Научная статья на тему 'Венгерская иммиграция в США в XVII - первой половине XIX вв'

Венгерская иммиграция в США в XVII - первой половине XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
579
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНГРИЯ / США / ИММИГРАЦИЯ / ВЕНГЕРСКИЕ ОФИЦЕРЫ / АДАПТАЦИЯ / HUNGARY / USA / IMMIGRATION / HUNGARIAN OFFICERS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пантюхина Татьяна Викторовна

В статье освещаются этапы формирования венгерской общины в США, возникшей в результате иммиграции в XVIIпервой половине XIX вв. В центре внимания автора участие венгров в войне за независимость США и гражданской войне, а также проблемы адаптации венгерских переселенцев в Америке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the process of formation of Hungarian community in the USA as a result of immigration in the XVII the first half of the XIX centuries. The author focuses attention on the participation of Hungarians in the War for Independence and the Civil War, as well as problems of adaptation of Hungarian immigrants in America.

Текст научной работы на тему «Венгерская иммиграция в США в XVII - первой половине XIX вв»



УДК 94(73)

Т. В. Пантюхина

ВЕНГЕРСКАЯ ИММИГРАЦИЯ В США В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

В статье освещаются этапы формирования венгерской общины в США, возникшей в результате иммиграции в XVII- первой половине XIX вв. В центре внимания автора -участие венгров в войне за независимость

США и гражданской войне, а также проблемы адаптации венгерских переселенцев в Америке.

Ключевые слова: Венгрия, США, иммиграция, венгерские офицеры, адаптация.

T. V. Pantyukhina

HUNGARIAN IMMIGRATION ТО THE USA IN THE XVII - THE FIRST HALF

OF THE XIX CENTURIES.

The article deals with the process of formation of Hungarian community in the USA as a resuit of immigration in the XVII - the first half of the XIX centuries. The author focuses attention on the participation of Hungarians

Венгерская община в США сформировалась в результате нескольких волн эмиграции. Внимание историков чаще всего привлекают периоды массовой эмиграции из Венгрии и других европейских стран, первая волна которой приходится на последнюю треть XIX - начало XX вв. Незаслуженно мало внимания современные исследователи уделяют истокам этого явления.

Американские историки венгерского происхождения, бережно изучающие своё этническое наследие в Америке, обнаружили свидетельства о том, что выходцы из Венгрии путешествовали по американскому континенту и селились там, в течение всего колониального периода истории США (XVII -XVIII вв.). Однако это были единичные случаи, поскольку венгерский народ не считал себя нацией мореплавателей и никогда не предпринимал целенаправленных попыток колонизовать земли в Новом Свете [7, р. 4].

Интересно, что первый выходец из Венгрии появился в Америке даже раньше, чем английские отцы-пилигримы, а именно в 1583 г. Это был лингвист и историк Стефан Пармениус (Stephanus Parmenius Budaeus) из Буды. Он прибыл к берегам Ньюфаундленда (Канада) в составе английской экспе-

in the War for Independence and the Civil War, as well as problems of adaptation of Hungarian immigrants in America.

Key words: Hungary, the USA, immigration, Hungarian officers, adaptation.

диции Хэмфри Гилберта, отправленного по личному распоряжению королевы Елизаветы I исследовать и закрепить в качестве английских владений земли в Новом Свете. Пармениус стал летописцем этой экспедиции. На обратном пути в Англию он погиб во время шторма [6, р. 62 ].

Спустя столетие, в 1694 г., в Америке работали несколько венгерских миссионеров. Джон Келп, выходец из Трансильвании, прибыл в Америку с группой немецких иммигрантов. Они поселились недалеко от Филадельфии, образовав общину верующих наподобие квакерских общин, посвятив свою жизнь молитвам и медитации. Келп был руководителем общины. В настоящее время место, где располагалось поселение, находится в черте города. Эта историческая часть Филадельфии носит название «Хижина отшельника» (The Hermitage), а улица, на которой Келп жил, называется «Переулок отшельника» (Hermit's Lane) [6, p. 63].

В XVIII в. главным событием истории США стала война за независимость. За борьбой колонистов пристально наблюдали в Европе, в особенности те народы, которые также стремились избавиться от национального гнета. Венгры, как никакой

другой народ, понимали тяжесть положения континентальной армии, сражающейся с англичанами. Из Венгрии, как, впрочем, и из других европейских стран, в Америку направлялись волонтёры, военные советники, оружие и снаряжение, а также тысячи писем со словами поддержки и ободрения. Одним из волонтёров венгерского происхождения был Майкл Ковач (Michael Kovats de Fabricy). Он служил под командованием графа Казимира Пулацкого, командующего кавалерией в армии Вашингтона. Пулацкий возложил на Ковача задачу - создание гусарских полков и боевая подготовка гусар. Он прекрасно справился, и его гусарский легион храбро сражался с англичанами. Ковач погиб в бою в 1779 г. Американцы почитают его как европейца, ставшего их национальным героем - наряду с другими легендарными личностями, воевавшими за независимость США, такими как поляк К. Пулацкий, немец Ф.В. фон Штойбен (Friedrich Wilhelm von Steuben) и француз маркиз Лафайет.

Помимо М. Ковача в войне за независимость США сражались многие безымянные герои, приехавшие из Венгрии. Известно, что они прибыли вместе с французскими войсками, отправленными на помощь британским колониям. Подсчитано, что в иностранном легионе континентальной армии служило 140 венгерских гусар, не считая офицеров [6, р. 68].

В период между войной за независимость (1775 - 1783 гг.) и серединой XIX в. венгры, прибывшие в США, в большинстве своём были искателями приключений. Их побудительным мотивом была жажда нового. Прожив в Америке какое-то время, одни возвращались на родину, другие оседали на новой земле и успешно адаптировались к новой жизни. Однако до середины XIX века это были единичные случаи и выходцы из Венгрии были представлены лишь спорадически в многокрасочной этнической панораме США.

Положение начало меняться после поражения революций 1848-1849 гг. в Европе, когда в США хлынул поток эми-

грантов, состоящий из лидеров и участников революционных событий. Тех, кто прибыл из Венгрии в эти годы, американские историки называют «иммиграция Кошута» («Kossuth Emigration») или «иммигранты 48-го года» Именно с приезда этих людей можно говорить о начале венгерской эмиграции в США.

Находясь в США, Кошут обсуждал с министром сельского хозяйства А. Стюартом возможность выделения территории для заселения её венгерскими иммигрантами [4]. Сам он, однако, не собирался там оставаться. Америка казалась ему слишком далёкой от политической арены, на которой он намеревался продолжить свою борьбу.

Пребывание Кошута в США, его триумфальная поездка по стране достойны отдельного исследования. Здесь приведу только некоторые факты. Кошут прибыл в США 5 декабря 1851 г. и покинул страну 14 июля 1852 г. За этот короткий срок (221 день) он 600 раз выступал с речами продолжительностью до 2-3 часов. Для любого оратора это огромная нагрузка. Нужно учесть, что Кошут произносил речи на иностранном (английском) языке, что создавало дополнительную трудность. Неутомимость венгерского лидера поразительна: он объехал Америку от Атлантического побережья на востоке до Висконсина на западе, Бостона на севере и Нового Орлеана на юге. Принимая во внимание транспортные средства того времени, становится понятен масштаб совершенного им вояжа. Прав американский историк Э. Вашвари (Vasvary, Е.), утверждающий, что Кошут проявил «сверхчеловеческую активность... В физическом и умственном плане это подвиг, равного которому трудно найти в истории» [13, р. 18-19].

Американцы встречали Кошута с необычайным энтузиазмом. Американский генерал и политический деятель К.Шурц вспоминал: «его принимали как национального героя, возвратившегося после победоносной кампании» [9, р. 386].

Выступления венгерского лидера во время его турне собирали толпы восторженных слушателей. Американцы уважи-

СКФУяеЕ;

тельно именовали его «венгерским Вашингтоном», проводя параллель между борьбой американских колонистов против английского владычества в XVIII веке и венгерской революцией. Многочисленные источники - сообщения американской прессы, воспоминания современников, рисунки и картины художников того времени - свидетельствуют о безмерной восторженности, которую вызывало каждое его появление на публике [1; 3; 4; 5; 12].

Безграничная популярность Кошута выразилась и в том, что в американском английском появился новый термин: «Ко-шуто-мания» («Kossuth Craze»). Это действительно походило на всеобщее помешательство. Американский поэт Генри Лонгфелло записал в своём дневнике 19 декабря 1851г.: «Каждый день приносит новую речь Кошута - речь вдохновляющую и выразительную. Весь Нью Йорк пылает и сходит с ума от его слов. Чудесная сила ораторского искусства и искренняя преданность делу свободы!» [2, р. 211].

Четыре города и шесть улиц были переименованы в честь венгерского героя. (Все они до сих пор носят имя Кошута). В штате Айова имя Кошута носит самый большой по территории округ. В 2001 г. в ходе празднования 150 годовщины образования округа в его административном центре г. Алконе был поставлен памятник Л. Кошуту [10, р. 42].

В общей сложности Кошут провёл в США менее восьми месяцев, но за этот небольшой срок он сумел получить безоговорочную поддержку общественного мнения делу освободительной борьбы венгров. Но с другой стороны, его попытка получить политическую и дипломатическую поддержку США не увенчалась успехом. Американское правительство трезво, без эмоций оценивало внешнеполитическую ситуацию и не желало отказываться от традиционной политики невмешательства в европейские дела. Кошут «не получил от восхищенных американцев существенной помощи, на которую он рассчитывал и ради которой он трудился, поэтому он вернулся из Америки глубоко разочарованным», - считал К.Шурц [9, р. 51].

Как упоминалось выше, прибытие Кошута и его соратников стало первой волной венгерской иммиграции в США. Поначалу «люди 48-го года» искренне верили, что их изгнание - это временное явление и надеялись в ближайшем будущем вернуться на родину, чтобы продолжить освободительную борьбу. Однако в Европе воцарилась жесточайшая реакция, и шансов на успех у революционеров не было. Так что в течение нескольких последующих лет венгерские иммигранты расселились по Америке, превратившись в фермеров, инженеров, юристов, торговцев, учителей, служащих и т. д. Большинство из них осели в свободных, нерабовладельческих штатах. Очевидно, что борцам за свободу была ненавистна экономическая система, основанная на рабском труде.

Наверное, самым известным венгерским иммигрантом «48-го года» был Ла-дислав Ухажи (Ladislaus Ujhäzy), видный деятель революции. В Америке к нему обращались так же, как и к Кошуту - «правитель Ухажи» («Governor» Ujhäzy). Он известен тем, что основал венгерское поселение в штате Айова, которое назвал «Новая Буда». По распоряжению президента А. Линкольна Ухажи был назначен американским консулом в Анкону, (Италия). Другим известным венгерским изгнанником был полковник Джон Прагаи (Johann Prägay), занимавший в Венгрии почетную должность адъютант-генерала. Первое, чем он занялся в Америке, это написание истории Венгерской революции 1848-49 гг. Его книга стала первой публикацией по данной теме в англо-язычной литературе [8]. Несмотря на её несовершенства, она широко использовалась последующими авторами. Храбрый венгерский герой Дж. Прагаи нашел применение своей воинской отваге и в Новом Свете. Он принял участие в экспедиции Н. Лопеса по освобождению Кубы от испанского господства, был тяжело ранен в сражении и, чтобы избежать испанского плена, покончил с собой [7, р. 9].

Венгерская иммиграция «48-го года» была исключительно политической по характеру. Она была вынужденным шагом, спасе-

нием от репрессий и преследований. По своему социальному составу иммигранты были достаточно однородным слоем: представители высших и средних классов венгерского общества, хорошо образованные люди. Многие были политическими деятелями, педагогами, дипломатами, офицерами высоких званий. Для молодой американской республики это было ценное приобретение интеллектуального потенциала и профессионального опыта. Ближайшие события показали, что этот опыт оказался бесценным для США.

Участию венгерских иммигрантов «сорок восьмого года» в гражданской войне в США посвящены две интересные монографии американских авторов венгерского происхождения, которые мне удалось найти в национальной электронной библиотеке Венгрии. Первая их них - «Венгры в американской Гражданской войне» 1913 г. [7]. Её автор Ю. Пивани (Jeno (Eugene) Piväny) (1873-1946 гг.) В небольшой по объёму книге (около 60 страниц) Пивани собрал сведения о своих соотечественниках, воевавших в этой войне. В общей сложности, утверждает исследователь, 800 венгерских иммигрантов воевали добровольцами в федеральной армии. Примерно 80-100 человек из них были офицерами [7, р. 13]. Другая монография была написана четверть века спустя, в 1939 г. Её автор Э. Вашвари (Ödön (Edmund) Vasväry) получил приветственное письмо от тогдашнего президента США Ф. Рузвельта. Копия этого важного документа помещена в самом начале книги. В письме Ф. Рузвельта есть высокая оценка участию венгров в гражданской войне: «Венгры, многие из которых были изгнанниками своей родины, доблестно служили на благо Союза. Их подвиги мужества и самоотверженности никогда не будут забыты» [13].

Э. Вашвари, так же как и Ю.Пивани, приходит к выводу, что венгры воевали на стороне Союза. Э.Вашвари воздерживается от оценки точной численности венгерских участников войны. Однако современные историки (С.Папп, (S. Рарр), Дж. Зиплаки (J. Szeplaki) продолжают придерживаться цифры 800 человек [11, р. 13; 6, р. 89].

Если указанная цифра более или менее точна, то она свидетельствует о поразительном факте. Учитывая, что общая численность венгров, проживавших в то время в США, была 4 ООО человек, то из этого следует, что 20%, или каждый пятый венгр воевал в гражданской войне. «Это самый высокий процент среди всех этнических групп в Америке», - утверждает Дж. Зиплаки [11, р. 13].

Хотя венгры из «иммиграции 48-го года» считали своё пребывание в Америке временным и надеялись вернуться на родину при ближайшей возможности, большинство из них осели в стране, успешно адаптировались и заняли достойное место в американском обществе. Несколько человек стали профессорами американских университетов; офицеры, отличившиеся в гражданской войне, направлялись на дипломатическую работу. Так, венгры занимали должности американских консулов в Японии, Китае, Аргентине, Парагвае, Британской Гвинее, Румынии, Италии и Мексике. [6, р. 86]. Как точно и образно заметил Э. Вашвари, «венгерские иммигранты были абсорбированы молодой великой страной, словно капли воды на сухом песке» [13, р. 19].

В середине XIX в. небольшие венгерские сообщества появились в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сент Луисе (штат Миссури) и в городке Девенпорт (Айова). В штате Айова было образовано поселение «Новая Буда». Как упоминалось выше, его основал Ладислав Ухажи, видный деятель революции. Поселение походило на венгерскую деревню. В ней соблюдались национальные традиции и обычаи. Оно было невелико: не более сотни человек. Первые поселенцы Новой Буды, которые в прошлом были учеными, государственными деятелями, военными и помещиками, с трудом привыкали к новой жизни пионеров границы, осваивающих прерии. Один из венгерских иммигрантов вспоминал о своей первой встрече с Ладиславом Ухажи в Новой Буде: «Ухажи, пожилой человек в красной фланелевой рубашке и старой шляпе, обмазывал глиной трубу на крыше. Я был потрясён. У меня перед глазами стоял его замок недалеко от

СКФУяеЕ;

Буды, мне вспоминались его выступления в городской ратуше Шароша. Возможно ли, чтобы всего лишь за один год судьба знаменитого Патриота, наместника графства Ша-рош так круто изменилась?» [6, р. 87].

Судьба венгерского поселения сложилась не слишком успешно. Многие покидали его, не выдержав испытаний суровыми условиями жизни и климата. Ладислав Ухажи также уехал в другой штат после смерти жены [10, р.41-42]. Интересно, что жители Новой Буды опубликовали в газете «Нью-Йорк Тайме» своё обращение в связи с отъездом их лидера. Помимо сожалений о расставании с Ладиславом Ухажи они выразили решимость продолжать осуществление его мечты, а именно превратить маленькое поселение в настоящий венгерский город [5]. Но этим мечтам не суждено было сбыться: на месте Новой Буды вскоре вырос типичный американский городок Дэвис Сити, где мало что напоминало о Венгрии.

И всё же выходцы из Венгрии, при всей их малочисленности, пытались сохра-

нить свою национальную идентичность на американской земле. Они создавали свои этнические общественные организации. Первая из них - Центральное Венгерское Общество (The Central Hungarian Society) появилось в Нью Йорке в 1849 г. В Бостоне в 1850 г. был основан Венгерский Клуб. В 1851 г. в Нью Йорке открылся первый венгерский ресторан. Двумя годами позже, в 1853г., стала выходить первая газета на венгерском языке. Она называлась «Дневник Венгерских Изгнанников». После гражданской войны была основана первая солидная этническая организация -Нью Йоркская Венгерская Ассоциация («New Yorki Magyar Egylet»)[6, р.86]. Тем не менее, до начала массовой венгерской иммиграции в США, которая приходится на последнюю треть XIX - начало XX вв., венгры не представляли собой значительную этническую группу, отчетливо проявляющуюся в многокрасочной эт-но-расовой панораме Соединенных Штатов Америки.

Литература

1. Kossuth in New England: a Full Account of the Hungarian Governor's Visit to Massachusetts; with his Speeches and the Addresses that were made to Him. Boston: John PJewett&Co. 1852. [Electronic resource] URL: http://www.mek.oszk.hu/06700/06720/index.phtml. (Accessed: 08.06.2014).

2. Longfellow S., ed., The Life of Henry Wadsworth Longfellow with Extracts from his Journals and Correspondence, vol. II Boston: Tichnor and Co., 1886. [Electronic resource] URL: http://archive. org/details/lifehenrywadswo03longgoog (Accessed: 08.06.2014).

3. New York Times. - Oct.18 - 1851.

4. New York Times - Jan.8 - 1852.

5. New York Times. - March 14. - 1853.

6. Papp S. M. Hungarian Americans and Their Communities of Cleveland. Cleveland: Cleveland State Un-ty, 1981. [Electronic resource] URL: http://www.clevelandmemory.org/hungarians/ (Accessed: 08.06.2014).

7. Pivany, E. Hungarians in the American Civil War. Cleveland, 0.: DONGO, 1913. [Electronic resource] URL: http://www.mek.oszk.hu/10900/10989/10989.pdf (Accessed: 08.06.2014).

8. Prägay, J. The Hungarian Revolution. New York: G.P. Putnam, 1850. [Electronic resource] URL: http:// books.google.ru/books/about/The_Hungarian_Revolution.html (Accessed: 08.06.2014).

9. Schurz, С. The reminiscences of Carl Schurz. New York : McClure Co., 1907-1908. Vol.1-3. Vol. 1. [Electronic resource] URL: http://nrs.harvard.edU/urn-3:FHCL:927974 (Accessed: 08.06.2014).

10. Stock J.B. Amazing Iowa. Nashville, Tennessee: Rutledge Hill Press, 2003. [Electronic resource] URL: http://books.google.ru/books?id=OYIrLdLa6_OC&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (Accessed: 08.06.2014).

11. Szeplaki, J.The Hungarians in America 1583 - 1974: A Chronology & Fact Book (Dobbs Ferry, N.Y.: Oceana Publications. 1975. [Electronic resource] URL:http://books.google.ru/books/about/The_ Hungarians_in_America_1583_1974.html (Accessed: 08.06.2014).

12. Torchlight procession and serenade [for Kossuth] in front of the Irving House, New York; Date Created/Published: 1851. Medium: 1 print: wood engraving. [Electronic resource] URL: www.ioc. gov/pictures/item/2002736319/ (Accessed 08.06.2014).

13. Vasvary, E. Lincoln's Hungarian Heroes. The Participation of Hungarians in the Civil War 1861-1865. Washington, D.C.: The Hungarian Reformed Federation of America, 1939. [Electronic resource] URL: http://www.mek.oszk.hu/10900/10988/10988.pdf (Accessed 08.06.2014).

УДК 327(456.31)

В. H. Салченко

СПЕЦИФИКА СВЯТОГО ПРЕСТОЛА КАК УЧАСТНИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье освещаются вопросы статуса Святого Престола на международной арене как старейшего суверенного субъекта международного права. В отличие от национальных государств, где основой международной правосубъектности выступает территориальный суверенитет, Святой Престол обладает духовным суверенитетом, что обусловливает уникальность его международного статуса. На основе изучения международных соглашений, свода

канонического права Римско-Католиче-ской церкви, документов Святого Престола освещается специфика участия Святого Престола в международных отношениях разного уровня.

Ключевые слова: Святой Престол, Ватикан, Папа Римский, легат, Апостольский нунций, Римская Католическая Церковь, Кодекс канонического права, международная правосубъектность, суверенитет Святого Престола.

V. N. Sadchenko

THE SPECIFICITY OF THE HOLY SEE AS A PARTICIPANT IN INTERNATIONAL RELATIONS

The article highlights the status of the Holy See in the international arena as the oldest sovereign subject of international law. Unlike nation-states, whose international personality is based on territorial sovereignty, the Holy See possesses a spiritual sovereignty, which makes its international status unique. Based on the study of international agreements, the arch of canon law of the Ro-

K категории производных или нетипичных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус. На сегодняшний день к таким субъектам между-

man Catholic Church and the Holy See documents, the article examines the specificity of participation of the Holy See in international relations at different levels.

Key words: Holy See, the Vatican, the Pope's legate, the Apostolic Nuncio, the Roman Catholic Church, Code of Canon Law, international personality, sovereignty of the Holy See.

народного права относится Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями и Ватикан («Святой Престол») как официальный центр Римско-Католической церкви (далее везде -РКЦ) [5, с. 40].

В обиходе термин «Святой Престол» используется часто без уточнения нюансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.