Особенности суицидального поведения подростков: мотивы, причины и факторы
Шахмалова Ирина Жаповна,
к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) в г. Нерюнгри, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет» E-mail: irinashachmaiova@mail.ru
Некрасова Мария Викторовна,
студент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) в г. Нерюнгри, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет» E-mail: lawginmari@mail.ru
В данной статье авторы рассматривают особенности суицидального поведения подростков. В последние десятилетия рост самоубийств в подростковом возрасте внушает серьезные опасения среди педагогов, психологов, медиков и общественности. Подростковый возраст является одним из сложных, противоречивых, но в тоже время важных периодов формирования личности. Поэтому изучение особенностей и закономерностей суицидального поведения является как никогда актуальной и востребованной. Авторами проведена попытка изучения теоретического материала о проблеме суицида среди подрастающего поколения. Кроме того, проанализирован психолого-педагогический материал об особенностях подросткового возраста. Также рассмотрена классификация основных суицидальных мотивов, факторы суицидального поведения подростков, причины. Авторами статьи предложены рекомендации по профилактике суицидального поведения детей подросткового возраста.
Ключевые слова: подростковый возраст, суицид, суицидальное поведение, профилактика.
о с
CJ
см оэ
Суицид представляет собой многогранную, сложную, неоднозначную, проблему современного общества. Согласно самому общему определению, под суицидом понимается преднамеренное, добровольное нанесение вреда своему здоровью, повлекшее смерть, и в переводе с латинского саейеге» означает убивать себя.
Принято считать, что слово «суицид» впервые было введено в 1641 году английским врачом и философом Томасом Брауном [1]. В русском языке первое упоминание термина «самоубийство» появилось в 1704 г. в книге Федора Поликарпова-Орлова [2].
Изучением проблем суицида занимались многие ученые отечественной и зарубежной психологии, педагогики и суицидологии. Такие как: Э. Дюр-кгейм, А. Амбрумова, В. Тихоненко, Ю.А. Клей-берг, Г.И. Макартычева, А.Е. Личко и др.
Основоположником суицидологии принято считать Э. Дюркгейма, рассматривавшего в качестве суицида: «каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство -это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца» [3].
Отечественные ученые В. Тихоненко и А. Амбрумова определяли самоубийство как акт намеренного лишения себя жизни.
Особенно значительна статистика самоубийств среди подростков. Россия находится в тройке «государств-лидеров» с самыми высокими показателями самоубийств среди детей 11-15 лет.
Так, например, в 2019 году уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка А. Кузнецова заявила, что «число детских самоубийств в России за год выросло почти на 14%» [4]. По данным комиссии по делам несовершеннолетних Нерюнгрин-ского района, в сравнении 2019 и 2020 годов был выявлен прирост подросткового суицида на 50%.
Для того чтобы исследовать причину резкого изменения, необходимо более подробно рассмотреть особенности подросткового возраста, выявить основные закономерности развития суицидального поведения среди подрастающего поколения.
Многие ученые, занимающиеся изучением возрастных особенностей развития и становления личности сходятся во мнении, что подростковый возраст является самым сложным, нестабильным, опасным, противоречивым и критическим периодом в жизни человека. В это время помимо быстрого физического развития, происходит форми-
рование личности, психологическое и социальное становление.
Божович Л.И. утверждала, что кризис подросткового возраста отличается не только своей продолжительностью, но и несет в себе особо важную функцию перехода от детства к взрослости. Кризис приводит к формированию жизненной позиции, новому отношению к окружающим людям и миру с которыми молодой человек вступает в самостоятельную жизнь.
По мнению Л.С. Выготского главным новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания, самоидентификация себя как взрослого []. Подросток больше не хочет, чтобы его считали «ребенком», у него появляется огромная потребность в признании его взрослости окружающими. К. Юнг считал, что кризисный момент подросткового возраста происходит, когда молодой человек сталкивается с требованиями реальной жизни, не соответствующие его собственным представлениям, и именно в этот момент происходит распад «детской веры и оптимизма» [6].
Ведущим мотивом поведения подростка становится стремление найти своё место среди сверстников и взрослых. Если такой возможности нет, то наблюдается социальная дезадаптация, что иногда приводит к девиантному поведению, например, к правонарушениям, уходу из дома, употреблению алкоголя и психотропных веществ или даже к попыткам совершения суицида. И именно в этот момент огромную роль в жизни и развитии личности подростка играют детско-родительские отношения. Куликова Т.А. отмечала: «Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения детей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом» [7].
По мнению А.Е. Личко существует три основных типа подросткового суицидального поведения, такие как: демонстративное, аффективное и истинное [8].
Для демонстративного поведения характерно не столько истинное желание умереть, а лишь изображение попытки свести счеты с жизнью. Зачастую такое поведение вызвано стремлением привлечь внимание к своей персоне и проблемам, избежать неприятных последствий за какие-либо поступки, вызвать сочувствие, напугать обидчика, выказать протест. Однако, подросток не всегда может осознавать опасности своих поступков и их последствий, что несомненно может привезти к летальному исходу.
Аффективное суицидальное поведение - это действия, совершаемые в состоянии аффекта, на фоне развития психопатий или как следствие остаточных явлений органического поражения головного мозга. При таком типе поведения, решение совершить суицидальную попытку происходит спонтанно, и может носить черты «театрализованной постановки». В том случае если попытка суицида не завершилась летальным исходом, подростки, испытывая, чувство стыда стараются скрыть свой поступок.
И наконец, третий тип: истинный. Данное поведение отличается длительным вынашиванием плана, озабоченностью тем, чтобы никто не смог помешать его осуществлению. Нередко тщательно составляется записка, в которой отражены мотивы, субъективная оценка обстоятельств, возможны самообвинения. Обычно истинное суицидальное поведение проявляется в следствие длительной психической травматизации, при депрессиях.
Наши соотечественники Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. разработали классификацию основных суицидальных мотивов:
1) лично-семейные;
2) состояние здоровья;
3) конфликты, связанные с антисоциальным поведением;
4) конфликты, связанные с учебой;
5) материально-бытовые трудности;
6) другие мотивы [9].
Риск суицида у подростков может быть спровоцирован рядом факторов. Например по мнению Ю.А. Клейберга, Г.И. Макартычевой, к таким факторам можно отнести:
1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: алкогольная или наркотическая зависимость родителей, болезнь или смерть близких родственников и т.д.
2. Детство, протекающее в психологически разрушенных семьях: газлайтинг, гиперопека, неадекватный подход к воспитанию и общению с ребенком, жестокость по отношению к ребенку.
3. Невозможность нормальной социализации, отвержение, насмешки со стороны сверстников, буллинг, отсутствие друзей.
4. Психологическая неустойчивость на фоне гормональных изменений пубертатного периода [10, 11].
Итак, исходя из всего выше сказанного, к причинам подросткового суицидального поведения можно отнести следующие:
1. Неадекватное отношение к смерти (связано с несформированностью представлений о последствиях и необратимости смерти, из-за незрелости суждений и отсутствия жизненного опыта).
2. Неблагоприятную обстановку в семье (отсутствие доверительных отношений между родителями и детьми, психологическое или физическое насилие в семье, алкогольная или наркотическая зависимость, газлайтинг и т.д.)
3. Реакция протеста (социальные, семейные, школьные конфликты, в т.ч. буллинг).
4. Генетические факторы (воспитание в семье, где были случаи суицида).
5. Заболевания различной этимологии (хронические соматические и неврологические).
6. Депрессия.
7. Отсутствие информационной безопасности и защищенности от негативного влияния в интернете и социальных сетях.
Хотелось бы отметить, что подростковый возраст является довольно сложным, противоречивым и важным в процессе формирования лично-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
CJ
см
03
сти. Мы думаем, что профилактику суицидального поведения у подростков нужно проводить в комплексе, работая не только со школьной средой, самим ребенком, но и очень важно учитывать семью, детско-родительские отношения. Важно всестороннее воспитание ребенка, внимательное отношение взрослых. необходимо вносить разнообразие в обыденную жизнь, давать подростку возможность брать на себя обязанности взрослого, и иметь такие же права.
В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения детей подросткового возраста можно выделить следующие. Необходимо:
1) оказывать социально психологическую поддержку, направленную на предотвращение неблагоприятной обстановки в семье;
2) проявлять внимательное отношение к подростку (эмоциональному и психическому состоянию);
3) проводить профилактику депрессивных состояний;
4) вселять в подростка уверенность в своих силах, оптимизм;
5) осуществлять мониторинг соблюдения режима сна, приучать к занятиям спортом, соблюдать режима труда(учебы) и отдыха;
6) проводить педагогическую работу с подростками для предотвращения буллинга и социальной дезадаптации одного или нескольких членов группы;
7) регулировать на административном уровне влияние социальных сетей и интернета.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что в профилактике суицидального поведения подростков колоссальную роль играет семья, психолого-педагогическая поддержка и правильное окружение.
Литература
1. Венгер А.Л. Клиническая психология развития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2019. - 312 с.
2. Поликарпов-Орлов, Федор Поликарпович. Лексикон треязычный. сиречь речений славен-ских, еллиногреческих и латинских сокровище. Москва: 1704. - 403 л.
3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/пер, с фр. с сокр.; под ред. В.А. Базарова. - Москва: Мысль, 1994. - 399 с.
4. https://ria.ru/20190423/1552967532.html [Электронный ресурс]
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1, Москва: Педагогика, 1983. - 368 с.
6. Юнг К.Г. Психология бессознательного. Москва: Когито-Центр, 2010. - 352 с.
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт Петербург: СПб НИП-НИ им. В.М. Бехтерева, 2010. - 256 с.
9. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Мих-лин А.С. Предупреждение самоубийств. Изучение и проведение предупредительных мер. Москва, 1980. - 164 с.
10. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для среднего профессионального образования. Ю.А. Клейберг. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2018. - 290 с.
11. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - Санкт Петербург: Речь, 2007. - 368 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч., т. 4, Москва, 1984. - 268 с.
13. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980. - 288 с.
FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: MOTIVES, CAUSES AND FACTORS
Shakhmalova I. Zh., Nekrasova M.V.
North -Eastern Federal University, Technical Institute (Branch)
In this article, the authors examine the features of adolescent suicidal behavior. In recent decades, the rise in adolescent suicide has raised serious concerns among educators, psychologists, medical professionals and the public. Adolescence is one of the most difficult, contradictory, but at the same time important periods of personality formation. Therefore, the study of the features and patterns of suicidal behavior is more relevant and in demand than ever. The authors made an attempt to study theoretical material on the problem of suicide among the younger generation. In addition, psychological and pedagogical material about the characteristics of adolescence has been analyzed. The classification of the main suicidal motives, factors of adolescent suicidal behavior, reasons are also considered. The authors of the article proposed recommendations for the prevention of suicidal behavior in adolescent children.
Keywords: adolescence, suicide, suicidal behavior, prevention. References
1. Venger A. L. Clinical developmental psychology: a textbook and a practical course for bachelor's and master's degrees. Moscow: Yurayt, 2019. - 312 р.
2. Polikarpov-Orlov, Fyodor Polikarpovich. The lexicon is multilingual. in other words, the speeches of Slavonic, Hellenic Greek and Latin treasures. Moscow, 1704. - 403 р.
3. Durkheim E. Suicide: A sociological etude / trans, from the French with a summary; edited by V.A. Bazarov. - Moscow: Mysl, 1994-399 p.
4. https://ria.ru/20190423/1552967532.html [Electronic resource]
5. Vygotsky L.S. Collected works. Vol. 1, Moscow: Pedagogika, 1983. - 368 p.
6. Jung K.G. Psychology of the unconscious. Moscow: Kogito-Center, 2010. - 352 p.
7. Kulikova T.A. Family pedagogy and home education. - Moscow: Publishing center "Academy", 1999. - 232 p.
8. Lichko A.E. Psychopathy and accentuation of character in adolescents. St. Petersburg: St. Petersburg NIPNI named after V.M. Bekhterev, 2010. - 256 p.
9. Ambrumova A. G., Borodin S.V., Mikhlin A.S. Suicide prevention. Study and implementation of preventive measures. Moscow, 1980-164 p.
10. Kleiberg, Yu.A. Psychology of deviant behavior: a textbook and a practical course for secondary vocational education. Yu.A. Kleiberg. 5th ed., reprint. and add. Moscow: Yurayt, 2018290 p.
11. Makartycheva G.I. Correction of deviant behavior. Trainings for teenagers and their parents. - St. Petersburg: Speech, 2007. -368 p.
12. Vygotsky L.S. The problem of age. Sobr. soch., vol. 4, Moscow, 1984-268 p.
13. Age and educational psychology // Edited by A.V. Petrovsky. M., 1980 — 288 p.