знакомых от голода. Несмотря на ухудшение условий жизни горожан, ребёнок уверен в неизбежности Победы.

Дневник Ларисы Ивановны Ивановой (1931-2014 гг.) позволяет современникам взглянуть на исторические события конца 1930 - начала 1940-х гг. через мироощущение ребенка и детское понимание добра и зла, где добром являлось предвоенное счастливое детство, а злом - война, которая заставила страдать и взрослых, и детей.

Ключевые слова: война, блокада Ленинграда, детский дневник, голод, военное детство.

L.N. Semenova

From peaceful to wartime childhood: Diary pages of the Leningrad schoolgirl Larissa Ivanova

Incredibly heavy was the period of the siege of Leningrad. Years passed, but the memory is still alive. It is exacerbated by the emergence of new evidence of human des-

© Семёнова Л.Н., 2017 © Semenova L.N., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.