Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1919
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СУИЦИД / ПОДРОСТКИ / ГЕНДЕР / ФАКТОРЫ РИСКА / GENDER DIFFERENCES / SUICIDE / ADOLESCENTS / GENDER / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гарданова Жанна Робертовна, Есаулов Владимир Игоревич, Седова Екатерина Олеговна, Ильгов Вячеслав Иванович, Вепренцова Светлана Юрьевна

Подростковый возраст - один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста: раннем (12-14 лет), среднем (15-16 лет) и старшем (17-18 лет) - существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами. В данном исследовании проведен анализ гендерных различий в проявлении суицидального поведения у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гарданова Жанна Робертовна, Есаулов Владимир Игоревич, Седова Екатерина Олеговна, Ильгов Вячеслав Иванович, Вепренцова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER-SPECIFIC RISK FACTORS FOR SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Adolescence is one of the most difficult crisis periods, in which not only the internal contradictions of the child are manifested, but also many new conflicts with the surrounding world are added. At different stages of adolescence: early (12-14 years), middle (15-16 years) and older (17-18 years), there are specific features of the formation and manifestation of suicidal behavior associated with the specifics of physiology, psychology, personal and behavioral individual qualities. This study analyzes gender differences in suicidal behavior in adolescents.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

Физиология и психология взросления

Гарданова Ж.Р.1, 2, Есаулов В.И.1, Седова Е.О.1, Ильгов В.И.1, Вепренцова С.Ю.1, Калина С.А.1, Фетисова Л.Н.1, Матрешин И.М.1_

1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, Российская Федерация, г. Москва

Для корреспонденции

Гарданова Жанна Робертовна -доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, старший научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России Адрес: 117997, ул. Островитянова, д. 1 Телефон: (495) 434-10-88 E-mail: zanna7777@inbox.ru

Гендерные особенности факторов риска суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст - один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста: раннем (12-14 лет), среднем (15-16 лет) и старшем (17-18 лет) - существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами. В данном исследовании проведен анализ гендерных различий в проявлении суицидального поведения у подростков.

Ключевые слова: гендерные различия, суицид, подростки, гендер, факторы риска

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гарданова Ж.Р., Есаулов В.И., Седова Е.О., Ильгов В.И., Вепренцова С.Ю., Калина С.А., Фетисова Л.Н., Матрешин И.М. Гендерные особенности факторов риска суицидального поведения у подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2020. Т. 16, № 4. С. 131-150. 001: 10.33029/1816-2134-2020-16-4-131-150 Статья поступила в редакцию 23.10.2020. Принята в печать 27.11.2020.

Gardanova Zh.R.1, 2, Esaulov V.I.1, Sedova E.O.1, Ilgov V.I.1, Veprentsova S.Yu.1, Kalina S.A.1, Fetisova L.N.1, Matreshin I.M.1

1 N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation

2 Kulakov Obstetrics, Gynecology and Perinatology National Medical Research Center of Ministry of Health of the Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation

Gender-specific risk factors for suicidal behavior in adolescents

Adolescence is one of the most difficult crisis periods, in which not only the internal contradictions of the child are manifested, but also many new conflicts with the surrounding world are added. At different stages of adolescence: early (12-14 years), middle (15-16 years) and older (17-18 years), there are specific features of the formation and manifestation of suicidal behavior associated with the specifics of physiology, psychology, personal and behavioral individual qualities. This study analyzes gender differences in suicidal behavior in adolescents. Keywords: gender differences, suicide, adolescents, gender, risk factors

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Gardanova Zh.R., Esaulov V.I., Sdova E.O., Ilgov V.I., Veprentsova S.Yu., Kalina S.A., Fetisova L.N. Gender-specific risk factors for suicidal behavior in adolescents. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2020; 16 (4): 131-50. DOI: 10.33029/1816-2134-2020-16-4-131-150 (in Russian) Received 23.10.2020. Accepted 27.11.2020.

В настоящее время актуальность исследования факторов риска суицидального поведения и разработка методов оценки суицидального риска, особенно среди подростков, не вызывает сомнений. Статистические данные свидетельствуют о том, что в России и за рубежом частота суицидов среди молодых людей увеличивается [1].

Подростковый возраст выступает как наиболее рискованный для формирования суицидального поведения, что говорит о высокой актуальности исследования данной проблемы. Важно отметить, что в статистике не учитываются латентные суициды, а количество суицидальных попыток превышает число завершенных самоубийств. Серьезное влияние на подростковый суицид оказывает Интернет: существуют различные сайты, которые посвящены суицидальному поведению [2].

Суицидом называется осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается смертельным исходом. Основными причинами самоубийств являются аффективные реакции, попытки покончить с огромным эмоциональным напряжением и избавиться от крайне тяжелой психо-

логической ситуации. Подростки, пытающиеся совершить самоубийство, испытывают огромную душевную боль, будучи в сильнейшем стрессе, и не находят иного выхода из такой крайне тяжелой (для них) ситуации, кроме суицида.

Попытки шантажа и угрозы, а также покушения на собственную жизнь также относятся к проявлениям суицидального поведения. По статистике, число самоубийств мальчиков в 5-6 раз больше, чем суицидов девочек. Тем не менее количество попыток совершения самоубийств и их планирования у девочек выше. Мальчики не только совершают суициды чаще, но и делают это более жестокими способами.

Предыдущие попытки суицидального поведения увеличивают вероятность повторения суицида.

Так как подросток - уже не ребенок, но пока еще не взрослый, у него возникает чувство взрослости, однако при этом не сформированы новые смыслы и ценности взрослой жизни, нет взрослых форм взаимодействия с внешним миром. В подростковом периоде наиболее важно общение со сверстниками. Для подростка гораздо важнее (чем для взрослого) быть при-

нятым в своем окружении: одноклассниками и друзьями. Подростковый возраст -это один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются внутренние не только противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. Окружающий мир подростку пока кажется неясным, непонятным, возможно, даже пугающим. Подросток во взрослом мире не может самостоятельно решить все свои проблемы, разобраться в своих переживаниях и во взаимоотношениях с другими людьми.

Как правило, реакции подростка на различные события более острые, агрессивные и спонтанные, чем реакции взрослых людей. К тому же подростки более внушаемы, они стремятся подражать другим, включая тех, кто склонен к суицидальному поведению, что тоже может привести к попыткам самоубийства. Обычно демонстративными попытками самоубийства подростки пытаются привлечь к себе внимание, чтобы быть услышанными, понятыми и своевременно получить помощь в решении своих проблем. Считается, что примерно 13% подростков и детей (в общей статистике погибших насильственной смертью) совершили суицид по собственному желанию.

Среди подростков до 62% суицидов были совершены из-за семейных конфликтов, страха или реального насилия других людей старшего возраста, конфликтов с учителями, друзьями и одноклассниками, их некорректного поведения, а также из-за равнодушия других людей.

При этом большинство исследователей отмечают рост самоубийств в возрасте 16-25 лет [3].

К факторам суицидов относятся психические расстройства (заболевания), злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ), приводящее к девиантному поведению, невротическим расстройствам и к депрессии. Более 70% суицидов совершают подростки, подверженные наркотической и/или алкогольной зависимости [4].

Жестокое обращение родителей с ребенком в детском возрасте, а также игнорирование, эмоциональное давление и сексуальное насилие повышают тревожность и увеличивают суицидальные риски [5].

Под суицидальным поведением понимают различные формы активности, которые обусловлены стремлением разрешения личностного кризиса и содержанием эмоционального состояния при столкновении подростков с препятствиями в удовлетворении своих потребностей и желаний [6].

В гендерной популяции подростков (юношей и девушек), по данным многих авторов [7, 8], в частоте суицидов отмечаются значительные различия.

Данные этих авторов позволяют сделать вывод о существенном влиянии гендерных различий как основного фактора суицидального поведения в детском и подростковом возрасте. При этом следует заметить, что подростки гораздо импульсивнее и чаще, чем взрослые, умышленно наносят себе повреждения. К завершению подросткового возраста (14-17 лет) количество самоубийств и попыток возрастает с тенденцией увеличения до 20-23 лет.

Цель данного исследования - выявление гендерных различий в проявлении факторов суицидального риска у подростков.

Материал и методы

Исследование было проведено в государственном бюджетном образовательном учреждении г. Москвы с согласия родителей. В исследовании приняли участие юноши (п=35) в возрасте 14,2±2,1 и девушки (п=33) 15,1±1,8 года.

Методы исследования: психодиагностический, клинико-психологический, статистический.

До начала тестирования с учащимися, которые сами проявили желание пройти тестирование, проводили беседу.

При проведении исследования использовали несколько методик: «Суицидальный риск» Т.Н. Разуваевой; Шкалу депрессии Бека (для подростков старшего школьного возраста); методику Д. Рассела и М. Фергюсона; выявление личностной и ситуативной тревожности по Ч.Д. Спилбергу и Ю.Л. Ханину; тест «Копинг-страте-гии» Р. Лазаруса и С. Фолкмана.

Результаты

Суицидальному поведению способствуют неудачная любовь, страх перед наказанием, домашние обиды, недовольство жизнью, душевная травма, физические болезни, денежные утраты, половая дисфункция, развод родителей, постоянное унижение со стороны сверстников или родителей. У подростков быстро развиваются все системы и органы, начинает активно функционировать гормональная система, отмечается перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ищет свое «Я», все это может сопровождаться чувством неуверенности в себе, в собственной ценности как личности, и сопровождаться вопросами о смысле жизни. Один из важных возрастных периодов -кризис подросткового возраста. На этом возрастном этапе подростки особенно уязвимы, ведь кризис может перерасти в суицидальную ситуацию. От того, с кем себя будет отождествлять подросток, зависит то, каким он вырастет: невнятным персонажем или полноценным представителем своего пола с присущими ему образом и моделями поведения.

Полезно вспомнить, что набор физических характеристик - это пол, а гендер -это пол с социальной точки зрения: набор стратегий поведения, ощущений, восприятия себя в соответствии с определенным полом. В каждой культуре ему соответствует набор стереотипов: что должны и что не должны делать мальчики и девочки. С младенчества гендерные модели поведения формируются у ребенка через подражание, повторение за родителем своего

пола. Но главная черта подросткового периода - желание обрести самостоятельность, отделиться от родителей. Здесь ген-дер может пойти по двум путям: отрицание родителей через отрицание гендера или поиск нового кумира для копирования.

Можно выделить несколько групп суицидального поведения по гендеру:

• 1-я группа: лица мужского пола ориентируются на различия в биосоциальной адаптации. Считается, что лица мужского пола острее реагируют на ухудшение условий жизни, безработицу, дезорганизацию рабочего процесса. Индекс превышения суицидального риска свидетельствует о нарастающем социальном неблагополучии;

• 2-я группа: для лиц мужского пола характерна приобретенная негибкая жизненная парадигма в связи с особенностями детского развития и культурных требований к мальчикам. Роль мужчины стереотипизируется: настоящий мужчина должен и умирать как мужчина, шагая навстречу своей судьбе. Как только мужчины становятся чув-твительными к несчастьям, вероятность суицидальных проявлений повышается, этому соответствуют два пика суицидальной активности - в подростковом возрасте и после 60 лет;

• к 3-й группе относятся лица женского пола в связи с особенностями сопротивляющегося культурным суицидальным требованиям поведением. Культурные традиции на протяжении веков предписывали девушкам приемлемые для общества модели суицидального поведения. В традиционной русской культуре также существовали установки самоотречения [9, 10].

Суицидальное поведение юношей и девушек часто носят демонстративный характер, который обретает черты суицидного шантажа.

При данном виде поведения у подростка отмечается сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, по-

казать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи. В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Цель этого - вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их задуматься над его проблемами и понять их несправедливое отношение к нему. Примеры демонстрации суицидального поведения - неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитых препаратов, инсценировка самоповешения.

Кроме демонстративных попыток, можно выделить особый подростковый тип суицидального поведения - аффективное поведение, при котором трудно определить истинность намерения. Такие попытки окрашены острым аффектом при потере или угнетении сознательного контроля, расстройством рассудочной деятельности. Отнести попытку к истинным или демонстративным действиям бывает невозможно.

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. К примерам аффективного поведения можно отнести попытки повешения или отравления сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.

Важно также отметить, что попытка подростка сымитировать самоубийство часто воспринимается взрослыми как шантаж или своеобразная игра. Недостаток внимания к подобному поведению приводит к тому, что ребенок, ощущая равнодушие со стороны родителей, переходит к истинной форме разрушения личности. Родителям следует научиться оказывать правильную поддержку своим детям. Для большинства подростков важны не только

материальные ценности, но и душевное общение. Каждый ребенок должен иметь возможность поделиться с родителями своими волнениями и переживаниями.

При истинном поведении или выраженном стремлении к смерти подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся таким образом, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо все всем прощают, либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения - повешение или прыжок с высоты.

Озвучивание подростком мыслей о самоубийстве должно насторожить родителей, которым следует полностью изменить стиль взаимоотношений с ребенком. Частые запреты, ограничения в свободе и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрес-сию, т.е. агрессию, направленную на себя. В подростковом возрасте при воспитании детей очень важна договоренность между родителями. Если запрет необходим, надо найти время на объяснение его целесообразности. Если же ребенок продолжает протестовать, необходимо вместе искать пути решения, которое устроило бы обе стороны [9]. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе формирования новой идентичности, в том числе гендерной, подогреваемый стремлением отделиться от родителей подросток ищет новые образцы для подражания и с легкостью может попасть под влияние суицидального поведения. Стратегия подчинения авторитету больше не работает, а запреты и попытки вернуть себе авторитет силой чреваты отторжением со стороны подростка [10]. Родители могут сохранить свое влияние на ребенка через принятие его интересов, присоединение к нему и демонстрацию альтернативных

(лучших с их точки зрения) образцов женского и мужского поведения. Наблюдение может помочь за поведением подростков раскрыть суицидальные тенденции. Так, на возможную опасность суицидальной угрозы указывают возникновение у учащегося депрессии, значительные личностные изменения и трансформации в поведении. Чтобы избежать появления суицидального поведения у подростка, следует придерживаться простых правил: каждый родитель должен общаться со своим ребенком, не прибегать к насилию и не ограничивать его в свободе [11].

По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенны семьи, благополучные внешне, но внутри которых скрыты конфликты. Семьи с асоциальной направленностью способствуют адаптации ребенка в такой же среде, выполняя роль защитных механизмов. Для первой фазы пубертатного периода наиболее суицидо-опасны внутрисемейные конфликты, для среднего и старшего - конфликты со сверстниками и в школе. Социально-психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди них на 1-м месте оказываются факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда статус не соответствует уровню притязаний [12].

Антисуицидальные факторы личности представляют собой сформированные положительные жизненные установки, жизненную позицию, комплекс личностных факторов и психологические особенности, препятствующие осуществлению суицидальных намерений:

• эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

• выраженное чувство долга, обязательность;

• концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинить себе физический ущерб;

• религиозность;

• планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни.

Динамика развития суицидального поведения

В большинстве случаев перед совершением суицидального действия наблюдается период, характеризующийся снижением адаптационных способностей: уменьшение уровня интересов, успеваемости, повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость, ограничение общения и т.д. В это время собственно и формируются суицидальные мысли.

Это так называемая первая стадия: формирование вопросов о смерти и смысле жизни. На данном этапе у подростка появляются мысли о лишении себя жизни, отмечаются размышления и фантазии о своей смерти. К сожалению, часто рассуждения подростков на эту тему недооцениваются взрослыми или воспринимаются в демонстративно-шантажном аспекте [13].

Практически каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе сообщает о своих замыслах. Суицидальное поведение в большинстве своем не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Большая часть тех, кто совершает попытку самоубийства, ищет возможность поделиться своими переживаниями с близкими, но не обретает своего слушателя в лице окружающих.

Вторая стадия - суицидальные замыслы подростка. Это желание покончить с собой находится в активной форме: подросток разрабатывает план реализации своих суицидальных замыслов, продумывает способы, определяет место и время совершения суицида, отмечаются более однозначные высказывания о его намерениях.

Третья стадия - суицидальные намерения и суицидальная попытка. Соединяются замысел о суициде, сформированное решение и волевой компонент, побуждающий к непосредственному исполнению суицида.

Можно выделить определенные признаки желания покончить с собой: проблемы со сном, потеря аппетита, без-

различие; стремление к уединению и отчуждению; побеги из дома; внезапные изменения во внешности и поведении; злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами; взволнованное или агрессивное состояние; разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном цвете, отражающие жестокость, в частности ту, что направлена на себя; угрызения совести, чувство безнадежности, беспокойство, депрессия, плач без причины; неспособность долго оставаться внимательным; неожиданное ухудшение успеваемости; членство в группировке или секте; постоянная подавленность и уныние (или сменяющие друг друга периоды повышенной активности и глубокой тоски, вялости); постепенное нарастание замкнутости, переходящей в изоляцию; заинтересованность в информации о степени опасности различных медикаментов, ядов или оружия и др. [14].

Если подросток задумал совершить самоубийство, как правило, об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки: подростки, готовящиеся совершить самоубийство, проговаривают о своем душевном состоянии. Они могут намекать, иронизировать, привлекать к эпатажу смерти.

Поведенческие признаки: раздавать вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с конфликтующими друзьями. Демонстрировать радикальные перемены в поведении: есть слишком мало или больше; быть неопрятным; проявлять признаки беспомощности и отчаяния.

Ситуационные признаки: человек может решиться на самоубийство, если он изолирован социально, чувствует себя отдаленным; живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях родителей друг с другом); ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуаль-

ного или эмоционального; предпринимал попытки самоубийства; имеет склонность к суициду, вследствие того что был пример у кого-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю кого-то из близких, развод родителей; слишком критично к себе относится [15].

Проблемы в учебе, связанные с перегрузкой, низкой успеваемостью, не сложившимися взаимоотношениями с преподавателями и одноклассниками, тоже могут являться одной из основных причин побуждения к суициду. Карл Меннингер предполагал, что в основе каждого суицида лежат 3 основные бессознательные причины, связанные между собой: желание убить, желание быть убитым и желание умереть. Конфликтные ситуации за пределами школы, в кругу семьи также нередко выступают причинами суицида. Достаточно высокий процент людей, прибегающих к самоубийству, страдают вовремя не диагностированными психическими заболеваниями, но эта точка зрения во многих случаях не находит подтверждения.

Тем не менее человек всегда самостоятельно принимает решение, выбирая между жизнью и смертью. Лишь от силы его личности зависит выбор между приспособлением к жизненным ситуациям и самоубийством из-за травмирующих его психику обстоятельств.

Многочисленные научные исследования демонстрируют следующие результаты: весьма убедительные стремления к тому, чтобы избавиться от проблем таким способом, как самовольный уход из жизни, появляются у каждого 5-го подростка. При этом самоубийство способен осуществить любой человек [16].

Молодые люди из состоятельных семей, имеющие высокий социальный статус, подвержены суицидальным настроениям не меньше, чем подростки из семей, нуждающихся в дополнительном доходе или в соответствующих общественным нормам условиях. Суицид совершают не только те, кто не находит общий язык со сверс-

тниками, не только те, чья успеваемость далека от высоких результатов в учебной деятельности, но и те подростки, у которых отсутствуют проблемы в школе и при общении с окружающими. Большая часть молодых людей, пытающихся покончить с собой, зачастую говорят или делают что-то такое, что может послужить указанием на то, что они оказались в безнадежном положении и считают, что единственный выход из сложившейся ситуации - это смерть. И даже в том случае, когда подросток принял твердое решение, самоубийство можно предотвратить.

Вступая с подростком в беседу о суициде, мы вовсе не мотивируем его лишать себя жизни. Напротив, человек приобретает возможность свободно изложить то, что его беспокоит. Поддержка и понимание -вот, что ему необходимо. И лучше всего принять во внимание все то, о чем говорит подросток, и отнестись к этому серьезно. Реальную опасность представляют редкие негативные события. Исследователи выделяют 2 группы факторов риска для подростков: потенциальные - дисгармоничность в семейных отношениях, дисгармоничность структуры личности; и актуальные -клиническое депрессивное состояние с переживаниями обиды, безысходности, безнадежности, одиночества, гнева [17]. В этих исследованиях обнаруживается связь суицидального поведения с эмоциональными факторами, такими как чувство отчаяния, безнадежности и депрессия. Обе группы факторов тесно связаны между собой и при разных условиях несут разную нагрузку.

Классификация факторов риска

1. Биологические (наличие суицидов среди биологических родственников).

2. Психолого-психиатрические (наличие психического заболевания, индивидуальные психологические особенности личности, которые предрасполагают к суицидальному поведению, проявление самоповреждающего поведение в прошлом).

3. Социально-средовые факторы (влияние тяжелых стрессовых событий на жизнь человека) [18, 19].

По концепции, разработанной исследователями [20], суицид является результатом взаимодействия средовых и личностных факторов. Согласно представлениям авторов, существуют объективные и субъективные признаки дезадаптации личности. Объективная дезадаптация проявляется изменением поведения человека в социальной среде, ограниченностью в возможности справиться со своими социальными функциями. Субъективная дезадаптация включает спектр психоэмоциональных сдвигов - от негативно окрашенных психологических переживаний (тревога, горе, душевная боль, обида, стыд, возмущение, злоба, гнев) до клинически выраженных психопатологических состояний (астения, дистимия, депрессия, дисфория и т.п.) [21].

Основные факторы риска суицидального поведения подростков

• Неблагоприятная семейная обстановка (продолжительные конфликты между членами семьи или развод, смерть члена семьи, отсутствие в семье у подростка авторитетного мнения значимого взрослого и т.п.).

• Фактор модели воспитания в семье (чрезмерная авторитарность или применение насилия, физических наказаний к ребенку, проявление несправедливости к ребенку, гиперопека).

• Подростковое одиночество (статус отверженного в группе сверстников).

• Трудно протекающий пубертатный период как фактор риска суицидального поведения (дисгармоничное развитие по сравнению со сверстниками).

• Личностная импульсивность (вспыльчивость, высокая импульсивность, бескомпромиссность).

Большое влияние на формирование риска суицидального поведения в подростковом возрасте оказывают индивидуально-психологические особенности

личности. Согласно авторам [22, 23], в отношении суицида потенциально опасны такие личностные характеристики, как низкая толерантность у подростков к эмоциональным нагрузкам, максимализм, категоричность суждений, неадекватная самооценка, ограниченность копинг-стра-тегий, а также высокая импульсивность и сниженная способность решать межличностные конфликты. К особым факторам риска суицидального поведения подростков относится депрессивное состояние. Депрессия затрагивает все сферы человеческого существования: эмоционально-волевую, когнитивную и поведенческую. Подростки, находящиеся в депрессии, характеризуются большой степенью пессимизма, заниженной самооценкой, агрессивным поведением [24-26].

Факторы суицидального риска разделяют на экстра- и интраперсональные.

К экстраперсональным факторам риска суицида относятся:

• психозы и пограничные психические расстройства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• суицидальные высказывания, действия;

• подростковый возраст;

• психотравмирующие травмы;

• маргинальные условия жизнедеятельности.

Среди интраперсональных факторов выделяют:

• особенности характера;

• сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;

• неустойчивую самооценку, т.е. завышенную или заниженную;

• отсутствие или утрату целевых установок и ценностей, лежащих в основе жизненной позиции и т.д.;

• коммуникативные барьеры общения [27]. В качестве основных психологических факторов суицидального поведения у подростков выступают личностные аномалии (характеристика личностных черт суицидента, в частности депрессив-

ность, агрессия, импульсивность), идентичность подростков (гендерная и социальная), внутриличностный конфликт, конфликты межличностного взаимодействия, когнитивный фактор, самооценка подростков [28].

Таким образом, риск суицидального поведения в подростковом возрасте имеет многофакторную природу, имеющую тесную взаимосвязь биологических, психологических, психиатрических и социальных факторов.

Необходимо обращать внимание на риск состояние суицидального поведения таких факторов жизни подростка, как взаимоотношения в семье, со сверстниками, в школе, уровень жизни, особые жизненные ситуации, индивидуально-личностные характеристики личности подростка.

В возрасте 14-15 лет при кризисных и реактивных состояниях подростков суицидальные проявления увеличиваются. В частности это характерно при нарушении поведения подросткового периода и является серьезным фактором риска суицидального поведения подросткового возраста.

При переходе к подростковому возрасту у небольшого количества здоровых подростков повышается склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности, развиваются эмоциональная нестабильность и аффективное расстройство, часто приводящие к суициду.

Однако большинство подростков, страдающих депрессией, все-таки не предпринимают попыток расстаться с жизнью и не сводят счеты с жизнью. В данном случае все зависит от обстоятельств, влияющих как на проявления самой депрессии, так и на суицидальные составляющие.

Для таких детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсив-

ность в принятии решения. Бывают случаи, когда самоубийство детей вызвано гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

Проблемы мотивации суицидального поведения

Суицидальные реакции по типу призыва -«крик о помощи». В этом случае главная цель суицидальной попытки - привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. Также могут присутствовать демонстративно-шантажные попытки. Они предпринимаются, чтобы повлиять на определенных лиц из окружения супруга, родителей, детей.

При наличии таких мотивов, как правило, подросток перед совершением суицидального акта в прямой или косвенной форме сообщает о своих намерениях либо угрожает покончить с собой.

Суицидальная попытка обычно совершается в присутствии окружающих или человек стремится сделать так, чтобы близкие узнали о его поступке (сразу после акта отравления лекарственными препаратами человек звонит по телефону знакомым и сообщает о своих действиях). Подростки, которым присущи такие мотивы по типу «крика о помощи», обычно не думают о возможном летальном исходе своих действий, чаще они сосредоточены на мыслях о том, как окружающие отреагируют на их поступок. Такие мотивы характерны для подростков с тревожно-мнительными, истероидными или инфантильными чертами.

К суицидальным реакциям по типу протеста относятся случаи, когда подросток испытывает возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды и совершает самоповреждающие действия, для того чтобы выразить свой протест против происходящего. Чтобы выразить свой гнев или обиду на такие действия, ребенок обычно может отвечать: «Чтобы наказать виновных, чтобы им стало хуже». Самоповреждающие дейс-

твия обычно не планируются, они носят характер блокировки и нередко совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Такие реакции характерны для подростков с возбудимыми и эмоционально неустойчивыми чертами.

К суицидальным реакциям по типу избегания относятся случаи, когда подросток, будучи в трудной, психотравмирую-щей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации). Им присуще выражение «Ситуация была так невыносима, что я просто не знал, что мне еще сделать». Подростки совершают суицидальную попытку для уменьшения негативных эмоциональных переживаний или отвлечения от них (избегание страдания). На вопросы о цели суицидальных действий они могут отвечать: «Сделал это, чтобы освободиться от невыносимой душевной боли», «Хотел перестать чувствовать тревогу и отчаяние».

Мотивы по типу избегания наиболее часто встречаются у людей с истинными попытками суицида. Такая реакция характерна для старших возрастных групп -мужчин и женщин старше 30 лет. Суициды совершаются путем самоповешения, самоотравления. Алкоголь, если и принимается, то после принятия решения о самоубийстве.

При суицидальных реакциях по типу самонаказания суицид совершается под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе. На вопросы о цели суицидальных действий эти люди могут отвечать: «Хотел наказать себя». Это происходит под воздействием наркотического состояния, под влиянием чувства стыда или вины за совершенный поступок. Самоубийство обычно совершается жестоким способом: самоповешение, падение с высоты.

Хотелось бы отметить, что у подростков на ранних этапах суицидального поведе-

ния наблюдается состояние борьбы мотивов: с одной стороны, у них возникают суицидальные побуждения, с другой - появляются мысли об обязательствах перед близкими, нежелании доставить им горе, страх смерти и прочие, что удерживает их от совершения суицидального акта. Подростки переживают борьбу суицидальных и антисуицидальных мотивов, и чем сильнее выражены последние, тем меньше вероятность совершения суицидального акта.

Маркеры суицидального риска

Поведенческие маркеры (внешние признаки поведения): тоскливое выражение лица, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость, грусть, уныние, угнетенность, злобность, раздражительность, ворчливость, тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов, склонность к неоправданно рискованным поступкам, ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания, безразличное отношение к себе, окружающим, бесчувственность, беспредметная тревога и т.д.

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

• прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!»;

• шутки, ироничные высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);

• уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, я не выживу, уйду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.);

• прощания;

• самообвинения («Я - ничтожество! Я ничего собой не представляю», «Я - гениальное ничтожество. Если, как гово-

рит один хороший человек, самоубийство - это естественный отбор, почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.); • сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Признаки изменения в подростке: изменение внешнего вида, самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям, частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки на тему смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

Кроме этого, маркерами могут стать дневники подростка, его стихи, сайты, которые он посещает в Интернете, и др.

По результатам исследования группа юношей (п=35, в возрасте 14,2±2,1) по характеристикам суицидального риска значимо отличалась от группы девушек (п=33, 15,1±1,8 года) по следующим показателям: ДМ - демонстративность; АФ - аффек-тивность; СП - социальный пессимизм; МК - максимализм; СК - слом культурных барьеров; АН - антисуицидальный фактор (рис. 1).

При оценке распределения выраженности факторов суицидального риска у девушек были выявлены высокие показатели по ряду шкал.

Аффективность - свидетельствует о том, что у данной категории девушек при оценке ситуации эмоции преобладают над интеллектуальным контролем, они склонны реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально.

Социальный пессимизм - данным девушкам свойственно восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удов-

60

40 30 20 10 0

//¿Г

Девушки □ Юноши

Рис 1. Факторы риска суицида у подростков

летворительных для человека отношениях с окружающим миром, у них выражена отрицательная концепция.

Демонстративность - данным девушкам свойственно желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания, что другими порой воспринимается как шантаж, истероидное выпячивание трудностей. Для самой девушки данное поведение переживается изнутри как крик о помощи.

Максимализм - для девушек характерен инфантильный максимализм ценностных установок: распространение на все сферы жизни локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере и аффективная фиксация на неудачах.

В ходе исследования по ряду факторов у юношей было выявлено следующее: и в группе девушек, и в группе юношей выделился один фактор - «Максимализм», который свидетельствует о том, что их притязания завышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого результата, маловат. В результате несоответствия завышенных подростковых притязаний реальным возможностям в душе возникает внутренний конфликт, дискомфорт.

Слом культурных барьеров у данных юношей характеризуется поиском

культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение и в какой-то мере делающих его привлекательным, суицидальные модели поведения заимствованы из литературы.

Выявленные факторы суицидального риска характерны для подросткового возраста. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни у подростков, негативно окрашивая их эмоциональность, а в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицидальных намерений. Данный возраст требует повышенного внимания.

Анализ результатов исследования показал, что у девушек выявлены существенно более высокие показатели по факторам «Демонстративность», «Аффективность», «Социальный пессимизм» и «Максимализм». Следовательно, можно предположить, что именно эти факторы оказывают наибольшее влияние на суицидальную активность подростков.

У девочек существенно проявляется фактор «Аффективность». Аффективное суицидальное поведение сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. В какой-то момент может возникнуть мысль о том, чтобы расстаться с жиз-

нью, но чаще всего предпринимаемая затем попытка суицида носит демонстративный характер: желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Чтобы подросток смог осуществить задуманное, избегая негативных последствий совершаемого действия, место и время совершения самоубийства он тщательно продумывает, чтобы окружающие его своевременно заметили и оказали ему необходимую помощь для предотвращения суицида. Однако меры предосторожности не всегда достаточны, на высоте аффекта человек может решиться и на истинный суицид. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода [29, 30].

Стоит отметить, что на практике проявляется взаимосвязь многих условий, влияющих на поведение подростка. Тем не менее в ходе исследования было выявлено, что даже при высокой выраженности всех остальных факторов антисуицидальный фактор преобладает, снимая глобальный суицидальный риск. Возможно, данная связь объясняется тем, что подростки, понимающие меру ответственности за суицид и в некотором роде боящиеся суицида, склонны проявлять свою индивидуальность, сдержанность, так как достаточно уверены в себе и имеют собственное мнение. Представление о греховности, безнравственности суицида, боязнь боли и физических страданий у них выше, и это мешает им перейти к практическим действиям. Выявлено, что девушки чаще подсознательно думают о смерти, однако внешне суицидальные наклонности у них не проявляются. В определенном смысле это показатель наличия предпосылок для коррекционной работы над собой.

По шкале депрессии Бека у девушек превалировала легкая и средняя степень депрессии по сравнению с легкой степенью у юношей.

Сравнительный анализ полученных данных дает возможность предположить,

что девушки, погруженные в свои переживания, тревогу, испытывают депрессивное состояние чаще, чем юноши. Вероятнее всего, это связано с тем, что девушки более сенситивны и уязвимы, у них нет уверенности в том, что родители верят в их силы, возможности, смогут их защитить, у них снижена самооценка. Все это свидетельствует о начинающемся неблагополучии в эмоциональном самочувствии. И обычно подобные симптомы проявляются лишь в период полового созревания, что как раз соответствует исследуемой возрастной группе.

У девушек преобладает уровень ощущения одиночества. Девушки-подростки чувствуют больше недостатка в дружеском общении, меньше возможности к кому-либо обратиться, чаще чувствуют себя одинокими, покинутыми и изолированными от других, чем юноши.

У юношей преобладание низкого уровня ощущения одиночества характеризуется средним уровнем. Большинство юношей исследуемой группы не ощущают себя одинокими, что, в свою очередь, говорит об адекватной самооценке (табл. 1).

По данным теста Спилбергера-Ханина были получены результаты, представленные в табл. 2.

Как следует из данных, представленных в табл. 2, показатели реактивной тревожности свидетельствуют об эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию и склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, а также реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Кроме того, подобное состояние характеризуется беспокойством и вегетативным возбуждением. Следовательно, можно

Таблица 1. Распределение показателей гендерной группы по уровню одиночества

Уровень Девушки Юноши

Высокий 4 -

Средний 39 20

Низкий 57 80

Таблица 2. Распределение показателей реактивной и личностной тревожности у подростков

Уровень Реактивная тревожность Личностная тревожность

девушки юноши девушки юноши

Низкий 13 32 - 12

Умеренный 52 56 52 56

Высокий 35 12 48 32

предположить, что состояние девушек на момент обследования характеризуется как напряженное и неспокойное. Ситуация обследования тоже могла вызывать у них тревогу.

Показатели личностной тревожности

говорят о склонности к тревоге и позволяют предположить наличие тенденций воспринимать достаточно широкий диапазон ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую определенной реакцией.

По результатам исследования реактивной тревожности у юношей можно отметить, что они тоже эмоционально реагируют на стрессовую ситуацию, но данное состояние можно охарактеризовать как ненапряженное и спокойное. Следовательно, ситуация обследования не вызывала у них особой тревоги.

Показатели высокой личностной тревожности дают основание предполагать появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно если они касаются оценки навыков и престижа.

Таким образом, выделилась группа юношей с высоким показателем тревожности. Их можно отнести к группе риска, так как они склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным эмоциональным состоянием тревожности.

Сравнение результатов юношей и девушек позволяет оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации. В данной гендерной группе сопротивляемость стрессу достаточно низкая, несмотря на то что реактивная тревожность не является изначально негативной чер-

той. Определенный уровень тревожности -необходимое условие для успешной деятельности.

Однако у половины девушек и трети юношей личная тревожность превышает умеренные значения (рис. 2). Возможно, это связано с тем, что есть еще какие-то психотравмирующие факты. Это дает основание предполагать у юношей проявление тревожности к воздействию различных стрессоров в целом, а также они могут быть результатом невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Анализ результатов теста «Копинг-стра-тегии и способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности» у подростков выявил различия в двух группах исследования (рис. 3).

Подростки по-разному реагируют на стрессовые ситуации, эти реакции называются копинг-стратегиями или копинг-меха-низмами. Для их определения применяется данная методика изучения типов психологических защит: копинг-механизмов, используемых в стрессогенной ситуации.

Разрешение трудной ситуации включает следующие действия: преодоление сложностей, уменьшение негативных последствий, уход от проблемы, проживание трудностей, способность их вытерпеть.

Справиться со стрессом можно через осознанные стратегии, а выбор поведенческих реакций зависит от характера личности и ситуации. Человек или изменяет происходящее, или приспосабливается к событиям.

Нельзя сказать, что одна копинг-стра-тегия лучше или хуже другой. Эффек-

60 -| 50403020100 . .

Высокая Умеренная Низкая

■ Девушки □ Юноши

*p<0,05

60 -,

50-

40-

30-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20-

10-

Высокая Умеренная Низкая ■ Девушки □ Юноши

*p<0,05

Рис. 2. Показатели личностной и ситуативной тревожности (в баллах) в исследуемых группах подростков (* p<0,05)

*

0

тивность тех или иных действий у разных людей в различных ситуациях будет меняться. Некоторые личности способны лучше адаптироваться к трудностям. Кроме того, адаптационный потенциал зависит от общества, в котором индивид находится, и от социальной поддержки.

У девушек обнаружены высокие показатели по шкалам самоконтроль, пла-

нирование решения проблемы, положительная переоценка. Полученные данные позволяют отметить, что им присуще стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения, связанные с проблемной ситуацией, трудности выработки стратегии и разрешения проблемы, преодоление негативных переживаний, боязни самораскрытия, предъ-

■ Девушки □ Юноши

*p<0,05

Рис. 3. Копинг-стратегии и способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности в исследуемых группах подростков (* - p<0,05).

явление чрезмерных требований к себе и вследствие сверхконтроля поведения, а также неумение планировать собственные действия с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

По методике определения степени выраженности преодоления трудностей в стрессовых ситуациях у юношей выявлены высокие показатели по шкалам планирование решения проблемы и положительная переоценка. Это говорит о недостаточных вариантах выбора поведения и выработки стратегии для разрешения проблемы. Также можно говорить о слабом контроле планирования собственных действий с учетом объективных условий, имеющихся ресурсов прошлого опыта и, вероятно, чрезмерной рациональности.

Таким образом, при сравнении копинг-стратегий применяемых психологических защит у испытуемых двух гендерных выборок значимых различий не выявлено. Эти две экспериментальные выборки в одинаковой мере используют методы психологические защиты в стрессовой ситуации. В основном преобладают средние показатели, это говорит о том, что у большинства подростков выражен адаптационный потенциал личности.

Однако хотелось бы отметить следующее: отмечен высокий уровень напряженности у девочек, а именно реализация копинг-стратегии «самоконтроль», что свидетельствует о выраженной дезадаптации. В стрессовых ситуациях они используют эту копинг-стратегию чаще, когда попадают в кризисную ситуацию. Это говорит о том, что высокий контроль поведения, преодоление негативных переживаний подавления и сдерживания эмоций приводит к усилию по регулированию своих эмоций и действий, к сверхконтролю поведения. Вероятно, это может быть связано с высокой тревожностью и сниженным уровнем самооценки. При выборе стратегии самоконтроля такие подростки стремятся

скрыть свои чувства и трудности от других людей, у них преувеличен контроль своих действий, они закрыты, скрывают свои желания, а это отрицательно сказывается на удовлетворенности от решения проблемы.

Результаты исследования позволяют говорить о существовании гендерных особенностей при выборе той или иной ко-пинг-стратегии поведения: девушки чаще предпочитают выбор эмоциональных ко-пинг-стратегий, а мальчики - когнитивных. Для девушек больше характерны эмоциональные и поведенческие проблемы, преодоление стрессовых ситуаций:трудности самоконтроля, поиск социальной поддержки, бегство-избегание. Они склонны реагировать гневом на внешние объекты в ситуации фрустрации, существует вероятность недооценки разрешения проблемной ситуации.

Юноши в большей степени используют когнитивные стратегии преодоления стресса: планирование решения проблемы и положительную переоценку. Для них характерна установка на активную переработку проблем и эффективное приспособление к текущей ситуации, преодоление конфликта и проекция переживаний в прошлое. Совладение с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо избежать их, либо уменьшить их отрицательные последствия, найдя способ преодолеть трудности.

Выводы

1. Подтверждено, что у девушек подросткового и младшего юношеского возраста риск суицидальных мыслей и намерений выше, чем у мальчиков. Однако риск завершенных суицидов выше у мальчиков. Девушки, погруженные в свои переживания, испытывающие тревогу, депрес-сивность, реагируют эмоционально, возможно, данные связи показывают общие тенденции подросткового возраста.

2. У подростков с более низким уровнем склонности к суицидальному риску

психическое состояние более оптимально. Подростки данной группы также встречаются в своей жизни с трудностями, но переживают их легче, что может объясняться поддержкой как значимыми взрослыми, так и при общении со сверстниками.

Заключение

Таким образом, суицидальное поведение в подростковом возрасте многофакторное. Оно включает как психопатологические, так и психологические механизмы, а также средовые и социальные факторы. Рост аутодеструктивных поведенческих тенденций в данном возрасте с последующим выбором суицида как способа решения возникающих проблем требует тщательного анализа личности несовершеннолетнего, сферы межличностных отношений, особен-

ностей воспитания и других обстоятельств. Это необходимо для последующего формирования стратегий психосоциальной профилактики и адаптации, а также для выработки форм и способов психологической и социальной поддержки подростков, входящих в группу суицидального риска. Можно констатировать, что гипотеза о том, что девушки-подростки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики, в ходе исследования нашла свое подтверждение. Проведенный анализ и полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости учета гендерных особенностей и рисков суицидального поведения. Данная работа основывается на реализации гендерного подхода в воспитании подрастающего поколения и носит системный характер.

Сведения об авторах

Гарданова Жанна Робертовна (Zhanna R. Gardanova) - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, старший научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России (Москва, Российская Федерация) E-mail: zanna7777@inbox.ru https://orcid.org/0000-0002-9796-0846

Есаулов Владимир Игоревич (Vladimir I. Esaulov) - ассистент кафедры психотерапии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Москва, Российская Федерация) E-mail: v-esaulov@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-0123-4752

Седова Екатерина Олеговна (Ekaterina O. Sedova) - кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Москва, Российская Федерация) E-mail: eosedova@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-0798-1297

Ильгов Вячеслав Иванович (Vyacheslav I. Ilgov) - ассистент доцент кафедры психотерапии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Москва, Российская Федерация) E-mail: ilgov.v@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-4297-1679

Вепренцова Светлана Юрьевна (Svetlana Yu. Veprentsova) - кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Москва, Российская Федерация) E-mail: 715@bk.ru

https://orcid.org/0000-0002-0149-0182

Калина Светлана Андреевна (Svetlana A. Kalina) - ассистент кафедры психотерапии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Москва, Российская Федерация) E-mail: s.a.kalina@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4385-3276

Фетисова Любовь Николаевна (Lyubov N. Fetisova) - ассистент кафедры психотерапии ФГОАУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Москва, Российская Федерация)

E-mail: vkr6789@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-9893-2671

Матрешин Илья Михайлович (Ilya M.Matreshin) - магистр, кафедра психотерапии ФГОАУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Москва, Российская Федерация)

E-mail: matresin07@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-1491-6439

Литература

1. Ишимбаева А. Н. Суицидальное поведение у детей и подростков Забайкальского края: автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.01.06. Москва, 2013. 22 с.

2. Трунов Д. Г. Определение суицида: поиск критериев // Суицидология. 2016. № 1 (22). С. 64-67.

3. Киндяков А.А., Глинчиков К.Е., Каган Е.С., Гуто-ва С.Г., Морозова И.С., Евсеенкова Е.В. Оценки риска суицидального поведения подростков. // Суицидология. 2019. Т. 10, № 2 (35): 72-81.

4. Yong-Chun B., Seon-Kyeong J., Kee-Hong Ch., Seung-Hwan L. The relationship between childhood trauma and suicidal ideation: role of maltreatment and potential mediators // Psychiatrylnvestigation. 2017. Vol. 14, N 1. P. 37-43. DOI: https://www.doi.org/10.4306/pi.2017.14.L37

5. Уманский М.С., Хохлов М.С., Зотова Е.П., Приленс-кий А.Б. Завершенные суициды: частота выявления алкоголя // Университетская медицина Урала. 2018. Vol. 3, N 14. P. 171-173.

6. Розанов В.А., Уханова А.И., Волканова А.С., Рахим-кулова А.С., Пизарро А., Бирон Б.В. Стресс и суицидальные мысли у подростков // Суицидология. 2016. Vol. 7, N 3. P. 20-32.

7. Банников Г.С., Павлова Т.С., Кошкин К.А., Летова А.В. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) // Суицидология. 2015. Vol. 6, N. 4. P. 21-32.

8. Foley D.L., Goldston D.B., Costello E.J., Angold A. Proximal psychiatric risk factors for suicidality in youth: the Great Smoky Mountains Study // ArchivesofGeneral-Psychiatry. 2006. Vol. 63. P. 1017-1024. DOI: https://www. doi.org/10.1001/archpsyc.63.9.1017

9. Friedman R.A., Leon A.C. Expanding the black box — depression, antidepressants, and the riskofsuicide //N. Engl. J. M. 2007. Vol. 356, N 23. P. 2343-2346. DOI: https:// www.doi.org/10.1056/NEJMp078015

10. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид. Актуальные вопросы суицидологии. Москва : Наука, 1988. С. 69-81.

11. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. Москва, 1980. 48 с.

12. Hallfors D.D. et al. Adolescent depression and suicide risk: association with sex and drug behavior // Am. J. Prev. Med. 2004. Vol. 27, N 3. P. 224-231.

13. Mittendorfer-Rutz E. Trends of youth suicide in Europe during the 1980s and 1990s - gender differences and implications for prevention // J. Mens Health Gender. 2006. N 3. P. 250-257.

14. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суицидальная ситуация среди детей и подростков в России // Российский психиатрический журнал. 2012. № 1. С. 52—56.

15. Steele M.M., Doey T. Suicidal behaviour in children and adolescents. Part 1: etiology and risk factors. National Center for Children in Poverty. Adolescent Mental Health in the United States // Can. J. Psychiatry. 2007. Vol. 52, N 6, suppl. 1. P. 21-33.

16. Kessler R.C., Borges G., Walters E.E. Prevalence of and risk factors for lifetime suicide attempts in the National Comorbidity Survey // Arch. Gen. Psychiatry. 1999. Vol. 56, N 7. P. 617-626.

17. Epstein J.A., Spirito A. Gender-specific risk factors for suicidality among high school students // Arch. Suicide Res. 2010. Vol. 14, N 3. P. 193-205.

18. Brent D.A. et al. Age- and sex-related risk factors for adolescent suicide // Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1999. Vol. 38, N 12. P. 1497-1505.

19. Pelkonen M., Marttunen M. Child and adolescent suicide: epidemiology, risk factors, and approaches to prevention // Paediatr. Drugs. 2003. Vol. 5, N 4. P. 243-265.

20. Shaffer D. et al. The Columbia Suicide Screen: validity and reliability of a screen for youth suicide and depression //

Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2004. Vol. 43, N 1. P. 71-79.

21. Bertolote J.M. et al. Repetition of suicide attempts: data from emergency care settings in five culturally different low- and middle-income countries participating in the WHO SUPREMISS Study // Crisis. 2010. Vol. 31, N 4. P. 194-201.

22. Тихоненко В.А. Введение в суицидологию. Москва : Генезис, 2004. 258 с.

23. Bridge J.A., Goldstein T.R., Brent D.A. Adolescent suicide and suicidal behavior. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47, N 3-4. P. 372-394.

24. King C.A., Foster C.E., Rogalski K.M. Teen Suicide Risk. New York, NY: Guilford Press, 2013. 208 p.

25. Crumley F.E. Adolescent suicide attempts and borderline personality disorder: clinical features // Southern Medical Journal. 1981. Vol. 74, N 5. P. 546-549.

26. Horesh N., Orbach I., Gothelf D. et al. Comparison of the suicidal behavior of adolescent inpatients with border-

References

1. Ishimbaeva A.H. Suicidal behavior in children and adolescents of the TRANS-Baikal territory: author's abstract. ... candidate of medical Sciences : 14.01.06. Moscow, 2013. 22 p. (in Russian)

2. Trunov D.G. Definition of suicide: search for criteria. Sui-cidology. 2016; 22 (1): 64-7. (in Russian)

3. Kindyakov A.A., Glinchikov K.E., Kagan E.S., GutovaS.G., Morozova I.S., Evseenkova E.V. Risk assessments of suicidal behavior in adolescents. Suicidology. 2019; 10 (2) (35): 72-81. (in Russian)

4. Yong-Chun B., Seon-Kyeong J., Kee-Hong Ch., Seung-Hwan L. The relationship between childhood trauma and suicidal ideation: role of maltreatment and potential mediators. Psychiatrylnvestigation. 2017; 14 (1): 37-43. DOI: https://www.doi.org/10.4306/pi.2017.14.1.37 (in Russian)

5. Umansky M.S., Khokhlov M.S., Zotova E.P., Prilensky A.B. Completed suicides: frequency of alcohol detection. University medicine of the Urals. 2018; 3 (14): 171-73. (in Russian)

6. Rozanov V. A., Ukhanova A. I., Volkanova A. S., Rakhimku-lova A. S., Pizarro A., Biron B. V. Stress and suicidal thoughts in adolescents. Suicidology. 2016; 7 (3): 20-32. (in Russian)

7. Bannikov G. S., Pavlova T. S., Koshkin K. A., Letova A.V. Potential and actual risk factors for the development of suicidal behavior in adolescents (literature review). Suici-dology. 2015; 6 (4): 21-32. (in Russian)

line personality disorder and major depression // Journal of Nervous and Mental Disease. 2003. Vol. 191, N 9. P. 582-588.

27. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. Москва : б.и., 1978. 13 c.

28. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2011. № 4. С. 4-8.

29. Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суи-цидологию. Медицинская и судебная психология. 4-е изд. Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2016. С. 266-283.

30. Kim D., Kim H. Body-image dissatisfaction as a predictor of suicidal ideation among Korean boys and girls in different stages of adolescence: a two-year longitudinal study // Journal of Adolescent Health. 2009. Vol. 45, N 1. P. 47-54.

8. Foley D.L., Goldston D.B., Costello E.J., Angold A. Proximal psychiatric risk factors for suicidality in youth: the Great Smoky Mountains Study. ArchivesofGener-alPsychiatry. 2006; 63: 1017-24. DOI: https://www.doi. org/10.1001/archpsyc.63.9.1017

9. Friedman R.A., Leon A.C. Expanding the black box -depression, antidepressants, and the risk of suicide. N Engl J M. 2007; 356 (23): 2343-6. DOI: https://www.doi. org/10.1056/NEJMp078015

10. Abramova A.G. Personality. Psychology of loneliness and suicide. Topical issues of suicidology, Moscow: Nauka, 1988, 69-81 p. (in Russian)

11. Ambrumova A.G., Tikhonenko V.A. Diagnostics of suicidal behavior. Methodological recommendations. Moscow, 1980. 48 p. (in Russian)

12. Hallfors D.D., et al. Adolescent depression and suicide risk: association with sex and drug behavior. Am. J. Prev. Med. 2004; 27 (3): 224-31.

13. Mittendorfer-Rutz E. Trends of youth suicide in Europe during the 1980s and 1990s - gender differences and implications for prevention. J Mens Health Gender. 2006; (3): 250-7.

14. Polozhiy B.S., Panchenko E.A. Suicidal situation among children and adolescents in Russia. Russian psychiatric journal. 2012; 1: 52-6. (in Russian)

15. Steele M.M., Doey T. Suicidal behaviour in children and adolescents. Part 1: etiology and risk factors. National Center for Children in Poverty. Adolescent Mental Health in the United States. Can. J. Psychiatry. 2007; 52 (6), suppl. 1: 21-33.

16. Kessler R.C., Borges G., Walters E.E. Prevalence of and risk factors for lifetime suicide attempts in the National Comorbidity Survey. Arch Gen Psychiatry. 1999; 56 (7): 617-26.

17. Epstein J.A., Spirito A. Gender-specific risk factors for suicidality among high school students. Arch. Suicide Res. 2010; 14 (3): 193-205.

18. Brent D.A., et al. Age- and sex-related risk factors for adolescent suicide. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1999; 38 (12): 1497-505.

19. Pelkonen M., Marttunen M. Child and adolescent suicide: epidemiology, risk factors, and approaches to prevention. Paediatr Drugs. 2003; 5 (4): 243-65.

20. Shaffer D., et al. The Columbia Suicide Screen: validity and reliability of a screen for youth suicide and depression. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2004; 43 (1): 71-9.

21. Bertolote J.M., et al. Repetition of suicide attempts: data from emergency care settings in five culturally different low- and middle-income countries participating in the WHO SUPREMISS Study. Crisis. 2010; 31 (4): 194-201.

22. Tikhonenko V.A. Introduction to suicidology. Moscow : Genesis, 2004. 258 p. (in Russian)

23. Bridge J.A., Goldstein T.R., Brent D.A. Adolescent suicide and suicidal behavior. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006; 47 (3-4): 372-94.

24. King C.A., Foster C.E., Rogalski K.M. Teen Suicide Risk. New York, NY: Guilford Press, 2013. 208 p.

25. Crumley F.E. Adolescent suicide attempts and borderline personality disorder: clinical features. Southern Medical Journal. 1981; 74 (5): 546-9.

26. Horesh N., Orbach I., Gothelf D., et al. Comparison of the suicidal behavior of adolescent inpatients with borderline personality disorder and major depression. Journal of Nervous and Mental Disease. 2003; 191 (9): 582-8.

27. Ambrumova A.G., Zhezlova L.Ya. Methodological recommendations for the prevention of suicidal actions in childhood and adolescence. Moscow : without publishing house, 1978. 13 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Popov Yu.V., Pichikov A.A. Features of suicidal behavior in adolescents (literature review). Review of psychiatry and medical psychology named after V.M. Bekhterev. 2011; 4: 4-8. (in Russian)

29. Tikhonenko V.A., Safuanov F.S. Introduction to suicidol-ogy. Medical and forensic psychology. 4th ed. Moscow : Genesis, 2016. P. 266-283. (in Russian)

30. Kim D., Kim H. Body-image dissatisfaction as a predictor of suicidal ideation among Korean boys and girls in different stages of adolescence: a two-year longitudinal study. Journal of Adolescent Health. 2009; 45 (1): 47-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.