Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / ПОДРОСТКИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PROPENSITY TO SUICIDAL BEHAVIOR / ADOLESCENTS / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONALITY PROFILE / CHARACTER ACCENTUATION / SENSE-LIFE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Лейла Эдуардовна, Дризгалина Кристина Александровна

Введение. В статье поднимается проблема формирования склонности к суицидальному поведению у детей подросткового возраста. Теоретическим и эмпирическим путем выделены личностные детерминанты суицидального поведения и особенности его формирования и проявления в подростковом возрасте. Материалы и методы исследования. В исследовании применялись следующие методики: методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» - СОП (А.Н. Орел), методика выявления суицидального риска В. Войцех и А. Кучер, проективный личностный тест Л. Сонди, методика изучения социально-психической адаптации личности по С. Розенцвейгу, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Результаты исследования. Цель исследования: изучить влияние индивидуально-психологических особенностей личности на формирование склонности к суицидальному поведению подростков. Предмет исследования: влияние индивидуально-психологических особенностей личности на формирование склонности к суицидальному поведению подростков. Объект исследования: склонность к суицидальному поведению подростков. Изучение склонности к суицидальному поведению подростков позволило выделить 2 группы испытуемых: подростки, склонные к суицидальному поведению, и подростки, не склонные к суицидальному поведению. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков позволило выделить личностные детерминанты, предрасполагающие к формированию склонности к суицидальному поведению. Обсуждение и заключения. Эмпирическое исследование показало, что у подростков, склонных к суицидальному поведению, в профиле личности преобладают черты депрессивного и кататонического типа. Особенности разрешения трудных жизненных ситуаций подростками, склонными к суицидальному поведению, характеризуются интропунитивной направленностью эгозащитного типа и приводят к общему снижению адаптационных возможностей. Смысло-жизненные ориентации подростков, склонных к суицидальному поведению, отличаются низкой осмысленностью жизни, отсутствием жизненных целей. Показана взаимосвязь между индивидуальнопсихологическими особенностями личности и склонностью к суицидальному поведению подростков. Были выявлены достоверные различия в исследуемых показателях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Лейла Эдуардовна, Дризгалина Кристина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY ON THE FORMATION OF SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Introduction. The article raises the problem of formation of propensity to suicidal behavior in children of adolescence. Theoretically and empirically there are identified personal determinants of suicidal behavior and features of its formation and manifestation in adolescence. Materials and methods of research. The study used the following methods: the method of «Diagnostics of tendency to deviant behavior» - SOP (A. N. Eagle), the methods of identification of suicidal risk by Vladimir Wojciech and A. Kucher, a projective personality test of L. Sondhi, methods of study of social-psychological adaptation of the personality in S. Rosenzweig, the test meaning-life orientations of D. A. Leontiev. Research result. Objective is to study the influence of individual psychological characteristics of the individual on the formation of a tendency to suicidal behavior of adolescents. Subject of research: the influence of individual psychological characteristics of the individual on the formation of a tendency to suicidal behavior of adolescents. The object of the research is the propensity for suicidal behavior in adolescents. The study of the propensity to suicidal behavior of adolescents allowed to identify 2 groups of subjects: adolescents prone to suicidal behavior and adolescents not prone to suicidal behavior. The study of individual psychological characteristics of adolescents allowed to identify personal determinants predisposing to the formation of a tendency to suicidal behavior. Discussion and conclusions. Empirical research has shown that in adolescents prone to suicidal behavior, depressive and catatonic personality traits predominate in the profile. Features of coping with difficult life situations of adolescents prone to suicidal behavior, characterized by intropunitive focus agonizing type and lead to a General decline in adaptive capacity. Sense-life orientations of adolescents prone to suicidal behavior are characterized by low meaningfulness of life, lack of life goals. There is shown the relationship between the individual psychological characteristics of personality and the propensity for suicidal behavior in adolescents. Significant differences in the studied indicators were revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ»

влияние индивидуально-психологических особенностей личности на формирование склонности к суицидальному поведению

подростков

Кузнецова Лейла Эдуардовна

кандидат психологических наук, Донской государственный технический университет, г. Шахты, e-mail: [email protected] Дризгалина Кристина Александровна

магистрант, Донской государственный технический университет, г. Шахты,

e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10028

Аннотация: Введение. В статье поднимается проблема формирования склонности к суицидальному поведению у детей подросткового возраста. Теоретическим и эмпирическим путем выделены личностные детерминанты суицидального поведения и особенности его формирования и проявления в подростковом возрасте.

Материалы и методы исследования. В исследовании применялись следующие методики: методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» - СОП (А.Н. Орел), методика выявления суицидального риска В. Войцех и А. Кучер, проективный личностный тест Л. Сонди, методика изучения социально-психической адаптации личности по С. Розенцвейгу, тест смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

Результаты исследования. Цель исследования: изучить влияние индивидуально-психологических особенностей личности на формирование склонности к суицидальному поведению подростков. Предмет исследования: влияние индивидуально-психологических особенностей личности на формирование склонности к суицидальному поведению подростков. Объект исследования: склонность к суицидальному поведению подростков.

Изучение склонности к суицидальному поведению подростков позволило выделить 2 группы испытуемых: подростки, склонные к суицидальному поведению, и подростки, не склонные к суицидальному поведению. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков позволило выделить личностные детерминанты, предрасполагающие к формированию склонности к суицидальному поведению.

Обсуждение и заключения. Эмпирическое исследование показало, что у подростков, склонных к суицидальному поведению, в профиле личности преобладают черты депрессивного и кататонического типа. Особенности разрешения трудных жизненных ситуаций подростками, склонными к

суицидальному поведению, характеризуются интропунитивной направленностью эгозащитного типа и приводят к общему снижению адаптационных возможностей. Смысло-жизненные ориентации подростков, склонных к суицидальному поведению, отличаются низкой осмысленностью жизни, отсутствием жизненных целей. Показана взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями личности и склонностью к суицидальному поведению подростков. Были выявлены достоверные различия в исследуемых показателях.

ключевые слова: склонность к суицидальному поведению, подростки, индивидуально-психологические особенности, профиль личности, акцентуации характера, смысло-жизненные ориентации.

the influence of individual psychological

CHARACTERISTICS oF PERSoNALITY on THE

formation of suicidal behavior in adolescents

Kuznetsova Leyla Eduardovna

Candidate of Psychological Sciences, Don State Technical University, Shakhty, e-mail:

[email protected]

Drizgalina Christina Alexandrovna

Master student, Don State Technical University, Shakhty, e-mail: [email protected]

Annotation: Introduction. The article raises the problem of formation of propensity to suicidal behavior in children of adolescence. Theoretically and empirically there are identified personal determinants of suicidal behavior and features of its formation and manifestation in adolescence.

Materials and methods of research. The study used the following methods: the method of «Diagnostics of tendency to deviant behavior» - SOP (A. N. Eagle), the methods of identification of suicidal risk by Vladimir Wojciech and A. Kucher, a projective personality test of L. Sondhi, methods of study of social-psychological adaptation of the personality in S. Rosenzweig, the test meaning-life orientations of D.A. Leontiev.

Research result. Objective is to study the influence of individual psychological characteristics of the individual on the formation of a tendency to suicidal behavior of adolescents. Subject of research: the influence of individual psychological characteristics of the individual on the formation of a tendency to suicidal behavior

of adolescents. The object of the research is the propensity for suicidal behavior in adolescents.

The study of the propensity to suicidal behavior of adolescents allowed to identify 2 groups of subjects: adolescents prone to suicidal behavior and adolescents not prone to suicidal behavior. The study of individual psychological characteristics of adolescents allowed to identify personal determinants predisposing to the formation of a tendency to suicidal behavior.

Discussion and conclusions. Empirical research has shown that in adolescents prone to suicidal behavior, depressive and catatonic personality traits predominate in the profile. Features of coping with difficult life situations of adolescents prone to suicidal behavior, characterized by intropunitive focus agonizing type and lead to a General decline in adaptive capacity. Sense-life orientations of adolescents prone to suicidal behavior are characterized by low meaningfulness of life, lack of life goals. There is shown the relationship between the individual psychological characteristics of personality and the propensity for suicidal behavior in adolescents. Significant differences in the studied indicators were revealed.

Key words: propensity to suicidal behavior, adolescents, individual psychological characteristics, personality profile, character accentuation, sense-life orientations.

Социокультурный кризис последних десятилетий способствовал росту проявлений девиантного поведения среди молодежи. Особенно негативные тенденции в развитии личности наблюдаются у детей подросткового возраста. На фоне привычной подростковой агрессии и делинквентности растет уровень суицидального поведения среди подростков. Меняется и характер суицидального поведения подростков в сторону большей осознанности и мотивированности, что приводит к увеличению количества законченных суицидов. Данная тенденция представляет огромную опасность для сохранения жизни подрастающего поколения. В связи с чем, представляется актуальным изучение личностных детерминант формирования склонности к суицидальному поведению подростков, выделение детей «группы риска» с целью оказания им своевременной психологической помощи.

Самоубийство, суицид - это умышленное лишение себя жизни. Суицидальное поведение может носить социологическую, психопатологическую и социально-психологическую природу. В своем учении Э. Дюркгейм показывает, что когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стремления к общему благу, что может стать причиной решения уйти из жизни [14, 25]. Дж. Молтсберг доказывает психопатологическую природу суицида, показывая, что для некоторых патологических состояний и расстройств суицидальный риск выше, например для острого психотического состояния и для депрессии [20].

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального

человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения [20].

Исследованием суицидального поведения, прежде всего с целью его профилактики у молодежи, занимались такие отечественные психологи как А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, Р.Ф. Власовский, Е.М. Вроно, Я.И. Гилинский, Л.Я. Жезлова, Н.В. Конончук, А.В. Котлярова, А.А. Кучер, В.Д. Менделевич, А С. Михлин, В.В. Нечипоренко, В.А. Тихоненко и др. [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 16, 19, 20, 21, 22]

Зарубежные психологи уделяли огромное внимание исследованию детерминант формирования склонности к суицидальному поведению. Среди них можно выделить исследования З. Фрейда, который создал первую психологическую теорию суицида, рассмотрев суицид как крайнюю форму агрессии, направленной на самого себя [23, 27, 28]; исследования американского психиатра Карла Меннингера, рассматривающего суицид как попытку ухода от удручающих реалий жизни [31]; исследования Э. Эриксона, считавшего, что основным фактором суицидального поведения является уязвимость молодежи для стрессов, что приводит к кризису идентичности [18]; исследования Э. Фромма, с точки зрения которого, суицидальное поведение может быть рассмотрено как способ мести, как результат актуализации враждебности, направленной на себя [29, 30]; исследования В. Франкла, связывающего самоубийство с потерей смысла жизни, экзистенциальной тревогой, ощущением пустоты и бессмысленности [26].

Факторы формирования склонности к суициду у подростков, носят как внутренний, так и внешний характер. Это и эмоционально-личностные особенности молодых людей, наличие акцентуаций характера и психопатических отклонений, так и неблагоприятно складывающаяся внешняя ситуация социального развития. Изучению личностных детерминант формирования суицидального поведения уделяли внимание такие психологи как К. Роджерс, считавший, что несоответствие между Я-концепцией и общим организмизмическим переживанием приводит к осознанию полного одиночества, утрачивается вера в себя, появляется ненависть и презрение к жизни, смерть идеализируется, что приводит к суицидальным тенденциям [18, 32]; Э. Шнейдман, который выделял в качестве ведущей причины суицидов интрапсихический диалог, конфликт между частями «Я» [34]. Актуальными для нашего исследования являются работы русских психологов П.Б. Ганнушкина и

A.Е. Личко, исследующих влияние психопатий и акцентуаций характера на формирование склонности к суицидальному поведению [33].

Среди современных отечественных исследований, посвященных проблеме суицидального поведения подростков, можно назвать исследования А.Г. Амбрумовой, Ю.Ю. Бугаенко, Е. Вроно, Э.Л. Дружининой,

B.В. Нечипоренко, В.А. Тихоненко, А.Б. Холмогоровой и др. [3, 5, 7, 13, 21, 22, 24].

В связи с особенностью восприятия окружающей действительности

суициды детей подросткового возраста носят аффективный характер, сложные ситуации воспринимаются ими как не разрешимые, провоцирующие суицидальные действия. Значительное влияние на суицидальное поведение подростков оказывают нарушенные межличностные отношения, отсутствие поддержки и понимания со стороны близких людей, разочарования в дружбе, внутриличностный конфликт, проявляющийся в переживаниях, обусловленных несоответствием уровня притязаний и реальных возможностей ребенка.

В основе прогноза склонности к суицидальному поведению лежит интегральная оценка суицидального риска, включающая личностные и социальные факторы, что оправдано в диагностике и профилактике суицидального поведения, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.

Наше исследование проводилось с целью изучения влияния индивидуально-психологических особенностей личности на формирование склонности к суицидальному поведению подростков.

Исследование проходило на базе Психологического центра «Феникс», г. Шахты Ростовская область. В рамках реализации программы профилактики суицидального поведения среди молодежи на базе психологического центра «Феникс» прошли психодиагностическое обследование учащиеся 8-9 классов средних общеобразовательных школ г. Шахты.

На исследовательском этапе было проведено фронтальное обследование учащихся 8-9 классов в количестве 180 человек (средний возраст 14 лет) с целью выявления подростков, склонных к суицидальному поведению. Для этого использовалась методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел и методика выявления суицидального риска В. Войцех и А. Кучер [19]. В результате было выделено 25 подростков, проявляющих склонность к суицидальному поведению, что составляет 14 % от общего количества испытуемых.

У подростков, склонных к суицидальному поведению, выражена склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Суицидальный риск проявляется в повышенной значимости для юношей тем «добровольный уход из жизни», «семейные неурядицы», «несчастная любовь», «потеря смысла жизни». Для подростков, не склонных к суицидальному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению не характерна. Выявлена повышенная значимость темы «деньги и проблемы с ними», «школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути», «отношения с окружающими».

Следующей задачей исследовательского этапа стало изучение индивидуально-психологических особенностей личности, предрасполагающих к формированию суицидального поведения. В связи с чем, была отобрана группа подростков, склонных к суицидальному поведению - 25 человек и группа подростков, не склонных к суицидальному поведению - 25 человек.

Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности подростка использовались методики: проективный личностный тест Л. Сонди, личностный опросник Г. Шмишека, Миннесотский многоаспектный личностный

опросник Л.Н. Собчик (подростковый вариант), методика изучения социально-психической адаптации личности по С. Розенцвейгу, тест смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [11, 12, 13, 17].

Проведенное нами психодиагностическое обследование позволило выявить индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к формированию склонности к суицидальному поведению в подростковом возрасте:

1. Выраженность в профиле личности депрессивности, склонности к фазовой смене настроения.

2. Выраженность в профиле личности кататонической возбудимости, проявляющейся в склонности к аффектам, необдуманному поведению в трудных жизненных ситуациях, ригидности возбуждения.

3. Выраженность в профиле личности паранойяльности, проявляющейся в склонности подростков к застреванию на проблеме, драматизации происходящего.

4. Выраженность в профиле личности таких индивидуально-психологических особенностей: невротический сверхконтроль поведения, пессимистическое отношение к жизни, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, чувствительность, обидчивость, зависимость, низкая адаптивность к новым ситуациям, пассивность, неуверенность в преодоление трудностей, чувствительность к неудачам, тревожность, преобладание мотивации избегания неудач, избирательная пассивность, индивидуалистичность, проявляющаяся в неповторимости личности, своеобразии взглядов, ценностей, системы отношений, зачастую приводящая к нарушению социальных контактов со сверстниками, эмоциональной изолированности и переживанию субъективного чувства одиночества.

5. При разрешении трудных жизненных ситуаций значительное преобладание интрапунитивных реакций, направленных на себя, самозащитного типа. Эго-защитный и потребностно-настойчивый типы реагирования. Пассивность в разрешении трудной жизненной ситуации, склонность к обвинению себя, либо сведению до минимума чьей-либо ответственности за случившееся.

6. Низкий уровень коэффициента групповой конформности и социально-психологической адаптации.

7. Низкий уровень осмысленности жизни, отсутствие жизненных целей. Подростки не удовлетворены самореализацией, не верят в себя, не считают себя способными контролировать происходящие вокруг них жизненные события.

Анализ влияния индивидуально-психологических особенностей подростков на склонность к суицидальному поведению с помощью коэффициента корреляции Спирмена показал, что существуют индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию склонности к суицидальному поведению у детей подросткового возраста: пессимистичность, невротичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, ригидность, тревожность, пассивность, социальная интроверсия, индивидуалистичность.

Итак, проведенное исследование показало, что у молодежи в новых социально-экономических условиях, наполненных кризисами и сложными жизненными ситуациями, склонность к суицидальному поведению усиливается. На основании существующих объективных данных можно сказать, что превенция самоубийств возможна, однако для ее осуществления необходим довольно широкий диапазон мер, начиная с обеспечения как можно лучших условий воспитания детей и подростков, включая эффективное лечение психических нарушений, а также контроль факторов риска, обусловленных окружающей средой. Необходимым условием успеха программ суицидальной превенции является постоянное психологическое сопровождение детей подросткового и юношеского возраста.

Проведенное исследование позволило сформулировать практические рекомендации для психологов по работе с подростками, склонными к суицидальному поведению.

1. Беседу с подростком, испытывающим кризис, необходимо начинать с директивной формы взаимодействия, чтобы оказать психологическое воздействие на ребенка, направленное на осознание кризисной ситуации и нахождение выхода из нее. В начале беседы подросток нуждается в четких рекомендациях и практической помощи.

2. После нормализации психического состояния подростка, необходимо сменить директивный стиль на недирективный стиль общения, постараться стать другом.

3. Для снижения аутоагрессии необходимо активизировать личностные ресурсы подростка, сформировать положительное уверенное отношение к себе и готовность к разрешению кризисной ситуации. Активизации личности способствуют воспоминания о положительных успешных ситуациях, пережитых ранее подростками.

3. Кризисная терапия должна проводиться постепенно, через создание позитивного отношения к жизни. Рассказ о своей жизни, позитивные воспоминания, снимут у подростка нервно-психическое напряжение и позволят установить доверительные взаимоотношения с психологом.

4. Важна работа по переключению внимания, мыслей и действий подростка с мучительной проблемы, которая носит для него сверхценный характер, на другие вопросы, мотивы, ценности. Они должны обладать положительной эмоциональной окраской.

5. Необходимо осознать ведущие мотивы суицидального поведения. Знание причин суицидального поведения поможет скорректировать дальнейшую психотерапию подростка, задействуя как сознательные, так и бессознательные процессы личности.

Результаты исследования способствуют разрешению практических вопросов диагностики склонности к суицидальному поведению, играют роль критериев отбора подростков и юношей для осуществления превенции суицидального поведения. Данные, полученные в работе, практические

рекомендации могут использоваться психологами в работе с молодыми людьми, склонными к суицидальному поведению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2006. - № 4. - С. 18 - 24.

2. Амбрумова, А.Г. Предупреждение самоубийств / А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А С. Михлин. - М.: Наука, 2000. - 219 с.

3. Амбрумова, А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова. - М.: МГУ, 2008. - 294 с.

4. Амбрумова, А.Г. Диагностика суицидального поведения: методические рекомендации / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. - М.: Наука, 2001. - 363 с.

5. Бугаенко, Ю.Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации / Ю.Ю. Бугаенко // Общество: политика, экономика, право. - 2009. - № 1 - 2. - С. 80 - 88.

6. Власовских, Р.В. Опыт применения многопрофильного подхода при работе с подростками, совершившими суицидальные действия / Р.В. Власовский, Р.А. Хальфин // Журнал медицинских критических состояний. - 2005. - № 5. - С. 26 - 29.

7. Вроно, Е.М. Научные и организационные проблемы суицидологи / Е.М. Вроно. - М.: Наука, 1983. - 207 с.

8. Вроно, Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков / Е.М. Вроно. - М.: Наука, 2001. - 312 с.

9. Гилинский, Я.И. Социологические и психологические основы суицидологи / Я.И. Гилинский. - СПб.: Питер, 2009. - 428 с.

10. Гилинский, Я.И. Самоубийства в России / Я.И. Гилинский, Г.С. Румянцева // Мир России. - 1998. - Т. 7. - № 4. - С. 159 - 166.

11. Горская, М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков / М.В. Горская // Вестник психосоциальной работы. - 2004. - № 1. - С. 44 - 49.

12. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации / А.Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - М.: МГУ, 1981. - 193 с.

13. Дружинина, Э.Л. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков (анализ реализации авторской программы) // Теория и практика общественного развития / Э.Л. Дружинина. - 2013. - № 8. - С. 130 - 132.

14. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. -М.: Наука, 2004. - 291 с.

15. Конончук, Н.В. О психологическом смысле суицидов / Н.В. Конончук // Психологический журнал. - 1989. - № 5. - С. 27 - 31.

16. Котлярова, А.В. Профилактика суицидального поведения подростков в реабилитационном пространстве: теория и действительность / А.В. Котлярова

// Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2012. - № 1. - С. 100 - 115.

17. Кузнецова, Л.Э. Психотехнические методы исследования личности: учебно-методическое пособие / Л.Э. Кузнецова. - М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Ин-т сферы обслуживания и предпринимательства (ф-л) Донского гос. тех. ун-та в г. Шахты. - Казань: Бук, 2018. - 40 с.

18. Кузнецова, Л.Э. Психология личности (учеб. пособие) / Л.Э. Кузнецова, А.М. Руденко. - Новочеркасск: Лик, 2018. - 114 с.

19. Кучер, А.А. Выявление суицидального риска у детей / А.А. Кучер // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. -№ 5. - С. 32 - 39.

20. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.

21. Нечипоренко, В.В. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики / В.В. Нечипоренко. - СПб.: ВМедА, 2007. - 295 с.

22. Тихоненко, В.А. Классификация суицидальных проявлении. Актуальные проблемы суицидологи / В.А. Тихоненко. - М.: Наука, 2008. - 365 с.

23. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия. Суицидология: прошлое и настоящее / З. Фрейд. - М.: МГУ, 2001. - 291 с.

24. Холмогорова, А.Б. Суицидальное поведение в студенческой популяции / А. Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Д.А. Горшкова, А.М. Мельник // Московский городской психолого-педагогический университет. - 2009. - № 3. - С. 101 - 110.

25. Dürkheim, Е. Suicide / Е. Dürkheim. - New York: The Free Press, 1951. - P. 39 - 55.

26. Frankl, V.E. Psychotherapie Fur Den Alltag / V.E. Frankl. - S. - P, 2001. - P. 11 - 47.

27. Freud, S. Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse / S. Freud. - M., 1989. - P. 154 - 275.

28. Freud, S. Und Neue Folge / S. Freud. - M., 1989. - P. 98 - 106.

29. Fromm, E. Escape from freedom / Е. Fromm. - New York: Holt, Renehart & Winston, 1941. - P. 7 - 365.

30. Fromm, E. Man for himself: An inquiry into the psychology of ethics / Е. Fromm. - New York: Holt, Renehart & Winston, 1947. - P. 367 - 421.

31. Meninger, K. Man against himself / К. Meninger. - N.Y., 1963. - P. 45 - 55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Valentina I. Rodionova1, Lyudmila A. Shvachkina, Leila E. Kuznetsova, Alexandrina N. Eroshenko Victim Behavior Manifestation In Modern Public Culture // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). - Vol. 8, Issue 1, January 2018. - Р. 139 - 149.

33. Valentina I. Rodionova1, Lyudmila A. Shvachkina, Leila E. Kuznetsova Family Psychological Violence Influence On Adolescent Aggressive Behavior Formation // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). - Vol. 8, Issue 2, February 2018. - Р. 217 - 231.

34. Shneidman, E.S. The suicidal mind / E.S. Shneidman. - New York, 1996. - P.

79 - 191.

REFERENCES

1. Ambrumova, A.G. Psihologiya samoubijstva [Psychology of suicide]. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. 2006. № 4. P. 18-24.

2. Ambrumova, A.G. Preduprezhdenie samoubijstv [Suicide prevention]. Moscow: Nauka, 2000. 219 p.

3. Ambrumova, A.G. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike suicidal'nyh dejstvij v detskom i podrostkovom vozraste [Guidelines for the prevention of suicidal acts in childhood and adolescence]. Moscow. MGU, 2008. 294 p.

4. Ambrumova, A.G. Diagnostika suicidal'nogo povedeniya: metodicheskie rekomendacii [Diagnosis of suicidal behavior: guidelines]. Moscow. Nauka, 2001. 363 p.

5. Bugaenko, YU.YU. Faktory, determiniruyushchie molodezhnye deviacii [Factors determining youth deviations]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2009. № 1 - 2. P. 80 - 88.

6. Vlasovskih, R.V. Opyt primeneniya mnogoprofil'nogo podhoda pri rabote s podrostkami, sovershivshimi suicidal'nye dejstviya [Experience of applying a multidisciplinary approach when working with adolescents who have committed suicidal acts]. Zhurnal medicinskih kriticheskih sostoyanij. 2005. № 5. P. 26 - 29.

7. Vrono, E.M. Nauchnye i organizacionnye problemy suicidologi [Scientific and organizational problems suicidologists] Moscow: Nauka, 1983. 207 p.

8. Vrono, E.M. Predotvrashchenie samoubijstva. Rukovodstvo dlya podrostkov [Prevent suicide. Guide for teens] Moscow: Nauka, 2001. 312 p.

9. Gilinskij, YA.I. Sociologicheskie i psihologicheskie osnovy suicidologi [Sociological and psychological foundations of suicide]. Saint Petersburg: Piter, 2009. 428 p.

10. Gilinskij, YA.I. Samoubijstva v Rossii [Suicide in Russia]. Mir Rossii. 1998. V. 7. № 4. P. 159-166.

11. Gorskaya, M.V. Diagnostika suicidal'nogo povedeniya u podrostkov [Diagnosis of suicidal behavior in adolescents]. Vestnik psihosocial'noj raboty. 2004. № 1. P. 44-49.

12. Diagnostika suicidal'nogo povedeniya: Metodicheskie rekomendacii [Diagnosis of suicidal behavior: Guidelines]. A.G. Ambrumova, V.A. Tihonenko. Moscow: MGU, 1981. 193 p.

13. Druzhinina, E.L. Profilaktika i korrekciya suicidal'nogo povedeniya podrostkov (analiz realizacii avtorskoj programmy) [Prevention and correction of suicidal behavior of adolescents (analysis of the implementation of the author's program)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2013. № 8. P. 130 - 132.

14. Dyurkgejm, E. Samoubijstvo: Sociologicheskij etyud [Suicide: Sociological etude]. Moscow: Nauka, 2004. 291 p.

15. Kononchuk, N.V. O psihologicheskom smysle suicidov [On the psychological meaning of suicides]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 1989. № 5. P. 27 - 31.

16. Kotlyarova, A.V. Profilaktika suicidal'nogo povedeniya podrostkov v reabilitacionnom prostranstve: teoriya i dejstvitel'nost' [Prevention of suicidal behavior of adolescents in the rehabilitation space: theory and reality]. Sovremennaya social'naya psihologiya: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovaniya [Modern social psychology: theoretical approaches and applied research]. 2012. № 1. P. 100 -115.

17. Kuznecova, L.E. Psihotekhnicheskie metody issledovaniya lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie [Psychotechnical methods of personality research: a teaching aid] . M-vo nauki i vysshego obrazovaniya Ros. Federacii, In-t sfery obsluzhivaniya i predprinimatel'stva (f-l) Donskogo gos. tekh. un-ta v g. Shahty. Kazan: Buk, 2018. 40 p.

18. Kuznecova, L.E. Psihologiya lichnosti (ucheb. posobie) [Personality Psychology (study guide)]. Novocherkassk: Lik, 2018. 114 p.

19. Kucher, A.A. Vyyavlenie suicidal'nogo riska u detej [Detection of suicidal risk in children]. Vestnik psihosocial'noj i korrekcionno-reabilitacionnoj raboty [Bulletin of psychosocial and correctional and rehabilitation work ]. 2001. № 5. P. 32 - 39.

20. Mendelevich, V.D. Psihologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior]. Moscow: MEDpress, 2001. 432 p.

21. Nechiporenko, V.V. Suicidologiya: voprosy kliniki, diagnostiki i profilaktiki [Suicidology: issues of the clinic, diagnosis and prevention]. Saint-Petersburg.: VMedA, 2007. 295 p.

22. Tihonenko, V.A. Klassifikaciya suicidal'nyh proyavlenii. Aktual'nye problemy suicidologi [Classification of suicidal manifestations. Actual problems of suicide]. Moscow: Nauka, 2008. 365 p.

23. Frejd, 3. Pechal' i melanholiya. Suicidologiya: proshloe i nastoyashchee [Sadness and melancholy. Suicidology: the past and the present] Moscow: MGU, 2001. 291 p.

24. Holmogorova, A.B. Suicidal'noe povedenie v studencheskoj populyacii [Suicidal behavior in the student population]. Moskovskij gorodskoj psihologo-pedagogicheskij universitet. 2009. № 3. P. 101 - 110.

25. Dürkheim, E. Suicide. New York: The Free Press, 1951. P. 39 - 55.

26. Frankl, V. E. Psychotherapie Fur Den Alltag. St. P, 2001. P. 11 - 47.

27. Freud, S. Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse. M., 1989. P. 154 - 275.

28. Freud, S. Und Neue Folge. M., 1989. P. 98 - 106.

29. Fromm, E. Escape from freedom. New York: Holt, Renehart & Winston, 1941. P. 7 - 365.

30. Fromm, E. Man for himself: An inquiry into the psychology of ethics. New York: Holt, Renehart & Winston, 1947. P. 367 - 421.

31. Meninger, K. Man against himself. N. Y., 1963. P. 45 - 55.

32. Valentina I. Rodionova1, Lyudmila A. Shvachkina, Leila E. Kuznetsova, Alexandrina N. Eroshenko Victim Behavior Manifestation In Modern Public Culture. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). Vol. 8, Issue 1, January 2018. P. 139 - 149.

33. Valentina I. Rodionova1, Lyudmila A. Shvachkina, Leila E. Kuznetsova Family Psychological Violence Influence On Adolescent Aggressive Behavior Formation. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). Vol. 8, Issue 2, February 2018. P. 217 - 231.

34. Shneidman, E. S. The suicidal mind. New York, 1996. P. 79 - 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.