ББК 63.3(7Сое)52
Э.И. Белякин
Женщины в период Гражданской войны в США (1861-1865 гг.)
E.I. Belyakin
Women during the U.S. Civil War (1861-1865)
Представлены основные факты из жизни женщин периода Гражданской войны в США, приведены данные о тех сферах деятельности, которые были открыты для женщин в период конфликта. В статье получила разработку тема борьбы женщин за реализацию своих прав. Статья знакомит читателя с теми последствиями в жизни и статусе женщин, к которым привела Гражданская война.
Ключевые слова: Гражданская война, феминистка, женщина, медсестра, учитель, шпион, солдат, волонтер, административный служащий, рабочий.
The main facts in the women’s lives during the U.S. Civil War are represented in the article. The paper informs about the spheres of occupations which were opened for women during the conflict. The author studies a problem concerning women’s struggle for their rights. A reader can get to know the consequences which took place in women’s lives and status due to the Civil War.
Key words: Civil War, feminist, woman, nurse, teacher, spy, soldier, volunteer, ministerial officer, worker.
История Гражданской войны в США представлена широким кругом исследований по основным периодам, событиям и итогам данного исторического события. Однако новые источники и методологические подходы позволяют проанализировать новые темы, что расширяет представление о событиях Гражданской войны [1, с. 41-56]. Одной из таких тем является исследование жизни женщин [2, с. 131-189].
Источники по данному вопросу представлены: мемуарами [3], речами [4], документами законодательного характера [5], законами [6], «конституциями» женского суфражистского движения периода Гражданской войны [4], фольклором [7, с. 257-260], статистикой [8], фотографическими материалами [9], археологическими данными [10].
Однако, как заявляют Е.М. Мейси [11], И.А. Чанг [12, с. 63-80], У Гарисон [13, с. 7-12], М.Р. Фурби [14, с. 1-7], не исследованным остается положение женщин в период Гражданской войны, их социальный статус, изменение их материального положения. В статье исследованы сферы деятельности, в которых могли проявить себя женщины в исследуемый период, как-то: благотворительная деятельность, служба в качестве медсестер, учительская работа, шпионаж, служба в армии, административная служба, работа на фабриках, суфражистское движение.
Статистические данные свидетельствуют о том, что к началу Гражданской войны на территории США проживало 11206627 женщин [11]. Американское общество этого времени было далеко от того, чтобы признать за женщинами равные права с мужчинами.
Согласно С. Эдмондсу [15, с. 13-27], М.Г. Холанду [16, с. 3-11], Дж.Е. Шульцу [17, с. 1-11], они не могли влиять ни на политическую обстановку в стране, ни на ход военных действий.
Важнейшим направлением в деятельности женщин во время Гражданской войны было занятие благотворительностью, а также служба в благотворительных организациях. От общего числа всех благотворительных и общественных организаций в США женских организаций насчитывалось приблизительно 20% [2]. Женщины собирали деньги и гуманитарную помощь солдатам на фронте. Согласно Дж.Е. Кашину [18, с. 2-12], Дж. Пэрри [19, с. 2-12], М.П. Коллину [20], Р.Н. Коуту [21, с. 363-366], с началом Гражданской войны благотворительные организации возникли как в Союзе, так и у конфедератов [20, с. 85-148]. Такие женщины, как П.М. Корнелия [22, с. 23-162], К. Стоун [23, с. 167-367], С. Морган [24, с. 395-534], М. Чеснот [25, 3-263], В. Дэвис [18, с. 80-106], А. Ли [26, с. 121-140], К. Камминг [27, с. 3-8], впервые почувствовали, что они могут быть полезны не только в домашней сфере, но и на общественном поприще. Они воспользовались этой возможностью, так как верили, что помогают не только мужчинам, ушедшим на фронт, но и способствуют тому, чтобы в будущем за ними, в силу их заслуг во время войны, признают равные с мужчинами права. Тем не менее, пишет Дж. Этти, уже в самом начале войны стало ясно, что это будет трудным делом, так как все женские благотворительные общества возглавляли мужчины [28, с. 55], которые считали, что женщины не долж-
ны общаться с незнакомцами противоположного пола. Надзорные и контрольные государственные органы, по замечанию Д.Г. Фоста, боялись того, что подобное общение между медсестрами и ранеными и болеющими солдатами может привести к падению нравственности в войсках [29, с. 1200-28]. Только немногие женщины, такие как Э.Х. Хокс, могли стать врачами [30, с. 1-30].
Работа в качестве медсестер в госпиталях также была доступной для женщин сферой деятельности. Социальный состав женщин-медсестер не был однородным. Среди них были как женщины из низших слоев американского общества, так и те, кто происходил из общественной элиты. Согласно Н.Б. Бейкеру [31], А.Д. Вуду [32], Дж.Р. Брумгарту [33, с. 3-46], их отношение к службе в госпиталях не было одинаковым. Для женщин из средних и низших слоев возможность помогать солдатам была необходимой ступенью на пути к политической и социальной независимости. Для женщин из богатых семей служба в качестве медсестер была всего лишь неприятной обязанностью. Они всячески давали понять, что остальные женщины, работающие с ними, являются лишь обслуживающим персоналом, который не может быть им равным и должен исполнять всю «грязную» работу. Среди женщин-медсестер особую известность заслужили:
Э. Биккердайк [31], Х. Роупс [33, с. 47-130], К. Хэнкок [34, с. 7-167], Л.М. Элкот [35].
Одним из способов проявить себя был сбор информации о противнике, т.е. шпионаж. Об этом написано достаточное количество исследований, опубликованы дневники и воспоминания женщин-шпионок, среди них особой известностью пользуется Е. Ван-Лью [36, с. 25-106].
Сфера шпионажа давалась женщинам довольно легко. Историки Л.С. Сизер [37], Н. Блэкмен [38, с. 182-245], Х.Д. Уинклер [39, с. 89-94], Е.Р Варон [40, с. 216-241], Д.Д. Раян [36, с. 107-112] считают, что женщинам было легче войти в доверие, производить сбор информации. Наказание, получаемое ими в случае их раскрытия, было довольно мягким. Благодаря своей деятельности в качестве шпионов, эти женщины становились национальными героинями.
Женщины сражались в военных подразделениях наравне с мужчинами, скрывая свою половую принадлежность. Особую известность приобрели такие женщины-солдаты, как С.Р. Уэйкман [41, с. 1-16], Л.Ж. Веласкес [42]. Согласно исследованиям Д.А. Блэнтон [43], Б. Тсуи [44], А. Сильвей [45, с. 27-40], медицинское обследование перед приемом в армию было довольно поверхностным и необязательным, поэтому женщины могли выдавать себя за мужчин до тех пор, пока в силу тех либо иных обстоятельств их тайну не раскрывали.
Другой возможностью реализовать себя, продвинуться по социальной лестнице, сравнявшись в
правах с мужчинами, была учительская и научная деятельность. Профессия учителя не имела ярко выраженного мужского характера, тем не менее в качестве учителей в основном набирали мужчин. Поэтому женщинам приходилось и в данном случае разрушать стереотипы общества, ориентированного на мужчин. Согласно Л. Д. Гинзбергу [46], Л.Б. Сэлек [47, с. 91-116], В.Е. Рэйли [48], М.Р. Левин [49, с. 51-100], их главной целью было получение независимости и самостоятельности. Самым известной женщиной-учителем признают С.Ж. Фостер [48].
Для многих женщин интеллектуальная работа была смыслом жизни. К сожалению, социальные и экономические реалии школьного преподавания оставляли желать лучшего и разочаровывали многих из тех, кто питал некоторые иллюзии по поводу возможности просвещения подрастающего поколения. Учительская работа плохо оплачивалась и не давала возможности для повышения квалификации.
Некоторые женщины работали в качестве административных служащих в исполнительной ветви американского правительства - Санитарной комиссии США. Как замечают С. А. Уотс [50, с. 9-10] и Ж. А. Гизберг [51, с. 31-52], это было вызвано оттоком образованных мужчин на фронт и невозможностью набрать новых работников. Благодаря этому такие женщины, как Э. Блэквел, Д.Л. Дикс, Х.У Бэлоус [11, с. 25-42], получили возможность опосредованного участия в политической жизни американского общества. Тем не менее эти должности замещались женщинами из высших социальных слоев. Менее обеспеченные женщины не имели возможности попасть в правительственные отделы и ведомства. Но даже исполнение престижных административных функций считалось для женщин из высших кругов делом недостойным и унизительным.
Женщины, которые стремились занять заведомо мужские должности, подозревались в распущенности и аморальности. Причем это касалось женщин любого материального достатка. Однако женщины из привилегированных слоев получали оклад гораздо больший, чем женщины из менее привилегированных общественных групп.
Особое место среди женского населения занимали те, кто трудился на фабриках. Как считает Т. Вэйс [52], женщины, которые нанимались на фабрики, жили в сложных материальных условиях и подвергались унижениям со стороны мужчин. Для выходцев из рабочего класса возможность достойной жизни была маловероятна. Степень смертности, болезней и увечий среди женщин-работниц была довольно велика. Женщины получали в два раза меньше, чем мужчины, выполняя тот же объем работ.
Женщины писали петиции и обращения к чиновникам и министрам с просьбами реформировать их быт. Важным направлением деятельности женщин стало
участие в профсоюзах с целью защиты своих прав. Дж. Гизберг [53, с. 68-91] доказывает, что желание женщин бороться за свои права на фабриках встречало осуждение и сопротивление со стороны не только работодателей, но и мужской части профсоюзов. Профсоюзные лидеры заявляли, что женщины в необоснованном стремлении к независимости мешают общему делу освобождения рабочего класса. Таким образом, у рабочих наметился раскол по вопросу о женской эмансипации. Мужчины-рабочие чувствовали больше опасности со стороны женщин с феминистическим мировоззрением, чем от работодателей и промышленников. Мужчинам казалось, что феминистки с их оторванными от реальности лозунгами только еще больше дискредитируют рабочее движение. В ответ на это женщины прибегали к забастовкам как к одному из способов быть услышанными обществом.
В отдельную категорию можно выделить суфражистское движение. А.Д. Гордон [54, с. 27-28], Е. Грифит, Л. Д. Гинзберг [46, с. 108-144] считают, что данное движение появилось в рамках аболиционистского движения, но впоследствии, отколовшись от последнего, функционировало совершенно независимо. Самыми известными представительницами этого движения были Э. К. Стэнтон, Л. Мотт, Ш. Вудворд, С.Б. Энтони, А. Гримке [55, с. 405-568].
Большое значение имеет изучение жизни афро-американок. Следует отметить труды таких историков, как Е. Форбс, П.С. Маккиссак, Н.И. Пэинтер, М. А. Маклорин, Х. Джейкобс. Они исследуют жизнь женщин-афроамериканок - С.К. Тэйлор, С. Трус, Селии, М.В. Стюарт [56, с. 211-228]. Жизнь коренных американок до настоящего времени остается малоизученной [57, с. 6-25].
Таким образом, жизнь женщин периода Гражданской войны в США отличалась сложностью и противоречивостью. С одной стороны, в это время продолжают существовать старые мужские предубеждения о неполноценности женщин, их неспособности к самостоятельному существованию. Женщинам отказывали в возможности заниматься политикой и общественной деятельностью, иметь движимое и недвижимое имущество, торговать. С другой стороны, Гражданская война нарушила прежнее течение жизни, выдвигая женщину на ответственные общественные посты. Война сглаживала противоречия, существовавшие между мужским и женским населением США. Тем не менее Гражданская война в США отсрочила решение «женского вопроса», так как патриотические настроения, а также предубеждения мешали взвешенному пониманию проблемы наделения женщин равными правами с мужчинами. Гражданская война внесла негативные моменты в жизнь женщин, мешала их интеллектуальному и материальному развитию.
Библиографический список
1. Согрин В.В. Важные аспекты изучения истории США XIX века // Новая и новейшая история. - 2006. - №5.
2. Williams D. A People’s History of the Civil War. - New York ; London, 2005.
3. Jacobs H.B. Incidents in the Life of a Slave Girl. - Boston, 1861.
4. Lutz А., Susan B. Anthony. Rebel, Crusader, Humanitarian. - Washington, 2007.
5. Stanton E.C. Appeal to the Women of New York. Women in America. - Woodbridge, 1999.
6. Elizabeth Cady Stanton, Susan B. Anthony, & Matilda Joslyn Gage eds. History of Woman Suffrage, 2nd ed. - Vol. 1. -Rochester, 1889.
7. Шерешевская Н. Народ, да! Из американского фольклора. - М., 1983.
8. Susan B. Historical Statistics of the United States. - New York, 2011.
9. The Photographic History of Civil War. - New York, 1912.
10. Clarence R.G. Archaeological Perspectives on the American Civil War. University Press of Florida. 2000.
11. Massey M.E. Women in the Civil War. University of Nebraska Press. 1994.
12. Chang I. A Separate Battle: Women and the Civil War. -New York, 1996.
13. Garrison W. Amazing Women of the Civil War: Fascinating True Stories of Women Who Made a Difference. Nashville. 1999.
14. Furbee M.R. Outrageous Women of Civil War Times. -New Jersey, 2003.
15. Edmonds S. Memoirs of a Soldier, Nurse and Spy: A Woman’s Adventures in the Union Army. Northern Illinois University Press. 1999.
16. Holland M.G. Our Army Nurses: Stories from Women in the Civil War. Roseville, 2002.
17. Schultz J.E. Women at the Front: Hospital Workers in Civil War America. Chapel Hill. 2007.
18. Cashin J.E. First Lady of the Confederacy: Varina Davis’ Civil War. Belknap Press of Harvard University Press. 2009.
19. Perry J. Mrs. Robert E. Lee: The Lady of Arlington. Multnomah Books. 2003.
20. Coulling M.P. The Lee Girls. John F. Blair Publisher. 1996.
21. Cote R.N. Mary’s World: Love, War, and Family Ties in Nineteenth-century Charleston. Corinthian Books. 2007.
22. Cornelia P.M. A Woman’s Civil War: A Diary with Reminiscences of the War, from March 1862. Madison, 1992.
23. Stone K Brokenburn: The Journal of Kate Stone, 1861-1868. - Baton Rouge. 1995.
24. East Q Sarah Morgan: The Civil War Diary of a Southern Woman. - New York, 1992.
25. Chesnut M.B. The Private Mary Chesnut: The Unpublished Civil War Diaries. - New York, 1984.
26. Lee A. Growing up in the 1850s: The Journal of Agnes Lee. Chapel Hill. 1988.
27. Cumming K. Kate: The Journal of a Confederate Nurse. Baton Rouge. 1998.
28. Attie, J. Patriotic Toil: Northern Women and the American Civil War. - New York, 1969.
29. Faust D.G. Altars of Sacrifice: Confederate Women and the Narratives of War // Journal of American History 76(1990).
30. Schwartz G. A Woman Doctor’s Civil War: Esther Hill Hawks’ Diary. - Columbia, 1989.
31. Baker N.B. Cyclone in Calico: The Story of Mary Ann Bickerdyke. - Boston, 1952.
32. Wood A.D. The War Within: Women Nurses in the Union Army // Civil War History 28 (1972).
33. Brumgardt J.R. Civil War Nurse: Diary Letters Hannah Ropes. - Univ Knoxville, 1993.
34. Hancock C. Letters of a Civil War Nurse: Cornelia Hancock, 1863-1865. - Lincoln, 1998.
35. Alcott L.M. Civil War Hospital Sketches. The University of North Carolina Press. 2007.
36. Ryan D.D. A Yankee Spy in Richmond: The Civil War Diary of «Crazy Bet» Van Lew. - Mechanicsburg, 1996.
37. Sizer L.C. Acting Her Part: Narratives of Union Women Spies // in Clinton and Silber, Divided houses. Oxford University Press. 1992.
38. Blackman N. Wild Rose: The True Story of a Civil War Spy. - New York, 2006.
39. Winkler H.D. Stealing Secrets: How a Few Daring Women Deceived Generals, Impacted Battles, and Altered the Course of the Civil War. - Naperville, 2010.
40. Varon E.R. Southern Lady, Yankee Spy: The True Story of Elizabeth Van Lew, a Union Agent in the Heart of the Confederacy. - New York, 2005.
41. Wakeman S.R. An Uncommon Soldier: The Civil War Letters of Sarah Rosetta Wakeman, Alias Pvt. Lyons Wakeman, 153rd Regiment, New York State Volunteers, 1862-1864. - New York, 1996.
42. Velazquez L.J. The Woman in Battle: The Civil War Narrative of Loreta Janeta Velazquez, Cuban Woman and Confederate Soldier. University of Wisconsin Press. 2003.
43. Blanton D.A. They Fought Like Demons: Women Soldiers in the Civil War. - Vintage, 2003.
44. Tsui B. She Went to the Field: Women Soldiers of the Civil War. TwoDot. 2006.
45. Silvey A. I’ll Pass for Your Comrade: Women Soldiers in the Civil War. - New York, 2008.
46. Ginzberg L.D. Women and the Work of Benevolence: Morality, Politics, and Class in the Nineteenth-Century United States. - New Haven, 1990.
47. Selleck L.B. Gentle Invaders: Quaker Women Educators and Racial Issues during the Civil War and Reconstruction. -Richmond, 1995.
48. Reilly W.E. Sarah Jane Foster Teacher of the Freedmen: The Diary and Letters of a Maine Woman in the South after the Civil War. Picton Pr. 2001.
49. Levin M.R. Defining Women’s Scientific Enterprise: Mount Holyoke Faculty and the Rise of American Science. -Hanover, 2006.
50. Oates S.A Woman of Valor: Clara Barton and the Civil War. - New York, 1994.
51. Giesberg J.A. Civil War Sisterhood: The U.S. Sanitary Commission and Women’s Politics in Transition. - Boston, 2000.
52. Weiss T. Estimates ofWhite and Nonwhite Gainful Workers in the United States by Age Group, Race, and Sex: Decennial Census Years, 1800-1900, Historical Methods 32 (1) (1999).
53. Giesberg J. Army at Home: Women and the Civil War on the Northern Home Front. The University of North Carolina Press. 2009.
54. Gordon A.D. The Selected Papers of Elizabeth Cady Stanton and Susan B. Anthony. In the School of Antislavery, 1840 to 1866. - New Jersey, 2001.
55. Griffith E. In Her Own Right: The Life ofElizabeth Cady Stanton. - New York, 1985.
56. Forbes E. African American Women during the Civil War. - New York, 1998.
57. Johnston C. Cherokee Women in Crisis: Trail of Tears, Civil War, and Allotment, 1838-1907. University Alabama Press. 2003.