Научная статья на тему 'Влияние индивидуально-психологических и личностных качеств на выбор стилей совладающего поведения'

Влияние индивидуально-психологических и личностных качеств на выбор стилей совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
709
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / САМООТНОШЕНИЕ / COPING BEHAVIOR STYLES / DIFFICULT SITUATION / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES / PERSONALITY CHARACTERISTICS / SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуйкова Марина Владимировна

В статье изложены результаты исследования, направленного на выявление влияния индивидуально-психологических и личностных особенностей на выбор стиля совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INDIVIDUAL AND PERSONAL QUALITIES ON A CHOICE OF COPING BEHAVIOR STYLES

This article presents the results of a study to determine the effect of individual psychological and personality characteristics on coping style.

Текст научной работы на тему «Влияние индивидуально-психологических и личностных качеств на выбор стилей совладающего поведения»

2. Колот А.М. Мотивацш персоналу: щдручник / Михайлова Г.О. Економжа пращ та сощально-трудов1 А.М. Колот, С.О. Цимбалюк. - К.: КНЕУ, 2011. - 397 ввдносини: Навчальний поабник / Шд ред. проф. £.П. с., с. 33 Михайлова. - Ки!в: Центр навчально! лггератури, 2005.

3. Мерзляк А.В., Михайлов £.П., Корецький М.Х., - 240 с., с. 135

STIMULATION OF TEACHERS' INNOVATIVE WORK ON THE BASIS OF ENHANCED INTERACTION BETWEEN SOCIAL PARTNERS

© 2013

T.I. Zerebchenko, senior teacher of social and economic disciplines chair

Kirovograd Institute of Human Development OpenInternational University of Human Development

"Ukraine", Kirovograd (Ukraine)

Annotation. The article considers the possibility of solving problems stimulate innovative of labor of school teachers through enhanced interaction of the social partners.

Keywords: stimulation of labor innovative work of teachers, the stimulus package, grades, social partnership.

УДК 159.99

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР СТИЛЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

© 2013

М.В. Жуйкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье изложены результаты исследования, направленного на выявление влияния индивидуально-психологических и личностных особенностей на выбор стиля совладающего поведения.

Ключевые слова: стили совладающего поведения, трудные ситуации, индивидуально-психологические качества, личностные качества, самоотношение.

Высокий темп современной жизни с постоянно усложняющимися условиями ставит вопросы изучения совладающего поведения одной из актуальных задач психологии.

Процесс совладающего поведения включает в себя многообразные формы активности человека, охватывает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера, которые надо решить, избежать, взять под контроль. Именно процесс совладаю-щего поведения рассматривается как стабилизирующий фактор, помогающий поддерживать психосоциальную адаптацию в трудных ситуациях жизнедеятельности.

В психологии совладающего поведения все большее значение приобретает проблема изучения ресурсов личности. Ресурс совладающего поведения понимается как совокупность личностных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются, и которые человек может осознанно использовать в процессе совлада-ния с трудной жизненной ситуацией [1].

Согласно Муздыбаеву, ресурсы индивида образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями и даже простое их наличие обеспечивает адаптивную функцию: придает уверенность человеку, поддерживает его самоидентичность, подкрепляет самоуважение [2].

Е.Ю. Кожевникова описывают копинг-ресурсы по локализации их источника: индивидуальные (организ-мические, когнитивные, личностные) и социальные (ресурсы социальной сети и социально-экономического положения) [3].

В.А.Бодров выделяет следующие «группы» ресурсов совладающего поведения [4]:

- Физические ресурсы - отражают состояние физического и психического здоровья.

- Материальные ресурсы - отражают уровень финансового, жилищного и др. обеспечения. Установлено, что люди с низким экономическим статусом чаще чувствуют бессилие перед лицом стрессовых обстоятельств и чаще выбирают стратегию избегания по сравнению с представителями более обеспеченных слоев общества.

- Социальные ресурсы - отражают уровень социальной и моральной поддержки; межличностные отношения, обеспечивающие помощь в процессе совладения с трудными, стрессовыми ситуациями.

- Личностные ресурсы - относительно стабильные

характеристики, включающие черты и установки, которые помогают индивиду справляться с трудными, стрессовыми ситуациями, облегчают адаптацию, обеспечивают эффективность поведения.

Остановимся более подробно на рассмотрении личностных ресурсов.

В современной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совла-дание с жизненными трудностями.

Д. А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.

Психологические особенности личности, определяющие возможность успешной социальной адаптации взаимосвязаны между собой и составляют интегральную характеристику психического развития - личностный адаптационный потенциал [5].

А. Г. Маклаков считает способность к адаптации не только индивидным, но и личностным свойством человека. Адаптационные способности человека зависят от психологических особенностей личности, которые определяют возможности адекватного регулирования физиологических состояний. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Личностный адаптационный потенциал, согласно А. Г. Маклакову, включает следующие характеристики:

- нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

- самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

- ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности;

- опыт социального общения.

Высокий уровень развития данных характеристик

является условием, необходимым для достижения личностью состояния адаптированности в процессе ее взаимодействия со средой [6].

Важность и значимость изучения личностных ресурсов связано с тем, что они являются относительно стабильными во времени, и независимыми от условий ситуации тенденциям к проявлению психологических реакций. В частности Р.Лазарус, указывая на то, что со-владающее поведение изменяется в зависимости от природы стрессора или условий среды, с одной стороны, подчеркивал необходимость учета стабильного личностного стиля, на основе которого осуществляются взаимоотношения с окружающим миром, с другой стороны. Им отмечалось, что из-за индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной [7].

Привычные, предпочтительные способы совладания с трудными ситуациями, используемые человеком, обозначаются как «стили совладания» (coping styles).

А.В. Либин и Е.В. Либина, определяют стиль совладания как «параметр индивидуального поведения, характеризующий способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляющийся или в форме психологической защиты от неприятных переживаний, или в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблем» [8,с.191].

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении специфики взаимосвязей между стилями совлада-ющего поведения и индивидуально-психологическими, и личностными особенностями.

Для проведения эмпирического исследования была подобрана батарея психодиагностических методик:

- для оценки уровня выраженности стилей совла-дающего поведения: опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (CISS), разработанный Н. С. Эндлером в соавторстве с Дж. А. Паркером (адаптация Т. Л. Крюковой);

- для оценки уровня выраженности индивидуль-но-психологических и личностных черт: опросник для диагностики свойств и типа темперамента Г. Айзенка (EPI, форма А); опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF) Р. Б. Кеттелла; методику «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда; методику изучения стилевых особенностей саморегуляции поведения (ССП-98) В. И. Моросановой; методики «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; методику «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири (адаптация Л. Н. Собчик); «Многомерный опросник исследования самоотношения» (МИС) С. Р. Пантелеева; «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д А Леонтьева.

Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 169 человека в возрасте от 17 до 25 лет.

Для статистической обработки данных применялись программы Statistica 6.0. Критериями анализа выступили: среднеарифметические значения; критерий различий (t-критерий Стьюдента); корреляционный анализ. Расчет производился с достоверностью p < 0,05.

Результаты исследования Частотный анализ корреляционных матриц позволил определить степень зависимости стилей совладающего поведения от индивидуально-психологических и личностных особенностей; регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств; типов межличностных отношений по количеству значимых коэффициентов корреляции. В таблице 1 представлено количество выявленных статистически значимых корреляций (p<0.05; p<0.01; p<0.001).

Как видно из представленных в таблице 1 данных, наибольшее количество взаимосвязей со стилями со-владающего поведения имеют показатели, отражающие уровень самоотношения и, особенно, с показателем 72

проблемно-ориентированного стиля. На рисунке 1 отражены статистически значимые положительные корреляционные связи между показателями: «самоуверенность» (г=0.48, при р< 0.01); «саморуководство» (г=0.48, при р< 0.01); «самоценность» (г=0.38 при р< 0.05); «самопривязанность»(г=0.35, при р< 0.05) и показателем проблемно-ориентированного стиля.

Таблица 1 - Количество статистически значимых корреляционных связей между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и стилями совладающего поведения

Индивидуально-психологические и личностные особенности Количество связей

индивид.-психолог.особенности 3

личностные характеристики 11

самоотношение 14

уровень субъективного контроля 2

мотивация 1

смысложизненные ориентации 9

стиль саморегуляции 5

тип межличностных отношений 6

То есть, чем выше представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном человеке, чем выше заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других, чем более сформировано представление о том, что судьба находится в собственных руках человека - тем выше вероятность применения проблемно-ориентированного стиля.

Рисунок 1 - Корреляционные взаимосвязи стилей со-владающего поведения с показателями самоотношения

Условные обозначения корреляционных связей:

полож. корреляция (p<0,05) полож. корреляция (p<0,01) полож. корреляция (p<0 001)

отриц. корреляция (p<0,05) отриц. корреляция (p<0,01) отриц. корреляция ( p<0 001)

Условные обозначения показателей: стили: ПОК-проблемно-ориентированный копинг (стиль); ЭОК-эмоционально-ориентированный копинг (стиль); КОИ- избегание; Отвлеч.- Отвлечение; Соц.от-влеч.-Социальное отвлечение.

Самоотношение: самоприн.- самопринятие; внутр.

чест. - внутренняя честность; саморук.-саморуковод-ство; самоприв.-самопривязанность; внутр.конф.- внутренняя конфликтность; самоцен.-самоценность; само-увер.-самоуверенность.

Выявлено, что субстиль «Социальное отвлечение» имеет наибольшее количество связей с показателями личностных характеристик. На рисунке 2а отражено, что показатель фактора «В», выраженность которого свидетельствует о развитом абстрактном мышлении, оперативности, сообразительности (г=0.42, при р< 0.01) и показатель фактора «Е», соответствующий полюсу «Доминантность» (г=0.32, при р< 0.01), положительно коррелируют с показателем рассматриваемого субстиля, тогда как показатели фактора <^», выраженность которого соответствует полюсу «Подозрительность» (г=-0.38, при р< 0.01) и фактора <^2», соответствующий полюсу «Нонконформизм» (г=-0.32, при р< 0.01) - отрицательно коррелируют.

То есть, чем выше настороженность по отношению к людям; автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении, а также, чем выше независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение, тем ниже вероятность применения субстиля «Социальное отвлечение».

Рис.2а. Взаимосвязь стилей совладающего поведе-

ния с показателями личностных характеристик

Рис.2б. Взаимосвязь стилей совладающего поведения с показателями смысложизненных ориентаций Рисунок 2-Корреляционные взаимосвязи стилей со-владающего поведения с показателями личностных характеристик и смысложизненных ориентаций

Условные обозначения корреляционных связей:_

полож. корреляция (р<0,05) полож. корреляция (р<0,01) полож. корреляция (р<0,001)

отриц. корреляция (р<0,05) отриц. корреляция (р<0,01) отриц. корреляция ( р<0,001)

Условные обозначения показателей (рисунок 2а):

стили: ПОК-проблемно-ориентированный копинг (стиль); ЭОК-эмоционально-ориентированный копинг (стиль); КОИ- избегание; Отв.-отвлечение; Соц .О.-Социальное отвлечение.

Личностные характеристики: Фактор Q2 «конформизм - нонконформизм»; Фактор Е «подчиненность -доминантность»; Фактор С «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость»; Фактор L «доверчивость - подозрительность»; Фактор В «интеллект»; Фактор I «жесткость - чувствительность»; Фактор М «практичность - развитое воображение»; Фактор Н «робость - смелость»; Фактор Q1 «консерватизм - радикализм».

Условные обозначения показателей (рисунок 2б):

стили: ПОК-проблемно-ориентированный копинг (стиль); ЭОК-эмоционально-ориентированный копинг (стиль); КОИ- избегание.

Смысложизненные ориентации: ОЖ-осмысленность жизни; Цели-цели жизни; Резул.-результативность жизни.

На рисунке 2б показаны выявленные взаимосвязи стилей совладающего поведения и смысложизненных ориентаций.

Установлено, что показатель «Осмысленность жизни»; показатели субшкал «Цели в жизни» и «Результативность жизни» (г= 0.44, при р< 0.01; г=0.54, при р< 0.001; г=0.34, при р< 0.05, соответственно) положительно коррелируют с показателем проблемно-ориентированного стиля и отрицательно (г=-0.34, при р< 0.05; г=-0.39, при р< 0.05; г=-0.36, при р< 0.05, соответственно) с показателем эмоционально-ориентированного стиля.

Таким образом, чем выше уровень осмысленности жизни, чем выше восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом, тем выше вероятность применения проблемно-ориентированного стиля и ниже вероятность применения эмоционально-ориентированного стиля.

В результате проведенного исследования была выявлена специфика взаимосвязей между стилями совлада-ющего поведения и индивидуально-психологическими и личностными особенностями. Было установлено, что выбор проблемно-ориентированного стиля, направленного на рациональный анализ проблемы, в большей степени связан с показателями самоотношения и смыс-ложизненных ориентаций.

Проведенное исследование позволяет расширить представления о том, благодаря каким индивидуально-психологическим и личностным особенностям обеспечивается выбор продуктивного стиля совладающего повеления и, соответственно, высокий уровень адапти-рованности, а какие особенности, наоборот, имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающе-го поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 376 с.

2.Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ [электронный ресурс]// Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998.Т.1. - №2. http://read.newlibrary. ru/read/muzdybaev_k_/page0/strategija_sovladanija_s_ zhiznennymi_trudnostjami.html.

3.Кожевникова Е.Ю. О ресурсах совладающего поведения. // Человек. Сообщество. Управление: науч.- инф. журн. Краснодар, 2001.№2.С.107-117.

4. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.

5.Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. С. 56-65.

6.Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22.

№ 1. С. 16-24.

7.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. С.178-208.

8.Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами?. М.: Смысл, 1998. С. 190 - 204.

INFLUENCE OF INDIVIDUAL AND PERSONAL QUALITIES ON A CHOICE OF COPING BEHAVIOR STYLES

> 2013

M.V. Zhuykova, candidate of psychological science, associate professor of the chair «General psychology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation: This article presents the results of a study to determine the effect of individual psychological and personality characteristics on coping style.

Keywords: coping styles, difficult situation, individual psychological qualities, personality characteristics, self-attitude.

УДК 371.261

АНАЛИЗ ОЦЕНОЧНЫХ СИСТЕМ И ОЦЕНОЧНЫХ ШКАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РОССИИ И В ОБЩЕЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

© 2013

Э.Ф. Исмагилова, аспирант

Института Экономик, Управления и Права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается роль оценочных шкал в системе контроля и оценивания знаний, выявлены педагогические условия реализации принципа гуманизма, обеспечивающего гуманистический характер оценивания знаний обучающихся.

Ключевые слова: оценка, отметка, оценочные системы, оценочные шкалы, Единый Государственный экзамен, пятибалльная шкала, четырехбалльная шкала, стобалльная шкала.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Оценка качества образования основывается на оценке образовательных достижений учащихся. Согласно классическим концепциям, оценку учебных достижений обучающихся следует базировать на принципах объективности, справедливости и гуманизма. Для повышения объективности оценивания было осуществлено внедрение единого государственного экзамена. Однако проблема разработки механизмов и критериев оценивания знаний обучающихся, так и осталась полностью разрешенной.

Данное противоречие приводит к необходимости разработки оптимальной системы оценивания образовательных достижений учащихся: диагностики уровня остаточных знаний, выявления их соответствия образовательным стандартам, использование системы оценивания как средства совершенствования образовательных достижений учащихся.

Находясь в социуме и постоянно контактируя с разными людьми, человек всегда стремится к тому, чтобы вызывать реакцию у окружающих. В процессе деятельности оценка наблюдателей наилучшим способом помогает отследить обратную связь для корректирования дальнейших действий. То же самое происходит и в образовательном процессе.

Анализ педагогической литературы и задачи исследования обусловили необходимость уточнения терминов «оценка» и «отметка».

Большинство источников склоняется к тому, что «оценка»:

- это процесс деятельности оценивания, осуществляемый человеком и формирующий ориентиры для дальнейших действий в достижении цели [1];

- это контролирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

- это выявление качества выполнения учебных задач, поставленных перед учениками в процессе обучения, уровня их подготовленности, развития, сформированно-сти умений и навыков.

Так же оценка должна обладать рядом следующих характеристик: быть гласной, достаточно обоснованной и аргументированной, правильно соотноситься с мнением ученического коллектива.

В свою очередь «отметка»:

- это количественное выражение оценки [2];

- это условно-формальный результат процесса оценивания, выражающий учебные достижения обучаемых в буквах или цифрах;

- это отражатель и фиксатор оценки.

Таким образом, оценка является процессом и преимущественно влияет на эмоционально-волевую сферу. Отметка является фиксированием результата, необходимого для мониторинга уровня освоения остаточных знаний.

Необходимость унификации и стандартизации отметок приводит к введению систем оценивания и контроля знаний и шкал. Они помогают отслеживать качество освоения образовательных программ и, в пределах возможностей, относительно объективно разбивать учеников по уровням подготовленности и успешности в разных областях [3].

В мировой практике используются разные системы отметок и шкал оценивания знаний. Они могут быть выражены как в численном, так и в буквенном обозначении (А, В, С, D, Е). В основе любой шкалы лежит словесная оценка, которая плавно переходит в отметку. Словесная оценка может быть одинаковой, а шкалы цифр разные и даже противоположные. В настоящее время насчитывается двенадцать видов оценочных шкал.

По правилам математической статистики количество баллов в шкале должно быть нечетным и иметь в центре один из баллов [4]. Это условие становится значительным при шкалах, содержащих менее 20 баллов. Так же меньшее количество баллов предполагает размытость при определении уровня усвоения знаний обучаемых.

Выбор шкалы оценивания знаний в некоторых случаях зависит и от экономического и социального уровня страны.

При анализе экономического и социального прогресса стран часто используется показатель «индекс человеческого развития» (ИЧР).

ИЧР - это показатель уровня развития человека в той или иной стране. Индекс измеряет достижения стран по трем основным показателям:

1. Здоровье и долголетие. Они измеряются показателем ожидаемой продолжительности жизни при рожде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.